">
Культурология История искусств
Информация о работе

Тема: Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности

Описание: Проведение исследования по выявлению роли бессознательного в творческом процессе. Диагностика уровня оригинальности в творческом процессе. Концептуальная, операциональная, конструктная, эмпирическая, репрезентативность. Надежность параллельных форм.
Предмет: Культурология.
Дисциплина: История искусств.
Тип: Курсовая работа
Дата: 29.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 29
Поднять уникальность

Похожие работы:

Курсовая работа по психодиагностике

На тему:
«Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности»

2012г.

Содержание

Введение.

Глава I. Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности.

§ 1. Определение бессознательного.

§ 2. Определение творческой деятельности.

§ 3. Определение оригинальности.

§ 4. Критерии достоверности.

Выводы по теоретической части.

Глава II. Проведение исследования по выявлению роли бессознательного в творческом процессе.

§ 1. Планирование и организация исследования.

§ 2. Анализ результатов эксперимента.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

В современных источниках по психологии тезис о важной, более того, доминирующей роли бессознательного (подсознательного) в творческой деятельности стал, по существу, тривиальным. Это следствие все возрастающего интереса исследователей к серьезным научным разработкам проблемы в до - и постпсихоаналитический период, дающим основание рассматривать феномен бессознательного в качестве «источника творческого процесса».

Актуальность: тема актуальна, так как, исследуется уровень оригинальности индивидов, а в наше время при приеме на работу это один из главных факторов.

Объект исследования – проявления бессознательной сферы личности.

Предмет исследования –оригинальность в творческой деятельности как проявление бессознательной сферы личности .

Задачи исследования

Разработать опросник для изучения оригинальности в творческой деятельности.

С помощью опроса выявить индекс оригинальности в творческом процессе.

Проанализировать особенности взаимодействия бессознательного и творчества.

Разработать методику на выявление уровня оригинальности у индивидов.

Доказать валидность и надёжность разрабатываемой методики.

Гипотеза – разработанная нами методика является валидным и надежным способ изучения уровня оригинальности в творческом процессе

Глава I. Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности.

§ 1. Определение бессознательного.

Уже много раз упоминались слова «сознание», «сознательная психическая деятельность», «бессознательное», «неосознаваемая психическая активность». Что кроется за этими словами? Каковы взаимоотношения между сознательным и бессознательным психическим? Эти нелегкие вопросы относятся к одним из самых спорных в современной психологии, философии, медицине. Они весьма интересны и для специалистов в области лингвистики, искусствоведения, имеют отношение к нашей повседневной жизни.

С сознанием как будто все ясно — это высшая форма отражения объективной реальности, присущая исключительно человеку. В это понятие входит сознание окружающего мира и, что не менее важно, себя (самосознание, выделение собственного «я»). В своем развитии сознание прошло ряд этапов: от психики (не сознания!) животных, через стадное сознание и сознание человека родового общества до самосознания. Следовательно, сознание человека имеет общественно-историческую обусловленность, то есть те же корни, что и личность. Особую роль в формировании сознания отводят речи и коллективному труду.

Ну а бессознательное? Что это такое и как его изучать? Можно ли вообще сознательно говорить о бессознательном?

Интересно, что при упоминании о бессознательном сразу же вспоминают о 3. Фрейде. Как будто именно он открыл или описал его, как будто бы он его придумал. Идея о существовании неосознаваемого, бессознательного в человеке, в человеческой психике возникла веков 45 назад, за 2,5 тысячи лет до нашей эры. Ее истоки находят в работах древнеиндийских философов, в трудах Платона, Фомы Аквинского, философов XVII и XVIII веков. Разумеется, не 3. Фрейд поставил проблему бессознательного, но именно ему принадлежит первенство в попытках указать пути к изучению закономерностей бессознательного, к пониманию его особенностей. Бессознательное у 3. Фрейда превратилось в человеческую сущность, в основной источник энергии для всех проявлений человеческой деятельности.

§ 2. Определение творческой деятельности.

Теория творчества является существенным достижением психологической науки, как отечественной, так и зарубежной, и служит методологической основой развития психологии. Однако до сих пор сохраняется многозначность толкования понятия «творчества». Повторяемость отдельных понятий многочисленных определений творчества рассматриваются как выражение единства научных воззрений их авторов, а различия являются показателем богатства понятия «творчества», его многоаспектности и неисчерпаемости. При этом выделяются такие определения, как философские, психологические, педагогические, художественные, эстетические и технические.

По – мнению И.М. Розетт, «творчество - высшая и наиболее сложная форма психической деятельности, отсюда - важность разработки вопроса о роли бессознательного в структуре художественного творчества и восприятия не только для психологии искусства, но и для исследования других видов психической деятельности. Бессознательное, соучастие неосознаваемой психической деятельности в процессе художественного творчества - факт реальный и настолько важный, что без учета его невозможно раскрытие ни психологических процессов творчества, ни психологической структуры художественного образа».

Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением. Рациональное - фундамент, условие для проявления творчества.

Основателем психологии творчества в отечественной науке стал Я.А. Пономарев. Я.А. Пономарев, применяя системный подход к изучению творчества, сформулировал важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей - закон ЭУС (этапы, уровни, ступени): в развитом психологическом механизме поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные ступени решения творческих задач.

Я.А. Пономарев выделяет разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда является новым для общества. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и политике определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости. Да и для отдельного человека поначалу творчески-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное. Это понимал Н. А. Бердяев, отметивший «трагическое несоответствие между творческим горением, в котором зарождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом лаконической реализации творчества» /6,с.221/, т.е. происходит потухание творческого огня в духовных творениях, социальном учреждении. В этом трагедия творчества и его граница, наличие восходящей и нисходящей линий в творческом прозрении. «Творчество носит напряженно-личный характер, и вместе с тем оно есть забвение личности ... Творчество всегда есть самоопределение, выход из пределов своего замкнутого бытия» /4/. Принимая эти оригинальные суждения, мы не можем согласиться с таким: «Творчество есть ... тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося». Но ведь творчество имеет объектно-субъектную природу: мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, «включая» духовные потенции и «озарения», материализует их в своих действиях по изменению действительности. Положительная творческая деятельность субъективна по форме (осуществляется человеком) и объективна по содержанию (опирается на конструктивные процессы объективного мира).

Если творчество выражается в приспособлении человека к меняющимся обстоятельствам бытия, то антипод творчества – догматизм - ориентирован на сохранение стабильности и, в конечном счете, ведет к деградации. (В определенных условиях стабильность, «здравый» консерватизм имеет позитивное значение.) Творчество нацелено на оригинальность, а догматизм на размышления и действия по неизменным, готовым рецептам.

Идея несовместимости творчества с рациональным познанием получила широкое распространение. Платон считал творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. Кант называл творчество отличительной чертой гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной, Фрейд, Юм и Кречмер, подчеркивая неповторимость и невоспроизводимость творчества, целиком относили его к сфере бессознательного.

Диагностика уровня оригинальности в творческом процессе.

Проблема диагностики и развития творческих способностей - одна из центральных проблем психологии творчества. Она имеет достаточно долгую историю и не слишком счастливую судьбу.

Исследования творчества ведутся в трех основных направлениях.

Первое направление - отчет ученых-исследователей, проживших плодотворную жизнь в науке, обогативших ее первостепенными открытиями и на склоне лет стремящихся рассказать о характере своего труда. Эта традиция восходит к Чарлзу Дарвину; продолжали ее Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, В. Стеклов. У. Кеннон, Г. Селье. Свидетельство самих ученых, несмотря на неизбежную субъективность, очень интересно: ведь это сведения из первоисточника.

Второе направление - метод модельных экспериментов. Например, моделью творческого решения может служить задание, в котором предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, четырьмя отрезками "пройти" через девять точек, расположенных в три ряда, по три точки в ряду. Даже на такой примитивной модели удается получить ценную информацию.

Третий путь исследования творчества - изучение особенностей творческой личности, где используются психологическое тестирование, анкетный метод, статистика. Здесь, конечно, не может быть и речи о проникновении в интимные механизмы творческого процесса. Исследователи пытаются лишь выяснить те особенности человека, по которым еще на школьной скамье и уж во всяком случае на университетской можно было бы отбирать будущих Лобачевских, Резерфордов, Павловых и Эйнштейнов.

§ 3. Определение оригинальности.

Понятие оригинальность имеет только синонимы которыми можно объяснить это понятие - небанальность, неординарность, своеобычность, специфика, самобытность, своеобразие, неповторимость, самостоятельность, своеобразность, непохожесть, индивидуальность, нетривиальность, подлинность, причудливость, странность, необычность

§ 4. Критерии достоверности.

Все методы психологической диагностики, начиная со стандартизованных и заканчивая нестандартизованными, направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

Каждый метод предназначен для измерения какого-либо свойства, что и определяет содержание этого метода. Сведения о степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, входят в понятие валидности .

Концептуальная валидность - понимается как обоснование с позиции соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств.

Операциональная валидность — частный случай внешней валидности, степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе.

Операциональная валидность определяет степень соответствия используемой экспериментальной методики (экспериментальных утверждений) теоретическим положениям, которые положены в основу организации и проведения данного эксперимента. Конструктная валидность – один из основных типов валидности, отражающий степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве конструкта могут выступать практический или вербальный интеллект, эмоциональная неустойчивость, интроверсия, понимание речи, переключаемость внимания и т. д. Иначе говоря, конструктная валидность определяет область теоретической структуры психологических явлений, измеряемых тестом.

Эмпирическая валидность — совокупность характеристик валидности теста, полученных с помощью сравнительного статистического анализа. Показатель эмпирической валидности выражается количественной мерой статистической связи между результатами тестирования и внешними по отношению к ним критериям оценки диагностируемого свойства. В качестве таких критериев могут выступать уже рассмотренные ранее экспертные оценки, экспериментальные и «жизненные» критерии. Эмпирическая валидность чаще всего выражается коэффициентом корреляции результатов тестирования у с критериальным показателем z.

Эмпирическая валидность может быть представлена другими показателями. Например, если внешний критерий характеризуется дихотомической переменной, в качестве показателя эмпирической валидности способен выступать процент лиц, оценки которых находятся в зоне перекрытия распределения показателей по тесту в дихотомических группах .(12) Также распространенным способом представления статистической связи результатов тестирования служит табличная форма, в которой интервалы тестовых баллов сопоставлены с вероятностями принадлежности испытуемых различным диагностическим классам.
При оценке эмпирической валидности тестов необходимо устанавливать ее по крайней мере в 2 группах, так как корреляция теста и критерия может быть обусловлена специфическими для данной выборки факторами и не иметь общего значения. (9) Особенно важно, чтобы валидность теста определялась на выборке испытуемых, отличной от той, с помощью которой производился отбор заданий.(11) Для выполнения этого условия можно, например, разделить имеющийся экспериментальный материал пополам. В то же время предпочтительнее проведение нескольких исследований с последующим анализом и обобщением полученных данных.

Репрезентативность - это способность выборки представлять изучаемую совокупность. Чем точнее состав выборки представляет совокупность по изучаемым вопросам, тем выше ее репрезентативность.

Перекрестная валидность.

Это вид валидности, который устанавливается на независимой выборке испытуемых, отличающейся от той, на которой был получен фактор (построен ключ к тесту) или выявлено какое-то значимое различие между выборками.

Надёжностью называется один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения. Различают два вида надёжности - надёжность как устойчивость и надёжность как внутреннюю согласованность(надежность частей теста).

Ретестовая надежность - метод измерения надежности путем проведения повторного тестирования на той же выборке испытуемых (ретеста) и расчета коэффициента корреляции между результатами первого и повторного тестирования.

Требование ретестовой надежности является корректным лишь по отношению к таким психическим характеристикам индивидов, которые сами являются устойчивыми во времени. Если мы создаем тест для измерения эмоциональных состояний (бодрости, тревоги и т. д.), то, очевидно, требовать от него ретестовой надежности бессмысленно: у испытуемых быстрее изменится состояние, чем они забудут свои ответы по первому тестированию.

Надежность параллельных форм теста. Коэффициент надежности равен корреляции параллельных форм теста. Ошибки измерения в данном случае, кроме вышеуказанных факторов, связаны с различиями в характере действий и операций, присущих параллельным формам теста. Высокое значение коэффициента корреляции, помимо высокой надежности результатов сравниваемых тестов, указывает на эквивалентность содержания этих тестов. Поэтому коэффициент надежности для параллельных форм теста носит еще одно название — эквивалентная надежность.

Выводы по теоретической части.

В теоретической части данной работы мы изучили литературу на тему проявления бессознательного в творчестве, исходя из этого можно сделать вывод, что основной вклад в актуальность этой проблемы внес З. Фрейд. Первый постулат Фрейда, на котором построена вся традиционная теория психоанализа, "сводится к признанию того, что все душевные процессы по существу бессознательны..."

Так же мы изучили понятие творчества и оригинальности.

Творчество - творчество есть принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом.

Так же мы дали определение критериям достоверности в которые входят:

валидность, надежность, репрезентативность, надежность частей.

Глава II. Проведение исследования по выявлению роли бессознательного в творческом процессе.

§ 1. Планирование и организация исследования.

Исследования проводились с 10 мая по 24 мая 2012 года. В нём приняло участие 20 человек, 13 из них являются студентами финансово технологической академии, а 7 из них не являются учащимися каких либо учебных заведений.

На первом этапе исследования мы использовали тест С. Медника.

Данный тест, в котором предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов.

Тест является надежным источником информации о креативности и оригинальности индивидов.

Стимульный материал:

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов (составляло некоторое словосочетание). Например, для тройки слов громкая правда медленно словом-ответом может служить слово говорить (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете также изменять слова грамматически и использовать необходимые предлоги. Например, для слов часы, скрипка, единство ответом может быть слово мастер (мастер по часам, скрипичный мастер, единственный мастер).
Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были как можно оригинальнее и ярче. Постарайтесь преодолеть стереотипы и придумать нечто новое и оригинальное.

случайная гора долгожданная

вечерняя бумага стенная

обратно родина путь

далеко слепой будущее

народная страх мировая

деньги билет свободное

человек погоны завод

дверь доверие быстро

друг город круг

поезд купить бумажный

цвет заяц сахар

ласковая морщины сказка

детство случай хорошее

воздух быстрая свежее

певец Америка тонкий

тяжелый рождение урожайный

много чепуха прямо

кривой очки острый

садовая мозг пустая

гость случайно вокзал

Таблица № 1

Бланк ответов для методики   Слово   Слово  1   11    2   12    3   13    4   14    5   15    6   16    7   17    8   18    9   19    10   20    Запишите подобранные слова.

Процедура обследования, обработки и интерпретации результатов.

Исследование может проводиться с одним испытуемым или с группой.

Испытуемому предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. При работе группы исследователю нужно следить за соблюдением строгой индивидуальности в выполнении теста. Методика состоит из 20 троек слов. Тестирование должно проводиться быстро, так как нужно записывать первое, что придет в голову.

Интерпретация результатов тестирования

Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.

Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством “троек слов”, так как в одних случаях испытуемые могут дать несколько ответов, а в других – не дать ни одного.

§ 2. Анализ результатов эксперимента.

Первый этап проведения исследования - это проведение и обработка результатов опросника на выявление уровня оригинальности С. Медника.

Результаты данной методики представлены в таблице № 2.

Таблица № 2 испытуемые результат  1 14,58  2 3,79  3 12,55  4 14,69  5 14,54  6 17,29  7 10,53  8 11  9 19,69  10 11,8  ср знач 13,144  объем выборки 10  сумма 131,44  ст. отклон. 4,48847  сред. Откл. 3,21  дисперсия 20,14636  медиана 13,545  мода нет  эксцесс 0,159153197  ассиметрия 0,525109155  ошибка эксцесса Se 0,9224  ошибка ассиметрии Sa 0,6145  условие норм.распр.|As|<3Sa  0,5251<1,8435  Услов.норм.распред.|Ex|<3Se 0,1591<2,7672  

График № 1



В результате проведенной методики мы видим, что большая часть группы имеет средний показатель уровня оригинальности.

Второй этап - это проведение и обработка результатов собственной методики.

Результаты данной методики представлены в таблице № 3.

Таблица № 3 Слова Тест (частота повторов)  1.Музыка 2  2.Свистеть 2  3.Дерево 5  4.Танцы 3  5.Спать 5  6.Мягкий 2  7.Петь 2  8.Слушать 3  9.Читать 7  10.Блестящий 3  11.Кричать 1  12.Рисовать 4  13.Солнце 1  14.Бегать 3  15.Краски 3  16.Инструменты 2  17.Диск 3  18.Говорить 2  19.Цветок 4  ср знач 3  объем выборки 10  сумма 57  ст. отклон. 1,490711985  сред. Откл. 1,052631579  дисперсия 2,222222222  медиана 3  мода 2  эксцесс 1,581617647  ассиметрия 1,124610659  ошибка эксцесса Se 0,9224  ошибка ассиметрии Sa 0,6145  условие норм.распр.|As|<3Sa 1,12<1,8435  Услов.норм.распред.|Ex|<3Se 1,58<2,7672  минимум 1  максимум 7  График № 2



После обработки собственной методики мы можем наблюдать, что у основной группы из 10 человек встречается максимальное 7 повторяющихся ответов, а средний уровень повторений равняется 3, что свидетельствует о среднем уровне оригинальности у группы.

Третий этап- это ретест собственной методики.

Результаты представлены в таблице № 4

Таблица № 4

Слова Ретест (частота повторов)  1.Музыка 0  2.Свистеть 1  3.Дерево 4  4.Танцы 3  5.Спать 5  6.Мягкий 3  7.Петь 1  8.Слушать 4  9.Читать 5  10.Блестящий 2  11.Кричать 1  12.Рисовать 4  13.Солнце 2  14.Бегать 3  15.Краски 1  16.Инструменты 1  17.Диск 4  18.Говорить 2  19.Цветок 6  ср знач 2,736842105  объем выборки 10  сумма 52  ст. отклон. 1,694504  сред. Откл. 1,434903  дисперсия 2,871345  медиана 3  мода 1  эксцесс -0,951387  ассиметрия 0,231617  ошибка эксцесса Se 0,9224  ошибка ассиметрии Sa 0,6145  условие норм.распр.|As|<3Sa 0,23<1,8435  Услов.норм.распред.|Ex|<3Se -0,95<2,7672  минимум 1  максимум 6  

График № 3



Как мы видим данные по результатам тестирования и ретеста не имеют значительных различий.

Репрезентативность выборки.

Для проверки методики на выявление уровня оригинальности у испытуемых, была взята выборка из 10 человек. Количественный отбор не велик и не может быть критерием валидности. Но нами также был проведен ретест группы и дополнительно тест контрольной группы из 10 человек. Тем самым мы смогли увеличить показатели валидности.

Испытуемыми стали студенты факультета психологии в возрасте от 17 до 22 лет, и люди, не являющиеся учащимися каких либо учебных заведений в возрасте от 17 до 22 лет, что отражает валидность по социальной принадлежности.

Концептуальная валидность.

Концептуальная валидность - понимается как обоснование с позиции соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств. Методика построена на основе методики С. Медника на выявление уровня оригинальности.

Операциональная валидность

Методика собственной разработки, состоит из слов к которым нужно подобрать ассоциацию которая первая пришла в голову. Исходя из полученных ответов мы можем определить уровень оригинальности группы, анализируя частоту повторяющихся ответов. Из этого следует что методика предназначена для выявления оригинальности в творческой деятельности как проявление бессознательной сферы личности.

Данная методика является легкой по степени трудности. Что позволяет испытуемым с легкостью пройти ее. В использовании этот тест так же прост, он легко обрабатывается с помощью ключей. Для испытуемого она не требует особой умственной нагрузки. Обработка считается простой, что абсолютно исключает ошибку при интерпретации. При данном уровне трудности исключается непонимание инструкции испытуемыми.

Конструктная валидность.

Оценим нормальность распределения полученных данных.

Критериями нормального распределения являются:

-Совпадение медианны, среднего арифметического и моды.

-Ошибки эксцесса и асимметрии.

Условие нормального распределения:

1. |As|<3Sa

2.|Ex|<3Se

Оценка распределения эмпирических частот полученных данных:

Таблица № 5.

Результаты собственной методики.

Ср. знач. 2,736842105  объем выборки 10  сумма 52  ст. отклон. 1,694504  сред. Откл. 1,434903  дисперсия 2,871345  медиана 3  мода 1  эксцесс -0,951387  ассиметрия 0,231617  ошибка эксцесса Se 0,9224  ошибка ассиметрии Sa 0,6145  условие норм.распр.|As|<3Sa 0,23<1,8435  Услов.норм.распред.|Ex|<3Se -0,95<2,7672  

Таблица №6

Результаты по методике С. Медника. Ср. знач. 3  объем выборки 10  сумма 57  ст. отклон. 1,490711985  сред. Откл. 1,052631579  дисперсия 2,222222222  медиана 3  мода 2  эксцесс 1,581617647  ассиметрия 1,124610659  ошибка эксцесса Se 0,9224  ошибка ассиметрии Sa 0,6145  условие норм.распр.|As|<3Sa 1,12<1,8435  Услов.норм.распред.|Ex|<3Se 1,58<2,7672  

Таким образом, анализируя распределения данных, можно сделать вывод о том, что эмпирические данные соответствуют нормальному распределению и к ним в дальнейшем применимы методы параметрической статистики.

Это подтверждает конструктную валидность теста.

Перекрёстная валидность.

Основную группу составили студенты и 3-го курса психологов Финансово Технологической Академии в возрасте от 17 до 22 лет.

В контрольную группу вошли люди не являющиеся учащимися каких либо учебных заведений в возрасте от 17 до 22 лет

Мы сделали предположение о том, что результаты полученные ходе обследования основной и контрольной группы не будут иметь существенных статистический отличий.

Таблица № 7 Слова Тест (частота повторов) Контроль (частота повторов)  1.Музыка 2 0  2.Свистеть 2 2  3.Дерево 5 5  4.Танцы 3 4  5.Спать 5 2  6.Мягкий 2 2  7.Петь 2 4  8.Слушать 3 4  9.Читать 7 5  10.Блестящий 3 2  11.Кричать 1 3  12.Рисовать 4 3  13.Солнце 1 2  14.Бегать 3 4  15.Краски 3 4  16.Инструменты 2 3  17.Диск 3 3  18.Говорить 2 0  19.Цветок 4 3  

Данные соответствуют нормальному распределению и к ним в дальнейшем применимы методы параметрической статистики.

Перекрёстная валидность рассчитывалась с помощью коэффициента корреляции Стьюдента.

№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений   В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2  1 2  0  -1  -2.89  1  8.3521   2 2  2  -1  -0.89  1  0.7921   3 5  5  2  2.11  4  4.4521   4 3  4  0  1.11  0  1.2321   5 5  2  2  -0.89  4  0.7921   6 2  2  -1  -0.89  1  0.7921   7 2  4  -1  1.11  1  1.2321   8 3  4  0  1.11  0  1.2321   9 7  5  4  2.11  16  4.4521   10 3  2  0  -0.89  0  0.7921   11 1  3  -2  0.11  4  0.0121   12 4  3  1  0.11  1  0.0121   13 1  2  -2  -0.89  4  0.7921   14 3  4  0  1.11  0  1.2321   15 3  4  0  1.11  0  1.2321   16 2  3  -1  0.11  1  0.0121   17 3  3  0  0.11  0  0.0121   18 2  0  -1  -2.89  1  8.3521   19 4  3  1  0.11  1  0.0121   Суммы: 57 55 0 0.09 40 35.7899  Среднее: 3 2.89          

Результат: tЭмп = 0.2


Критические значения tКр  p?0.05 p?0.01  2.03 2.72  

Ось значимости:



Полученное эмпирическое значение t (0.2) находится в зоне незначимости.

Статистический вывод о перекрестной валидности методики:

Таким образом, если эмпирическое значение находится в зоне незначимости, то оба среза имеют примерно одинаковый результат.

Что подтверждает наше предположение и доказывает наличие перекрестной валидности у методики.

Эмпирическая валидность.

Сравниваем основную и полярную группу с помощью коэффициента корреляции Стьюдента. Данные соответствуют нормальному распределению и к ним в дальнейшем применимы методы параметрической статистики. В полярную группу вошли люди, которые учатся на факультете информационных технологий.

Таблица № 8 Слова Тест (частота повторов) Группа програмистов  1.Музыка 2 3  2.Свистеть 2 3  3.Дерево 5 8  4.Танцы 3 6  5.Спать 5 9  6.Мягкий 2 3  7.Петь 2 5  8.Слушать 3 7  9.Читать 7 10  10.Блестящий 3 4  11.Кричать 1 5  12.Рисовать 4 5  13.Солнце 1 3  14.Бегать 3 1  15.Краски 3 2  16.Инструменты 2 8  17.Диск 3 10  18.Говорить 2 3  19.Цветок 4 5  ср знач 3 4,842105263  объем выборки 10 10

 сумма 57 92  ст. отклон. 1,490711985 2,948882234

 сред. Откл. 1,052631579 2,55401662

 дисперсия 2,222222222 8,695906433

 медиана 3 3  мода 2 3  эксцесс 1,581617647 -1,089636243

 ассиметрия 1,124610659 0,622820153

 ошибка эксцесса Se 0,9224 0,9224  ошибка ассиметрии Sa 0,6145 0,6145  условие норм.распр.|As|<3Sa 1,12<1,8435 0,62<1,8435

 Услов.норм.распред.|Ex|<3Se 1,58<2,7672 -1,089<2,7672  минимум 1 2  максимум 7 10  

Проведем расчет с помощью t- Критерия Стьюдента.

№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений   В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2  1 2  3  -1  -2.26  1  5.1076   2 2  3  -1  -2.26  1  5.1076   3 5  8  2  2.74  4  7.5076   4 3  6  0  0.74  0  0.5476   5 5  9  2  3.74  4  13.9876   6 2  3  -1  -2.26  1  5.1076   7 2  5  -1  -0.26  1  0.0676   8 3  7  0  1.74  0  3.0276   9 7  10  4  4.74  16  22.4676   10 3  4  0  -1.26  0  1.5876   11 1  5  -2  -0.26  4  0.0676   12 4  5  1  -0.26  1  0.0676   13 1  3  -2  -2.26  4  5.1076   14 3  1  0  -4.26  0  18.1476   15 3  2  0  -3.26  0  10.6276   16 2  8  -1  2.74  1  7.5076   17 3  10  0  4.74  0  22.4676   18 2  3  -1  -2.26  1  5.1076   19 4  5  1  -0.26  1  0.0676   Суммы: 57 100 0 0.06 40 133.6844  Среднее: 3 5.26          

Результат: tЭмп = 3.2


Критические значения tКр  p?0.05 p?0.01  2.03 2.72  

Ось значимости:



Полученное эмпирическое значение t (3.2) находится в зоне значимости.

Статистический вывод об эмпирической валидности методики

Таким образом, если эмпирическое значение находится в зоне значимости, то оба среза имеют разный результат, и группа студентов социально- гуманитарного факультета имеют более высокий показатель оригинальности, чем студенты факультета информационных технологий.

Что говорит о высокой эмпирической валидности методики.

Ретестовая надёжность.

Для оценки ретестовой надежности опросника повторное тестирование проводилось с интервалом в 10 дней.

Таблица № 9 задания Тест (частота повторов) Ретест (частота повторов)  1. 2 0  2. 2 1  3. 5 4  4. 3 3  5. 5 5  6. 2 3  7. 2 1  8. 3 4  9. 7 5  10. 3 2  11. 1 1  12. 4 4  13. 1 2  14. 3 3  15. 3 1  16. 2 1  17. 3 4  18. 2 2  19. 4 6  Дисперсия 2,222222222

2,871345

 Сумма 57 52  Таблица № 10

Оценка нормальности распределения. Ex 1,581617647 -0,95138685  As 1,124610659 0,23161719  Sa 0,9224 0,9224  Se 0,6145 0,6145   1 тест ретест  

Уже на визуальном уровне заметно отсутствие значимых отличий между тестированиями. Произведем математическое обоснование.

Поставим гипотезу, что статистическая разница между показателями двух срезов не значительна.

Статистически докажем, что данные являются не значимо различными. Для этого используем статистический критерий Пирсона.




Подставляя числа в формулу, получим:

R= 0,74

Статистический вывод о ретестовой надежности методики:

Исходя из полученных данных, мы можем говорить о высокой ретестовой надежности методики.

Для данного расчёта берем результаты методики С. Медника и результаты методики по выявлению уровня оригинальности у студентов. Данные соответствуют нормальному распределению и к ним в дальнейшем применимы методы параметрической статистики.

Таблица № 11

Результаты методики С. Медника. испытуемые результат  1 14,58  2 3,79  3 12,55  4 14,69  5 14,54  6 17,29  7 10,53  8 11  9 19,69  10 11,8  эксцесс 0,159153197  ассиметрия 0,525109155  

Таблица № 12

Результаты собственной методики. Слова Тест (частота повторов)  1.Музыка 2  2.Свистеть 2  3.Дерево 5  4.Танцы 3  5.Спать 5  6.Мягкий 2  7.Петь 2  8.Слушать 3  9.Читать 7  10.Блестящий 3  11.Кричать 1  12.Рисовать 4  13.Солнце 1  14.Бегать 3  15.Краски 3  16.Инструменты 2  17.Диск 3  18.Говорить 2  19.Цветок 4  эксцесс 1,581617647  ассиметрия 1,124610659  Мы видим что различия значимы.

Произведем математическую проверку

Расчёт производился с помощью коэффициента корреляции Стьюдента № Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений   В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2  1 14.58  2  1.53  -1  2.3409  1   2 3.79  2  -9.26  -1  85.7476  1   3 12.55  5  -0.5  2  0.25  4   4 14.69  3  1.64  0  2.6896  0   5 14.54  5  1.49  2  2.2201  4   6 17.29  2  4.24  -1  17.9776  1   7 10.53  2  -2.52  -1  6.3504  1   8 11  3  -2.05  0  4.2025  0   9 19.69  7  6.64  4  44.0896  16   10 11.8  3  -1.25  0  1.5625  0   11   1    -2    4   12   4    1    1   13   1    -2    4   14   3    0    0   15   3    0    0   16   2    -1    1   17   3    0    0   18   2    -1    1   19   4    1    1   Суммы: 130.46 57 -0.04 0 167.4308 40  Среднее: 13.05 3          

Результат: tЭмп = 9.3


Критические значения tКр  p?0.05 p?0.01  2.05 2.77  

Ось значимости:



Полученное эмпирическое значение t (9.3) находится в зоне значимости.

Как мы знаем, если полученное значение находиться в зоне не значимости, то результаты срезов имеют практически одинаковое значение, у нас же оно находиться в зоне значимости следовательно мы можем говорить о том что методика обладает низкой надежностью параллельных форм.