">
Информатика Сети ЭВМ и телекоммуникаций
Информация о работе

Тема: Информационно-справочная система картотека ГАИ

Описание: Создание программы «Информационно-справочная система Картотека ГАИ», предназначенной для ведения учета и хранения данных о сотрудниках и автомобилях в ГАИ. Запись, хранение, поиск, извлечение и модификация информации о автомобилях и сотрудниках ГАИ.
Предмет: Информатика.
Дисциплина: Сети ЭВМ и телекоммуникаций.
Тип: Билеты к экзамену
Дата: 08.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 34
Поднять уникальность

Похожие работы:

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Постановка задачи……………………………………………………....4

Системное и техническое обеспечение…………………………………5

Структура программного комплекса…………………………….........7

Описание применения…………….……………………………………..8

Программа и методика испытаний………………………………….....11

Инструкция для пользователя….……………………………………....15

Руководство программиста……………………….………………….....18

Заключение……………………..………………………………………...19

Список использованных источников…………………………..…….....20

Приложение А………………………………………………………….....21

Приложение Б……………………………………………………….........26

Введение

Темой задания на курсовой проект является программа «Информационно-справочная система картотека ГАИ», предназначенная для ведения учета и хранения данных о сотрудниках и автомобилях.

Информационная система - это некий механизм для хранения, поиска, извлечения и модификации некоторой информации. Прообразом современных информационных систем могут служить мудрецы и летописцы, им на смену пришли архивы и библиотечное дело. Современные информационные системы базируются на компьютерной технологиях. Задачи информационных систем остались, тем не менее, прежними.

Классический пример информационной системы - это система резервирования авиабилетов. В ней хранится информация о рейсах, о том, сколько и какого класса места есть на каждом рейсе, сколько билетов продано и сколько зарезервировано и т.д.

Оператор, работая с такой системой, ничего не знает про то, как хранится и обновляется информация, про то, как вообще сделана эта система. Оператор знает как работать с этой системой - для бронирования авиабилета он выбирает кнопку с названием "Забронировать место", а не "добавить такие-то данные в такой-то файл". Тем не менее, нажатие этой кнопки приводит именно к некоторым изменениям в данных, отражающих факт резервирования билета на какой-то рейс. А другой оператор, попытающийся зарезервировать билеты на этот же самый рейс, должен увидеть на одно свободное место меньше.

Информационная система - это комплексная система, включающая организационную часть, аппаратное и программное обеспечение и, собственно, информацию. В той же системе резервирования авиабилетов есть и терминалы для работы операторов, и компьютеры, в которых хранится вся эта информация, и специальная служба, которая отвечает за установку новых рабочих мест и т.д. Для занесения информации о новых рейсах существует специальная методика и есть люди, отвечающие за своевременное обновление такой информации.

Постановка задачи

Основанием для разработки программы является задание, выданное учащемуся на курсовую работу по разработке и сопровождению программного обеспечения.

Поскольку пользователи программы могут не являться квалифицированными пользователями ЭВМ, данная программа должна быть весьма понятна всем пользователям ПК.

Данной постановкой задачи является создание программы «Информационно-справочная система Картотека ГАИ», предназначенной для ведения учета и хранения данных о сотрудниках и автомобилях в ГАИ.

Программа должна записывать, хранить, искать, извлекать и модифицировать информацию о автомобилях и сотрудниках ГАИ.

Системное и техническое обеспечение

Для успешного функционирования и работы данной программы необходимо отметить ряд следующих требований, предъявляемых к параметрам персонального компьютера:

Минимальные требования:

- процессор Intel Pentium 2 или совместимый

- наличие монитора VGA с разрешением экрана 800x600

- объём оперативной памяти 256 Мб

- Microsoft – совместимая клавиатура

- манипулятор типа “мышь”

- операционная система Windows XP и выше;

- наличие видео карты.

Рекомендуемые требования:

- любые требования, лучше вышеизложенных;

В ходе разработке программного продукта должна быть подготовлена следующая документация:

введение;

текст программы;

описание программы;

описание применения;

руководство программиста;

программа и методика испытаний.

пояснительная записка

титульный лист;

техническое задание.

В качестве среды разработки используется версии С++Builder6. Она позволяет использовать большие возможности, предоставляемые выбранной операционной системой, в разработке интерфейса программы, удовлетворяющего требованиям и стандартам, предъявляемым к программе, работающей в среде Windows. Данная среда разработки имеет в своем составе группу уже готовых компонентов, предоставляемых для использования их при разработке программы. При разработке программы следует опираться на следующие параметры: необходимый объем жесткого диска, рекомендуемое разрешение экрана и объем оперативной памяти.

Структура программного комплекса

Наименование программы: «Информационно-справочная система картотека ГАИ ».

Программу написал Оглашевич Евгений Григорьевич, уч-ся гр. П-3 отделения «Бухгалтерский учёт и информационные технологии» 2011-2012 учебного года.

Компилятор, встроенный в С++Builder6, обеспечивает высокую производительность, необходимую для построения приложений в архитектуре “клиент-сервер”. Этот компилятор в настоящее время является самым быстрым в мире, его скорость компиляции составляет свыше 120 тысяч строк в минуту на компьютере 486DX33. Он предлагает легкость разработки и быстрое время проверки готового программного блока, характерного для языков четвертого поколения (4GL) и в то же время обеспечивает качество кода, характерного для компилятора 3GL.

С++Builder6 предлагает разработчикам - как в составе команды, так и индивидуальным - открытую архитектуру, позволяющую добавлять компоненты, где бы они ни были изготовлены, и оперировать этими вновь введенными компонентами в визуальном построителе. Разработчики могут добавлять CASE-инструменты, кодовые генераторы, а также авторские «help’ы», доступные через меню С++Builder6.

Программа представляет собой информационно-справочную систему. Она предоставляет возможность записывать, хранить, искать, извлекать и модифицировать информацию о сотрудниках и автомобилях в ГАИ.

Программа эксплуатируется на предприятии, т.е. в ГАИ. Для работы с данной программой используется «мышь» и «клавиатура».

Описание применения

Основанием для разработки программы является задание, выданное учащемуся на курсовую работу по разработке и сопровождению программного обеспечения.

Данная программа разрабатывалась с учетом всех особенностей современных ЭВМ. Поэтому для работы программы не требуется какой-либо особенной конфигурации компьютера.

Так как работа с программой подразумевает эксплуатацию ЭВМ, то необходимо соблюдать правила техники безопасности и охраны труда:

1) продолжительность непрерывной работы на ЭВМ не должна превышать: для несовершеннолетних – 25 минут с 10 – минутным перерывом, для взрослых – 30 минут с 10 – перерывом;

2) общая продолжительность работы за компьютером не должна превышать в день: для несовершеннолетних – не более 3-х часов, для взрослых – не более 4-х часов;

3) не допускать попадания внутрь компьютера металлических предметов, воды, насекомых и животных;

4) не допускать чрезмерного накопления пыли внутри компьютера, своевременно проводя работы по техническому обслуживанию;

6) если компьютер не эксплуатируется длительное время, а также перед любыми работами по обслуживанию, вынимать вилку питания из электрической розетки;

7) не ставить на блоки компьютера тяжелые предметы;

8) не подключать и не отключать интерфейсные кабели при включенном электропитании;

Так же при работе на ЭВМ может произойти поражение электрическим током. Во избежание опасности поражения электрическим током, нужно соблюдать правила техники безопасности:

1) компьютер можно подключать только к электрической розетке, имеющей заземленный контакт;

2) не снимать крышку корпуса компьютера при включенном электропитании;

3) не работать с компьютером, если поврежден сетевой кабель.

4) не касаться частями тела питающих проводов;

5) не работать на ЭВМ мокрыми руками;

6) не работать на ЭВМ во время грозы;

7) не пользоваться открытым огнем при работе на ЭВМ;

8) вынимая вилку, держаться за вилку, а не за кабель. Не касаться вилки влажными руками;

Немедленно отключите компьютер от электрической сети, если:

1) появился огонь или запах;

2) поврежден сетевой кабель, разъем или розетка;

3) при повреждении крышки дисковода;

4) внутрь компьютера попала вода или металлический предмет.

Предосторожности при использовании компакт дисков:

1) не наклеивать этикетки на диски. Это может привести к дисбалансу диска и его разрушению;

2) при загрузке или извлечении компакт-диска пользоваться только специальной клавишей на передней панели дисковода.

Требования, предъявляемые к организации и оборудованию автоматизированных рабочих мест:

1) компьютер предназначен для эксплуатации в закрытых отапливаемых помещениях с низкой запыленностью;

2) планировка рабочего места должна удовлетворять требованиям удобства выполнения работ, экономии энергии и времени.

3) при небольшом количестве рабочих предпочтение следует отдавать расстановке ЭВМ у стены, противоположной оконным проемам;

4) конструкция рабочей мебели (столы, кресла и стулья) должна обеспечивать возможность индивидуальной регулировки соответственно росту работающего и создать условия для удобства при работе.

5) для обеспечения нормальных условий труда санитарные нормы РБ устанавливают на 1 работающего объем производственного помещения не менее 20 м3; площадь помещения, выгороженного стенами или глухими перегородками не менее 4.5 м2 ;

6) при выборе помещения рекомендуется использовать помещения с одностороннем расположением световых проемов, обязательно снабженных солнцезащитными устройствами: шторами, жалюзи и т.д

7) в помещении температура воздуха должна составлять 19-210С, относительная влажность воздуха 55-56%, скорость движения воздуха не более 0.2 м/с;

8) необходимо изолировать компьютер от непосредственного воздействия сильных электромагнитных полей и электрических шумов;

9) Рекомендуется использование люминесцентных светильников дневного света;

10) светильники должны располагаться над проходами между рядами рабочих мест сплошной линией или линией с разрывами;

Выполнение вышеописанных требований и правил при выборе расположения и организации рабочего места пользователей ЭВМ значительно снизит жалобы пользователей на усталость и утомление, предупредит появление и развитие общих зрительных и других нарушений, а также повысит работоспособность пользователей.

Программа и методика испытаний

Объектом испытаний является программа «Информационно-справочная система Картотека ГАИ».

Данная программа предназначена для хранения данных о сотрудниках и автомобилях в ГАИ.

Целью испытания данной программы является проверка корректной работы в соответствии с постановкой задачи и техническим заданием.

Необходимо проверить верность соблюдения программой команд пользователя, корректность формирования отчета, при этом не приводя к сбоям самой программы.

Программа должна без сбоев работать в соответствии с заданным алгоритмом и адекватно реагировать на команды пользователя.

К испытаниям была предоставлена следующая документация:

введение;

текст программы;

описание программы;

руководство программиста;

программа и методика испытаний;

пояснительная записка;

титульный лист;

техническое задание.

Программная документация должна в полной мере соответствовать требованиям стандартов.

Для начала работы программы необходимо запустить файл «GAI.exe»,

который находится в каталоге с программой.

На экране появится первое окно программы.



После того как загрузиться программа появиться Главное окно программы



В этом окне находиться вся информация о автомобилях, нарушителях, и др. Её можно посмотреть, добавить, редактировать, удалить данные, так же можно найти нужный вам автомобиль.

Так же можно добавлять, изменять, удалять информацию о сотрудниках ГАИ.



Попробуем протестировать программу:

Вместо цифр в разделе редактирования «Телефон» попробуем ввести буквы



Программа не вводит буквы так как в этом разделе числовой тип данных,

Программа работает нормально

Инструкция для пользователя

На Главном окне программы находяться следующие элементы управления программой:



1- База данных;

2- элементы редактирования информации;

3- элемент поиска информации, осуществляется по критерию «Владелец автомобиля»;

На главном окне Вы можете воспользоваться также следующими кнопками:

Добавить - Добавление новой записи в базе данных.

При нажатии на кнопку Добавить появляется окно "Редактирование базы данных":

Изменить - Изменение выделенной информации:

Удалить – Удаление выделенной информации

Редактирование списка автомобилей;

При нажатии появляется окно "Редактирование списка автомобилей":



При выборе кнопки «Сотрудники» в меню программы в окне появятся следующие элементы управления программой:



База данных;

элементы редактирования информации;

3- поиск данных в таблице (Осуществляется по критерию "Фамилия");

На главном окне Вы можете воспользоваться также следующими кнопками:

Добавить - Добавление новой записи в базе данных.

При нажатии на кнопку Добавить появляется окно "Редактирование базы данных":

Изменить - Изменение выделенной информации:

Удалить – Удаление выделенной информации.

Редактирование списка сотрудников;

При нажатии появляется окно

"Редактирование списка сотрудников":



Руководство программиста

Язык программирования является важным фактором при написании программы, который в итоге влияет на качество получаемого программного продукта.

С++Builder6 является мощной современной и профессиональной средой разработки, которой по плечу любые задачи: от создания простых программ, предназначенных для решения несложных задач, до разработки сложнейших реляционных систем управления базами данных.

Среда программирования С++Builder6 большей частью направлена на быстрое создание удобного интерфейса.

Но самое главное заключается в том, что во время проектирования формы и размещения на ней компонентов С++Builder6 автоматически формирует коды программы, включая в нее соответствующие фрагменты, описывающие данный компонент. А затем в соответствующих диалоговых окнах программист может изменить заданные по умолчанию значения каких-то свойств этих компонентов и, при необходимости, написать обработчики каких-то событий. То есть проектирование сводится, фактически, к размещению компонентов на форме, заданию некоторых их свойств и написанию, при необходимости, обработчиков событий.

В связи с вышеописанными качествами для написания программы была выбрана среда разработки С++Builder6. Чтобы установить программу на компьютер, следует скопировать папку «Проект», в необходимую директорию.

Копирование можно произвести из окна проводника операционной системы или окна «Мой компьютер», а также с помощью любого файлового менеджера. После завершения копирования папки «Проект» необходимо открыть ее и запустить файл «GAI.exe», после чего откроется окно программы.

Написанная программа состроит из следующих процедур: (приложение Б

Заключение

Задание состояло в разработке программного средства «Информационно-справочная система Картотека ГАИ ».

В процессе разработки программного продукта был создан простой и интуитивно понятный в использовании интерфейс. Он содержит понятные названия на кнопках и всплывающие подсказки, что позволяет быстро и легко ориентироваться в программе, а также быстро и эффективно выполнить необходимые действия. Это позволяет даже неопытному пользователю применять в работе данное приложение. Программное средство соответствует заданной мне постановке задачи, в программе выполнены и работают все используемые компоненты.

Список использованных источников

ГОСТ 19.105 – 78 ЕСПД. Общие требования к программным документам.

Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal и Delphi.—

СПб.: BHV — Санкт-Петербург, 1998.

DRKB3_Full. Скомпилированный файл справки в формате HTML

Шпак Ю.А. Delphi в примерах.

А.Я. Архангельский Программирование в Delphi 7

Культин Н. Б. Основы программирования в Delphi 7

http://www.allbest.ru

Библия Delphi (Михаил Фленов)

ПриложениеА

ЛИСТИНГ ПРОГРАММЫ

//---------------------------------------------------------------------------

#include

#pragma hdrstop

#include "Unit1.h"

#include "Unit2.h"

//---------------------------------------------------------------------------

#pragma package(smart_init)

#pragma resource "*.dfm"

TForm1 *Form1;

//---------------------------------------------------------------------------

__fastcall TForm1::TForm1(TComponent* Owner)

: TForm(Owner)

{

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm1::Timer1Timer(TObject *Sender)

{

Close();

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm1::Button1Click(TObject *Sender)

{

Form2->Show();

}

//---------------------------------------------------------------------------

//---------------------------------------------------------------------------

#include

#pragma hdrstop

#include "Unit1.h"

#include "Unit2.h"

#include "Unit3.h"

#include "Unit4.h"

#include "Unit5.h"

//---------------------------------------------------------------------------

#pragma package(smart_init)

#pragma resource "*.dfm"

TForm2 *Form2;

//---------------------------------------------------------------------------

__fastcall TForm2::TForm2(TComponent* Owner)

: TForm(Owner)

{

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm2::ADOQuery1AfterScroll(TDataSet *DataSet)

{

if (ADOQuery2->Active) ADOQuery2->Close();

ADOQuery2->Parameters->FindParam("Z")->Value=ADOQuery1->FieldByName("id")->Value;

ADOQuery2->Open();

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm2::ADOQuery1BeforeDelete(TDataSet *DataSet)

{

while (ADOQuery2->RecordCount) ADOQuery2->Delete();

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm2::ADOQuery2NewRecord(TDataSet *DataSet)

{

ADOQuery2->FieldByName("Vladelec")->Value=ADOQuery1->FieldByName("id")->Value;

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm2::FormCreate(TObject *Sender)

{

Form1=new TForm1(this);

Form1->ShowModal();

Form1->Free();

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm2::BitBtn1Click(TObject *Sender)

{

Form3 -> Show();

Form2->ADOQuery1 -> Insert() ;

Form2->ADOQuery2 -> Insert() ;

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm2::BitBtn2Click(TObject *Sender)

{

Form3->Show();

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm2::BitBtn3Click(TObject *Sender)

{

ADOQuery1 -> Delete();

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm2::N3Click(TObject *Sender)

{

Application->Terminate();

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm2::N2Click(TObject *Sender)

{

Form4->Show();

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm2::N4Click(TObject *Sender)

{

Form5->Show();

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm2::Edit1Change(TObject *Sender)

{

TLocateOptions SOptions;

DBGrid1->DataSource->DataSet->Locate("Vladelec", Edit1->Text, SOptions<}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm2::N5Click(TObject *Sender)

{

Application->HelpCommand(11,0) ;

}

//---------------------------------------------------------------------------

//---------------------------------------------------------------------------

#include

#pragma hdrstop

#include "Unit3.h"

#include "Unit2.h"

//---------------------------------------------------------------------------

#pragma package(smart_init)

#pragma resource "*.dfm"

TForm3 *Form3;

//---------------------------------------------------------------------------

__fastcall TForm3::TForm3(TComponent* Owner)

: TForm(Owner)

{

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm3::Button2Click(TObject *Sender)

{

Close();

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm3::Button1Click(TObject *Sender)

{

Form2->ADOQuery1->Post();

Form2->ADOQuery2->Post();

Close();

}

//---------------------------------------------------------------------------//---------------------------------------------------------------------------

#include

#pragma hdrstop

#include "Unit4.h"

#include "Unit2.h"

#include "Unit5.h"

#include "Unit6.h"

#include "Unit3.h"

//---------------------------------------------------------------------------

#pragma package(smart_init)

#pragma resource "*.dfm"

TForm4 *Form4;

//---------------------------------------------------------------------------

__fastcall TForm4::TForm4(TComponent* Owner)

: TForm(Owner)

{

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm4::N5Click(TObject *Sender)

{

Form2->Show();

Close();

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm4::Edit1Change(TObject *Sender)

{

TLocateOptions SOptions;

DBGrid1->DataSource->DataSet->Locate("familija", Edit1->Text, SOptions<}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm4::N4Click(TObject *Sender)

{

Application->Terminate();

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm4::N2Click(TObject *Sender)

{

Form5->Show();

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm4::BitBtn2Click(TObject *Sender)

{

Form6->Show();

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm4::BitBtn3Click(TObject *Sender)

{

Form4->ADOQuery1->Delete();

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm4::BitBtn1Click(TObject *Sender)

{

Form6 -> Show();

Form4->ADOQuery1 -> Insert() ;

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm4::N3Click(TObject *Sender)

{

Application->HelpCommand(11,0);

}

//---------------------------------------------------------------------------

//---------------------------------------------------------------------------

#include

#pragma hdrstop

#include "Unit5.h"

//---------------------------------------------------------------------------

#pragma package(smart_init)

#pragma resource "*.dfm"

TForm5 *Form5;

//---------------------------------------------------------------------------

__fastcall TForm5::TForm5(TComponent* Owner)

: TForm(Owner)

{

}

//---------------------------------------------------------------------------

//---------------------------------------------------------------------------

#include

#pragma hdrstop

#include "Unit6.h"

#include "Unit4.h"

//---------------------------------------------------------------------------

#pragma package(smart_init)

#pragma resource "*.dfm"

TForm6 *Form6;

//---------------------------------------------------------------------------

__fastcall TForm6::TForm6(TComponent* Owner)

: TForm(Owner)

{

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm6::BitBtn1Click(TObject *Sender)

{

Form4->ADOQuery1->Post();

Close();

}

//---------------------------------------------------------------------------

void __fastcall TForm6::BitBtn2Click(TObject *Sender)

{

Close();

}

//---------------------------------------------------------------------------

Приложение Б

Процедуры программы «GAI»

Unit1

void __fastcall TForm1::Timer1Timer(TObject *Sender)– процедура входа в программу;

void __fastcall TForm1::Button1Click(TObject *Sender) - )– процедура входа в программу;

unit2

void __fastcall TForm1::ADOQuery1AfterScroll(TDataSet *DataSet);-функция передачи содержимого переменной Z.

void __fastcall TForm1::ADOQuery1BeforeDelete(TDataSet *DataSet);-функция происходящая перед удалением записи таблицы.

void __fastcall TForm1::ADOQuery2NewRecord(TDataSet *DataSet);-функция при создании новой записи присваивает значение Animals(Второстепенная таблица) в ID(Главная таблица).

void __fastcall TForm2::FormCreate(TObject *Sender) – связывает заставку и Главное окно;

void __fastcall TForm2::BitBtn1Click(TObject *Sender) – процедура добавления данных в таблицу;

void __fastcall TForm2::BitBtn2Click(TObject *Sender) – процедура изменения данных в таблице;

void __fastcall TForm2::BitBtn3Click(TObject *Sender) – процедура удаления;

void __fastcall TForm2::N3Click(TObject *Sender) – выход из программы;

void __fastcall TForm2::N2Click(TObject *Sender) – переход на окно «Сотрудники»;

void __fastcall TForm2::N4Click(TObject *Sender)- переход на окно «О создателе»;

void __fastcall TForm2::Edit1Change(TObject *Sender) - процедура поиска;

void __fastcall TForm2::N5Click(TObject *Sender) – процедура вызова справки ;

unit3

void __fastcall TForm3::Button2Click(TObject *Sender) – процедура выхода из формы;

void __fastcall TForm3::Button1Click(TObject *Sender) – процедура сохранения данных;

unit4

void __fastcall TForm4::N5Click(TObject *Sender) – процедура перехода на Главную форму;

void __fastcall TForm4::Edit1Change(TObject *Sender) – процедура поиска;

void __fastcall TForm4::N4Click(TObject *Sender) – процедура выхода из программы;

void __fastcall TForm4::N2Click(TObject *Sender) – переход на форму «О создателе»;

void __fastcall TForm4::BitBtn2Click(TObject *Sender) - переход на форму редактирования данных;

void __fastcall TForm4::BitBtn3Click(TObject *Sender) – процедура удаления данных;

void __fastcall TForm4::BitBtn1Click(TObject *Sender) - процедура добавления данных;

void __fastcall TForm4::N3Click(TObject *Sender) – процедура вызова спраки;

unit6

void __fastcall TForm6::BitBtn1Click(TObject *Sender) - процедура сохранения данных;

void __fastcall TForm6::BitBtn2Click(TObject *Sender)– процедура закрытия формы;

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.