">
Лингвистика и языки Риторика
Информация о работе

Тема: Теория и методика обучения основному иностранному языку

Описание: Методические указания по выполнению курсовой работы. Рекомендации по подготовке и написанию. Основные требования. Общие критерии оценки. Образцы оформления использованных источников. Ролевое взаимодействие в диалоге. Пошаговое обучение диалогической речи.
Предмет: Лингвистика и языки.
Дисциплина: Риторика.
Тип: Курсовая работа
Дата: 22.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 26
Поднять уникальность

Похожие работы:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АЛЕКСЕЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

(АФ НИУ «БелГУ»)

«Теория и методика обучения основному иностранному языку»

для студентов специальности

050303.65 Иностранный язык

Алексеевка 2012

ББК 81.2

УДК 811.111 (072)

Б 66

Печатается по решению

Редакционного совета

Алексеевского филиала Белгородского государственного

национального исследовательского университета

Автор-составитель:

Н. Н. Битюцкая, доцент кафедры филологии и педагогики Алексеевского филиала Белгородского государственного национального исследовательского университета, кандидат педагогических наук

Рецензенты:

Афанасьева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и педагогики Алексеевского филиала Белгородского государственного национального исследовательского университета;

Лаухина И. В., старший преподаватель кафедры филологии и педагогики Алексеевского филиала Белгородского государственного национального исследовательского университета, кандидат педагогических наук

Битюцкая Н. Н.

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Теория и методика обучения основному иностранному языку» для студентов специальности 050303.65 Иностранный язык/ Н. Н. Битюцкая. – Белгород: «ПринтМастер», 2012. – 42с.

Методические рекомендации разработаны для студентов специальности 050303.65 Иностранный язык для оказания помощи в написании курсовой работы по учебной дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку», которая входит в блок общепрофессиональных дисциплин. Представлены основные требования к содержанию и оформлению работы, описаны этапы выполнения, процедура защиты.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………..4

Положение о подготовке и защите курсовых работ………………..7

Методические указания по выполнению курсовой работы ……..14

Общие критерии оценки курсовой работы …………………….. 24

Темы курсовых работ …………..………………..…………...……25

Приложения .……………………….………………………….......…...27

Пояснительная записка

Дисциплина «Теория и методика обучения основному иностранному языку», будучи одной из ведущих дисциплин в профессиональной подготовке преподавателя, учителя иностранного языка имеет своей целью ознакомление студентов с современным состоянием и тенденциями развития методики как научной дисциплины и формирование преподавателя языка и специалиста в области межкультурной коммуникации.

Цель курса «Теория и методика обучения основному иностранному языку» обусловила следующие задачи:

формировать у студентов научно-методическую базу в рамках изучаемой дисциплины как основу их будущей профессиональной деятельности;

дать представление о характере и особенностях работы преподавателя иностранного языка;

познакомить с приемами и методами преподавания языка и сформировать умения эффективного и творческого их применения на практике;

прививать навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой;

формировать целостное представление о характере и специфике профессиональной деятельности преподавателя и требованиях, предъявляемых к профессии учителя иностранного языка;

показать на междисциплинарной основе особенности овладения межкультурной коммуникацией и социокультурной компетенцией.

Важным компонентом методической подготовки студентов является их научно-исследовательская работа, проводимая в рамках написания курсовых работ с элементами исследования.

Для обучения иностранному языку характерны планомерность и системность, специальным образом отобранное и методически проинтерпретированное учебное содержание, наличие серии приёмов, способов работы, нацеленных на запоминание учащимися этого содержания и на контроль со стороны обучаемого уровня и степени владения учебным материалом, а также определенная ограниченность во времени.

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе предполагают новые подходы к решению методических проблем с точки зрения активизации деятельности всех участников педагогического процесса и прежде всего – учителя. Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам.

Показателем профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка является профессиональное мастерство учителя/преподавателя, которое складывается из совокупности профессиональных знаний и умений применять на практике эти знания, переносить приобретенные знания и умения в новые условия обучения. Следует отказаться от готовых методических “рецептов”, жёстко регламентирующих деятельность учителя в рамках конкретной методической системы, в пользу анализа современной ситуации обучения иностранным языкам в контексте общих проблем, стоящих перед обществом и школьным образованием в целом, а также с учётом современного уровня состояния методической науки и смежных с нею областей научных знаний.

Курсовая работа - это комплексное, учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход к проработке его содержания, тщательность и грамотность оформления. Цель курсовой работы - углубление и совершенствование теоретических знаний по методике преподавания иностранного языка, полученных в результате обучения и самообразования.

Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методологических положениях дисциплины «Теория и методика обучения основному иностранному языку», содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея, а также сформулированы предложения автора по более эффективному решению данного вопроса.

В процессе написания курсовой работы решаются следующие задачи:

развитие умений самостоятельной работы по сбору, изучению, анализу и обобщению материала, необходимого для раскрытия темы работы;

выработка умений формулировать логически последовательно и доказательно излагать суждения и выводы и публично их защищать;

формирование методологической, методической и психолого-педагогической готовности к самостоятельной работе.

I. Положение

о подготовке и защите курсовых работ

Общие положения

1.1. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

1.2. Написание курсовой работы преследует следующие цели:

- учебную, которая заключается в том, что автор работы должен показать широкое и полное усвоение текущего учебного материала, глубокое знание библиографии по избранной теме;

- исследовательскую, которая состоит в выявлении умения анализировать конкретные факты, обобщать их и делать обоснованные и правильные выводы.

1.3. Тематика курсовых работ должна отвечать учебным задачам данного предмета, соответствовать современному состоянию науки.

1.4. Темы курсовых работ выдвигаются и утверждаются выпускающей кафедрой филологии и педагогики АФ НИУ «БелГУ», ведущей дисциплину, по которой учебным планом предусмотрены курсовые работы.

1.5. Выбор темы курсовой работы студенты осуществляют добровольно на основе предлагаемого им списка тем курсовых работ. В названии, как правило, должно присутствовать слово, указывающее на процесс (например: изучение, исследование, анализ, развитие, формирование, влияние, активизация и т.д.).

1.6. Студенту предоставляется право уточнения темы курсовой работы вплоть до предложения своей темы.

1.7. Задания на курсовую работу должны быть индивидуализированы и согласованы с интересами и способностями студента без снижения общих требований.

1.8. Выпускающей кафедрой филологии и педагогики АФ НИУ «БелГУ» должны быть разработаны методические рекомендации, в которых определяется объем требований к курсовой работе применительно к специальности 050303.65 Иностранный язык.

1.9. Руководство курсовыми работами должно поручаться наиболее квалифицированным преподавателям соответствующей кафедры, обладающим методическим опытом и научной квалификацией. Научный руководитель разъясняет студенту цель и задачи работы над избранной темой, утверждает ее план, намеченный студентом самостоятельно, консультирует студента по вопросам подбора литературы, изучения и систематизации материалов к теме.

Студенту следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором курсовой работы. Научный руководитель не обязан исправлять все имеющиеся в работе ошибки (методологические, стилистические, грамматические и т.д.).

1.10. При подготовке курсовых работ кафедры могут давать как индивидуальные, так и групповые консультации. Индивидуальные консультации должны проводиться 1-2 раза в неделю для всех студентов. На групповых консультациях анализируются типовые ошибки, даются рекомендации по использованию справочной литературы.

Подготовка и защита курсовой работы

2.1. Курсовая работа должна представлять собой завершенное исследование, в котором анализируются проблемы в исследуемой области, и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях. Работа должна носить творческий характер, отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов, отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации и содержать теоретические выводы и практические рекомендации.

2.2. Курсовая работа должна содержать следующие структурные элементы:

титульный лист;

оглавление (если текст работы делится на главы) или содержание (в том случае, если текст работы делится на разделы);

введение;

текст глав или разделов (основная часть курсовой работы);

заключение;

библиографический список;

приложения (при необходимости).

2.3. Выполнение курсовой работы складывается из нескольких этапов: библиографирования и изучение литературы по избранной теме, составление плана работы, накопление и обработка фактического материала, написание и оформление работы, защита курсовой работы.

2.4. Лимит времени по руководству, консультациям, рецензированию, приему защиты курсовых работ распределяется следующим образом:

- для курсовых работ – до 3 часов на работу, в т.ч. 20 минут на прием каждому преподавателю (число курсовых работ не более 5 в семестре);

2.5. Законченная курсовая работа за неделю до защиты представляется студентом руководителю, который дает письменный отзыв и решает вопрос о допуске студента к защите курсовой работы.

2.6. Студент защищает курсовую работу перед научным руководителем в присутствии других студентов. Защита состоит в коротком докладе (8-10 минут) студента по выполненной работе и в ответах на вопросы.

2.7. В результате защиты курсовая работа (проект) оценивается дифференцированной отметкой, которая записывается в ведомость и зачетную книжку студента.

2.8. Студент, не предоставивший в установленный срок курсовой работы или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

2.9. После защиты курсовых работ рекомендуется проводить заключительную беседу руководителя с анализом лучших и худших исследований, с указанием на типичные ошибки и недостатки, обнаруженные в работах.

2.10. Выполненные курсовые работы регистрируются в журнале регистрации курсовых работ, ведущемся на кафедре. На свободном от текста месте, а в случае необходимости – на обороте титульного листа, оформляется отзыв научного руководителя и выставляется оценка. Отзыв должен включать в себя:

краткую характеристику работы, с указанием, в случае необходимости, ее недостатков и отметок об их устранении;

датированную отметку о допуске работы к защите, заверенную личной подписью научного руководителя (с расшифровкой подписи);

После защиты курсовые работы сдаются на кафедру. На кафедре работы хранятся в соответствии со сроком, установленным в номенклатуре дел. По истечении срока хранения работы уничтожаются по акту.

3. Требования к оформлению курсовой работы

Техническое оформление курсовой работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к печатным работам: работа должна быть написана абсолютно грамотно в научном, орфографическом и стилистическом отношении. Рекомендуемый объем курсовой работы составляет, как правило, 22 – 40 страниц стандартного текста.

Текст курсовой работы может быть набран на компьютере черным шрифтом через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А-4 (210х297). Шрифт текста должен быть четким. Размер шрифта – 14 пунктов. Страницы должны иметь поля: левое - 25-30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 25 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым и равным 1,25—1,27 см (равен одному нажатию клавиши Tab).

Текст курсовой работы должен быть написан логически последовательно, литературным языком. Предложения должны четко, просто, кратко и доступно выражать содержание. Не следует употреблять как пространных и сложно построенных предложений, так и коротких, слабосвязанных между собой фраз, допускающих двойное толкование. Недопустимы канцелярские, шаблонные и трафаретные обороты речи. Не рекомендуется употребление выражений-штампов, например: «на данный момент», «на все сто процентов», «во главу угла» и т.п. и т.д. Следует избегать неоднократного повторения слов и словосочетаний. Не рекомендуется вести изложение от первого лица как единственного числа, например «я считаю», «по моему мнению» и т.п., так и множественного, например: «мы получаем», «мы имеем» и т.п. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». В некоторых случаях можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению». Однако предпочтительней писать «по мнению автора работы» или употреблять безличные формы, например: «На основании проведенного анализа …», «Проведенные исследования подтвердили». Предложения, связанные одной мыслью, выделяются в отдельный абзац. Необходимыми элементами работы выступают грамотность работы, литературный слог, аккуратность выполнения, хорошее внешнее оформление и умелое иллюстрирование излагаемого материала.

Все страницы курсовой работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений (приложения не нумеруются). Первой страницей является титульный лист, оформленный в соответствии с образцом (приложение 1), номер страницы на нем не ставится. На последующих страницах порядковый номер печатается в середине верхнего края страницы или в правом верхнем углу.

За титульным листом следует страница с указанием содержания работы в соответствии с ее планом и рубрикацией в тексте (приложение 2).

Изложение каждого раздела и подраздела в тексте курсовой работы должно начинаться с его названия, которое должно точно соответствовать содержанию работы. Заголовки глав, а также слова «Введение», «Заключение», «Оглавление», «Библиографический список» следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Нумеровать разделы и подразделы следует нумерованным многоуровневым списком. Номер ставится непосредственно перед названием раздела или подраздела (в этой же строке). После номера ставится точка. После самого названия точка не ставится. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовки отделяются от текста сверху и снизу двумя интервалами.

Структура разделов и подразделов должна хорошо просматриваться, поэтому оформлять текст работы необходимо по единому шаблону, с использованием шрифтов: заголовки глав, а также слова «Введение», «Заключение», «Оглавление», «Библиографический список» оформляются прописными буквами полужирным шрифтом, заголовки подразделов оформляются как предложение с большой буквы полужирным шрифтом, слова и словосочетания, на которых акцентируется внимание – курсивом. Примеры чего-либо или небольшие выдержки выделяются курсивом.

Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом “Рис.” и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела.

Номер схем, графиков должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенного точкой, например: Рис. 2.1. (первый рисунок второго раздела).

Номер рисунка с поясняющей подписью помещают ниже самого рисунка.

Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не номеруют и слово “Рис.” не пишут.

Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы под соответствующим заголовком помещают надпись “Таблица” с указанием номера этой таблицы, состоящего из номера раздела и порядкового номера таблицы, например: “Таблица 2.3.”.

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы читать ее можно было без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Ссылка на таблицу по ходу текста выполняется так: в табл. 2.3. приводятся данные о ....., при повторной ссылке - см. табл. 2.3.

Примечание к таблице размещается непосредственно под ней.

При написании курсовой работы ее автор обязан давать ссылки на автора и источник, откуда он заимствовал материалы или отдельные результаты. Фрагмент содержания источника или научного исследования, используемого при выполнении работы, может быть дан в виде цитаты, которая должна полностью соответствовать подлиннику. Цитата обязательно заключается в кавычки. Данные источники могут быть изложены своими словами, однако, при этом также необходимо делать ссылку.

В зависимости от назначения ссылки на источники и на литературу могут быть трех видов: ссылки на цитируемые источники и литературу, например (Маккормак, 1990: 380); ссылки на упоминаемые источники и литературу без их цитирования, например (Gibbs, 1990; 1994); рекомендуемые, когда автор отсылает читателя к тем источникам, в которых с большей полнотой раскрываются определенные положения или факты, напрмиер (см. Костомаров, 2005).

При оформлении цитат следует знать правила, связанные с написанием прописных и строчных букв, а также с употреблением знаков препинания в цитируемых текстах.

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного — когда эта цитата представляет собой часть предложения автора научно-исследовательской работы.

Цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после точки, например: Еще Г.В. Плеханов в свое время отмечал: "Всё изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми".

Цитата начинается со строчной буквы, если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью (опущены первые слова), например: С.И. Вавилов требовал "...всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг".

Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например: М. Горький писал, что "в простоте слова — самая великая мудрость: пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги".

Если цитата заимствуется не из оригинала, а из какой-либо другой работы, то принято указывать данные этой другой работы следующим образом: (цит. по Костомаров, 2005: 96).

Список использованных источников приводится в конце работы.

Материал в списке источников рекомендуется располагать в алфавитном порядке, раздельно в русском и латинском алфавите. Библиографическое описание включает следующие элементы: заголовок описания - фамилия и инициалы автора или авторов; название, область выходных данных - место издания, издательство, дата издания, сведения об объеме издания (приложение 3).

Оформленная курсовая работа подписывается и сдается на кафедру.

II. Методические указания по выполнению курсовой работы

Рекомендации по подготовке и написанию курсовых работ

Важным этапом самостоятельной работы, при написании курсовой работы, является выбор темы и составление ее плана. Студенту следует помнить, что от выбора темы, от того, насколько правильно составлен план, во многом зависит и качество выполняемой курсовой работы. Методика развивается на стыке лингвистики, психологии и дидактики как результат их взаимодействия в целях обучения иностранному языку. Все факты и закономерности смежных наук, используемых методикой, получают новое осмысление и преобразуются в методические факты и закономерности. В результате методика обогатилась новыми направлениями, подходами и методами обучения.

Нередки случаи, когда студент выбирает ту тему, которая ему показалась более легкой, или ту, по которой у него имеется необходимая литература. При этом он забывает о цели написания курсовой работы: научится самостоятельно работать с библиографией, библиотечными каталогами, подбирать необходимый материал; усвоить назначение «Введения» и «Заключения» к работе; научиться самостоятельно излагать материал (а, в дальнейшем, и свои взгляды на проблему), овладеть научно-исследовательским стилем письма (отсутствие личных местоимений; неупотребление глаголов, выражающих чувства, эмоции; повествование от третьего лица; особая мера выдержанности оценок (личности, процессов, ситуаций и пр.), недопустимость политизированного подхода и т.д.) и методами самостоятельного изложения экономического текста; полностью усвоить формальные и редакционные требования оформления работы.

Для того чтобы выбор темы был осуществлен правильно, студенту вначале следует внимательно посмотреть соответствующий раздел курса. Это поможет лучше представить содержание, объем и основные вопросы избираемой темы, связать их с интересами студента в той или иной области знаний.

Важно помнить, что использование в своей работе произведений других авторов без всяких ссылок на них расценивается как плагиат. В качестве плагиата рассматривается не только дословное заимствование текста, но и заимствование с некоторыми стилистическими изменениями, в том случае, когда логика текста явно соответствует первоисточнику. В качестве плагиата может не рассматриваться заимствование текста, повествующего об общеизвестных фактах. Также необходимо учитывать, что построение работы или ее части на основе заимствованных текстов с корректными ссылками на них, но без сколько-нибудь серьезного вклада автора считается компиляцией, в то время как сутью курсового исследования является не пересказ прочитанного, а его аналитическая трактовка.

После выбора темы и согласования ее с научным руководителем студент самостоятельно или же опять-таки с помощью научного руководителя может приступить к подбору основной и дополнительной литературы по избранной тематике.

План - это логическая основа, костяк курсовой работы, важнейший показатель того, насколько глубоко студент изучил имеющиеся источники и отобрал из них самое существенное. Правильно составленный план свидетельство понимания студентом содержания рассматриваемой проблемы. План целесообразно согласовывать на консультации с научным руководителем. В план работы рекомендуется включать: введение, основную часть, заключение, список использованных источников, если есть, приложение.

После того как изучены и законспектированы выбранные материалы, студент уточняет план своей работы и приступает к написанию текста и оформлению курсовой работы.

Краеугольным камнем любого исследования является проблема, с определения которой и начинается исследование. Определить проблему – значит установить несоответствие между желаемым и действительным. Во-первых, проблема возникает тогда, когда есть необходимость, потребность в чем-либо. Во-вторых, проблема – это расхождение, противоречие между тем, что мы хотели бы сделать и нашими возможностями, наличием тех или иных средств.

Перед студентом не стоит задача в своей курсовой работе открыть какие-то новые научные положения в области методики. Он должен в процессе изложения вопросов темы показать способность осмысленно пользоваться литературой, понимать методологию изложения материала, уметь обработать фактический материал, сделать правильные выводы и обобщения, увязать теорию с практикой современной действительности.

Составляя текст курсовой работы, студент должен стремиться к его самостоятельному изложению, допуская и использование цитат из источников, которые подтверждают написанное студентом. Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного положения автора курсовой, а не носить характер сплошного текста. При использовании цитат необходимо давать сноску на используемый источник.

Дословное изложение прочитанной литературы недопустимо, так как противоречит самому смыслу курсовой работы, не создает условий для получения знаний, выработке убеждений, развитию способностей, приучает к обману.

Только самостоятельность в изложении полученных знаний позволит студенту через свою курсовую работу понять, насколько он усвоил тему, осуществить самоконтроль знаний.

Иногда студент сталкивается с таким положением, когда у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу. В таком случае, очень хорошо привести высказывания нескольких авторов, стоящих на разных позициях и дать свое отношение к ним. Попытаться дать аргументированное изложение собственного понимания данного вопроса.

Собранный фактический и цифровой материал надо систематизировать, то есть свести его в таблицы, диаграммы и графики, схемы. Их можно давать как в тексте по ходу изложения того или иного вопроса, так и в конце курсовой работы в качестве приложения. Весь приводимый в курсовой работе цифровой и фактический материал должен быть оформлен сносками.

Тщательно отредактированный и вычитанный после написания (печати) текст курсовой работы необходимо правильно оформить.

2.Основные требования, предъявляемые к курсовой работе

Требования к содержанию курсовой работы

Написание курсовой работы по дисциплине «Теория и методика обучения основному иностранному языку» является завершающим звеном научно-практического исследования конкретного методического вопроса. В основу работы должно быть положено теоретическое осмысление названого методического вопроса, методическая разработка путей его разрешения и описание экспериментальной работы, которая как правило представляет собой апробацию предложенной методики в ходе педагогической практики. Курсовая работа может носить полностью теоретический характер, если выбранная тема посвящена ретроспективному анализу истории методов преподавания иностранного языка и имеет в своей основе исторический подход. Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от правильной организации ее подготовки и написания, а также соблюдения основных требований, которые к ней предъявляются.

Во введении дается обоснование выбора темы, указываются ее актуальность и значимость, степень ее разработанности в литературе, в т.ч. определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, формулируются цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, может быть выдвинута гипотеза, определяющая направление исследования, перечисляются методы исследования, используемые в работе, дается информация об объеме работы.

Введение должно вводить в круг затрагиваемых проблем, определить цель и характер предстоящей работы. Оно должно быть написано лаконичным языком, отличаться логической стройностью и занимать по своему объему до 3-х страниц компьютерного набора.

В основной части рассматривается состояние исследуемой проблемы в специальной литературе, анализируется педагогический и методический опыт, приводятся дидактические материалы и предлагаются практические рекомендации по их использованию в учебно-воспитательном процессе. Основная часть курсовой работы посвящается конкретному анализу и решению поставленных во введении задач. Достижение поставленной цели в немалой степени зависит от умения правильно структурировать работу, чтобы выделенные параграфы полно и логически последовательно раскрывали содержание темы.

К числу нередко встречающихся недостатков основной части курсовой работы можно отнести следующие: название параграфа по своему содержанию приближается к теме курсовой работы или даже выходит за ее рамки. Случается и наоборот, когда все параграфы в совокупности не охватывают содержания темы, и даже скрупулезный анализ отдельных вопросов не позволяет автору раскрыть тему.

Основная часть как правило делится на две главы, первая из которых является теоретической, а вторая носит практический характер.

В первой (теоретической) главе работы излагаются теоретические аспекты темы на основе анализа научной литературы, рассматриваются дискуссионные вопросы, которые помогают рассмотреть проблему более детально, глубоко, а также формулируются позиция, точка зрения автора. Необходимо помнить, что каждый пункт плана должен заканчиваться методическими выводами. Завершают первую часть выводы по всему теоретическому блоку.

Вторая (практическая) глава включает в себя описание экспериментальной работы, которая представляет отражение обучающей деятельности будущего учителя по решению поставленной методической задачи, а также информацию об апробации методических рекомендаций. Это часть также завершается выводами по всему практическому блоку. Главы должны иметь заголовки, отражающие их содержание. При этом заголовки глав не должны повторять название работы.

    В заключение подводятся итоги работы, излагаются достигнутые результаты, формулируются выводы, к которым пришел автор, а также отмечаются перспективы дальнейшего возможного исследования заявленной темы. Объем заключения – до 2-х страниц компьютерного набора.

Актуальными признаются темы, недостаточно разработанные теоретически и практически, посвященные важным проблемам методики. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов. Высокую оценку получают те курсовые работы, которые отличаются практической значимостью решаемых вопросов. Существенное значение имеют также роль и место выбранной темы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

Целью работы является исследование проблем, определяемых выбранной темой, а также направлений и методов их решения. Цель работы необходимо сформулировать кратко и конкретно. Она должна вытекать из обоснования актуальности темы. Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, а при возможности и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту времени. Цель исследования, которая отражает комплексность, системность изучения явления (обычно формулируется при помощи фраз типа: разработать, определить, выявить особенности и т.д., исследовать …) - напрямую связана с названием темы исследования.

Задачи исследования – это теоретические и практические результаты, которые должны быть получены в ходе выполнения работы. Они должны определять структуру содержания. Задачи, как шаги к достижению поставленной цели исследования – связаны с формулировкой глав и параграфов работы (ключевые фразы – определить, сопоставить, проанализировать, выявить, рассмотреть, выделить, создать, показать,…)

Один из наиболее распространенных и серьезных недостатков курсовых работ состоит в том, что формулировки целей и задач не удовлетворяет требованиям четкости и содержательной обоснованности.

Объект исследования – это, например, отдельные проблемы теории и методики обучения иностранному языку или теоретические концепции того или иного ученого и т. д. Определяя объект исследования, Вам необходимо ответить на вопрос: что рассматривается.

Предмет исследования определяется темой курсовой работы и объектом исследования. В зависимости от выбранной темы это могут быть методические проблемы, методы обучения иностранному языку, педагогические технологии и т.д. Устанавливая предмет, Вы определяете как будете рассматривать объект именно в данном исследовании, ибо предмет обозначает аспект рассмотрения объекта. Предмет исследования определяет точку зрения на объект Вашего исследования, акцентирует, какие присущие объекту отношения, аспекты, функции станут изучаться.

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Это решение противоречивой ситуации, которое определяет основное направление исследования. Она должна быть проверяема, подтверждаема при помощи методик.

Методы исследования делятся на общие теоретические и опытные (эмпирические).

Теоретические – анализ, синтез, индукция, дедукция, изучение и обобщение опыта квалифицированных учителей, критический анализ источников.

Опытные (эмпирические) – наблюдение, беседа, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, математические методы, тестирование.

Позиция исследователя при наблюдении двояка (активное участие и наблюдение со стороны), наблюдение может быть открытым и скрытым, непрерывным и дискретным. Этапы наблюдения: цель – план – форма исследования.

Эксперимент – научно поставленный опыт, основанный на тщательном изучении варьирования исследуемого явления при возможном уравнивании остальных факторов. Виды эксперимента – констатирующий, проверочный или контрольный (проверка гипотезы), формирующий (конструирование новых педагогических явлений). По месту проведения – естественный и лабораторный эксперимент. По длительности эксперимент может быть кратковременный и лонгитюдный. Обычно выделяют четыре фазы эксперимента – организация, реализация, констатация, интерпретация.

Курсовая работа, в которой только пересказываются учебники, учебные пособия не допускается к защите и возвращается студенту на доработку. Работа должна быть правильно оформлена, с точным указанием сносок и ссылок.

Не допускается сокращение слов в названии документов, кроме общепринятых аббревиатур (РАН, ЦБ, РФ и др.) Не следует перенасыщать текст специальными терминами и сокращениями, затрудняющими чтение.

Объем курсовой работы должен быть в пределах 30-40 страниц машинописного текста при выполнении ее на компьютере.

Распределение текста желательно следующее:

Введение – 2-3 страницы, первая глава – 10-12, вторая глава – 15-20 страниц, третья глава – 10-15 страниц и заключение – 1-2 страницы, библиографический список – 3-4 страницы.

Требования к оформлению библиографического списка.

Официальные издания – законодательные и другие материалы – располагают в хронологическом порядке, литературные источники – в алфавитном порядке по фамилии авторов и заглавий с учетом последующих вторых, третьих и т. д. букв.

Список литературы на иностранных языках приводится в алфавитном порядке после списка на русском языке.

Словари указываются после основного списка литературы в алфавитном порядке. При необходимости указывается имя составителя словаря. В том случае, если словарь является результатом коллективного труда, то указывается имя главного редактора. При использовании электронного словаря указывается версия и год выпуска.

Нумерация документов в списке литературы должна быть сплошной – от первого до последнего названия. Библиографическое описание каждого источника составляется по определенной схеме и состоит из ряда обязательных элементов в соответствии с существующим ГОСТом.

Приложения. В конце курсовой работы помещают приложения в виде глоссария, с примерами из художественной литературы или примеры перевода с комментарием. Если приложений несколько, то на каждом из них в правом верхнем углу пишется слово «Приложение» и проставляется порядковый номер. Нумеруются приложения в той последовательности, в которой их данные используются в курсовой работе. При обращении в тексте работы к тому или иному приложению делается ссылка, например: в Приложении 2.

3. Основные этапы работы студента над исследованием

1 этап - выбор темы;

2 этап - согласование и (если необходимо!) корректировка выбранной темы с научным руководителем, обсуждение принципиальной логической структуры работы и предварительного списка необходимых материалов;

3 этап - составление предварительного списка материалов и первоначального варианта плана курсовой работы;

4 этап - представление первоначального варианта плана и одобрение его научным руководителем;

5 этап - работа с подобранными материалами, составление библиографии и конспектов прочитанного, уточнение плана курсовой работы;

6 этап - написание введения: обоснование выбора темы, раскрытие актуальности, цели и задач исследования, указание основных источников используемых материалов и т.п.;

7 этап - написание основного текста курсовой работы, разработка приложений;

8 этап - написание заключения, проверка адекватности выводов целям и задачам, постулированным во введении;

9 этап - оформление курсовой работы в соответствии с предъявляемыми требованиями и сдача ее на кафедру в установленные сроки;

10 этап - анализ полученного предварительного отзыва научного руководителя и подготовка к защите;

11 этап - защита курсовой работы.

Остановимся поподробнее на некоторых из перечисленных требований.

4. Защита курсовой работы

Примерный план выступления студента на защите курсовой работы

1. Общая характеристика курсовой работы:

- тема;

- мотивы выбора темы;

- круг основных вопросов, раскрытых в теме;

- основные литературные источники, использованные в работе при раскрытии темы.

2. Характеристика основного содержания курсовой работы:

- сущность теоретической проблемы, раскрытой в теме;

- позиции ученых и оценочные суждения автора по ее основным аспектам;

- краткое содержание и оценка практической части.

3. Самооценка результата и качества выполненной курсовой работы:

- как удалось решить поставленные задачи;

- степень удовлетворенности результатами проделанной работы;

- над какими вопросами тема работы может быть продолжена.

III. Общие критерии оценки курсовой работы

Неправильно оформленная работа не принимается.

Отлично – курсовая работа написана на актуальную тему и соответствует современным тенденциям в сфере обучения иностранному языку, отражает теоретическую самостоятельность автора, полученные результаты дополняют уже имеющиеся идеи, а предлагаемые практические разработки могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе, автор демонстрирует высокую степень проработанности достаточного количества научно-методической и учебной литературы по теме исследования, корректно использует терминологию, все составные части работы логически взаимосвязаны, она правильно оформлена;

Хорошо – курсовая работа написана на актуальную тему и соответствует современным тенденциям в сфере обучения иностранным языкам, отражает хороший уровень теоретических знаний автора, результаты работы уточняют уже имеющиеся материалы в области обучения иностранному языку, автор демонстрирует высокую степень проработанности научно-методической литературы, однако в работе отсутствует анализ учебной литературы, в ряде случаев отмечаются неточности при передачи терминов ИЯ на русском языке, работа имеет все необходимые части и в целом отвечает требованиям по ее оформлению;

1 2