">
История Краеведение
Информация о работе

Тема: Ответы на вопросы по истории культуры Алтайского края

Описание: Критерии и понятие всемирного наследия. Культурные традиции. Объекты культурного наследия (о памятниках истории и культуры) в Алтайском крае. Памятники культового зодчества. Тобольский кремль. Памятники истории Алтайского края. Архитектура Барнаула.
Предмет: История.
Дисциплина: Краеведение.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 08.07.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 23
Поднять уникальность

Похожие работы:

Всемирное наследие: критерии.

Культурные критерии

Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.

Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.

Объект является уникальным или по крайней мере исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.

Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.

Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.

Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность. (По мнению комитета ЮНЕСКО этот критерий предпочтительно использовать вместе с каким-либо ещё критерием или критериями).

Природные критерии

Объект представляет собой природный феномен или пространство исключительной природной красоты и эстетической важности.

Объект является выдающимся образцом главных этапов истории земли, в том числе памятником прошлого, символом происходящих геологических процессов в развитии рельефа или символом геоморфических или физиографических особенностей.

Объект является выдающимся образцом происходящих экологических или биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых и морских экосистем и растительных и животных сообществ.

Объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны.

Понятие традиция от древности до наших дней.

Тради?ция — множество обычаев, представлений, привычек передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественной деятельности.

Происхождение термина

Понятие «традиция» восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio. Таким образом, границы семантического спектра понятия традиции жестко указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция — это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, короче, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне.

Это основное отличие часто отходит в сознании на задний план, уступая место другому, тоже значимому, но производному. Для обыденного сознания эпохи модерна слово «традиция» ассоциируется в первую очередь с тем, что связано с прошлым, утратило новизну и в силу этого противостоит развитию и обновлению, что само по себе неизменно, символизирует стабильность вплоть до застоя, избавляет от необходимости осмысливать ситуацию и принимать решение.

Традиции в европейской культуре

Понимание традиции в рамках европейской культуры, начиная с Нового времени отмеченное этим сдвигом, в целом базируется на историческом подходе. Динамический характер такого понимания, позволяющий увидеть и оценить роль и значение традиции в свете происходящих социальных изменений, проявляется, однако, и в возникновении общей тенденции к инфляции понятия. Если изначальное значение понятия «традиция» включало в себя аспект особого уважения к переданному как к дару и, соответственно, к самому процессу передачи, то в дальнейшем этот аспект в светской культуре постепенно утрачивается. Уже в поздней античности развитие понятия традиции в центральную категорию христианской теологии привело, с одной стороны, к его нормативному расширению, а с другой — к возникновению концептуальных затруднений в связи с конституированием противопоставления традиции и ratio.

В дальнейшем становление светского мировоззрения и сопряженный с ним рост авторитета индивидуального критического разума стимулировали углубление этого противостояния. Критическое отношение к традиции как таковой и прежде всего к церкви как ее опорному соц.институту достигло апогея в эпоху Провещения. В это время и формируется собственно историческое понимание традиции как ограниченного временными рамками и изменчивого феномена.

Эпоха Просвещения

В эпоху Просвещения понятие традиции находилось в центре дискуссий, связанных с проблемой социально-политической эмансипации третьего сословия. Поскольку последняя понималась и рассматривалась как освобождение человека вообще, как эмансипация индивидуального разума и преодоление принуждающей силы традиции, понятие традиции стало элементом социально-антропологического дискурса. При этом интерпретации его были самыми разнообразными, от требования критического переосмысления границ признания традиции до полного отрицания всякой традиционности как главного препятствия на пути личности к своей аутентичной самости. Как считали впоследствии авторы-традиционалисты, в частности, Ж. де Местр, именно ожесточенное неприятие традиции мыслителями Просвещения послужило идеологическим обоснованием Французской революции.

XIX век

Реакцией на тотальное отвержение традиции Просвещением стало восторженно-апологетическое отношение к ней консервативного романтизма. Тем самым к началу 19 века в европейской культуре сложилось амбивалентное отношение к традиции, включавшее и понимание ее универсальной исторической роли, нашедшее отражение в оценке Гердера И.Г., считавшего традицию главной движущей силой истории и в то же время называвшего ее «духовным опиумом», усыпляющим индивидуальную инициативу , критическое мышление. Однако в ходе дальнейшего развития ментальности модерна отношение к традиции в целом неуклонно становится все более и более негативным, что усугубляется успехами научного познания и технико-технологическими достижениями, ориентирующими на новацию как противоположность традиции.

Это можно проследить на философских системах и макросоциологических теориях первой половины XIX века (Гегель, Конт, Маркс). Если у Гегеля традиция занимает важное место в процессе всемирно-исторической объективации духа, то в концепции Маркса она трактуется как выражение классовых и групповых интересов, как составляющая идеологии, а сквозь призму тотальной критики религии и церкви — как орудие манипулирования массовым сознанием. Негативные коннотации понятия традиции заметны и у Ницше, для которого последняя есть квинтэссенция обывательской косности, мешающая становлению сверхчеловека и подлежащая отрицанию.

XX век

«Фундаментальная политизация» социальной жизни, по выражению К.Мангейма, составляющая основную характеристику первой половины 20 века, проявилась, в частности, и в том, что почти все многочисленные возникшие в этот период политические направления и массовые движения, базируясь на критическом отрицании наличных социальных традиций, обнаружили, тем не менее, стремление измыслить и увековечить новые, собственные традиции. На эту общую для них черту указывал Э.Хобсбаум, видевший в этом стремлении потребность подвести историческое обоснование под свои взгляды. Сам по себе этот факт, впрочем, только неопровержимо свидетельствует об атрибутивном характере традиции для социальной реальности. Осмысление этой идеи в современном социально-философском дискурсе повлекло за собой конституирование ряда различающихся концептуальных подходов к пониманию сущности и социальной значимости традиции.

Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий 19-20 вв.

Изучением сибирского наследия занялись ученые в конце 19 века.

Тобольский кремль – единственный каменный кремль в Сибири. Начал строится в конце 17 века. Весь комплекс строился на протяжении 18 века.

Изучением сибирского наследия занимались Абрамов «Старинные иконы Тобольской епархии». Беликов работал с Тобольской епархией. А.Сулоцкий 1971 труд «Исторические сведения об иконописании западной Сибири» - краткое описание всех церквей существующих в городе Тобольске.

Серебряников «Зодчество Иркутской губернии» и «История строительства существующих церквей, реставрации, перестройки».

1919г. Б.П. Денике (сотрудник императорского архитектурного общества и сотрудник российского географического общества) написал работу о сибирском барокко и дал оценку архитектурному наследию Сибири.

С приходом Революции шла идея просвещения, с другой стороны ненависть к носителю этой культуры – церкви. В 20-ые годы ввели понятие «памятниковедения» (1922г. Голод в Поволжье – ликвидация церковных ценностей). Формируются мероприятия по охране памятников археологии и искусства.

Когда храмы начали закрываться в начале 30-ых годов, имущество описывалось и отправлялось на склады вещественных документов.

Реальное возрождение наступает в 60-ые годы. В этот период стали создаваться общества охраны памятников, возрождался интерес к наследию. Активную работу массового социального общества вел академик Лихачев. С его трудов пошел интерес к древнерусской архитектуре, градостроительству и иконописи (Рублев).

В Сибири этим вопросом занимались Ащепков, Кириллов, Заварихин. Памятники рассматривались в историческом контексте. (Тобольский кремль и градостроительные центры – Иркутск, Красноярск).

Во второй половине 90-ых появились попытки не дисциплинарных исследований. Академик Лихачев, статья «Экология культуры» - писал, что памятники обладают не только научной ценностью, но несут воспитательные, образовательные тенденции, изучение культурной среды для деятельности человека.

Из всего можно сделать вывод, что активное обращение к сохранению памятников началось во второй половине 19-го века.

Основные положения и нормы закона «об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае» от 12 мая 2005 г

Закон, регулирует отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Алтайском крае. Законом определены полномочия законодательных и исполнительных органов Алтайского края, определен порядок выявления и включения объекта культурного наследия в реестр, разработаны меры по обеспечению сохранности этих объектов.

Ст.1 Определяет полномочия Алтайского краевого Законодательного Собрания в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. (Пункт 1. Принятие законов в области использования, популяризации объектов культурного наследия. П.2 Принятие решения о включении (об исключении) объектов культурного наследия краевого значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия.)

Статья 2. Полномочия Администрации Алтайского края.

принятие нормативно правовых актов.

Организация и определение порядка деятельности органа исполнительной власти Алтайского края.

установление порядка проведения публичных мероприятий в границах территорий объектов культурного наследия.

разработка, утверждение и реализация краевых программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в Алтайском крае.

Ст.3 полномочия органа исполнительной власти Алт. Края в области сохранения, испол-я и популяризации объектов кул. Наследия. (далее с.и.п.о.к.н.)

П.1 органом исполнительной власти в области с.и.п.о.к.н. названо управление Алт. Края по культуре.

П.2. Полномочия : сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Алтайского края; государственная охрана объектов культурного наследия краевого значения; осуществление государственного контроля в области с.и.п.о.к.н. и другие.

Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов в области. . сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов. объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Ст.6. Работы по сохранению объектов культурного наследия. Научно-исследовательские, изыскательские, ремонтно-реставрационные, проектные и производственные работы по сохранению объектов культурного наследия краевого значения, а также научно-методическое руководство, технический и авторский надзор за выполнением таких работ осуществляют государственное учреждение культуры Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края, а также физические и юридические лица, имеющие лицензии на проведение указанных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ст. 8. Порядок выявления объектов культурного наследия краевого значения. Работы по выявлению и сбору информации об объектах культурного наследия и их учету проводятся в соответствии с государственными программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании направленных в орган охраны объектов культурного наследия Алтайского края заявлений физических и юридических лиц.

Ст. 9. Включение (исключение) объекта культурного наследия краевого значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр.

П.1 Для принятия решения о включении (об исключении) орган охраны объектов культурного наследия Алтайского края представляет в Алтайское краевое Законодательное Собрание документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

П.2 Решение принимается в срок не более 1 года

П.3. Перечень объектов культурного наследия для изменения реестра направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия.

Ст.16 . Историко-культурные заповедники краевого значения- достопримечательное место, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания. Принятие решения осущ. на основании историко-культур. Экспертизы Законодательным собранием.

№12. Общая характеристика памятников истории Алтайского Края

На территории Алтайского края расположено почти две тысячи памятников истории. В их число входят:

1. Военно-революционные памятники - исторические объекты, связанные с событиями периода Гражданской войны и становления Советской власти на Алтае - могилы красных партизан и подпольщиков; места боев, здания, где располагались первые государственные органы Советской власти.

2.Памятники периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Представлены отдельными памятниками и мемориалами воинам-землякам, погибшим на фронтах войны; зданиями, в которых располагались госпитали раненных; братскими могилами умерших от ран; могилами Героев Советского Союза, умерших после войны; зданиями, где жили или учились герои войны.

3.Памятные объекты, связанные с жизнью и творчеством представителей науки, техники, культуры, общественных деятелей.

4.Памятники горно-металлургического производства XVIII-XIX вв., представленные рудниками и остатками заводских комплексов (Барнаульский, Павловский, Верх-Алейский заводы, Колыванская шлифовальная фабрика, Змеевский рудник и др.).

5.Немногочисленные памятники военно-инженерного искусства XVIII в. - остатки оборонительных сооружений Колывано-Кузнецкой укрепленной линии (Тигирецкий, Белорецкий, Верх-Алейский форпосты, Ключевской маяк).

Необходимо отметить, что зачастую один и тот же объект одновременно является и памятником истории, и памятником архитектуры.

Самое большое кол-во памятников находятся в Барнауле ( пам. ист. 3 фед, 54 краевых; ВОВ – 32; арх-ра – 19 фед, 210 краевых; археол – 2 фед, 53 край) и Бийске (истор – 10 край, ВОВ – 12; арх-ра – 209,археол - 2 фед, 36 край).

Памятники архитектуры Барнаула: горнозаводской период.

Барнаул с самого своего основания в 1730-х годах застраивался по единому «регулярному» плану: параллельно-перпендикулярное расположение улиц дало повод назвать их линиями, как в Санкт-Петербурге. Профессиональные архитекторы А. И. Молчанов и Я. Н. Попов, которые формировали облик Барнаула, были учениками и последователями известных русских архитекторов Д. Кваренги и К. Росси. Историческая часть города проходит от улицы Радищева до левого берега реки Оби с запада на восток и от улицы Партизанской до Нагорного парка с севера на юг и насчитывает 169 памятников архитектуры — свидетелей появления и развития города.

Горнозаводской период В городе более двух десятков памятников архитектуры и истории XVIII и первой половины XIX века, выдержанных в традициях классицизма. Частично сохранился комплекс меде-сереброплавильного завода (с 1899 года в его корпусах размещалась спичечная фабрика), включавший в себя плотину, пруд, плавильные фабрики, кузницу, административное здание. Существуют планы по его реконструкции в качестве историко-культурного или музейного комплекса. Вокруг комплекса зданий градообразующего предприятия появлялись слободы и городские кварталы.

Своим возникновением город Барнаул обязан уральскому промышленнику Акинфию Демидову, который в феврале 1726 года получил указ бергколлегии, разрешающий заводчику добычу медной руды и строительство заводов в Томском и Кузнецком уездах. Барнаульский медеплавильный завод был вторым заводом Демидова на Алтае, первый Колыванский был пущен в строй в 1729 году. Новый завод было решено строить в низине, прилегающей к речке Барнаул при впадении ее в Обь. Река Барнаул соответствовала необходимым требованиям для сооружения пруда с запасом воды на круглый год. Низина, выбранная для завода, была окружена могучей стеной соснового бора, с юго-запада укрыта от господствующих ветров небольшой горой высотой в 50 метров. Плавильному заводу нужен был древесный уголь для топки печей, а в окрестностях Барнаулки рос прекрасный сосновый бор. Барнаульский меде-сереброплавильный завод, как и все заводы в России того времени, должен был работать на энергии падающей воды. Для этого и стали создавать плотину и пруд на р. Барнаулке в 1739 году в 1.2 км от устья (там ныне мост по проспекту Красноармейскому) мастеровые люди под руководством «прикащика» Ивана Осипова. В 1744 году плотина была построена, создавшееся водохранилище получило название - заводской пруд. Плотина была земляной. Для предохранения от разлива обе стороны ее были укреплены «лесным сланьем», а ее нижние края одернованы. 27 апреля 1926 года горсовет принял решение о ликвидации пруда. Границы пруда зафиксированы сегодня в названиях улиц: Лево-Набережная и Правый берег Пруда

Демидовсккаая площадь. Ансамбль Демидовской площади, прозванный барнаульцами «уголок Петербурга», был создан в 1820—1850 годах и сохранился практически без изменений. Название площади дал обелиск в честь 100-летия горного дела на Алтае — 14-метровый Демидовский столп, сложенный из блоков серого гранита, обработанного на Алтае.

Памятник градостроительства 1-ой половины XIX века. Архитекторы: Молчанов Андрей Иванович (1765 – после 1824, Попов Яков Николаевич (1802 – после 1852) Иванов Лаврентий Иванович (1803-?), И.Н. Шрейбер). Историко-архитектурный ансамбль Демидовской площади сложился в 1819-52 гг. в традициях русского классицизма. Ансамбль включает здания горного госпиталя, училища, заводской богадельни с церковью Дмитрия Ростовского и Демидовский столп. В 1818 году начальник Колывано-Воскресенских заводов Фролов Петр Кузьмич внес на рассмотрение Горного совета вопрос о создании в Барнауле обелиска в честь 100-летия горного производства на Алтае. Местом для строительства была назначена Конюшенная площадь, у северного конца заводской плотины на левом берегу пруда. После установления на постаменте обелиска барельефа с портретом А.Н. Демидова площадь получила название Демидовской. В 1926 году переименована в площадь Революции, затем в Пионерскую. Ансамбль площади - памятник градостроительства федерального значения. Обелиск в честь 100-летия горного производства на Алтае установлен в центре Демидовской площади. Обелиск заложен 18 июня 1825 года, окончательно возведен в 1839 году.

Бывший горный госпиталь – один из лучших памятников архитектуры классицизма в Барнауле. Здание горного госпиталя стало первым по времени постройки сооружением Демидовской площади. Фундамент госпиталя заложен в 1819 году, в 1845 году строительство было завершено. На чистой глади стен здания четко воспринимается портик из трехчетверных колонн с дорическими капителями, завершающийся треугольным фронтоном.

Окружное (реальное) училище, ул. Пушкина 82. . В 1846 году на существующих фундаментах было решено построить здание для Горного правления и музея. В апреле 1855 года после переработки проекта Я.Н. Попова академиком архитектуры Шрейбером, начинают на существующих фундаментах закладку 1-го этажа, в ноябре 1860 года здание было построено. Это первое в Барнауле здание ставшее предвестником нового архитектурного стиля – эклектики, это проявляется и в пластической обработке фасадов и в отказе от ордерной системы.

(Инвалидный дом), Красноармейский, 4 Первоначальный проект инвалидного дома разработан Лаврентием Ивановичем Ивановым, но не осуществлен. С течением времени в проект были внесены изменения. Архитектор Я.Н.Попов после изучения грунтов под фундаментами пришел к выводу, что слабое водонасыщенное основание не выдержит тяжести двухэтажного корпуса. Поэтому высота здания была уменьшена до одного этажа. Строительство началось в 1830 году. Через три года во дворе инвалидного дома по проекту Я.Н.Попова была заложена церковь Дмитрия Ростовского. Церковь ставилась отдельно за зданием инвалидного дома и соединялась с ним крытым ходом. Для верующих составляло неудобство то, что вход в церковь был из богадельни. В 1905 году по многочисленным ходатайствам верующих со стороны Пушкинской улицы был устроен новый вход-часовня с двумя арочными воротами и кирпичным забором. Весь комплекс был завершен в 1840 году. Парадный вход здания инвалидного дома по оси симметрии главного фасада был подчеркнут четырехколонным портиком дорического ордера высотой в 2 этажа.

Через Демидовскую площадь проходит одна из старейших улиц города — Ползунова. На ней сохранились постройки конца XVIII и первой половины XIX века. Здание Канцелярии Колывано-Воскресенских заводов (Ползунова, 41), переведённой в Барнаул из Колывани, было построено в 1794 году. Оно является редким в Сибири памятником общественной архитектуры конца XVIII века. Здание построено по проекту архитектора Андрея Ивановича Молчанова (1765-после 1824) в 1790-е годы на месте бывшей демидовской конторы.

Рядом с Канцелярией находится здание бывшего инструментального магазина Барнаульского завода (Ползунова, 39). Авторами этой двухэтажной кирпичной постройки жёлтого цвета (1-я половина XIX века) являются архитекторы А. И. Молчанов и Я. Н. Попов. Магазин предназначался для хранения заводских инструментов, материалов и заводской казны. Рядом по проекту Я. Н. Попова была построена каменная ограда с декоративными портиками, их можно увидеть и сегодня. На этой же улице (Ползунова, 46) расположено здание бывшей Горной лаборатории (1845—1848). Сегодня в двухэтажном кирпичном доме, построенном архитектором Я. Н. Поповым, располагается Алтайский государственный краеведческий музей, старейший музей Сибири. По этой же стороне улицы сохранилось здание горной аптеки (Ползунова, 42) возведенной в 1794 году. Далее улица Ползунова пересекает площадь Свободы, где установлен памятный знак в честь И. И. Ползунова. Раньше на этой площади стоял первый каменный собор Барнаула — Петропавловский. Он был построен в 70-х годах XVIII века на месте более старой деревянной церкви. Автором проекта стал архитектор Д. П. Маулов, приверженец стиля барокко. Храм разобран в 1935 году.

В XVIII и XIX веках жилые постройки были в основном деревянными. На протяжении всего XVIII века строения при горных заводах состояли из «клетских и пятистенных изб», из домов «со связью» в конструкциях и декоре, характерных для народного зодчества. Все кварталы разделялись на прямоугольные участки 16-25 м на 42 м, где возводились дома со службами и огородами. Дома ставились «гнёздами» — по два смежных дома, а позднее участки застраивались одиночными дворами, разделёнными друг от друга на 20-35 м. Вопреки образцовым чертежам на улицу часто выходили торцы жилых домов. Но с начала XIX века заводские жилые здания ставились своими фасадами вдоль улицы. Парадные крыльца выходили на улицу. Деревянный город производил цельное впечатление благодаря однородности строительного материала, типологичности построек, элементов конструкций и композиций, определяемых единым модулем — шестиметровым бревном. К настоящему времени не сохранилось ни одного жилого дома первой половины XIX века. Они были уничтожены многочисленными пожарами или разрушены от времени[

Купеческий период

С середины XIX и вплоть до начала XX века в городской застройке доминировала эклектика[1]. Образцом Барнаульской эклектики может служить застройка ул. Толстого, на которой были выстроены магазины купцов Морозова, Смирнова.

Самым крупным торговым зданием в Барнауле в этот период был пассаж Смирнова. П-образное в плане, здание занимало целый квартал на Московском проспекте, выходя двумя другими фасадами на улицы Иркутскую (ныне ул. Пушкина) и Кузнецкую (ныне ул. Гоголя). Двухэтажный в центре, трехэтажный в боковых крыльях, увенчанный куполами, со шпилями, с большими витражами пассаж был типичным образцом эклектики. Однако, здание не сохранилось.

Другими примерами эклектики служат гимназия Будкевич. Гимназия М. Ф. Будкевич — памятник архитектуры начала XX века в Барнауле -частная гимназия бийской предпринимательницы М. Ф. Будкевич. Более 300 учениц изучали широкий круг дисциплин: русский язык и литературу, французский и немецкий языки, историю, географию, язык Божий, рисование, пение и рукоделие. Преподавательский состав был сформирован из квалифицированных кадров, учителя гимназии заканчивали курсы, приравненные к высшим учебным заведениям. Частная гимназия имела чуть больше свободы от надзора властей, но вместе с тем испытывала финансовые трудности. В 1915 году гимназия была преобразована в казённую, а в 1917 году прекратила свою существование. В советское время здесь располагался Институт усовершенствования учителей. Здание является одним из наиболее интересных примеров деревянного зодчества в Сибири. При этом оно многократно перестраивалось и постепенно потеряло свой первоначальный облик. В 1912 году был надстроен верхний этаж ко всему зданию, а угловой эркер увеличен до двух этажей и завершен большим шлемовидным куполом и шпилем, тем самым акцентируя угловое решение здания. Интересно оформлены окна — наличники с декоративной резьбой и карнизы уравновешивают собой несколько тяжеловесный эркер. Памятник краевого значения.

торговый дом Полякова (универмаг «Красный»). Последнее является памятником архитектуры начала XX века, построенное в 1913 году (пр. Ленина, 12) — двухэтажное П-образное в плане не оштукатуренное здание из красного кирпича. Высокое качество и разнообразные способы кладки, цвет красного кирпича, древнерусские формы, тактично примененные в силуэте здания и в пластике главных фасадов, их симметрия и ритм, металлические ажурные кронштейны и балюстрады — всё это создает целостный и достаточно выразительный образ в русском национальном стиле. При постройке здания были использованы железобетонные конструкции перекрытий и перемычек.

Здание Народного дома в Барнауле, объединявшего театр, библиотеку, студии, строило «Общее попечение о начальном образовании». Проект был заказан столичному академику И. П. Ропету — приверженцу русского национального стиля. Фасад решен в русском стиле, декорирован кокошниками, мелкими витыми колонками, «плетёнкой», наличниками, сложно профилированными тягами и другими мотивами, заимствованными в архитектуре Руси XVII века. Строительство велось без авторского надзора, с отклонениями от проекта. Первоначально фасад был отделан красным кирпичом. Здание многократно перестраивалось, последняя реконструкция проведена в 2007 году.[7]

Стиль модерн проникает в Барнаул на рубеже XIX — XX веков. Наиболее полно черты модерна проявились в некоторых кирпичных зданиях: телефонной станции (Интернациональная, 74), в ряде купеческих особняков, жилых зданий (Никитина, 90, Никитина, 78).

Типичным образцом жилой архитектуры начала XX века в формах эклектики с элементами модерна является дом на пересечении улицы Никитина, 78 и проспект Ленина. Жилой дом 1917 года постройки имеет градостроительное значение, поскольку оформляет угол двух ведущих магистралей города. Двухэтажное, кирпичное, с цоколем, почти квадратное в плане, с небольшим внутренним двориком со стороны северного фасада. Кровля железная. Одной из заметных построек XX века в стиле модерн является бывший дом купцов Яковлева С. Я. и Полякова И. И. (памятник федерального значения) на пересечении улиц Горького и Короленко. Это двухэтажное здание с полуподвалом каменной постройки на ленточном фундаменте и сложной крышей. Оно хорошо вписывалось в кварталы купеческих застроек исторической части города и в своем угловом решении являлось необходимой доминантой градостроительной архитектурной планировки.

Поздние постройки внесли некоторые нарушения в восприятие эстетики здания неадекватными масштабами и стилистикой объектов. Особенно пристройка 1977 года по ул. Горького, где четырехэтажная коробка нового здания поставлена вплотную к старому, подавляет его массой объема, высотой и отсутствием стилистического архитектурного перехода. Подавляет доминантную нагрузку этого памятника и выдвинутое в улицу напротив сооружение стадиона «Динамо». Таким образом, градостроительный узел вокруг данного архитектурного объекта был нарушен. Фасад оформлен на цветном контрасте белого и красного (сохранена старая кладка, которая привносит некий оттенок благородства). Арочные и круглые окна, эркеры и угловая башня придают зданию неповторимый облик. Восстановленный купол — башенка с декоративным элементом в стиле барокко и шпилем являются заключительной доминантой здания. Кованые оградки, решётки, ограждения изящных балконов, цепи, поддерживающие козырёк, решётки на окнах воссоздают облик старины.[8]

В формах эклектики и модерна выполнены дома по улице Пушкина. Во второй половине XIX — начале XX веков на Алтае работали строительные артели из Владимирской, Костромской, Вятской губерний, этим можно объяснить обилие домовой резьбы в купеческих зданиях Барнаула. Над двухэтажным деревянным домом № 60 — остроконечная надстройка-терраса. Дом № 62 — бывший купеческий торговый дом в формах эклектики и с элементами модерна в оформлении окон первого этажа. В доме № 64 с резным аттиком и балконом когда-то располагалась аптека Э. Ф. Крюгера, немецкого предпринимателя. Дом № 66 с необычной угловой башенкой — бывшая казенная женская гимназия (открыта в 1877 году как прогимназия). В доме № 68 находилась богадельня, построенная барнаульским купцом Пуртовым еще в 1811 году. Сейчас в здании располагается Краевая поликлиника. Недалеко от богадельни находилась лучшая гостиница Барнаула «Первоклассная Центральная гостиница К. П. Саас». Её строительство было закончено в мае 1908 года. Это было трехэтажное кирпичное здание с балконами, украшенными оригинальной фигурной ковкой, с 40 меблированными номерами, электрическим освещением, ванными комнатами и телефонами. В 20-30-х годах в здании гостиницы Саас размещалась гостиница «Комхоз», затем — гостиница «Алтай», в конце 70-х годов здание было разрушено, сейчас на этом месте пустырь.

В Барнауле сохранилось множество деревянных купеческих особняков. Наиболее интересным примером деревянного зодчества является Дом купцов Шадриных, построенный в конце XIX — начало XX веков, оформленный богатой резьбой. Выше по Красноармейскому проспекту находится бывшая гимназия бийской предпринимательницы М. Ф. Будкевич (построена в начале XX века). В 1912 году здание было перестроено, после чего появился двухэтажный эркер с башенкой и шпилем. Интересны ажурная декоративная резьба и наличники, пострадавшие от времени. Другие деревянные дома с резьбой сохранились на улицах Анатолия и Интернациональной. Заслуживает внимания здание Союза архитекторов на улице Анатолия, 106а и дом с остроконечным флигелем — бывший «Дом Носовича» (ул. Анатолия, 106). Соседний дом № 104 также интересен своим угловым куполом и балконом на втором этаже. В доме № 102 с беседкой располагается Дом литераторов им. В. М. Шукшина.

Памятники архитектуры Барнаула. Религиозные сооружения

До 30-х годов XX века в Барнауле насчитывалось 16 христианских храмов. Были разрушены или перестроены под другие нужды: белокаменный барочный Петропавловский собор(70-е гг. 18 века), церкви во имя святых Дмитрия Ростовского и Иоанна Крестителя(1831), Знаменская(1858), Троицкая, Одигитриевская(1815), кладбищенская церковь Иоанна Предтечи (в Нагорной части) и другие. Были разгромлены лютеранская и католическая церковь, мусульманская мечеть и еврейская синагога. Почти не пострадал лишь Покровский кафедральный собор, построенный в 1904 году. Потерявшие свой первоначальный облик — Знаменская церковь (1859) и Храм Димитрия Ростовского (1831). Никольская церковь (1906) к своему 100-летию приобрела практически первозданный вид. В 90-е годы был построен Богоявленский крестильный храм Александро-Невского собора. В последние годы были построены или воссозданы часовни на проспекте Ленина (Владимирская и Александра Невского), ведётся строительство ряда храмов. В 2006 году состоялась закладка камня храма Иоанна Предтечи на месте разрушенного.

В 2004 году мусульманами города была открыта Соборная мечеть и библиотека с книгами на арабском и русском языках. А в ноябре 2006 года был освящён храм Армянской апостольской церкви.

Памятники архитектуры федерального значения

Памятников архитектуры федерального значения в Барнауле 19, регионального значения – 210.

Дом Яковлева и Полякова, (1912 г.ул. Короленко, 50)

Дом Шадрина (дер.), (конXIX — нач XX веков,пр. Красноармейский, 8)

Здание гостиницы «Империал» (дер.), (1916 г.,ул. М. Олонская, 28не сохранилось)

Ансамбль горнозаводской Демидовской площади, 1819—1862 гг.

Горный (заводской) госпиталь, 1810—1845 гг.

Богадельня заводская, 1830—1840 гг.

Церковь Дмитрия Ростовского, 1833—1840 гг.

Горное училище, 1828—1861 гг.

Обелиск в честь 100-летия горного производства на Алтае, 1825—1839 гг.Молчанов А. И., Иванов Л. И., Попов Я. Н.Демидовская площадь

Комплекс сооружений сереброплавильного завода, конец XVIII — начало XIX веков

Первая плавильная фабрика, 1820—1830 гг.

Рудоприёмная контора (башня), последняя треть XVIII века

Кузница, XVIII век

Вторая плавильная фабрика, 1810—1830 гг

Заводская ограда с воротами, XIX век

Плотина на реке Барнаулке, 1739 год

Обжигательная фабрика, 1780-е гг.Фролов П. К., Молчанов А. И., Иванов Л. И., Попов Я. Н.ул. Ползунова, 37комплекс сохранился частично

Здание инструментального магазина, 1819—1824Молчанов А. И, Попов Я. Н.ул. Ползунова, 39

Здание канцелярии Колывано-Воскресенского завода, конец XVIII векаМолчанов А.И, Попов Я. Н.ул. Ползунова, 41

Здание горной аптеки, 1794, 1844Молчанов А.И, Попов Я. Н.ул. Ползунова, 42

Здание горной лаборатории, 1844—1851 гг.Евреинов, Попов Я. Н., Злобин И.Мул. Ползунова, 46реконструкция в 1913 году

Дом жилой (дом А. А. Лесневского) (дер.), 1907ул. Ползунова, 56утрачен первоначальный облик

Современные проблемы воссоздания объектов наследия

Реставрация, подобно любому другому виду человеческой деятельности, не является неизменной системой принципов и методов, но имеет свое историческое развитие и зависит от того, во имя чего сохраняется и реставрируется памятник.

По Ю.Г. Боброву, «развитие практической и теоретической деятельности породило три основные методологии, суть которых выражают три Великие Идеи реставрации.

Первая — восстановление произведения в его первоначальном виде;

Вторая — сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности,

Третья — выявление и согласование исторических и художественных ценностей объекта»

По А. Ф. Лосеву, «Реставрация предстает как форма или способ физической реализации процесса культурного наследования, и в этом смысле, подчиняется его закономерностям».

Основные принципы научной реставрации и консервации:

минимальное вмешательство в исторический материал произведения с максимальным его сохранением;

обоснованность и определение любого реставрационного вмешательства;

научность;

археологическая реставрация;

стилистическая реставрация;

историзм;

Принцип историзма. В основе данного принципа лежит «… научное познание объективной действительности, в соответствии с которым объекты и явления должны рассматриваться с одной стороны в их закономерном историческом развитии, а с другой стороны в связи с конкретными условиями их существования. Принцип историзма включает также предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем»[4].

Для России сферу охраны памятников регулируют:

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». — М., 2002;

«Положение об охране и использовании памятников истории и культуры». — М., 1982;

«Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры». — М., 1986;

«Об организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР».(приказ Министерства культуры СССР от 24.01.1986 № 33).

Приспособление объекта наследия

Ещё одно действие, входящее в сферу сохранения наследия, определяется в российском законе как приспособление для современного использования. Оно определяется как комплекс работ, проводимых «в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия». Очевидно, что на самом деле приспособление объекта наследия для новых функций чаще всего не бывает абсолютно стерильным. Меняются требования человека к уровню комфорта, к технологиям, и поэтому необходимо предусматривать самые различные варианты взаимодействия современных функций с объектом наследия. В этом отношении очень важно предусмотреть корректное определение предмета охраны. Чаще всего при формулировке предмета охраны совершают две ошибки. Первая ошибка обусловлена тем, что при определении предмета охраны основное внимание обращается на детали, отдельные элементы декора, конструкций. Вместе с тем игнорируются те свойства объекта, которые характеризуют целостность объекта. Вторая ошибка связана с чрезмерно обобщённой и расплывчатой характеристикой свойств объекта, что приводит к невозможности определить, что же является предметом защиты и когда можно говорить, что произошли непозволительные действия по отношению к памятнику. Между тем, приспособление памятника весьма часто ведёт к необходимости внедрения новых элементов, как например, прокладка новых инженерных сооружений, устройство кондиционеров, лифтов, усиление конструктивных элементов в связи с более высокими нагрузками и т.д.

№19. сохранение Культурного наследия в Респ. Алтай.

В 19 в. С приходом православных миссионеров архимандрит Макарий Глухарёв (1830) , магистр богословия и 2 помощника прибыли в Горный Алтай. Ездили по кочевням и помогали людям.

Говорил про Аил (юрта), так выглядели дома кочевых народов Горного Алтая, ещё есть второе значение: это группа из нескольких семей или юрт.(улус).

В начале 19 века алтайцев было 4 тысячи, к концу 19 века их стало около 40 тыс. За счёт их оседлости, научению с/х работам, миссионерами. Ещё это способствовало росту крестьян (старообрядцев), но они не церемонились с кочевниками – заселяли их пастбища, плодородные участки земли, за удобные места для жительства, поступали жестко.

Люди научились выращивать в той местности сады, яблони.

Самый первый храм был построен в 1845, он был каменным. А мессионерский дом был в 1832.(кухня, столовая, кельи, библиотека, зала для сов. Богословия в 40 квадратных метров).

Стефан Ландышев-приемник архимандрита Макария. Строил избы для походных храмов. Способствовал появлению новых селений. (Тайна, Салганда? )

Через 20 лет, в 1865 архимандрит Владимир оказал большое влияние на строительство в целом. Строил дома с местными крестьянами, обучал их работе и грамоте.

В 1885 в Горно-Алтайске построили храм. (храм Всемилостивого Спаса-не сохранился). Высота его колокольни достигала 33 аршина (23 метра). Колокольня была шатровая, храм бревенчатый, обшитый(тёсом), это придавало имитацию каменной постройки.

В Майме основание осталось.

В Бирюле 1884 храм Великомученика Понтиливия(? Проверить надо) , сохранилась обшивка.

Улалинский монстырь (Кызыл-Озек)храмы не сохранились. Храм Светителя Николая (сделали тюрьму)

(*фальсовая кровля)

Ангудай Самый большой храм 1908. Вмещал около 500 человек, включая все внутреннее убранство. В Сов. Время сделали клуб (хр. Инокентия)

Храмы разрушали пришлые отряды.

В Улагане храм Великомученика Пантелеева

В1990 был восстановлен.

В2005 был сожжен

Кош-Агач. Купец Гилёв торговал с Манголией, построил избу и храмик. Приход восстановлен, действует воскресная школа.

Дом священника.

В Арте-Баше сохранился первый паровый катер.

Сохранение памфтников было связано с действиями миссионеров.

Катер «Шеф», в Сов. «партизан» сделан в Стокгольме в 1841.

Применение современных компьютерных технологий в процессе воссоздания облика памятников истории и архитектуры.

20 Применение современных компьютерных технологий в процессе воссоздания облика памятников истории и архитектуры.

Направления:

Воссоздание объекта по фото, документам и графическим материалам в 3д модели

Моделирование культурного ландшафта и реконструкция его изменений на основе архивных и архивно-исторических данных

Виртуальная музеефикация и мониторинг состояния объектов культурно исторического наследия

Реализация концепции данной в сфере образования, культуры и искусстве (каталогизация)

Развитие электронно-познавательного туризма

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.

http://www.maxdiplom.ru - Курсовая работа скачать бесплатно банк рефератов 10 Гигабайт.

1