">
Культурология История искусств
Информация о работе

Тема: искусство византии

Описание: Раннее христианское исскуство. Живопись катакомб как основной вид творчества этого периода. Скульптура. Архитектура Рима. Центрические постройки. Изобразительное искусство. Круглая пластика. Столичная школа монументальной живописи. Образы отдельных святых.
Предмет: Культурология.
Дисциплина: История искусств.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 31.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 67
Поднять уникальность

Похожие работы:

Федеральное агентство по высшему образованию

Уральский государственный университет им. А. М. Горького

Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра истории искусств

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

проф. В. П. Прокопьев

« 10 » сентября 2004 г.

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ

Учебно-методическое пособие

для студентов 2 курса заочного отделения

специальности «искусствоведение»

Лекции- 16 часов

Семинарские занятия – 4 часа

Отчётность- экзамен

Составитель: Т.А. Галеева,

кандидат искусствоведения

доцент кафедры истории искусств

Екатеринбург

2004

Утверждено

Учебно-методической комиссией

факультета искусствоведения и культурологии

13 июня 2004 г.

протокол № 10

Декан: С.Л. Кропотов

Цели и задачи курса

Курс «Искусство Византии» открывает цикл искусствоведческих предметов, изучаемых студентами 2 курса специальности «искусствоведение» в 3 и 4 семестрах и посвященных искусству Средних веков. Он является фундаментом для освоения истории древнерусского искусства, средневекового искусства восточнохристианского мира и Западной Европы, помогает лучше понять логику развития и своеобразие средневекового искусства Востока.

Целью курса является формирование у студентов-искусствоведов целостного представления об универсализме, семиотической многослойности и своеобразии художественной системы византийского искусства в его различных видах и проявлениях, региональных вариантах.

В задачи курса входит осмысление преемственности византийского искусства с позднеантичным и эллинистическим искусством, знакомство с его истоками и эволюцией, основными этапами развития, стилистическими и иконографическими особенностями. В процессе освоения материала студенты также знакомятся с основными исследовательскими методами византологии, получают навыки искусствоведческого анализа произведений религиозного искусства.

Полноценное освоение византийского искусства требует от студентов значительного объема самостоятельных занятий в течение учебного семестра: обязательного чтения искусствоведческих источников, выполнения самостоятельных письменных работ, активного участия в семинарских и практических занятиях.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Византийский эстетический идеал и его черты: дуализм божественной и земной красоты, иррациональность, невозможность его воплощения в материальной форме, противопоставление духовного и материального. Ориентация духовной культуры Византии на постижение трансцендентной божественной истины. Цели художественного творчества, его каноничность и имперсональность. Изобразительное искусство в оценке христианских богословов, его место в богослужебном ритуале. Предмет искусства, его символический смысл. Основные категории византийской эстетики: образ, символ, канон, духовное наслаждение, прекрасное, безобразное, свет, цвет и др. Этический характер категорий и их воплощения в изобразительном искусстве. Основные функции сакрального изображения. «Мистический материализм» классического византийского искусства. Хронологические и географические границы распространения раннехристианского и византийского искусства. Периодизация.

Историография раннехристианского и византийского искусства. Первые путеводители для паломников - топографические описания «чудес города Рима» (т.н. «мирабилии»). Византийские экфразисы (от греч. ekphrasis - описание) – первый опыт описания и толкования произведений византийского искусства в литературе (Прокопий Кесарийский «О постройках», Никита Хониат «О статуях Константинополя»). Агиографические труды – предшественники биографий художников. Первые словари христианской иконографии к. ХYI-XYIII вв. (т.н. «Эмблематы»).

Ведущая роль отечественных исследователей в становлении византологии как науки в XIX в. Сравнительно-исторический метод Ф.И. Буслаева (1818-1897), разработка им теоретических вопросов иконографии (определение «иконографического типа», разработка «закона типичности»). Иконографический метод Н.П. Кондакова (1844-1925). Создание им основ истории византийского искусства, особая роль в его методологии факта и опытного знания. Обоснование роли эллинистических традиций в формировании византийского искусства в трудах Д.В. Айналова («Эллинистические основы византийского искусства», 1900), его ученика Л. Мацулевича (введение понятия «византийский антик»), работы Е.К. Редина о равеннских мозаиках. Деятельность Русского Археологического института в Константинополе (1895-1914). Участие в его работе Ф.И. Шмита (1877-1941), Н.Л. Окунева (1889-1949), художника Н.К. Клуге (1869-1947) др. Отечественные византологи XX в.: В.Н.Лазарев, А.В.Банк, В.Д. Лихачева, А.П. Каждан, О.С. Попова, О.Е. Этингоф и др.

Первые собрания византийской и поствизантийской иконописи в XIX в.: коллекции епископа Чигиринского Порфирия Успенского, собрание афонских икон П.И.Севастьянова (1811-1867), отделение христианских древностей в Румянцевском музее в Москве. Коллекция византийских и поствизантийских икон Н.П.Лихачева (1862-1937), приобретенная в 1913 г. в Русский музей. Собрание византийских икон в Государственном историческом музее в Москве. Современные византийские коллекции Государственного Эрмитажа (С-Петербург), Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), других российских музеев. Крупнейшие библиотечные коллекции византийских рукописей в России.

Западноевропейское византиноведение. Раскопки римских катакомб с XYI в. Первое большое исследование катакомб А.Бозио «Подземный Рим» («Roma sotteranea», 1632). Негативное отношение к византийскому наследию в эпоху Просвещения. Активное археологическое изучение раннехристианского искусства в первой половине XIX в. Расцвет иконографического метода в трудах Дидрона (Didron. Manuel diconographie chretienne. 1845), де Росси (G.B.de Rossi. La Roma sotternea cristiana. 1864-1877), Р. Гаруччи (R.Garucci. Stoia dellarte cristiana. 1872-1880), М. Байе. Исследования ученых XX в. Поиск восточных корней византийского искусства И. Стржиговски (Strzygowsky J. Orient oder Rom. Beitrage zur Geschichte der spatantiken und fruhristlichen Kunst. 1901). Осознание роли византийского искусства для судеб европейского в работах О.Демуса, использовавшего духовно-исторический метод (Demus O. Byzantine Art and the West. 1970). А.Н. Грабар - ученик Н.П. Кондакова, продолживший традиции отечественного византиноведения в эмиграции (L’age d’or de Justinien. Gallimard, 1966; Le premier art chretien. 200 - 395. 1966; то же на англ. яз.: The Beginnings of Christian Art, 200 - 395. 1967; Christian Iconography. A Study of Its Origins. 1968). Становление христианского средневекового города, его церковной топографии в исследованиях Р. Краутхаймера (Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. 1965; Three Christian Capitals. Topography and Politics. 1983). Исследования К. Вейцмана о византийской миниатюре и античных традициях в иконографии (Illustration in Roll and Codex. A Study of the Origin and Method of Text Illustration. 1947; Spatantike und fruchristliche Buchmalerei. 1977; Studies in classical and Byzantine manuscript illumination. 1971). Социально-историческая методология Х.Бельтинга: соотношение иконописного творчества с литургикой и теологией, рассмотрение средневекового религиозного образа в социальном контексте (Belting H. Bild und Kult. Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. Munchen, 1993).

Контрольные вопросы:

Какой исследовательский метод являлся ведущим в 19 веке? Назовите его основные методологические установки, имена крупнейших ученых.

Каков вклад в византиноведение О.Демуса?

Как оценивали византологи 20 века роль античного наследия в становлении византийского искусства?

I. РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

Ранние христианские апологеты о роли искусства в христианском культе: Климент Александрийский (род. ок.150 – ок. 213), Ориген (ок. 185- ок. 254). Влияние взглядов св. Августина (354-430) на осознание церковью функций религиозного искусства и природы сакрального образа, на развитие иконографии.

Раннехристианское искусство до 313 года.

Основные формы и функции христианского искусства до принятия Миланского эдикта. Взаимодействие его с официальным искусством поздней римской империи. Живопись катакомб как основной вид искусства этого периода. Сигнитивный характер (определение В.Вейдле) катакомбной живописи. Истоки раннехристианской символики. Сосуществование старого античного художественного языка и нового средневекового. Тяготение к плоскостности, отказ от нюансированного цвета, элементы обратной перспективы, декоративный принцип организации композиции. Основные памятники: Катакомбы Св. Калиста: крипта пап (III век); крипта Луцины (сер. III века). Катакомбы Домициллы. Катакомбы Присциллы: новозаветные сцены; образ оранты. Катакомбы на Via Latina (320—350 гг.): ветхозаветные сцены; адаптация античных сюжетов к новому содержанию («Подвиги Геракла» - спасение и бессмертие души). Катакомбы святых Марцеллина и Петра (вторая половина III века): «История пророка Ионы» (середина III века) – воплощение идеи Спасения; кабикула со сценой Грехопадения (первая половина IV века).

Скульптура. Отход от статуарности и пластичности. Рельефы саркофагов - важный вид христианского изобразительного искусства до 313 года. Зависимость стилистики саркофагов от современной позднеантичной скульптуры. Нарастание условности. Основные сюжеты и иконографические схемы: сцены из Ветхого и Нового Заветов, символы-знаки, аллегории. Римские саркофаги: саркофаг Домициллы (т. н. саркофаг Страстей, сер. IV в., Музеи Ватикана); саркофаг Юния Басса (сер. IV век, Рим, сокровищница Ватиканского собора св. Петра) – использование принципа типологического сопоставления сцен Ветхого и Нового Заветов; Саркофаг с Добрым пастырем (ок. 253-260, Христианский музей Ватикана). Рельефы из слоновой кости (консульские диптихи, ларцы, пиксиды). Резьба по дереву (базилика Санта Сабина)

Христианский комплекс в Дура Европос (III в.). Росписи баптистерия комплекса. Опора на наследие искусства древнего Востока (плоскостность изображения, контурность рисунка, локальность цвета). Синагога в Дура Европос — уникальный пример иудейского храма, украшенного циклом росписей на библейские сюжеты.

Раннехристианское искусство после принятия христианства. Легализация христианства в 313 году (Миланский эдикт) и его последствия для развития искусства. Значение Иерусалима и его памятников (храм Гроба Господня, ок. 335 г.). Основание Константинополя как столицы христианского мира. Церковь Иоанна Крестителя в Студийском монастыре (строительство начато в 463). Падение Западной Римской империи (476) и влияние этого события на развитие христианской культуры и искусства. Возникновение монашества в Египте в I - II веках. Деятельность членов «Каппадокийского кружка» (Василия Кесарийского, Григория Нисского, Григория Назианзина) во второй половине IV века, их взгляды на роль и задачи искусства. Концепции небесной и земной иерархии, света и цвета Дионисия Ареопагита (возможно, Петр Ивер, 412-488).

Архитектура Рима. Широкомасштабное строительство храмов после 313 года. Типология культовых сооружений: базилики и центрические здания - по планировочному решению; собственно храмы, баптистерии, мавзолеи, мартирии - по функциональным признакам. Раннехристианские базилики: символика архитектурных форм и священная топография. Базилики Рима. Строительная техника и материалы. Взаимовлияния столичного зодчества и архитектуры восточных частей империи (Сирии, Египта, Палестины, Иерусалима). Монументальность и масштабность, мозаичный декор. Базилики Т-образного типа: Сан-Пьетро фуори ле мура (Ватиканский собор св. Петра, ок. 320/21-329, пятинефная базилика, воздвигнутая Константином Великим на месте могилы апостола Петра); Сан-Паоло фуори ле мура (ок. 384/386 - 402/403, построена на месте захоронения апостола Павла; Сан Джованни ин Латерано (начата между 313-314 годами, храм епископов Рима, а затем римских пап до переезда в Ватикан); Санта Мария Маджоре (между 400 и 430 годами, первая церковь, посвященная Богоматери).

Центрические постройки: мавзолеи, мартириумы, баптистерии, их античные прототипы. Баптистерии: форма октагона или круга, выделение колоннами центрального кругового пространства с купольным перекрытием, кольцевой обход с односкатным перекрытием. Мавзолеи: использование античных архитектурных форм, сходство с композицией баптистерия, круг как основа плана. Латеранский баптистерий (неоднократно перестраивался), мавзолей Св. Констанции (ок. 350 г., построен для захоронения дочерей императора Константина Констанции и Елены) и церковь Сан-Стефано-Ротондо (468-483, мозаики 523-530) – наиболее древние центрические сооружения в Риме.

Архитектура провинций. Сирийская архитектурная школа и ее новаторский характер (новое понимание внутреннего пространства, двухбашенная композиция западного фасада). Базилики в Кальб-Лузе (к. V в.), в Турманине (V в.). Мартирий Симеона Столпника (Калат-Семан, 476-490). Греческая ротонда св. Георгия в Салониках (4 в.).

Изобразительное искусство. Активное заимствование художественных форм, сюжетов и тем из позднеантичного искусства. Формирование культа Христа и его иконографии, преобладание иконографии Христа-императора в больших базиликах. Расширение круга тем и сюжетов из Ветхого и Нового Заветов. Дидактические и просветительские функции христианского искусства. Символические и “исторические» типы сюжетных композиций в декорации храма. Отход от античных художественных приемов, нарастание условности, схематизации. Формирование устойчивых черт в стилистике и иконографии.

Мозаики Рима: широкое использование мозаики для декорирования храмов, изменение техники и местоположения мозаики по сравнению с античными прототипами. Мавзолей Св. Констанции: а) репрезентативные сцены в конхах полуциркульных ниш; б) декоративно-символические сцены на своде кольцевого обхода. Соединение античной изобразительной манеры с христианской символикой. Церковь Св. Пуденцианы (между 401-417 гг.): стилистическая близость изобразительному искусству позднего Рима. Церковь Санта Мария Маджоре (432-440): крупнейший сохранившийся памятник раннехристианского изобразительного искусства. Повествовательность ветхозаветных сцен на стенах центрального нефа. Символический характер композиций на центральной арке. Церковь Св. Косьмы и Дамиана (526-530): нарастание уплощенности пространства, разномасштабность фигур, симметричность композиции. Круглая пластика: изображения Христа в образе «Доброго Пастыря» (IV в., Рим, Латеранский музей).

Искусство Равенны. Преобладание базиликального типа храма без трансепта, использование кирпичной техники, античных мраморных архитектурных деталей. Стилистические, иконографические, колористические особенности равеннских мозаик. Их значение в эволюции изобразительного искусства, влияние на средневековое искусство Италии. Памятники Равенны эпохи последних императоров (402-476): Мавзолей Галлы Плацидии (440), “Православный” (неонианский) баптистерий (первая четв. V в.).

Раннехристианские рукописи. Переход от свитка к кодексу и смена соотношений между текстом и изображением. Влияние позднеантичных манускриптов. Кодекс Вергилия (конец IV – начало V в., Рим, Ватикан, Апостолическая библиотека), «Илиада» Гомера (конец V – начало VI в., Милан, Амброзианская библиотека). Кведлинбургская Итала (после 400 г., Рим, на латинском языке. Берлин, Государственная библиотека).

Термины: абсида (апсида), алтарь, алтарная преграда, амвон, аркбутан, атриум, базилика, баптистерий, византийский антик, Евхаристия, кабикула, капелла, кодекс, конха, купол, мартирий, мозаика, нартекс, неф, парус, хоры

Контрольные вопросы

Каковы особенности иконографической программы римских катакомб?

Каковы основные архитектурные элементы раннехристианской базилики и их символика?

Каковы основные темы, стилистические и иконографические особенности сохранившихся мозаик Рима?

Каковы стилистические особенности раннехристианской миниатюры?

II. Ранневизантийское искусство VI—VIII веков (10 часов)

Расцвет византийской государственности, духовной и культурной жизни империи в эпоху царствования Юстиниана (527—565). Союз духовной и светской власти, первенствующая роль императора.

Архитектура как ведущий вид искусства. Строительные материалы: плинфа, густой цемяночный раствор, тесаный камень или мрамор. Конструктивная простота и эффективность византийского метода возведения сводов и куполов. Упразднение классического ордера, главенство арочно-сводчатого принципа. Разработка купольного типа храма. Использование опыта сирийских и малоазийских архитекторов. Символика храма.

Постройки Константинополя. Церковь Сергия и Вакха (ок. 525-527 г., в настоящее время - Кючук Айя София, т.е. Малая святая София, зодчие - Анфимий из Трал, Исидор из Милета). Воплощение новых архитектурно-композиционных идей купольного центрического здания. Храм св. Софии (532 – 537, после 1453 г. – Айя София, зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета) - главная церковь Византийской империи, одновременно, придворный храм императора, церковь византийского патриарха и просто храм. Использование строительной техники Древнего Рима, смелость художественного замысла, величественный масштаб. Наглядное воплощение идеи централизации и могущества империи, иерархического мироустройства. Возведение центрального купола на парусах. Погашение распора системой полукуполов, экседр и апсиды, скрытая система контрфорсов. Аскетичность внешнего вида св. Софии, яркость и роскошь интерьера. Подвижность пространства храма, пластичность очертаний архитектурных элементов. Дематериализация пространства. Принцип балдахинности (определение А.Комеча). Другие столичные постройки: церковь св. Ирины (532), церковь св. Апостолов (536 – 546).

Столичная школа монументальной живописи. Малочисленность и фрагментарность памятников. Мозаичный ансамбль церкви Успения в Нике (разрушена во время войны 1917—1922 годов). Живописный стиль, высокое мастерство, тонкий художественный вкус, знание античных образцов (никейские ангелы). Фрески ломбардской церкви Санта Мария Форис Портас в Кастельсеприо (VII—VIII вв.) и церкви Санта Мария Антиква в Риме (VII—начало VIII в.).

Художественная школы Равенны. Базилика Сан Аполлинаре Нуово (519): мозаики центрального нефа. Арианский баптистерий (около 500): особенности архитектуры, размещения мозаических композиций и их иконографии.

Памятники Равенны периода византийского экзархата (555-751). Церковь Сан Витале (526-547): тип центрического здания, целостный художественный ансамбль интерьера. Мозаики алтаря и пресбитерия. Сложная символическая программа, объединенная идеей жертвенности, спиритуализм образов. Сан Аполлинаре ин Классе (осв. в 549 г.): архитектурная композиция, мозаики апсиды. Рельефы епископской кафедры Максимиана в архиепископской капелле.

Провинциальное искусство. Архитектура и мозаики церквей в Салониках: Хосиос Давид (конец V - начало VI в.), св. Димитрия. Церковь св. Иоанна в Эфесе (VI в.). Мозаики Синая и Кипра.

Книжная миниатюра. Роскошные пурпурные кодексы: Венская библия (Венский Книга Бытия, исполнена, вероятно, в Антиохии в середине VI века, Вена Национальная библиотека) - наиболее обширный цикл раннехристианских иллюстраций; рукопись труда греческого врача Диоскорида «Гербарий» (ок. 512 г., Вена, Национальная библиотека). Евангелие из Россано (6 в., сокровищница собора в Россано, Италия), сирийское Евангелие Рабулы (586 г., Флоренция, библиотека Лауренциана).

Иконопись. Истоки иконописи: погребальные портреты эллинистической эпохи, портретные изображения римских императоров. Малочисленность сохранившихся икон этого времени. Особое место памятников, происходящих из монастыря св. Екатерины на Синае: «Богоматерь с младенцем», «Иоанн Креститель» (Киев, Музей западного и восточного искусства), «Св. Петр», «Богоматерь с младенцем, двумя ангелами, св. Феодором и св. Георгием» (Синай). Восточная школа: икона «Сергий и Вакх» (VI в. (?), Киев, Музей западного и восточного искусства), коптские иконы: «Христос и св. Мина» (VI в., Париж, Лувр), «Епископ Авраам» (VI в., Берлин, Государственные музеи). Иератическая застылость, линейное решение.

Термины: алтарная преграда, амвон, купольная базилика, скрипторий, хоры, энкаустика

 Контрольные вопросы:

Какова типология ранневизантийской архитектуры?

Каково значение художественной школы Равенны?

Как изменяется стиль и система декора ранневизантийских рукописей по сравнению с раннехристианскими?

Каково значение восточной художественной традиции в сложении стиля ранневизантийской иконописи?

 III. Искусство и эстетические споры эпохи иконоборчества (726–867).

Сложные процессы во внутренней жизни страны. Социальные движения эпохи, развитие богословских ересей. Осуждение в 726 году императором Львом III Исавром поклонения иконам, в 730 году - запрещение императорским эдиктом иконопочитания. Кристаллизация основных положений средневековой византийской эстетики. Отрицание иконоборцами возможности передать в чувственных образах трансцендентную идею и двойственную природу божества. Теория тождества изображения его предмету. Осуждение почитания икон, как идолопоклонства, недопустимого в христианской церкви.

Произведения иконоборческого искусства: декоративные фрески на острове Наксос (вторая половина VIII- первая половина IX в.), мозаики мечетей в Иерусалиме и Дамаске. Склонность иконоборцев к отвлеченными символами (крест, евхаристический хлеб и пр.), орнаментальными и пейзажным мотивам, изображениям животных и птиц. Возрастание значения светского искусства: расширение комплекса Большого дворца в Константинополе, популярность изображений императорских побед, портретов.

Теоретики иконопочитания и главные противники иконоборцев - философ, поэт и богослов Иоанн Дамаскин (ум. до 753 г.), игумен Феодор Студит (759-826). Разработка Дамаскином теорий «образа» и «иконы» (функции иконописного изображения). Отрицание Дамаскином принципа единосущности архетипа и образа. Решения УII Вселенского Собора (Никейского) 787 года, его значение для формирования теории церковного искусства. Поиски строгих канонических правил изображения в изобразительном искусстве. Окончательная победа в 843 году иконопочитателей.

Искусство иконопочитателей. Скудость сохранившихся памятников VIII- начала IX века. Росписи монастырей Каппадокии: плоскостные, линейные, перегруженные множеством фигур и повествовательных подробностей. Иллюстрированные Псалтири - излюбленные книги для чтения мирян.

 Актуализация в VIII - начала IX века крестовокупольного типа храма. Храм св. Софии в Салониках (717—741, построен при Льве Ш Исавре с включением остатков светской постройки IV в., в 1585 превращен в мечеть, в 1890 пострадал от пожара, в 1907-1910 реставрирован, в 1912 снова превращен в церковь): крестообразно расположенные помещения, перекрытые сводами, с куполом в центре; план, приближенный к квадрату. Привнесение черт крестовокупольного решения после 740 года в облик купольной базилики VI века – церкви св. Ирины в Константинополе (перестроена после землетрясения).

Термины: образ, икона, единосущность, ипостась, харизматичность.

Контрольные вопросы:

Каковы основные аргументы иконоборцев против создания антропоморфных сакральных изображений?

Каковы основные положения теории «иконы» И.Дамаскина?

Каковы причины актуализации крестовокупольных построек в период иконоборчества?

IY. Средневизантийский период. 867–1204 (12 часов)

Македонское «Возрождение».

Условность термина «возрождение”. Византийские писатели этого периода об искусстве. Почитание императора как священной особы, стоящей на вершине иерархической системы. Деятельность патриарха Фотия (820-891). «Мириобиблион» как свод сведений о двухстах восьмидесяти произведениях древних и византийских авторов. Зачатки рационализма в сочинениях Михаила Пселла (1018-ок. 1097) и его ученика Иоанна Итала. Зарождение в монастырской среде противоположной тенденции - мистического учения Симеона Нового Богослова (949—1022), аскета и противника книжной учености. Сложение канона как всеобщей системы норм (набора моделей произведений искусства), направленной на воплощение в искусстве сложнейших философско-религиозных концепций .

Архитектура IХ-ХI вв. Роль Константинополя как главного художественного центра империи. Опора после восстановления иконопочитания на народные течения и монастырское искусство (миниатюры «Хлудовской псалтири», вторая половина IX в., Москва, Гос. Исторический музей). Воздействие восточных образцов на константинопольское зодчество (церковь Аттик-Джами). Окончательный переход к типу крестовокупольного храма.

Генезис крестовокупольного храма. Различные теории его происхождения. Г. Милле: крестовокупольный храм - результат развития столичной архитектуры YI-YIII столетий. Й. Стржиговский: в основе крестовокупольного храма иранские, армянские и сирийские сооружения II в. н.э. Н. Брунов: крестовокупольный храм сформировался из купольных базилик. Р. Краутхаймер: крестовокупольный храм — детище позднеюстиниановской эпохи, сочетающее свойства традиционной столичной архитектуры и архитектуры мартириев. А. Комеч: крестовокупольный тип храма известен с Y в., бытовал на периферии, никакой связи с купольными базилики не имел, развитие связано с изменением литургии в конце YI — начале YII в.

Единство утилитарной и образной системы крестовокупольного храма в соответствии с духом византийского мировоззрения и характером культового действия. Возможность создавать большое количество вариантов, менять масштабы здания при неизменности центрального ядра. Крестовокупольная система храма как идеальное решение конструктивных проблем (погашение распора системой взаимноуравновешенных сводов, локализация его в определенных точках при помощи контрфорсов); как удобное решение функциональных задач (приспособленность для нужд проведения литургии, превратившейся в пышную мистерию); как ясное воплощение идеи феодальной иерархии, иерархической «лествицы» в строгом соподчинении пространственных зон. Подкупольное пространство и алтарная часть храма как главное средоточие культового действия.

Константинопольская архитектурная школа в Х-ХII вв. Широкое распространение храма на четырех колоннах. Совершенство его структуры, определенность стилистических принципов, превращение в обязательный образец. Неа (Новая церковь) Василия Македонянина (867-886, посвящена Христу, Богоматери, св. Николаю, архангелам и Илье пророку, разрушена во время латинских завоеваний). Описание в «Экфразисе” патриарха Фотия. Северная церковь (храм Богородицы) монастыря Константина Липса (908) - усиление идеи центричности и пространственной слитности. Погребальная церковь Романа Лекапина (930-е гг., Будрум-Джами). Церковь Христа Акаталепта (середина или вторая половина IХ в., Календер-джами). Церковь Феодосия (середина или вторая половина IХ в., перестроена в ХI или ХII в., Гюльджами). Храм Спаса Всевидящего (мечеть Эски-Имарет, не позднее 1087 г.) - вертикализм интерьера, ажурность стен.

Воздействие столичной архитектуры на храмовое зодчество провинций: церкви Панагии Халкеон в Салониках (1024), св. Апостолов и св. Феодоров в Афинах (1049), Панагии Горгоэпикос в Афинах, северная (Теотокос) церковь монастыря Хосиос Лукас в Фокиде (первая половина XI в.).

Особый вариант постройки крестовокупольного типа — греческий храм на восьми опорах: католикон монастыря Хосиос Лукас в Фокиде, храм Успения Богородицы монастыря Дафнии близ Афин, Неа Мони на острове Хиос (все XI в). Выразительность системы кладки, сочетание каменных блоков и кирпича, украшение наружных стен декоративными узорами.

Основные принципы монастырского зодчества: комплексность; наличие крепостной стены и башен; наличие выраженного центра - католикона, стоящего в середине двора, и окруженного кельями; подчинение композиции ансамбля рельефу местности. Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос (основан в 1088 г.). Монастыри Афона (полуостров Халкидика). Лавра св. Афанасия (католикон - 961 г.) - образец для всех афонских церквей. Триконхиальная форма плана, одноглавие, широкий нартекс на западе. Подчеркнутая монументальность храмов Афона, массивность стен, крепостной характер, наличие только одного входа.

Монументальная живопись Сложение и разработка системы внутренней декорации крестовокупольного храма, символизировавшей божественную вселенную. Мозаики апсиды и купола церкви Св. Софии в Салониках (ок. 885 г.) как образец раннего стиля послеиконоборческого времени (привязанность к восточным и народным истокам). Мозаики апсиды храма Св. Софии в Константинополе (867), реставрация купола церкви Успения Богоматери в Никее (ок. 867). О. Демус о классической системе украшения византийского храма. Строгая иерархия в расположении сюжетов. Связь декора храма с литургическим действом, преобладание кругового движения (идея цикличности времени). Византийский иконографический канон. Иконография Богоматери. Иконография Иисуса Христа. Закрепление в IX-XI вв. иконографической традиции в образцах (прорисях) — устных и письменных. Сложная световая партитура интерьера храма. Специфическое понимание света в византийской художественной традиции. Светоносная система византийской живописи (золотые фоны и нимбы, ассист, светоносность самого мозаичного материала). Феномен обратной перспективы.

Эволюция монументальной живописи: от утонченности антикизированного стиля второй половины IX века (мозаики апсиды и вимы храма Св. Софии в Константинополе) к спиритуалистичности конца IX—Х века (мозаики Св. Софии в Константинополе второй половины Х в.).

Живописные ансамбли Греции: южная церковь монастыря Хосиос Лукас в Фокиде, Неа Мони на Хиосе, церковь Успения Богоматери в монастыре Дафни (близ Афин). Архаические черты в мозаиках Хосиос Лукас (начало XI в.). Тесная связь между росписью и архитектурой в мозаиках церкви Неа Мони (ок. 1050 г.). Близость к константинопольской школе мозаик монастыря Дафни.

Иллюминированная книга. Роскошные рукописи императорских скрипториев IX-начала Х века (подражание эллинизированным рукописями раннего христианства и работами александрийской школы). Кодекс Григория Назианзина (между 880 и 886 гг., Парижская национальная библиотека). Повествовательность, разрушение старых пространственных представлений (разномасштабность фигур и архитектуры в пределах изображения, сочетание прямой и обратной перспективы), нежные красочные полутона, мягкие складки, разработанные пейзажи. Парижская псалтирь (начало Х в., Париж, Национальная библиотека). Близость александрийскому прототипу: объемность фигур, действенная связь между ними, разработанность пейзажных фонов, подробность и обстоятельность повествования. Изменение стиля иллюминирования на рубеже Х и XI веков. Возрастание духовного напряжения, отход от монументальных форм. Новые отношения изображения и текста, равновесие иллюстраций и текста, их образное и графическое единство. Распространение маргинальных иллюстраций на полях, дробление листа на мелкие изображения, вплетение фигур в текст, дробность мелких изображений, черты интимности. Свиток Иисуса Навина (сер. X в., Рим, Ватиканская библиотека). Христианская топография Косьмы Индикоплова (последняя четверть IX в. Рим, Ватиканская библиотека). Минологий Василия II (ок. 986 г., Рим, Ватиканская библиотека). Изживание антикизирующего стиля: господство отвлеченных золотых фонов, превращение деревьев, холмов, построек в символические знаки, усиление торжественности и репрезентативности, нарастание застылости и фронтальности поз, ярко выраженное графическое начало.

Иконопись. Малочисленность памятников эпохи «македонского возрождения». Перелом первой половины XI в. Новая концепция образа: строгость и аскетичность ликов, крупные симметричные черты лица, огромные глаза, неподвижность фигур, тяжеловесность пропорций, обобщенность форм.

Искусство эпохи Комнинов. 1081-1185

Период расцвета искусства, высшая точка в развитии классических «византийских» черт. Повышенная одухотворенность образов искусства, полнота выражения религиозных идеалов. Распространение византийской художественной системы по всем православным странам, в некоторые страны Запада (особенно в Италию).

Архитектура. Отсутствие принципиальных новшеств. Усиление значения системы каркаса, появление перспективности стены и утрата ее монолитности, декоративность решения фасадов. Храм Феодоры (мечеть Килиссе-Джами, вторая половина XII в.) и монастырь Пантократора (Зейрек-Джами) (северная церковь - 1118-1143, южная церковь – не позднее 1180 г.) в Константинополе.

Гражданское зодчество Константинополя. Влахернский дворец (1150, построен при Мануиле Комнине). Большие размеры и роскошный декор интерьеров. Подражание постройкам Царьграда в некоторых венецианских палаццо. Появление в городах укрепленных районов, выделение общественных зданий из рядовой застройки путем создания вокруг них свободного пространства.

Монументальная живопись. Торжество линейного стиля: портреты императора Иоанна II Комнина, императрицы Ирины и Алексея Комнина в южной галерее храма св. Софии в Константинополе (начало XII в.). Влияние столичного искусства на восточнохристианские страны (мозаики и росписи в соборе Св. Софии в Киеве, фрески церкви Св. Пантелеймона в Нерези 1164 г., церкви Св. Георгия в Курбиново), на искусство Кавказа, на живопись итальянского монастыря Монтекассино. Работа византийских мастеров в Италии в XII в.: мозаики собора в Торчелло, Палатинской капеллы в Палермо (1142-43), собора св. Марка в Венеции и собора в Монреале (1180-е. гг.), собора в Чефалу на Сицилии (1131 – 1148), церкви Санта Мариа дель Амиральо (Марторана) в Палермо (ок. 1143).

Расцвет иконописи. Устоявшиеся канонические формы, торжественность и величие, повышенная духовность. Законченный символизм форм, подчеркнутая линейная стилизация, густота и плотность красочного слоя. Особая роль иконы в интерьере храма. Предназначенность икон для молитвенного предстояния и поклонения. Византийский предшественник русского иконостаса: эпистилий – сплошной ряд икон, написанных на общих длинных досках («Эпистилий с Деисусом и Двенадцатью праздниками» из монастыря Св. Екатерины на Синае). Переносные мозаичные иконы.Эволюция классического комниновского стиля в иконописи XII в.: от спиритуалистического «классицизма» первой половины XII в. к «динамическому» или «экспрессивному» стилю второй половины столетия (иконы «Сошествие во ад» и «Успение» из монастыря Св. Екатерины на Синае) и «позднекомниновскому маньеризму» конца XII в. (икона «Благовещение» из монастыря Св. Екатерины на Синае).

Образы Богоматери. «Владимирская Богоматерь» (Константинополь, первая треть XII в., привезена на Русь около 1131-1132 гг., в 1155 г. перенесена во Владимир) - лирический иконографический тип Богородицы. Монументальные мозаические иконы начала XII в.: «Богоматерь Одигитрия» (для монастыря Богоматери Паммакаристос в Константинополе, сейчас - в Греческой патриархии в Стамбуле), и «Богоматерь Одигитрия» (из монастыря Хиландар на Афоне) - торжественный характер, сосредоточенность на духовном созерцании. Образы Христа. Константинопольские мозаические иконы: «Христос Пантократор Елеемон» (Милующий) из Гос. музеев Далема в Берлине и «Христос Пантократор» из галереи Боргезе во Флоренции. Виртуозность художественного мастерства, созерцательность. Образы отдельных святых, воинов, святых врачей-бессребренников, святых жен: мозаические иконы второй половины XII в. «Св. Георгий» и «Св. Димитрий» (монастырь Ксеноф на Афоне). Выражение идеального духовного образа и состояния. «Св. Григорий Чудотворец» (Эрмитаж). Интеллектуализм, утонченность письма, хрупкость линий. Монашеские образы: «Лествица Иоанна Лествичника» (XII в., монастырь Св. Екатерины на Синае), «Чудо архангела Михаила в Хонех» (XII в., монастырь Св. Екатерины на Синае).

Миниатюра. Соотношение иллюстрации и текста, равновесие между ними, графическое единство, черты интимности, дробности формы. Продукция императорского скриптория: роскошные рукописи. Слово Иоанна Златоуста (1078-1081, Париж, Национальная библиотека); Гомилии Григория Назианзина (ок. 1100, Оксфорд, Бодлеянская библиотека). Демократичность рукописей Студийского монастыря: Псалтырь Феодора (1066, Лондон, Британская библиотека), Евангелие от Матфея (1050-75, Флоренция, Лауренцианская библиотека). Стилистические изменения XII в.: усиление декоративных качеств рукописи. Гомилии Иакова Коккиновавского (1130-50, Рим, Ватиканская библиотека).

Декоративно-прикладное искусство. Перегородчатые эмали на золоте. Пала ДОро (сокровищница собора св. Марка в Венеции). Скульптура: декоративная резьба, каменные рельефные иконы и пластинки резной слоновой кости. Искусство обработки цветного камня. Миниатюрные камеи и резные сосуды из камня - потиры, вазы из агата, сардоникса, сапфира, халцедона. Византийские шелковые ткани.

Термины: ассист, Деисус, дьяконник, Елеуса, жертвенник, иконография, канон, католикон, крестово-купольный храм, Одигитрия, Оранта, Панагия, санкирь, средокрестие, темпера, харизматичность

Контрольные вопросы:

Почему именно крестово-купольный храм становится главной архитектурной формой средневизантийской эпохи?

Какие элементы составляют «классическую систему декора» византийского храма?

Как меняется место и функции иконы в средневизантийском храме?

Как и почему классическая средневизантийская система декора храма адаптируется в церквях Италии?

Как изменяется взаимоотношение текста и изображения в иллюминированных рукописях средневизантийского периода?

Y. Искусство эпохи латинских завоеваний. 1204–1261

Захват и разграбление Константинополя в 1204 году участниками четвертого крестового похода. Возникновение на территории империи Латинской империи и зависимых от нее государств: Никейской империи, Эпирского царства и Трапезундской империи. Никея как главная преемница и хранительницей византийской культуры и центр. Повышенный интерес к античной эллинской культуре, понимаемой как национальное наследие. Возрастание значения местных художественных школ (Сербия, Македония) и локальных центров, смещение культуры из столицы в регионы. Эмиграция греческих мастеров в другие восточно-христианские государства. Приобщение латинян к византийской художественной традиции (латинские заказы греческим художникам, учеба западных мастеров у византийских иконописцев, освоение православной иконографии). Сплав византийских и западно-европейских черт и приемов в «искусстве крестоносцев» (художественная продукция мастерских в монастыре Св. Екатерины на Синае, в Иерусалиме, на Кипре).

Новый монументализм "искусства около 1200 года». Фрески монастыря Св. Иоанна Богослова на острове Патмосе, церкви Успения Богородицы в Студеницком монастыре в Сербии (1208 – 1209).

1 2 3