">
Культурология История искусств
Информация о работе

Тема: История изобразительного искусства

Описание: Программа дисциплины для студентов специальности. Введение в искусствознание. Первобытное, искусство Древнего мира, Средневековья. Основные направления. Основные тенденции развития. Роль искусства как духовного и социального феномена в развитии человечества в контексте различных цивилизаций.
Предмет: Культурология.
Дисциплина: История искусств.
Тип: Курсовая работа
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 80
Поднять уникальность

Похожие работы:

Учебное издание Хасанова Элеонора Венеровна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ»

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Программа дисциплины для студентов специальности «Изобразительное искусство»

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
;
ИСКУССТВА

Программа дисциплины для студентов специальности «Изобразительное искусство»

Технический редактор И.В. Пономарев

Лиц. на издат. деят. Б848421 от 03.11.2000 г. Подписано в печать 12.04.2010. Формат 60X84/16. Компьютерный набор. Гарнитура Times New Roman. Отпечатано на ризографе. Усл. печ. л. - 4,0. Уч.-изд. л. - 3,8. Тираж 100 экз. Заказ № JQ&~y

ИПК БГПУ 450000, г.Уфа, ул. Октябрьской революции, За



УФА 2010

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СОДЕРЖАНИЕ

Печатается по решению учебно-методического совета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмушы

История изобразительного искусства: программа дисциплины для студентов специальности «Изобразительное искусство» /сост. Э.В. Хаса-нова [Текст]. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010 - 64с.

Программа дисциплины «История изобразительного искусства» включает в себя тематический план, темы рефератов и задания для самостоятельного изучения, темы курсовых работ и методические указания к их выполнению, вопросы к экзамену, список рекомендуемой литературы

Программа предназначена для студентов 1-6 курсов, обучающихся по специальности 050602.65 ((Изобразительное искусство»

Составитель: Э.В.Хасанова, канд. искусствоведения, ст. преподаватель.

Введение3

Глава I5

1.1:5

1.27

1.39

ГлаваП12

2.112

2.215

Глава III18

3.118

3.2,20

3.3,23

Заключение25

Список литературы27

Приложение29

Рецензенты: А.ГЛнбухпшна, д-р искусствоведения, проф. (УГАЭС); ЕЖДорофеева, канд. пед.н., доц. (БГПУ).

© Издательство БГПУ, 2010

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»

Художественно-графический факультет Кафедра изобразительного искусства Специальность «Изобразительное искусство»

Курс б

ТЕНЯКОВА ОЛЬГА АЖКСАНДРОВНА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.,..4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.........6

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА7

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ВОПРОСЫ ДЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ...39

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ..46

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ 48

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ.... 50 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ52

ЛИТЕРАТУРА.......58

ПРИЛОЖЕНИЕ62

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ УФЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Научный руководитель: стар. преп. Э.В. Хасанова

Оценка: ()

оценка цифрой оценка прописью подпись преподавателя

УФА 2010

ВВЕДЕНИЕ

Курс «История изобразительного искусства» предназначен для реализации государственных требований в подготовке выпускников высшего профессионального образования по специальности 050602.65 — Изобразительное искусство» заочной формы обучения. Курс имеет большое значение для формирования художественно-творческих способностей, внутренней культуры будущего учителя изобразительного искусства. Искусство — огромная сила, средство формирования нравственного и духовного облика людей, воздействующее на все стороны жизни человека, его поведение и интеллект. Отсюда - большая ответственность педагога, призванного развивать у школьников и студентов чувство прекрасного, формировать у них высокие эстетические вкусы, научить понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры.

Программа курса состоит из двух разделов: зарубежное и отечественное искусство, которые рассматриваются с древнейших эпох до современности. Деление курса на разделы основано на исторической периодизации, принятой в отечественном искусствознании.

Цель изучения дисциплины «История изобразительного искусства» -профессиональная подготовка студентов к преподавательской деятельности.

Задачи:

дать общее, системное представление об основных этапах мирового развития искусства;

помочь понять роль искусства как духовного и социального феномена в развитии человечества в контексте различных цивилизаций; ознакомить с художественными эпохами, стилями и направлениями в искусстве;

подготовить студентов к умению правильно оценивать то или иное явление искусства, делать выводы о его значении в истории культуры; сфокусировать внимание на наиболее значительных и характерных явлениях зарубежного и отечественного искусства;

ориентировать студентов на углубленное изучение отдельных проблем изобразительного искусства и художественного творчества на основе более детальной проработки рекомендуемой литературы.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

хронологию смены стилей и развития художественных школ;

творчество ведущих мастеров русского и западноевропейского искусства;

принципы взаимодействия формальных, содержательных и смысловых особенностей произведения искусства (важно обратить внимание на разнообразие и преемственность принципов соотнесения формы, содержания и смысла в произведениях, относящихся к различным культурным периодам);

профессиональную терминологию.

В процессе изучения дисциплины студент должен уметь:

-устанавливать связь теории с практикой;

18.Раздольская В.Й. История искусств зарубежных стран XVII -

XVHI веков. -ML, 1988. 19.Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX века.

-М., 1981.

20.Ревалд Д. История импрессионизма. - М., 1988.

21.Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические пришпппа. - М., 1989.

22.Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали. - М., 1998.

23.Тайандье И. Клод Моне. - М., 1995.

24.Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452 - 1519. - М., 1997.

25.шмигг Г. Рембрандт. - М., 1991.

РУССКОЕ ИСКУССТВО

Алленов М.М. История русского искусства. Памятники московского зодчества. -М., 1993.

Алленова OA. Карл Брюллов. - М., 2000.

Вагнер ГХ, Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1993.

Дмитриева Н.А. Михаил Александрович Врубель. - Л., 1984.

Ковтун Е.Ф. Павел Николаевич Филонов. - Л., 1988.

Костин ВЛ. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. - М., 1986.

Лазарев В.Н. Новгородская живопись.-М., 1982.

Маковский СЛС. Силуэты русских художников. -М., 1999.

Маркина Л.А. Федор Рокотов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. - М., 1986.

Ю.МашковцевНГ. В.И. Суриков.-М., 1994.

П.Ополовников А.В., Островский Г.С. Русь деревянная. Образы деревянного зодчества. — М., 1981.

12.Поспелов Г JT. «Бубновый валет». - М., 1995.

13.Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. М., 1993.

14.Русаков КХА. Кузьма Петров-Водкин. Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. - Л., 1986.

15.Сарабьянов Д.В. Русская живопись ХГХ века среди европейских школ. — М., 1980.

1 б.Суздалев П.К. М.А. Врубель. - М., 1991.

17.Турчин B.C. Константин Коровин. - М., 1991.

18.Шатских А.С. Казимир Малевич. - М., 1996

37.Сарабьянов ДЗ., Стиль модерн -М., 1989.

38.Ткачев В.Н. История архитектуры. -М., 1987.

39.Токарев В.П. Художники Сибири. 19 век. - Новосиб., 1993

40.Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - М., 1990.

41.Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. -М., 1996.

42.Чернокозов А.М. История мировой культуры. - Ростов,1997

43.Энциклопедия символизма.-М., 1998.

44.Этю.цы об изобразительном искусстве, /сост. Н.И. Платонова. - М., 1993

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РАЗДЕЛАМ: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Дмитриева Н.А., Виноградова НА. Искусство Древнего мира. - М., 1989.

Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. - М., 1988.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М., 1990.

Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. -М., 1980.

Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. - М., 1980.

Соколов Г.Н. Искусство Древней Греции. -М., 1980.

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Авермат Р. Рубенс и его время. - М., 1995.

АкимоваЕ. Иероним Босх.-М., 1993.

Алпатов М.В. Камиль Коро.-М., 1984.

Андросов С. Андреа Верроккьо. - Л., 1984.

Беннози Л. Джотто. -М., 1996.

Богемская КГ. Клод Моне. - М., 1984.

Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М., 1995.

Верман К. История искусства всех времен и народов. (Европейское искусство средних веков). - М., 2000.

9.Воронина Л.Н. Эрмитаж.-М,, 1992.
ЮГастев Н.А. Делакруа. - М., 1986.

11.Горюнов B.C., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. - СПб., 1994. 12.Дали С. Дневник одного гения. - М., 1997. 13.Данилова И.Е. Тициан.-М., 1985. 14.3авадская Е.В. Сальвадор Дали. - М., 1992. 15 .Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. - М„ 1984. 16. Львов С.Альбрехт Дюрер. - М., 1985. 17 Летрочук О. Сандро Боттичелли. -М., 1984.

-разбираться в вопросах теории, конструктивно и грамотно излагать материал, используя профессиональные обороты и термины;

-понимать специфику различных видов искусства;

свободно ориентироваться в историческом материале, выявлять стилистические особенности произведения искусства, выделять магистральные направления его развития;

характеризовать основные стили и направления, а также индивидуальные манеры ведущих мастеров;

отличать на основе визуального анализа одну школу от другой, одного представителя данной школы от другого;

грамотно и профессионально анализировать и критически оценивать художественные произведения.

Студент должен владеть:

-навыками творческого подхода к написанию научно-исследовательской работы с использованием различных методов анализа произведений:

а)сравнительно-стилистического, который позволяет включить рас-
сматриваемое произведение в определенный временной контекст, провести
аналогии с созданными в те же годы произведениями литературы, фило-
софии; даёт возможность проследить структурные изменения в творческом
методе художника;

б)историко-типологического, раскрывающего исторические законо-
мерности создания и функционирования произведения искусства, степени
значимости анализируемого памятника для определенной национальной
художественной (английской, голландской, французской и т.д.) школы или
творческой эволюции конкретного мастера.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов Семестры  Общая трудоемкость 500 1-11  Аудиторные занятия 70 1-11  Лекции 46 1-10

(кроме 3)  Практические занятия (семинары) 24 2,3,4,5,8,9  Лабораторные работы - -  Самостоятельная работа 430 1-11  Курсовые работы + 11  Вид итогового контроля: экзамен/зачет + зачет: 4,6,8 экзаменов  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

№ п/п Название темы Кол-во часов  



Лекции Практические занятия, семинары Срс  1 Введение в искусствознание.   10  2 Первобытное искусство 1  10  3 Искусство Древнего мира 5  20  4 Искусство Средневековья 6 4 50  5 Древнерусское искусство. Русское искусство XVII в.  4 40  6 Западноевропейское искусство эпохи Возрождения 4 4 50  7 Западноевропейское искусство конца XVII - начала ХУЩ вв. Основные направления западноевропейского искусства

xvni-хгхв. 4 4 40  8 Русское искусство XVIII — первой половиныХГХ в. 6  40  9 Русское искусство второй половины ХГХ в. 6  30  10 Русское искусство конца XIX -начала XX в.   20  11 Основные тенденции развития отечественного искусства XX в. Искусство в годы революции 1905-1907 гг. 4 4 40  12 Искусство советского периода. Современные тенденции в развитии отечественного искусства. 6 4 40  13 Основные тенденции развития зарубежного искусства XX в. 4  40   Всего 46 24 430  11.Грушевицкая Т.С. и др. Словарь по мировой художественной культуре. -М., 2001 12.Десятников В.А. Подвижники. - М., 1993

13.Емохоиова Л.Г. Мировая художественная культура. - М., 1998,1999, 2000

14.3отов АЛ. Русское искусство.-М.,1971.

15.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М., 1983,2000.

16.Илыша Т.В. Русское искусство XVITI века. - М., 1999.

17.История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала

XX века.-М., 1980 18.История искусств зарубежных стран /под. ред. В.И. Раздольской. -

М.,1988.

19.История искусств зарубежных стран: в 3 т. - М.,1962 20.История русского искусства. - М., 1979 -1980. 21 .История русского и советского искусства/под ред. Д.В. Сарабьянова. -М.,1976.

22.Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Русское искусство. Советское искусство: в 3 ч. /сост. М.В. Алпатов. - М., 1989

23.История русского искусства: в 2 т. /под ред. М.М. Раковой - М., 1978,1979,1991.

24.История русского искусства: в 2 т. Т. 2. Кн. 1 /сост. MJP. Неклюдова -М.,1980.

25.История русского искусства: в 2 т . Т. 2. Кн. 2 /сост. М.Б. Милотвор-ская-М.,-1981.

26.История искусства зарубежных стран 1748 вв. /под ред. В.И. Раздольской. -М., 1979,1988.

27.История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, античность, /сост. Доброклонский MJ3. - М., 1979.

28.Косидовский 3. Библейские сказания. Сказания евангелистов. - М., 1991.

29.Майкапар А. Жизнь Христа в произведениях живописи. -М., 2001. ЗО.Мартьшов В.Ф. Мировая художественная культура. - Мн., 1999, 2000.

31.Мифологический словарь. - М., 1990.

32.0вчннникова Б.Б. Из истории русских музеев. - Екатеринбург: УГУ

им. Горького. 1992. ЗЗ.Парамонов А.В., Червонная СМ. Советская живопись. -М. 34.Русские художники. Энциклопедический словарь. - СПб., 1998. 35.Рапацкая Л.А Русское искусство 18 века. - М., 1995 36.Рябцев Ю.С.Хрестоматия по истории русской культуры 18- 19вв. —

М., 1998

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

Гнедич П. П. История искусств. Античность. Древняя Греция. Рим, -М., 2005.

Гнедич П. П. История искусств. Высокое Возрождение. - М., 2005.

Гнедич П. П. История искусств. Европейское искусство Нового Времени. -М., 2005.

Гнедич П. П. История искусств. Западноевропейское барокко и классицизм. - М., 2005.

Гнедич П. П. История искусств. Европейское искусство Нового Времени. - М., 2005.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. -М.,

1993.2000

7.Ильина ТВ. История искусств. Русское искусство 18 века. — М.,

1999.2001J

8.Ильина Т. В. Введение в искусствознание. - М.,2003

9.Соколова М.В. Мировая культура и искусство. - М, 2008
Ю.Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: в 2 т. Т. -

1, Т.-2.-М., 2007. 11.Королева А. Ю. Великие художники Нидерландов 15-17 вв. - М., 2005.

12.Мутер Рихард Всеобщая история живописи. - М, 2007. 13.Новицкий А. П., Никольский В. А. История русского искусства, -М., 2008

14.ТОропыгина М. Ю. Портрет в западноевропейской живописи. — М., 2005.

15-Якимович А. К. Новая история искусств. - СПб., 2004. 16.Ялейко Е. В. Итальянское Возрождение. — М., 2005.

Дополнительная

Адамчик В.В:, Адамчик М.В. Русское искусство. Все шедевры. -М.,2005.

Алленов М. М., Евангулова О. С, Лифшиц Л. И. Русское искусство X-начала XX в.в.-М., 1989.

Алпатов М. Немеркнущее наследие. - М., 1990

Аронов А.А. Мировая и художественная культура. Россия. Конец 19 -20 век.-М., 1999

БенуаАЛ. История русской живописи в XIX веке.-М., 1999.

Всеобщая история искусства: в 6 т. - М., 1960-1962;

Всеобщая история архитектуры: в 12 т.-М., 1966 -1977.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. - М, 1985

9.Гнедич ПЛ. Всемирная история искусств. - М., 1996. /Изд. 1897 г.
Ю.Гомбрих Э. История искусств. - М., 1998.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение в искусствознание

Предмет и содержание курса «История изобразительного искусства».
Цели и задачи курса. Формы и методы изучения истории искусства на ху-
дожественно-графическом факультете. Понятие стиля в искусстве. Обу-
словленность формы содержанием, обратное воздействие формы на со-
держание. Понятие классической формы. Своеобразие и особенности ху-
дожественной формы в архитектуре, живописи, графике, прикладном ис-
кусстве. Синтез искусств и его характер в различные исторические эпохи.
Анализ произведения искусства как художественного целого.
¦ .¦

Первобытное искусство

Основные теории происхождения искусства. Искусство палеолита-росписи и рельефы в пещерах Европы и Азии (Альтамирская в Испании, Ласко во Франции, Капова на Урале и др.) В изображениях животных жизненная правдивость, познавательное значение и эстетическая ценность. Первые формы изображения человека в первобытной практике. В эпоху мезолита, неолита и бронзы - появление повествовательных сцен, упрощение и некоторая схематизация (наскальные росписи Сахары, Южной Сибири). Широкое развитие в эпоху неолита и бронзы керамики, мелкой пластики, резьбы по дереву (Урал). Появление первых архитектурных сооружений.

Искусство Древнего мира Искусство Древнего Востока. Характеристика понятия «Древний Восток». Особенности экономики, политического и социального устройства, идеологии, искусства. Значение искусства древневосточных деспотий в развитии человечества,

Искусство Египта

Периодизация искусства Древнего Египта, его монументальность и синкретический характер.

Древнее царство. Пирамиды в Гизе. Господство массы и пещерный характер сооружений. Пирамида Хеопса, причисленная уже в древности к одному из семи чудес света.

Роль канона в искусстве Древнего Египта. Развитие портретной скульптуры в связи с заупокойным культом.

Среднее царство. Поиски новых архитектурных решений. Заупокойный ансамбль Ментухотепа в Дейр-эль-Бахари. Развитие мелкой пластики. Стремление к индивидуализации образа человека.

Новое царство. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре, широкое использование колонн. Прекращение строительства пирамид.

Культовая реформа Эхнатона. Отказ от старых канонов, появление большего разнообразия сюжетов, поз, жестов; Стремление к большей пластичности и жизненной правдивости. Расцвет психологического портрета (портреты Эхнатона, Нефертити, Тутанхамона).

Период римского владычества. Развитие техники энкаустики. Фаюм-ский портрет.

Искусство Двуречья

Географические и климатические особенности Двуречья. Возвышение отдельных шумерских и аккадских городов-государств (4-е и 3-е тысячелетия до н. э>). Архитектура - ведущее искусство. Характер храмовых построек - зиккуратов. Строительный материал. Инкрустация взамен живописи и облицовочных материалов. Скульптурные и рельефные изображения, печати. Создание образов богов, царей и правителей. Зарождение геральдической композиции.

Культура Вавилона (2-е тысячелетие - VI в. До н. э.) и Ассирии (1-е тысячелетие До н. э.). Дворцы и зиккураты. Вавилон, Ниневия, Хосабад. Особенности дворцового зодчества в Ассирии. Портальная скульптура. Рельефные композиции, батальные и охотничьи сцены из дворцового быта. Однотипность образов человека и реализм в изображении животных. Рельефы дворцов Ашшурнасирапала (ГХ в. До н. э.). Саргона П Ашшурбанипа-ла (VHI-Vn в в. до н. э.). Падение Ассирии Под напором вавилонян и мидян. Нововавилонское царство. Могущество и роскошь города. Крепостные стены. Зиккурат. Ворота богини Иштар. Глазурованная облицовка в архитектуре Вавилона.

Искусство Античного общества Эгейское искусство. Характеристика Эгейской (Крйто-Микенской) культуры. Древнейшая история Греции, Открытия Шлимана й Эванса. Районы распространения Эгейской культуры: Крит, Пелопоннес, Троя. Расцвет искусства Крита в XVU-XVI вв. до н. э. Дворцы в Кноссе и Фесте; своеобразие их архитектурного решения. Росписи критских дворцов (отражение в росписях мифологических представлений и светских мотивов; декоративность, стилизация, светскость, праздничность). Мелкая пластика Крита; керамика.

•Микенское искусство. Центры микенской культуры (Микены, Ти-ринф, Орхомен и др.). Влияние Крита на искусство Микен. Сохранение местных, более примитивных традиций. Архитектура (дворец в Тиринфе; мегарон как прообраз античного «храма в антах»). Монументальная скульптура («Львиные ворота»). Росписи дворцов;

Искусство Древней Греции. Сложение в Греции рабовладельческого строя. Образование греческих городов-государств (полисов). Греческая

Если реферат посвящен исследованию какого-то вида искусства в конкретной стране в определенный промежуток времени, то его необходимо начать с исторической характеристики эпохи, обусловившей идейное содержание и стилистическую направленность создаваемых в это время произведений; Для объективного освещения исследуемого вида искусства следует очертить и рассмотреть круг наиболее значительных памятников этого вида искусства, созданных несколькими крупными художниками этого времени (взять для художественного анализа по одному произведению у четырех-пяти художников). Сопоставляя между собой произведения разных мастеров, можно увидеть динамику развития изучаемого вида искусства, пластическое многообразие приемов, традиционные и новаторские черты. Все это поможет создать достаточно полное представление об исследуемом виде искусства.

Каким бы ни был по своей специфике реферат, обязательно нужно подобрать к нему зрительный ряд, небольшой по объему: достаточно 5-7 точно отобранных репродукций, которые убедительно подкрепят основные положения и выводы реферата. Для студентов, художественно-графического факультета визуальное ознакомление с исследуемыми произведениями представляется особенно актуальным.

Хорошо подобранный теоретический и иллюстративный материал для реферата - это лишь половина работы. Чтобы реферат был оценен высоко, важно продемонстрировать свободное владение подготовленным материалом. На семинарских занятиях предполагается выступление по подготовленному материалу реферата. Недопустимо монотонное чтение с листа теоретического материала. Нужно научиться свободно пересказывать свое выступление, лишь время от времени сверяя его с кратким (объемом не более одной страницы) планом-конспектом, не забывая показывать иллюстрации. Интонацией необходимо выделять наиболее важные аспекты и положения реферата, побуждая сокурсников записывать их. Продолжительность такого выступления - десять минут. В конце докладчик может задать подготовленный заранее блок вопросов (три-пять) по озвученному им сообщению, чтобы проверить, насколько хорошо был усвоен материал его слушателями. Самому докладчику нужно быть готовым ответить на вопросы преподавателя или сокурсников.

Для успешного прохождения курса обучения студентам-слушателям нужно вести краткие, четкие записи по всем озвученным рефератам и выполнять быстрые зарисовки элементов иллюстративного ряда, представляемых докладчиком. Как показывает практика, студенты, активно работающие на семинарах, добросовестно готовящие рефераты, регулярно делающие записи по истории изобразительного искусства, оказываются хорошо подготовленными к экзамену.

которые нет ссылок в тексте, в библиографический список не включаются. Кроме того, не рекомендуется включать в перечень использованной литературы научно-популярные книги, газеты.

По дисциплине «История изобразительного искусства» на 1-5 курсах (2-9 семестр) студентам рекомендуются 150 тем для рефератов и 240 заданий для самостоятельного изучения: по 1 реферату для выступления на семинарском занятии в 3, 4, 5, 8, 9 семестрах и по 30 заданий соответственно в каждом семестре.

Для самостоятельного изучения предлагаются задания, касающиеся вопросов, которые из-за ограниченности времени лекций не могли быть рассмотрены в полном объеме (выполненные задания необходимо представить преподавателю в виде кратких конспектов).

При выборе темы реферата необходимо согласовать ее с преподавателем, чтобы внутри погрупп не повторялись одни и те же темы в ущерб другим темам, которые могут остаться не задействованными. Написание реферата по избранной теме предполагает более тщательное исследование какого-то конкретного явления искусства. С рефератом студенту предстоит выступить на семинаре. Важным этапом в подготовке является тщательный подбор и изучение литературы по выбранной теме. Не стоит ограничиваться только одной книгой по истории искусства или Интернетом, необходимо привлечь три-пять источников, проявляя при этом активный подход к искусствоведческой литературе, смело сравнивать различные, порой противоположные точки зрения, аргументировано принимать или не принимать их. Далее, опираясь на прочитанное и на собственный художественный опыт, студенту необходимо составить свое представление об изучаемом художественном явлении.

Текст реферата лучше всего написать своими словами, выразив свое понимание темы. Если необходимо использовать специальную терминологию, то нужно предварительно разобраться в ее значении. Такой тест, дополненный обзором литературы, выводами и списком использованных источников и иллюстрациями является полноценным рефератом по истории искусства.

Если рассматривается творчество конкретного мастера, необходимо хронологически выделить ранний, зрелый и поздний периоды в его творчестве. Затем в каждом из этих периодов проанализировать по два-три наиболее значительных произведения. Желательно сравнить творчество изучаемого художника с искусством предшественников и художников-современников, выявив, таким образом, уникальность, неповторимость анализируемого мастера. Заключение не должно обрываться сообщением даты смерти художника. Завершая свое выступление, важно обозначить место и роль художника как в контексте искусства страны, им представляемой, так и значение его творчества для мировой культуры в целом.

колонизация. Связь Греции с древними культурами Востока. «Ориентали-зирующее» направление конца 8 -7 в.в. до н. э.

Выдающаяся роль греческого искусства в истории художественной культуры. Мифология, ее народные основы и связь с религией. Особый характер греческой религии, отсутствие строгой системы религиозных догм, антропоморфизм богов. Гуманистические основы культуры и искусства Древней Греции. Основные этапы развития греческого искусства:

Гомеровский период. Мелкая пластика Искусство периода архаики. Развитие ремесел, торговли и мореплавания. Искусство архаики как этап постепенного преодоления ггоимитивности, восточных влияний и условности. Постепенное нарастание реалистических черт; формирование гуманистического начала. Архитектура (сложение ордерной системы, характеристика дорического и ионического ордеров; типы греческих храмов; периптер - классический тип греческого храма). Скульптура (типы статуй: боги, кур осы и коры; эволюция куроса как нового типа статуи атлета). Вазопись. Формы ваз. Стили ваз, начиная с гомеровского периода и заканчивая классикой (геометрический стиль, ориентализирующий стиль, чернофигурный стиль и краснофигурный стиль).

Ранняя классика. Греко- персидские войны. Значение победы греков над персами и отражение ее в архитектуре и скульптуре. Фронтонные композиции ранней классики (храм Афины Ахайи на острове Эгина, фронтоны храма Зевса Олимпийского). Сложение эстетического идеала в статуях атлетов («Дельфийский возничий») и богов («Зевс Громовержец»).

Высокая классика. Творчество Мирона («Дискобол», «Афина и Мар-сий») и Поликлета («Дорифор») как утверждение этического и эстетического идеала классики, создание героических образов, духовно совершенных, типически обобщенных. Экономический и политический расцвет Афин времени Перикла. Ансамбль Афинского акрополя как синтез достижений высокой классики. Фидий и его школа. Статуи Афины. Зевс Олимпийский. Скульптура Парфенона. Синтез искусства

Поздняя классика. Пелопонесские войны. Кризис полиса. Падение идеалов. Утрата ощущения гармонии, ослабление духа гражданственности, героики. Рост индивидуализма. Архитектура IV в. до н. э. (Галикарнас-ский мавзолей, театр в Эпидавре). Создание коринфского ордера. Творчество Скопаса («Менада») и Праксителя («Гермес с Дионисом»). Искусство времени Александра Македонского. Творчество Лисиппа («Апоксиомен»). Роль Лйсиппа в развитии скульптурного портрета.

Искусство периода эллинизма. Распад империи Александра Македонского. Сложность и многоплановость культуры периода эллинизма. Появление в искусстве экспрессии и драматизма. Влияние и широкое распространение греческой культуры. Роль местных культурных и художественных традиций. Основные тенденции эллинистического искусства. Основные центры эллинистической культуры (Пергам, Александрия, Родос,

Греция), характеристика их искусства. Роль эллинистического искусства в распространении ряда достижений греческой классики.

Искусство этрусков. Ведущая роль культуры этрусков в Италии VIII -IV вв. до н. э. Сложение классового общества, возникновение городов-государств, господство военно-жреческой знати. Связь этрусков с Великой Грецией и странами Востока. Архитектура этрусков (отличие этрусского храма от греческого, курганные гробницы-тумулосы). Скульптура: близость к греческой скульптуре; погребальный культ и зарождение скульптурного портрета. Росписи этрусских гробниц* Роль искусства этрусков в становлении римского искусства.

Искусство Древнего Рима. Римское государство как последняя ступень развития рабовладельческого государства. Превращение Рима в I в. до н. э. в мировую военно-административную державу. Периодизация. Краткая характеристика культуры Древнего Рима эпохи республики и империи. Значение культуры Древнего Рима. Архитектура. Общественная архитектура: градостроительство, гражданская утилитарная архитектура -акведуки, мосты, дороги, форумы. Инженерные достижения римских архитекторов. Культовая архитектура республиканского периода. Переработка греческих ордеров. Живопись; Раскопки Помпей (четыре стиля живописи). Скульптура эпохи республики. Развитие скульптурного портрета и его связь с культом предков. «Тогатус» - воплощение гражданских идеалов республиканского Рима. Зависимость культовой скульптуры от греческих образцов.

Грандиозные масштабы и триумфальный характер римской архитектуры эпохи империи. Архитектура (строительство императорских форумов, триумфальных арок, общественных сооружений -терм, зрелищных сооружений; Колизей). Архитектура начала П в. как синтез лучших достижений римской архитектуры. Создание нового типа храма. Пантеон. Скульптура. Расцвет реалистического портрета. Основные фазы его развития в период империи (августовский, флавиевский, антониновский портрет; портрет эпохи «солдатских императоров»). Римский исторический рельеф (Алтарь мира, колонна Траяна). Значение римского искусства.

Искусство Средневековья

Средние века — тысячелетний период господства феодализма. Географические и временные рамки. Отличие от рабовладельческой формации, сложность перехода от рабовладельческого строя к феодальному. Разнообразие форм феодальной культуры и искусства у разных народов. Средневековье как новая ступень художественного развития человечества. Утраты и приобретения в сравнении с древним восточным и античным искусством.

Раннехристианское искусство как одно из проявлений распада античной культуры и формирования нового религиозного восприятия мира.

питания знак сно&хй ставится перед ними (за исключением вопросительного и восклицательного знака. При использовании внутритекстовых и подстрочных ссылок возможно сокращение библиографического описания. При этом опускается издательство и объем работы, на которую дается ссылка, в страницах. Все сноски и подстрочные замечания печатаются тем же шрифтом, что и основной текст, но меньшим, 12 или 10 кеглем.

При отсутствии ссылок работа не допускается к защите кафедрой и научным руководителем, а отсутствие ссылок в тех случаях, когда они должны быть, ведет к снижению оценки работы.

Курсовая работа должна оформляться в соответствии с требованиями стандартов и должна быть представлена в форме компьютерного набора. Как правило, текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4.

Набор текста - в текстовом редакторе Microsoft Word шрифт семейства - Times, кегль 14 (через полтора межстрочных интервара). Абзацный отступ должен быть одинаковым и равным 1см. На листе текст должен занимать 29-30 строк, в строке до 60-70 знаков (считая пробелы между словами и знаками препинания). Поля ставдартные: слева - 3 см, справа -1,5 см, сверху -2,5 см (для нумерации станиц) и снизу -2 см.

Каждый раздел в тексте отделяется от другого. Главы и параграфы должны быть пронумерованы. Названия заголовков глав и пунктов в оглавлении перечисляются в той же последовательности, что и в тексте работы. Деление глав на параграфы должно осуществляться на протяжении всей главы по одному и тому же числовому признаку. Номер соответствующего раздела (главы) или подраздела (параграфа) ставится в начале заголовка. Нумерация параграфов по форме 1.1.; 1.2.; 2.1.; 2.2., где первая цифра соответствует номеру главы, а вторая ¦— порядковому номеру параграфа. Введение, заключение, список литературы и приложения в оглавлении не нумеруются. Между названием и последующим текстом, а также его окончанием и заголовком следующего раздела делается три интервала. Расстояние Между строками заголовка такое же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

Курсовая работа должна быть сброшюрована спиралью или прошита.

Количество иллюстраций определяется содержанием работы и должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность. Иллюстрации могут размещаться сразу же после ссылки на них в тексте работы или в приложении. Каждая иллюстрация помимо названия должна содержать сведения об авторе, о годе создания произведения, о материале, о размерах.

Список использованной литературы помещается в конце работы. В списке литературы источники располагаются в алфавитном порядке. В список включают только те литературные и информационные источники, которые нашли отражение в тексте работы, неиспользованные работы, на практической части необходимо представить результаты проведенного эксперимента в виде апробированных автором экскурсий, лекций, факультативных занятий. На их основе сделать выводы о ценности исследованных произведений искусства для учебных и воспитательных целей, предложить формы и методы использования изученной экспозиции в педагогической деятельности.

— курсовая работа должна содержать: титульный лист, оглавление (содержание), введение, основную часть (2-3 главы), заключение, список используемой литературы и приложение.

Правила оформления курсовой работы

Оформление курсовой начинается с компоновки подготовленных текстов по пунктам, в соответствии с примерной структурой работы. Следует внимательно прочитать разделы курсовой, отредактировать, написать выводы к каждому пункту основной части работы, где излагается сущность вопроса, обобщаются результаты проделанного анализа. Далее пишется заключение по всей работе, где подводится итог теоретического и практического исследования, и только после этого приступают к написанию введения. Затем составляется выверенный список используемой литературы и список приложений. После окончания компоновки работы делается оглавление и оформляется титульный лист.

Страницы текста нумеруют арабскими цифрами посредине верхнего листа, начиная с третьей страницы, где дается введение. Титульный лист и страница, на которой расположено оглавление, не нумеруются, но принимаются за первую и вторую страницы.

В курсовых работах часто используются цитаты, поэтому обязательно следует давать ссылки на их источники. При цитировании текст заключается в кавычки. Цитирование текста начинается с прописной буквы, кроме тех случаев, когда она представляет собой часть предложения самого автора работы. При воспроизведении только части используемого высказывания после открывающихся кавычек ставят многоточие, а Сама цитата начинается со строчной буквы. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствии с требованиями библиографических стандартов. На источники и литературу, цитируемые в тексте, делаются подстрочные ссылки (внизу страницы, под чертой), внутритекстовые и затекстовые ссылки. Ссылки делаются не только в случае прямого цитирования, когда автор работы дословно приводит заключенный в кавычки текст документа или высказывания, но и когда приводятся новые факты, сведения, передаваемые своими словами.

Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если же он относится к предложению (или группе предложений), то - в конце. По отношению к знакам пре-

Росписи катакомб. Скульптура («Добрый пастырь»; рельефы саркофагов). Архитектура (базилика Санта Мария Маджоре). Отличие организации внутреннего пространства христианской базилики от пространства языческого храма. Мозаики.

Хронологические рамки западноевропейского искусства средневеко-
вья. Периодизация с IV по XVI в. Роль церкви в феодальном обществе. Ве-
дущая роль архитектуры.*

Искусство Византии Византийское искусство до эпохи иконоборчества. Эпоха Юстиниана. Политическое могущество Византии. Возвышение Константинополя, утверждение его как столичного центра и в художественной жизни. Архитектура. Тип простейшего храма - Храм св. Софии в Константинополе, Архитектура Равенны. Живопись. Равеннские мозаики; книжная миниатюра -Византийский свиток Иисуса Навина, рукопись Диоскорида; ранняя икона - сложение ее иконографии, «Сергий и Вакх». Изменение характера художественной культуры в VII в. в связи с исторической обстановкой. Живопись. Мозаики церкви Успения в Никее; фрески церкви Санта Мария Антиква в Риме.

Византийское искусство после эпохи иконоборчества. Период полного господства феодальных отношений. Окончательное оформление всех видов искусства в их средневековых эстетических нормах. Архитектура. Характеристика крестово-купольного храма, его тектонических особенностей. Церкви св. Феодора в Афинах и Панагия Халкеон в ФессаЛониках. Живопись. Принципы иерархической системы монументальной живописи. Мозаики храма св. Софии, цикл мозаик в церкви монастыря Дафни, мозаики й фрески монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. Византийская икона эпохи Комнинов и Палеологов («Владимирская богоматерь», «Двенадцать апостолов») и ее эстетические особенности. Расцвет миниатюры и ее связь с античностью (Хлудовская псалтырь, Кодекс слов Григория Назианзина, Парижская псалтырь). Декоративно-прикладное искусство и его роскошно-изысканный характер (Пана д*Оро).

Значение византийской культуры для средневековой Европы, Ближнего Востока и Закавказья и ее роль в становлении и развитии русской художественной культуры.

Средневековое искусство Западной Европы Романское искусство (XI-ХП вв.) Искусство эпохи развитого феодализма. Условность термина «романский» и его происхождение. Романская архитектура: ее ведущая роль, строительные принципы и основные стилистические черты. Общность основных черт романского стиля для всех стран Европы и существование художественных школ в пределах каждой из стран (Германия: Саксонская,

Вестфальская, Рейкская школы). Типы церквей, строящихся в разных областях Франции: базиликальные, крестово-купольные, зальные.

Ведущая роль Франции в средневековой Европе. Памятники французской архитектуры (Сен-Сернен в Тулузе, Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатьё; Сен-Фрон в Периге) и скульптуры (порталы в Муассаке, Шартре, Отене). Немецкая архитектура (собор в Вормсе, церковь св. Михаила в Гильдес-гейме) и скульптура (Гильдесгеймские двери).

1 2 3 4