">
История Всемирная история
Информация о работе

Тема: Петиция о праве 1628 г. в Англии. Предпосылки буржуазной революции

Описание: Королевская администрация. Парламент 1640-1653 гг. в Англии и его законодательство. Содержание и значение акта. Декларация независимости США 1776 г. Компетенция Национального собрания. Законодательная власть. Объединение Германии железом и кровью.
Предмет: История.
Дисциплина: Всемирная история.
Тип: Шпаргалки
Дата: 03.09.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 124
Поднять уникальность

Похожие работы:

47 Петиция о праве 1628 г. в Англии. Предпосылки буржуазной революции.

В начале 17в. в Англии наблюдалось быстрое эконом развитие. Больших успехов достигли промышленность и торговля. Тем не менее, в обществе зрело недовольство. Буржуазию раздражала цеховая регламентация, мелочная опека производства со стороны гос-ва. Широкие слои населения выражали несогласие с налоговой с, внешней, религиозной политике короля, протестовали против произвола, творимого королевскими чиновниками. Петиция о праве1628г. Была предоставлена «его королевскому величеству». В ней сформулирован ряд требований, на кот парламент требует обратить внимание. В ней перечисляются злоупотребл. королевской администрации, ссылаясь на «велик Хартию вольностей»:1) не уплачивать дары, займы, налоги, сборы в корол казну без общего согласия.2)человек не заключался в тюрьму за отказ платить налоги.3) армия не размещ. на постой в дома жителей.4) полномочия для ведения суда по воен. законам были уничтожены. 5) никакие лица не недалялись особ. полномоч., кот могут служить для предания подданных смерти «противно законам». Так в ней был отражен гл. полит. вопрос революции-права короля в отношении жизни и имущества подданных. Была прочитана 2 июня 1628г. и король согласился с ней.

48. Долгий парламент 1640-1653 гг. в Англии и его законодательство.

Долгий парламент (ДП) был созван Карлом 1-ым и его советниками в 1640 году. Чтобы обезопасить себя от неожиданного роспуска, ДП принял:1)трехгодичный акт, предусматривающий созыв парламента каждые 3 года, независимо от воли короля, 2)парламент не может быть распущен иначе, как по его собственному решению. Спец актом были ликвидированы такие важные инструменты корол абсолютизма, как Звездная палата и Высокая комиссия. Парламент 1 декабря 1641 г. принял Великую ремонстрацию (программа классов-союзников в революции, как она виделась им на данном этапе). В Ремонстрации выдвигались требования: удалить епископов из палаты лордов и уменьшить их власть над подданными. С этой целью предлагалось произвести полную реформацию церкви. Многие статьи Ремонстрации посвящены вопросам неприкосновенности собственности как движимой, так и недвижимой. Отмечалась также незаконность огораживания общинных земель, о разорении суконной промышленности. Ряд статей указывал на уничтожение и невозможность впредь произвола во взимании налогов со стороны корол власти и беспарламентского правления. Все принятые ДП документы ограничивали корол власть и содействовали утверждению К монархии. ДП принимает к обсуждению билль о ликвидации епископата, отнимает у Карла1 командование армией. Устанавливается, что беспарламентское правление может продолжаться не более 3 лет. В случае, если это правило игнорируется королем и его правительством, инициатива выборов переходит к шерифам, а если и последние бездействуют, - к населению. Летом 1641 года ДП: 1)разгоняет полит трибуналы абсолютизма, 2)законные суды - суды "общего права" (и суд канцлера), 3)независимость судей от короны и их несменяемость, 4)никакой налог и никакие пошлины не могут быть взысканы без согласия парламента. В предвидении гр войны парламент берет на себя исполнение исполнит власти: 1)распущенна королевская армия, 2)создает армию парламентскую. Первые бои выявили крупные недостатки в организации этой армии ( была проведена военная реформа: 1)ополчения, созданные на местной основе, были распущены, 2)новые формирования стали набираться из солдат, 3)создавалось единое командование, 4)строгая дисциплина и ответственность военнослужащих перед военным судом., 5)повсеместное однообразное налоговое обложение. В итоге конфликт армии и парламента ( гос переворотом. Ему предшествовало "Народное соглашение" между индепендентами и лебеллерами: 1)роспуск ДП; 2)новые выборы с участием всех мужчин; 3)равное представительство в парламенте от графств; 4)равенство всех перед законом и т. д. В декабре 1648 года армия оккупирует Лондон. ( 40 человек из парламента было арестовано, осталось 100 послушных армии депутатов ( палату был внесен законопроект о суде над королем, которого обвиняли в нарушении законов страны, в ведении войны против народа. После казни короля в 1649 г. парламент объявил Англию республикой. Палата лордов ( упразднена, а палата общин ( верховной властью. Высшим исполнит органом ( Гос совет. В его задачи входило: 1)противодействие восстановлению монархии, 2)управление вооруж силами страны, 3)установление налогов, 4)управление торговлей и внешней полит страны. Обязанная своим установлением народным массам, республика ( ничего для них не сделала. В этом главная причина ее слабости, и это предопределило ее гибель. Власть Кромвеля все более приобретала характер личной диктатуры. Не получив опоры в парламенте, Кромвель в 1653 г. разогнал его.

49. «Орудие управления» 1653 г. в Англии. Диктатура О. Кромвеля. «Реставрация» 1660 г. и Хабеас Корпус Акт 1679г. в Англии.

Диктатура Кромвеля Долгий парламент и армия – противостояние. В итоге - гос переворот 20 апреля 1653г, парламент - разгоняется армией. Избирается новый(Малый), парламент и тоже распускается; Кромвель получает титул лорда - протектора Англии, Шотландии и Ирландии. Его парламент заседает с 1654 по 1655 год, а власть на местах - генерал-майорам. Англия подчиняется военной диктатуре. Противники диктатуры уничтожены, в гос-ве действуют чрезвычайные комиссии - суды. Лорд-протектор прямо и открыто навязывает свои религиозные воззрения согр-ам. 17 сентября 1656 года Кромвель созывает второй парламент периода протектората. Оставшиеся депутаты в основном пассивны, за исключением 50, которые демонстративно оставляют зал заседаний. Парламент - послушная структура, так как его покинули все депутаты, способные стать в оппозицию режиму. Парламент получает название: "Второй парламент его светлости". В сентябре 1658 года Кромвель умирает. Режим лорда-протектора базировался на личной власти, => его сын (лорд-протектор), не смог долго удержаться на этом посту. С начала мая 1659г англ об-во созревает для реставрации Стюартов. Реставрация Стюартов. Причины и условия. 1)Реставрация происходила при соблюдении процедур. 1)Возвращаются депутаты долгого парламента. 3)Новый парламент объявляет о восстановлении на королевском престоле КарлаII. Король - простит всех, кто в течении 40 дней публично заявит, что будет верным подданным. Король - право на свободу совести. 1661-1679 - был парламент - долгий парламент 1681-1688 - бес парламентское правление. Обострился конфликт между тори и вигами (тори выиграли). Были приняты акты: 1)о религиозном единообразии (об обязательности англ обрядов), 2)о присяге, 3)манифест о веротерпимости, 4)Хабеас корпус акт - 1679. Habeas corpus act 1679г. - основа англ конституционализма. Содержание и значение акта. Акт (принятый 26 мая 1679г). содержал уточненный перечень гарантий от произвольного ареста и тайных расправ. Суть: обязанность, по приказу судьи, доставить в судебное заседание человека, для решения о законности задержания (задержанный за “уг или считаемое уг” деяние (кроме гос измены и тяжкого уг преступление) имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ “habeas corpus”, адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный). Тюремщик, надзиратель или шериф обязаны были подчиниться такому приказу и не только доставить задержанного (в срок 3 дня), но и “удостоверить истинные причины задержания и заключения”. Для решения вопроса судьей давался срок в 2 дня.

50. «Славная революция» 1688 г. и «Билль о правах» 1689г. в Англии.

Яков II (1633-1701) взошел на престол в 1685 г. Он поддерживал римско-католическую церковь, чем сильно обидел англичан. Парламент - не стал его поддерживать, так как поддержка протестантской церкви шла против принятых парламентом законов, => тори и виги совершили "славную революцию", революцию без крови, => Яков 2 - смещен и бежал из страны. В 1689 г. на английский престол был возведен Вильгельм Оранский (1650-1702).

Коронация - 11 апреля 1689 г. Парламент - получил чрезвычайные полномочия и был назван конвентом (учредит собранием), где прежний король Яков 2 и был объявлен отрекшимся от престола. По присяге будущего короля и королевы - они должны соблюдать принимаемые парламентом законы, => король согласился повиноваться закону (парламенту). Формально Билль был принят Парламентом после коронации. 16.12.1689 король и королева подписали о том, что с этого момента в Англии окончательно утвердилась К монархия. Содержание Билля о правах "Билль о правах" начинается с перечисления нарушений законов, допущенных Яковом2. Далее указывается, что: король не вправе (без согласия праламента): 1)а)приостанавливать действие законов, б)освобождать, кого бы то ни было из-под их действия, в)разрешать какие-либо изъятия из законов; 2)взимать сборы в свою пользу; 3)набирать и содержать войска; Прочее: 4)а)выборы в парламент – свободные. (в парламенте - свобода слова, прений); б)запрет преследование за выступление в парламенте; 6)подданные короля имеют право обращаться к нему с ходатайствами, (нельзя преследовать за такие ходатайства); 7)требовать чрезмерных залогов, штрафов, применять наказания, не предусмотренные законом. Большая часть положений принципы естественного, права человека и гр. Вывод: Билль о правах определил положение парламента в системе органов власти и, вручая ему широкие полномочия в области законодат, провел, не очень четко, границу между исполнит и законодат ветвями власти.

51. Акт об устроении 1701 г. и переход к конституционной монархии в Англии.

Акт о устроении (законом о престолонаследии): 1)устанавливал порядок престолонаследия, 2)содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодат и исполнит власти, 3)лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединяться к английской церкви, 4)судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах, «пока ведут себя хорошо», и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента, 5)чтобы уменьшить влияние короны на дея-ть палаты, запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского министра (это положение было вскоре отменено), 6)все акты исп.власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и согласия которых они приняты. 7)лишение короля права помилования своих министров, осуждённых парламентом в порядке импичмента. Главным направлением эволюции британской монархии в течение XVIII в.: 1)были дальнейшее ограничение королевской власти 2)утверждение новых принципов взаимоотношений исп. и зак.власти – становление «ответственного правительства». Особенность этих изменений: ( они не были оформлены какими-либо новыми К актами, а сложились в процессе полит практики как результат соперничества двух партий за право формировать «правительства его величества». Итог: сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как «партийное правление» и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политике в палате общин.

52. Парламентские реформы XIX века в Англии.

52) Парламентские реформы XIX века в Англии и их значение.

Согласно Акту о реформе 1832 г., принятому по инициативе вигов, более 50 "гнилых местечек" с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представительства в парламенте. Тридцати небольшим городам с населением менее 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам - двух депутатов вместо четырех. В итоге высвободились 143 депутатских места, распределенные между новыми городскими и сельскими округами. Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы - с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе. Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа - палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформы стало также получение вигами стабильного большинства в парламенте. В компромисс с аристократией была вовлечена новая фракция - магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осуществлении ее программы. Хотя избирательный корпус увеличился почти вдвое, правом голоса после реформы пользовалось менее 5% всего населения. Борьба за более демократическую реформу избирательной системы стала одной из важнейших черт политического развития Великобритании в 30-60-х гг. XIX в. Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых условиях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза. В период избирательных реформ 30-60-х гг. XIX в. произошла организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой аристократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться "либеральная" и "консервативная". В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента "для содействия регистрации". Была централизована предвыборная деятельность. Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., которые составили третью по счету в XIX в. избирательную реформу. Реформа 1884 г. увеличила избирательный корпус с 3 млн. до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приобрели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, которые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в округе 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся "двойной вотум" - право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.

53. Акт о парламенте 1911 г. в Англии.

Дуалистическая монархия трансформировалась в парламентарную ( юр закрепил акт о парламенте 1911 года, который устанавливал: 1)финансовый акт, принятый палатой общин, не нуждался в одобрении лордов. Но англ парламент не мог обеспечить быстрое разрешение гос дел, многие из которых переходят к ведению правительства. Постепенно высшие органы исполнит власти начинают возвышаться над самим парламентом. В 1911 г. либералам удалось провести Акт о парламенте: а) всякий билль, который спикер палаты общин сочтет финансовым, идет на подпись королю, минуя палату лордов; б) любые другие законопроекты, принятые палатой общин на трех последовательных сессиях парламента и всякий раз отвергавшийся палатой лордов, после третьего раза идет на утверждение королю, минуя палату лордов при условии, что между вторым чтением в первой сессии и последним чтением в третьей сессии прошло не менее двух лет.

54. Декларация независимости» США 1776 г.

4 июля 1776 г. Была принята “Декларация независимости” (Джефферстон): 1)окончательное прекращение зависимости штатов от Англии ( 2)объявлялось образование США. Разрыв мотивировался нарушением английским правительством “естественных” прав американцев. Народу стали принадлежать ряд демократических свобод, в том числе и право на революцию. Хотя “Декларация” являлась прогрессивным документом своей эпохи, но были в ней и негативные моменты: 1)не было отменено рабство (по требованию южных штатов), 2)за индейцами не признавались права человека и вообще их положение никак не регламентировалось.

55. Статьи конфедерации США 1781 г.

В 1781 г. был утвержден конгрессом из представителей штатов и явился первым К документом, ставшим известным как "Статьи конфедерации". Штаты вступали в "вечный союз" — конфедерацию, именуемую США: 1)каждый штат сохранял свою независимость, равно как и все права, за исключением тех, которые передавались конфедерации в лице ее органов, 2)штаты брали на себя обязательства взаимной помощи и невмешательства в дела друг друга, 3)их гр наделялись всеми торговыми и промышленными привилегиями и льготами в равной степени во всех штатах, 4)правом свободного выезда и въезда. "В каждом из штатов должно быть оказываемо полное доверие к постановлениям и распоряжениям судов и должностных лиц каждого другого штата". Но каждый штат мог вводить свои налоги и собирать их.

56. Конституция США 1787 г. - разработка и основные принципы.

Разработка. В 1787 г. в Филадельфии собрался К конвент, на который 12 штатов прислали 55 делегатов. Видную роль среди них играли полит деятели и юристы такие как Дж. Вашингтон. Д. Уилсон. Итогом работы стала Конституция 1787 г. Основные принципы:1)фед устройство ( разграничивались правомочия между общефед властями и властями отдельных штатов. А)Общефед власти имели больше правомочий чем власти отдельных штатов, Б)подчеркивалось верховенство фед права по отношению к праву отдельных штатов. В основу этого документа легло разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. 2)Законодат власть: ( Конгрессу, состоящему из вух палат: 1)Сената 2)Палата представителей. В законод области обе палаты наделялись равными правами, НО законопроекты налоговой системы разрабатываются палатой представителей, сенат мог лишь предлагать поправки. Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней законопроект считался принятым. Так же предусматривалось отлагательное вето президента. Если президент отклонял законопроект, Конгресс мог добиться его утверждения, повторно одобрив 2/3 голосов в обеих палатах. 3)Исполнит власть Исполнит власть возглавлял президент, который наделялся правомочиями главы гос-ва и главы правительства. Он имел право: 1)помилования и отсрочки исполнения приговоров 2)по согласию сената назначал послов и других должностных лиц, 3)был верховным главнокомандующим и др.4)Суд власть. Общефед суд систему возглавлял Верховный суд США. По наиболее важным делам ( суд присяжных. Таким образом, предусматривалась система сдержек и противовесов. Конгресс получил право привлечь президента к ответственности в порядке импичмента. В этом случае палатой представителей возбуждалось дело и формулировалось обвинение, а сенат рассматривал дело под председательством главного судьи Верховного суда США. Для признания подсудимого виновным требуется 2/3 голосов присутствующих сенаторов

57. «Билль о правах» 1791 г. в США.

В 1787 году была принята К США, но некоторые штаты отказались ратифицировать ее, т.к. К ограничивалась изложением гос строя и обходила молчанием права и свободы граждан. Таким образом, Билль о правахэто первые 10 поправок к К 1787 года, содержащие положения о демократ правах и свободах гр. Проект Билля о правах был разработан Д. Медисоном, в 1789 г. проект был предложен законод собранием штатов, а в 1789-1791 гг. утвержден. Основные положения: 1)Недопустимость принятия каких-либо законов, нарушающих свободы гр: а)свободы вероисповедания; б)свободы слова и прессы; в)мирных собраний; г)права обращения к правительству с просьбой о прекращении злоупотреблений 2)Право иметь и носить оружие 3)В мирное время запрещался постой солдат в частных домах без согласия их владельцев. 4)Недопустимость задержание лиц, обыски, выемки вещей, бумаг без выдаваемых соответствующими должностными лицами законно-обоснованных разрешений. 5)Вводился суд присяжных (никто не мог быть привлечен к уг ответственности иначе, как по его решению), 6)Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и тоже преступление. 7)Никто не мог быть принуждаем в уг деле свидетельствовать против самого себя, 8)Обвиняемый имел право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу и прибегнуть к советам адвоката, 9)Запрещались жестокие и необычные наказания., 10)Устанавливалась не отчуждаемость частной собственности. Вывод: в сочетании с этими положениями К США приобрела еще большую прогрессивную направленность. Она стала основой дальнейшего гос-полит развития США.

58. Юр последствия гр войны 1861-1865 гг. в США (законод-во и К поправки).

1865 г. - конгресс принял 13-ю поправку к конституции об отмене рабства на всей территории США. 1866г. - принимается 14-я поправка, по которой нигеры наделялись гр правами. Всякий, кто родился в США признавался гр США и того штата, где он проживал. Поправка не распространялась только на индейцев, освобожденных от уплаты налогов. Поправка запрещала штатам ущемлять, ограничивать права гр. За отказ принимать поправку число представителей от штата в Конгрессе могло быть уменьшено. Но даже после принятия этих поправок в течении 10-летий права негров в южных штатах всячески ущемлялись. В 1870 г. Была принята 15-я поправка о том, что права гр не будут ограничиваться под предлогом расы, цвета кожи или прежнего рабского состояния. Это все был 2-й цикл поправок.

59. Начало буржуазной революции во Франции. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г.

Декларация - это документ огромного революционного значения. В вводной части Декларации записано, что причиной пороков правительства и общест бедствий является невежество людей, забвение естественных, неотъемлемых и священных прав человека. 1. Люди рождаются свободными и равными в правах. 2. Цель каждого гос союза составляет обеспечение естественных прав человека. Это - свобода, собственность, сопротивление угнетению и безопасность. Была свобода печати, религии, слова. Равенство людей перед законом, суверенитет нации, народовластие, подотчетность должностных лиц, разделение властей, равноправное взимание налогов. В области суда принципы - “нет преступления - нет наказания”, презумпция невиновности, соразмерность наказания. Декларация - исторический документ антифеодального характера, в ней закреплены полит и правовые воззрения буржуазии на начальном этапе революции.

60. Конституция Франции 1791 г.

Согласно конституции 1791 года высшим органом законодат власти становилось однопалатное Национальное собрание. Оно избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности; (преследования их за общеуг преступления требовалось согласие Национального собрания). Законопроект, принятый собранием, подлежал утверждению королем, хотя королевское вето носило лишь отлагательный характер. В компетенцию Национального собрания входило: 1)в области финансов – ежегодное составление и утверждение бюджета, установление налогов, контроль за расходованием гос ср-в; 2)в области админ управления – учреждение и упразднение гос должностей; 3)в области юстиции – привлечение к уг ответ-сти перед Верховным судом министров и др. высших должностных лиц; 4)в области военных дел – издание ежегодных постановлений о численности и составе вооруженных лиц, определение их денежного содержания, объявление войны; 5)в области внешних отношений – ратификация договоров с иностранными гос-ми. Король должен был осуществлять исполнит власть с помощью назначаемых им министров: 1)руководить внутренним управлением и внешними отношениями; 2)утверждать назначение высших чиновников; 3)возглавлять вооруженные силы. Он имел право действовать лишь в рамках законов, принятых Национальным собранием; его распоряжения приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром. Суд система предусматривала создание: 1)ВС, призванного разбирать правонарушения министров, а также преступления, угрожающие безопасности гос-ва; 2)суда присяжных для рассмотрения уг дел; 3)кассационного суда, который, не рассматривая дела по существу, мог отменить приговор нижестоящего суда, вынесенный с нарушением порядка судопроизводства или содержащий явное нарушение закона. Судьи выбирались на определенный срок и могли быть смещены только в случаях совершения преступления.

61.Якобинская диктатура 1793-1794 гг. во Франции (зак-во и гос механизм).

2 июня 1793 г. Вооруженные гр и национальные гвардейцы , руководимые якобинцами свергли правительство жирондистов. Аграрный вопрос - 3 июня Конвент принял декрет о льготной продаже крестьянам конфискованных у контрреволюционеров земель. Был разрешен раздел общинных земель между жителями общины. Особое значение имел декрет от 17 июня, ликвидировавший все оставшиеся и наиболее защищаемые реакцией феодального права. Принятые решения стали немедленно претворяться в жизнь. В рез-те значительная часть крестьян превратилась в свободных мелких земельных собственников. Социальный вопрос - была впервые введена всеобщая воинская повинность, на командные должности выдвигались “те, кто умел побеждать”, и это не зависело от знатности или богатства. Конвент ввел твердые цены на основные предметы потребления. Продовольствие распределялось через спец госкомиссию. За торговцами - контроль, с целью борьбы со спекулянтами (смертная казнь). У богатых отбирали продовольствие, золото, серебро. Для рабочих был установлен “максимум” зарплаты - что вызвало их возмущение. В начале 1794 г. был издан декрет, по которому имущество контрреволюционеров надлежало раздать беднякам. Также было введено новое летоисчисление, новый календарь, обязательное начальное образование, попытка создать новую религию - “Культ Разума”. Все жители стали наз-ся гр, слово “вы” было отменено. Все эти мероприятия вызвали недовольство населения и 27 июля якобинская диктатура была свергнута.

62. Переворот 18-го брюмера и Конституция 1799 г. во Франции. Государственный строй Первой империи.

Внешне сохранен республиканский строй, но принятие важных решений было расчленено между Госсоветом, Трибуналом, законодательным корпусом и 1-м консулом. Народ был оттеснен от управления гос-вом. Исполнит власть в ведении 3-х консулов, но фактически была у одного (Наполеона). Опираясь на крупных собственников и армию Наполеон приступил к упразднению наиболее демократических завоеваний конституции. Диктатура Наполеона была сначала временной, потом 10-летней, а потом - пожизненной и завершилась империей. По приказу Наполеона все земли были обмеряны и разделены, а новым собственникам (фермерам) были выданы сертификаты на владения участками. Был принят гр кодекс. Бонапарт сохранил внешнюю атрибутику революции - 3-цветный флаг, гимн “Марсельеза”. Была видимость республики - парламент, выборы, референдум, но вся реальная власть сосредоточилась в канцелярии Наполеона. Демократические свободы были ликвидированы. Огромная армия, разбухший бюрократический аппарат чиновников, многочисленная полиция составляли механизм империи. На админ аппарат была возложена главная задача - снабжать армию людьми, продовольствием, заботиться о военном снаряжении. Управление империей осуществлялось на началах жесткой централизации. Департаменты были разбиты на округа и коммуны. На местном уровне управление было у чиновников (префектов, мэров). Принцип действия системы администрации - “Обсуждать коллегиально, действовать единолично”.

63. Революция 1848 г. и Конституция Второй республики во Франции.

Революция. Зимой 1848 г. Народ Парижа поднялся на вооруженное восстание после расстрела мирной демонстрации. Восставшие добились отречения Луи-Филиппа от престола. Была провозглашена республика и сформировано временное правительство. Правительство пообещало ввести всеобщее избират право и облегчить положение рабочих. Также был ряд других демократических свобод. Сформирована наемная гвардия. Вскоре ВП увеличило налоги (что очень возмутило крестьян). Весной этого года состоялись выборы в Учредит собрание (для учреждения К) и большая часть членов собрания были буржуа, военачальники, крупные собственники и землевладельцы. Они решили перейти в наступление на народ. Были отменены все демократ права и свободы. Рабочие 4 дня сражались на баррикадах, но были разбиты армией. Конституция. Основные принципы - республик форма правления, разделение властей, представительное правление. Высший законодат орган -Национал собрание (срок на 3 года). Главой исполнит власти стал президент. Президент стоял в независимом от парламента положении. Совещат орган - Госсовет. Он также надзирал за исполнением законов. Вводилось всеобщее и прямое избират право с 21 года, Много демократических прав и свобод гр.

64. Гос строй Второй империи во Франции (1852-1870 гг.).

14 января 1852 - Принята К , похожая на К Консульской Республики. Президент - 10 лет, компетенция - назначал админ, война и мир, армия, вводил осадное положение, имел право законодат инициативы. Законодат власть - подчинена Парламенту: 1)Госсовет - назначался Президентом - вырабатывал законопроекты. 2)Законодат корпус - избирался всеобщим голосованием из кандидатов, намеченных президентом. Он одобрял законопроекты. 3)Сенат - назначал Президент. Функции - следить за конституционностью принимаемых законов. Сенат мог изменять К. К провозглашала всеобщее равное тайное голосование. Министры отвечают только перед главой гос-ва, судит их только Сенат. 20.11.1852 - Плебисцит - Президент был объявлен императором, а Республика - Империей. Сенат и Законодат корпус представляли императору адреса ( право петиций) , также они имели право критики правительства. январь 1868 - Право адреса было отменено - был введен парламентский контроль. март 1868- принят закон - Сенат может возвратить законопроект в Палату Депутатов. Положение Сената приблизилось к второй палате законодат органа. 1869 - закон - членство министров в законодательном корпусе, Госсовет - упразднен. 21.05.1870 - К - Министры - ответственны перед народным представительством. 1870 - Поражение империи во Франко-Прусской войне - во Франции восстановлена III Республика.

65. Парижская Коммуна 1871 г. (зак-во и гос строй).

Организация и цели Парижской Коммуны. В ночь на 18 марта 1871 года отряд правит войск попытался захватить пушки Национальной гвардии, приобретенные на средства, собранные трудящимися. Это должно было явиться первым шагом на пути разоружения рабочих. Но неожиданное нападение не удалось. Солдаты, отказавшись стрелять в горожан, стали брататься с народом. Правительство и высшая бюрократия в панике бежали в Версаль. Власть оказалась в руках Центрального комитета Национальной гвардии. Руководящее ядро восставших делилось на «большинство» и «меньшинство». Центральный комитет Национальной гвардии ( решение о проведении всеобщих, прямых выборов в высший представит орган власти – Совет Парижской Коммуны. В результате выборов, состоявшихся 26 марта, подавляющее большинство депутатов Совета составили рабочие или признанные представители рабочих. Органы власти и управления Коммуны. Высшим постоянно действующим органом стал – Совет Парижской Коммуны. Совет организовывал в своем составе 10 спец комиссий: 1)Военная 2)Юстиц 3)Общественных служб 4)Труда 5)Общественной безопасности 6)Финансов и т.д. Каждая из этих комиссий должна была возглавлять соответствующее министерство. В ее задачи входило координирование работ отдельных комиссий и наблюдение за исполнением декретов Коммуны и постановлений комиссий. Суд и процесс. Принципы организации суда и процесса: выборность, демократизация суда присяжных, равенство всех перед судом, гласность суда, удешевление процесса, свобода защиты и т.д.Суд система: 1)общегр суды: обвинительное жюри по делам версальцев, палата гр суда, мировые суды. 2)Военные суды: дисциплинарные суды в батальонах, суды в легионах, общеармейский военно-полевой суд. Соц зак-во Коммуны. Было принято решение отделения церкви от светской власти. Упразднялся бюджет культов. Коммуна приняла меры по улучшению соц-эконом положения наименее состоятельных слоев населения. Коммуна опубликовала программный документ относительно основных принципов предлагаемого гос строя Франции – Декларацию к французскому народу 19 апреля 1871 г. Оставаясь единой демократ республикой, Франция должна была предоставить гр всей страны право создавать автономные коммуны, организованные по типу Парижской.

66. Гос строй 3 республики во Франции. К законы 1875 г.

К III республики во Франции:К 3 республики, разработанная консерваторами, заметно отступала от сложившихся ранее общих стереотипов французского конституционализма. В ней не было 1)Декларации или вводной части (содержавшей изложение принципов гос власти), 2)перечня прав и свобод гр. К полностью была посвящена организации высших гос учреждений. Она не представляла собой единого документа, а складывалась из трех органических законов: 1)Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената, 2)Закона 25 февраля 1875 г. об организации гос власти, 3)Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между гос властями. Эти законы отличались необычайной краткостью (всего 34 статьи). Избираемый на 7 лет и имеющий право переизбрания президент Республики наделялся многими прерогативами: 1)право законод инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением, 2)мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней), 3)руководил вооруженными силами, 4)назначал на все гр и военные должности. К законы не регламентировали организацию и порядок проведения выборов. Спец законодат было подтверждено всеобщее муж избират право (с 21 года), но в выборах не принимали участие жен, военнослужащие, основная часть населения колоний, лица, проживающие в избират округе менее 6 месяцев.

67. Объединение Германии «железом и кровью». К Германской империи 1871 г.

Единая германия. Конст 1871. Победа над Австрией выдвинула Пруссию на роль объединяющей Германию силы. Пруссия была единственным немецким гос-ом, 1)введшим у себя всеобщую воинскую повинность, 2)всеобщее обязательное обучение, Бисмарк с успехом осуществил политику воссоединения Германии. Важнейшим итогом австро-прусской войны являлось присоединение к Пруссии ряда северогерманских гос-в, в том числе Ганновера, Гессен-Кастеля, Франкфурта-на-Майне. В Центральной Европе возникло новое гос-во, получившее название Северо-Германского союза. В Союз не вошли южно-германские гос-ва: Бавария, Саксония, Вюртемберг и др. Их насильственному объединению в новую империю препятствовала Франция. В 1870 г. Пруссия спровоцировала войну с Францией. В этой войне Франция была разгромлена. Прусский король был коронован императором объединенной Германии, и таким образом в центре Европы возникло новое гос-во — Германская империя. Конституция Германии 1871 г. Согласно новой германской К, в состав новообразованной империи вошли 1)22 монархии и 2)несколько вольных городов. К наделила эти гос-ва незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся. Главой империи был прусский король. По К, Союзному совету вручалась законодат власть — наряду и вместе с рейхстагом - и значительная исполнит власть. Бундесрат располагал своим аппаратом — комиссиями, специализированными по различным областям об-ой и гос жизни. К отводила рейхстагу важное место в законодат процессе, но фактическая власть рейхстага была сравнительно небольшой. Разделение властей на законодат и исполнит так и не было создано до Веймарской К 1919г. К декретировала введение всеобщего муж избират права.

68. Революция «Мейдзи» 1867 г. в Японии. «Эпоха преобразований» 1870-х гг. Конституция 1889 г.

69. Основные принципы буржуазного права в законодательстве ХУШ-Х1Х вв.

70. Англосаксонская и континентальная системы буржуазного права в ХУШ-Х1Х вв.

Англосакс, и континент системы права. Первую группу составляют континентальные пр системы, возникшие в Европе и воспринятые другими гос-ми. Эти пр системы развивались в XIX в. под влиянием французского права, в XX в. на их развитии сказалось германское право. Их характеризует деление права на частное и публичное. Континент пр системы четко разграничивают право материальное и процессуальное. Основным источником пр – закон. Особенностью континентальных пр систем является широкое распространение кодификации как материал, так и процесс права. Англосаксонские правовые системы базируются на общем праве Англии, возникшем на рубеже 11 и 12 вв. Эти пр системы не знают деления права на частное и публичное. В них отсутствует строгое разграничение материального и процессуального права. В антосаксонских системах структурно не выделены отрасли права, известные в континентальной Европе. Не знают они и кодификации. Основной источник права – является суд прецедент. В англосаксонских странах понятия право и закон не совпадают. Значительную роль в качестве источников права в этих странах играют обычаи и К соглашения. Англосаксонскому праву свойственны особая терминология, наличие ряда институтов, не встречающихся в других странах.

71. Французский гр кодекс 1804 г. (Кодекс Наполеона).

1 2