">
История История России
Информация о работе

Тема: Попытка умеренных системных реформ в СССР в конце 80-х гг., причины и последствия их провала.

Описание: Исходные условия, эффективность, главные направления и промежуточные итоги системных реформ в России. Изменившийся политический строй. Радикальные настроения. Культурологическая ориентация. Хозяйственные традиции. Эффективность проведения реформ.
Предмет: История.
Дисциплина: История России.
Тип: Курсовая работа
Дата: 22.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 20
Поднять уникальность

Похожие работы:

1.Попытка умеренных системных реформ в СССР в конце 80-х гг., причины и
последствия их провала.

В процессе перехода социалистических стран на рыночный путь развития недостатки социализма в ряде из них вызывали желание полностью отбросить навязанный извне строй, в других – постепенно модифицировать социалистическую экономику в рыночную, в третьих – быстро изменить строй на капиталистический, но сохранить при этом социально-экономические достоинства позднего социализма.

Социально-экономические недостатки социализма:

Темпы экономического роста становились все ниже и уже не обеспечивали решение проблемы догоняющего развития. Среднегодовые темпы роста ВНП в 1986-1990 гг. составляли 2,4%. Это было следствием устарелости хозяйственного механизма, ориентированного на экстенсивный путь развития.

Монополия государственной собственности и отсутствие из-за этого конкуренции усиливали в условиях гарантированных доходов материальную незаинтересованность предприятий и их работников в результатах своего труда и внедрении инноваций. СССР все больше отставал, а не догонял развитые страны по производительности труда и освоению достижений науки и техники.

Обострялся дефицит в условиях роста гарантированных доходов предприятий и населения и увеличения их требовательности к ассортименту и качеству товаров. Предприятия с их гарантированными доходами плохо реагировали на потребительский и инвестиционный спрос.

Репрессии в 1960-1980 гг. уже не применялись в массовом порядке, и поэтому прочность системы все больше зависела от баланса достоинств и недостатков социализма в глазах всего общества.

Попытка реформ

Новый руководитель компартии М.С. Горбачев после прихода к власти в 1985 г. сразу заявил о необходимости перемен. После неудачной попытки ускорения экономического роста в 1985-1986 гг., затем, с 1987 г., ему пришлось приступить к серьезным реформам, способным изменить сам тип экономической системы. Была разрешена частная собственность (кооперативы, индивидуальная трудовая деятельность и крестьянские хозяйства, предприятия с иностранным капиталом), расширена самостоятельность государственных предприятий (на основании закона “О государственном предприятии” 1987 г.), ограничена государственная монополия на внешнеэкономические связи (крупным и средним предприятиям давалось разрешение на самостоятельный выход на внешний рынок) и на ценообразование (кооперативам были разрешены свободные цены, государственным предприятиям – договорные), началось реформирование политической системы (летом 1989 г. был созван I Съезд народных депутатов, который избрал новый, уже не полностью коммунистический Верховный Совет).

Деятельность кооперативов тормозилась высокими налогами, а колхозники не жаждали превращаться в независимых фермеров. Самостоятельность государственных предприятий без четко выраженных обязательств обернулась ростом заработной платы и спадом производства (в 1990 г. денежные доходы населения выросли на 17%, а ВНП снизился на 2,3%). Руководство вышедших самостоятельно на внешние рынки предприятий стремительно обогащалось за счет разницы между внутренними и внешними экспортными ценами и из-за государственных субсидий на импорт многих товаров, а в стране из-за роста импорта на замену снижающемуся производству отечественных товаров возник внешнеторговый дефицит. Государство стало покрывать разницу между ростом денежных доходов и спадом производства за счет внешних займов и печатного станка. Растущий дефицит госбюджета (около 4,5% в 1990 г.) в сочетании с дефицитом многих товаров в условиях частичной либерализации цен привел к росту инфляции, до этого весьма невысокой (1-2% в год).

Причины провала реформ

Плохая разработка и проведение системных реформ: тезис о необходимости расширения внутри- и внешнеэкономической самостоятельности оказался малосостоятельным, в то же время не была разработана концепция радикального расширения частной собственности в СССР, хотя бы малого предпринимательства.

Неспособность советской правящей элиты из-за своей дискредитации возглавить проводящиеся реформы

Радикализм демократически ориентированной интеллигенции, всячески ослаблявшей существовавшую власть и подгонявшей неподготовленные реформы в целях ускоренной политической демократизации.

Последствия провала реформ

Оказались катастрофическими. В условиях нарастающего экономического кризиса и ослабления союзного центра, региональная элита взяла курс на усиление самостоятельности, надеясь на этой почве найти поддержку общества, уставшего от нараставшего экономического кризиса. Ослабился союзный центр: в него стали сокращаться платежи, в частности, со стороны РСФСР под лозунгом борьбы с чрезмерной централизацией власти. РСФСР также предлагал предприятиям союзного подчинения перейти в республиканское подчинение, что давало им возможность платить более низкие налоги. Ряд республик и регионов стали сознательно сворачивать хозяйственные связи с другими частями СССР, надеясь лучше справиться с кризисом за счет автаркии или питая надежды добиться политической самостоятельности на основе отдаления от других. Ослабление и последующий распад СССР привели к освобождению от его влияния соседних европейских стран и Монголии, которые начали активно изменять свой строй и искать новых союзников.

2.Исходные условия, эффективность, главные направления и промежуточные
итоги системных реформ в России
Исходные условия
:

Исходные условия в конце 1991 г. перед второй попыткой системных реформ были противоречивы - одни вели страну на путь радикальных, другие - эволюционных реформ.

изменившийся политический строй в России был благоприятен для проведения радикальной системной реформы. В августе 1991 г. в России установился режим парламентской демократии, а основная часть общества стала с симпатией относиться к идее радикальных экономических преобразований.

радикальные настроения поддерживались также тем, что сравнительно развитая экономика России может быстро преобразоваться в рыночную, а поэтому радикальный вариант реформ будет для нее естествен;

культурологическая ориентация (больше на Европу) подталкивала страну обращать внимание не столько на китайский, сколько на центрально- и восточноевропейский опыт проведения реформ;

однако хозяйственные традиции страны, в которой рыночная экономика была несильно развита и раньше, а антирыночная экономическая система существовала на протяжении почти трех поколений, были явно недостаточны для быстрого перехода к рынку, механизм которого был малопонятен почти всем в стране;

сбалансированность экономики была плохой, т.к. ухудшилось состояние бюджета и платежного баланса, накопился большой внешний долг, возросла инфляция и обострился дефицит потребительских товаров, спад производства. Возобладала точка зрения, что радикальные реформы помогут улучшить сбалансированность экономики за короткий срок (хотя и при больших будущих жертвах от скачка цен, сжатия денежной массы и госрасходов, развала отраслей), т.е. что «шоковая терапия» в этих условиях наиболее рациональна;

состояние межэтнических и межрегиональных отношений мешало проведению радикального варианта реформ, конфликт в Чечне отвлекал силы и средства от реформирования экономики, а продолжавшие нарастать тенденции к сепаратизму в ряде регионов заставляли руководство приспосабливать системные реформы к требованиям региональных властей.

В результате подобного сочетания исходных условий системные реформы в России, начавшиеся как радикальные, скоро превратились в менее радикальные, чему сильно способствовала и низкая эффективность проведения реформ.

Эффективность проведения реформ

отсутствовала общенациональная стратегия их проведения, продуманные и разделяемые большинством элиты и общества цели и методы проведения реформ. Руководство лишь в 2000 г. сделало попытку сформулировать долгосрочные цели и методы экономической политики в документе «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года». В результате реформы привели к противоречивым результатам для страны. Так, курс на ускоренную приватизацию привел не только к быстрому созданию слоя крупных собственников, но к плохому корпоративному управлению приватизированными компаниями, а главное - к возникновению у основной части общества мнения, что большинство состояний заработало не предпринимательским трудом, а связями и махинациями в ходе приватизации. Отсутствие поддержки малого бизнеса и конкуренции со стороны государства привело к олигархическому характеру русского капитализма, в результате чего он не пользуется безусловной поддержкой большинства жителей страны.

качество политической элиты оказалось невысоким. Непонимание российской элиты истинных настроений, нужд и возможностей страны. Безответственность элиты, ее внимания к собственным нуждам и равнодушия к судьбе страны (виновные в финансовом кризисе 1998 г. руководители ЦБ, правительства и его финансового блока не считают себя виновными и по-прежнему занимают достаточно важные посты).

интересы широких слоев общества при проведении реформ учитывались плохо. Так, в ходе ускоренной приватизации начала 1990-х гг. полученные всеми жителями России бесплатные ваучеры были в основном вложены ими в созданные по инициативе правительства чековые инвестиционные фонды, которые впоследствии лопнули, не будучи поддержанными государством в ходе нарастающего экономического кризиса. Государство до сих пор не возвращает гражданам (за исключением самых старых) их замороженные в 1992 г. вклады в государственных сберкассах, ссылаясь на то, что не в состоянии это сделать из-за огромной величины этих вкладов. Обнищание основной массы населения сопровождалось стремительным обогащением его небольшой части в результате ускоренной приватизации и содействия этим людям со стороны власти. Госаппарат находится во многом в плену интересов небольшой части общества, сразу выигравшей на первом этапе реформ от приватизации и помощи со стороны государства (менеджеры частично приватизированных предприятий и/или предприятий с распыленной собственностью, олигархи с их монополиями, коррумпированные чиновники и криминальные круги). Эта часть общества тормозит дальнейшие реформы (в сфере борьбы с коррупцией и криминалитетом, по реальной поддержке малого бизнеса, поощрению конкуренции, радикальной перестройке банковского сектора) или же толкает их в выгодном прежде всего для себя направлении (преждевременная реформа жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения, дальнейшая валютная либерализация в России и др.). Подобную ситуацию Всемирный банк называет термином «захват государства».

Направления российских реформ.

Руководство отказалось от тотального директивного государственного планирования, от политики гос. поддержки отдельных отраслей и сфер. =>ряд отраслей, особенно сферы услуг, освободился от сдерживающего их развитие государственного планирования и стал быстро развиваться (внутренняя торговля, мобильная связь), но большинство отраслей и сфер без государственной поддержки сократило выпуск продукции, особенно с/х, машиностроение, наука;

Гос. регулирование экономики стало осуществляться экономическими мерами, прежде всего финансовыми, что помогает рынку стать главным регулятором pocсийской экономики. Однако достижение хороших показателей в финансовой сфере (профицит бюджета, низкая инфляция, высокие золотовалютные резервы) не всегда учитывало потребности реального сектора (в больших государственных заказах, доступных дешевых кредитах) и нужды широких слоев населения (в заработной плате, регулярной выплате пенсий).

Ликвидация монополии государства шла быстро во внешнеэкономической, денежно-кредитной, добывающей и перерабатывающей промышленности, внутренней торговле. Во многих сферах монополия сохраняется- государственные и полугосударственные естественные монополии (электроэнергетика, добыча газа и алмазов, трубопроводная система, железнодорожный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, почта). Монополия подкрепляется властью бюрократии, особенно региональной и местной, над остальными отраслями (через разрешительный порядок организации новых хозяйствующих субъектов, долевое участие государства в предприятиях, банках со смешанной собственностью, добровольно-принудительное участие местных фирм в местных мероприятиях и местных фондах);

Государство с января 1992 г. отказалось от регулирования почти всех цен. Но инфляция в 1992 г. составила 2509%, а из-за последующей длительной борьбы с инфляцией преимущественно методами сжатия внутреннего спроса стабильный экономический рост возобновился только к концу 1998 г. Сейчас государство регулирует цены только естественных монополий;

Политика демонополизации формально проводилась, но фактически только через регулирование цен естественных монополий. Крупнейшие компании и банки объединились в бизнес-группы, рост которых считался полезным для России, а региональные власти часто поддерживают их, препятствуя ввозу конкурирующих товаров и услуг из других регионов. Роль малого бизнеса мала.

Институциональная трансформация формально прошла уже в первые годы системных реформ. Однако она сопровождалась значительным ослаблением старых институтов и плохим функционированием новых. Традиционные институты принуждения (суды, прокуратура, милиция) оказались ослабленными.

В отраслевой структуре: а) с 1994 г. производство товаров уступает производству услуг (особенно торговле посреднических услуг); б) в структуре производства услуг выросла доля торговли, обществен питания, посреднических услуг, финансов кредита и страхования, услуг государственного управления и cвязи, а доля образования, здравоохранения, соцобеспечения, науки и научного обслуживания упала; в) в структуре производства товаров снизилась доля с/х, промышленности в ВВП .

Смягчение монополии на внешнеэкономические связи способствовали формированию открытой экономики, но противоречиво. С одной стороны, предоставление права участвовать в российской внешней торговле и движении капитала оживило конкуренцию в стране, помогло смягчить спад в топливной пром и металлургии, приток капитала извне. С другой стороны, упадок из-за иностранной конкуренции целого ряда отраслей (электронного, транспортного машиностроения, легкой и пищевой промышленности), оттоку капитала из страны, долларизации экономики, усилению зависимости от конъюнктуры на мировых рынках топлива;

Реформа системы образования и медицинского страхования шла осторожно, а реформа пенсионной системы и жилищно-коммунального хозяйства в стране только разворачивается.

Промежуточные итоги. Малоутешительны. Продолжающийся спад производства 1990-1998 достиг огромных размеров- ВВП сократился на 44%. Вызвано развалом СССР (разрушение межреспубликанских хозяйственных связей) и ошибками в проведении системных реформ(одномоментный отпуск почти всех цен в январе 1992 вызвал такую инфляцию, с которой правительство борется до сих пор).

Экономический рост 5-7% в год. Индекс либерализации 0.6-0.7 (средний среди бывших советских республик). Хотя из-за высоких темпов приватизации на частные и полугосударственные предприятия приходится около 70% выпуска ВВП. В с/х паевая и акционерная частная собственность не стимулировали экономический рост и повышение эффективности из-за пассивности ее владельцев. В промышленности и строительстве экономический рост тормозятся активным постприватизационным переделом собственности. Приватизированная банковская система работает на себя. Диспропорция между малым и большим бизнесом, сильная монополизация и слабая конкуренция. Большинство населения имеет доходы меньше чем до начала реформ, все больше миллиардеров.Приток иностранных инвестиций ниже ожидаемых, проблема оттока капитала, усилилась зависимость от экспорта сырья и материалов, конкурирующий импорт усугубил проблемы машиностроительной, легкой и пищевой промышленности.

3. Характерные черты российской модели переходной экономики.

Сильная связь власти и бизнеса на всех уровнях, которая чаще проявляется как первенство бюрократии над предпринимателями, особенно средними и малыми, а не их равноправие (как в Японии) или первенство бизнеса над бюрократией (как в США). При этом, российские олигархи могут первенствовать не только над бюрократией, но и над государственными интересами, как, например, при осуществлении приватизации собственности и либерализации внешнеэкономических связей.

Ощутимая власть олигархов над отраслями, а в ряде случаев и над страной, базируется на высокой монополизации экономики и слабом развитии малого бизнеса (во многом из-за отсутствия его государственной поддержки). Отсюда небольшой средний класс и большое число долларовых миллиардеров.

Сильные коллективистские настроения и социальные ожидания населения ведут к большим государственным расходам, а те – к ощутимым налогам.

Высокий уровень образования и науки обеспечивает хороший по мировым стандартам уровень квалификации работников и существование высокотехнологичных производств.

Низкая трудовая мораль многих работников (лень, пьянство, воровство) и низкая этика в целом (развитие теневой экономики и высокий уровень криминализации страны).

Связь власти и бизнеса и низкая этика способствуют возникновению не регулируемых законом, неформальных экономических отношений, особенно в условиях ослабления власти закона.

Два основных подхода к дальнейшему проведению экономических реформ:

Либеральный (преобладает при проведении российских реформ) базируется на том, что главное – создание для предпринимателей хорошего инвестиционного климата (бездефицитный бюджет и низкая инфляция, невысокие налоги, строгое соблюдение прав собственности), который будет стимулировать инвестиции и порождать «естественный» экономический рост. Промышленная (структурная) политика, по мнению либералов, может исказить направленность и размеры инвестиций и тем самым изменить «естественное» экономическое развитие. Социальные реформы, направленные прежде всего на уменьшение государственных расходов в социальной сфере, должны снизить налоги на предпринимателей.

Кейнсианский подход основывается на том, что создание благоприятного инвестиционного климата – это правильная, но медленно достижимая цель, а в настоящее время необходимо форсировать экономический рост за счет увеличения внутреннего спроса, прежде всего путем резкого увеличения заработной платы (установив ее высокий минимум) и больших государственных инвестиций (осуществляемых на рельсах промышленной политики) за счет бюджета, который можно значительно пополнить за счет усиления налогообложения экспортно-ориентированных сырьевых отраслей. Побочные эффекты – дефицит госбюджета, увеличение инфляции, портфеля «плохих» кредитов – рассматриваются кейнсианцами как нежелательные, но терпимые, если это плата за форсирование экономического роста. Радикальные социальные реформы (например, ЖКХ) рассматриваются ими как возможные лишь в будущем по мере достижения высокого уровня жизни основной массы населения.

4. Стоящие перед Россией основные экономические и социальные задачи.

Задача выхода на уровень социально-экономического развития передовых стран мира, проблема догоняющего развития. Реформы 80х привели к 9тилетнему экономическому кризису и разрушению многих накопительных достижений. Необходимость высоких темпов роста и создания такого хозяйственного механизма, который бы генерировал такие темпы. Нынешний обеспечивает только 7% экономического роста в год (с учетом кризиса меньше!), что недостаточно для страны догоняющего развития. Вероятно лучше сформировать путем соединения либерального (дальнейшие рыночные реформы) и кейнсианского (госстимуирование экономического роста) подходов.

Проблема освоения восточных и северных пространств (Север Европейской части, Восточная Сибирь и Дальний Восток). Суровые климатические условия, полярная ночь, недостаток коммуникаций и инфраструктуры, отсутствие программы развития.

Нарастающая демографическая проблема, сокращение численности населения с начал 1990х. Для быстрого экономического роста, освоения пространств – желателен рост трудовых ресурсов. Нужно активное поощрение рождаемости (средства из бюджета часто не гарантирует повышения рождаемости). Более реальна политика поощрения внутренней и внешней миграции. Внутренний резерв – трудоизбыточные республики Кавказа, внешний - страны СНГ

Проблема бедности и сильной дифференциации доходов, что тормозит рост внутреннего рынка, снижает кач-во и мобильность рабочей силы, ухудшает соц абстановку в стране. В начале 1990х доходы ниже прожиточного минимума у трети, сейчас у 1/5- бедность стала хронической для многих слоев. Просто бедных (чуть выше прожит минимума-1/4). Много долларовых миллиардеров. Бедность основной части населения в сочетании с огромным богатством верхушки общества делают такое общество потенциально неустойчивым и опасным для богатых и простых небедных. Выход: высокие темпы экономического роста, политика поддержки бедных, гарантированный минимум, минимальная заработная плата повышена до прожиточного минимума, сохранение бесплатных социальных услуг для малообеспеченных слоев, поощрение малого бизнеса.

Этическая проблема (невысокая трудовая и предпринимательская этика, размах теневой экономики, коррупция, высокая криминализация всех сфер жизни). Огромные возможности для роста личного благосостояния путем теневых операций и криминал деятельности.

Проблема реинтеграции России с другими бывшими республиками СССР. Экспорт в постосветские республики составлял в 1990г 227 млрд долл, а в 2003г только 136. Без тесной интеграции с этими странами, особенно Украиной, Белоруссией и Казахстаном Россия не сможет успешно решать проблемы экономического роста, освоение своей территории и смягчение демографического кризиса. + создание на большей части постсоветского пространства мощной интеграционной группировки во главе с Россией.

Выход их экономического кризиса и преодоление его последствий.

Все более остро проявляется новая угроза — кадровый дефицит в экономике и управлении, разбалансированность спроса и предложения на рынке труда, ведущая к неадекватности оценки последнего.

5. Национальное богатство России в сопоставлении с другими странами. Основные фонды и их состояние.

Национальное богатство представляет совокупную стоимость всех экономических активов (нефинансовых и финансовых) в рыночных ценах, находящихся на ту или иную дату в собственности резидентов страны, за вычетам их финансовых обязательств как резидентам, так и нерезидентам. Национальное богатство может быть также определено как совокупная стоимость нефинансовых активов в рыночных ценах, находящихся на ту или иную дату в собственности резидентов данной страны, плюс сальдо их финансовых требований к нерезидентам. В объем экономических активов включаются нефинансовые произведенные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности), непроизведенные активы, в том числе материальные (земля, богатства недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы) и нематериальные (лицензии на использование изобретений, передаваемые договоры, купленный «гудвилл» - круг постоянных клиентов, деловые связи, репутация, название фирмы. Используемые торговые марки, навыки руководства и т.д. и т.п.), а также финансовые активы (монетарное золото, валюта, акции, займы и пр.).

К основным фондам относят здания, сооружения, машины и оборудование (рабочие, силовые и информационные), транспортные средства, рабочий и продуктивный скот и другие виды основных фондов.

Нац. богатство – складывается из следующих компонентов: природные ресурсы, человеческий капитал, финансовый капитал, реальный капитал. Но в России оценивают только реальный капитал. Основные фонды - 78%, материальные оборотные средства- 8%, домашнее имущество- 14%. В общем 77.626 трлн руб или 6.1 трлн долл. по ППС. Учет стоимости природных ресурсов увеличит нац. богатство на 24 трлн долл. Если оценивать на базе вложенных в каждого гражданина затрат на образование, науку, здравоохранение, культуру и искусство, то человеческий капитал будет равен 30 трлн долл, что составляет 1/12 часть человеческого капитала мира. В сумме на базе реального, природного, человеческого капитала нац. богатство 59 трлн.долл. – второе в мире после США, 1/15 часть мирового.

По результатам Глобального раунда международных сопоставлений ВВП за 2005г. – Россия занимает 8е место в мире по объему ВВП по ППС (1,7 трлн. долл), что составляет 3% от мирового. По показателю ВВП на душу населения Россия (11,9 тыс долл.) занимает 51е место в мире и 1ое в СНГ, это лишь 28,5% от уровня США. Уровень человеческого развития выше среднемирового (0,73) и составляет 0,8, это говорит о том, что Россия скорее развитая страна, чем среднеразвитая.

Основные фонды – 71 729, включая незавершенное строительство - (представляют собой главную часть национального богатства). 31% - транспорт и связь, 29% - промышленность и строительство, 21% - ЖКХ, 8% - фонды основных отраслей социальной сферы (наука, культура, образование, здравоохранение), 5%- с/х и лесное хоз-во. Многие фонды большие и очень большие – ЖКХ, энергетика, производство алюминия; основные фонды в ряде отраслей недостаточны для России – в производстве ряда товаров длительного пользования (легковых автомобилей), в производстве услуг (банковских, страховых) – в следствие недостаточного уровня развития страны и прежнего социалистического строя.

Черты: основные фонды слабо используются (результат сжатия внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, падение экспорта рос товаров и услуг, поспешное открытие внутреннего рынка для иностранных товаров и услуг)

Состояние основных фондов: сильно физически изношены, многие морально устарели (60%). Устарелость основных фондов препятствует поддержанию конкурентоспособности рос товаров и услуг на внешнем и внутреннем рынке.

Капитальные вложения: объем, динамика, структура, источники финансирования

Капиталовложения – инвестиции в основные фонды. Прямые инвестиции представляют собой затраты на создание новых объектов основного капитала, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих. В 2008 г. составили 9,1% ВВП.

Капиталовложения в начале текущего десятилетия . по сравнению с концом 1980х по абсолютным размерам были в 2 раза, а по относительным (в процентах к ВВП) в полтора раза меньше. Во всех отраслях основная часть капиталовложений идет не на техническое перевооружение и реконструкцию, а на поддержание в рабочем состоянии прежних мощностей (лишь 8.5% российских предприятий осуществляет инновации, в то время как в странах ОЭСР в диапазоне 25-80%).

Если в СССР в 86-87 годах валовое накопление (капитальные вложения плюс прирост запасов материальных оборотных средств) составляло 28-31 %ВВП, то в России 2001-2004 гг – всего 20-22% ВВП, а сейчас вообще 17%ВВП. Это сравнение особенно показательно, учитывая то, что на капитальные вложения обычно приходится 3/10 валового накопления.

Финансирование и кредитование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных средств(40%) (амортизации (18%), прибыли и других, приравненных к ним источников) или привлекаемых внешних источников финансирования (60%) (бюджетные ассигнования, заемные средства, кредиты банков) в порядке, установленном Основными положениями финансирования и кредитования капитальных вложений на территории Российской Федерации, или применительно к нему. Инвесторами могут быть: 

органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом

предприятия и организации, предпринимательские объединения, общественные объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;

международные организации, иностранные юридические лица;

физические лица - граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источнике: финансирования за 2000 - 2003 гг. возрос на 47,3%.

Распределение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности осуществляется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, исходя из назначения основных средств, т.е. той сферы деятельности, в которой они будут функционировать (с/х, обрабатыв пром, добыв пром и т.д.)

В России капитальные вложения шли в основном в экспортно-ориентированные сырьевые и перерабатывающие отрасли.

Динамика:

В 2003 году ТЭК поглотил 26% всех капиталовложений (в 1990 г. – 14%), металлургический – 5% , машиностроительный – 3% (в 90г – 9%), с/х – 3% (9%), жилищное хозяйство – 8% (15%), отрасли социальной сферы – 12,5 % (13%), транспорт и связь – 23,5 % (18%).

Основные факторы активизации инвестиционного процесса:

• прирост выпуска продукции и услуг базовых отраслей национальной экономики и промышленного производства

• сохранение относительно высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и цветные металлы

• снижение динамики инфляции и уменьшение процентных ставок рефинансирования Банка России;

• улучшение финансового положения предприятий за счет вытеснения неэффективных собственников

• рост инвестиционных ресурсов населения за счет увеличения реальных располагаемых денежных доходов и расширения потребительского спроса населения;

• укрепление российской банковской системы, позволившее предприятиям, организациям активизировать политику по инвестиционному заимствованию;

• значительный рост притока иностранного капитала.

• снижение оттока российских инвестиций за рубеж;

•предпринимаемые Правительством России меры по улучшению инвестиционного климата: осуществление реформирования налоговой системы, что позволило легализовать часть инвестиционных затрат предприятий реального сектора экономики; снижение кредитной ставки рефинансирования Банка России, что привело к снижению уровня доходности размещения активов в спекулятивный сектор фондового рынка и другие финансовые инструменты; уменьшение объема обязательной продажи валютной выручки.

Россия, которая испытывает нехватку капиталовложений, вывозит больше капитала, чем ввозит. Этот парадокс объясняется особенностями процесса капиталообразования (сбережения и инвестирования) и инвестиционного климата в стане, которые искажают одну из главных пропорций экономики – между сбережения и инвестициями.

7. Масштабы и особенности сбережения в России. Проблема трансформации сбережений в инвестиции внутри страны.

СССР отличался высокой нормой валового сбережения, в последние его годы на сбережения расходовалось около 31% нац. дохода. В России норма валового сбережения сначала упала до 20% в 1998, а в 2000-2002 г возросла от 31 до 37%, сейчас – 35-37%. Подобная норма валового сбережения – одна из самых высоких в мире.

Этому способствуют следующие обстоятельства:

В результате роста с конца 90х мировых цен на энергоносители и металлы, которые составляют основу экспорта, компании-экспортеры имеют большие сбережения за счет очень высокой прибыльности (рентабельность продукции в топливной промышленности от 21 до 51% в 2000-2003)

Для отраслей работающих на внутренний рынок начавшийся экономический рост в России частично восстановил их возможность сберегать прибыль (в пищевой промышленности рентабельность 9-11%)

По прежнему высоки сбережения населения. В последние советские годы - их стимулировал дефицит товаров и услуг(некуда было тратить), с 1990г. сбережения основной массы населения подталкивают боязнь инфляции и ухудшение соц поддержки. У богатых сбережения постоянно растут в рублях и иностранной валюте.

Если судить по сбережениям Россия не испытывает нехватки средств для капиталовложений, ведь она расходует на сбережения треть нац дохода. Довод, что без привлечения иностранного капитала Россия не сможет обойтись – неверен. Иностранные инвестиции нужны России не столько как источник финансов, сколько как носитель передовых технологий и управленческого опыта.

Проблема трансформации сбережений в инвестиции внутри страны

Проблема - страна тратит на инвестиции внутри страны от половины до 2/3 своих сбережений, а остальная часть (до 17% ВВП) уходит в виде вывоза капитала, обслуживания внешнего долга, наращивания золотовалютных резервов в долларах и евро.

Россия имеет норму валового сбережения выше чем в СССР 80х и норму валового накопления в полтора раза ниже. Причины:

Ощутимая часть сбережений шла на наращивание официальных золотовалютных резервов- 3-6% ВВП в 00-02,ч то было вызвано их сильным истощением в предыдущие годы, а также боязнью правительства ускорить инфляцию

Существенная часть сбережений уходила на платежи, включая досрочные, по внешнему госдолгу (3-4% ВВП).

Основная часть разницы между сбережениями и внутренними инвестициями объясняется (от 1 до 9% ВВП) дисбалансом участия России в международном движении капитала: вывоз превышал его ввоз на 25 млрд долларов 2000г, на 8 млрд долл в 2004 (2% ВВП).

8. Проблема емкости внутреннего рынка и особенности внутреннего спроса в России.

С точки зрения спроса для крупных стран главное значение имеет внутренний рынок. Так экспорт товаров и услуг по отношению к ВВП по ППС составляет у Индии около 3%, США – 9,5%, России – в последние годы 10-12%. В крупных странах внешний рынок может дополнять, но не заменять внутренний.

В 90-ые спрос со стороны стран дальнего зарубежья сильно смягчил катастрофическое падение спроса на российское сырье и материалы со стороны внутреннего рынка и ближнего зарубежья, а затем внес заметный вклад в экономический рост России из-за увеличения ее экспорта в условиях повышения мировых цен на ее сырье и материалы. Однако дальнейший рост экономики может обеспечить прежде всего рост со стороны внутреннего рынка. Но в наше десятилетие спрос хотя и растет, но медленно. Хотя по ряду других продуктов питания (растительное масло, овощи, хлеб) этот уровень уже восстановился, а по товарам длительного пользования даже возрос (телевизоры, стиральные машины, автомобили). Спрос же на такие базовые инвестиционные товары и услуги, как электроэнергия, цемент, кирпич, металл, станки, грузовые перевозки в 2003 г. находился намного ниже уровня 1990 г. Ситуация в легкой промышленности наглядно подтверждает тезис о вытеснении иностранными товарами и услугами многих рос. товаров и услуг. То же самое и с товарами длительного пользования (автомобили, телевизоры, часы, фотоаппараты).

Причины недостаточного внутреннего спроса

Экспортно-ориентированные отрасли занимают более скромные позиции по сравнению с ориентир на внутренний спрос отраслями, как по объему выпуска продукции, так и по стоимости основных фондов и численности занятых (0,1 основных фондов и 2 млн чел). Поэтому они не в состоянии генерировать на внутреннем рынке большой инвестиционный и потребительский спрос

Отрасли, ориентированные на внутренний потребительский спрос, восстанавливаются с конца 1990-х гг. недостаточно быстро по причине медленного восстановления доходов населения

Отрасли, ориентированные на внутренний инвестиционный спрос, сталкиваются с нехваткой средств для инвестиций из-за проблемы трансформации сбережений, а также вследствие проводимой правительством политики дефляции.

Для всех отраслей, ориентированных на внутренний рынок, важной причиной недостаточно быстрого роста является их невысокая конкурентоспособность даже на внутреннем рынке по сравнению с иностранными товарами и услугами.

9. Темпы экономического роста в России: динамика, вклад различных отраслей, перспективы. Проблема темпов экономического роста с точки зрения либерального, кейнсианского подходов.

Экономический рост выражается в темпах прироста ВВП. ВВП – это стоимость продукции и услуг, произведенной внутри страны не зависимо от принадлежности экономических субъектов, плюс сальдо внешнеторгового оборота, минус стоимость продукции, произведенной на предприятиях национального капитала за рубежом. ВВП России – 2,5 % от мирового, 9 место в мире по совокупному ВВП – 2 трлн. долл. ВВП на душу населения – уровень развития (11 тыс долл – 47 место в мире) ВВП= Потребление + инвестиции + гос запасы + сальдо торгового баланса.( ВВП России на 47% состоит из потребления, и на 20 % из инвестиций. Потребление+инвестиции обеспечивают экономический рост. Потребление стимулируется спросом, инвестиции – расте производство – растет спрос – растет занятость. Мультипликатор – усиливает спрос, производство и занятость в более высоких показателях, чем показатели инвестиций. Накопления = инвестиции+сбережения. Они нужны на воспроизводство ВВВП. Есть произведенный ВВр, а есть использованный – это ВВП и сбережения (дом хоз-ва)).

Недостаточно высокие для страны догоняющего развития темпы экономического роста наблюдались еще в СССР в последние два десятилетия его существования. Уже в 1990 г. они сменились на продолжавшийся девять лет почти без перерыва (за исключением 1997) спад производства ВВП, в результате чего объем ВВП России составил примерно 56% уровня 1989 г. Однако начавшийся уже пару месяцев спустя после августовского кризиса 1998 г. экономический рост продолжается до сих пор. В 2008г ожидался самый высокий экономический рост с начала системных реформ – 8,2%, но из-за экономического кризис составил только 5,6%. По прогнозам Минфина, в 2009г. экономический рост составит от 0 до 2%.

Темпы роста ВВП6 2000 – 10%, 2001 – 5,1%, 2002 – 4.7%, 2003 – 7,3 %, 204 – 7,1 %, 2008 – 5,6%, в III и IV кварталах 2009 года рост ВВП составлял 2,0% и 1,7% соответственно падение в 2009 году 7,9 %, ВВП РФ в I квартале 2010 года вырос на 2,9%.

agriculture: 5.2%

industry: 37%

services: 57.9% (2009 est.) – сайт ЦРУ

Доля металлургии в ВВП страны составляет около 5%,

В структуре ВВП России значительна доля добывающей промышленности, почти 10 %

Доля торговли в ВВП России в 2007 году составила 20,6%

доля строительства в ВВП выросла с 6% в 2003 году до 10,6% в 2007?м

Доля ТЭК в ВВП в 2008 году составил 18,4%

Доля промышленности в ВВП 30 % (во Франции 20% )

Сектор услуг доля в ВВП в 2007 году 48,6%

Доля обрабатывающей промышленности 16,4%

Добыча полезных ископаемых 9%, строительство 5,1%,

Доля сельского хозяйства 5,4% (во Франции 2,6%)

Вклад транспорта в ВВП составил 7%.

Доля текстильного производства РФ составляет 1% ВВП. Последнее время растет.

Сторонники кейнсианского подхода подчеркивают, что восстановительный рост в России идет медленно по сравнению с возможностями страны и в сравнении с другими странами СНГ. Они отмечают, что при экстраполяции нынешних темпов роста Россия догонит Португалию (наиболее отсталую страну Еврозоны) к 2030 г. Поэтому они ратуют за ускорение экономического роста в России, для чего предлагают увеличить норму валового накопления за счет перераспределения природной ренты в пользу гос-ва (например, через увеличение налогообложения сырьевых компаний), которое будет эти дополнительные средства направлять на инвестиции. Также предлагается проводить активную промышленную политику, прежде всего по поддержке работающих на внутренний рынок отраслей, особенно технологически передовых. Гос-ву рекомендуется тратить дополнительные доходы от природной ренты не только на инвестиции в реальный сектор, но и на более активное финансирование науки и образования.

1 2 3 4 5 6