">
Культурология История искусств
Информация о работе

Тема: История культуры Санкт-Петербурга

Описание: Общая характеристика Санкт-Петербурга. Основание и культурное самоопределение города. Послепетровские времена. Петербург Достоевского. Эпоха трех революций. Годы советской власти. Современное состояние и перспективы развития культуры.
Предмет: Культурология.
Дисциплина: История искусств.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 433
Поднять уникальность

Похожие работы:

Негосударственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования

«Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»

Утвержден
Ученым советом
факультета культуры
17 января 2009 г., пр. № 5

Учебно-методический комплекс
по учебной дисциплине

История культуры Санкт-Петербурга

для всех направлений и специальностей всех форм обучения

  

Санкт-Петербург
2010

Кафедра философии и культурологии

Составители:
доцент кафедры философии и культурологии СПбГУП,
кандидат исторических наук Е. А. Кайсаров;

доцент кафедры философии и культурологии СПбГУП,
кандидат искусствоведения А. Г. Борисова;

доцент кафедры философии и культурологии СПбГУП,
кандидат искусствоведения О. Ю. Юхнина

Рецензент
заведующая кафедрой искусствоведения СПбГУП,
доктор философских наук, профессор Т. Е. Шехтер



Пояснительная записка

Предлагаемый учебно-методический комплекс призван обеспечить полноценную работу студентов по изучению учебной дисциплины «История культуры Санкт-Петербурга» и предназначен для студентов всех специальностей и направлений всех форм обучения. Он включает в себя темы и вопросы, список рекомендованной литературы и информационных ресурсов, подробные методические рекомендации по каждому разделу дисциплины, примерные темы докладов и рефератов, перечень основных понятий и терминов, тесты и контрольные вопросы. Комплекс предлагает удобные схемы усвоения материала дисциплины, очерчивая логику изучения вопросов темы, выделяет аспекты, на которые необходимо обратить особое внимание, указывает конкретные разделы и главы книг, приведенные в списке литературы, дающие основные сведения по изучаемым вопросам, предоставляет инструментарий для осуществления самоконтроля полученных знаний — тесты. Цель тестовых заданий — проверка знаний по каждой изученной теме. Тесты составлены в закрытой форме: к каждому из вопросов предлагается несколько вариантов ответа, из которых студент должен выбрать один или несколько правильных. Ответ на вопрос считается правильным только в том случае, если студент отметит все правильные варианты ответа.

Основной замысел курса — постижение своеобразия созданного Петром I российского города, ставшего и новой столицей империи, и «окном в Европу», а также одним из красивейших городов мира. Санкт-Петербург — носитель особого типа культуры. Культура Санкт-Петербурга в рамках данной учебной дисциплины стала предметом целостного исследования. Все ее аспекты — духовный, материальный, художественный — рассматриваются во взаимосвязи и взаимопроникновении.

Цель дисциплины — дать студентам целостное представление об особенностях культуры Санкт-Петербурга в ее историческом развитии.

Задачи дисциплины — определить и охарактеризовать периоды развития петербургской культуры, наметить общие тенденции в этом процессе; выделить основные памятники, представляющие каждый период и характеризующие различные сферы культуры, показать их связь друг с другом и с историей города.

В ходе изучения дисциплины студенты должны знать: основные вехи развития культуры Санкт-Петербурга, особенности каждого ее этапа; основные культурные памятники, характеризующие этапы развития города; особенности современного культурного развития Санкт-Петербурга; специфику функционирования организаций социокультурной сферы в современных условиях.

Также студенты должны уметь охарактеризовать отдельные объекты культурного развития Санкт-Петербурга, ориентироваться в тенденциях текущей культурной жизни города, составлять программу продвижения культурного продукта на рынке.

Контроль знаний осуществляется в форме опросов на семинарских занятиях, тестирования, выполнения контрольной работы или реферата. Изучение дисциплины завершается итоговым зачетом или экзаменом.

 

Примерный тематический план дисциплины

направление подготовки 040300.62 Конфликтология №  п/п Наименование темы Всего
часов В том числе     Ауд. Лекц. Сем. СРС    Введение. Культура города и пути ее изучения 6 2 2 - 4  1. Общая характеристика Санкт-Петербурга 8 4 2 2 4  2. Основание и культурное самоопределение города 8 4 2 2 4  3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761) 10 6 4 2 4  4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение 10 6 4 2 4  5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург 12 6 4 2 6  6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского 12 6 4 2 6  7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций 12 6 4 2 6  8. Культура Петрограда — Ленинграда в годы советской власти 12 6 4 2 6  9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга 14 6 4 2 8  ИТОГО 104 52 34 18 52   

 

Примерный тематический план дисциплины № п/п Наименование темы Всего
часов В том числе     Ауд. Лекц. Сем. СРС    Введение. Культура города и пути ее изучения 6 4 2 2 2  1. Общая характеристика Санкт-Петербурга 6 4 2 2 2  2. Основание и культурное самоопределение города 6 4 2 2 2  3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761) 8 6 2 4 2  4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение 8 6 2 4 2  5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург 10 4 2 2 6  6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского 10 6 2 4 4  7. Культура Петербурга —Петрограда начала XX века — эпоха трех революций 10 4 2 2 6  8. Культура Петрограда —Ленинграда в годы советской власти 12 6 2 4 6  9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга 14 6 2 4 8  ИТОГО 90 50 20 30 40   

Учебная программа

Введение. Культура города и пути ее изучения

Общее представление о культуре как целостной и исторически развивающейся системе. Три модальности культуры (человеческая, деятельностная и предметная), их взаимосвязь. Культура и культуры.

Историческое происхождение города и разные типы городов в условиях различных социально-исторических типов цивилизации. Город как носитель особого строя культуры. Модальности городской культуры: горожане как специфическая модификация национального характера и поведения; структура жизнедеятельности в городе; город как произведение градостроительного искусства.

Источники изучения культуры города и краткая историография. Особое значение постижения искусства как самосознания культуры города.

Тема 1. Общая характеристика Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург как «умышленный город». Черты петербургской культуры, обусловленные природными факторами. Основание города в контексте истории культур (русской и европейской) — вторая ступень европеизации («окно в Европу», «российская Европия») после принятия христианства на Руси.

Влияние на культуру Петербурга статуса столицы и его утраты спустя два века. Проблема «Петербург и Москва» в истории русской общественной мысли и художественной культуры. Драма Ленинграда — «великого города с областной судьбой»; его современное состояние и перспективы возрождения как одной из двух культурных столиц России.

Тема 2. Основание и культурное самоопределение города

Причины, побудившие Петра Великого основать новый город в устье Невы и сделать его столицей государства. Роль культурного фактора в этом ансамбле причин. Поездки царя в Европу. Петр I и Лейбниц.

Строительство города, проекты его планировки и архитектурный облик первых сооружений. Освоение художественного опыта европейского зодчества и его национально-специфическое преломление («петровское барокко»). Взаимоотношение естественного и искусственного в структуре города.

Становление нового типа русской культуры в Петербурге в петровское время на светской, просветительской основе: основание Академии наук, университета, гимназий, издательств, библиотек, музеев и т. д. «Птенцы гнезда Петрова» и выработка новой идеологии. Единство рационального и эстетического во всех сферах культуры и первые шаги реалистически ориентированного искусства. Петербург и Петергоф. А. Нартов и возникновение русского дизайна. Изменение правил поведения, нравов, этикета в повседневной жизни. Появление новой одежды, организация быта, празднеств. Нарождение нового типа сознания и острота связанных с этим противоречий. Проблема «русского Ренессанса».

Тема 3. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)

Преодоление антипетербургской оппозиции после смерти Петра I и Екатерины I. Влияние Просвещения на развитие петербургской культуры. Политика Елизаветы Петровны в сфере культуры как определяющий фактор в формировании духовного облика столицы самодержавного государства. Идеологическая, психологическая, эстетическая оппозиция Москвы петербургскому европеизму и вызревание славянофильской концепции. Строительство города в соответствии с принципами, заложенными Петром I. Развитие ансамблевого принципа застройки города и разностороннее включение скульптуры в архитектурный пейзаж.

Тема 4. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение

Роль Екатерины II в формировании духовного облика Санкт-Петербурга. Екатерина II как государь, личность, представитель эпохи Просвещения.

Утверждение классицизма как господствующего принципа художественной культуры, соответствующего рационалистически-просветительской установке российского абсолютизма. Создание Академии художеств и ее регламентирующая роль в художественной жизни столицы. Эстетический потенциал столичной культуры.

Художественный опыт Европы в национально-специфическом преломлении — барокко и классицизм в архитектуре города и дворцово-парковых пригородов. Разные способы соединения рациональной конструктивности и эмоциональной декоративности, принципов французского и английского парков. «Медный всадник» Э. Фальконе и М. Колло как пластический символ культуры петербургского Просвещения.

Научная мысль и философия просветительского направления в Петербурге. Проблема воспитания человека нового типа и система образования. Развитие издательского и книготоргового дела, журналистики, библиотек. Значение сатиры в литературе и драматургии. Становление музыкальной культуры. Влияние идеалов Просвещения на развитие русской культуры и роль Екатерины Великой.

Увеличение прослойки европейски образованных представителей петербургского дворянства. Осознание ими непреодолимого разрыва между условиями жизни высших слоев общества и крестьянства как один из истоков зарождения русской интеллигенции. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева — первое свидетельство начала данного процесса. Роль женщины в духовной жизни города. Е. Дашкова — президент Академии наук. Женские образы в искусстве.

Возникновение духовного бицентризма России в начале XIX столетия как результат конфронтации Москвы и Петербурга в конце XVIII века.

Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург

Завершение строительства центра города. Стиль ампир и его взаимосвязь с классицизмом и барокко в петербургской архитектуре. Город как «расширяющаяся вселенная» — центр, предместья, пригороды. Пластический образ города, его основные черты. Соотношение искусственного и естественного (водные потоки и растительность), архитектуры и скульптуры. Принцип ансамблевости. Пластический лейтмотив петербургской архитектуры.

«Город пышный, город бедный» (А. Пушкин). «Медный всадник» как поэтическое осознание внутреннего драматизма духовного бытия, общественной жизни, культуры российской столицы.

Проблема «Петербург и Москва». Ее обсуждение А. Пушкиным и Н. Гоголем, А. Герценом и В. Белинским, И. Огаревым и А. Григорьевым. Полемика западников и славянофилов.

Характерные особенности петербургской культуры первой половины XIX века. Сохранение рационалистической традиции петровско-екатерининского Просвещения и ее развитие в сферах науки, образования, искусства. Основание Царскосельского лицея, возрождение Университета, развитие гимназического и высшего педагогического образования. Формирование социального слоя петербургской интеллигенции и ее деятельность в различных сферах культуры. Место и роль женщины в культуре Петербурга. Образ женщины в литературе и искусстве Петербурга.

Идеология и деятельность декабристов как порождение политической культуры Петербурга. Романтизм в русской культуре первой трети XIX века и его особенности в Петербурге и в Москве. Переход от романтических позиций к реалистическим при сохранении высокого значения эстетических ценностей в искусстве и в повседневной жизни города.

Развитие материальной культуры в российской столице, ее функциональная ориентация, технологический уровень и высокий эстетический потенциал. Академия наук и Университет. Соотношение естественных и гуманитарных наук, философии и геологии. Борьба прогрессивных идей и концепции Николая I и С. Уварова «православие, самодержавие, народность». Петербургская журналистика и развитие философско-эстетической мысли (А. Галич, А. Герцен, В. Белинский, Н. Чернышевский, А. Никитенко), отражавшей особенности петербургского менталитета.

Обобщающая характеристика сложившегося в Петербурге социально-психологического строя сознания. Стремление к единству «истины, добра и красоты», к сбалансированности рационализма, гражданственности и эстетизма, к сближению науки, нравственности и искусства. Преодоление противоречий «алгебры» и «гармонии» в художественном творчестве, научном познании, поведении человека в обществе (петербургский дендизм), в речи и организации быта. Сопряжения позитивного и сатирически-критического в художественном воспроизведении русской жизни. Разрешение противоречий между русским и европейским, славянофильством и западничеством, традиционализмом и новаторством, аристократизмом и демократизмом.

Поэзия А. Пушкина — гениальное воплощение всего многообразия духовных ориентаций, «петербургского начала» русской культуры. Творчество А. Пушкина и проблема стиля петербургской культуры. В. Белинский и А. Герцен о связи творчества великого русского поэта с Петербургом. Влияние А. Пушкина на все дальнейшее развитие петербургской культуры.

Тема 6. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского

Влияние научно-технического прогресса и обострившихся социальных противоречий на динамику столичной культуры. Отражение этих противоречий в творчестве Ф. Достоевского, мучительный поиск способов их разрешения. Полифоничность и диалогизм его творчества (М. Бахтин) как отражение духовного строя петербургской культуры.

Развитие концепции пушкинского «Медного всадника» в новых условиях. Речь Ф. Достоевского в день открытия памятника А. Пушкину как обобщение принципов петербургской духовности в характеристике русского национального сознания. Развитие пластического образа города и отражение в архитектуре новых технико-технологических принципов строительства, новой демографической ситуации и эволюции эстетического сознания. Связь нового строительства с классическим образом города.

Дальнейшая демократизация петербургской культуры. Выход на социальную арену разночинной интеллигенции. Углубление ее расслоения — политического, религиозного, психологического, эстетического. Возникновение проблемы «отцов и детей». «Бунт 13» в Академии художеств и возникновение Товарищества передвижных художественных выставок. «Женский вопрос» в России и его решение в Петербурге.

Развитие научной мысли. Приоритет естественных и технических наук как отражение растущих потребностей промышленности. Периодическая система элементов Д. Менделеева — ярчайшее проявление единства рационального и эстетического. Уровень культуры производства, определяющийся связью функциональных, конструктивных и эстетических критериев. Влияние позитивизма на философскую и эстетическую мысль Петербурга. Ограниченность позитивистского движения в России по сравнению с Западной Европой.

Развитие журналистики, издательского дела, книготорговли, библиотек. Переводы произведений европейских мыслителей, ученых, писателей на русский язык. Значение сатиры в петербургской литературе, драматургии, журналистике, изобразительном искусстве. Продолжение гоголевской традиции.

Отражение спора о Петербурге в общественной мысли и в искусстве.

Тема 7. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций

Петербург как центр революционного движения в России — три революции на протяжении двенадцати лет. Влияние политики на все сферы культуры. Проблема «революция и культура», различные подходы к ее решению. Борьба течений в социологии, философии, художественной культуре. Радикальное изменение ситуации после Октябрьской революции. Петербургская интеллигенция, ее социальная структура и идейный разброд — от участия в подготовке революции до декадентского отрицания смысла жизни. Рождение пролетарской интеллигенции и ее специфические черты.

Дальнейшее технико-технологическое совершенствование петербургской промышленности. Научное и эстетическое обеспечение этого процесса. Достижения естественных и технических наук и дальнейшее развитие русского дизайна. Национальное преломление европейского научно-технического прогресса. Первая мировая война, нарушившая естественный ход эволюции культуры города в данном направлении.

Строительство в городе и проблема сохранения или изменения его архитектурного облика. Верность традиции ансамблевости в художественном мышлении и новаторство. Особенности петербургского модерна; неоклассицизм и зарождение конструктивизма.

Противоречивая взаимосвязь сциентизма и эстетизма в петербургской культуре. Столкновение мирискуснического ретроспективизма, традиционалистского академизма, социально-аналитического реализма и анархически-революционного футуризма в художественной жизни города как отражение общих для петербургской модификации русской культуры этого времени процессов. Серебряный век и отношение к наследию А. Пушкина — от признания его непреходящей ценности (символисты и акмеисты) до «сбрасывания с корабля современности» (футуристы). Изменение соотношения разных видов искусства в художественной культуре города. Роль петербургского балета, книжно-журнальной графики, театральной живописи, камерной музыки.

Углубление культурных связей с Западной Европой и одновременно возникновение интереса к Востоку. Развитие научного востоковедения в Петербурге и восточная ориентация в разных областях художественного творчества.

Особенности социокультурного процесса в Петербурге–Петрограде и в Москве (до и после возвращения ей статуса столицы).

Художественное самосознание города — его воплощение в литературе, графике, живописи, фотоискусстве и нарождающемся кинематографе. Появление научного петербурговедения как теоретического самопознания города.

Стиль петербургской культуры как всепроникающая эстетически значимая структура мировосприятия, мышления, творчества и поведения.

Тема 8. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти

Культурологический смысл переноса российской столицы в Москву. Влияние на жизнь Петрограда утраты столичного статуса. Отношение советской власти к бывшей столице как к реальному или потенциальному источнику духовного сопротивления большевистскому тоталитаризму. Политика И. Сталина и его преемников, превращавшая Ленинград в «великий город с областной судьбой», уничтожавшая его своеобразие в русской культуре. Политика люмпенизации города и изменение его демографической структуры.

Зависимость нового городского строительства от этой политики и эстетического диктата вождей (сталинский неоклассицизм и хрущевский функционализм). Нарастающий разрыв между городским центром и спальными районами. Отражение этих противоречий в строительстве ленинградского метрополитена.

Сохранение в Ленинграде в 1920-е годы петербургских традиций и стиля петербургской культуры. Нарастание конфликта между дореволюционной и пролетарской интеллигенцией, захватившей при поддержке партийно-государственной власти руководящие позиции во всех сферах культуры. Духовное ограбление Ленинграда — перемещение в столицу Академии наук, отъезд в Москву многих выдающихся ученых, писателей, деятелей искусства. Подчинение столице всех ленинградских учреждений культуры — научных институтов, учебных заведений, издательств, музеев, творческих союзов и т. п. Физическое истребление петербургской интеллигенции (начиная с репрессий после убийства С. Кирова и кончая «ленинградским делом»), высылка из страны непокорных (от пассажиров «философского парохода» в 1922 году до И. Бродского), идеологическое порабощение тех, кто избежал репрессий и выжил во время блокады (действие послевоенных постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, направленных в первую очередь против ленинградцев — М. Зощенко, А. Ахматовой, Д. Шостаковича, так называемых «космополитов»).

Духовное сопротивление этой политике последних представителей петербургско-ленинградской интеллигенции и принявших от нее эстафету новых поколений. Поведение ленинградцев в годы блокады — свидетельство незыблемости нравственных принципов петербургской интеллигенции. Проявление ее гражданских и эстетических позиций после смерти Сталина и XX съезда КПСС в деятельности «шестидесятников». Критическое отношение к политике преемников Сталина, породившее и в эти годы безвременья высокие духовные ценности.

Тема 9. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга

Значение начавшегося в середины 1980-х годов перехода России от тоталитаризма к демократии в судьбе Ленинграда. Восстановление первоначального имени города как символ возрождения его былой роли в русской культуре. Изменение внешнего облика центра города благодаря реставрационным работам и городскому дизайну. Обретение независимости в решении многих вопросов материального, духовного и художественного развития Петербурга. Трудности реализации этой свободы. Первые плоды деятельности петербургской интеллигенции. Обретение самостоятельности всеми учреждениями культуры и творческими союзами. Радикальное преобразование многих средних и высших учебных заведений на основе самостоятельно разрабатываемых программ (самый яркий пример — Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов). Создание Академии гуманитарных наук, воспитательного дома, эстетического центра «Семья». Небывалая по масштабу издательская деятельность, рождение новых издательств, журналов и газет. Появление драматических, музыкальных и хореографических театров, художественных салонов. Реорганизация на демократической основе средств массовой информации — прессы, телевидения и радио. Расширение культурных связей со многими странами мира.

Превращение петербургского краеведения в культуроведение. Создание серии организаций и добровольных обществ, деятельность которых посвящена изучению города, восстановлению его роли в отечественной культуре, преподаванию истории Санкт-Петербурга в гимназиях и специализированных университетах.

Основные препятствия на пути возрождения Петербурга. Экономические трудности, общие для всей страны. Непонимание руководителями города и государства действительной роли Петербурга в истории отечественной культуры. Предвзятое отношение к культуре как результат многолетней пролетаризации населения города и воспитания презрения к интеллигенции. Празднование 300-летия города как стимул к преодолению этих препятствий и освобождению духовной энергии его жителей для восстановления места Петербурга в российской культуре.

Установление отношений Петербурга и Москвы на принципах диалога, а не конфронтации. Смысл вошедшего в обиход понятия «две столицы» применительно к современному состоянию отношений Москвы и Петербурга.

Культура Санкт-Петербурга в начале XXI века: новые тенденции и перспективы развития. Проблема сохранения культурного наследия города: официальная политика и оппозиционные движения (движение «Живой город»). Перенос в Санкт-Петербург ряда столичных функций.

Санкт-Петербург как центр российского и мирового туризма. Необходимость дальнейшего продвижения культурного наследия Санкт-Петербурга на рынке туристских услуг. Включение города в Список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

 

Планы семинарских занятий

ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Вопросы для обсуждения:

Уникальность природно-географического положения Санкт-Петербурга.

Общая характеристика динамики населения города.

Периодизация культуры Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург как промышленный, торговый, культурный центр, центр российского и мирового туризма.

ТЕМА 2. ОСНОВАНИЕ И КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРОДА (1703–1725)

Вопросы для обсуждения:

Основание города.

Культурное самоопределение Санкт-Петербурга.

Строительство Санкт-Петербурга (1703–1725).

Архитектурный стиль «петровское барокко».

Утверждение светских начал в русской живописи петровского Петербурга.

Становление в Санкт-Петербурге светской скульптуры.

Музыкальная жизнь города.

ТЕМА 3. КУЛЬТУРА ПЕТЕРБУРГА В ПОСЛЕ ПЕТРОВСКИЕ ВРЕМЕНА (1725–1761)

Вопросы для обсуждения:

Сохранение светской доминанты в культуре Петербурга в 1725–1761 годах.

Развитие градостроительных начал петровского Петербурга в 1725–1761 годах.

Стиль «барокко» в искусстве Санкт-Петербурга 2-й четверти XVIII века.

Станковая живопись середины XVIII века.

Монументально-декоративная живопись середины XVIII века.

ТЕМА 4. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА — РОССИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.

Вопросы для обсуждения:

Особенности российского Просвещения.

Становление в Петербурге духовной культуры просветительского типа.

Новые принципы строительства Санкт-Петербурга в эпоху Просвещения.

Архитектура классицизма.

Открытия литературы Санкт-Петербурга последней трети XVIII века.

Развитие изобразительного искусства в Санкт-Петербурге во второй половине XVIII века.

Расцвет отечественной скульптуры во второй половине XVIII века.

Рождение русской композиторской школы.

ТЕМА 5. ПЕТЕРБУРГ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА — ПУШКИНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ

Вопросы для обсуждения:

Типологические особенности культуры Петербурга 1-й пол. XIX века.

Реализация потенциала просвещения в петербургской культуре.

Рождение нового типа россиянина — русского интеллигента.

Место художественной культуры в пушкинском Петербурге.

Проблема «Москва–Петербург» и ее обсуждение в публицистике и литературе.

Оформление архитектурного ансамбля центра Петербурга. Стиль ампир в градостроении и архитектуре Петербурга первой половины XIX века.

ТЕМА 6. ПЕТЕРБУРГ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА — ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

Вопросы для обсуждения:

Особенности культуры Петербурга 2-й. пол. XIX века.

Отражение особенностей петербургской культуры в творчестве Ф. М. Достоевского.

Дальнейшая демократизация петербургской культуры. Интеллигент-разночинец.

Специфика художественной культуры Петербурга Достоевского.

Развитие пластического образа города: градостроительство и архитектура (стиль «эклектика»).

ТЕМА 7. КУЛЬТУРА ПЕТЕРБУРГА–ПЕТРОГРАДА НАЧАЛА ХХ В. — ЭПОХА ТРЕХ РЕВОЛЮЦИЙ

Вопросы для обсуждения:

Исторические предпосылки развития культуры рубежа веков.

Общая характеристика культуры рубежа веков.

Особенности общественного сознания как одна из предпосылок развития культуры.

Новые тенденции в художественной культуре.

Литературная жизнь предреволюционного Петербурга–Петрограда.

Облик Петербурга рубежа XIX–ХХ веков, градостроительные тенденции, стиль модерн в архитектуре.

ТЕМА 8. КУЛЬТУРА ПЕТРОГРАДА–ЛЕНИНГРАДА В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Вопросы для обсуждения:

Влияние революционных событий на культуру города. Перенос столицы в Москву.

Характеристика новых тенденций, появившихся в культуре в связи с изменением общественного строя.

Сохранение в Ленинграде в 1920-е годы петербургских традиций и стиля петербургской культуры.

Культурная жизнь города в годы Великой отечественной войны и блокады (1941–1945).

Восстановление города и культурная жизнь Ленинграда в 1950–1980-х годах.

ТЕМА 9. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Вопросы для обсуждения:

Основные тенденции развития культуры Санкт-Петербурга на современном этапе.

Строительство и архитектура: новации и проблема сохранения традиций.

Художественная культура в современном Санкт-Петербурге, арт-бизнес.

Театральная жизнь города.

Музыкальная жизнь города.

Праздничная культура Санкт-Петербурга.

Петербург и петербуржцы.

Дополнительные вопросы и задания

1. Поэты и писатели постоянно обращаются к образу города в своих произведениях, выражают свое личное впечатление о нем. Прочитайте фрагменты некоторых произведений. Есть ли среди них стихотворные строки, созвучные вашему восприятию Санкт-Петербурга? Найдите и прочитайте такое стихотворение.

Возможные стихотворные фрагменты:

И майской ночью в белом дыме
И в завываньи зимних пург
Ты всех прекрасней, несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург
Н. Агнивцев

Когда надолго выедешь из города,
Почувствуешь недели через три:
Все в нем, далеком, вдвое сердцу дорого,
Все улицы, мосты и пустыри.
В. Шефнер.

А этот город мной любим,
За то, что мне не скучно с ним,
Не дай мне бог разлуки.
Е. Крылатов

 

2. Поэты и писатели разных эпох обращались к начальному периоду истории, высказывая свое личное мнение об основании города, о Петре I. Прочитайте фрагменты некоторых произведений. Какие из авторских суждений вы принимаете, против каких возражаете? Аргументируйте свое мнение. 

Возможные стихотворные фрагменты:

А кто столицу русскую воздвиг,
И славянин, в воинственном порыве
Зачем в пределы чуждые проник,
Где жил чухонец, где царило море?
А. Мицкевич

Горячечный и триумфальный город,
Построенный на трупах, на костях
Всея Руси — во мраке финских топей…
М. Волошин

…И до сих пор, напружив спины,
На спинах держат град старинный
Сто тысяч мертвых костяков,
Безвестных русских мужиков!
Н. Агнивцев

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе…
А. Пушкин

Вырос город на болоте, блеском суетным горя,
Пусть то было по охоте самовластного царя,
Но я чту в Петре великом то, что он умен и смел
В самовластье самом диком правду высмотреть сумел.
Н. Огарев

  

3. Прочитайте различные высказывания о Санкт-Петербурге. С какими из них вы согласны? Какие вызвали у вас размышления? Какие высказывания о городе вы не принимаете?

Возможные высказывания:

«Санкт-Петербург можно любить или ненавидеть, но он никого не оставляет равнодушным».

«Город, знаменующий отречение от старого, во имя обновления нового. Город напряженного труда и великой борьбы».

«Город страданий, преступлений и смерти».

«Петербург — единственный русский город, способный стать духовной родиной уроженца чужих краев».

 

4. Известный деятель российской культуры Н. Бенуа писал:

«Кажется, нет на всем свете города, который бы пользовался меньшей симпатией, чем Петербург. Каких только он не заслужил эпитетов: «жилое болото», «нелепая выдумка», «безличный», «чиновничий департамент», «полковая казарма». Я никогда не мог согласиться с этим и должен, напротив, сознаться, что люблю Петербург... У Петербурга, охаянного его обитателями и всей Россией…, есть своя душа, выражением которой является «изумительная глубокая и чудесная музыкальность» города.

Как вы думаете, почему обитатели города зачастую ругают («охаивают») Петербург? Как вы понимаете слова, выделенные в тексте?

 

5. Прочитайте разные высказывания о нашем городе.

«Петербург — город учащейся молодежи, определяющий ее жизненный путь…»

«Санкт-Петербург — «жемчужина России и наше национальное достояние». В нем сконцентрированы музеи и заводы, учебные заведения и вокзалы, порты и театры. В этом городе есть все для достойной жизни и для души».

«В современном Санкт-Петербурге отсутствует безработица. Было бы желание, должное образование, энергия и умение трудиться, и в городе можно достичь жизненного успеха».

Что значимо лично для вас в Санкт-Петербурге? (Какие жизненные перспективы вы видите для себя в Санкт-Петербурге?)

 

6. Прочитайте высказывания о Петербурге жителей других городов, стран, побывавших в нашем городе в последнее десятилетие.

Французский артист Жерар Депардье: «Первый раз я приехал в Петербург, о котором до этого знал только по книгам Достоевского. Любовался дворцами, соборами, набережными и замечал, что люди, которые ходят по этим улицам, не похожи на москвичей, что за лицами этих людей стоит другая культура. Петербург — это перекресток веков, поэтов, прекрасных женщин, а также мировой архитектуры. Мне представляется, что в самом характере петербуржцев есть что-то сильное, мощное».

Литовский артист Юозас Будрайтис: «Питер — самый элегантный российский город, и люди там особые, более вежливые и интеллигентные».

Ваше мнение: насколько справедливо их впечатление о петербуржцах?

 

7. Прочитайте высказывания известных людей — наших современников. Немецкий режиссер Петер Штайн: «Санкт-Петербург я давно знаю и люблю. Это самый западноевропейский город из всех русских городов, и мы воспринимаем его с особой приязнью».

Праправнучка архитектора Д. Кваренги, Мариэлла Альбертини: «Петербург — одно из редких мест в мире, где сумели сохранить подлинность зданий. Город на Неве — самый европейский город в Европе».

Председатель Еврокомиссии Романо Проди назвал Петербург фантастическим городом «с его символами, историей и литературой, которые одновременно можно назвать российскими и европейскими».

Ваше мнение: насколько справедливы их слова о сущности, характере нашего города?

 

8. Современные горожане высказывают различные точки зрения на изменения, происходящие в городе. Прочитайте их.

«Город меняется, хорошеет на глазах. Центр города приобретает вид блистательного Петербурга! Особенно он прекрасен в вечернее время, когда подсвечены его мосты, здания, шпили и купола».

«В городе идет бурное строительство: гранитная Синопская набережная, вантовый мост через Неву, многоэтажные жилые дома, новые линии метрополитена».

«В городе происходят изменения, но далеко не все из них к лучшему. Недаром наш город всегда называли многоликим. И сегодня за парадными фасадами отреставрированных зданий сохраняются обветшавшие дома с коммунальными квартирами. Наряду с приведенными в порядок дворами существуют запущенные, грязные дворы. Разрушая облик петербургских улиц,  возводятся современные здания».

«Очевидны изменения, происходящие в жизни горожан. Поднимается оплата за коммунальные услуги, но обслуживание жилых домов явно требует улучшения работы городского хозяйства, изменения отношения жильцов к своим домам».

Выскажите и обоснуйте ваше мнение об изменениях, происходящих в городе.

 

9. Представьте, что вы художник. Вам поступил заказ — изобразить один из петербургских уголков. Какой район города вы выбрали бы для своего произведения? Обоснуйте свой выбор. Продумайте:

Какую точку (место) вы выберете для изображения понравившегося вам объекта? В какое время года, суток вы запечатлеете выбранный петербургский уголок?

 

10. Представьте, что по обмену к вам приехали два ровесника из европейского города. Цель приезда — изучение русского языка и знакомство с Санкт-Петербургом. Составьте программу их знакомства с городом. Учтите, что ребята приехали в Санкт-Петербург в июне; продолжительность их пребывания в нашем городе — две недели; они обучаются на курсах русского языка с 9 до 14 часов каждый день с понедельника по пятницу; живут в вашей квартире.

 

11. Представьте, что к вам в гости приезжают родственники из небольшого сибирского города: мать, отец и двое детей (мальчик 10 лет, увлекающийся футболом, и девочка — ваша ровесница, интересующаяся музыкой и театром). Родственники просят вас познакомить их с Петербургом. Как вы организуете это знакомство? Куда поведете и взрослых, и детей? Куда предложите сходить младшему члену семьи? Где посоветуете побывать вашей ровеснице? Но помните: семья приехала в Санкт-Петербург всего на три дня.

 

12. Представьте, что в центре Санкт-Петербурга к вам обращается приехавший в город человек. Он интересуется у петербуржцев, как пройти к какому-либо городскому объекту. Один из горожан на ходу отвечает «не знаю» и проходит мимо. Второй из петербуржцев останавливается и говорит: «К сожалению, я не могу вам помочь. Но мне кажется, что это здание надо искать в том направлении». Третий горожанин останавливается и предлагает приезжему рассмотреть карту города, которая помещена на автобусных и троллейбусных остановках.

Какой из вариантов ответов представляется вам наиболее удачным?

 

13. В современном Санкт-Петербурге сохраняются старые и появляются новые традиции: проведение фестивалей, концерты на стадионах, карнавалы, праздничные салюты, посещение мемориалов, посвященных блокадному Ленинграду и возложение цветов к ним, встреча белых ночей, спортивные пробеги. Если вы участвовали в каком-либо из перечисленных мероприятий, поделитесь вашими впечатлениями. Что вас порадовало, что огорчило?

 

14. После праздничных мероприятий на улицах города появляется много мусора, что ухудшает облик города.

Ваши предложения по решению этой проблемы.

 

15. В ХХ веке появилась новая традиция: молодожены посещают самые красивые ансамбли нашего города, возлагают цветы к памятникам. Какой маршрут поездки на свадебной машине выбрали бы вы, к каким памятникам возложили бы цветы?

 

16. Рассмотрите фотографию (сквер у Казанского собора). В последние годы в сквере около Казанского собора, как во многих европейских городах, люди выбирают на газоне удобное место для фотографии, залезают в фонтан под прохладные струи воды, лежат на траве. Прочитайте высказывания некоторых горожан по этому поводу. Какое из высказываний ближе всего вашему мнению?

«Это европейская традиция. В Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Вашингтоне многие горожане, особенно молодые люди, так и поступают. Ничего страшного в этом нет».

«Петербург построили на болотистой, неплодородной почве. Необходимо время и средства, чтобы вырастить сад, сквер, газон,  а погубить их очень легко. Поэтому те, кто лежат на траве, ходят по ней, выбирая место для съемок, губят газон».

«Для того чтобы сохранить красоту уникального сквера на Невском проспекте, необходимо поставить наряд милиции, который бы запрещал ходить по траве и лежать на ней, залезать в фонтан и вытаптывать цветники».

«Необходимо объяснять горожанам, какую опасность для природных уголков в Санкт-Петербурге представляет хождение и лежание на петербургских газонах. Чтобы удобно было фотографировать из сквера Казанский собор, необходимо проложить гранитными плитками дорожки по траве. Ими же выложить подходы к фонтану».

Примерная тематика контрольных работ и рефератов

Написание студентами контрольных работ по дисциплине «Культура Санкт-Петербурга» является одним из важных направлений самостоятельного изучения курса, помогает углубить знание по отдельным разделам курса, приобрести навыки самостоятельного анализа, обобщения и систематизации материала, умение логически последовательно, аргументировано и литературно его излагать.

Тему контрольной работы студент выбирает из тематики, которая рекомендована кафедрой культурологии. При выборе темы следует исходить из собственных научных интересов, стремлений и наклонностей. Студент может предложить свою тему контрольной работы. Важным условием такого подхода к определению учебного задания является его соответствие изучаемому курсу и обязательное согласование темы и плана с руководителем работы.

1 2 3 4 5