">
Культурология История искусств
Информация о работе

Тема: История изобразительного искусства

Описание: Программа дисциплины для студентов специальности. Введение в искусствознание. Первобытное, искусство Древнего мира, Средневековья. Основные направления. Основные тенденции развития. Роль искусства как духовного и социального феномена в развитии человечества в контексте различных цивилизаций.
Предмет: Культурология.
Дисциплина: История искусств.
Тип: Курсовая работа
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 80
Поднять уникальность

Похожие работы:

Джошуа Рейнольде - основатель Королевской Академии художеств. Мифологический жанр в творчестве художка. Трезвая реалистическая основа, репрезентативность его портретных работ.

Утонченное изящество, благородство и достоинство портретов Томаса Гейнсборо («Портрет мальчика в голубом», «Портрет С. Сиддонс», «Портрет герцогини де Бофор»).

Искусство классицизма

Закрепление за Францией роли художественного авангарда. Сосуществование в искусстве первой половины ХГХ века разных стилей, по-своему отразивших события французской революции. Искусство революционного классицизма в творчестве Жака Луи Давида. Гражданственная убежденность, героика «Клятвы Горациев», «Смерти Марата», «Клятвы в зале для игры в мяч». Портретное творчество Давида.

Классицистические истоки творчества Жана Опоста Доминика Энгра. Портрет, обнажённая модель как жанры, в которых художник наиболее ярко проявил свою самобытность.

Классицистическая методика работы Энгра над сюжетными композициями.

Романтизм

Зарождение романтизма. Динамика композиционных решений, страстность, взволнованность, эмоциональность в противовес строгой уравновешенности классицизма. Динамика композиционных решений, изучение возможностей освещения, повышенное внимание к вопросам колорита, интерес к изображению событий современной действительности, жанровой тематике - отличительные черты нового стиля.

Антуан Гро - «бытописатель наполеоновских походов». Приподнятая эмоциональность, героизация образа Наполеона в картинах «Бонапарт на Аркольском мосту», «Зачумлённые в Яффе» и др.

Творчество Теодора Жерико. «Плот «Медузы» - программное произведение эпохи романтизма. Стремление художника к передаче драматизма через динамику композиционного решения и приёмы контрастного освещения.

Портреты, этюды натурщиков. Литографии Жерико на современные темы: «Фургон угольщика», «Нищий, умирающий у дверей булочной».

Творчество Эжена Делакруа - главы романтической школы живописи. «Резня на Хиосе» - первое полотно, открывшее колористическое дарование художника. «Свобода, ведущая народ» как одно из наивысших достижений романтического искусства. Умение передать состояние динамики, революционного порыва, сочность колорита, повышенный драматизм.

Восточная тема в творчестве Делакруа. Портреты. Литографии. «Дневники».

Скульптура романтического направления: Ф. Рюд и А. Бари.

Живопись реалистического направления

Реалистическое искусство середины ХГХ века. Политическая карикатура в литографиях Оноре Домье. Живописные работы художника: «Прачка», «Семья на баррикаде».

Крестьянская тема в творчестве Жана-Франсуа Милле. Идеализация им крестьянства. Цельность, монументальность, философская глубина его творчества. Мастерство пейзажных зарисовок, умение достичь органичного единства человека с миром природы.

Идиллические и бунтарские проявления реалистического искусства. Формирование принципов критического реализма. Творчество Гюстава Курбе - художника и гражданина, активного участника революционных событий. «Похороны в Орнани», «Каменотёсы» как работы, отражающие демократическую направленность его взглядов.

Портреты и пейзажи Курбе. Особенности его живописного дарования.

Барбизонская школа живописи (30-е - 40-е гг. ХГХ в.): Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Шарль Франсуа Добиньи, Нарсис Диаз и др. Реалистическое изображение барбизонцами родной природы, обращение к пленэрной живописи.

Близость к барбизонцам, но несоизмеримо больший масштаб дарования Камиля Коро. Создание им пейзажа настроения. Внимание к передаче свето-воздушной атмосферы, свободная, эмоциональная манера письма. Лучшие работы: «Порыв ветра», «Пейзаж с коровой», «Мост в Нанте» и др. Портретное творчество Коро.

Французская живопись последнего сорокалетия ХГХ в. (Э. Мане и Э. Дега) Творчество Эдуарда Мане - ближайшего предшественника импрессионистов. Колористическое дарование Мане, стремление сблизить классическое искусство и современность, свежесть восприятия, непосредственность живописной манеры («Олимпия», «Бар в Фоли-Бержер», «Флейтист», .«Лола из Валенсии»). Батиньольская школа.

Эдгар Дега - не только предшественник, но также один из организаторов и участников почти всех выставок импрессионистов. Новаторство эстетики и композиционных приёмов Дега. Обращение к нетрадиционному для живописца материалу (пастель). Отказ от работы на пленэре как единственное и весьма показательное отличие Дега от импрессионистов младшего поколения.

27.Русская скульптура 2-й пол XVHI в. (Ф. Шубин, М. Козловский,

Ф. Гордеев, Ф. Щедрин, И. Мартос) 28.Русский портрет 2-й пол. XVIII в. (на примере творчества Ф. Рокото-

ва, Д. Левицкого, В. Боровиковского) 29. Историческая живопись 2-й пол. XVHI в. (П. Соколов, А. Лосенко) ЗОЛейзажная живопись 2-й пол. XVIII в. (Ф. Алексеев, Семен Щедрин)

Вопросы для самостоятельного изучения по русскому и зарубежному искусству 1-й пол. ХГХ в.

Общая характеристика и периодизация русского искусства 1-й пол. ХГХ в.

Архитектура русского ампира, ее специфические черты

Творчество А. Н. Воронихина (интерьер Строгановского дворца, Казанский собор, Горный институт)

Творчество Ж. Тома де Томона (Мавзолей Павла I, Биржа)

Творчество А. Д. Захарова (Адмиралтейство)

Творчество К. И. Росси (Михайловский дворец, Главный штаб, Александрийский театр)

Творчество В. П. Стасова (казармы Павловского полка на Марсовом поле, Конюшенное ведомство, Провиантские склады, Московские триумфальные ворота)

Архитектура Москвы после 1812 года (на примере творчества О. И. Бове, Д. И. Жилярди)

9.Распад архитектуры русского классицизма и становление эклектики
Ю.Творчество Ф. П. Толстого

11.Монументальная скульптура 1-й пол. ХГХ в. (И. Теребенев, С. Пименов, В. Демут-Малиновский) 12.Творчество Б. И. Орловского

13.Академическая живопись 1-й пол. трети ХГХ в. (А.Е. Егоров, В.К.

Шебуев) 14.Творчество О. А. Кипренского Н.Творчество Сильвестра Щедрина 16.Творчество В. А. Тропинина 17.Творчество А. Г. Венецианова. Школа Венецианова 18.Творчество К. П. Брюллова 19.Творчество А. А. Иванова 20.Творчество П. А. Федотова

21.Книжная графика 1840-1850-х гг. (на примере творчества В.Ф. Тим-ма, А. А. Агина)

22.0бщая характеристика зарубежного искусства 1-й пол. ХГХ в. (на

примере Франции, Испании, Англии) 23 .Пейзаж в искусстве Англии 1-й пол. XIX в. (на примере творчества

Д. Констебла, Д. У. Тернера) 24.Творчество Ф. Гойи 25.Творчество Ж. Л. Давида

21. Творчество Франсиско Сурбарана

22.Творчество Диего Веласкеса

23 .Общая характеристика искусства Франции XVTI в.

24.Творчество Жака Калло

25.Творчество Жоржа де Латура

2б.Творчество Луи Ленена

27.Творчество Никола Пуссена

28.Творчество Клода Лоррена

29.Скульптура Франции 2-й пол. XVTI в.

ЗО.Французская архитектура 2-й пол. XVII в. (Версаль, Лувр)

Вопросы для самостоятельного изучения по искусству Западной Европы и России ХУ1П в.

Общая характеристика искусства Западной Европы XVIII в.

Архитектура Франции XVHI в. (на примере творчества Жака Анжа Габриэля, Жака Жермена Суфло)

Творчество Антуана Ватто

Творчество Франсуа Буше

Творчество Жана Батиста Симеона Шардена

Творчество Мориса Кантен де Латура

Творчество Жана Батиста Греза

Творчество Этьена Мориса Фальконе

Творчество Жана Антуана Гудона

Ю.Живопись Италии XVIII в. (венецианская школа - на примере творчества Джованни Батисты Тьеполо, Франческо Гварди)

11.Творчество Уильяма Хогарта

12.Творчеств6 Джошуа Рейнолдса

13.Творчество Томаса Гейнсборо

14.Творчество Генри Реберна

15.0бщая характеристика русского искусства XV111 в.

16.Русская архитектура 1-я пол. XVIII в. (Д. Трезини, Маттарнови, Гер-бель, Земцов)

17.Творчество Франческо Бартоломео Растрелли . 18,Московская архитектурная школа 1-й пол. XVIII в. (Д. В. Ухтомский)

19:Русская живопись 1-ой пол. 18 века (И. Никитин, А. Матвеев, И.

Вишняков, А. Антропов, П. Ротари, Г.-Х.Гроот) 20.Творчество Бартоломео Карло Растрелли 21 .Общая характеристика русского искусства 2-й пол. XVIII В; 22.Творчество В. И. Баженова 23.Творчество М. Ф. Казакова 24.Творчество Джакомо Кваренги 25.Творчество Чарльза Камерона 26.Творчество И. Е. Старова

Импрессионизм

Импрессионизм - последнее реалистическое направление в европейском искусстве. Стремление передать свежее, непосредственное впечатление от действительности. Отношение к картине как к этюду. Повышенное внимание к цвету. Освобождение палитры от тёмных цветов, интерес к передаче свето-воздушной атмосферы. Свободные, кажущиеся как бы случайными, композиционные решения.

Творчество Клода Моне, выдвинувшего первую программу пленэрной живописи и начавшего работать трепетным, раздельным мазком. Полная концентрация на решении живописных задач. Изучение им изменчивости цвета в зависимости от характера освещения, времени суток, облачности, влажности. Серии руанских соборов, стогов сена и прудов («Кувшинок») в Живерни, видов Темзы.

Творчество Пьера Огюста Ренуара. Ведущая роль портрета («Ложа», «Портрет мадам Щарпантье с детьми», «Портрет Ж. Самарии», «Девушка с веером»). Жанровые композиции. Важная роль обнажённой модели. Удивительное богатство колорита, построенного на сочетании дробного мазка с тончайшими лессировками.

Другие художники-импрессионисты: Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо.

Неоимпрессионизм Жорж Сера и Поль Синьяк - создатели живописной техники пуан-

телле.

Опост Роден как наиболее яркий представитель импрессионизма в скульптуре. Работа над обнажённой моделью. Портрет, монументальная скульптура. Черты символизма в творчестве Родена («Бронзовый век», «Мыслитель», «Вечная весна»).

Влияние импрессионизма на дальнейшее развитие европейского искусства конца ХГХ и XX века.

Русское искусство XVIII - первой половины ХГХ в. Искусство Петровской поры

Преобразования Петровской поры, ориентированные на западный образ жизни. Возникновение профессионального искусства в России. Живописные портреты ИЛ. Никитина и А.М. Матвеева. Их реализм и камерность. Миниатюры Г. Мусикийского. Исторические гравюры А.Ф. Зубова.

Скульптор К. Б. Растрелли. Черты стиля барокко в его творчестве.

Основание новой столицы - Санкт-Петербурга (1702 г.). План регулярной застройки, разработанный Ж. Б. Леблоном. Постройки Д. Трезини и других архитекторов. Деятельность Канцелярии от строений. Скромность, простота архитектурных форм, сходство дворцовых сооружений с бюргерскими домами.

Строительство первой царской резиденции в Петергофе.

Архитектура барокко. Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли - представитель «елисаветинского» барокко. Оптимизм мироощущения, пышность и великолепие растреллиевских построек. Отличительные черты русского барокко: пятиглавие, симметричнные планы, полихромное решение фасадов. Основные постройки Растрелли: Во-ронцовский дворец в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе. Строгановский и Зимний дворцы, Смольный монастырь в Петербурге, Андреевская церковь в Киеве. Характерные приемы зодчества (анфилады залов, двухсветные помещения, отсутствие перемычек между вторым и третьим ярусами, парадные лестницы, демонстрирующие разом всю высоту дворца, великолепие лепного декора, полихромия).

Русское искусство (середина XVHI - начало ХГХ века).Открытие Императорской Академии художеств (1757 г.). Утверждение ею принципов классицизма. Осознание общественной значимости искусства. Обращение к сюжетам из Библии и античной истории, прославляющим идеи гражданственности и патриотизма. Иерархия жанров.

АЛ. Лосейко — основатель русской исторической картины. «Владимир перед Рогнедой», «Прощание Гектора с Андромахой» - первые исторические композиции русской живописи. Портреты, рисунки, этюды художника с обнажённой модели.

Бытовой жанр в русской живописи (И. И. Фирсов, М. Шибанов, И.А.Ерменёв).

Дальнейшее развитие русского портрета середины XVHI века. Детские портреты И. Я. Вишнякова. Творчество АЛ. Антропова («Портрет Петра Ш», портреты статс-дам из окружения Елизаветы Петровны: Измайловой, Румянцевой, Бутурлиной). Черты реализма и декоративного восприятия цвета.

И. П. Аргунов - крепостной художник графа Шереметьева. Высокий профессионализм его работ («Портрет неизвестной в русском сарафане и кокошнике», «Портрет И. Якимова», «Портрет Ковалёвой-Жемчуговой»).

Иностранные портретисты в России: Г. Гроот, Д. Валериани, Л. Токе, П.Ротари.

Русское портретное искусство второй половины XVHI века. Мастер камерного портрета - Фёдор Степанович Рокотов. Глубокий гуманизм, душевная теплота его искусства. Основные этапы творчества. Особенности живописной манеры. Основные работы: портреты Майкова* Струйской, неизвестной в розовом, неизвестного в треуголке, Воронцовых, Квашни-ной-Самариной, Суровцевой, Новосильцевой, Санти.

Более масштабный, разноплановый характер творчества Дмитрия Григорьевича Левицкого. Парадные портреты: Демидова, Екатерины II -

13. Творчество Микеланджело Буонаротти 14.Творчество Пьеро Перуджино 15.Творчество Джорджоне 16.Творчество Тициана 17.Творчество Тинторетто 18.Маньеризм в итальянской живописи 19.Творчество Брунеллески (архитектор) 20Лворчество АвдреаПалладио (архитектор)

21.0бщая характеристика искусства Возрождения в северных странах

(Германия, Нидерланды), его периодизация, черты 22.Творчество Яна ван Эйка 23 .Творчество Рогира ван дер Вейдена 24.Творчество Гуго ван дер Гуса 25 .Творчество Питера Брейгеля Старшего 26.ТворчествО йеронимуса Босха 27.Творчество Альбрехта Дюрера 28.Творчество Ганса Гольбейна Младшего 29.Творчество Лукаса Кранаха ЗО.Творчество Матиасса Грюневальда

Темы рефератов и вопросы для самостоятельного изучения по искусству Западной Европы XVII в.

Общая характеристика архитектуры Италии XVII в.

Творчество Борромини

Творчество Берлина (архитектура, скульптура)

Творчество Караваджо

Болонская академия живописи (Аннибале Каррачи, Гвидо Рени, Гверчино)1,

Творчество Рубенса

Творчество Антониса ван Дейка

Творчество Якоба Иорданса

Фламандский натюрморт XVII в.

Ю.Жанровая живопись Фландрии XVII в. (Андриан Браувер, Давид Те-

нирс Младший) 11 .Общая характеристика голландской живописи XVII в. 12Лворчество Франса Хальса 13.Творчество Рембрандта

14.Быговой жанр Голландии XVII в. (Андриан Остаде, Ян Стен, Герард

Терборх, Габриэль Метсю, Питер де Хоох) 15.Творчество Яна Вермеера Дельфтского 1б.Творчество Якоба ван Рейсдаля 17.Голлаядский натюрморт XVII в. 18.0бщая характеристика испанского искусства ХУЛ в. 19.Творчество Эль Греко 20.Творчество Хусепе Риберы

Византийская живопись V-VTI вв. (на примере мозаики в храмах Сайт- Витале и усьшальницы Галлы Плацидии)

Искусство Византии в период иконоборчества.

Мозаики Софии Константинопольской

Византийская иконопись (на примере иконы «Владимирской богоматери» XII век)

Живопись храма Кахрие-Джами

9.Общая характеристика романского периода
Ю.Архитектура Франции романского периода (2-3 памятника)
11.Скульптура Франции романского периода

12,Общая характеристика готического искусства Франции 13.Архитектура готики (на примере Франции или Германии) 14.Скульшура готической Франции 15.Скульптура готической Германии 16.Собор Парижской Богоматери 17.Миниатюра средневековья 18.Архитектура готической Италии 19.Реймский собор

20.Крестово-купальная система и схема росписи древнерусского храма

21.Софийский собор в Киеве

22.Софийский собор в Новгороде

23 .Архитектура Древнего Пскова

24.Новгородская иконописная школа

25 .Псковская иконописная школа и монументальные росписи

2б.Творчество ФеофанаГрека

27.Творчество Андрея Рублева

28.Творчество Дионисия

29.Московская иконописная школа XIV-XVTI вв.

ЗОАрхитектура владимиро-суздальской Руси XIV-XVII вв.

Темы рефератов и вопросы для самостоятельного изучения по искусству Возрождения

Общая характеристика искусства Возрождения в Италии, его черты, периодизация

Творчество Джотто

Творчество Антонелло да Мессино

Творчество Пьеро делла Франческо

Творчество Симоне Мартини

Творчество Джованни Беллини

Творчество Фра Беато Анжелико

Творчество Сандро Боттичелли

9.Творчество Андреа Веррокио
Ю.Творчество Андреа Мантеньи

11 .Творчество Леонардо да Винчи 12.Творчество Рафаэля Санти

Законодательницы, цикл портретов «смольнянок», А.Д. Ланского и др. Разработка им жанра аристократического портрета («Портрет У. Мнишек»). Камерные портреты: отца, МА. Дьяковой-Львовой, архитектора НА-Львова, А.В. Храповицкого и др.

Интерес к национальному типажу в позднем творчестве (портрет дочери Агаши в русском костюме на фоне интерьера крестьянской избы). Колористическое дарование художника, введение им в русскую живопись рефлексов. Сочетание реалистических и поэтических черт, характерных для его манеры.

Творчество Владимира Лукича Боровиковского, Его связь с литературно-художественным салоном Дьяковых-Львовых, увлечение сентиментализмом. Пейзажные фоны, пластичные позы, тонущий в голубоватой дымке рисунок, светлые краски, лирические интонации его портретных работ. Портреты ЕЯ. Арсеньевой, М.И. Лопухиной, Шидловской, Нарыш-киной* Скобеевой, ФА. Боровского. Особенности художественных приёмов позднего этапа творчества: портреты А.Б.Куракина, М.И.Долгорукой, неизвестной в тюрбане (АЛ.Ж. де Сталь?), групповые портреты (сестёр Гагариных, А.И. Безбородого с дочерьми и др.).

Искусство скульптуры. Творчество Федота Ивановича Шубина. Бюсты Е.М.Чулкова, П. Завадовского, А.М. Голицына, М.Р. Паниной, Румянцева-Задунайского, А. Безбородко, Павла I, 58 медальонов с изображением русских царей, от Рюрика до Елизаветы Петровны. Великолепное владение техникой обработки мрамора: мягкая живописная лепка объёмов, виртуозная передача фактур различных материалов.

Этьен-Морис Фальконе - французский скульптор эпохи Просвещения, следующий высоким заветам античности, идеалам гражданственности и патриотизма. Работа над «Медным всадником». Помощь М.-А. Колло в создании портретного образа. Роль памятника в городском силуэте.

Монументальная скульптура М.И. Козловского: «Самсон, раздирающий пасть льву» для фонтана Большого каскада в Петергофе, памятник А.В. Суворову на Марсовом поле в Петербурге.

И.П. Мартос - представитель классицизма в русской скульптуре нач. ХГХ века. Рельеф Казанского собора в Петербурге, памятник Минину и Пожарскому в Москве. Героика, высокий дух гражданственности, характерные для его манеры.

Архитектура классицизма. Два этапа развития классицизма в архитектуре: ранний (2-я пол. XVHIb.) и поздний (1-я пол. XIX в.).

Творчество В Л. Баженова, М.Ф. Казакова, И.Е. Старова.

Василий Иванович Баженов - выдающийся архитектор раннего периода. Разнообразие стилистических приёмов внутри классицизма, продемонстрированное его постройками. Создание идеального жилого дворянского особняка (Пашков дом).^ Проект реконструкции Кремля, предполагавший превратить его в классицистический ансамбль европейского типа.

Романтический стиль Царицынской усадьбы, привлекающий внимание органическим единством архитектуры с природой. Использование черт западного крепостного зодчества в проекте Михайловского замка. Тонкий вкус,высокий художественный уровень его построек.

М.Ф. Матвеев, близость его творческих позиций к Баженову, позволившая завершить начинания предшественника. Выдающаяся роль Матвеева в строительстве Москвы. Постройка здания Сената, Московского университета, Благородного собрания, Голицынской больницы. Романтический стиль Петровского дворца.

И.Е. Старов. Постройки собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца. Строительство дворянских усадеб на периферии: дворцов Бобринского в Богородицке, Гагарина в Никольском, усадьбы Демидовых вТаицахитА

Поздний классицизм. Здание Адмиралтейства А.Д. Захарова, Казан-скийсобор и Горный институт А.Н.Воронихина, ансамбль Александрийского театра в Петербурге К.И. Росси. Постройки О.И. Бове и Д.И. Жилярди в Москве.

Развитие романтических черт в русской живописи первой половины ХГХ века. Орест Адамович Кипренский - художник-романтик, наиболее полно воплотивший в своем творчестве идеалы пушкинской поры. Лучшие портреты: Е.В. Давыдова, AJK. Швальбе, A.G, Пушкина, мальчика АЛЛелищева, Д.Н. Хвостовой, Е.П. Ростопчиной, Е.С. Авдулиной и др. Цикл автопортретов: Рисунки и пастеш Кипренского.

Использование характерной тематики и приемов романтического искусства в творчестве Василия Андреевича Тропинина. Создание им образа человека из народа. Жанровый характер его портретных работ («Кружевница», «Золотошвейка», «Пряха», «Старый ямщик», «Каменщик С. Суханов», «Крестьянин, обстругивающий костыль»). Особая задушевность, камерность поргретного искусства Тропинина («Портрет М.А. Оболенского», «Портрет сына», «Потрет П.А. Булахова», «Портрет А.И. Тропини-ной», «Украинский мальчик с жалейкой»). Свобода и артистизм портретов представителей творческой интеллигенции: А.С. Пушкина, ВА. Каратыгина, К.П. Брюллова, скульптора И.П. Витали, художника-гравера Н.И. Уткина, реставратора B.C. Энева и др. «Автопортрет на фоне Кремля».

Творчество Карла Павловича Брюллова. История создания, композиционное и колористическое решение «Последнего дня Помпей». Сочетание в полотне черт классицизма и романтизма. Романтический характер его парадных портретов («Всадница», «Портрет сестер Шишмаревых», «Портрет Ю.П. Самойловой с приемной дочерью», «Портрет Великой Княгини Елены Павловны с дочерью», «Портрет Е.П.Салтыковой». Камерные портреты: Н,В.Кукольника, А.Н.Струговщикова, М-АЛанчи, «Автопортрет». Обращение художника к обнаженной модели («Вирсавия»). Рисунки и акварели.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Вопросы для самостоятельного изучения по искусству Древнего мира

Основные этапы первобытного искусства

Общая характеристика искусства Египта, его периодизация

Канон в искусстве Древнего Египта

Искусство Египта времени Эхнатона

Храм царицы Хатшепсут (Египет)

Храмовый комплекс в Карнаке

Храмовый комплекс в Луксоре

Эволюция форм египетской пирамиды

Плита Нармера. Анализ

Ю.Общая характеристика шумеро-аккадского искусства (архитектура,

скульптура) 11. Стела Эанатума. Анализ 12.Стела Нарам-Суэна. Анализ 13.3иккурат в Уре

14. Общая характеристика искусства Ассирии (архитектура, скульптура) 15.Архитектура Нового Вавилона 16.Храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари 17.Дворец Саргона П в Дур-Шурукине

18.0бщая характеристика греческого искусства, его периодизация 19.Крито-микенское искусство. Основные черты, памятники 20.Общая характеристика греческого искусства времени архаики 21.Греческая классика. Основные этапы, памятники 22.Искусство эллинизма

23.Общая характеристика римского искусства, его периодизация 24.Помпейские росписи (4 стиля, их отличия) 25.Римское искусство времени принципата Августа Октавиана 26.Общая характеристика римского искусства времени империи (архитектура, скульптура) 27.Колизей. Анализ 28.Пантеон. Анализ

29.Искусство времени императора Константина ЗО.Искусство Рима времени «солдатских императоров»

Темы рефератов и вопросы для самостоятельного изучения по искусству Средневековья

Общая характеристика византийского искусства

Архитектура Византии V-VII вв. (на примере храмов Сант-Апполинаре, Сант-Витале)

Храм святой Софии Константинопольской

лизма: С. Дали, М. Эрнст, Р. Магритт, IX Руа, И. Танги, Г. Арп, Д. де Ки-рико. Первое совместное выступление сюрреалистов (Париж, 1924 -1925гг.)- Дальнейшее развитие направления в США, куда многие представители сюрреализма перебираются в 1930-е годы. Выставка сюрреалистов в Нью-Йорке 1942года.

Творчество Сальвадора Дали (Испания- Франция - США). Парадоксальность восприятия шшюзорно-нвлуралистической формы в сочетании с фантастическим содержанием. Основные периоды творчества: фрейдистский (1920-е гг.), метаморфический (1930-е гг.), параноидально-критический (кон. 1930-х - нач. 1940-х гг.), классический (1940-е - 1950-е гг.). Роль сюрреализма в развитии европейского искусства XX века.

Послевоенное абстрактное искусство в США (Джексон Поллок, Марк Тоби, Уильям де Кунинг, Марк Ротко и др.). Поп-арт и оп-арт - новые формалистические течения 2-й Пол. XX века. Творчество Г. Мура (Великобритания).

Ведущие мастера реалистического искусства XX века: Антуан Бур-дель, Аристид Майоль (Франция), Джакомо Манцу, Ренато Гуттузо (Италия), Рокуэл Кент, Эндрью Уайес (США) и др

Русские пейзажисты в Италии. Создание С.Ф.Ще,црииым пейзажа настроения. Внимание художника к вопросам освещения, использование элементов пленэра в пейзажной живописи. Изображение исполненной сладостной неги итальянской природы или красот земли Обетованной как одно из жанровых ограничений академического искусства.

Творчество Алексея Гавриловича Венецианова. Отказ от работы над заказными портретами, обращение к крестьянскому жанру. Лучшие произведения: «Гумно»,: «Утро помещицы», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Создание художником обширной галереи крестьянских образов, среди которых «Захарка», «Жнецы»,«Девушка с гармоникой», «Пелагея», «Девушка с васильками», «Жница», «Спящий пастушок», «Крестьянский мальчик, надевающий лапти». Черты народности и реализма, но также и некоторой идеализации созданных им образов. Школа Венецианова.

Период расцвета Императорской Академии художеств, наивысшие достижения ее педагогической системы, проявившиеся в творчестве ОЛ.Кипренского,КЛ. Брюллова, АЛ. Иванова.

Творчество Александра Андреевича Иванова. «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» - конкурсная композиция, удостоенная Большой золотой медали. «Явление Христа Марии Магдалине». История создания «Явления Христа народу». Романтическая идея нравственного преображения людей средствами искусства. Использование приемов классического искусства в рисунке и композиционном решении. Реалистический характер образов, соединение в них черт нескольких реальных прототипов. Распространение пленэра на историческую картину. Школа работы над композицией, отраженная в многочисленных и разнохарактерных этюдах. Цикл акварелей на евангельские темы.

Русское искусство второй половины XIX в. Искусство критического реализма в русской живописи

Формирование идей критического реализма в творчестве Павла Андреевича Федотова. Основные работы: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Вдовушка», «Кончина Фидельки» и др; Драматическое мироощущение позднего этапа творчества («Анкор, еще анкор!», «Игроки»).

Выход из Академии 14-ти (1863 г.). Артель художников. Лидирующая роль И.Н. Крамского в ее создании.

Образование Товарищества передвижных художественных выставок (1870 г.). Название объединения. Утверждение принципов критического реализма, борьба с салонным, академическим искусством. Единство идейно-художественных установок, характерных для изобразительного искусства, литературы, музыки. Роль В.В. Стасова и П.М. Третьякова в развитии русского искусства второй половины XIX века.

Интерес передвижников к национальной истории, к образам людей из народа, картинам родной природы. Выдающиеся достижения русского искусства в области исторической картины, портрета, жанровой и пейзажной живописи. Реформирование Академии художеств. Выдающаяся роль педагогической системы Чистякова.

Творчество Ильи Ефимовича Репина. Периодизация. Историческая тема в творческом наследии художника: «Бурлаки на Волге», Жрестньш ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»; «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и др. Мастерство портрета («Отдых»,1 портреты В.В.Стаеова, Мусоргского, Стрепетовой, баронессы Икскуль, Головиной, Драгомиловой, «Осенний букет», «Заседание Государственного совета»).

Пленэр в творчестве Репина, его колористическая одаренность, свобода, артистизм живописной манеры.

Творчество Василия Ивановича Сурикова. Периодизация. ИстЬриче-ские полотна: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком». Показ истории через народное движение, драматическое столкновение характеров. Мастерство композиционных решений, яркость колористического дарования художника. Жанровая живопись («Взятие снежного городка»), портреты Сурикова.

Историческая живопись Н.Н. Ге, В.Д. Поленова, К.Д. Флавицкого, ГЛ. Семирадского, К.Е. Маковского, В.Г. Шварца и др.

Творчество Василия Григорьевича Перова. Социально обличительный характер его жанровых композиций («Сельский крестный ход на пасху», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставь»)). Тонкий юмор, наблюдательность, сквозящие в изображении людей, объединенных профессиональной общностью: «Охотники на привале», «Птицеловы», «Рыболов». Мастерство пейзажных зарисовок, умение через фон придать настроение картине, сдержанный, но тонко разработанный колорит. Портреты Перова (Ф.М. Достоевский, Даль, А.Н. Островский, «Фомушка-Сыч», «Автопортрет»).

Другие мастера жанровой живописи: Г.Г. Мясоедов* BJB. Пукирев, В.И. Якоби, Н.В. Неврев, И.М. Прянишников, В.М. Максимов, В.Е. Маковский, К.А. Савицкий, Н.А. Ярошенко и др.

Виктор Михайлович Васнецов. Обращение к былинным и сказочным темам, стремление передать национальный колорит, воскресить страницы древней истории («Утро после побоища Игоря Святославовича с половцами», «Хри Богатыря», «Аленушка», «Иван царевич на сером волке»). Умение объединить человека с миром природы, сочетать эпический размах с тонким лирическим чувством.

Мир Востока, антивоенная тема в творчестве В.В. Верещагина.

Творчество Ивана Николаевича Крамского. Портреты «властителей дум» своего времени: Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, П.М. Третьякова, И.И. Шишкина. Женские портреты: «Неутешное горе», «Неизвестная».

живописного экспрессионизма (А. Матисс, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вла-минк, А. Марке, Ж. Руо).

Творчество Анри Матисса. Ранний фовистский и последующий за ним период творческой зрелости. Оптимизм мироощущения, условность, почти детская наивность композиционных решений в сочетании с утончённым, рафинированным восприятием локального цветового пятна.

Живописные работы, рисунки, коллажи Матисса.

Кубизм

Творчество П. Пикассо - крупнейшего художника-реформатора искусства XX века. Жорж Брак и Пабло Пикассо - создатели нового направления, получившего наименование кубизма (1908г.). Кубизм как аналитическое искусство, стремящееся выявить структуру пластической формы, могущее расчленить её на составляющие или соединить в одном изображении разные точки зрения. Цвет уступает главенствующую роль пластике, ритмической структуре холста. Изображение постепенно всё меньше зависит от натуры, а к началу Первой мировой войны переходит в разряд беспредметного искусства.

Футуризм

«Первый манифест футуризма» Ф. Маринетти (Италия,1909г.). Ориентация на техницизм, стремление выявить подвижность объектов, создание динамичных ритмических структур, отражающих ритм современного жизнестроения.

Умберто Боччони и Джино Северини - наиболее известные представители футуристической живописи Италии.

Голландская группа «Де стил». Школа Баухауза (Германия). Формирование основ современного стиля в архитектуре и дизайне. Курс на индустриализацию строительной базы, развитие идей типового строительства. Обращение к новым материалам строительства. Гипсовые модели новых пространственных структур, первое обращение к бумагопластике, разработка теории цветоведения.

Пабло Пикассо - одна из ключевых фигур современного искусства. Периоды творчества: «голубой», «розовый», кубистический, неоклассический, сюрреалистический. Двадцатилетие развития кубизма в творчестве Пикассо от «Авиньонских девиц» 1907г. до «Герники» 1937г.

Графика, прикладное искусство.

Сюрреализм и другие направления современного искусства

Сюрреализм как принципиально новое направление европейского искусства. Первый манифест сюрреализма А. Бретона (1924г.). Учение З.Фрейда о подсознательном. Задача сюрреализма - выявление «мира подсознательного», передача произвольных ощущений, предчувствий, сумеречных состояний сознания. Интернациональные представители сюрреа-

Пути развития современной графики. Книжная графика и ее развитие в республиках. Национальные особенности и современность оформления и иллюстрирования книг. Работы В.А. Фаворского, В.Н. Горяева и других мастеров. Работы молодых графиков.

Станковая графика. Интерес к материалу и технике. Современная тема, ее решение в сериях рисунков и эстампов. Работы Л.И. Ильиной,И.В. Голицина, Г.Ф. Захарова.

Плакат и карикатура в современном искусстве.

Развитие архитектуры 1942-1980 годов. Творчество молодых художников 70-х гг. Т Назаренко, ИГлазунов, В Попков, ПЛиконов.

Искусство России после 1991г.Время перестройки, демократизации российского общества. Уничтожение советских эталонов в области культуры и искусства. Свобода выражения идей, художественных форм, андеграунд, его последствия и влияние. Авангардные направления и течения. Нонконформисты.

О Делков, Шемякин, Э Леизвестаый; соцарт и другие течения 90-х гг.

Проявление интереса к реализму в конце XX века. И. Старженецкая, Н. Нестерова - продолжатели традиций русского реалистического искусства.

Основные тенденции развития зарубежного искусства XX в.

Постимпрессионизм Отсутствие единой программы, разнообразие индивидуальных творческих манер.

Творчество Поля Сезанна. Поиски синтеза, формы и цвета, выявление пластической структуры, плотная, материальная фактура письма, отличная от живописи импрессионистов. Обращение к разным жанрам: пейзажу, натюрморту, портрету.

Творчество Винсента Ван Гога. Основные периоды: <<голландский>>, «парижский», «арльский». Повышенный интерес художника к действительности, субъективное, драматическое восприятие мира, использование экспрессивной выразительности цвета и заострённого, утрированного рисунка.

Творчество Поля Гогена. Стремление художника уйти от вопросов современности и представить на полотнах мир «первобытной гармонии», обращение к символизму. Отличительные черты таитянского цикла: монументальность, декоративное восприятие цвета, использование приёмов наивного искусства.

Влияние эпохи постимпрессионизма на дальнейшее развитие искус-стваХХвека.

Фовизм

Творчество А. Матисса - одного из ведущих мастеров искусства XX века.Разнообразие художественных направлений. Фовизм как направление

Образы крестьян. Виртуозный рисунок, мастерство психологических характеристик.

Пейзаж в творчестве передвижников. Эпический характер живописи Ивана Ивановича Шишкина. Картины «Рожь», «Полдень в окрестностях Москвы», «Лесные дали», «Сосны, освещенные солнцем», «Корабельная роща», «На севере диком». Рисунок Шишкина.

Развитие пейзажа настроения в русском искусстве. Творчество Федора Александровича Васильева. «Мокрый луг», «Оттепель», волжские этюды, пейзажи Крыма.

Творчество Алексея Кондратьевича Саврасова. Проникновенный лиризм его пейзажных работ, создание собирательного образа русской природы («Грачи прилетели», «Проселок»).

Творчество Исаака Ильича Левитана как одна из вершин пейзажной живописи передвижников. Развитие им линии пейзажа настроения: «Владимирка», «У околицы», «Свежий ветер», «У омута», «Весна. Большая вода». Элементы символизма, характерные для позднего этапа творчества («Над вечным покоем», «Озеро»). Колористическое дарование Левитана, выдающиеся достижения его пленэрной живописи: «Март», «Золотая осень» и другие работы.

Использование световых эффектов в творчестве А.И. Куинджи («Березовая роща», «Ночь на Днепре»). Пленэрная живопись В.Д. Поленова («Московский дворик»).

Возрождение романтических традиций в творчестве Ивана Константиновича Айвазовского, использование им характерных приемов романтического искусства (работа по воображению, динамичные композиционные решения, эффекты освещения). Вдохновенное воспроизведение картин бурного моря («Девятый вал»). Эпизодическое обращение к работе с натуры («Черное море»).

Русское искусство конца ХГХ - начала XX вв. Русская живопись рубежа XJXи XXвв.

Отход от повествовательное™ передвижников, привлечение внимания к вопросам художественной формы, интерес к современной художественной культуре Запада.

Творчество Валентина Александровича Серова. Основные этапы творческого пути. Пленэрные работы раннего этапа творчества («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»). Обращение к гамме старых мастеров, использование выразительности пятна, характерное для последующего этапа (портреты К.А. Коровина, М.Н. Ермоловой, Мики Морозова, картина «Дети»). Стиль поздних портретов (графинь Орловой и Юсуповой), артистизм живописной манеры мастера. Работа в театре.

Графика Серова: рисунки, гуаши, офорты. Иллюстрации к «Басням» И.А. Крылова. Наброски обнаженной модели. Эволюция графического стиля.

Импрессионистический характер мироощущения Константина Алексеевича Коровина. Хронология творческих периодов. Богатство колорита, непосредственный, эскизный характер живописи, некоторое пренебрежение рисунком. Обращение к жанру натюрморта, пейзажные этюды русского Севера, эпизодическое обращение к портрету («Портрет Ф Л. Шаляпина»). Городской пейзаж французского периода. Трагизм эмиграции.

Живописный символизм Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Основные этапы творческого пути. Мягкость, музыкальность его живописной манеры, оригинальность композиционного строя. Основные произведения: «Агава», «Автопортрет с сестрой», «У водоема», «Гобелен», «Реквием».

Творчество Михаила Александровича Врубеля, наиболее ярко отразившее эстетические устремления эпохи модерн. Периодизация творчества. Картины без сюжета: «К ночи», «Сирень». Использование языческих и фольклорных мотивов: «Пан», «Микула Селянинович», «Царевна-Лебедь». Символизм, нашедший выражение в картинах «Демон», «Пророк», «Портрет ВЯ. Брюсова», «Жемчужина», монументальных работах. Утонченное восприятие цвета, экспрессивность, драматизм колористических решений. Рисунки и акварели Врубеля. Оригинальность его графической манеры, включающей в себя элементы «обрубовки», орнаментальные мотивы, строящейся в основном на пятне^ а не линии. Иллюстрации к «Анне Карениной» ЛЛ. Толстого, черно-белые акварели к «Демону» М.Ю. Лермонтова, рисунки, выполненные в лечебнице для душевнобольных.

Обращение художника к прикладному искусству.

Основные тенденции развития отечественного искусства XX в. Искусство в годы революции 1905-1907 гг. Объединение «Мир искусства», живописный символизм «Голубой розы»

Программа объединения и состав членов. Критика передвижнических позиций, пассеизм мирискусников. Разнообразный спектр творческих интересов, отличающий новое поколение художников. Просветительская деятельность объединения: издание журналов «Мир искусства» и «Аполлон», организация выставок русского искусства, публикация искусствоведческих работ, представление русского искусства французской и американской публике (дягилевские антрепризы). Духовный лидер объединения — Александр Николаевич Бенуа, Огромная эрудиция, организаторский талант С Л.Дягилева.

Театральные костюмы и декорации АЛ. Бенуа, Л.С. Бакста, АЛ. Головина, В А. Серова, К.А. Коровина и других художников.

Отечественное искусство 1950-1980 г&

Живопись. Тема войны и мира в картинах А.И. Лактионова, Кукры-ииксов, Ю.М. Непринцава, ЮЛ. Пименова и др. Творчество А А. Пластова в послевоенные годы. Живопись Т.Н. Яблонской и других художников молодого поколения. Творчество А.А. Дейнеки в послевоенные годы.

Исторический и историко-революционный жанры. Произведения Б.В. Иогансона, Г.СМелихова, А.П. Бубнова, СВ. Герасимова.

Портрет в живописи В Л. Ефанова. Творчество П.Д. Корина.

Развитие пейзажной живописи. Картины Н.М. Ромадина, А. М. Грицая, М.С. Сарьяна.

Особенности живописи данного периода. Поиски новых художественных приемов. Традиции и новаторство.

Исторический жанр в полотнах ЮЛ. Тулина, Я.С. Николаева, Г.М. Коржева, EJ3. Моисеенко.

Тема труда и бытовой жанр. Творчество Т.Т. Салахова. Произведения А.А. Пластова, С А. Чуйкова, Д.К. Мочальского, АЛ. СЛ. Ткачевых, И.Н. Клычева, В.И. Иванова, И.И. Симонова, ПЛ. Оссовского и других живописцев.

Живописный портрет в произведениях В.М. Орешникова, П.Д. Корина, ЛВ. Кабачека, ДК. Свешникова, В.К. Нечитайло, Д.Д. Жилинскош, ХА. Якупова.

1 2 3 4