">
Культурология История искусств
Информация о работе

Тема: Влияние сми на формирование культурно-нравственного мировоззрения школьника

Описание: Влияние средств массовой информации на формирование мировоззрения детей и подростков. Исходные данные для научного исследования: учебники, периодическая печать, источники Интернет и нормативно-справочная литература. Средства массовой информации.
Предмет: Культурология.
Дисциплина: История искусств.
Тип: Курсовая работа
Дата: 15.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 178
Поднять уникальность

Похожие работы:

ГОУ ВПО

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»

Факультет филологический

Кафедра теории и практики региональной журналистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКА

Саранск – 2011

ГОУ ВПО

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»

Факультет филологический

Кафедра теории и практики региональной журналистики

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Тема: «Влияние СМИ на формирование культурно-нравственного мировоззрения подростка»

Срок представления работы к защите: __________________________

Исходные данные для научного исследования: учебники, периодическая печать, источники Интернет и нормативно-справочная литература

Содержание курсовой работы

4.1 Введение

4.2 Глава 1. Влияние средств массовой информации на формирование мировоззрения детей и подростков

Глава 2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков

4.2.1 Телевидение

4.2.2 Пресса

4.2.3 Интернет

4.2.3.1 Интернет глазами подростков

4.2.3.2 Интернет глазами родителей

4.3 Заключение

4.4 Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКА»

По дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста»

Специальность: «Журналистика»

Руководитель работы: В.И. Антонова, профессор кафедры региональной журналистики

Курсовая работа защищена _______________________________________

Оценка____________________

Содержание

Введение 5

Глава 1. Влияние средств массовой информации на формирование мировоззрения детей и подростков 10

Глава 2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков 13

2.1 Телевидение 18

2.2 Пресса 21

2.3 Интернет 23

2.3.1 Интернет глазами подростков 26

2.3.2 Интернет глазами родителей 27

Заключение 28

Список литературы 30

Введение

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM - радиостанции. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа – информационного общества. Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Человек, ранее сам лично не сталкивавшийся с той или иной проблемой, благодаря возможностям средств массовой информации (далее СМИ), смог познакомиться с самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определённое представление и сформировать к ним определённое отношение.

Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего.

СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей, побуждая их к достижению тех или иных целей. В периоды эволюционного развития структура и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходную эпоху развития общества отдельные структуры СМИ обретают иные темпы жизни, они могут развиваться вне софункционирования друг с другом и обществом в целом, что проявляется в выражении идей и интересов, иногда далеких от общественных потребностей. «Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ,» - считает немецкий социолог Н. Луман. С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют.

Социологическое изучение СМИ современной России является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, определяя их взгляды и мнения; СМИ являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания. С началом кардинальной трансформации российского общества в конце прошлого столетия СМИ становятся важным фактором в процессе реформирования других социальных институтов, формирования новых демократических, экономических и межгрупповых отношений; принципиально новым в развитии СМИ становится нелинейность процессов, происходящих в них, что неизбежно приводит к тому, что одни СМИ сумели адаптироваться к современным российским реформам, в то время как другие оказались столь не адаптивны, что, в конце концов, стали распадаться, иногда бесследно исчезая.

В работах классиков социологии конца XIX - начала XX вв., таких как Э. Дюркгейм, М. Вебер, А. Шютц, проблематика СМИ как социального фактора специально не поднимается или рассматривается опосредовано. Однако произведения этих социологов, несомненно, имеют большое методологическое значение для понимания характера и природы современных СМИ, их социального фрейма, функций и дисфункций. Так, социологизм Э. Дюркгейма позволяет исследовать СМИ как особые материальные и духовные факты, способствующие воспроизводству или, наоборот, разрушению социальной солидарности. А исследования этого социолога, посвященные динамике коллективных представлений, могут быть применены для анализа российского общества, находящегося в транзитивном состоянии.

Особый интерес представляют работы Э. Гидденса, Ю. Хабермаса, Н. Лумана, Т. Лукмана, П. Бергера, Ж. Бодрийара - в которых с разных теоретико-методологических позиций исследуется проблематика социальной роли СМИ в условиях поздней современности. Анализ социальных изменений в современном мире, системы устроения (по Гидденсу) современного общества через теорию структурации, свидетельствует о рефлективности СМИ как явлении, основанном на непрерывном мониторинге деятельности, осуществляемой... индивидами и окружающими их людьми.

Кроме того, были изучены работы широкого круга современных социологов и философов, так или иначе посвященные СМИ как социальному фактору.

Средства массовой информации стали главным инструментом распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Н.С. Леонов справедливо отмечает: "Информация стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления. Покойный ныне президент США Ричард Никсон, выступая однажды в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что он считает один доллар, вложенный в информацию и пропаганду, более ценным, чем десять долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно".

Основное развитие теории массовой коммуникации началось сравнительно недавно - с 1952 года. В становлении современной западной теории коммуникации эволюционно можно выделить несколько этапов, или "поколений", привнесших свои особенности в понимание феномена коммуникации. Несмотря на то, что исследования, которые мы сегодня относим к коммуникативным, проводились на протяжении всего двадцатого века в рамках различных социальных наук, после второй мировой войны, одновременно с развитием информационных наук и технологий, стали оформляться новые подходы к изучению феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рассмотрение коммуникации как передачи информации, где необходимыми составляющими признавались источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. Модель была модифицирована в коммуникативной литературе и получила широкое распространение как модель информационной трансмиссии. По сей день, несмотря на признанные ограничения, акцентирующие линейный, однонаправленный характер коммуникации, эта модель широко используется в коммуникативной теории и практике, особенно в массовой коммуникации и в публичных выступлениях.

В теории коммуникации 50-60-х годов происходит "психологизация" коммуникации, когда она начинает все больше рассматриваться как человеческая коммуникация. Формируется отрасль дисциплины, известная ныне как межличностная коммуникация. Заметный вклад в развитие этого направления вносят: Грегори Бейтсон и калифорнийская группа исследователей Palo Alto Group во главе с психотерапевтом Полем Вацлавиком. В их подходах коммуникация рассматривается прежде всего как взаимодействие. Подчеркивается, что коммуникация есть не просто передача-прием информации, но создание некой общности, некой степени взаимопонимания между участниками.

Следующий этап в становлении теории коммуникации, включающий и настоящее время, характеризуется расширением системного подхода к анализу коммуникации. Коммуникация рассматривается как социальный процесс. Подчеркивается ее не просто интерактивный, но трансактный характер, заключающийся в том, что любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно, и что любой коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее.

То, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на личность и, зачастую полностью, формируют общественное мнение, непреложный факт. Мы каждый день получаем из прессы новости и информацию, которая процентов на семьдесят не подлежит проверке. Мы однозначно не всегда можем сказать себе "Да, я там был, это правдивая информация", и поэтому должны просто принимать такие новости на веру, формируя свое мнение из увиденного или услышанного, что, к сожалению, не всегда бывает правдиво.

Подрастающее поколение формирует свои мнения и вкусы практически на все сто процентов благодаря журналам, развлекательному телевидению и Интернету; взрослые люди, читающие газеты и считающие просмотр ежедневных телевизионных новостей обязательным, очень большой процент информации, поступившей к ним и переработанной в разговорах с семьей, друзьями или коллегами, постепенно начинают считать мнением собственным. Итог таков - средства массовой информации и коммуникации формируют практически восемьдесят процентов личного и общественного мнения.

Но задумывались ли мы над тем, как могут изменить нас СМИ, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, или какое влияние они на нас оказывают? Как сильно изменился мир! И эти изменения непосредственно связаны с работой СМИ.

Молодежь - это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это - факт.

Все это определяет актуальность данного исследования и позволяет выделить существующие противоречия между тремя возможными взаимосвязанными методологическими подходами:

- теоретическим, который предполагает изучение влияния средств массовой информации на формирование личности детей и подростков;

- историческим, который предполагает привлечение значительного эмпирического материала для характеристики в конкретных условиях;

- практическим, который предполагает характеристику изучения влияния средств массовой информации на формирование личности детей и подростков с помощью психологического исследования.

Цель: изучить влияние средств массовой информации на формирование мировоззрения детей и подростков.

Гипотеза: «Для того, чтобы изучить влияние средств массовой информации на формирование культурно-нравственного мировоззрения детей и подростков необходимо:

- выявить ценность ориентации личности;

- изучить влияние телевидения, прессы и Интернета на развитие личности детей и подростков».

Исходя из цели и гипотезы, можно определить следующие задачи:

- изучить влияние средств массовой информации среди детей и подростков;

- определить положительные и отрицательные моменты в развитии личности;

- провести анализ анкет для выявления влияния Интернета;

- теоретико-методологическую основу составили.

Глава 1. Влияние средств массовой информации на формирование мировоззрения детей и подростков

Личность формируется, главным образом, в деятельности, через отношения с другими людьми, коллективом, обществом. Процесс формирования личности - это процесс усвоения индивидом опыта общественной жизни. Начиная с момента рождения человека, и на протяжении всей его жизни те или иные стороны личности постоянно находятся в развитии.

Процесс формирования личности продолжается практически всю жизнь с разной степенью интенсивности. Наиболее интенсивно человек формируется до 18 лет, момента наступления совершеннолетия, именно на этом этапе развития усваиваются необходимые знания и правила поведения в обществе. Конвенция ООН "О правах ребенка" определяет любого человека, не достигшего возраста 18 лет, как ребенка». Действующее Российское законодательство определяет ребенка в возрасте до 14 лет как малолетнего, а с 14 до 18 лет как несовершеннолетнего.

Личность человека - это понятие, выражающее социальную сущность лица, комплекс характеризующих его признаков, свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными и индивидуальными жизненными условиями. Можно выделить четыре основные стороны личности:

1) физические свойства: пол, возраст, особенности физической конституции и др.;

2) социальные свойства: проявления в различных сферах общественной жизни: труде, учебе, семье и др.;

3) психологические свойства: соответствующие свойства личности, возрастные особенности психики и др.;

4) нравственно-психологические свойства: направленность личности (т.е. основная жизненная ориентация), мировоззрение (система взглядов на жизнь), интересы, устойчивая система мотивов поведения, моральные ценности принципы и нормы, которыми личность практически руководствуется в своей деятельности, правосознание данной личности, нравственные навыки и привычки личности, характер и уровень потребностей.

Период несовершеннолетия является особым в формировании личности человека. Определённый уровень сознания и социального развития, достигнутый несовершеннолетними в этом возрасте, позволяет предъявлять к ним требования, сообразовывать своё поведение с правилами, установленными в обществе. Именно в этом возрасте наступает как административная, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений. В то же время формирование несовершеннолетнего как личности ещё не является законченным и продолжается.

Можно сказать, что "несовершеннолетний - это временной срез личности человека, находящегося в стадии формирования, с частично уже сформировавшимися в предыдущий возрастной период свойствами". [Сафиулин Н.Х., Данилевская MB., Куликов Н.Н. Особенности преступного поведения несовершеннолетних. - Казань, 1995. С.40].

Оценка личностью своей социальной полноценности осуществляется благодаря ценностям, которые выступают как "один из присущих личности шаблонов для оценки, для осознанного или неосознанного "измерения" допустимых в конкретных обстоятельствах образцов социального поведения". В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими "заметить в потоке информации то, что наиболее важно / в позитивном или негативном смысле/ для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых, человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения".

Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий, так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. "Призма ценностей" усиливает одну информацию и, наоборот, ослабляет или игнорирует другую. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности определяют как "локаторы нравственного сознания личности", главной функцией которых является создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира.

В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, с позиций ученых, "представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы". По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность; и, напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а, следовательно, конформизм, безликость человека.

Как подчеркивает Э. Фромм, большинство людей колеблются между разными системами ценностей и потому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении; у них нет ни особых добродетелей, ни особых пороков; они похожи на стершуюся монету, так как в них нет самости, нет тождественности себе.

Таким образом, ценности - это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности.

Глава 2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков

Человек XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания. СМИ проникли во все сферы жизни. Информационный бум, ставший реальностью жизни Российского общества, привел к включению в глобальное информационное пространство, являющееся одним из компонентов современной цивилизации, и одним из факторов в формировании нравственности и мировоззрения школьника, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности.

Подростков привлекают модные молодежные журналы ("Cosmopolitan”, "Yes”, "Bravo”, "OOPS”, «Все звезды») с разноцветными картинками и небольшими статьями об их кумирах, последними сплетнями шоу-бизнеса, советами, которые даются «опытными» сверстниками и психологами. СМИ имеют публичный и массовый характер, влияют на формирование нравственности подростка.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение, при воспитании каждого гражданина. Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации — устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации: печатная книга, газеты и журналы, изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись, широко распространяются телевидение, видео, Интернет, космическая связь. Причем, к началу нашего века на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные. СМИ участвуют в различных сферах жизни общества. Проводят собственные расследования, публично информируя об их результатах. Несмотря на отсутствие возможностей административных и экономических мер воздействия, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, контроль средств массовой коммуникации бывает не менее эффективен, так как он содержит моральную оценку и опирается на общественное мнение. Понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Но иногда даже взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь», а молодому труднее вдвойне.

На процесс взаимодействия школы и СМИ влияют семья, сами подростки в своих «тусовках» и СМИ… Практически все школьники имеют доступ к TV, видео, Интернет, многие дети общаются с компьютерными играми и компьютером. Благодаря широкому распространению СМИ, человек оказывается под воздействием множества информационных потоков.

Хаос информации, его воздействие на школьников ни родителями, ни учителями, как правило, не корректируется, и практически не учитывается. Многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции. Школьники - постоянные зрители телепрограмм TV. Время, проводимое ребенком перед TV или видео, по продолжительности уже приблизилось или превосходит время, которое отводится на пребывание в школе. Ситуация обостряется в связи с тем, что информационный рынок все более ориентируется на вкусы потребителя. Школьники сознательно избегают серьезных образовательных передач, почти не смотрят передачи, связанные с социальными проблемами, политическими движениями, теми или иными событиями, происходящими в мире. Да и передач познавательного характера - очень мало. Сухомлинский говорил о том, что вдвойне важно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Василий Андреевич говорил: «Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Если взять программу телепередач за любую неделю, в любой из месяцев, то не ошибемся, что в субботу на канале НТВ, после новостного блока «Сегодня», начинается цикл передач: «Программа «Максимум», «Русские сенсации», «Ты не поверишь!» - весь вечер посвящен сплетням о звездах шоу-бизнеса, а после них обязательно один из американских боевиков. Если досмотрел боевик, то еще одна передача «Дас ист фантастишь»?!

Для того чтобы выяснить, как влияет СМИ на формирование нравственности, мною было проведено анкетирование среди учащихся села Кижеватово 14-17 лет. Это не составило мне особого труда: я работаю в МОУ СОШ с.Кижеватово заместителем директора по воспитательной работе, поэтому подобные исследования я провожу постоянно в силу своей работы. Для этого я опросила 54 кижеватовца. Анализ показал, что читать книги мои ученики уже не хотят, встречаются ответы такого характера: «мелкий шрифт» - 3%, «мало иллюстраций» - 7%, «долго читать» - 6%, «умное - занудно» - 5%, «лучше посмотреть фильм, снятый по книге» - 7%. Таким образом, теряются в классическом понимании, понятия «добра и зла», «лексическая грамотность», «ответственность за свои поступки и дела», что ведет к непониманию другого, бездуховности, моральному обнищанию. Читающих СМИ, среди кижеватовцев - 53%; предпочитают: «Glamour» - 6%, «СПИД-ИНФО» - 9%, «Cool» - 4%, «Yes» - 8%, «Bravo» - 6%, , «АиФ» - 10%, «Комсомольская правда» - 7%, «Все звезды» - 10%, «Лиза» - 15%, «Телесемь» - 16%, «Cosmopolitan» – 2%, «OOPS» – 2%. Но есть разница в читаемых рубриках между юношами и девушками. Юноши читают больше: новости - 63%, интересуются геополитикой - 24%, объявления о продаже автотранспорта - 37%, практические советы «автолюбителей» - 71%, «рыболовства» - 35%, «охотоводство» - 24%. И хотят, чтобы больше печатали в СМИ советы по ремонту компьютеров - 24%, но считают бесполезными советы и рекламу по применению косметики - 64%. Я бы перефразировала фразу и сказала: «Ты – то, что ты читаешь», а среди вышеперечисленных нет ни одного серьезного издания. Прочел, не надо задумываться над смыслом, посмотрел картинки, полистал – положил и забыл обо всем. В библиотеке берут книги для чтения лишь 12%, а идут за книгами «вынужденно, т.к. требует учитель» - 42% и 46% из числа обучающихся совсем не заглядывают в библиотеку. Но это еще не говорит, о том, что школьники перестали интересоваться жихнью, они смотрят DVD, TV, фильмы-онлайн, такие телепередачи как: «Большие гонки» - 4%, «Умники и умницы» - 9%, «Суд идет» - 7%, КВН - 16%, «Ты – то, что ты ешь» - 8%, «Тop queer» - 13%, «Главная дорога» - 14%, «Своя игра» - 6%, не смотрят телепередачи - 13%, а 10% смотрят то, что включено старшими. Значит, ребята хотят смотреть не только развлекательные программы, но и познавательные. А среди любимых фильмов, оказались: «Солдаты» - 18%, «72 метра» - 14%, «Титаник» - 15%, «Троя» - 12%, «Папины дочки» - 22%, «Форсаж» - 13%, 6% - смотрят безразлично. Все эти фильмы о силовой борьбе за выживание сильнейшего, о борьбе завладения территориями, за борьбу сферы влияния. Герои западных фильмов культивируют образы насилия и примитивизма, агрессивности. Совершенно чуждые менталитету нашего народа. Телесериалы становятся объектами всеобщего семейного просмотра и обсуждения: «Ефросьнья», «Институт благородных девиц», «Обручальное кольцо», силовые методы решения в бесконечных «Улицах разбитых фонарей», «На углу у Патриарших» и др. Какие уроки нравственности можно взять из этих сериалов? Манеру поведения, разговора?

В первых российских СМИ более 100 лет назад обществом поднимались проблемы, которые стоят и сегодня перед нами. В Московских новостях за 1908 год: «…Человечество развращается из-за неверия, из-за гордости и страсти к преобладанию, страсти к наживе, обогащению, роскоши, пиршествам, пьянству и вакханалиям, к театрам и ристалищам…»

На основании проведенной работы я пришла к следующему заключению: непосредственное влияние на становление новой системы роста СМИ оказали экономические реформы. Исследование СМИ показало, что молодежь мало читает и много смотрит телепрограмм и фильмов, пользуется ресурсами Интернета; насаждаемый образ в телесериалах переносится в жизнь; школьники отдают предпочтения развлекательным программам, «чтоб можно было смотреть и ни о чем не думать». Таким образом, в результате проведенного исследования: гипотеза подтвердилась - СМИ влияют на формирование мировоззрения и нравственности подростка. А в связи с возрастающим влиянием СМИ (Интернет, телевидения, радио, журналов и газет) на формирование нравственности школьника, актуальным становится проблема определения позиции родителей, педагогов и власти. Обладание информации, доступ к ней, возможность формировать информационные потоки и их направленность - те реальные факты, которые определяют социальное самочувствие личности, ее социальную роль и статус, но при этом надо помнить о Кодексе журналиста. Остановимся подробнее на каждом из видов СМИ.

2.1 Телевидение

XX столетие по праву считают веком автомобилей, компьютеров, атомной энергии, освоения космического пространства. Верно и то, что XX век - век телевидения. Несмотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации.

На протяжении последних десятилетий телевидение вызывает интерес семьи, других институтов общества в связи с его возрастанием влиянием на личностное формирование детей и подростков. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации. Существенной особенностью восприятия ребенка является преобладание эмоционального отношения к объектам действительности при отсутствии глубоких знаний о них. Бессмысленно спорить о пользе и вреде телевидения. Существующее положение в сфере педагог изменить не в силах. Но все же, поговорим об этом.

Негативное влияние. В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин "телевизионное насилие" давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. С одной стороны существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам связанный с последующей агрессией. Было доказано, что теленасилие может стать причиной кратковременного возбуждения и так называемых "эффектов моделирования". Давайте вспомним известный фильм Оливера Стоуна "Прирожденные убийцы". После его выхода по миру прокатилась волна грабежей, разбоев, убийств, содеянных молодыми людьми, которые утверждали после ареста, что подражали героям этого фильма. В то же время не менее авторитетные ученые своего времени, используя причинно-следственные статистические модели, не получили ни одного свидетельства существования связи между употреблением теленасилия и последующими изменениями агрессивности поведения. Я считаю, что все же теленасилие есть причина последующей агрессии.

СМИ являются также источниками пошлой информации, порнографии. В телевидении транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в сети Интернет - везде. Можно проследить негативное воздействие телевидения на половую жизнь подростков. "Ценности, нормы и стереотипы половой жизни, которые транслируют СМИ, очень часто далеки от реальности, ориентируют молодых людей на бесправные половые связи, которые не опираются на взаимные чувства любви и ответственности, провоцируют и стимулируют и без того повышенную подростковую сексуальность.

Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:

- СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя "информационный голод";

- СМИ повышают общую, в том числе и политическую культуру населения;

- СМИ служат для взаимного информирования властей и населения;

- СМИ снимают социальную напряженность.

В 2003 году социологической лабораторией Краснодарского края было проведено социологическое исследование для изучения содержания телепередач, транслируемых телеканалами, и определения особенностей их влияния на жизненные перспективы учащейся молодёжи.

Результаты исследования показали, что просмотр телевизионных передач занимает весьма значимое место в структуре досуга молодых людей, уступая лишь общению с друзьями. Анализ основных мотивов просмотра фильмов и передач показал, что учащиеся смотрят ТВ для того, чтобы развлечься. В то же время глубинный (факторный) анализ показывает, что телевидение для молодых людей является источником целенаправленного получения информации и способом эмоциональной разрядки. Отношения молодёжи к агрессии, насилию, представленных на телеэкране, показывает следующее: в среднем учащийся ежедневно видит не менее 10 сцен насилия; вопреки сложившемуся мнению, согласно которому молодежь предпочитает смотреть агрессивные сцены, большинство респондентов (80% опрошенных) относится к подобным сценам равнодушно, либо их отвергает. Телевидение сильно воздействует на поведения молодёжи, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки.

Особенно чувствительны к влиянию телевидения молодые люди: подростки и юноши. СМИ задают характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение. В этой связи особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, поскольку это имеет прямое отношение к пониманию содержательного контекста и механизмов социализации подростков.

В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации, в том числе телевидения, на социализацию школьников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов в процесс освоения детьми окружающего мира по средствам телевизионной информации. В педагогическом опыте уже имеются отдельные попытки их решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними в классе; обсуждение телепередач в классе со всеми и в беседах наедине с учеником; использование телепередач в учебном процессе и т.д.

Можно проследить противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям, к созданию семьи и получению достойной работы; с другой стороны, по результатам факторного анализа, просматривается четкая ориентация на западные стандарты жизни. Телевидение в данном контексте играет существенную роль в формировании ценностных установок молодых людей. Поскольку молодежь достаточно обособлена в культурном плане от старшего поколения, то телевидение, использующее в своих трансляциях западные передачи и фильмы, успешно продвигает западный образ жизни и восприятие мира.

2.2 Пресса

Всё большее влияние на развитие личности с подросткового возраста начинают оказывать средства массовой информации и культуры, пропагандируемые ими цели и ценности жизни, образцы поведения. Воздействием средств информации на подростков и юношей управлять труднее, чем воздействием школы и семьи.

Интерес к газетам и журналам, предназначенным не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры. Таким образом, печатные издания должны содержать обширный материал по данной тематике, так как воспитание личности с высоким уровнем самосознания, готовой к самосовершенствованию и самовоспитанию очень длительный и трудоёмкий процесс.

На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное "Я", больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием, их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая социальная потеря. Вся новая информация активно поглощается ребенком, который стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать "взрослую" информацию, нужно умело ее предоставить, причем "небольшими дозами", поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания, похоже, не учитывают этот фактор.

Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном состоянии по сравнению с другими средствами массовой информации среди подростков. За последние несколько лет в силу ряда причин произошло общее резкое сокращение тиражей периодических изданий. Трудности печатных СМИ усугубляются и тем, что молодежь в современном мире находит все новые и достаточно широкие возможности получать информации, например, посещение сайтов Интернета. По данным Союза журналистов России за последние восемь лет произошел общий восьмикратный спад тиражей российских печатных СМИ (центральной прессы - в 15 раз). Кроме того, серьезно изменилась структура потребления периодики: тиражи центральных СМИ, которые еще в начале 1993 г. превышали совокупные тиражи местной прессы, теперь составляют меньше одной трети общего тиража газет.

Согласно опросам общественного мнения среди молодежи в настоящее время общая аудитория лиц, читающих хоть какие-то периодические издания, очень невелика. Так, 75% респондентов заявляют, что они не читают ни одной ежедневной газеты каждый день, а 63% не читают ежедневную периодику хотя бы раз в неделю. 65% населения систематически не просматривают еженедельные газеты и журналы и 53% не читают их хотя бы один раз в месяц. 76% опрошенных регулярно не читают ежемесячную прессу, а 56% не делают этого хотя бы раз в год (Фонд "Общественное мнение" (далее - ФОМ), октябрь 1998 г). Даже самые популярные издания не набирают больше 15-18% читательской аудитории. Можно сказать, что современная молодежь с каждым годом негативнее относиться к печатным изданиям из-за недостатка времени и желания познавать окружающий мир, явления, обстановку сложившуюся в стране. Все это они могут найти на страницах электронного варианта - Интернета. Однако, стоит заметить, что пресса в настоящее время, для привлечения числа читателей, стала прибегать к методу клеветы, придумывая различные истории и факты, случившиеся со звездами шоу-бизнеса или политики, которые так привлекают подростков. Но не стоит разочаровываться по поводу "желтой" прессы, можно сравнить несколько печатных изданий и выбрать определенную, имеющую больший авторитет среди читателей, и не прибегать к статьям "желтой" печати.

2.3 Интернет

Сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является компьютерная сеть Интернет. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, позволяют говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации. В таких сетях пользователь воспринимает себя и воспринимается другими как неотъемлемый компонент единого информационного сообщества.

1 2