">
История Краеведение
Информация о работе

Тема: Педагогическая практика по истории

Описание: Документация, предоставляемая на кафедру истории. Схема характеристики студента учителем-предметником. Поурочное планирование. Структурные компоненты урока. Типы уроков по истории. Задания с несколькими вариантами. Задания на восстановление соответствия.
Предмет: История.
Дисциплина: Краеведение.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 206
Поднять уникальность

Похожие работы:

Педагогическая практика по истории.

1. Цели:

1. Закрепление на практике теоретических знаний по методике преподавания истории.

2. Воспитание устойчивого интереса к профессии учителя.

3. Практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности.

4. Формирование у студентов профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса как педагогической системы.

5.Формирование у студентов целостной научной картины педагогической деятельности.

6. Развитие у будущих учителей педагогических способностей, их индивидуальности.

7. Развитие у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствования профессионально-педагогических знаний и умений.

8 Формирование опыта творческой педагогической деятельности, исследовательского подхода к педагогическому процессу.

9 Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя и его активной педагогической позиции.

10 Овладение основами педагогической культуры современного учителя.

11. Формирование готовности к педагогическому творчеству.

12 Оказание помощи учебно-воспитательным учреждениям в решении задач обучения и воспитания учащихся.

2. Задачи:

1. Изучение деятельности учителя по предмету "История", знакомство со структурой и содержанием школьного процесса обучения истории.

2. Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в ходе изучения психолого-педагогических и исторических дисциплин.

Овладение основными методами преподавания истории в средней школе (устный,наглядный, практический).

3. Дальнейшее формирование исторических знаний, умений и навыков учащихся в закрепленном классе.

4 Организация активной познавательной деятельности учащихся
5 Подготовка и проведение различных типов уроков истории.

6. Подготовка и проведение внеклассного мероприятия по предмету.

7. Применение разнообразных форм обучения истории.

8. Применение различных видов проверки и оценки результатов обучения.

9 Овладение приемами и методами организации коллективной и индивидуальной работы с учащимися в учебной и внеклассной деятельности.

10. Освоение на практике методики анализа и самоанализа различных форм учебно-воспитательной работы.

В результате прохождения педагогической практики студент должен знать:

требования Государственного образовательного стандарта к содержательному минимуму исторического образования и уровню подготовки выпускников основной школы по истории;

содержание образовательной программы по соответствующему курсу истории;

основные методы и приемы преподавания истории в школе;

основные типы традиционных уроков по истории и методику их проведения;

основные формы внеурочной работы по истории.

В результате прохождения педагогической практики студент должен уметь:

составлять тематические и поурочные планы;

составлять учебно-методический комплекс по истории;

делать самоанализ проведенных уроков и анализировать уроки коллег.

В результате прохождения педагогической практики студент должен владеть:

основными методами преподавания истории в школе (устный, наглядный, практический);

различными видами проверки и оценки результатов обучения;

основными приемам и методами организации коллективной и индивидуальной работы с учащимися в учебной и внеклассной деятельности;

методикой анализа и самоанализа различных форм учебно-воспитательной работы.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

1 неделя

1. Знакомство с педагогическим коллективом, руководством школы и учителями истории, распределение по классам и по предмету.

2. Посещение уроков истории и уроков в закрепленном классе. Знакомство с классом.

3. Изучение деятельности учителя по специальности и классного руководителя.

4. Планирование самостоятельной учебной работы, разработка системы уроков по теме, подготовка тематического плана по предмету.

5. Разработка учебно-методического комплекса по курсу истории.

2-5 недели

1. Определение структуры уроков и выбор методов обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

2. Подготовка рабочих планов-конспектов к урокам по истории.

3. Проведение пробных и зачетных уроков в закрепленном классе.

4. Подготовка дидактического материала.

5. Подготовка наглядного пособия для кабинета истории.

6. Участие в работе кабинета истории.

7. Взаимопосещения уроков истории, участие в проведении анализа уроков.

8. Проведение индивидуальных занятий по предмету.

9. Проверка ведения рабочих тетрадей по истории.

10. Работа с классным журналом и выставление оценок.

11. Разработка тестов и диагностических заданий по выявлению качества знаний.

12. Работа над конкретной методической темой по обучению истории в школе.

6 неделя

1. Подготовка и проведение внеклассного мероприятия по предмету.

2. Оформление отчетности по педагогической практике по истории.

3. Подведение итогов педагогической практики в школе.

4. Завершение педагогической практики в школе.

5. Подготовка и проведение конференции по итогам педагогической практики.

Формы подведения итогов практики на кафедрах, факультете

По окончании педагогической практики студент в течение 1 недели сдает групповому руководителю обязательную документацию (перечень см. далее). За работу по каждому предмету отдельно (методика преподавания истории, педагогика, психология) методистами выставляется студенту дифференцированные оценки. На основе этих результатов факультетский руководитель выставляет студенту общую оценку за практику.

Итоги подводятся на заключительной конференции, где выступают преподаватели кафедр, групповые руководители и студенты с отзывами о практике. На конференции представляются конспекты лучших уроков, проведенных студентами-практикантами, наглядные пособия к урокам, материалы внеклассных мероприятий по предмету.

Памятка студентам

Документация, предоставляемая на кафедру истории:

Отчет по педпрактике (см. «Учетная карточка»)

Конспект урока (по выбору) с наглядными пособиями.

Разработка внеклассного мероприятия по предмету.

Характеристики учителя и классного руководителя с оценками, заверенные директором и гербовой печатью школы.

Справка на оплату учителям, руководившим практикой.

Документы предоставляются в течение 1недели по окончании практики.

Схема творческого отчета

Ф.И.О. студента.

Место прохождения практики: краткая характеристика школы (городская, сельская; средняя, неполная средняя; количество учащихся, учителей по предмету; специализация школы – обычная, гимназия, колледж, лицей и пр.).

Краткая характеристика класса (профиль, кол-во учащихся, кол-во девочек и мальчиков, уровень подготовки, учебная дисциплина, характер взаимоотношений между школьниками, отношение к предмету).

Учитель-методист и классный руководитель (Ф.И.О., стаж работы, особенности стиля работы, личные качества, характеристика методики преподавания русского языка, применяемая учителем, своеобразные приемы и формы работы).

Количество данных уроков; типы уроков, проведенных на практике. По какой программе работали? Что вызвало затруднения при подготовке и проведении уроков? Какие удачные моменты можете отметить в своих уроках? Самый лучший урок, проведенный во время практики. Основные недостатки в проведении уроков.

Какими учебниками и методическими пособиями пользовались при подготовке уроков?

Внеклассная работа по предмету.

Самоанализ и самооценка своей работы в целом. Замечания, полученные от методистов, учителя, студентов. Изменилось ли ваше отношение к избранной профессии в ходе практики?

Анализ посещенных уроков студентов-практикантов.

Изучение опыта творчески работающих учителей и воспитателей. Участие в работе методического объединения школы.

Работа в качестве классного руководителя (какие классные и общешкольные дела готовили и проводили? Какую проводили работу с родителями? Как участвовали в работе пед.совета).

Научное обобщение и анализ результатов педпрактики и передового опыта в различных формах НИРС (дипломная работа, курсовая работа, научный доклад, выступление на конференции).

Ваши пожелания по организации и проведению педпрактики. Что необходимо улучшить в подготовке студентов?

Схема характеристики студента учителем-предметником

Сроки и место прохождения педагогической практики.

Количество и типы проведенных уроков.

Характеристика методов и форм организации учебной деятельности учащихся

Отзыв о внеклассном мероприятии по предмету, проведенном практикантом.

Характеристика личностно-профессиональных качеств студента

Рекомендации для дальнейшей работы.

Оценка.

Схема характеристики студента классным руководителем

Сроки и место прохождения педагогической практики.

Характеристика методов и форм организации воспитательной деятельности учащихся

Перечень и оценка внеклассных мероприятий, осуществленных студентом.

Характеристика личностно-профессиональных качеств студента

Рекомендации для дальнейшей работы.

Оценка.

Бланк характеристики должен быть заверен подписью учителя, директора и гербовой печатью школы.

Педагогическая практика на IV курсе

Основные задачи педагогической практики по истории на IV курсе

1. Изучение деятельности учителя по предмету "История", знакомство со структурой и содержанием школьного процесса обучения истории.

2. Закрепление и углубление теоретических знаний. полученных студентами в ходе изучения психолого-педагогических и исторических дисциплин.

3. Овладение основными методами преподавания истории в средней школе (устный,наглядный, практический).

4. Дальнейшее формирование исторических знаний, умений и навыков учащихся в закрепленном классе.

5. Организация активной познавательной деятельности учащихся
6. Подготовка и проведение различных типов уроков истории.

7. Подготовка и проведение внеклассного мероприятия по предмету.

8. Применение разнообразных форм обучения истории.

9. Применение различных видов проверки и оценки результатов обучения.

10. Овладение приемами и методами организации коллективной и индивидуальной работы с учащимися в учебной и внеклассной деятельности.

11. Освоение на практике методики анализа и самоанализа различных форм учебно-воспитательной работы.

Требования к знаниям и умениям студентов IV курса

1. Студенты должны знать требования Государственного образовательного стандарта к содержательному минимуму исторического образования и уровню подготовки выпускников основной школы по истории;

2. Студенты должны знать содержание образовательной программы по соответствующему курсу истории.

3. Студенты должны знать основные методы и приемы преподавания истории в школе.

4. Студенты должны знать основные типы традиционных уроков по истории и методику их проведения.

5. Cтуденты должны знать основные формы внеурочной работы по истории.

6. Студенты должны уметь составлять тематический и поурочные планы.

7. Студенты должны уметь составлять учебно-методический комплекс по истории .
8. Студенты должны уметь делать самоанализ проведенных уроков и анализировать на

Содержание педагогической практики по истории на IV курсе

Во время первой педагогической практики по истории в школе начинается формирование собственных подходов профессиональной деятельности на основе изучения опыта творчески работающих учителей, продолжается совершенствование общепедагогических умений, происходит применение полученных знаний по историческим и психолого-педагогическим дисциплинам, при этом студенты:

- включаются в целостную профессионально-педагогическую деятельность, осуществляя в единстве и взаимосвязи работу учителя по предмету, классного руководителя, учебно-методическую и внеклассную работу. Все виды педагогической деятельности самостоятельно планируют, организовывают и анализируют эффективность;

- самостоятельно планируют собственную учебную, внеучебную и внешкольную работу с учащимися, самостоятельно разрабатывают систему уроков по теме, дают ее научно-методическое обоснование, осуществляют творческий подход к определению структуры отдельного урока и обосновывают выбор методов обучения с целью активизации деятельности учащихся;

- осуществляют творческую профессионально-педагогическую деятельность по разработке и использованию необходимого дидактического материала, анализируют содержание школьных программ, учебников, методических пособий с целью выявления их образовательных и развивающих возможностей, выделения ведущих мировоззренческих идей и понятий, базовых знаний;

- участвуют в работе педагогического совета, методического объединения, семинара классных руководителей и воспитателей, выполняют поручения администрации школы по организации и контролю отдельных общешкольных дел;

- осуществляют научное обобщение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы и педагогического опыта в различных формах НИРС (курсовая работа, научный доклад, часть дипломной работы и др.)

Педагогическая практика на V курсе

Основные задачи педагогической практики на V курсе

1. Воспитание и закрепление устойчивого интереса к профессии учителя, убежденности в правильности ее выбора.

2. Завершение процесса формирования у студентов морально-психологической и профессиональной готовности к работе учителя.

3. Формирование у студентов целостной научной картины педагогической деятельности и нового педагогического мышления.

4. Формирование у студентов профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса.

5. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя и его активной педагогической позиции.

6. Формирование и совершенствование опыта самостоятельной творческой целостной профессионально-педагогической деятельности.

7. Формирование у студента системного исследовательского подхода к педагогической деятельности, овладение педагогической культурой.

8. Формирование знаний об основных звеньях управления школой и умений участвовать в управлении учебно-воспитательным процессом.

9 Овладение целостной методикой изучения и самоанализа уровня педагогической культуры учителя как важнейшей характеристики его готовности к профессиональной деятельности.

10. Развитие у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессионально-педагогических знаний и умений.

11. Завершение опытно-экспериментальной научной работы и теоретическое оформление ее результатов.

Содержание педагогической практики на V курсе

На V курсе студенты проходят стажерскую практику в базовых школах
Петрозаводска и районах Карелии, где работают в качестве учителей по специальности "История и обществознание". Наиболее подготовленные и хорошо успевающие студенты получают возможность прохождения длительной практики на вакантных местах в сельских и городских школах. Независимо от места прохождения педагогической практики все студенты:

- самостоятельно разрабатывают, научно обосновывают систему целостной педагогической деятельности и ее дидактическое и развивающее оснащение;

- самостоятельно разрабатывают систему уроков по теме во взаимосвязи с внеучебной воспитательной работой, дают ее научное обоснование, осуществляют учет знаний учащихся, степени их воспитанности.

- осуществляют связь воспитательной работы на уроке с внеклассной работой по предмету, осуществляют межпредметные связи истории с другими учебными дисциплинами;

- творчески подходят к определению структуры отдельного урока и обоснованному выбору методов обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся;

- анализируют не только отдельные уроки, но и системы уроков по теме,
осуществляют анализ собственных уроков по истории и обществознанию в их связи с внеучебной воспитательной работой;

- изучают систему внеклассной работы по предмету в школе и активно участвуют в ней, руководят кружком, организуют викторины, олимпиады, конкурсы, предметные вечера, вовлекают учащихся в городские, районные олимпиады и конкурсы, выпускают стенные газеты, развивающие познавательные интересы учащихся;

-самостоятельно выбирают свою методическую тему и работают над ее
реализацией на уроках;

- изучают передовой педагогический опыт, инновации в преподавании истории и обществознания и используют их на практике;

- ведут работу по профессиональной ориентации учащихся;

- завершают самостоятельное педагогическое исследование по теме научной работы и внедряют его результаты в практику работы.

Требования к знаниям и умениям студентов V курса

1. Студенты должны владеть системой знаний по мировой и отечественной истории и культуре, по всем курсам гуманитарных и обществоведческих дисциплин.

2. Студенты должны знать требования Государственного образовательного стандарта к содержательному минимуму школьного исторического образования и уровню подготовки выпускников полной средней школы по истории и обществознанию.

3. Студенты должны знать содержание образовательных программ по истории и обществознанию для 10-11 классов.

4. Студенты должны уметь осуществлять процесс обучения учащихся средней школы с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников с учетом специфики преподаваемого предмета.

5. Студенты должны уметь стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению.

6. Студенты должны уметь анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

7. Студенты должны уметь выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тематический план:

1) тема (раздел курса, глава, параграф учебника и тема урока)

2) дата и номер урока

3) тип и форма урока

4) основные понятия, идеи

5) основные умения

6) межпредметные, внутрикурсовые, межкурсовые связи

7) средства обучения

Поурочное планирование

1) тема урока

2) тип и форма урока

3) цели и задачи урока (образовательные, воспитательные, развивающие)

4) основные понятия, идеи

5) основные методы, применяемые на уроке

6) межпредметные. внутрикурсовые, межкурсовые связи

7) средства обучения

8) оборудование урока

9) персоналии

10) ход урока, его содержание

11) домашнее задание

12) итоги урока

Ход урока (план-конспект) Ход урока, этапы урока  Содержание и приемы

работы учителя  Содержание и приемы

работы учащихся  

Схема общепедагогического анализа урока

1. Место данного урока в системе уроков по теме, правильность постановки цели и задач урока.

2. Организация урока:

а) тип урока (урок усвоения новых знаний, формирования умений, обобщение и систематизация знаний, контроль и проверка результатов обучения, умений и навыков, комбинированный урок).

б) структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени, соответствие построения урока его сордержанию и поставленной цели;

в) подготовленность класса к уроку;

г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы на уроке;

д) плотность урока, рациональное использование времени.

3. Содержание урока:

а) научность материала;

б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;

в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;

г) воспитательная направленность урока;

д) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение учащихся применению своих знаний на практике;

е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения пройденного;

ж) межпредметные связи;

з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;

и) качество знаний учащихся, их умений и навыков;

к) речь учащихся.

4. Методика проведения урока:

а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

б) методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока;

в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся; эффективность применяемых методов;

г) постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов;

д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;

е) владение учителем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на данном уроке;

ж) система оценки знаний учащихся учителем; их педагогическая ценность.

5. Общение учителя на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.

6. Работа и поведение учащихся на уроке:

а) активность класса и отдельных учащихся;

б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;

в) отношение учащихся к учителю;

г) дисциплинированность и организованность учащихся;

д) речь учащихся; задаваемые вопросы.

7. Общие выводы по уроку.

8. Как будет учтен опыт данного урока в Вашей дальнейшей работе ?

(Народное образование. 2000. № 1. С.47-48)

Анализ урока истории

1) Какое место урок занимает в изучении темы? Какому этапу тематического блока он соответствует? В связи с этим, насколько обоснован выбор данного типа и и вида урока?

2) Каковы цели учебного занятия? Чем они обусловлены? Как в них отражаются современные подходы к целям и содержанию школьного исторического образования?

3) В какой степени учебный материал урока соответствует Временным требованиям к содержанию образования образовательной области “Обществознание” (“История”)?

4) Как в содержании занятия отражены новые данные исторической науки, современные подходы к анализу и оценкам прошлого, неоднозначные версии и суждения по поводу изучаемых фактов?

5) Кто (или что) был для учащихся основным источником информации по новой теме? Как он был представлен: как единственный и безапелляционный, как один из надежных и достоверных, как один из возможных и оригинальных и т.п.? Обучал ли учитель школьников приемам критического анализа исторических источников?

6) В чем заключалась учебная работа школьников? На каком уровне познавательной деятельности она была организована? Какими приемами и средствами преподавания учитель стимулировал именно такой характер учебной работы? Насколько он соответствовал целевой установке занятия, возрастным и индивидуальным возможностям учеников этого класса?

7) Какими приемами и средствами учитель актуализировал знания учащихся, концентрировал их внимание, поддерживал интерес к новой теме, активизировал их участие в работе на уроке, учитывал и поощрял познавательные особенности детей?

8) Насколько взаимосвязанными и преемственными были эапы урока? Насколько целостным и внутренне логичным получилось все занятие?

9) Как этот урок связывает собой предыдущие и последующие занятия?

10) В чем выражаются результаты урока? Каковы критерии его результативности?

(Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003. С.325)

Памятка учителю к самоанализу урока

1. Какова целевая установка урока (цели, задачи)?

2. Как данный урок связан с другими уроками темы ?

3. Были ли отклонения от замысла и, если были, чем они вызваны?

4. Достигнуты ли цели урока ? По каким признакам судит об этом учитель?

5. Что наиболее удалось на уроке ?

6. В чем учитель видит недостатки урока?

7. Какие выводы на будущее делает для себя ?

(В помощь молодому учителю истории. Методические рекомендации.Петрозаводск, 1988. С.4)

Учебно-методический комплекс

1.Учебные пособия

- учебники

- хрестоматиии

- книги для чтения

- рабочие тетради

2. Методическая литература

- методические пособия ( разработки уроков)

- книги и статьи журнала “Преподавание истории в школе”

- методические рекомендации

- сборники заданий и задач по истории

3. Научная, научно-популярная и художественная литература

- монографии

- книги для учителя

- пособия для учащихся

4. Наглядные средства обучения

- печатные

- объемные

- экранные и экранно-звуковые

Определение целей и задач урока.

Образовательные цели и задачи:

- формирование исторических знаний

- усвоение понятий, законов, теорий, идей

- повторение, закрепление и углубление исторических знаний

- формирование специальных и общеучебных навыков и умений

Воспитательные цели и задачи:

- формирование мировоззрения

- нравственное, эстетическое воспитание

- воспитание патриотизма

- воспитание интереса к предмету

Развивающие цели и задачи:

- развитие мышления, речи, интеллектуальных навыков и умений (умения видеть главное, сравнивать, анализировать, обобщать)

- развитие познавательных интересов и способностей учащихся

- развитие воли учащихся (целеустремленность, уверенность, выдержка, самообладание)

- развитие эмоций учащихся (отзывчивость, сопереживание, негодование)

Требования к уроку истории

1. Соответствие педагогического замысла целям и задачам.

2. Соответствие типа урока средствам и методам.

3. Научность исторических знаний.

4. Достоверность исторических фактов.

5. Мотивация и дифференцированность обучения.

6. Воспитание интереса к предмету.

7. Единство деятельности учителя и учащихся.

8. Познавательная активность учащихся.

9. Отбор главного, осознанного материала.

10. Полноценность содержания урока.

Полноценность содержания урока истории определяется:

- умелым отбором материала

-образным, конкретным, эмоциональным освещением события

- умением дифференцированно оценивать содержание: различать опорные знания, объекты прочного усвоения и материал, являющийся средством достижения цели

- целесообразным сочетанием содержания речи учителя, учебника и внеурочных знаний учащихся

- созданием системы исторических знаний.

( Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М.,1978. С.29; Которкова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 1999. С.149)

Требование к речи учителя

Речь педагога служит образцом для учеников и должна обладать следующими качествами:

1.Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение

темы

2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов

3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.

4. Правильность речи, соблюдение норм литературного языка (сюда входит и чистота речи - отсутствие жаргонных словообразований, диалектизмов, слов-сорняков)

5. Овладение стилем изложения, присущего исторической науке, ее терминологией

6. Выражение средствами речи - выбором слов, интонацией и др. - своих убеждений и чувств, своего личностного отношения к событиям истории, своей гражданской позиции

7.Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

(Методика обучения истории в средней школе. М., 1978. Ч.2. С. 76-77)

Методы, средства и приемы обучения

Методы обучения 

Средства обучения



Приемы обучения  

Устный (словесный) 

Рассказ, монолог, диалог,

беседа 

Разработка сюжетного рассказа, повествование аналитическое и картин-ное описание, характе-

ристика, объяснение, рассуждение  Печатно-словесный

(текст + слово) Учебник, хрестоматия,

художественная литера-тура, рабочая тетрадь,

книга для чтения Анализ документов, вы-писывание понятий, сос-

тавление плана, таблицы, вычленение смысловых единиц  Наглядный Наглядность предметная,

условно-графическая,

карты, иллюстрации,

учебные картины Анализ картины, рассказ

по картине, работа с аппликациями, схемами и диаграммами, выполне-ние рисунка, заполнение

контурной карты  Практический Лепка, вырезание,

склеивание, выпиливание Изготовление макетов,

моделей, лепка  (Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 1999. С.82).

Методы обучения истории в школе

Основные звенья

процесса обучения  Устный метод ,

живое слово.  Наглядные методы  Методы работы

с текстом.   Сообщение

исторического

материала.  Устное изложение исторического мате-

риала учителем:

рассказ, описание, характеристика исто

рических явлений. Обучение учащихся изложению истори-

ческого материала.

Изложение с пред-

варительной поста-

новкой проблемно-

познавательного (или логического) задания.

Проблемное изло-

жение.

Рассуждающее из-

ложение как форма

сообщения истори-

ческого материала.  Рассказ по карти-

не, по карте и дру-

гим наглядным по-

собиям. Изложение

с одновременным рисованием на доске схем,схемати-

ческих планов и пр.

Экскурсия как спо-

соб сообщения ново

го материала (экску-

рсионный метод).

Обучение учащих-

ся извлечению зна-

ний из наглядного

материала.  Чтение и коммен-

тирование текста

учебника, докумен-

та и пр. самим учи-

телем. Обучение уча

щихся извлечению

исторических зна-

ний из учебника и

документа.

Использование ху-

дожественной лите-

ратуры на уроке.   Обработка

исторического

материала.  Объяснение, раз-

бор (анализ) и обоб-

щение материала учителем.

Рассуждающее из-

ложение как прием

анализа и обобще-

ния исторических

фактов учителем.

Разговор-беседа по изложенному ма-

териалу.

Обучение учащих-

ся разбору и обобще

нию исторического

материала.

Постановка и ре-

шение проблемно-познавательных за-

дач.  Разбор и обобще-

ние, производимые

учителем в ходе бе-

седы на основе на-

глядного материала-

по картине, карте, диаграмме, схемати-

ческому плану и пр.

Разбор экскурсион-

ного материала ( са-

мим учителем и в хо

де беседы).

Обучение учащих-

ся разбору и обобще

нию на основе на-

глядного материала.

Проблемно-позна-

вательные задания на наглядном мате-

риале.  Разбор текста(учеб

ника, документа и пр.) самим учителем

и с привлечением

учащихся (беседа).   Закрепление

материала.  Повторительная

лекция.

Повторительная беседа (в конце уро-

ка, на повторитель-

ном уроке).  Закрепление мате-

риала по карте, кар-

тине, иллюстрациям

в учебнике, диапози

тивам и другим наг-

лядным пособиям под руководством

учителя в классе.

Повторительная экскурсия.  Закрепление по уче

бнику, документам, хронологическим та

блицам под руковод

ством учителя на уроке.   Применение

исторических зна-

ний, умений, навы-

ков.  Привлечение ранее

изученного матери-

ала и имеющийся у

учащихся знаний,

умений при изложе-

нии и объяснении нового материала,

излагаемого учите-

лем.

Проблемно-позна-

вательные задания на применение ра-

нее усвоенных зна-

ний.

Творческие зада-

ния (устные и пись-

менные). Привлечение ранее

изученного матери-

ала и имеющихся у учащихся знаний,

умений, навыков в

работе с картой,кар-

тиной, иллюстраци-

ей и на экскурсии.

Обучение учащих-

ся применению зна-

ний, умений и навы-

ков в работе с нагля

дным материалом.

Творческие зада-

ния на наглядном материале.  Привлечение ранее

изученного матери-

ала и мобилизация

знаний учащихся в

работе с текстом

учебника, докумен-

та и пр.

Обучение приме-

нению знаний и уме

ний в работе с текс-

том.   Проверка

знаний, умений, на-

выков.  Устный опрос.

Проверочная бесе-

да.

Сочетание устно-

го опроса с запися-

ми на классной дос-

ке и другими пись-

менными работами.

Проведение прове-

рочной беседы по

проблемно-познава-

тельному заданию.

Проверка в ходе выполнения общес-

твенных поручений.  Проверка знаний,

умений и навыков

путем опроса по кар

те, картине, диаграм

ме и пр.  Проверка знаний,

умений и навыков в

ходе работы по учеб

нику, документу и

пр.  

(Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.,1968. С.310-311)

Организация познавательной деятельности учащихся

при объянительно-иллюстративном и проблемном изложении нового материала

Объяснительно-иллюстративное

изложение нового материала Проблемное изложение нового материала

 Простое запоминание готовых

знаний, осознанного материала Самостоятельная работа учащихся, формирование знаний, умений, навыков  Учитель рассказывает о содержании

картины и оценивает ее Учитель проводит беседу: “Что изобра-зил художник? С какой целью? На чьей стороне его симпатии? Какими средствами он достиг своей цели?”  Учитель сам составляет и диктует учащимся план изучения темы По заданию педагога и на основе его изложения учащиеся сами составляют план  Учитель сам собирает краеведческий материал, а затем излагает его на уроке Краеведческий материал собирают уча-щиеся под руководством учителя, они выступают с сообщениями на уроках, оформляют альбомы, стенды музея  Учитель подготовил вопросы разной

трудности и сам распределил их среди учащихся для ответа Вопросы эти написаны на доске, и учащимся предоставляется право выбрать для ответа любой из них  Учитель поручил каждому учащемуся прочитать книгу и рассказать о ней на уроке Из списка книг, посвященным историческим событиям, каждый учащийся получил право выбрать для прочтения одну  Учитель сам объясняет на уроке причи-

ны, последствия, значение историчес-

кого события, дает оценку истори-ческому деятелю, события и т.п. Учитель дает задание учащимся: “По ходу моего рассказа определите при-чины данного события. На основе ма-териала учебника, докажите, что ...”  

( Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М., 1978. С.31)

Типы проблемных ситуаций

1. Ситуация неожиданности при знакомстве с фактами и идеями, вызывающими удивление.

2. Ситуация конфликта при знакомстве с фактами и выводами, вступающими в противоречие с устоявшимися в науке представлениями.

3. Ситуация несоответствия при знакомстве с фактами, противоречащими жизненному опыту учащихся.

4. Ситуация неопределенности при знакомстве с проблемным заданием, содержащим недостаточное количество данных для его решения. Расчет на смекалку, сообразительность и интуицию учащихся.

5. Ситуация предположения при возможностивыдвинуть собственную версию о причинах, следствиях исторических событий.

6. Ситуация выбора при решении проблемной задачи с несколькими вариантами ответов.

(Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000. с. 92)

Самостоятельная работа учащихся по истории

Основные звенья

процесса обучения Устное изложение,

живое слово Наглядные методы Методы работы

с текстом  Восприятие истори-

ческого материала  Активное слушание (работа мышления,

воображения).

Составление плана,

ведение записи рас-

сказа (лекции) учите

ля.

Выполнение проб-

лемно-познаватель-

ных заданий в ходе

слушания.

Овладение умением

излагать историчес-

кий материал,давать

характеристику исто

рических явлений.

Сообщение нового

исторического мате-

риала на уроке сами

ми учащимися (док-

лад, рассказ).  Овладение умением

рассматривать карти

ну, иллюстрацию, анализировать кар-

ту, диаграмму и изв-

лекать из них исто-

рические знания.

Участие в беседе по

картине, карте и пр.

Самостоятельное рассмотрение нагля-

дных пособий для извлечения новых знаний.

Рассказ учащегося по картине на уроке

как способ сообще-

ния нового материа-

ла. Проведение уче-

бных экскурсий.  Работа по тексту учебника, докумен-

та под руководст-

вом учителя.

Овладение умением

самостоятельно по-

лучать знания из уче

бника, документа, га

зет, научно-популяр

ной литературы и пр.

Самостоятельное изучение материала

по учебнику, по до-

кументу, художест-

венной литературе и

пр.

Сообщения (докла-

ды) учащихся на уроке по материалу документа, художес-

твенной литературы и пр.   Осмысливание ма-

териала.  Активная работа мышления при вос-

приятии рассуждаю-

щего изложения, анализа и обобще-

ния, проводимого учителем.

Активное участие в

беседе по разбору нового историчес-

кого материала. Ов-

ладение умением са-

мостоятельно разби

раться в излагаемом

материале. Составле

ние плана и ведение

записей, как способ

осмысливания.

Решение вопросов,

поставленных учи-

телем в ходе проб-

лемного изложения.

Просмотр и обрабо

-тка записей ( план,

конспект) по расска

-зу(лекции) учителя.

Восстановление в памяти материала, изложенного учите-

лем.

Воспроизведение рассказа учителя.  Участие в анализе

картины, карты и пр. под руководст-

вом учителя.

Овладение умением

анализировать нагля

-дный материал.

Выполнение проб-

лемно-познаватель-

ных заданий на наг-

лядном материале.

Самостоятельный

анализ наглядного

материала в классе и дома.

Самостоятельное повторение и закре-

пление по картине,

карте, схематическо

-му плану и другому

наглядному матери-

алу.

Рассказ ученика по

диапозитивам, кар-

тине, карте, схеме с

целью повторения

( в конце урока, на

повторительном уро

-ке).  Участие в разборе

текста учебника, до-

кумента и пр. под ру

ководством учите-

ля. Выполнение со-

ответствующих зада

ний в классе и дома.

Овладение умением работать с учебни-

ком, документом и пр.

Самостоятельное повторение по учеб-

нику, документу, по

хронологической таблице.  Применение знаний,

умений и навыков.  Применение имею-

щихся знаний, уме-

ний, навыков при ус

-воении излагаемо-

го материала и его

разборе под руково-

дством учителя.

Выполнение зада-

ний на применение ранее полученных

знаний к новому ма-

териалу.

Применение истори

-ческих знаний ( и

умений) на практи-

ке (работа с младши

-ми школьниками).  Применение знаний

и умений в работе с

наглядным материа-

лом под руководст-

вом учителя.

Применение знаний

и умений в самосто-

ятельной работе по карте, картине, схе-

матическому плану в классе и дома.

Выполнение зада-

ний по наглядному

материалу: решение

задач по карте.

Творческие сочине-

ния или рассказ по

карте.

1 2