">
История История России
Информация о работе

Тема: Госы по истории

Описание: Образование Киевского государства. Социально-политическое развитие. Внутренняя политика. Внешняя политика России в ХVII в. Реформы и преобразования Петра I. Внутренняя и внешняя политика российских царей. Основные направления внешней политики России.
Предмет: История.
Дисциплина: История России.
Тип: Экзаменационные вопросы
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 101
Поднять уникальность

Похожие работы:

Политикой военного коммунизма были недовольны и в городе: городскому населению не нравилось уравнительное распределение продовольствия, трудовая повинность и др. В результате появилась трещина в союзе рабочего класса и крестьянства - основы Советской власти. С окончанием гражданской войны политика "военного коммунизма" зашла в тупик. Необходимость изменения политического курса осознавалась большинством как руководства, так и рядовых членов партии. В самом руководстве не было единства в понимании сущности НЭПа. Учитывая критическую ситуацию в стране, многие лидеры партии считали необходимым сделать уступку крестьянству, новая экономическая политика рассматривалась ими главным образом с точки зрения тактики, а не долговременного стратегического курса, как некая передышка между двумя непосредственными штурмами капитализма - "военным коммунизмом" и началом пролетарских революций в других странах. НЭП предполагал не только укрепление союза с крестьянством, но и временное допущение капиталистических элементов, свободу торговли, свободу частного предпринимательства. Основными направлениями новой экономической политики были: замена продразверстки продналогом; введение свободной торговли; передача в часую собственность мелких и средних предприятий, производящих товары народного потребления; создание коммерческих банков; образование концессий и совместных предприятий с участием иностранных фирм; финансовая реформа позволяла стабилизировать товарно-денежные отношения, ликвидировать инфляцию, повысить роль государства как гаранта новой экономической политики. Многими коммунистами введение новой экономической политики переживалось не менее остро, чем подписание Брестского мира. Допущение капиталистических элементов в народном хозяйстве, свободного товарообмена рассматривалось как забвение революционных идеалов. Ленин подчеркивал, что НЭП вводится всерьез и надолго. А это означало не просто смену тактики, а коренной поворот в идеологии построения социализма. Под допущением элементов капитализма в те годы понимались не только разрешение частного предпринимательства, но и использование товарно-денежных отношений, хозрасчет, индивидуальная сдельщина и т.п. В реальной практике эти элементы способствовали возрождению экономики и ее ускоренному развитию, налаживанию прочных экономических связей между городом и деревней, укреплению союза рабочего класса и крестьянства. Важной частью восстановления экономики была финансовая реформа. Главными её направлениями были следующие: увеличение размеров товарооборота, сокращение и затем полная ликвидация бюджетного дефицита путем резкого сокращения расходов и всемерного увеличения доходов государства, развития налоговой системы.

В результате осуществления новой экономической политики началось восстановление промышленности. Крестьянство с большим удовлетворением встретило новую экономическую политику и энергично взялось за восстановление сельского хозяйства. Однако тогда страну постигло стихийное бедствие. В результате засухи и неурожая на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье и ряде других районов начался голод. Для преодоления страшного бедствия была создана Центральная комиссия помощи голодающим во главе. Первые итоги новой экономической политики были подведены на девятом Всероссийском съезде Советов, состоявшемся в Москве 23 - 28 декабря 1921 года.

Наряду с успехами были и трудности. Так, в 1923 году в стране возник "кризис сбыта" промышленной продукции. Крестьяне резко сократили покупку промышленных товаров. Разница в ценах была обусловлена тем, что сельское хозяйство требовало меньших затрат на восстановление, чем промышленность, и быстро приближалось к довоенному уровню. Государство провело ряд мероприятий, способствовавших росту закупок хлеба и повышению заготовительных цен на продукты сельского хозяйства. Крестьянам предоставлялись более дешевые кредиты. Увеличилась заработная плата рабочих и служащих. В результате принятых мер произошло существенное сближение уровней цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. К 1925 году восстановление экономики было в основном завершено. Подводя итоги этого периода, Советская Россия имела: восстановленную промышленность с довоенным уровнем производства; восстановленный транспорт; твердую валюту; восстановленный и организованный рабочий класс; восстановленную посевную площадь и сельское хозяйство. Экономические успехи политики, начатой в марте 1921 года, были несомненными. Она позволила восстановить народное хозяйство страны.

Однако новая экономическая политика не смогла решить возлагавшихся на нее задач. Уже к середине 20-х годов проявились недостатки рыночной экономики, введенной в период НЭПа. Они состояли в том, что свободная торговля затрудняла контроль за доходами торговцев и предпринимателей и средства, поступавшие в виде налогов в казну, были явно недостаточными. Государство увеличивало налоги с крупных товаропроизводителей, что приводило к уменьшению производства. В то же время насущной задачей становилось ускоренное создание собственной развитой промышленности

 

44. Ялтинская и Потсдамская конференции. Коренные изменения в мире после второй мировой войны. «Холодная война»: причины и сущность

КРЫМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 (Ялтинская конференция), глав правительств трех союзных держав во 2-й мировой войне: И.В. Сталина (СССР), Ф.Д. Рузвельта (США) и У. Черчилля (Великобритания) 4-11 февраля в Ялте. Были определены и согласованы военные планы союзных держав и намечены основные принципы их послевоенной политики с целью создания прочного мира и системы международной безопасности; участники Крымской конференции заявили о своей цели - уничтожить германский милитаризм и нацизм; были приняты решения о создании в Германии зон оккупации 3 держав (а также Франции, в случае ее согласия) и общегерманского контрольного органа союзных держав, о взыскании с Германии репараций, о создании ООН и др. СССР выразил согласие на определенных условиях вступить в войну против Японии через 2-3 месяца после окончания войны в Европе.

Основные идеи политики государств антигитлеровской коалиции в германском вопросе были выражены в Потсдамском соглашении “Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период”. Существо этих принципов и конечном счете сводилось к демилитаризации и демократизации Германии, В соответствии с ними предусматривались полное разоружение Германии, и ликвидация в ней всей промышленности, которая могла быть использована для военного производства.

Участники конференции подписали и специальное соглашение о репарациях, по которому СССР получил право вывозить не только все, что пожелает, из своей оккупационной зоны, но и забрать четверть оборудования в западных зонах.

Причины начала холодной войны:

Еще в 1949 году Сталин на конфиденциальном уровне искал возможности союза с НАТО. Его предложения были, однако, отвергнуты. И это во многом послужило причиной начала «холодной войны», усиления антинатовской риторики в Москве и расширения НАТО за счет включения в эту организацию Греции и Турции"

"Характерной выглядит позиция одного из влиятельных представителей этого направления Дж. Гэддиса. В работе "Соединенные Штаты и происхождение холодной войны. 1941-1947" он поставил задачу проанализировать развитие американо-советских отношений под углом зрения возможной альтернативы "холодной войне" и дал утвердительный ответ. Гэддис раздвинул рамки рассмотрения, движущих сил внешней политики, обратившись к ряду факторов, влияю­щих на ее формирование. "Холодная война, - писал он, - явилась результатом сложной взаимосвязи внутренних событий, как в Соединенных Штатах, так и в Советском Союзе... Влияние внутренних факторов в Советском Союзе - стремление к безопасности, роль идеологии, обширные потребности послевоенного восстановления, личность Сталина, наряду с такими внутренними факторами в Соединенных Штатах, как идеалы самоопределения, страх перед коммунизмом, иллюзия всемогущества, возникшая благодаря американской экономической мощи и монопольному обладанию атомным оружием, - определили конфронтацию.

На следующий день после официального завершения второй мировой войны, 4 сентября 1945 г., американскими военными был подготовлен документ, в котором ставилась задача: “Отобрать приблизительно 20 наиболее важных целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки в СССР...”. В новом американском военном документе от 1о сентября 1945 г. говорится о тои, что должны быть “приняты все подготовительные меры к нанесенного первого удара (США), ежели он будет необходим”. Согласно плану “Дропшот” (1949 г.) уже 100 городов СССР должны быть подвергнуты ядерной бомбардировке, чтобы превратить в пепел 65млн чел. и 85% советской промышленности.

.В 1946 .г. происходит резкое ухудшение отношений между западными странами и СССР. Стремясь оградить от советского влияния Грецию и Турцию, США направили впечатляющую военно-морскую армаду в восточный сектор Средиземного моря. Греческий и турецкий кризисы показали жесткую позицию США, опирающуюся на американскую атомную монополию, послужили прямым источником доктрины Трумэна, ставшей первым шагом к оформлению американских обязательств в отношении: Европы, к созданию НАТО.

1949 – 1950гг. стали, несомненно, кульминацией “холодной войны”, ознаменованной созданием 4 апреля 1949 г. НАТО (Организация Североатлантического договора). Этот главный военно-политический блок западных государств был сформирован на основе договора между США, Великобританией, Францией, Италией, Канадой, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Ведущая роль в НАТО бала отведена США и их вооруженным силам.

С развязыванием “холодной войны” в мире, развивавшемся, казалось, в сторону создания монолитных “блоков”, внезапный разрыв между СССР и Югославией, о котором стало известно весной 1948 г., выявил наличие сильной напряженности и расхождения интересов социалистического лагеря. С приходом к власти коммунистов в восточно-европейских странах была установлена народная демократия – своеобразная форма общественного устройства, которая, как утверждал в ноябре 1946 г. Генеральный секретарь Польской рабочей партии В. Гомулка, развивается в направлении к социализму эволюционно, мирно, без потрясений, без диктатуры пролетариата, иначе, чем в СССР.

41. Международное положение и внешняя политика СССР в 20 – 30-е годы.

Причины Второй мировой войны были заложены в условиях Версальского мирного договора. Этим договором победители старались навсегда застраховаться от повторения войны с немцами. Германии впредь запрещалось иметь регулярную армию, военно-воздушные силы, подводные лодки, танки. К тому же, на Германию была наложена большая контрибуция. Унизительные условия Версальского мира вызывали у немцев стремление не только восстановить военную мощь, но и взять реванш у стран-победительниц.

Захватив власть в России, Ленин рассчитывал распространить затем эту власть на всю Европу с помощью мировой революции. Расчет оказался неверным. После окончания гражданской войны стало ясно, что коммунистическая Россия осталась одна в капиталистическом окружении.

Чтобы не дать коммунистической заразе распространиться по Европе, державы-победительницы окружили советскую Россию санитарным кордоном, в который вошли Эстония, Латвия, Литва, Польша и Румыния.

В 1922г. в городе Генуя (Италия) состоялась международная конференция для обсуждения условий послевоенного развития. Две страны на этой конференции оказались в международной изоляции. Ими оказались советская Россия и Германия. Обе страны питали одинаковую ненависть к странам-победительницам. Они быстро нашли друг с другом общий язык. В местечке Рапалло они заключили официальный торговый и тайный военный договор. Военный договор позволял Германии, в обход ограничений Версальского договора, восстановить свою армию и военную промышленность. По этому договору в Филях (под Москвой) был построен завод "Юнкерс", выпускавший боевые самолеты по немецким технологиям, на верфях Петрограда стали строиться для Германии подводные лодки, в Липецке открылась школа немецких военных летчиков, в Казани - немецкая танковая школа. Договор с Германией был выгоден для СССР, т.к. с его помощью открывался доступ к передовым немецким военным технологиям. В результате действия договора, СССР внес решающий вклад в восстановление германской военной мощи.

В 1933г. к власти в Германии пришел Гитлер. Он не скрывал своих агрессивных планов в отношении СССР. Советско-германское сотрудничество постепенно было свергнуто. Умелой политикой Гитлер добился от Англии и Франции молчаливого согласия на отмену версальских ограничений для Германии. За короткий срок Гитлеру удалось восстановить военно-промышленный потенциал Германии.

Немцы хорошо помнили свои печальный опыт первой мировой войны. Тогда Германии пришлось воевать сразу на два фронта, что и привело ее к поражению. Теперь, в 1939г., прежде чем начать большую войну на Западе, Гитлер решил обезопасить себя на Востоке. Он предложил Сталину заключить пакт о ненападении между Германией и СССР. Сталину союз с Германией против стран западной демократии казался выгодным и он охотно согласился на предложение Гитлера.

Обезопасив себя на Востоке, Гитлер 1 сентября 1939г. напал на Польшу. 3 сентября войну Германии объявили Англия и Франция. Так началась Вторая мировая война.

Польша была быстро разгромлена. В тот момент, когда поляки еще сопротивлялись, в восточные районы Польши ввел свои войска СССР. Германия и СССР, таким образом, поделили между собой Польшу и она исчезла с карты Европы.

В 1940г. оба союзника продолжали активно действовать. Германия захватила почти всю Европу. СССР захватил Прибалтику. Кроме этого, СССР объявил войну Финляндии, но, встретив отчаянное сопротивление финнов, отступил. Война с Финляндией показала всему миру слабость Красной Армии и именно в тот период Гитлер отдал приказ о разработке плана войны против СССР (план "Барбаросса").

48 Внешняя политика СССР. В середине 60х годов международная обстановка оставалась для СССР сложной и противоречивой: единый социалистический лагерь находился в состоянии раскола, отношения с Западом вновь осложнились из-за начавшейся открытой агрессии США во Вьетнаме. Руководство в своей внешней политике по-прежнему исходило из тезиса о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР. В то время позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. США было вынуждено считаться с новыми военными реалиями, и пыталось достойно выйти из вьетнамского тупика. Западные политики видели гл. итоги разрядки не только в ослаблении напряженности. Но и в размывании тоталитарных структур власти в СССР. Тем не менее, к началу 70х началась постепенная нормализация отношений Востока и Запада. В августе 70г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными границы в Европе, и был зафиксирован отказ от применения сила. В сентябре 71г. было подписано соглашение о мирном решении вопросов между США, СССР, Англией и Францией. В мае 72г. были подписаны договоры об ограничении систем противоракетной обороны. 73г. – соглашение о предотвращении ядерной войны. Кульминацией процесса разрядки стало подписание 01.08.75 заключительного акта совещания по безопастности и сотрудничеству в Европе главами 35 гос-в. Стержнем этого документа стала декларация принципов взаимоотношений стран: суверенное равенство, неприменение силы, нерушимость границ, территориальная целостность гос-ва, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека. Из-за противоположного понимания сущности заключенного договора судьба разрядки была не долгой. Вслед за начевшейся компанией на Западе в защиту прав человека СССР начал размещение ядерных ракет на

45. СССР в послевоенные годы (1946 – 1953 гг.)

Укрепление тоталитаризма. Восстановление контроля над умами, возвращение к волюнтаристской политике в социально-политической сфере. Из 227 тысяч репатриированных военных только 20% отправились домой - остальные или в лагеря, или на работы по восстановлению заводов и колхозов. Проведение коллективизации, депортации классово враждебных элементов, конфискации земли крупных собственников на территории Прибалтийских республик, раскулачивание. Высылка в 46 году чеченцев, ингушей, крымских татар, ликвидация Чечено-Ингушской Автономной Республики. Пересылка немцев Поволжья за сотрудничество с фашистами, Речь Победы Сталина, в которой он произнес тост не за советский, а за русский народ. Идеология - шовинизм. Прославление достижений русской науки, роли влияния Руси на Запад, благодетельное влияние русских на другие народы в составе СССР, наша гегемония как самых достойных. Одновременно с одергиванием нерусских народов развернута кампания по восстановлению контроля за интеллектуальной жизнью страны. Интеллигенция, поднимавшая голову и вслух обсуждавшая причины голода 46 года, обвиняя руководство в неправильном управлении экономикой, пострадало в репрессиях. Создан журнал "Партийная жизнь", призванный контролировать научную и худжизнь страны. Преследуются, не публикуются Зощенко, Ахматова, Эйзенштейн с его "Иваном Грозным". Реакция по отношению к космополитам - запрещено вступать в брак с иностранцами, объявление интеллигентов-евреев антигосударственными элементами в связи с обострением отношений с созданным в 48 году Израилем. Был распущен Еврейский антифашистский комитет, в 53 году - заговор "убийц в белых халатах". Рост системы концлагерей ГУЛАГ, карательные органы МГБ, МВД. В 45 году чрезвычайный орган управления страной Гос.Ком.Обороны был упразднен. Его функции вновь поделили СНК, ЦК ВКПб, Верховный Совет СССР. Но процесс трансформации этой системы носил чисто формальный характер. Генералиссимус Сталин - верховный авторитет. Выборы в Верховный Совет СССР - 46 год. Избирает Президиум Верховного Совета, в который вошли почти все секретари ЦК ВКПб и члены его Политбюро. В 46 году СНК и наркоматы преобразованы в Совет Министров и министерства, руководили в которых - члены правительства. Это подчеркивало перенос акцента на исполнительную власть, т.к. госструктуры полностью слились с партаппаратом. Ленинградское дело, по которому прошли в 50 году член Политбюро Вознесенский, секретарь ЦК Кузнецов, член ЦК Родионов - выходцы Ленинградского обкома партии, якобы продвигавшие своих людей с целью образования своей тайной организации и свержения власти.

46 Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 50-60-е годы. «Оттепель».

. Борьба в руководстве партии после смерти Сталина. Смерть Сталина (5 марта 1953 г.) привела к борьбе за власть. Наиболее сильными были позиции Г. Маленкова (Председатель Совета Министров и глава Секретариата ЦК), Л. Берии (глава МВД) и Н. Хрущева (секретарь ЦК). Берия был расстрелян. В 1955 г. Г. Маленков снят с поста, а Хрущев, напротив, сумел укрепить своей авторитет.

Политические реформы Н. Хрущева. На XX съезде КПСС (февраль 1956 г.) Н. Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина, ставшим началом частичной демократизации. В октябре 1961 г. были внесены изменения в Устав КПСС (расширение прав местных партийных организаций, прав союзных республик). В 1957 г. восстанавливались права депортированных народов.

В 1957 г. правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и замене их совнархозами. В 1962 г. партийные организации были разделены на промышленные и сельские. В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности. Серьезными недостатками экономических реформ стало увеличение расходов на военные нужды, управленческие просчеты («рязанский мясной эксперимент», «кукурузная эпопея») и т. д. Нарастание кризисных явлений вызвало социальную дестабилизацию (выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 г., др.). Кризис реформ привел к восстановлению элементов тоталитаризма, что было расценено как стремление к новой диктатуре. В октябре 1964 г. Н. Хрущев отстранен от власти.

Внешняя политика. Внутри соцлагеря наблюдались противоречия, вылившиеся в антисоветские выступления (восстание в Венгрии, 1956 г., «берлинский кризис», 1961 г.). Наиболее яркое явление - «карибский» ракетный кризис (размещение ядерных ракет на Кубе в 1962 г.). Кроме того, на рубеже 50-60 гг. СССР активизировал свои отношения со странами «третьего мира» (Юго-Восточная Азия, Ближний Восток).

Экономические реформы Н. Хрущева (50-е - середина 60-х гг.). В сельском хозяйстве предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель, внедрить новые сельхозкультуры. Освоение целины было научно не подготовлено, поэтому вскоре эти земли пришли в упадок. С марта 1955 г. началось реформирование планирования сельхозпроизводства с целью децентрализации управления предприятиями.

43. Великая Отечественная война советского народа 1941 – 1945 гг.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 ГОД)

22 июня 1941г. немецкие войска атаковали границы СССР от Черного до Балтийского морей. Они двинулись в трех направлениях: на Ленинград, на Москву, на Кавказ через Украину. Ранее Германия расправилась с Польшей за 3 недели, с Францией - за 6 недель. План "Барбаросса" предусматривал, что через 8 недель немецкие войска достигнут Волги и с СССР будет покончено.

1941 год стал годом невиданных в истории русской армии поражений. Немцы двигались на Восток со скоростью 40-50 км в сутки, почти 3 миллиона солдат и офицеров Красной армии сдалось в 1941г. в плен (всего к началу войны Красная армия насчитывала 5,3 млн. человек). Уже 28 июня пал Минск, в начале сентября немцы вышли на подступы к Ленинграду, в середине сентября взяли Киев, в октябре подошли к Москве. Красная Армия отступала повсюду, но ей на помощь пришла русская природа. В октябре осенние дожди превратили дороги в Подмосковье в грязь, в которой вязли даже танки. Немцы оторвались от своих баз, железные дороги были разрушены, а возможности транспортной авиации - ограничены. В ноябре ударили морозы (-20С). У немецких солдат не было зимней одежды, немецкие смазочные масла не были рассчитаны на такую температуру. В ноябре 1941г. наступление немцев на Москву выдохлось.

В 1941г. Красная Армия понесла столь внушительные потери, что не могла продолжать войну без помощи извне. Триумф Германии не был выгоден Англии и США и они решили оказать СССР помощь. Через Мурманск и через Иран в СССР стали поступать из Англии, США и Канады вооружения, медикаменты, продовольствие, станки для военных заводов. В 1942г. эти поставки (безвозмездные!) достигли суммы 1 млрд. долл., в 1943г. - 3 млрд. долл. Благодаря им, Сталин смог организовать промышленность за Уралом и снабжать свою армию всем необходимым.

В 1941г. самые лучшие, хорошо обученные и вооруженные части Красной Армии были сосредоточены на Дальнем Востоке против Японии. В конце 1941г. советскому разведчику Р.Зорге удалось установить, что в тот момент Япония не планирует нападение на СССР. Поэтому часть дальневосточных армий была срочно переброшена под Москву и 6 декабря 1941г. двинута в контрнаступление. Для немцев этот удар оказался полной неожиданностью и они стали стремительно откатываться от Москвы, бросая технику и раненых. Германия впервые при Гитлере понесла столь серьезные потери (до 1 млн. человек).

Так завершился первый период войны. Германия не смогла решить своей главной задачи - уничтожить СССР. При этом она понесла такие потери, которые ей трудно было восполнить. Ее поражение теперь становилось лишь делом времени.

ВТОРОЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ СССР С ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ (1942 - 1945гг.)

1942г. начался неудачно для СССР: были разгромлены две крупные группировки Красной Армии - под Харьковом и в Крыму (пал Севастополь). Стратегическая инициатива перешла вновь к Германии. Немцы стремительно наступали к Волге и на Кавказ, Красная Армия беспорядочно отступала. В этот момент был издан знаменитый приказ 227 Сталина "Ни шагу назад", в соответствии с которым в тылу фронтовых частей размещались так называемые "заградительные отряды". Всех, кто отступал с передовой, эти отряды расстреливали на месте или отправляли в специально созданные штрафные батальоны - батальоны смертников.

В июле 1942г. армия генерала Паулюса подошла к Сталинграду. Завязались ожесточенные бои за этот город, длившиеся до ноября 42г. Защитники Сталинграда несли тяжелейшие потери, отстаивая каждую улицу и дом. В это время за Волгой удалось сосредоточить крупную группировку Красной Армии.

В ноябре 1942г. она нанесла сильный удар по флангам армии Паулюса, прорвала фронт, вышла глубоко в тыл немецких войск и окружила их. Армия Паулюса частично сдалась, частично была уничтожена.

Это был перелом в войне. Стратегическая инициатива перешла к Красной Армии. Летом 1943г. она нанесла немцам крупное поражение в Курской битве (здесь у деревни Прохоровка состоялось крупнейшее в истории танковое сражение).

1943г. завершился тем, что советские войска подошли к Днепру, взломали здесь оборону немцев и подготовили плацдармы для дальнейшего наступления.

Антигитлеровская коалиция сформировалась в конце 1941г. В нее вошли СССР, США и Англия. В 1943г. главы этих государств собрались на конференцию в Тегеране. Было решено:

1) вести борьбу до полной победы над Германией;2) силами Англии и США открыть в Европе второй фронт против фашистов; 3) создать после войны ООН, которая будет мирно разрешать международные конфликты.

Решающим годом в работе советского тыла стал 1942г. Предприятия, эвакуированные на Урал, в Сибирь были восстановлены и заработали на полную мощность. Выпуск боевой техники в СССР превысил выпуск вооружений в Германии. В 1942г. СССР произвел 25,5 тыс. самолетов, Германия - 15,5 тыс. шт. СССР произвел 24,5 тыс. танков, Германия - 9,5 тыс. шт. Свою роль играли поставки союзников.

42. Начало второй мировой войны: причины и расстановка сил. Внешняя политика СССР в начальный период войны.

Обычно историки выделяют две основные причины начала Второй мировой войны:

1.Приход к власти, в ряде стран, фашистских режимов.

2.Обострение противоречий между странами капиталистического мира (США, Англия, Франция) и СССР (началу второй мировой войны предшествовал приход к власти в Германии фашистов (1933 г.), подписание антикоминтерновского пакта между Германией и Японией (1936 г.), возникновение очагов мировой войны как в Европе (захват Германией Чехословакии в марте 1939 г.), так и на востоке (начало японо-китайской войны в июле 1937 г.).

3. Вторая мировая война 1939-1945 гг. - крупнейшая в истории война, развязанная с целью передела мира - была развязана Германией, Италией и Японией с целью пересмотра итогов Версальского мирного договора 1919 г. В войну было втянуто 61 государство, более 80% населения земного шара. Военные действия велись на территории 40 государств, а также на морских и океанских театрах.

Начало боевых действий - Россия, Белоруссия, Украина, Великобритания против Германии, Финляндия, Румыния, Венгрия.

Внешняя политика СССР в начальный период войны.

В первые месяцы Великой Отечественной войны начала активно складываться антигитлеровская коалиция в составе СССР, Великобритании и позднее США. Коалиция была основана на общей идее борьбы против фашизма, сохранении суверенитета и независимости своих государств. Западные демократии, несмотря на ненависть к советскому строю, понимали необходимость сотрудничества с СССР. Таким образом, совершенно различные общественно-политические системы пошли на сближение перед лицом общей опасности.

Каждая из сторон преследовала свои собственные политические цели. Это обусловливало сложный и противоречивый характер их сотрудничества. Советский Союз стремился выйти из международной изоляции и был готов принять помощь западных стран для отражения гитлеровской агрессии. Запад намеревался максимально использовать людской потенциал Советского Союза для достижения победы. Поэтому вопрос об открытии Второго фронта, т. е. непосредственного участия Великобритании и США в широкомасштабных боевых операциях против Германии на центральном европейском направлении (во Франции и Бельгии) стал главным предметом переговоров между союзниками.

Московская конференция. Осенью 1941 г. состоялась московская конференция союзников. СССР, Англия и США рассмотрели план экономических поставок в СССР. В 1941—1942 гг. Советское правительство заключило соглашения с Чехословакией, Польшей, Югославией, Францией (их эмигрантскими правительствами в Лондоне) о совместной борьбе против фашистского блока и будущих контурах послевоенного переустройства Европы.

1 января 1942 г. 26 государств мира подписали Декларацию объединенных наций. Это означало создание коалиции во главе с СССР, Великобританией и США против германского блока. Однако вопрос об открытии Второго фронта в 1941 —1942 гг., несмотря на дипломатические усилия СССР, не был решен.

48 продолжение - территории ГДР и ЧССР, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом войны в Афганистане разрядка оказалась похороненной вовсе.

В течение более10 лет (64-75г.) СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Вьетнаму в его борьбе против США. Многолетняя война за освобождение от колонизаторов Анголы, Мозанбика и Гвинеи при поддержке СССР завершилась провоглашением их независимости. В Анголе, Эфиопии и Мозанбике был провозглашен курс на строительство социализма. Все эти локальные конфликты несли на себе печать глобального противостояния СССР и США, а территории стран становились полигонами для проверки эффективности оружия, правильности планов. Крупнейшей военной авантюрой стала война в Афганистане. В гражданский конфликт полит. Сил оказался вовлеченным контингент советских войск, выступивший по приказу высшего руководства СССР 25.12.79 на территорию суверенного гос-ва. По офицальным данным в этой войне погибло 14тыс. советских солдат, потери афганского народа составили около 1млн. чел. Помощь афганскому народу обошлась СССР потерями десятков миллиардов руб. Она значительно подорвала авторитет СССР в мире.

В странах Вост. Европы назревали кризисные явления в эконом. и полит. жизни. Советская тоталитарная модель переставала работь. В декабре 67г. произошла смена руководства компартии в Чехословакии, в апреле 68г. была принята программа, реализация которой была названа “Пражской весной”. Программа открывала дорогу последовательной экономической реформе и всесторонней демократизации общества. Это была программа обновления социализма, не посягавшая на его основы. Однако в Москве наростало беспокойство о “судьбах социализма”. Все закончилось введением в августе 68г. в Чехословакию войск СССР. Эта агрессивная акция усилила раскол среди стран социализма. Чехословацкий урок заставилсоветское руководство пересмотреть характер сотрудничества с союзниками. Были предприняты шаги по усилению экономической и военной интеграции стран В.Европы. Эти меры получили название “доктрины Брежнева”. Тем не менее ситуация постепенно выходила из-под контроля Москвы. В 70г. начались массовые выступления рабочих в Польше, и хотя было введенно военное положение в декабре 81г., все закончилось падением коммунистического режима. С годами все более очевидным становился кризис системы, сущ-ей не только в СССР, но и др. странах.

47. Внутренняя политика СССР в середине 60- середине 80-х годов.

Партийно-государственная система в эпоху застоя. После смещения Н. Хрущева в октябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС главой государства стал Л. И. Брежнев. Вся власть принадлежала Президиуму Верховного Совета, состоявшего из Совета Союза и Совета Национальностей, и Совету Министров СССР. Основная особенность партийно-государственной системы - увеличение бюрократического аппарата (до 18 млн чел.). Были восстановлены региональные, областные и районные комитеты партии вместо прежних промышленных и сельских. Вместо совнархозов были созданы крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике). В 1977 г. была принята Конституция СССР, которая упрочила контроль партии над государственными органами и закрепила достигнутые успехи на пути построения развитого социализма. В основу новой Конституции была положена концепция "развитого социализма". Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства - Советы. Ядром политической системы общества "развитого социализма" называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы - социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной.

Ю. Андропов, пришедший к власти после смерти Л. Брежнева (1982 г.), пытался укрепить систему, не прибегая к серьезным реформам. Его преобразования (усиление репрессивных органов, «чистка» государственного аппарата, структурные изменения) не успели завершиться в связи со смертью лидера в 1984 г. После Андропова генеральным секретарём стал Черненко, который не стремился к проведению в стране каких-либо реформ.

Социально-экономическое развитие. Хозяйственная реформа 1965 г. расширяла самостоятельность предприятий. Был введен хозрасчет, восстанавливались отраслевые министерства, выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализуемой продукции. В 1972 г. был введен бригадный подряд. В 1979 г. началась реформа агропромышленной интеграции (кооперирование колхозов, совхозов и промышленных предприятий в агропромобъединения). Увеличилась продажа нефти за рубеж. Это позволило добиться роста благосостояния и стабилизации производительности. Однако тенденции к консервативному курсу и стагнация экономической сферы вели к необходимости новых реформ.

49. Перестройка и распад СССР.

С 1985 М. С. Горбачёв и его сторонники начали политику перестройки, резко выросла политическая активность народа, сформировались массовые, в том числе национальные, движения и организации. Попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране. Союзные республики одна за другой принимали декларации о собственном суверенитете. На территории страны вспыхивали межнациональные конфликты, которые удавалось на время подавить лишь применением вооружённой силы.

Ряд государственных и партийных деятелей, под лозунгами сохранения единства страны и восстановления жёсткого партийно-государственного контроля над всеми сферами жизни, предприняли попытку государственного переворота (ГКЧП, 19 августа 1991), но не получили поддержки от народа. Эта попытка привела к ещё большему углублению противоречий между союзными республиками, нарастанию взаимного недовольства между национальными элитами.

В декабре 1991 Белоруссия, Россия и Украина констатировали прекращение существования СССР и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) (8 декабря 1991, Минск). Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина в Декларации (21 декабря 1991, Алма-Ата) заявили о приверженности целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Советский Союз оставил после себя неизгладимый след в истории всего человечества, многих стран и народов. Государство, созданное на царившем после 1917 года революционном энтузиазме и добившееся путём неимоверного напряжения человеческих сил и энергии выдающихся достижений в культуре, науке и технике, оказалось в конце своего существования одной из величайших мировых империй, державшейся на жёстком идеологическом и партийно-государственном контроле. Распад Советского Союза, произошедший во многом благодаря ослаблению этого контроля, привёл к радикальным изменениям на политической карте и исчезновению биполярного мира, строившегося на балансе сил двух сверхдержав — СССР и США.

 

50. Кризис начала 90-х гг. Формирование новой российской государственности.

Первый конфликт на национальной почве случился еще в 1986 г. в Алма-Ате, затем разгорелся территориальный спор между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха (с 1988г.), а с 1989 г. они стали вспыхивать практически повсюду: на Украине и Кавказе, в Молдавии и Прибалтике, внутри российских земель. Рост центробежных тенденций в СССР имел вполне серьезные причины, однако советское руководство, как и в других своих политических действиях, показало полную неспособность справиться с ними. Не понимая реальных истоков межнациональных противоречий, оно видело причины напряженности в этих районах в ошибках социально-экономического характера, допущенных местными властями.

К тому же характерной чертой СССР являлась неравномерность развития политического сознания в различных республиках. Если одни проявляли высокую степень лояльности к центру, то другие старались от них дистанцироваться. Это, в свою очередь, определяло отношение центра к республикам: тогда как республики Прибалтики, Закавказья и Россия подвергались жесткому давлению со стороны центра, то Средняя Азия, Украина, напротив, получали от него постоянную поддержку.

Но, пожалуй, самым существенным во взаимоотношениях между центром и местами вопросом был вопрос о темпах и характере реформ. Прибалтика и Россия настаивали на ускорении преобразований, видя в них возможность улучшить положение в республиках. Нерешительность же и непоследовательность центральных властей постепенно формировали стремление ослабить воздействие его политики на места с тем, чтобы получить возможность самостоятельного осуществления реформ. Необходимо также добавить, что ослабление власти центра породило соблазн в среде местных руководителей увеличить собственную власть. Таким образом, нарастающее противоборство союзного центра и республик стало не только борьбой за реформы, но и борьбой центральной и местных элит за власть. Тем самым, произошло временное совпадение интересов общественности, активно требовавшей ускорения реформ, и республиканской политической элиты, желавшей укрепить свою власть, а при благоприятном развитии событий и перехватить ее у центра. Роль локомотива в борьбе с союзным центром взяло на себя российской руководство. Сформирование единого фронта республик вызвало сплочение сил консерваторов, которые попытались перейти в наступление при негласной поддержке умеренных, видевших и для себя опасность в усилении республиканских центров. Однако предпринятые ими силовые действия в Риге и Вильнюсе в январе 1991 г. успеха не принесли. Более того, они вызвали ответное объединение радикалов и умеренных в российских политических кругах и переход их в контрнаступление. Упорная политическая борьба февраля - апреля 1991 г. (общероссийская шахтерская забастовка с политическими требованиями в поддержку российского руководства, мартовский референдум по вопросу о сохранении СССР, сказавший "да" союзу) завершилась созданием нового союза, на этот раз, между республиками и умеренными центра во главе с М.С. Горбачевым. Это соглашение стало началом нового этапа взаимодействий центра и республик, суть которого заключалась в поисках формулы новой системы отношений между ними, выразившихся в выработке проекта нового союзного договора. После длительных переговоров к августу предполагаемое объединение приобрело ярко выраженные конфедеративные черты.

Такое решение вызвало активное недовольство со стороны консерваторов, в среде которых возникла идея организации заговора как против новой модели Союза, так и против реформ вообще. Попыткой осуществления замыслов стал путч 19 - 22 августа 1991 г. Быстрый крах консервативной попытки сохранения СССР, свидетельствовавший о слабости центра, не только сорвал создание нового объединения, но и привел к неконтролируемому распаду СССР, завершившемуся известным "беловежским соглашением" президентов России, Украины и Белоруссии о ликвидации СССР и создании особого межгосударственного альянса - Содружества Независимых Государств.

Формирование новой российской государственности (1992 - ...)

Первоначальные шаги должны были быть сделаны в сфере экономики. Авторами и одновременно исполнителями экономических преобразований стал коллектив реформаторов под руководством Е.Т. Гайдара, который в основу своей деятельности положил концепцию разгосударствления экономики, устранения государства от непосредственного участия в управлении народным хозяйством. В принципе, основные направления реформ к моменту их осуществления в России были уже испытаны в ряде государств Восточной Европы. Для повышения эффективности использования производственных мощностей необходимо было разрешение проблем собственности, что вызывало потребность в приватизации; создание конкурентной среды обеспечивалось демонополизацией, а определение рыночной эффективности проведенной реорганизации достигалось с помощью свободных от регулирования цен. В результате, радикальные реформы в значительной степени остались только на бумаге. Победу же одержала линия на регулируемый переход к рынку, воплощением которого занялся новый премьер-министр В.С. Черномырдин. Несмотря на значительные издержки осуществления экономической политики, механизм рынка, хотя и со скрипом, был запущен, что к 1995 г. дало основания российскому руководству делать заявления о начале стабилизации в стране.

Наряду с экономическими преобразованиями важнейшей задачей России являлось формирование системы государственной власти. Несовершенство ее механизма, привело к тому, что выработка основ политической системы России происходила в упорнейшей политической борьбе, развернувшейся между исполнительной и законодательной ветвями власти, вызванной отсутствием четкого разграничения полномочий президента и Верховного Совета. Политическое противостояние, продолжавшееся в течение второй половины 1992 - 1993 гг., в конечном итоге логически завершилось вооруженным конфликтом властей в Москве в октябре 1993 г. В силовом поединке победу одержала исполнительная власть, получившая, тем самым, возможность начать реформирование государственного механизма.

Главным направлением этой деятельности явилась борьба за проведение выборов в законодательные органы и одновременно референдума по принятию новой Конституции РФ. Согласно предложенной президентской стороной Конституции Российская Федерация должна была стать президентской республикой с двухпалатным парламентом. Большинство на референдуме высказалось за принятие новой модели высшей государственной власти в России, однако на выборах проявилось и общее недовольство осуществлением реформ. Оценка выборов как поражения демократов способствовала пересмотру курса исполнительной власти, в частности, ее отходу от либеральных идей в сторону активного государственного вмешательства в экономику. В то же время новая система взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями даже при условии их взаимного недовольства друг другом исключала возможность перерастания политической борьбы в вооруженную конфронтацию.

Сложным вопросом организации власти в течение 1991 - 1995 гг. оставался и вопрос о формировании новой системы взаимоотношений между российским центром и субъектами федерации. Такие национальные республики, как Татария, Чечня, Башкирия и другие, настаивали на их особом статусе в рамках Российской Федерации. В целом, после длительного процесса противостояния удалось найти относительно приемлемые формы разграничения полномочий и заключить договора с большинством республик, однако многие проблемы остались нерешенными. Наиболее остро они проявились в чеченском кризисе.

 

1!. Образование Древнерусского государства и первые киевские князья.

2!. Политическое и социально-экономическое устройство Руси в Х-ХII вв. «Русская Правда»

3!. Политическая раздробленность на Руси. Особенности социально-экономического и политического развития русских земель.

4!. Борьба Руси с завоевателями в ХIII в.

5!. Особенности социально-политического развития Новгорода в Х-ХV вв.

6!. Русь и Орда в ХШ-ХV вв.

7!. Русские земли в Х1V .

8!. Особенности становления единого Российского государства

9!. Внутренняя политика Ивана IV: реформы и опричнина.

10!. Внешняя политика Российского государства во второй половине ХVI в.

11!. Россия на рубеже ХVI – ХVII вв. Смутное время.

12!. Социально-экономическое развитие и политическое развитие России при первых Романовых. Реформы Никона и церковный раскол.

13!. Внешняя политика России в ХVII в.

14!?. Абсолютизм и его особенности в России.

15!. Реформы и преобразования Петра I.

16!. Внешняя политика в 1-й половине ХVIII в.

17!. Внешняя политика во 2-й половине ХVIII в.

18!. Внутренняя политика Екатерины II.

19!. Внутренняя политика Александра I.

20!. Основные направления внешней политики России в 1-й половине ХIХ в.

21!. Основные направления внешней политики России в 2-й половине ХIХ в.

22!. .Внутренняя политика России при Николае I.

23!. Общественно-политическая жизнь России в первой половине ХIХ в.

24!. Общественно-политическая жизнь России во второй половине ХIХ в.

25!. Отмена крепостного права в России.

26!. Великие реформы 60-х – 70-х годов ХIХ в.

27!. Социально-экономическое развитие России в пореформенный период.

28!. Царствование Александра III.

29!. Формирование политических партий в России на рубеже ХIХ—ХХ вв.

30!. Первая российская революция 1905-1907 гг.

31!. Деятельность Государственной Думы в России

32!. Крестьянский вопрос в России в начале ХХ в. Реформы П.А. Столыпина.

33!. Россия в первой мировой войне. Брестский мир.

34!. Февральская революция 1917 г. в России. Советы и Временное правительство весной-летом 1917 г.

35!. Октябрьское вооруженное восстание. II Всероссийский съезд Советов и становление Советского государства.

36!. Социально-экономические и политические преобразования Советской власти в 1917-1920 гг.

37!. Гражданская война и иностранная военная интервенция

38!. НЭП: причины, сущность и результаты.

39!. Политическое развитие СССР в 20-30-е гг.

40!. Экономическое развитие СССР в конце 20-х – 30-е годы. Индустриализация и коллективизация.

41!. Международное положение и внешняя политика СССР в 20 – 30-е годы.

42!. Начало второй мировой войны: причины и расстановка сил. Внешняя политика СССР в начальный период войны.

43!. Великая Отечественная война советского народа 1941 – 1945 гг. Основные этапы войны.

44!. Ялтинская и Потсдамская конференции. Коренные изменения в мире после второй мировой войны. «Холодная война»: причины и сущность.

45!. СССР в послевоенные годы (1946 – 1953 гг.)

46!. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 50-60-е годы. «Оттепель».

47!. Внутренняя политика СССР в середине 60- середине 80-х годов.

48!. Внешняя политика СССР в середине 6-0 – середине 80-х годов.

49. Перестройка и распад СССР.

50. Кризис начала 90-х гг. Формирование новой российской государственности  

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.

1 2 3 4 5