">
История История России
Информация о работе

Тема: Учебная программа по истории

Описание: Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 030701 Международные отношения и 030602.65 Связи с общественностью.
Предмет: История.
Дисциплина: История России.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 23
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Кафедра «Истории России и зарубежных стран»

  УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой Л.А. Максимова ________ «___» сентября 2011 г.

     

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплины «История Коми Ч.1 и Ч.2»

Блок дисциплин ОПД.Р. Национально-региональный (вузовский) компонент

Специальности: 030701 «Международные отношения», 030602.65 «Связи с общественностью»

Институт гуманитарных наук

Форма обучения дневная   Специальность 030701 «Международные отношения» Специальность 030602.65 «Связи с общественностью»

 «История Коми Ч.1»

«История Коми Ч.2»

«История Коми Ч.1»

«История Коми Ч.2»

 Семестр 3

Всего учебных занятий – 68 часов

В том числе:

Аудиторных 34 часа, из них

Лекций - 36 часов Практических – 16 часов

Лабораторных - 0 часов

Самостоятельных - 34 часа

Итоговый контроль – зачет

Семестр 4

Всего учебных занятий – 68 часов

В том числе:

Аудиторных 34 часа, из них

Лекций - 18 часов Практических – 16 часов

Лабораторных - 0 часов

Самостоятельных - 34 часа

Итоговый контроль – экзамен

Семестр 3

Всего учебных занятий – 68 часов

В том числе:

Аудиторных 34 часа, из них

Лекций - 18 часов Практических – 16 часов

Лабораторных - 0 часов

Самостоятельных - 34 часа

Итоговый контроль – зачет

Семестр 4

Всего учебных занятий – 68 часов

В том числе:

Аудиторных 34 часа, из них

Лекций - 18 часов Практических – 16 часов

Лабораторных - 0 часов

Самостоятельных - 34 часа

Итоговый контроль – экзамен

 

Сыктывкар 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра «Истории России и зарубежных стран»

  УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой Л.А. Максимова ________ «___» сентября 2011 г.

     РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДисциплины «История Коми Ч.1 и Ч.2»

Блок дисциплин ОПД.Р. Национально-региональный (вузовский) компонент

Специальности: 030701 «Международные отношения», 030602.65 «Связи с общественностью»

Институт гуманитарных наук

Форма обучения дневная   Специальность 030701 «Международные отношения»

Специальность 030602.65 «Связи с общественностью»

 «История Коми Ч.1»

«История Коми Ч.2»

«История Коми Ч.1»

«История Коми Ч.2»

 Семестр 3

Всего учебных занятий – 68 часов

В том числе:

Аудиторных 34 часа, из них

Лекций - 36 часов Практических – 16 часов

Лабораторных - 0 часов

Самостоятельных - 34 часа

Итоговый контроль – зачет

Семестр 4

Всего учебных занятий – 68 часов

В том числе:

Аудиторных 34 часа, из них

Лекций - 18 часов Практических – 16 часов

Лабораторных - 0 часов

Самостоятельных - 34 часа

Итоговый контроль – экзамен

Семестр 3

Всего учебных занятий – 68 часов

В том числе:

Аудиторных 34 часа, из них

Лекций - 18 часов Практических – 16 часов

Лабораторных - 0 часов

Самостоятельных - 34 часа

Итоговый контроль – зачет

Семестр 4

Всего учебных занятий – 68 часов

В том числе:

Аудиторных 34 часа, из них

Лекций - 18 часов Практических – 16 часов

Лабораторных - 0 часов

Самостоятельных - 34 часа

Итоговый контроль – экзамен

 

Сыктывкар 2011

Составлена

в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 030701 «Международные отношения» и 030602.65 «Связи с общественностью».

ОДОБРЕНА УМК

Протокол № ____ от «___» ________ 2011 г.

Председатель УМК

__________________

Составители

– к.и.н., доцент Бондаренко Ольга Евтихеевна

– к.и.н. Иванов Фёдор Николаевич

– к.и.н., доцент Хорунжая Татьяна Михайловна

Пояснительная записка

Общая характеристика курса.

История родного края – органическая часть истории Отечества и всемирной истории. Основные закономерности и направления исторического развития, присущие всем народам мира, присутствуют в истории коми народа и народов, населяющих Европейский Северо-Восток. Это делает население северного региона субъектом общеисторического развития. В то же время региональные этнографические и культурологические особенности обусловливают некоторую специфику исторического развития народов.

История родного края изучает реальные события прошлого в многообразии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Именно в таком контексте следует рассматривать историю коми и других народов, составляющих население Республики Коми, в разные исторические периоды.

Преподавание учебного курса «История родного края» способствует осознанию места региона в общеисторическом процессе, формированию личной ответственности учащихся за судьбы своего Отечества и малой родины, пониманию взаимосвязанности развития всех народов, населяющих Республику Коми, и необходимости объединения их усилий на благо республики. При этом чрезвычайно важным представляется сохранение самобытной национальной культуры, развитие и взаимодействие культур народов страны.

Цели изучения курса:

овладение студентами знаниями об историческом пути коми народа, его социальном, духовном и нравственном опыте;

понимание процесса складывания многонационального государственного образования «Республика Коми», его истории;

формирование ценностных ориентаций и убеждений студентами на основе личностного осмысления опыта исторического развития; восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма и взаимопонимания между народами;

развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремления сохранить и приумножить культурное наследие своего края, страны и всего человечества.

В основу содержательной части программы авторы заложили следующие принципы:

изучение предмета по содержательным линиям «историческое время», «историческое пространство», «историческое движение»;

научность и информативность подачи материала;

межпредметные связи;

наглядность (в том числе работа с исторической картой).

Студенты могут воспользоваться имеющимися по истории Республики Коми материалами, хрестоматиями, пособиями, атласами, репродукциями картин коми художников, а также изготовить недостающие пособия: исторические карты, тестовые задания и т.д. Все это позволит углубить знания учеников, привлечь их к поиску и обработке исторического материала.

Каждому разделу программы предпослана характеристика ситуации в России, на фоне которой развиваются события и процессы в Коми крае.

Самостоятельная работа предполагает работу с конспектами лекций и рекомендованным списком литературы по изучаемому курсу в целях систематизации и закрепления полученных в ходе лекционных занятий теоретических знаний, подготовку к практическим занятиям (работа с рекомендованной по теме литературой) и подготовку к сдаче экзамена (вопросы к экзамену для удобства подготовки разнесены по соответствующим темам). Промежуточный контроль и проверка самостоятельной работы осуществляются на практических занятиях, итоговый – на экзамене.

Тематический план № Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану    Максимальная нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа     Всего В том числе       Лекции Семинар Практ. работа Лаборатор.

работа    Раздел 1.         1. Вводная лекция. Характеристика источников. Этапы изучения истории коми народа. 

4 

2 

2 

- 

2 

- 

2  2. Стефан Пермский и христианизация. Пермская епархия. 

8 

4 

2 

- 

2 

- 

4  3. Присоединение Коми края к Русскому государству: ход, значение, последствия. 

8 

4 

2 

- 

2 

- 

4  4. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. 

8 

4 

2 

- 

2 

- 

4  5. Коми край в XVIII – I половине XIX в. 8 4 2 - 2 - 4  6. Буржуазные реформы II половины XIX в. 8 4 2 - 2 - 4  7. Развитие лесной промышленности (II половины XIX – начала ХХ вв.) 

8 

4 

2 

- 

2 

- 

4  8. Политическая ссылка на территории Коми края. 

8 

4 

2 

- 

2 

- 

4  9. Коми край в годы первой российской революции. 

8 

4 

2 

- 

2 

- 

4   Итого: 68 34 18 - 16 - 34   Раздел 2.         1. Победа Советской власти в Коми крае. 4 2 2 - - - 2  2. Коми край в годы гражданской войны. 8 4 2 - 2 - 4  3. Развитие экономики и социальных отношений в Коми области в годы восстановительного периода. 

8 

4 

2 

- 

2 

- 

4  4. Развитие народного хозяйства в Коми АССР во второй половине 1920-1930-х гг. 

8 

4 

2 

- 

2 

- 

4  5. Коми АССР в годы Великой Отечественной войны. 8 4 2 - 2 - 4  6. Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства Коми АССР во второй половине 1940-х — 1950-х гг. 8 4 2 - 2 - 4  7. Экономика Коми АССР в годы 1960 — первой половине 1980-х гг. 

8 

4 

2 

- 

2 

- 

4  8. Перестройка и изменение структуры народного хозяйства в Республике Коми второй половины 1980-х — 1990-е гг. 

12 

6 

2 

- 

4 

- 

6  9. Социально-экономические отношения в Республике Коми в 2000-х гг. 

4 

2 

2 

- 

0 

- 

2   Итого: 68 34 18 - 16 - 34  

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (030602.65 - «связи с общественностью», 030701 «Международные отношения») учебный курс история Коми призван дать представление студентам об общем и особенном в развитии региона Республики Коми. Предмет способствует пониманию студентами роли и значения Российского государства в развитии Европейского Севера и Коми края, в частности, различавшихся в различные исторические периоды и особенно активизировавшихся в ХХ веке. Одновременно история Республики Коми позволяет установить и проследить по историческим эпохам вклад коми и других народов, населяющих республику в решение общегосударственных проблем.

Практические занятия по истории Коми посвящены выяснению проблем культурно-исторического и этнического своеобразия народов, их взаимовлияние и взаимообогащение.

Требования к знаниям и умениям студентов (по темам) Наименование тем Основное содержание Требования к формируемым компетенциям, знаниям и умениям студента    Студент должен знать Студент должен уметь  Тема 1. Вводная лекция. Характеристика источников. Этапы изучения истории коми народа. Характеристика финно-угорских народов. Типы источников. Историография проблемы. Наряды, входящие в уральскую языковую семью.

Знать основные типы источников.

Иметь представление о национальном составе России. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 2. Стефан Пермский и христианизация. Пермская епархия. Христианизация народа коми. Характеристика Стефана Пермского. Образование и деятельность Пермской епархии. Знать основные источники по христианизации.

Понимать содержание понятия «христианизация».

Изучить ход христианизации. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 3. Присоединение Коми края к Русскому государству: ход, значение, последствия. Характеристика процесса присоединения Коми края к Русскому государству. Дискуссия о хронологических рамках. Политические, культурно-экономические последствия, значение. Основные этапы присоединения Коми края к Русскому государству.

Последствие и значение присоединения земель Коми края к Русскому государству. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 4. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. Историко-культурные взаимоотношения коми с русскими, немцами, ханты, манси. Значение и последствия культурных, экономических контактов. Хронологические рамки. Окружение (соседние уделы) коми зырян.

Проследить и оценить взаимовлияния культур. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 5. Коми край в XVIII – I половине XIX в. Административно-культурное деление России в XVIII в. Участие России, населения Коми края в войне 1812 г. Социально-экономическое развитие Коми края. Знать административно-территориальное деление России.

Условия экономического и социального развития Коми края.

Социально-экономическое развитие Коми края. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 6. Буржуазные реформы II половины XIX в. Причины проведения буржуазных реформ. Особенности проведения реформ на территории Коми края. Значение последствия. Подготовку и проведение буржуазных реформ в России.

Особенности проведения в Коми крае.

Значение и последствия реформ. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 7. Развитие лесной промышленности (II половины XIX – начала ХХ вв.) Условия развития лесной промышленности. Формы капиталистических объединений. Формы найма и положение лесных рабочих. Знать основные районы лесозаготовительной промышленности.

Изучить основные формы капиталистических объединений.

Проследить влияние промышленности на социально-экономическое развитие населения. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 8. Политическая ссылка на территории Коми края. Причины высылки политссыльных на территорию Коми края. Состав и деятельность политссыльных. Значение и последствия для местного населения. Знать определение «политическая ссылка».

Дать характеристики политссыльным.

Проследить влияние политических ссыльных на местное население. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 9. Коми край в годы первой российской революции. Выступления крестьян и рабочих Коми края в годы революции 1905-1907 гг. Деятельность политических ссыльных. Знать основные события революции 1905-1907 гг. в России.

Выделить особенности выступлений крестьян и рабочих.

Охарактеризовать основные формы борьбы политссыльных. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 10. Победа Советской власти в Коми крае.

Социально-экономическое развитие края в Первой мировой войне. Развитие транспортной системы, проекты и реальность. Развитие фабрично-заводской промышленности:

а) металлургия,

б) нефтяная,

в) лесозаготовка и переработка.

Развитие мелкой капиталистической промышленности. Знать и выделять основные тенденции развития экономики края в условиях войны.

Изменения в социальной структуре населения. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 11. Коми край в годы гражданской войны.

Культурная жизнь Коми края (XIX – начало ХХ в.) Развитие народного образования, просветительское дело в крае. Краеведческая работа. Исследования и научные экспедиции. Уметь и знать то новое, что появилось в условиях буржуазного развития.

Выделять особенности развития материальной и духовной культуры на территории края.

Знать систему народного образования передовых представителей интеллигенции. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 12. Развитие экономики и социальных отношений в Коми области в годы восстановительного периода.

Развитие государственности у народа коми. Основополагающие документы по государственному строительству. Проекты выделения в автономную единицу. Образование Коми автономной области. Знать основные документы государства, на которых строилась автономия нарядов этапы развития коми автономии, социолого-классовые изменения в обществе. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 13. Развитие народного хозяйства в Коми АССР во второй половине 1920-1930-х гг.

Коми Автономная область в двадцатые годы. Складывание административной территории. Борьба за повышение статуса автономии. Основные итоги сельскохозяйственного и индустриального развития. Знать основные направления административно-территориального устройства.

Выделять основные законодательные документы, регулировавшие правовые положения края, стратегию и тактику отстаивания руководством АО своих интересов перед краевыми и центральными органами. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 14. Коми АССР в годы Великой Отечественной войны. Преобразование экономики края на военный лад. Боевые подвиги земляков на фронтах. Героический труд тружеников тыла. Социально-демографические изменения. Знать основные изменения в экономике республики, этапы ее преобразования.

Определять основные преобразования в культурной жизни края.

Помнить имена героев фронта и тыла.

Оценить вклад населения в дело победы. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 15. Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства Коми АССР во второй половине 1940-х — 1950-х гг.

ГУЛАГ на территории коми. Формирование территории и структуры ГУЛАГа. Основные функции системы и ее эффективность. Последствия влияния системы на развитие материальной и духовной культуры республики. Знать основные лагеря, сформированные на территории края.

Анализировать состав з/к и его эволюцию с течением времени.

Оценивать последствия для жизни населения от деятельности репрессивной системы. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 16. Экономика Коми АССР в годы 1960 — первой половине 1980-х гг.

Культура, искусство, наука во второй половине 40-х – 1990-х гг. Развитие науки и искусства в послевоенный период. Литература. Знать основные этапы эволюции народного образования.

Иметь представление об основных направлениях развития науки. Выделять наиболее значительные достижения в области искусства и литературы. Называть отличившихся его представителей. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 17. Перестройка и изменение структуры народного хозяйства в Республике Коми второй половины 1980-х — 1990-е гг.

Развитие образования в 40-х – 2000-х гг. Система народного образования. Развитие школьного образования. Развитие начального и среднего профтехобразования. Высшая школа. Знать проводившиеся реформы в системе школьного образования.

Иметь представление о количественных и качественных изменениях в составе и подготовке преподавательских кадров. Прослеживать основные направления в развитии профессионального образования.

Знать изменения в работе высшей школы.

владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  Тема 18. Социально-экономические отношения в Республике Коми в 2000-х гг.  Иметь представление об основных направлениях общественной жизни в РК, изменениях в экономическом развитии Республике Коми в 2000-х гг. владеть практическими навыками сбора информации;

анализировать исторические процессы и явления и видеть их преемственность;

быть способным к приобретению новых знаний.  

Программа

Пермь Вычегодская (XI-XIV вв.). Историография вопроса. Территория обитания. Хозяйственный и религиозный быт населения. Общественный строй, возникновение территориально-соседских общин. Продвижение новгородцев в земли коми. Отношения между новгородцами и предками коми. Распространение влияния Ростово-Суздальской земли. Значение связей края с русскими землями.

Коми край в XV в. Историография вопроса. Общественно-экономическое развитие коми. Становление феодальных отношений. Религиозный быт населения. Распространение влияния Московского княжества на земли коми. Христианизация местного населения. Деятельность Стефана Пермского, создание Пермской епархии.

Борьба Москвы с Новгородом за закрепление своих позиций на Севере. Военные экспедиции московских князей на Урал и в Зауралье, участие в них местного населения. Значение и последствия присоединения края к Русскому государству. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. Организация управления краем. Московские князья и Пермская епархия в конце XV – начале XVI вв. Складывание административных общин-волостей.

Коми край в XVI веке. Историография вопроса. Перепись Вымской и Вычегодской земель конца XVI в. Заселение новых земель. Население, его занятия. Основание Усть-Цилемской и Ижемской слободок. Дальнейшее распространение земледелия. Ремесло. Возникновение соляного промысла. Реформа управления краем в середине XVI в. Роль коми населения в освоении и заселении Сибири.

Начало складывания народности коми.

Социально-экономическое развитие края в XVII в. Историография вопроса. Территория и численность населения. Изменения в составе населения. Участие коми народа в борьбе с польско-шведской интервенцией.

Организация управления краем в XVII в. Освоение новых земель, возникновение новых поселений.

Изучение природных богатств края. «Рудные» экспедиции, участие в них местного населения. Рост скотоводства, развитие оленеводства в северных районах края. Связь сельского хозяйства с рынком. Развитие товарности охоты и рыболовства. Ремесло. Возникновение судостроительного и брусяно-точильного промыслов. Солеваренная промышленность.

Торговля. Втягивание края в систему Всероссийского рынка. Важнейшие торговые пути. Торгующие крестьяне.

Усиление феодальной эксплуатации населения края. Рост податей и повинностей. Углубление имущественного неравенства среди населения. Характер и формы социального протеста. Волнения на Удоре.

Правосознание и правотворчество черносошных крестьян Яренского уезда.

Коми край в XVIII – первой половине XIX вв. Историография вопроса. Коми край в начале XVIII в. Население края в конце XVIII – первой половине XIX вв. Изменения в управлении краем. Административные реформы Петра I и Екатерины II.

Освоение новых земель. Сельское хозяйство – основная отрасль экономики края. Развитие земледелия и животноводства. Оленеводство. Ремесло и крестьянские промыслы, их значение в экономике края. Возникновение новых промыслов: замшевого, сукновального, кирпичного. Сереговский солеваренный завод. Создание железоделательного производства в крае и его значение. Сезонные работы по рубке и сплаву леса. Попытки использования ухтинской нефти. Отходничество жителей Коми края.

Развитие товарно-денежных отношений. Расширение связей края с русскими губерниями. Роль торгово-ростовщического капитала в экономической жизни края.

Социальные отношения в крае. Расслоение крестьянства. Усиление эксплуатации и угнетения жителей края. Подати и повинности. Формы сопротивления крестьянства. Первые выступления заводских работников.

Коми край в системе Российской империи в первой половине XIX в. Население. Города. Аппарат управления казенной деревней. Участие населения края в войне 1812 г.

Общественно-экономическое развитие края. Крестьянское хозяйство. Земледелие. Животноводство. Оленеводческое хозяйство на севере. Новые явления в крестьянском хозяйстве. Рост товарности земледелия и животноводства.

Крестьянские промыслы: охота, рыболовство, судостроение, производство точил и замши, отходничество и т.д. Основные тенденции в изменении характера крестьянских промыслов.

Промышленное производство в крае: солеваренный завод, железоделательные заводы Усть-Сысольского уезда, начало их упадка. Положение рабочих. Развитие лесозаготовительной промышленности.

Товарно-денежные отношения. Ярмарки, торжки, транзитная торговля. Роль русского и местного купечества. Расширение экономических связей края с русскими центрами. Торговые пути.

Положение крестьянских масс: подати и повинности. Характер и формы борьбы крестьянства края. Д.Балин – крестьянский вожак. Борьба за землю с казной и частными владельцами. Выступления ижемских, устькуломских, керосских, сотчемских крестьян.

Культура и быт коми народа в XVIII – первой половины XIX вв. Создание первых школ. Открытие в Усть-Сысольске публичной библиотеки. Н.И.Надеждин в усть-сысольской ссылке. Правосознание крестьян Коми края в конце XVIII – первой половине XIX вв.

Развитие капиталистических отношений в Коми крае во второй половине XIX века. Историография вопроса. Население Коми края по материалам переписи 1897 г. Проведение в крае буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., их значение для края. Контрреформы. Создание и деятельность земских учреждений в Усть-Сысольском и Яренском уездах.

Изменения в пореформенном крестьянском хозяйстве. Рост товарности. Разложение крестьянства. Крестьянское ремесло. Мелкотоварное производство в крестьянских промыслах. Становление капиталистической мануфактуры на базе крестьянских промыслов. Усиление отходничества крестьян края. Платежи и повинности крестьян.

Упадок старых промышленных предприятий в крае. Рост лесозаготовительной промышленности. Роль русских и иностранных предпринимателей. Положение лесных рабочих.

Развитие торговли в крае. Торговые связи Коми края в пореформенные годы. Постоянная торговля в Усть-Сысольском уезде. Формирование крестьянской торговой буржуазии.

Православная церковь. Церковное строительство. Ульяновский мужской Троице-Стефановский монастырь. Кылтовский женский Крестовоздвиженский монастырь.

Классовая борьба крестьян и рабочих края в пореформенный период. Политическая ссылка на территории Коми края во второй половине XIX в.

Социально-экономическое развитие Коми края (1900-1917 гг.). Историография вопроса. Деятельность политических ссыльных в Коми крае: основные направления, содержание, влияние на местное население.

Революционные выступления рабочих края. Формы и характер борьбы фабрично-заводских рабочих. Волнения работников лесозаготовительной промышленности. Результаты и значение выступлений рабочих края.

Крестьянское движение в крае в 1905-1907 гг. Формы и характер борьбы крестьянства. Волнения в Визингской волости. «Программа» А.И.Митюшева. Выступления крестьян в Усть-Неме. Проект экономических преобразований М.Т.Шешукова. Антиклерикальные выступления крестьян. Значение крестьянских волнений в крае.

Влияние Первой мировой войны на экономику края и положение народа. Участие жителей края в войне. Военнопленные офицеры в Усть-Сысольске. Письма местных уроженцев из австро-германского плена. Февральская революция в Коми крае.

Культура и быт коми народа во второй половине XIX – начале XX вв. Историография вопроса. Народное образование в крае. Типы начальной школы. Деятельность земских учреждений края в области школьного дела. Воскресные школы. Возникновение и развитие профессионального образования. Учительский состав. Открытие средних учебных заведений. Рост грамотности. Культурно-просветительные учреждения. Создание народных библиотек-читален. Театр. Кино. Фотография, спорт. Церковь в Коми крае. Правосознание и правотворчество коми крестьян. Организация научных исследований на территории края. Формирование местной интеллигенции. Попытки создания национальной письменности и литературы. И.Куратов. М.Лебедев. Изучение этнографии, языка, истории края. К.Попов, К.Жаков, П.Сорокин. Устное творчество коми народа.

Развитие благотворительности в крае: основные направления и формы. Общества вспомоществования и их деятельность. Оказание государственной помощи участникам войны. Попечительство и их деятельность. Деятельность церкви в благотворительной сфере.

Развитие здравоохранения на территории края.

Борьба за победу социалистической революции в Коми крае (1917-1918 гг.). Историография вопроса. Политическая обстановка в стране и Коми крае после Февральской буржуазно-демократической революции. Создание в крае новых органов власти и управления. Резолюция общего собрания солдат-зырян Петроградского гарнизона.

Активизация общественной жизни в городах края. Сущность создаваемых организаций. Уездные съезды крестьянских депутатов, их состав и решения. Органы аппарата Временного правительства в крае и Советы крестьянских и солдатских депутатов. Вопрос о земле в Коми крае летом-осенью 1917 г. Участие коми солдат-фронтовиков в политической жизни края.

Победа пролетарской революции в центре страны. Провозглашение Советской власти в уездах Коми края. Особенности борьбы за власть Советов в Печорском уезде.

Борьба трудящихся Коми края за упрочение Советской власти и превращение Советов в органы диктатуры пролетариата. Обострение борьбы крестьян за хлеб и землю летом 1918 г. в уездах Коми края. Образование комбедов. Создание большевистских партийных организаций. Соотношение внутреннего и внешнего факторов в борьбе за изменение классовой сущности Советской власти в Коми крае. Политическая обстановка в Печорском уезде летом 1918 г. Обострение классовой борьбы. Создание уездных контрреволюционных органов власти. Развертывание открытой борьбы открытой борьбы против Советов в Печорском уезде.

Коми край в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918-1920 гг.). Историография вопроса. Развертывание гражданской войны на территории северных и восточных губерний России. Место Коми края в планах белогвардейцев и интервентов. Формирование фронтовых направлений на территории Коми края. Задачи партийных и советских органов по организации обороны края.

Возникновение очагов военных действий на Печоре, Удоре, верхней Вычегде и Сысоле.

Военные операции и тактика защитников Советской власти. Крестьянские мятежи. Итоги военных действий и соотношение сил на основных направлениях к весне 1919 г. Создание белых и красных полков. Изваильские партизаны.

Создание Управления войск Пинего-Печорского края. Отход с территории Коми края полков Красной Армии.

Наступление белых сил на Удоре, верхней Печоре и верхней Вычегде. Соотношение сил в крае к осени 1919 г. Причины неудач защитников Советской власти в Коми крае. Мероприятия Реввоенсовета 6-й армии Северного фронта и Реввоенсовета 3-й армии Восточного фронта по разгрому белогвардейских войск на территории Коми края. Ликвидация очагов военных действий. Восстановление Советской власти. Вклад коми трудящихся в победу над войсками интервентов и белогвардейцев в годы гражданской войны.

Хозяйственное и продовольственное положение края в годы гражданской войны. Состояние крестьянского хозяйства. Политика военного коммунизма. Помощь Советского правительства трудящимся Коми края по восстановлению народного хозяйства. Первые шаги по перестройке сельского хозяйства на началах коллективного труда. Коммунистические субботники.

Автономная область Коми в период восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.). Историография вопроса. Экономическое и политическое положение Коми края к началу 1921 г. Необходимость вовлечения трудящихся масс в общественно-политическую жизнь края. Север в ленинском плане ГОЭЛРО.

Образование автономной области Коми. Предпосылки и причины образования автономии. Первый Всезырянский съезд коми коммунистов. Борьба вокруг вопроса о форме автономии, сущность предложенных проектов. Деятельность партийных и правительственных органов РСФСР по подготовке автономии. Декрет «Об образовании автономной области Коми (зырян)». Административно-территориальное устройство Коми автономной области. Создание органов власти, управление, партийных и общественных организаций. Деятели национально-государственного строительства в Коми АО. Историческое значение образования Коми автономной области.

Переход к новой экономической политике. Первая налоговая кампания. Восстановление сельского хозяйства. Земледелие и животноводство. Кооперативное движение в коми деревне. Складывание государственной и кооперативной торговли.

Финансовая и материально-техническая помощь Советского государства в восстановлении экономики области. Кустарно-промысловая кооперация.

Общественно-политическая жизнь в Коми области. Итоги восстановительного периода в Коми области.

Коми автономная область во второй половине 1920-х гг. Историография вопроса. Промышленное развитие Коми области. Курс ВКП(б) на социалистическую индустриализацию. Особенности социалистической индустриализации в северных национальных районах. Образование Северного края и его значение для Коми автономной области.

Задачи и особенности построения экономических основ социализма в Коми автономной области. Перестройка лесной промышленности на индустриальной основе. Социалистическая реконструкция местной промышленности. Кадры рабочих специалистов. ГУЛАГ и Коми автономная область.

Комплексная геологоразведочная промышленная экспедиция. Транспорт и связь. Новые отряды фабрично-заводских рабочих.

Коллективизация. Колхозное и совхозное строительство в Коми автономной области: трудности осуществления. Создание материально-технической базы сельского хозяйства. Итоги выполнения первого пятилетнего плана в народном хозяйстве Коми автономной области.

Расширение материальной базы для повышения благосостояния трудящихся Коми области. Регулирование продолжительности рабочего дня. Заработная плата рабочих, доходы колхозников. Торговля. Здравоохранение. Развертывание жилищно-коммунального строительства в Коми автономной области.

Коми АССР в предвоенный период (1930-е годы). Историография вопроса. Развитие промышленности Коми автономной области (АССР) в 1930-х гг. (второй-третий пятилетние планы). Организация труда в промышленности. Создание новых отраслей индустрии на территории Коми автономной области (АССР) и их техническая оснащенность. Развитие местной промышленности. Новое в развитии транспорта и связи. Условия и источники формирования постоянных кадров рабочего класса Коми области (АССР). Подготовка рабочих массовых профессий и специалистов в промышленности. Социалистическое соревнование, его формы. Труд заключенных в экономике Коми АССР. Организационная перестройка управления промышленностью в Коми АССР. Итоги индустриального развития республики к концу 1930-х гг. Появление новых населенных пунктов на карте Коми АССР.

Сельское хозяйство Коми области (АССР) в 1930-х гг. Завершение коллективизации сельского хозяйства. Меры по организационно-хозяйственному укреплению колхозов. Помощь Советского государства колхозам Коми области. «Плюсы» и «минусы» колхозного строительства. Подготовка сельскохозяйственных кадров. Сельское хозяйство к концу 1930-х гг.

Улучшение благосостояния населения Коми автономной области. Развитие торговли, местный бюджет. Здравоохранение и жилищно-бытовое строительство.

Преобразование Коми автономной области в Коми АССР. Историография вопроса. Предпосылки и причины преобразования Коми АО в Коми АССР. Роль внешнего фактора. Конституция Коми АССР. Административно-территориальное устройство Коми АССР. Создание республиканских органов власти и управления. Деятели национально-государственного строительства в Коми АССР. Значение образования республиканской формы автономии. Выборы в верховные и местные Советы депутатов трудящихся. Государственные символы Коми АССР.

Культурное строительство в Коми АССР в 1918-1940-е гг. Историография вопроса. Создание коми национальной школы. Профессионально-техническое обучение в Коми области (АССР). Мероприятия по ликвидации неграмотности. Всеобщее начальное обучение. Появление семилетних и средних школ. Высшие и средние специальные учебные заведения. Подготовка кадров интеллигенции. Деятели культуры.

Создание коми советской печати. Рост материальной базы учреждений культурно-политического просвещения.

Роль общесоюзной науки в развитии научно-исследовательской работы в Коми АССР.

Развитие коми национальной литературы и искусства. Создание профессиональных организаций в среде коми литераторов. Выход других видов искусства на профессиональный уровень. Итоги развития культурного строительства в Коми АССР.

Коми АССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Историография вопроса. Начало Великой Отечественной войны Советского Союза с гитлеровской Германией. Перестройка государственной и общественно-политической жизни страны и республики на военный лад.

Задачи промышленности и транспорта Коми АССР и их реализация в условиях военного времени. Решение проблемы промышленных кадров. Создание новых отраслей промышленности. Самоотверженный труд рабочего класса Коми АССР.

Сельское хозяйство Коми АССР в период Великой Отечественной войны. Преодоление трудностей, вызванных войной. Подготовка кадров колхозного производства. Состояние экономики Коми АССР к концу Великой Отечественной войны.

Участие трудящихся Коми АССР во всенародном патриотическом движении помощи фронту, армии, освобожденным народам страны. Забота о семьях воинов и эвакуированном населении.

1 2 3 4 5