">
Культурология История искусств
Информация о работе

Тема: История изобразительного искусства

Описание: Программа дисциплины для студентов специальности. Введение в искусствознание. Первобытное, искусство Древнего мира, Средневековья. Основные направления. Основные тенденции развития. Роль искусства как духовного и социального феномена в развитии человечества в контексте различных цивилизаций.
Предмет: Культурология.
Дисциплина: История искусств.
Тип: Курсовая работа
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 80
Поднять уникальность

Похожие работы:

Новые черты пейзажной картины в творчестве Г.Г. Нского, В.Ф. Стожарова, Б.Ф. Домапшикова, и др. Развитие натюрморта.

Монументальная живопись и ее связи с архш«ктурой этих лет.

Скульптура. Новые общественные задачи монументальной пластики. Монументы и памятники ЕВ. Вучетича, Н.В. Томского, М.Г. Манизера, АЛ. Кибальникова и др. Монументально- декоративная скульптура.

Портрет в скульптуре Н.В. Томского, З.И. Азгура, АА. Ковалева, AM. Саркисяна. Произведения ВЛ. Мухиной и С Д. Лебедевой.

Творчество СТ. Коненкова.

Дальнейшее развитие монументальной скульптуры. Поиски новых выразительных художественных приемов. Тема и образ в современной монументальной пластике. Её связь с архитектурой. Произведения В.Е. Цига-ля, ВВ. Исаевой и Р.К. Таурит, АЛ. Файдыша, Л.Е. Кербеля и др. Новые произведения Н.В. Томского, М.К. Аникушина.

Произведения М.Ф. Бабурина, Л.Л. Кремневой, Л.Ф. Ланкинена и др.

Графика. Развитие серийной станковой графики и книжной иллюстрации. Творчество Б.И. Пророкова. Произведения ДА. Шмаринова, ЕА. Кибрика, ЮЛ. Пименова, Кукрыниксов, ВА. Фаворского, Н.В. Кузьмина, АД. Гончарова. Творчество ДА. Дубинского.

Политический плакат в работах B.C. Иванова, А А. Кокорекина и др. Карикатура Кукрыниксов, Б.Е. Ефимова.

Иллюстрации А.Ф. Пахомова, А.М. Каневского, М.С. Родионова, К.И. Рудакова, ВВ. Лебедева, И.С„Ижакевича и графические работы ВЛ. Касияна.

Советское искусство в годы Великой Отечественной войны Роль искусства в годы войны. Художники-фронтовики: оформление фронтовых газет, фронтовая сатира и антифашистские выставки. Художники студии им. М.Б. Грекова в годы войны.Выставки «Великая Отечественная война» (1942 г.), «Героический фронт и тыл» (1943-1944 гг.) и др.

Графика. Роль плаката в годы войны. Героические и сатирические типы плакатов (B.C. Иванова, А.А. Кокорёкина, Л.Ф. Голованова, Е.Б. Ко-рецкого, Д.А. Шмаринова, Н.Н.Жукова, ИМ. Тойдзе, В Л. Касияна). «Окна ТАСС».

Своеобразие их коллективного творчества Кукрыниксов. Работа над политической карикатурой. Иллюстрации к роману М. Горького «Жизнь Клима Сангина». Политическая карикатура Б.Е. Ефимова.

Фронтовой рисунок. Работы НЛ. Жукова, А.В. Кокорина и др. Образ советского человека в станковой графике. Развитие серий рисунков, гравюр, литографии. Серии: «Не забудем, не простим!» ДА. Шмаринова; «Лениград в годы блокады и освобождения» А.Ф. Пахомова; «Севастопольский альбом « Л.В. Сойфертиса; портретные работы Г.С. Верейского.

Живопись. Творчество АА. Дейнеки. Военный пейзаж и батальная картина. Народно-героический жанр в живописи. Произведения А А. Пластова, СВ. Герасимова, ВВ. Одинцова, картины художников Кукрыниксов. .

Историческая живопись. Ее роль в годы войны. «Александр Невский» П.Д. Корина, «Лористон в ставке Кутузова» НЛ. Ульянова, «Трофеи русского оружия» и монументальные росписи Казанского вокзала. «Победа и мир» Е.Е. Лансере.

Портретная живопись. Образы героев войны. Воплощение героизма и духовного богатства советских людей (П.Д. Корин, А. М. Герасимов).

Скульптура. Портреты героев войны работы Н.В» Томского, Е.В. Ву-четича, В Л. Мухиной, З.И. Азгура и др. Индивидуальные различия в решении героического образа.

Образы народных героев отечественной войны в монументальной скульптуре. «Непокоренная» В.Ф. Белашовой; «Зоя» М.Г. Манизера; «Мать» Б.В. Лишева; «Мать» и «Александр Невский» СМ. Орлова и др.

Монументальная скульптура. Памятники: Шота Руставели в Тбилиси -К.М. Мерабишвили; генералу Панфилову в Фрунзе - АА. Мануйлова; генералу Ефимову в г. Вязьме-Е.В. Вучетича; «Победа» в Калининграде -ЮЛ. Микенса.

Ретроспективный характер живописного наследия мирискусников. Русская тема в творчестве Б.М. Кустодиева, З.Е. Серебряковой, HJC. Рериха, АЛ. Рябушкина; галантные сцены из жизни аристократов XVIII века К,А. Сомова; Версаль времени Людовика XTV, эпоха Павла I АН. Бенуа; петровский Петербург и период правления Елизаветы Петровны Е.Е.Лансере.

Творчество Игоря Эммануиловича Грабаря. Импрессионистический характер его живописи. Лучшие работы зрелого периода: «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Неприбранный стол», «Хризантемы». Реалистическая манера поздних работ: «Светлана», «Автопортрет в белом халате», «Портрет академика СА. Чаплыгина». Искусствоведение. Основание реставрационного дела в России.

Сатирическая графика 1905 - 1907 годов. Книжная графика объединения. Иллюстрации АЛ. Бенуа к «Медному всаднику» А.С. Пушкина, MJB. Добужинского к «Белым ночам» Ф.М. Достоевского, Е.Е. Лансере к «Хаджи-Мурату» Л Л. Толстого, КА. Сомова к «Книге маркизы», Д.Н.Кардовского к «Каштанке» АЛ. Чехова, И.Я. Билибина и Е.Д. Поленовой к русским народным сказкам. Гравюры и акварели АЛ. Остроумовой-Лебедевой. Городской пейзаж в творчестве М.В. Добужинского.

Прикладное искусство мирискусников. Начало изучения народных художественных промыслов. Обучение ремеслам. Открытие ремесленных мастерских в Абрамцево и Талашкине.

Эстетическая концепция «Голубой розы» (1904-1907гг.), ее состав. Близость голуборозовцев живописи В.Э. Борисова-Мусатова, а также манерам преподавателей Московского училища живописи и ваяния -В.А.Серова и КА. Коровина» Дальнейший отход искусства от повествова-тельности, сближение живописи с музыкой. Творчество Павла Варфоломеевича Кузнецова («Голубой фонтан», «Птичий базар», и др.). Работы М.С. Сарьяна, НЛ. Сапунова, СЮ. Судейкина, Н Л. Крымова, П.СУткина и др.

Импрессионизм в русской скульптуре: П. Трубецкой.

Архитектура модерн Использование новых материалов. Отход от ордерной системы. Стремление к созданию современного стиля. Понятие синтеза искусств. Использование свободных планов и новой пластики зданий. Два этапа развития модерна: «пластический» (90-е гг. ХГХ в.) и рациональный (10-е гг. XX в.).

Творчество Федора Осиповича Шехтеля. Особняки СТ. Морозова, Дерожинского, СЛ. Рябушинского, здания Ярославского вокзала и Третьяковской галереи (с фасадом В.М. Васнецова) в Москве, интерьеры Московского Художественного театра. Образцы рационального модерна: Торговый дом фарфоровой мануфактуры Кузнецова, использующий железобетонный каркас, типография газеты «Утро России», дом Московского купеческого общества.

Наиболее характерные постройки эпохи модерн в Москве: особняк Е.П. Носовой (урожд. Рябушйнской), Льва Николаевича Кекушева, здания универсального магазина «Мюр и Мерилиз», (ЦУМ), а также Музея изящных искусств Р Л. Клейна, гостиницы «Метрополь» В.Ф. Валькотта. В Петербурге: здание Азово-Донского банка Ф.И. Лидваля, Дом компании Зингер П;Ю. Сюзора, Торговый дом Елисеева Г.В. Барановского, здание (Царскосельского Витебского) вокзала СЛ. Брзжовского и СИМинаша.

Искусство предреволюционных лет. Углубление и расширение взаимодействия с европейским искусством. Художественное течения и основные группировки художников. Декадентство и формализм. Футуризм и начало абстракционизма. Продолжение реалистических тенденций русского искусства: ДБурлюк, В.Маяковский, Н.Касаткин, А.Архипов.

Искусство советского периода. Современные тенденции в развитии отечественного искусства

Первые мероприятия Советской власти в области искусства. Декреты
о национализации музеев и дворцовых собраний, об охране памятников
искусства и старины. Участие художников в оформлении массовых празд-
неств, агитпоездов, клубов.:

Творческие группы и направления: АХРР, ОСТ, Общество им. Куинд-жи, «4 искусства», «Московские живописцы» и др. Всесоюзная сельскохозяйственная и Кустарно-промышленная выставки 1922-1923 гг., а также выставки «Жизнь и быт народов СССР» (1926), «Искусство народов СССР» (1927) как первые смотры советского многонационального искусства. Перестройка ху-дожественных организаций и возникновение творческих союзов.

Графика. Возникновение и развитие советского политического плаката. Его художественные особенности. Д.С.Моор, В.Н. Дени. Мастерство его политической карикатуры, «Окна сатиры РОСТА». Роль В.В. Маяковского в их создании. Работы М.М. Черемных и И.А. Малютина.

Первые произведения живописи на тему революции (творчество И.А. Владимирова, К.Ф. Юона, И.И. Бродского).

Тема гражданской войны в творчестве М.Б. Грекова, Н.С. Самокиша, П.М. Шухмина, Ф.С. Богородского, ПЛ. Соколова-Скаля. Картины К.С. Петрова-Водкина и А.А. Дейнеки.

Бытовой жанр. Картины Е.М. Чепцова («Заседание сельской ячейки»); Н.Б. Терпсихорова («Первый лозунг»); А.В. Моравова («В волостном загсе»); МЛ. Тоидзе, К.Д. Трохименко, СМ. Прохорова. Передвижнические традиции в жанровой картине 20-х годов.

Образ человека в живописном портрете СВ. Малютина; В Л. Мешков, НЛ. Струнников. Утверждение типического образа советского человека в произведениях Г.Г. Ряжского «Делегатка» и «Председательница».

Пейзажная живопись и натюрморт. Зарождение советского индустриального пейзажа: картина Б Л. Яковлева «Транспорт налаживается», серия картин ФЛ. Терлемезяна и ГМ. Гюрджана «Дзорагэс». Творчество ПЛ. Кончаловского. Натюрморты ИЛ. Машкова.

Советская архитектура. Мавзолей; проект Дворца Советов; конструктивизм.

Скульптура Ленинский план монументальной пропаганды и его значение для развития советской скульптуры. Сооружение временных памятников великим революционерам, ученым, поэтам, художникам в Москве, Петрограде и других городах. Новые задачи, выдвинутые перед скульптурой в связи с востановлением и реконструкцией народного хозяйства. Общество русских скульптуров (ОРС).

Творчество Н.А. Андрееева. И.Д. Шадра.

Монументальная скульптура 20-х годов. Сооружение монументальных памятников (СД. Меркулов, СА. Евсеев и В.А. Щуко) Развитие портретной скульптуры. Работы В.Н. Домбгацского, СД. Лебедевой, А.С Голубкиной, AJML Саркисяна.

Графика. Советская политическая карикатура и плакат 20-х годов. Сатирические журналы «Крокодил», «Безбожник у станка». Журнальная графика и плакат А.А. Дейнеки.

Художники-иллюстраторы: Е.Е.Лансере, ДЛ. Кардовский, В.В. Лебедев, НЛ. Купреянов, АЛ. Кравченко. Творчество В.А. Фаворского. Акварели А.А. Шовкуненко.

Книжная графика.й станковая гравюра. Работы АЛ. Остроумовой -Лебедевой, ИЛ. Павлова, Г.С. Верейского.

Советское искусство 30-40-х гг. Основные темы и жанры. Развитие монументальных форм. Синтез искусства и архитектуры. Крупные художественные выставки внутри страны и за границей. Декады национального искусства в Москве й литературные юбилеи (А.С Пушкина, Т.Г. Шевченко, Шота Руставели, эпоса «Давид Сасунский).

Живопись. Образ советского человека как центральная проблема советского искусства. Творчество Б.В. Иогансона, СВ. Герасимова, Ю. И. Пименова. Развитие портрета в 30-е гг.; портрет в живописи MB. Нестерова. П.Д. Корина, Н.Э. Грабаря, К. С. Петрова-Водкина, А.М. Герасимова, В Л. Ефанова. Своеобразие их подходов к решению портретного образа.

Пейзажная живопись НЛ. Крымова. Творчество М.С. Сарьяна.

Скульптура. Развитие монументальной скульптуры. Творчество В Л. Мухиной и М.Г. Манизера.

Графика. Новый этап в развитии графики. Значение реалистической иллюстрации. Выставка графики в 1936 г. Новое прочтение советскими художниками произведений русской и зарубежной классической литературы.

Д.А. Шмаринов, Е.А. Кибрик. Работа СВ. Герасимова, Б.А. Дехтере-ва и др. над образами героев произведений М. Горького.

1 2 3 4