">
История История России
Информация о работе

Тема: Татарское- Монгольско нашествии на Русь и его последствия

Описание: Монгольско - татарское нашествие и установление татаро-монгольского ига. Наследие Чингисхана. Борьба за власть. Контакты между Востоком и Западом. Свержение татаро-монгольского ига и его влияние на дальнейшее развитие Руси. Александр Невский.
Предмет: История.
Дисциплина: История России.
Тип: Реферат
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 276
Поднять уникальность

Похожие работы:

Реферат

по дисциплине: История

Тема : Татарское- Монгольско нашествии на Русь и его последствия

Выполнил: учащийся 101 группы

Липин . Владимир 

Руководитель: Е.А. Липина

Преподаватель истории.

Введение.

Cлово “иго” по энциклопедии Кирилла и Мефодия означает порабощаю-щую, угнетающую силу. Татаро-монгольским игом принято называть пе-риод времени, в течение которого Русь находилась под влиянием Золотой Орды. Татаро-монгольское иго держалось в России 240 лет – почти четверть тысячелетия. За это время произошло множество событий, повлиявших на Россию, поэтому значение этого времени невозможно переоценить. Несмотря на давность событий, нам очень многое известно о них. Для многих из нас, знакомых с курсом школьной истории, татаро-монгольское иго неразрывно связано с нашествем кочевников, разрушением городов, многими тысячами погибших, непомерной данью, взымавшейся с народа. До недавнего времени я думал точно также, пока не услышал о необычной идее известного историка Льва Николаевича Гумилёва, сильно отличающейся от официальной истории. Мне захотелось поближе познакомиться с этой концепцией, узнать, какими фактами он оперирирует, какие аргументы приводит в свою пользу, и, наконец, решить для себя, какая версия событий наиболее правдива.

Татаро-монголы

В начале ХIII века из недр Азии лавиной хлынули войска жестоких татаро-монгольских кочевников, разорившие Китай, Ближний Восток и Европу. Под предводительством Чингисхана они создали крупнейшую в мире империю.

Еще на заре истории осевшие народы Старого Света, занимавшиеся, в основном, сельским хозяйством, жили в страхе перец племенами с совершенно иным образом жизни.

Это были племена скотоводов-кочевников, перегонявших свои стада с одною пастбища на другое по мере смены времен года. Вынужденные постоянно переходить с места на место, они сильно зависели от своих средств передвижения - верблюдов в Северной Африке и Аравии и лошадей на скромных степных просторах Евразии, тянувшихся от дальневосточных регионов нынешней России до равнин Венгрии. Проводя большую часть своей жизни в седле, кочевники были превосходными наездниками и, благодаря своей мобильности представляли огромную опасность для войск оседлых народов Европы и Азии. Несмотря на периодически возникавшие длительные периоды затишья и мирной торговли, конфликты были нередки, так как выживание без войны при кочевом образе жизни казалось этим племенам немыслимым, а хлеборобные регионы и богатые города, особенно в Средней Азии, сулили им щедрые трофеи.

Начиная с парфян, державших в страхе римские легионы, и заканчивая арабской конницей, воевавшей во имя ислама, кочевники всегда оказывали значительное влияние на ход истории; по количеству же разграбленных городов и завоеванных земель татаро-монголы оказались самыми могущественными из всех кочевых народов. Их родиной были земли к северу oт территории современной Монголии, где они вели типичный для скотоводов образ жизни, разводя овец, коз и лошадей, благодаря которым получали все необходимое для жизни: пищу(мясо, сыр и творог), одежду (шерсть и шкуры), кумыс (забродившее конское молоко), употреблявшийся в качестве крепкого напитка, и войлок, изготовляемый из шерсти, которым покрывался каркас переносного жилища монголов, юрты. Они жили кланами и племенами. У каждого племени был вождь, или хан, избираемый племенной знатью.

Ситуация изменилась с приходом к власти Темуджина, еще мальчиком потерявшего своего отца - вождя племени. Пройдя через тяжелые испытания в юности, Темуджин вырос жестоким и непреклонным человеком, который постепенно устранил всех своих соперников, объединил татаро-монгольские племена под своим единоличным правлением и создал фанатично преданную ему и дисциплинированную армию. В 1206 году его провозгласили Чингисханом, т.е. "властелином мира".

Монгольско - татарское нашествие и установление татаро-монгольского ига

В начале 1223 г. монгольские отряды прорвались на северный Кавказ, где разбили аланов и обрушились на половцев. Последние обратились за помощью к русским князьям. Объединенное русско-половецкое войско и монголы встретились в 1223г. в решительной битве на берегу реки Калки.

Военное превосходство монголов, разногласия среди русских князей, бегство половцев привели к страшному поражению.

Дойдя до Днепра, монголы захватили многие городки на порубежье южной Руси. На берегу Волги их разгромили войска Волжской-Булгарии. Но неудача не остановила монголов. До самой смерти в 1277г. Чингисхан продолжал завоевательные походы.

В 1275г. монгольскими ханами под руководством нового великого хана было принято решение о новом походе в Европу. Над Русью нависла новая страшная опасность.

Батый остановился близ южныхпределов Рязанского княжества, на переговоры с ним выехали не только рязанские князья, но и князья Пронский и Муромский, вместе отвергшие требования монголо-татар без сопротивления подчиниться им и выплатить дань. Несколько недель спустя в сражении с монголо-татарами у Коломны с русской стороны рядом с владимирским войском сражались и дружины рязанских князей. В марте 1238 г. в битве на р. Сити вместе с владимирской ратью бились полки Ростовского, Ярославского, Владимирского княжеств. Однако все эти коллективные усилия были мало эффективны. Объединения сил 2—5 княжеств было явно недостаточно для успешного отражения многочисленного, хорошо вооруженного, преисполненного жажды завоеваний противника. 16 декабря 1237 г. монголо-татары осадили Рязань, а через пять дней взяли ее. Затем монголо-татары обрушились на, великое княжество Владимирское. На границе рязанских и владимирских земель у Коломны произошло крупное сражение, в котором монголо-татары одержали победу. Затем они двинулись к Москве, осадили город и взяли его. Руководивший обороной города воевода Филипп Нянка был убит, а княживший в Москве сын великого князя владимирского Юрия Всеволодовича Владимир захвачен в плен. 2 февраля 1238 г. Батый подошел к главному городу Северо-Восточной Руси — Владимиру. Великий князь Юрий покинул столицу и отправился в Ярославль, надеясь за Волгой организовать сопротивление завоевателям. Во Владимире остались его жена, сыновья, невестки, малолетние внуки. 7 февраля начался штурм города. Великая княгиня со своими снохами и детьми и епископом Мятрофаном пытались спастись в Успенском соборе, но монголо-татары обложили церковь лесом и подожгли. В дыму и пламени погибли все, надеявшиеся найти спасение в храме. Покорив Владимирское княжество, монголо-татары в течение февраля—марта 1238 г. завоевали княжества Переяславское, Юрьевское, Ростовское и Углицкое. 4 марта 1238 г. на р. Сити они разбили собранные Юрием Всеволодовичем войска. В битве пал сам великий князь. В том же месяце Батый взял Тверь и двинулся на Торжок. Война перешла на территорию Новгорода. Пал Торжок, были опустошены земли вплоть до Игнача Креста, находившегося в 100 верстах от Новгорода. Возвращаясь на юг, в степи, монголы повоевали земли Черниговского княжества, устроив настоящую резню в Козельске. В 1239 г. Батый покорил Переяславское (Переяславль Южный) и Черниговское княжества. Правивший там князь Михаил бежал сначала в Венгрию, а затем в Польшу. В конце того же года монголо-татары завоевали Мордовскую землю, взяли и сожгли Муром, опустошили земли по нижнему течению Клязьмы, захватив здесь город Гороховец. Через год монголо-татары осадили Киев. Киевляне упорно сопротивлялись. Когда монголо-татарам удалось взять одни крепостные укрепления, киевляне возвели новые у Десятинной церкви. Когда противник начал штурм этих укреплений, жители Киева, взяв имущество, пытались спастись в церкви и даже на ее сводах. Не выдержав, по словам летописца, людской тяжести, церковные стены рухнули и погребли под собой спасавшихся. (Возможно, впрочем, стены были сокрушены ударами монгольских стенобитных орудий.)

Посетивший в 1246 г. Киев посол римского папы к великому хану монголов итальянский монах Иоанн де Плано Карпини нашел некогда цветущий город на Днепре и самом жалком состоянии Он записал, что «этот город был большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что, едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве». Завоевав Владимиро-Волынское и Галицкое княжества, Батыи весной 1241 г. вторгся в Венгрию.

Таким образом, в течение 1237—1241 гг. монголо-татары покорили большинство русских княжеств. От чужеземного нашествия не пострадали только Смоленское, Пинское, Витебское и Полоцкое княжества, а также Новгород и Псков. Все остальные княжества были разгромлены, их столицы лежали в развалинах, значительная часть населения была перебита или уведена в плен.

Опустошительные походы Батыя еще не означали установления чужеземного господства над русскими землями. Летом 1242 г. после возвращения с берегов Адриатики и основания в низовьях Волги в рамках Великой Монгольской империи нового государства, позднее получившего название Золотой Орды, Батый вызвал к себе русских князей, которые вынуждены были признать верховную власть завоевателей. Ханская власть, считая русские земли своим владением, улусом, сочла возможным действовать в завоеванных княжествах через местных князей. Но не только через них. В русские города были посланы ханские наместники с вооруженными отрядами. Они следили за тем, чтобы население выполняло требования победителей и сохраняло покорность Чингизидам. По-монгольски такие наместники назывались даругами, а по-тюркски — баскаками.

Упоминания даруг (в обрусевшей форме - дороги), а также баскаков на Руси нередки в источниках ХIII—XV вв. О баскаках в южных русских землях писал де Плано Карпини. О баскаке в Галицком княжестве в 1255 г. сообщает Ипатьевская летопись. Житие Пафнутия Боровского повествует о далеком предке этого церковного деятеля XV в.— баскаке, жившем во времена Александра Невского в Боровске. Новгородская летопись под 1269 г. упоминает великого баскака владимирского Амрагана, пришедшего в Новгород во главе военного отряда. В тверском великокняжеском своде начала XIV в. описывались страшные деяния в Курском княжестве баскака Ахмата, пытавшегося между 1287—1288 и 1293 гг. организовать особую слободу. Смерть ростовского баскака Кутлубути отметил под 1305 г. местный летописец. Села с характерными названиями Баскаково, Баскаки, Баскач встречались еще в прошлом столетии в Смоленской, Калужской, Тверской, Новгородской, Рязанской, Костромской и Владимирской губерниях, свидетельствуя о достаточно широком распространении баскачества на Руси. В этом отношении русские княжества ничем не отличались от других покоренных монголо-татарами государств Центральной и Средней Азии, Кавказа, Китая, где наряду с местными правителями действовала административная система, созданная победителями.

С 60-х гг. XIII в. начинается постепенное свертывание института ханских баскаков. В это время Золотая Орда выходит из состава Монгольской империи и становится суверенным государством. Теперь сами золотоордынские ханы оказывались не заинтересованными в существовании на подвластных им землях администрации, назначенной каракорумскими правителями. Еще один удар баскаческой системе на Руси нанесло разделение в 1280 г. Золотой Орды на Орду Чингизида Тохты и Орду темника Ногая. Противоборствовавшие ханы стремились посадить в русских городах баскаков из числа своих сторонников, что приводило лишь к упадку роли наместников. К началу XIV в. в основных центрах Северо-Восточной Руси, впоследствии ставшей ядром Русского государства, институт баскачества был ликвидирован.

С установлением монголо-татарского господства изменилось и положение русских князей. Хотя продолжали действовать древнерусские юридические нормы наследования княжеств, ордынские правители властно вторгались в существовавшие традиции. Князья должны были ездить в Каракорум, а после 1262 г.-— в золотоордынский Сарай, чтобы получать там ханские утверждения на свои княжества. Каждому князю выдавался ярлык — особая грамота на его владение. Получение такой грамоты обычно сопровождалось вручением русскими претендентами дорогих подарков хану и его близким родственникам, а с течением времени — и ближайшему окружению. Составитель жития тверского князя Михаила Ярославича, один из образованных и наблюдательных тверских церковников, писавший около 1319—1320 гг., отметил, что, «когда каким-либо князьям нашим доставалось княжение великое , ходили князья русские в Орду к царю, нося множество имения своего... Обычай есть поганым и до сегодняшнего дня: разжигая вражду между братьями князьями русскими, себе множайшие дары берут.

Иногда русским князьям, чтобы умилостивить хана, его жен, детей, сановников и добиться выдачи желаемого ярлыка, приходилось делать долги у ордынских купцов. Эти займы нередко намного превышали финансовые возможности князя. И тогда вместе с ним на Русь отправлялся с вооруженным отрядом ордынский заимодавец, которому князь в погашение долга давал право собирать налоги с населения княжества. Так, в 1321 г. для взимания долга в Кашин приехал еврейский купец с татарским отрядом. В 1327 г. родственник золотоордынского хана Узбека Чолхан «насильством и граблением» взыскивал с тверичей долги, сделанные князем Александром Михайловичем в Орде, чтобы получить ярлык на великое княжение Владимирское. Сохранилась русская народная песня о Щелкане, как называли на Руси этого ордынского притеснителя, где очень образно описывались его действия: «У которого денег нет у того дитя возьмет, у которого дитя нет у того жену возьмет, у которого жены-то нет — того самого головой возьмут.

В 1971г. московский князь Дмитрий Иванович (будущий Донской), вынужденный ввиду неблагоприятной для себя политической ситуации пойти на раздачу многочисленных ценных подарков Мамаю и его окружению, вернулся и Москву с многочисленными ордынскими кредиторами, которые принялись собирать дань с подвластного Дмитрию населения. Корыстолюбие ордынских правителей, амбиции русских князей дорого обходились простому люду.

Церемония возведения обладателя ярлыка на княжеский стол происходила при обязательном присутствии ханских послов. Лишь Иван III избежал этой унизительной процедуры, символизировавшей политическое верховенство ханской власти.

Русские князья в Орде нередко подвергались унижениям. Вот как галицкий летописец описал пребывание у Батыя в 1250 г. Даниила Романовича: «Даниил Романович, который был князем великим, обладавшим Русской землей, Киевом, и Владимиром, и Галичем, а с братом своим и иными странами, ныне сидит на коленях и холопом называется. А татары дани требуют, а он жизни не чает, и грозы приходят. О злая честь татарская! Его отец был царем в Русской земле, он покорил Половецкую землю и воевал многие другие страны. Сын его не принял чести, кто иной может принять?!»

Многие русские князья погибали в ханской ставке. В 1246 г. при дворе Батыя были казнены черниговский князь Михаил Всеволодович и его родственник Андрей Мстиславич. В том же году в Каракоруме был отравлен отец Александра Невского великий князь владимирский Ярослав. В 1270 г. в Золотой Орде казнили рязанского князя Романа Ольговича В 1318 , при хаме Узбеке был казнен тверской князь Михаил Ярославич. При Узбеке, принявшем магометанство, вообще резко участились казни русских князей: в 1326 г. были умерщвлены великий князь владимирский, сын упомянутого Михаила Ярославича Дмитрий Грозные Очи и новосильский князь Александр, в 1330 г. убит старо-Дубский князь Федор, в 1334 г. лишен жизни дмитровский князь Корче, в 133 г. были казнены тверской князь Александр Михайлович и его старший сын Федор. Хотя после Узбека казни русских князей в Орде прекратились, поездки туда оставались небезопасными.

Раздавая русским князьям ярлыки, ордынские правители стремились регулировать политические отношения в подвластном им русском улусе. Считаясь с существовавшими на Руси традициями престолонаследия, давая московскому князю ярлык на московское княжество, а ярославскому – на ярославское, а не наоборот, ордынские ханы, когда им было нужно, бесцеремонно нарушали эти традиции.

Так, в конце 40-х гг. XIII в. наиболее сильному и авторитетному из потомков Всеволода Большое Гнездо князю Александру Невскому они дали опустошенные Киев и южную Русскую землю, а менее разоренный Владимир-на-Клязьме, который Александр Ярославич должен был наследовать на правах старшинства, передали его младшему брату Андрею. После анти ордынского восстания в Твери, вызванного притеснениями Чел хана, хан Узбек лишал ярлыка на великое княжество Владимирское тверского князя Александра Михайловича, разделил земли этого княжества на две части, отдав одну из них московскому князю, а другую - суздальскому. Опасаясь усиления Ивана Калиты, Узбек в 1341 г. отнял у московских князей Нижний Новгород и передал его суздальскому князю. В 1360 г. ярлык на великое княжение владимирское был отобран Ордой у московских князей и передан князьям суздальского дома. В том же году была восстановлена политическая самостоятельность Галицкого (Галиц Костромской) и Ростовского княжеств, ранее находившихся в зависимости от московских князей. В 1371 г. Мамай выдал ярлык на Владимирское великое княжество, которым владел Дмитрий Московский, тверскому князю Михаилу Александровичу. В 1383 г. хан Тохтамыш вернул этому князю Кашинское княжество, которое по московско-тверскому договору 1375 г. получило статус самостоятельного, независимого от Твери. В 1445 г. монголо-татары восстановили политическую самостоятельность Нижегородского княжества, еще в 1392 г. присоединенного к Москве. Так ордынские правители на протяжении XIII—XV вв. перекраивали политическую карту Северо-Восточной Руси, разжигая вражду и соперничество между русскими князьями.

Политическая подвластность завоевателям порождала, другие формы зависимости русских княжеств. Тяжелой повинностью стала обязанность князей поставлять воинов в ордынское войско. Русские, византийские, польские, венгерские, тюркские источники свидетельствуют об участии русских полков в военных операциях золотоордынцев (в Венгрии, Польше, на Северном Кавказе, Балканском полуострове). Правда, с конца XIII в. по крайней мере, княжества Северо-Восточной Руси уже не привлекаются к столь отдаленным походам ордынских правителей. С южнорусских же земель, даже тех, что со временем подпали под власть Литовского государства, Орда продолжала получать вспомогательные военные силы и в XIV в.

Но самыми тяжелыми для всех слоев русского населения были ежегодные платежи Орде, называвшиеся на Руси ордынской данью или выходом, что было дословным переводом широко распространенного в странах Востока арабского термина «харадж». Уже в 1246 г. один из монголо-татарских баскаков «в Руссии» пересчитал русское население и обязал каждого ежегодно отдавать ему I медвежью шкуру, 1 шкуру бобра, 1 шкуру соболя, 1 шкуру хорька, шкуру черной лисицы. «И всякий, кто не даст того,- резюмировал итальянский путешественник, — должен быть отведен к татарам и обращен в их раба».

В результате переписей населения, проведенных монголо-татарами в 50 -е и 70-е гг. XIII в. в северо-восточных русских княжествах и Новгороде, взимание выхода приобрело повсеместный и регулярный характер. Только для русской церкви (впрочем, как и для других вероисповеданий, существовавших в Монгольской империи) ордынские ханы сделали исключение. Духовенство, как белое, так и черное, освобождалось от дани, от расходов на содержание ордынского административного аппарата на русских землях и от военной повинности. Земельные владения церкви объявлялись неприкосновенными. Нельзя было забирать у церковников служивших им мирян, занятых каким-либо ремеслам. От ордынских платежей и разного рода повинностей освобождались и члены семей священников, если они проживали вместе. За предоставленные льготы православные священники и монахи должны были публично молиться о здоровье ханов и благословлять их. Последнее обстоятельство делало положение русской церкви особенно ее верхов, весьма щекотливым. На церковную организацию возлагалась обязанность поддерживать высокий авторитет иноверческой власти, которая накладывала повинности на христиан, но освобождала от них саму церковь.

С проведением переписей размеры ежегодно выплачивавшегося ордынского выхода стали исчисляться в денежном выражении, а не в натуральном, как было в самые первые годы монголо-татарского господства. Хотя свидетельства о размерах ордынской дани несистематичны, относятся к разным периодам и разным княжествам, тем не менее, они дают общее представление о средствах, безвозвратно перетекавших из русских земель в Орду. Так, в конце XIV в. платежи с Московского княжества и присоединенных к нему княжеств Дмитровского, Галицюю (Гялич Костромской), великого княжества Владимирского составляли 5 тыс. руб. в год. С одного Московского княжества собирали 1 тыс. руб. выхода. В начале XV в. с территории бывшего Нижегородского княжества (без суздальской его части) собиралось 1,5 тыс. руб. дани. Неизвестны размеры выхода с Рязанского. Тверского, Ростовского, Ярославского, Белозерского, Юрьевского, Суздальского, Смоленского княжеств и так называемого черного бора с Новгородской феодальной республики. По видимому, общая сумма ордынской дани с русских земель составляла не менее 15 тыс. руб. в год. Много это было или мало? Ответить на поставленный вопрос помогут некоторые данные, относящиеся, правда не к XIV, а к XV в. В первой половине XV столетия. 4 достаточно крупных села в плодородном суздальском ополье стоили 500 руб. Волость Лужа (по-видимому, с городом Лужей) стоила 780 рублей.

Впрочем, размеры ордынского выхода несколько колебались, не всегда он и выплачивался. Московский великий князь Дмитрий Иванович не платил дани со своих владений в 1361-1371г и в 1374-1380 гг. Его сын Василий, пользуясь раздорами в Орде, не отправлял туда выхода в 1396-1409 гг., хотя другие русские князья это делали. Иван III в 1479 г отказался платить дань хану Большой Орды (преемница Золотой Орды) Ахмату чем вызвал безуспешный поход на русские земли в 1480 г временные перерывы в уплате дани вовсе не означали отмену податей с населения. Собранные средства оставались у князей. Княжеские договорные грамоты и завещательные распоряжении второй половины XIV и XV в. пестрят указаниями на условия распределения между князьями ордынской дани. «А если нас Бог избавит, освободит от Орды, тогда мне две доли, а тебе третья», делят между собой собранный ордынский выход с Московского княжества в 1389г. Дмитрий Донской и двоюродный брат, серпуховские князь Владимир Андреевич. Внуки этих князей, великий князь Василий Темный и серпуховско-боровский князь Василий Ярославич в середине XV в. заключают между собой соглашение, согласно которому «если переменит Бог Орду, а не будешь господине, давате Орде, тебе господине брать дань со своего удела себе, а мне, господине, со своего удела брать дань себе» (грамота была составлена от имени князя Василия Ярославича). Хотя принцип распределения ордынской дани между князьями в XVв. изменился (теперь каждый князь мог сам собирать дань в своих владениях), неизменным оставалось главное - ежегодный сбор дани в обычных условиях он выплачивался Орде, а при благоприятных обстоятельствах накапливался , княжеских сокровищницах.

Кроме дани с населения русских княжеств взимались иногда чрезвычайные ханские запросы, т е внеочередное ордынские платежи, как это было в 1384 г. Русские люди обязаны были также принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами, приезжавших на Русь с военными, дипломатическими и торговыми целями, следивших за сбором и отправлением выхода в Орду. В русских княжествах возникли даже особые категории людей — числяки (ордынцы) и делюи, обязанностью которых было принимать послов и доставлять собранный выход в Сарай.

Взаимные расчеты го содержанию ордынских послов попадали в тексты княжеских соглашений. «А что ордынская тягость и коломенский посол, когда то был в своей вотчине, а то нам по расчету. А владимирские послы были, когда ты выехал из своей отчины, и в те расходы тебе не входить», договаривался в 1390 г. сын Дмитрия Донского великий князь Василий со своим двоюродным дядей Владимиром Андреевичем (последний осенью 1389 г. поссорился с Василием и уехал из своих московских владений в Торжок). По смыслу договора 1390г. расходы по обеспечению ордынского посла в Коломне должны были нести оба князя потому что «коломенский посол» находился в Московском княжестве еще до ссоры серпуховского князя с великим князем, а расходы по содержанию ордынских послов во Владимире нес уже один Василий Дмитриевич, поскольку эти послы приехали тогда, когда Владимир Андреевич укрылся в Торжке. Расходы на послов, ложившиеся дополнительным бременем на подвластное обоим князьям население, не были пустяком даже для великокняжеской казны. В договоре 1390 г. были обговорены все детали компенсаций тех убытков, которые понес великий князь.

Отказ выплачивать дань, принимать послов, другие проявления политически самостоятельности русских князей вызывали со стороны Орды жестокие репрессивные меры. На Русь посылались войска, опустошавшие владения непокорных правителей. При этом у отваживавшихся противостоять Орде русских князей всегда находились соплеменники-соперники, рассчитывавшие погреть руки на чужой беде.

Карательные экспедиции монголо-татар начались еще при Батые. В 1252 г. рать Неврюя опустошила Владимир, Переяславль Залесский и их окрестности. В 1281 г. ордынские войска под командованием Таитемеря и Алына, привеведенные князем Андреем Александровичем, взяли Муром, Владимир, Переяславль, Ростов, Суз-Юрьев. В 1293г. пришедший помогать Андрею сарайский полководец Дюдень помимо Владимира взял и опустошил Суздаль, Муром, Юрьев, Переяславль, Коломну, Москву, Можайск, Волоколамск, Дмитров, Углич. В следующем году монголо-татары завоевали Тверь. В 1307 г. пострадали земли Московского и Рязанского княжеств, в 1315 г. ордынцы опустошили Ростов, участвовали во взятии Торжка. В 1317 г. от них сильно пострадало Тверское княжество, в следующем году Костромское, и Ростов, в 1322 г. - Ярославль. В 1327 г. рать Федорчюка в отместку за восстание тверичей против Чолхана расправилась с жителями Твери и других городов Тверского княжества. Воевали, гра6или и жгли Рязанское княжество в 1358 г. ордынский царевич Маматхожа, в 1365 г эмир Тагай, а в 4373 г. - Мамай. В 1375 г. монголо-татары повоевали юго-восточную часть Нижегородского княжества. В 1378 г. на р. Пьяне Мамай нанес крупное поражение русским войскам, взял Нижний Новгород, а несколько позднее — Новосиль. В следующем году он вновь захватил Нижний, а в отместку за поражение на р.Воже опустошил Рязанское княжество, взяв при этом его столицу. В 1382 г. хан Тохтамыш захватил, разграбил и пожег Серпухов, Москву, Переяславль-Залесский, Коломну, повоевал окрестности Звенигорода, Волоколамска. Можайска, Владимира. Юрьева, Дмитрова. В 1388 г. монголо-татары взяли Рязань. В 1391 г. посланной ханом Тохтамышем царевич Бектут повоевал Вятку. В 1399 г. царевич Ентяк вместе- с нижегородским князем Семеном Дмитриевичем взял и разграбил Нижний Новгород. Крупный поход в 1408 г на русские земли фактического правителя Золотой Орлы Эмира Эдигея привел к опустошению Серпухова, окрестностей Москвы, Переяславля, Ростова, Юрьева, Дмитрова, восточной окраины Тверского княжества, Новгорода Нижнего, Городца на Волге, Галицких и Белозерских земель. В 1410 г. ордынцы взяли Владимир, Стародуб-на-Клязьме и Муром. В 1415 захватили Елец.

В 1429г. татары во главе с Алибабой опустошили окрестности Галича Костромского, взяли Кострому, а также Лух и Плесо. В 1438 г. хан Улуг-Мухаммед разбил московских воевод и взял Белев. Летом следующего года он осадил Москву, разграбил и сжег Коломну. В 1443 г. царевич Мустафа напал на Рязанское княжество. В 1445г. Улуг-Мухаммед захватил Нижний Новгород, Муром, завоевал Лух, взял Суздаль. В 1449 г. хан Седи-Ахмат совершил набег на южные окраины Московского княжества. В 1451 г. посланный этим: ханом царевич Мазовша опустошил и сжег окрестности Москвы. В 1455 и 1459 гг. люди Седи-Ахмата делали набеги на правобережье р. Оки. В 1468г. казанские татары ограбили окрестности Галича. В 1472 г. хан Ахмат взял Алексин и воевал окское правобережье. Таков перечень основных военных походов монголо-татар на подвластные им русские княжества и земли на продолжение всего периода господства Золотой Орды над Русью. В этот перечень не включены походы монголо-татар на Киев, Курск, Брянск, Смоленск и другие южные и западные древнерусские города.

Огнем и мечом

В течение последующих двадцати лет Чингисхан сделал немало, для того чтобы оправдать свое имя. Он завоевал северный Китай, захватил и разграбил его столицу Пекин Были покорены и присоединены к быстро растущей татаро-монгольской империи степные государства на западе. В поход через кавказские горы отправилась разведывательная экспедиция, которая в результате разбила армию Руси и другие войска, высланные против нее. После этого Чингисхан провел свою самую блистательную операцию. Татаро-монголы разорили знаменитые города Бухару и Самарканд, и в ходе последующих кампаний полностью ликвидировали султанат, на своем пути вырезав несколько крупных городов, и пробили себе дорогу вглубь Индийского субконтинента до самого Инда. Страны, захватываемые татаро-монголами. приходили в такой упадок, что у некоторых народов ушли века на восстановление своего хозяйства.

Наследие Чингисхана

В 1224 году Чингисхан был вынужден вернуться из Индии для подавления восстания в Монголии, а в 1227 году его смерть прервала его завоевания. Помимо огромной империи, он оставил своим преемникам кодекс законов и административный аппарат, который он сформировал из верных себе людей, принадлежавших к разным расам и религиям. Тем самым он заложил традиции благодаря которым господство Taтapo-монголов сохранилось на века. Кроме этого он создал систему сообщения на основе конных постов, расположенных на определенном расстоянии друг от друга.

Борьба за власть

Преемник Чингисхана, его сын Огдай, еще больше расширил империю. Он основал в Монголии столицу, Каракорум, завершил покорение северного Китая и пробил путь вглубь Европы, захватив русские княжества и разбив польскую , германскую и венгерскую армии. Западную Европу от завоевания спасла только внезапная смерть Огдая, после которой татаро-монголы отступили.

За этим последовал длительный период, на протяжении которого у монголов не было великого хана, и, к счастью для Запада, в конечном итоге пришедший к власти преемник Огдая, Мангу обратил свое внимание на другие регионы. В 1258 году брат Мангу, Хулвгу, свергнул ослабленный халифат аббасидов и разграбил Багдад. В это время территория на Ближнем Востоке, где господствовали татаро-монголы, уже достигла своего западного предела после отпора их нападению на Сирию, оказанного египетскими мамелюками. Сам Мангу захватил южный Китай, завоевание которого после его смерти завершил его брат и преемник Кублайхан.

К этому времени татаро-монгольская империя начала распадаться на несколько крупных независимых ханств. Оставаясь великим ханом Кублайхан по-прежнему правил ими, но основной центр его власти перемесится в Китай, где он основал императорскую династию Юань царствовавшую до 1368 года. Хулагу основал могущественную династию Ильхан, на время правления которой приходится расцвет персидской культуры. К числу прочих мощных татаро-монгольских государств относится Великая, или Золотая орда, господствовавшая на Руси (изначально слово "орда" означало лишь "стоянка кочевников") и ханство в Средней Азии, из которого в конце четырнадцатого века вышел еще один, несомненно, очень сильный завоевать, Тимур, или Тамерлан, мало что оставивший после себя, за исключением не вероятного по своим масштабам разорения.

Из великих ханств только Золотая орда просуществовала до XV века, однако потомок Тимура Бабур основал династию великих монголов в Индии, долго державшуюся у власти, а некоторые более мелкие ханства играли определенную роль в истории до самого двадцатого века

Контакты между Востоком и Западом

Несмотря на все бедствия принесенные татаро-монголами их история имел и позитивное значение, особенно для Европы. Существование огромной, хорошо организованной евразийской империи, по которой можно было безопасно путешествовать, значительно улучшило связи Запада с Востоком. Так, самый знаменитый из всех средневековых путешественников Марко Поло во второй половине XIII века в ходе своих путешествий сумел пройти через татаро-монгольские территории и устроится на службу к Кублайхану. Через Марко Поло и других путешественников товары и изобретения, которые впоследствии сыграли огромную роль в развитии европейской цивилизации, например, порох и печатный станок, изобретенные китайцами, попали на Запад.

С распадом татаро-монгольской империи контакты между Востоком и Западом снова пошли на убыль. Торговля по-настоящему возобновилась лишь в XV веке, когда европейские мореходы-первооткрыватели открыли новый морской путь на Восток.

Политика татаро-монгол в отношении Руси

До прихода монголов многочисленные русские княжества варяжского происхождения, расположенные в бассейнах рек, впадающих в Балтийское и Черное моря, фактически не составляли одного государства. Эти княжества только в территории признавали над собой власть Киевского Великого князя. А к племенам славянского происхождения, населявшим эти княжества, неприменимо название единого русского народа. Под влиянием монгольского владычества эти княжества и племена были слиты воедино, образовав сначала Московское царство, а в последствии Российскую империю. Это исторический факт, находящий признание не только у нас, но и у иностранцев. Историческая закономерность этого процесса наблюдается и на Дальнем Востоке. Китай, объединенный монгольским завоеванием, впервые выступает, как единая держава. Организация России, явившаяся результатом монгольского ига, была предпринята азиатскими завоевателями не для блага русского народа и не ради возвеличения Московского великого княжества. Это было сделано во благо собственных интересов, а именно - для удобства управления покоренной обширной страной. Они не могли допустить в ней обилия мелких владетелей, живущих за счет народа и хаоса их нескончаемых распрей. Все это подрывало экономическое благосостояние подданных и лишало страну безопасности сообщений. Поэтому монголы поощряли образование сильной власти Московского Великого князя, которая могла бы держать в повиновении и постепенно поглощать удельные княжества. Этот принцип создания единовластия казался им для данного случая более целесообразным, чем хорошо известное им и испытанное на себе китайское правило - разделяй и властвуй. Таким образом, монгольские завоеватели приступили к собиранию и организации Руси подобно своему государству, ради создания в стране порядка, законности и благосостояния.

В результате такой политики монголы, всюду вводившие установленные еще при Чингис-хане порядки, дали покоренной им стране основные элементы будущей московской государственности: самодержавие (ханат), централизм, крепостничество. Г.В.Вернадский считал, что самодержавие и крепостничество были ценой, которую русский народ заплатил за национальное выживание. Таким образом, сторонники данной точки зрения, оценивая влияние завоевателей как позитивное в плане исторической перспективы, не отрицали при этом таких очевидных фактов, как разорительные походы монголо-татар на русские земли, уплата тяжелой дани и т.д. В этом отличие их воззрения от распространенных в наши дни взглядов Л.Н.Гумилева, которые отличаются игнорированием фактов подобного рода и подменой их вымыслом типа утверждения, что Александр Невский был приемным сыном Батыя. Учитывая задачи административного и финансового управления, они занялись организацией почтовых трактов, установили ямскую повинность населения, улучшив тем самым условия сообщения на обширных просторах Восточно-Европейской равнины. Далее - монголы произвели общую перепись населения, ввели однообразное военно-административное устройство и податное обложение по принятой у них десятичной системе, а также установили общую для всех русских областей монету - рубль, разделенный на 216 копеек.

Дань от податного населения должна была вноситься в размере 1/10 части дохода каждого хозяйства. То же население ставило десятого человека в ханское войско. Всем этим заведовал "даруга" (заведующий печатью) -доверенное лицо из монголов при хане. Даруги (по-татарски "баскаки") -представители хана в покоренных государствах, это было установлено еще Чингис-ханом.

Так как у монголов была строгая соподчиненность в администрации и войске, то одного из князей ставили старшим, давая ему "ярлык" на великое княжество, а других заставляли подчиняться ему. Через него хан посылал свои приказы с требованием беспрекословного исполнения их князьями. Для контроля деятельности князей хан назначал к ним своего "даругу", или "баскака", который был как бы комиссаром хана при русских князьях. В распоряжении баскака было войско, которое размещалось с целью безопасности вне черты города. Эти места были известны под именем "татарских слободок". Если князь отказывался повиноваться или не платил положенной суммы подати, то выступал баскак со своим войском, как исполнительный орган власти.

Золотая Орда оказала большое влияние на усиление власти Московского княжества. Московские князья, начиная от Ивана Калиты и его детей, начали скупать земли у частных лиц, монастырей и мелких князей. Денег ни у кого из них не хватило, чтобы собрать Московское царство. Главная причина возвышения Москвы - это сильная помощь золотоордынских ханов московским князьям.

У монголов везде была строгая соподчиненность в административно-политическом отношении - от воина и простолюдина до Великого Императора. Поэтому русское самодержавие не имеет себе повторения на Западе и было близко и похоже на монгольский ханат. В вассальных уделах - в Китае. Персии и Руси - организовывали государственное управление однообразно: во главе ставился местный князь, при нем был баскак с войском. Этот князь был подчинен удельному хану, а тот в свою очередь - Великому Богдохану. Самыми лояльными из местных оказались московские князья, начиная с Ивана Калиты. Он чаще других ездил в Орду с подарками, и там снискал себе уважение. Московские князья действовали дипломатией и "смиренной мудростью", в то время как старшие их соперники, тверские князья, действовали силой оружия. Благодаря этому московский князь добился великокняжеского сана. Хан поручил Калите наказать тверского князя за восстание. Это было исполнено, за что Калита и получил в 1328 г. великокняжеский престол, который с тех пор уже не выходил из-под московского князя. В это же время в Золотой Орде обострилась борьба за власть, получившая название "замятии великой". Монгольские ханы были не в состоянии отвлекаться на военные предприятия против своих вассалов, а поэтому приостановились татарские нашествия на Московскую Русь, и там установился мир и порядок на 40 лет. Отсюда и усиление Московского княжества. За 40 лет появилось два поколения, не видевших страха от татар.

Великий князь был наделен ханом такими функциями власти, которые способствовали объединению Московского княжества.

Татары каждые 10 лет в течение первых 35 лет переписывали народ и подать собирали сами или их отряды, наводившие ужас на страну. Затем сбор податей был предоставлен Московскому Великому князю - Ивану Даниловичу, что послужило могучим орудием для объединения удельной Руси. Московский князь, как сборщик хана, бил своих князей не мечом, а рублем.

1 2