">
Культурология История искусств
Информация о работе

Тема: История изобразительного искусства

Описание: Программа дисциплины для студентов специальности. Введение в искусствознание. Первобытное, искусство Древнего мира, Средневековья. Основные направления. Основные тенденции развития. Роль искусства как духовного и социального феномена в развитии человечества в контексте различных цивилизаций.
Предмет: Культурология.
Дисциплина: История искусств.
Тип: Курсовая работа
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 80
Поднять уникальность

Похожие работы:

Готическое искусство. Рост средневековых городов. Условность термина «готический» и его происхождение. Ведущая роль аитектуры. Основные принципы готической каркасной конструкции и ее основные элементы. Роль скульптуры в декоративном убранстве храма. Тематика и система размещения видов скульптуры. Витражная живопись. Готика. Важнейшие памятники готической архитектуры Франции (соборы Парижа, Шартра, Амьена, Реймса, Руана). Эволюция готического стиля от раннего к позднему. Скульптурное убранство храмов (Реймский собор, Амьенский собор). Интерес в скульптуре к изображению человека, его сложных душевных переживаний. Средневековое представление о красоте человека и его отличие от античного.

Немецкая готическая архитектура (собор во Фрейбурге, церковь св. Елизаветы в Марбурге, Кельнский собор). Сплавленность эволюционных этапов готики в Германии (ранняя, высокая и поздняя готика). Длительное сохранение романских традиций й форм. Отличие немецкой готической скульптуры от французской и ее особое место в мировом искусстве (скульптура соборов в Бамберге и Наумбурге).

Характерные памятники готической эпохи в Европе (собор св. Витга в Праге, Миланский собор, соборы Англии, Северной Европы и прибалтийских стран).

Древнерусское искусство. Русское искусство ХУЛ в. Древнерусское искусство Х-XVI вв.

Искусство Киевской Руси. Общая характеристика языческого прошлого Руси. Искусство Киевской Руси, воспринявшей вместе с христианством и культовые традиции византийской школы (крестово-купольное зодчество, иконопись, золотофонную мозаику, ювелирную технику перегородчатой эмали). Архитектурные памятники Киевской Руси: Золотые ворота, Десятинная церковь, Софийский собор, Михайловский златоверхий храм и др. Стремление других школ уподобиться великолепию киевской архитектуры. Строительство Софийских соборов в Новгороде и Полоцке, Золотых ворот во Владимире.

Монументальная живопись. «Оранта», «Благовещение», «Евхаристия», «Дмитрий Солунский» и другие мозаики киевских храмов. Фрески Софийского собора, выполненные рукой славянского мастера.

изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу и периодику по проблеме исследования;

изучить и проанализировать историю исследуемой проблемы, ее практическое состояние с учетом передового опьгга, а также личного опыта, приобретенного в процессе обучения;

четко определить цели и методы исследования;

обобщить результаты проведенных исследований, обосновать выводы и дать практические рекомендации;

оформить курсовую работу в соответствии с требованиями стандарта.

По объему курсовая работа должна состоять из не менее 25 -30 страниц печатного текста. По структуре курсовые работы могут быть реферативного, монографического, опытно-экспериментального характера. Отличия их друг от друга заключаются в следующем:

в курсовой работе реферативного характера (это основной вид курсовых работ) в теоретической части дается история вопроса, показывается уровень разработанности проблемы, исходя из сравнительного анализа изученной литературы. Затем, общие теоретические положения или исторические факты объединяются с анализом конкретных художественных произведении. В такой работе не следует анализировать слишком большое количество памятников. Правильные выводы можно сделать на основе сравнительного анализа наиболее ярких типичных для того или иного явления произведений искусства;

курсовая работа монографического характера состоит в углубленном изучении творчества одного мастера или творческого коллектива, истории создания значительного произведения или ансамбля. Здесь в основу решения обязательно должно быть положено изучение оригиналов. Самобытное творчество мастера или коллектива художников, вьщающийся архитектурный ансамбль и т.д. необходимо рассматривать: в общем контексте исторического развития искусства, тем самым определить место и значение того или иного художественного явления;

курсовая работа опытно-экспериментального характера предполагает проведение эксперимента или его фрагмента, анализ его результатов и рекомендации по практическому применению. В качестве эксперимента может выступать атрибуция ранее неисследованных музейных экспонатов желательно какой-то одной определенной коллекции (например, фарфора, церковной металлопластики, народного искусства), разработка цикла лекций, посвященных музейному собранию, написание каталога музейной коллекции или выставки. В основной части нужно затронуть вопросы создания музея, содержание его основных разделов, затем всесторонне и тщательно исследовать выбранные произведения. Важно привлекать архивные материалы, сопоставлять рассматриваемые экспонаты с произведениями, хранящимися в других музейных собраниях. В

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа дисциплины «История изобразительного искусства», охватывающая зарубежное и отечественное искусство с древнейших времен по XX век, большая по объему. Для её успешного освоения помимо курса лекций, где рассматриваются узловые, важные вопросы, студентам-заочникам по каждому разделу дисциплины «История изобразительного искусства» на сессиях дается домашнее задание. Им предлагается самостоятельно изучить тридцать вопросов и письменно ответить на них. Ответы рекомендуется представлять преподавателю на проверку в виде кратких, четких конспектов. В этих записях важным является выделение главных аспектов изучаемого художественного явления, его характерных черт и неповторимых особенностей. Специфика дисциплины рекомендует студентам выполнять зарисовки элементов иллюстративного ряда (памятников и произведений искусства), являющихся объектом изучения. Необходимо добиться хорошего знания не только теоретического материала, но и визуально представлять каждое из изученных произведений. Как показывает практика, студенты, регулярно делающие записи и зарисовки по истории искусства, оказываются хорошо подготовленными к экзамену.

Экзамен по истории искусства сдается на V курсе (10 семестр). Выносимые на экзамен вопросы ежегодно обновляются. Они охватывают весь пройденный студентами с I по V курс материал. Первый вопрос билета касается зарубежного искусства, хронологические рамки которого могут колебаться от древнейших времен до XX века; второй вопрос посвящен отечественному искусству, начиная от средневековья и до XX века. Третий вопрос задается по репродукциям, тематический диапазон которых также охватывает зарубежное и отечественное искусство с Древнего мира и до XX века.

При выборе темы курсовой работы по истории искусства студенту рекомендуется соотнести её с темой своей будущей дипломной работы. Это поможет как в написании теоретической части (пояснительной записки) дипломной работы, например, при условии, что выбрана практическая работа по живописи, графике или декоративно-прикладному искусству. Кроме того, работая с литературными и изобразительными источниками, студент получает возможность сопоставить свою работу с уже существующими аналогами, значительно обогатить свой, художественный кругозор, творчески использовать опыт предшественников. В некоторых случаях успешно выполненная, ценная по полученным результатам курсовая работа может перерасти в дипломную работу и по истории искусства. Курсовая работа должна отличаться актуальностью тематики, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной науки. Студенту рекомендуется выполнить следующие виды работы:

Иконы византийского письма («Спас Нерукотворный», «Устюжское благовещение» и др.). Высокий художественный уровень книжных миниатюр «Оетромирова Евангелия»^ «Изборника Святослава» и ям подобных. Ювелирное искусство Киевской Руси.

Искусство Владимиро-Суздальской Руси. Новый этап развития древнерусской архитектуры. Его характерные черты: использование местного строительного материала, одноглавость, камерность, единство с природой, пропорциональность, декоративность внешнего убранства, замена мозаики фреской изнутри. Основные памятники: дворец Андрея Боголюбского (с. Боголюбово), Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова нар» Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Резной декор владимиро-суздальских храмов, его восточнославянские, языческие, христианские и мифологические корни.

Искусство Новгорода и Пскова. Порабощение центральных земель татаро-монгольскими полчищами, независимое развитие русского Севера. Новгородская: республика. Характерные черты новгородского зодчества: использование местного строительного материала, иная, чем во Владими-ро-Суздальском зодчестве, техника кладки, более суровый внешний облик построек при сохранении их общего, камерного, одноглавого типа. Основные памятники: церкви Спаса на Нередице, Федора Стратилата и Спаса Преображения на Ильине улице, Николы на Липне.

Отличительные черты псковского зодчества: развитие жилого каменного строительства (Поганкины палаты), включение в культовые ансамбли отдельностоящих или встроенных звонниц.

Новгородская монументальная живопись. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, церкви Федора Стратилата и церкви Успения на Волотовом поле. Страстность, экспресг сивность живописной манеры Грека.

Условность приемов новгородской школы иконописи: симметрия композиционных решений, красный фон, малоподвижные линии.

Древнерусская иконопись. Преодоление последствий татаро-монгольского нашествия, объединение русских земель вокруг Москвы, основание Троице-Сергиевой лавры, подъем экономики и национального самосознания. Формирование славянской школы иконописи (XIV в.), ее стилистическое отличие от византийской. Черты Возрождения, присущие славянской школе XV - XVI веков. Отражение в композиционном реше-шш иконы идеи гармонии мироздания.

Техника и технология древнерусской иконописи. Роль канона в культовом искусстве. Прориси. Наиболее почитаемые на Руси святые, их иконография. Основные мастера: А. Рублев, Дионисий, С. Ушаков.

Вьщающаяся роль Рублева в Становлении национальной школы живописи. Художественные достоинства его работ. Фрески Успенского собора во Владимире, работа в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Иконы Рублева: «Сретение», «Преображение», «Троица», «Спас Нерукотворный», «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Богоматерь Владимирская». Возможная причастность художника к исполнению миниатюр «Евангелия боярина Хитрово» и другим работам.

Дионисий и сыновья. Фрески церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Их цельность, гармоничность, пластичность очертаний, монументальность. Отличающий искусство XVI века интерес к повествованию.

Иконы: «Распятие», «Богоматерь Одигитрия» и др.

Архитектура Москвы XV-XVI веков. Превращение Москвы в столицу Московского княжества. Интенсивное строительство. Возведение стен и башен Московского Кремля. Участие в постройке итальянских зодчих, придавших ему черты итальянской готики.

Традиции шатрового зодчества в московской архитектуре XV - XVI веков: колокольня Ивана Великого, церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор. Использование традиционной схемы крестово-купольного храма в архитектуре Соборной площади Московского Кремля (Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы). Светская архитектура. Строительство Грановитой палаты. Обилие узорочья,. нарядность, праздничность её обличья.

Древнерусское искусство XVII в.

Характерный тип храмовой постройки XVII века. Включение в храмовые комплексы шатровых колоколен. Развитие декоративных черт в архитектуре Москвы: богатство рельефной орнаментации, полихромное решение фасадов. Наиболее характерные постройки: церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путанках, Николы в Хамовниках, Покрова Богородицы в Филях.

Архитектура Ярославля. Церкви Иоанна Златоуста и Владимирской Богоматери в Коровниках, а также другие памятники. Декоративность, использование в решении экстерьера полихромных майоликовых фризов. Строительство шатровых колоколен. Многоглавый вариант шатрового зодчества. Преображенская и Покровская церкви Кижского погоста (70-е гг. XVttl в.). Строительный принцип: восьмерик на четверике. Отсутствие кровельного железа, перекрытие глав при помощи лемеха. Монументальность, и лиризм, единство архитектуры с миром природы. Гармоничный силуэт ансамбля, приближенный к очертаниям растительных форм, полное отсутствие в нём прямых линий при использовании прямолинейного строительного модуля.

Раскол в русской церкви, повлекший за собой изменение канонов. Исчезновение шатровых колоколен, столь характерных для архитектуры XVII века. Привнесение в древнерусское зодчество черт барокко (ИЛ. За-рудный).

2б.Живопись Франции XVIII в. (Антуан Ватто, Жан Батист Шарден, Франсуа Буше, Жан Батист Грез).

27.Скульптура Фршпши XVITI в. (Эжен Морис Фальконе, Жан Антуан Гудон),

28.Архитектура Франции XVIII в. (Жак Жермен Суфло, Жак Анжа Габриэль, Клод Никола Леду).

29. Общая характеристика английской живописи XVIII в. (Уильям Хогарт, Джошуа Рейнолдс, Томас Гейнсборо).

30.Русская архитектура 2-я пол. XVIII в. (И. Е. Старов, Чарльз Камерон, В. И. Баженов, Джакомо Кваренги).

З1. Портрет в русском искусстве 2-я пол. XVIII в. (Д. Левицкий, Ф. Рокотов, В. Боровиковский).

32.Русская историческая живопись XVIII в. (П. Соколов, А. Лосен-ко).

Стиль ампир в русской архитектуре 1-я пол. ХГХ в. Его черты.

Романтизм, сентиментализм, реализм в русской живописи 1-я пол. XIX в.

Академизм и критический реализм в русском искусстве 2-я пол. XIX в.

36.Русская пейзажная живопись 2-я пол. XIX в.

37. Творчество художников - мирискусников (живопись, театральная декорация и костюм, книжная и плакатная графика).

38.Русская скульптура рубежа ХГХ -XX вв. (П. Трубецкой, А. Голубкина, А. Матвеев, С. Коненков).

39.Модерн, неоклассицизм и неорусский стиль в отечественной архитектуре начала 20 века).

40.Символизм в русском искусстве конца ХГХ - начала XX вв.

41 .Импрессионизм во французской живописи 1864-1886 (К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислей и др.).

42.Кубизм (Сезанн, Пикассо, Брак).

43. Фовизм (А. МатйСс, Вламинк, Дерен, Руо).

44.Сюрреализм (С: Дали, Танги, Магрит).

45 .Соцреализм в советском изобразительном искусстве.

46.План монументальной пропаганды.

47. Тема гражданской войны в советской живописи.

48 .Советская графика в годы войны.

49.Суровый стиль в советском искусстве послевоенного времени. 50. Советское искусство 60-90-х гг. (на примере живописи).

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

Искусство Египта времени Эхнатона.

Ордер в архитектуре Древней Греции, его роль и значение.

Афинский акрополь.

Греческая скульптура поздней классики (Пракситель, Скопас, Ли-сипп).

Скульптура эллинизма («Лаокоон», «Аполлон Бельведерский», «Ника Самофракийская», «Афродита Милосе кая»).

Архитектура Древнего Рима. Сущность монолитно-оболочной конструкции.

Римский скульптурный портрет.

Храм Софии в Константинополе.

Византийская иконопись.

10.Романское искусство (архитектура, скульптура, миниатюра).

11.Искусство готики (архитектура, синтез пространственных искусств на примере Франции).

12.Древнерусская архитектура (основные архитектурные школы: киевская, новгородская, владимиро-суздальская или московская, псковская, ярославская).

13.Русская иконопись (Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий).

14. Искусство раннего Возрождения (А. Мантенья, А. Веррокио, Донателло, Маззачо).

15.Искусство высокого Возрождения (Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело).

16.Искусство позднего Возрождения (Джорджоне, Тициан, Тинто-ретто, Веронезе).

17.Искусство Северного возрождения (А. Дюрер, П. Брейгель, И.

Босх, Г. Гольбейн). 18.Искусство Франции XVII в. (Никола Пуссен, Жак Калло, Клод

Лоррен).

19.Классицизм как один из основных стилей западноевропейского искусства. Черты, примеры.

20. Стиль барокко в искусстве Западной Европы 17-18 в.в.

21.Искусство Голландии XVII в. (Рембрандт, Хальс, малые голландцы).

22.Искусство Фландрии XVII в. (Рубенс, Антонис ван Дейк, Якоб Иордане).

23.0собенности творчества Франческо Гварди и Джованни Батисты

Тьеполо. Испания XVHI в. 24.Русская скульптура 2-я пол. XVIII в. (Ф. Шубин, М. Козловский,

И. Мартос).

25.Русское искусство 1-я пол. XVIII в. (архитектура, живопись, схульптура).

«Годуновская» и «Строгановская» манеры письма. Нарастание повествовательных черт в живописи XVII века.

Интерес к более достоверной передаче лика. Использование в творчестве Симона Ушакова нетрадиционных для иконописи приемов светотеневого письма. Сочетание в творчестве мастера инновационной формы с традиционным, в сущности, содержанием молельной иконы.

Светские тенденции в древнерусской живописи XVII века («Насаждение древа государства Российского» С. Ушакова, фрески церкви Троицы в Никитниках, развитие парсуны).

Западноевропейское искусство эпохи Возрождения Искусство Проторенессанса в Италии

Утверждение светского мироощущения, расцвет науки, искусств и ремёсел. Обращение к античному наследию, глубокое изучение анатомии, разработка законов линейной перспективы.

Периодизация искусства Возрождения в Италии.

Проторенессанс. Сосуществование готических традиций и новых ре-нессансных идей. Джотто - основатель светского искусства в Италии. Фрески капеллы дель Арена в Падуе. Новаторы и традиционалисты: Кавалли-ни и Джотто- с одной стороны, Чимабуэ, Дуччо, С. Мартини -с другой.

Раннее Возрождение . Флоренция - очаг распространения новой культуры. Лидерство пластических искусств. Брунеллески в архитектуре, Донателло в скульптуре, Мазаччо в живописи - три основоположника ренессансного искусства в Италии. Общая направленность поисков художников раннего Возрождения: усиление пластической моделировки образов, освоение линейной перспективы, пропорций и пластики обнажённого человеческого тела. Обращение к античным традициям. Творчество ведущих мастеров (П. делла Франчески, С. Боттичелли и др.).

Высокое Возрождение

Стремление к гармоническому синтезу, к созданию идеально прекрасного образа человека.

Леонардо да Винчи. Многогранность его дарования, исследовательский характер творчества. Новаторство Леонардо в области рисунка и композиционных решений. Второй миланский период (создание фрески «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария в Милане, живописной композиции «Мадонна в гроте» и скульптурного монумента Ф. Сфорца). Интеллектуальная заряженность, игра неуловимых состояний и внутреннее очарова-" ние портрета Моны Лизы («Джоконды»). Загадка портрета.

Рафаэль Санти. Перемещение культурного центра в Рим. Работа Рафаэля в Ватиканском дворце, станцы Рафаэля. Монументально-декоративные работы по украшению лоджий Ватиканского дворца.

Сочетание жизненной правды с чертами идеального совершенства в «Сикстинской мадонне». Мастерство композиционного решения картины.

Портретное творчество Рафаэля.

Микеланджело Буонаротги. Этапы творчества. «Давид» как воплощение гражданской доблести и величия человека. Работа над гробницей папы Юлия П.

Новое понимание задач скульптуры в период позднего Возрождения: стремление к замкнутому силуэту, единству пластического объёма в статуе «Умирающий раб». Отражение драматических настроений в архитектуре и скульптуре капеллы Медичи.

Фреска «Страшный суд», её мощь и драматизм, проявление горького разочарования художника в окружающей действительности.

Высокое Возрождение в Венеции (Д. Беллини, Джорджоне, Тициан). Внимание к колориту и передаче воздушной перспективы.

Позднее Возрождение (Венецианская школа) Позднее Возрождение в Венеции. Творчество Джорджоне. Тициан Вечеллио, преемник Джорджоне, - яркий представитель венецианской школы живописи. Основные этапы творчества. Торжественность и взволнованность его ранних композиций («Ассунта»), усиление повествовательного начала в картинах «Введение во храм», «Венера Урбинская», драматизм поздних полотен («Кающаяся Магдалина», «Святой Себастьян», «Оплакивание Христа»), глубокий реализм и психологизм портретного творчества Тициана. Роль Тициана в развитии реалистических тенденций искусства ХУЛ века.

Венеция - последний оплот свободы Италии. Строительство венецианских дворцов, расцвет монументальной живописи. Паоло Вероиезе. Светский характер его искусства, рафинированная красочность колорита: «Триумф Мардохея», «Брак в Кане». Мастерство многофигурных композиций. Выражение тревоги и беспокойства в поздних работах.

Якопо Тинторетто. Сочетание в его творчестве примет реализма с мистической экзальтацией, экспрессивностью и драматизмом. Повышенный интерес Тинторетто к сложнейшим ракурсам фигур («Чудо Святого Марка»).

Роль искусства Венеции в дальнейшем развитии европейской живописи.

Возрождение в Германии Черты нового и сохранение средневековых традиций в искусстве Германии. Альбрехт Дюрер — глава немецкой школы живописи. Связь Дюрера с искусством итальянского Возрождения. Основные композиции:

28.Модёрн- концепция стиля и его проявление в различных видах искусства.

29.Модерн в творчестве М. В. Нестерова.

ЗО.Образ Христа в русском искусстве XIX в.

31 .Символизм в русской живописи рубежа ХГХ - XX вв.

32.Стиль «модерн» в.архитектуре Уфы начала XX в.

ЗЗ.Ислам в творчестве башкирских художников.-

34.Акварель в контексте развития изобразительного искусства РБ.

35.0браз Уфы в живописи и графике 1960-1990-х годов.

36.Культовая архитектура Уфы.

37. Анализ творчества башкирского художника (по выбору). 3 8 .Дореволюционная архитектура Уфы или Стерлитамака. 39.Монументально-декоративное искусство Уфы или городов Башкирии. 40.Монументальная скульптура Уфы.

41 .Образ Салавата Юлаева в творчестве башкирских художников. 42.Группа «Чингисхан» как творческий феномен в контексте изобразительного искусства Башкортостана. 43 .Историческая тема в искусстве РБ.

44.Башкирская живопись 1980-1990-х годов: проблемы творчества.

45.Натюрморт в башкирской живописи.

46.Пейзаж в башкирском искусстве.

47.Портрет в творчестве башкирских художников.

48.Театрально-декорационное искусство РБ.

49.Станковая скульптура РБ.

50.Башкирская графика.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Башкирский костюм как отражение этнического самосознания народа.

Современные условия бьггования народного искусства башкир.

Ансамблевый характер башкирского народного искусства.

Традиционные и новые черты в оформлении сельских домов башкир.

Различные виды декоративно-прикладного искусства башкир в системе интерьера.

Влияние верований башкир на композицию и оформление предметов декоративно-прикладного искусства.

Значение орнамента в организации художественного пространства жилища башкир.

Космологическое отражение мироздания в башкирском жилище.

Преломление традиций народного башкирского искусства в творчестве современных художников.

Ю.Мотив спирали как отражение представлений р бесконечности вселенной в скифо-сарматском и башкирском искусстве.

11 .Мотив ромба и его семантическое толкование в народном искусстве.

12.Костюм и предметная среда в башкирском народном искусстве.

13.Символика цвета и его роль в организации ансамблевого убранства
башкирского дома.>

14.Сакральное значение орнамента в башкирских хараусах.

15.Декоративно-прикладное искусство современных башкирских художников и его связь с народным искусством.

16.Эстетический идеал в творчестве Ю. М. Ракши.

17.Мир детства в отечественной живописи ХГХ - XX вв.

18.Автопортрет в отечественном искусстве ХГХ - XX вв.

19.Стилистические особенности архитектуры. Уфы концаХГХ-начала XX века.

20.Мотив пути в отечественном искусстве ХГХ - XX вв. 21.Мотив приюта в русской живописи ХГХ в.

22.Женский образ в произведениях русских художников ХГХ - XX вв.

23 .Парадный портрет в русском искусстве XVIII в.

24.Пути развития сюжетно- тематической картины в отечественном искусстве 1970-1980-х годов.

25.История становления, основные этапы, идейные и художественные задачи Товарищества передвижных художественных выставок.

26.Памятник Петру I Б. К. Растрелли и «Медный всадник» Э.М. Фальконе (сравнительный анализ восприятия личности Петра I с позиции двух эпох).

27.Романтизм как стиль и мироощущение в русском искусстве 1-й половины ХГХ в.

«Троица», диптих «Четыре апостола». Выдающиеся особенности рисунка Дюрера, проявившиеся в его портретном творчестве и сюжетных композициях.

Графика Дюрера: рисунки, акварели, гравюры на дереве, гравюры на

меди.

Продолжатели средневековых традиций: Матиас Грюневальд и Лукас Кранах.

Рисунки и живописные портреты Ганса Гольбейна Младшего.

Возрождение в Нидерландах

Появление техники масляной живописи* Ян и Губерт ван Эйки. Гент-ский алтарь капеллы Вейда - первое произведение масляной живописи. Утверждение самоценности человека в портретах Яна ван Эйка. Расширение рамок портретного жанра в «Чете Арнольфини». Скрупулезная точность в передаче портретных черт в «Мадонне канцлера Ролена» и «Мадонне каноника Ван дер Пале».

Рогир ван дер Вейден. Его евангельские композиции: «Снятие с креста», «Поклонение волхвов», «Рождество». Наивный реализм, стремление к скрупулёзной точности в портретном творчестве Вейдена.

Иеронимус Босх - предтеча сюрреализма. Переплетение фантастики и реальности в его произведениях. Саркастическое изображение рода человеческого в «Корабле дураков», «Возе сена», «Садах земных наслаждений».

Питер Брейгель Старший - основоположник крестьянского жанра («Пословицы», «Битва масленицы и поста»). Сочувствие к обездоленным и саркастическое отношение к миру в работе «Слепые». Знакомство Брейгеля с итальянским искусством и использование им итальянских пейзажных мотивов в картине «Охотники на снегу».

Западноевропейское искусство конца XVH - начала XVTJI вв. Основные направления западноевропейского искусства XVIII - ХГХ вв. Искусство Италии Новое понимание пространства в искусстве барокко, его экспрессивность и динамика композиционных решений. Эволюция от линеарно-пластической трактовки форм к широкой живописности видения. Основные особенности итальянского барокко на примере произведений Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.

Первая в истории европейского искусства Художественная Академия братьев Каррачи, изучение в ней античного наследия, творчества мастеров итальянского Возрождения.

Реалистические традиции в творчестве Караваджо. Изобретение им приёма «погребного освещения». Влияние Караваджо на дальнейшее развитие европейского искусства...

Искусство Испании XVII-первой четверти XIX вв.

Творчество Эль Греко. Религиозная тематика и глубокая эмоциональность творчества Эль Греко. Особенности живописной манеры, колорит художника, обращение его к портрету и пейзажному жанру.

Творчество X. Риберы, Ф. Сурбарана, Б. Мурильо.

Творчество Веласкеса как крупнейшего реалиста в истории западноевропейского искусства. Основные этапы творчества. Обращение художника к простонародному типажу, портреты высшей аристократии,; написанные им в качестве придворного художника испанского короля Филиппа IV. Первое в истории европейского искусства обращение к современной исторической теме. Глубокий психологизм и особенности живописной манеры поздних портретов Веласкеса.

Творчество Франсиско Гойи. Основные этапы творчества художника. Наблюдение реальной жизни, живописные открытия ранних картонов Гойи, предназначенных для исполнения гобеленов. Нарастание драматических мотивов в творчестве Гойи, повышенная эмоциональность, экспрессивность его живописной манеры («Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года», «Сатурн, пожирающий своих детей» и др.), фантастические сюжеты последнего этапа творчества.

Графическая манера Гойи. Серии офортов: «Кашгоичос», «Десаст-
рес», «Диспаратес».г

Искусство Фландрии

Полнокровный характер мироощущения искусства Фландрии, уходящий корнями в народную почву.

Питер Пауль Рубенс - крупнейший колорист в истории европейского искусства, «король живописцев и живописец королей». Основные этапы творчества художника. Динамизм композиционных решений, использование эффектов освещения, торжество декоративного начала как характерные черты искусства барокко. Народные основы, оптимизм творчества Рубенса.

Творчество Антониса Ван Дейка - самого одарённого ученика Рубенса. Два этапа творчества Ван Дейка: фламандский и английский. Аристократизм, утончённое изящество, психологизм поздних портретов художника.

Якоб Йордане — представитель фламандской жанровой живописи. Использование им сюжетов народных пословиц и поговорок, простонародного типажа, полнокровных, народных идеалов красоты.

Адриан Браувер — ещё один представитель жанровой живописи, изображавший беднейших представителей фламандского общества. Портреты в жанровой окраске, отражающие иронические интонации реалистической манеры художника («Курильщик», «Горькое лекарство»).

Выявить особенности скульптуры Франции XVIII в. (на примере творчества на выбор: Эжена Мориса Фальконе, Жана Антуана Гудона).

Проанализировать архитектуру Франции XVIII в. (на примере творчества на выбор: Жака Жермена Суфло, Жака Анжа Габриэля, Клода Никола Леду).

Дать общую характеристику английской живописи XVHI в. (на примере творчества на выбор: Уильяма Хогарта, Джошуа Рейнолдса, Томаса Гейнсборо).

Выявить особенности русской архитектуры 2-я пол. XVHI в. (на примере творчества на выбор: И. Е. Старова, Чарльза Камерона, В. И. Баженова, Джакомо Кваренги).

Проанализировать портрет в русском искусстве 2-я пол. XVTII в. (на примере творчества на выбор: Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В. Боровиковского).

Рассмотретьрусскую историческую живопись XVIII в. (на примере творчества на выбор: П. Соколова, А. Лосенко).

Дать характеристику стилю ампир в русской архитектуре 1-я пол. ХГХ века. Определить его черты.

Охарактеризовать романтизм, сентиментализм, реализм в русской живописи 1-я пол. ХГХ века.

Охарактеризовать импрессионизм во французской живописи 1864-1886 (на примере творчества на выбор: К. Моне, О. Ренуара, К. Писсаро, А. Сислея и др.).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа предполагает, прежде всего, более тщательное, чем при освоении курса в целом, изучение литературы для выполнения конкретного задания. Текст работы может носить реферативный характер, т. е. быть построенным на основе изложения прочитанного, но пересказ страниц истории искусства, биографии художника не должен быть самоцелью. Нужно подчинить свое изложение задаче, обозначенной в заглавии работы. Не только при цитировании, но и при сообщении своими словами оригинальной мысли того или иного автора необходимо делать ссылку. В конце работы помещается список использованной литературы, составленной по существующим библиографическим правилам в алфавитном или хронологическом порядке. Контрольная работа, как правило, пишется в простой школьной тетради. Писать можно на обеих сторонах листа, но обязательно разборчиво и с оставлением полей. -Работу иллюстрировать необязательно.

Выявить отличительные черты искусства Франции XVH в. (на примере творчества: Никола Пуссена, Жака Калло, Клода Лоррена (выбрать одного художника).

Рассмотреть классицизм как один из основных стилей западноевропейского искусства XVn-XVIIl вв. Определить его черты, привести примеры.

Выявить особенности проявления стиля барокко в искусстве Западной Европы XVn-XVin вв.

Определить отличительные черты искусства Голландии XVII в. (на примере творчества на выбор: Рембрандта, Хальса, малых голландцев).

Определить отличительные черты искусства Фландрии XVII в. (на примере творчества на выбор: Рубенса, Антониса ван Дейка, Якоба Иордаяса).

Выявить особенности творчества Франческо Гварди или Джованни Батисты Тьеполо. Италия XVIII в.

Определить отличительные черты русской скульптуры 2-я пол. XVIII в. (на примере творчества на выбор: Ф. Шубина, М. Козловского, И. Мартоса).

Определить особенности русского искусства 1-я пол. XVIII в. (архитектура, живопись, скульптура).

Определить отличительные черты живописи Франции XVHI в. (на примере творчества на выбор: Антуана Ватто, Жана Батиста Шарде-на, Франсуа Буше, Жана Батиста Греза).

Франс Снайдерс - мастер фламандского натюрморта. Полнокров-ный, монументальный характер его творчества.

Искусство Голландии

Бурный расцвет голландского искусства XVII века. Глубокий реализм, камерность искусства маленьких голландцев.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Основные этапы творчества. Поразительная проникновенность трактовки, философская значительность евангельских и библейских композиций художника. Тонкий психологизм портретного творчества.

Графическая манера Рембрандта. Рисунки и офорты.

Творчество Франса Хальса. Живость и убедительность групповых и индивидуальных портретов художника, артистизм и эмоциональность его живописной манеры. Стремление художника к передаче непосредственности движений и мимики.

Ян Вермеер Дельфтский- крупнейший колорист в европейском искусстве. Светозарный характер палитры, проникновенный лиризм жанровых сюжетов Вермеера. Портретное и пейзажное творчество художника.

Мастера голландской жанровой живописи: Г. Терборх, Г. Метсю, П. де Хоох, А. ван Остаде и др.

-Мастера пейзажа: Я. ван Гойен, Я. Рейсдаль, М. Хоббема.

П. Поттер - представитель анималистического жанра.

Искусство Франции

Общая характеристика искусства Франции XVII века. Графические циклы Ж. Калло, реализм образов Л. Ленена и других художников.

Творчество Никола Пуссена, основоположника классицизма в европейской живописи. Обращение художника к античному наследию и творчеству мастеров Возрождения. Героика и гражданственность батального жанра, проникновенный лиризм, единство с природой в таких композициях как «Царство Флоры», «Танкред и Эрминия», «Диана и Эндимион». Пейзажный цикл «Времена года».

Искусство Италии

Джованни Батиста Тьеполо - вьщающийся представитель венецианской живописи XVni века, наследник лучших традиций П. Веронезе и один из последних мастеров барокко.

Вдохновенная фантазия, легкость руки и мастерство композиционных решений его монументальной живописи (во дворцах и храмах Венеции, Удине, Бергамо, Милана, Вюрцбурга, Мадрида). Искусство воздушной перспективы, яркие колористические достоинства его фресок. Деятельность Тьеполо на посту президента Венецианской Академии художеств и переезд в Испанию.

Станковая живопись с ее горячим колоритом, пришедшим на смену холодной тотальности фресок: «Триумф Амфитрита», «Пир Клеопатры», «Ринальдо в садах Армиды». Глубина чувств религиозной живописи Тье-поло: «Св. Текла, молящая о спасении Эсте от чумы», «Мучение Св. Ага-ты». Рисунки и офорты художника.

Роль Каналетто (Антонио Канале) в развитии жанра городского пейзажа (ведуты). Праздничное оживление, торжественность его композиций: «Прием французского посла в Венеции», «Отъезд Дожа на обручение с Адриатическим морем».

Пейзажи и фигурные композиции Франческо Гварди, их свободная, почти эскизная техника и смелость колорита.

Стремление к передаче эффектов освещения, поэтичность его пей-зажных работ.

Искусство Франции

Разнонаправленный спектр творческих интересов искусства Франции. Антуан Ватто - мастер галантных сцен на открытом воздухе.

Создание им мира прекрасных грёз и лёгкой грусти. Единство фигур с пейзажем, мягкая красочность и утончённый лиризм его композиций.

Рисунок Ватто.

Черты рококо в искусстве Франсуа Буше +- любимого художника маркизы Помпадур. Альковные и мифологические сюжеты, условность и декоративность колористических решений Буше. Пейзажное творчество художника.

Жан-Батист Грёз - выразитель идеалов «третьего сословия». Использование им элементов дидактики («Первая борозда», «Паралитик или следы хорошего воспитания» и др.). Портретное творчество Грёза, колористические достоинства, профессионализм его живописной манеры.

Творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Идеализация художником жизни представителей «третьего сословия» («Прачка», «Возвращение с рынка» и другие работы). Задушевное, трепетное отношение художника к предметному миру, лиризм его натюрмортов.

Жан Антуан Гудон — мастер психологического портрета (портрет Вольтера, портрет жены, портрет девочки). Особенности индивидуальной манеры, разнообразие приёмов, виртуозность техники обработки мрамора.

Искусство Англии Уильям Хогарт - английский художник эпохи Просвещения. Создание им тематических циклов картин и гравюр, обличающих пороки современного общества («Модный брак», «Карьера мота», «Улица джина», «Улица пива»). Симпатия художника к простым труженикам («Портреты слуг», «Продавщица креветок»). Яркая живописная манера его

28.Творчество Уильяма Хомера

29.Творчество Томаса Икинса

ЗО.Творчество Джеймса Эббота Мак-Нейла Уистлера

Темы рефератов и вопросы для самостоятельного изучения по зарубежному и отечественному искусству конца XLX-начала XXв.

Модерн в искусстве Западной Европы (на примере архитектуры, живописи и графики)

Постимпрессионизм (периодизация, черты, основные художники)

Творчество П. Сезанна

Творчество В. Ван Гога

Творчество П. Гогена

Творчество А. Матисса

Творчество А. Марке

Кубизм (на примере творчества П. Пикассо. Ж. Брака)

Экспрессионизм (на примере творчества П. Клее, О. Кокошки, Ж. Руо, О. Дикса)

Ю.Сюрреализм (на примере творчествам. Эрнста, И. Таити, С. Дали) 11.Абстракционизм (на примере творчества В. Кандинского, П. Монд-риана)

12.Творчество Ле Корбюзье (французский архитектор) 13.Творчество Д. А. Тулуза-Лотрека 14.Творчество А. Модильяни

15.Французская скульптура начала XX в. (на примере творчества Э. А. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспио)

16.План монументальной пропаганды В. И. Ленина

17.АХРР (цели объединения, основные темы, художники)

18.Соцреализм в советском искусстве (история возникновения направления, концепция, основные темы, художники)

19.Советское искусство в период ВОВ (графика, живопись)

20.Суровый стиль в советском искусстве

21.Советское искусство 60-70-х гг. (живопись)

22.Советское искусство 80-90-х гг. (живопись)

23.Советская скульптура 30-50-х гг. (основные памятники, анализ)

24.0течественная скульптура 60-90-х гг. (на примере башкирской скульптуры)

25 .Отечественная живопись 60-90-х гг. (на примере башкирской живописи)

26.0течественная графика 60-90-х гг. (на примере башкирской графики) 27.Театрально-декорационное искусство РБ 28.Натюрморт в башкирском искусстве 29.Пейзаж в башкирском искусстве ЗОЛортрет в башкирском искусстве

26.Творчество О. Д. Энгра 27-Творчество Т. Жерико 28.Творчество Э. Делакруа 29.Творчество О. Домье ЗО.Творчество К. Коро

Темы рефератов и вопросы для самостоятельного изучения по русскому и зарубежному искусству 2-й пол. XIX века

Общая характеристика русского искусства 2-й пол. ХГХ в.

Товарищество передвижников. Цели, задачи, история возникновения и развития

Творчество В. Г. Перова

Творчество И. Н. Крамского

Творчество Н. Н. Ге

Творчество И. Е. Репина

Творчество В. А. Васнецова

Творчество В. И. Сурикова

Русский пейзаж 2-й пол. ХГХ в. (на примере творчества А.К. Саврасова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина, И. И. Левитана)

Ю.Творчество М. В. Нестерова
И.Творчество М. А. Врубеля
12.Творчество В. А. Серовау

13.«Мир искусства» - художественное объединение и журнал 14.Русская скульптура рубежа ХГХ - XX вв. (на примере творчества ПЛ. Трубецкого, А. С. Голубкиной, С. Т. Коненкова, А. Т. Матвеева)

15.Русская архитектура рубежа ХГХ - XX вв. (модерн, неорусский стиль, неоклассицизм)

16.Русская живопись предоктябрьского десятилетия (на примере творчества 3. Е. Серебряковой, К. С. Петрова-Водкина, П. В. Кузнецова, М. С. Сарьяна)

17.0бъединение «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков,

А. В. Лентулов, А. В. Куприн) 18-Общая характеристика зарубежного искусства 2-й пол. ХГХ в. (на

примере Франции, Германии, США) 19.Творчество Г. Курбе 20.Творчество Ф. Милле 21.Творчествохудожников-барбизонцев

22.Импрессионизм (на примере творчества К. Моне, О. Ренуара, К. Пис-

саро, А. Сислея) 23 .Творчество Э. Мане 24.Творчество Э. Дега 25. Творчество О. Родена 26.Творчество К. Д. Фридриха 27.Творчество А. Менцеля

поздних работ, идущая в разрез с миниатюрной, детализированной живописью ранних дидактических циклов.

1 2 3 4