">
Лингвистика и языки Риторика
Информация о работе

Тема: Предмет филологии; языкознание в системе филологических наук

Описание: Понятие словесности: роды и виды словесности. Филология; ее предмет; языкознание как ее часть. Понятие словесности: роды и виды. Языковой знак: означающее и означаемое, значение и значимость. Член определенной знаковой системы. Единицы и ярусы системы.
Предмет: Лингвистика и языки.
Дисциплина: Риторика.
Тип: Курсовая работа
Дата: 03.09.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 122
Поднять уникальность

Похожие работы:

1. Предмет филологии; языкознание в системе филологических наук.

Филология (от греч. ?????????, «любовь к слову») — название группы дисциплин (лингвистика, литературоведение, текстология и др.), изучающих человеческую культуру через текст. Лингвистика не всегда включается в филологию: во-первых, она не обязательно исследует тексты, во-вторых, не всегда затрагивает культурологическую сторону вопроса (хотя связь языка и культуры — лингвофилософская проблема, которая нередко ставится); для лингвистики характерна бо?льшая близость к точным наукам, чем для других дисциплин, традиционно относимых к филологии.

Ю.В.Рождественский определяет предмет филологии - «Задачей филологии является, прежде всего, отделение произведений словесности, имеющих культурное значение, от таких, которые его не имеют. Для решения этой задачи необходимо сначала обозреть весь массив произведений словесности. Это можно сделать только путем классификации этих произведений»

В.И. Аннушкин говорит, что филология – это общее обозначение двух наук: лингвистики и литературоведения, связанных единым предметом изучения – словом.

А по мнению Шапира М.И., «главный предмет филологии — текст и его смысл»; только филологию интересует «текст как целое <...> то есть уникальное, неповторимое единство смысла во всей полноте и в любых тонкостях его материального воплощения в чувственно воспринимаемой форме».

Существует классификация, по которой все филологические дисциплины делятся на литературоведение и языкознание. Один из основоположников современного научного языкознания российско-польский ученый И.А. Бодуэн де Куртенэ определял эту науку как «систематическое, научное исследование языка в его причинной связи». Языковедение считается наукой филологической, поскольку филологией, словесностью в широком смысле называется весь комплекс наук, познающих духовную жизнь племен, народов и человечества через слово, язык, тексты. Языкознание же представляет собой направленную деятельность человеческого разума, упорядочивающего языковые явления.

Как и всякая развитая наука, языкознание имеет различные подразделения и ответвления. С одной стороны, следует различать общее языкознание, изучающее широкие, универсальные законы, присущие всем языкам мира, и общие принципы и методы изучения языков, и частные языковедческие дисциплины, посвященные отдельным языкам или языковым группам.

Из учебника Реформатского:

«Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, т.е. понимания человеком действительности и себя в ней». Язык принадлежит всему обществу, обеспечивает коммуникацию между людьми. Ялингвистикп изучает коммуникативную функцию языка.

«Филология – это наука о культуре. Культура же – это знания, накопленные обществом. Совокупность семиотических систем. Основа – язык. Становится понятной только после изучения языка. Мы умеем передавать и сохранять знания при помощи языка: сначала мы обучаемся языку, а потом тому, что написано этим языком. Таким образом мы приобщаемся к культуре.

Культура делится на три вида:

1. Духовная культура – идеи, гипотезы, предположения ит.д.

2. Материальная культура – например, здание МГУ: это больше, чем просто строение, здесь присутствует идея

3. Физическая культура – это всё то, что мы можем физически выполнить.

Когда мы говорим о культуре языка, мы говорим о хранимых произведениях, ценных для нас. Существуют различные виды и классы произведений слова. Так, документ составляется одним образом, художественное же творение другим»

Языкознание связано со следующими науками:

1. Семиотика - наука об общей теории знаков (ведь язык – это прежде всего коммуникативная система)

2. Социология - учение о строении общества (ведь язык – общественное явление)

3. Логика – наука о законах мышления (ведь язык неразрывно связан с мышлением)

4. Психология и физиология (ведь языковедение имеет своим предметом не только язык, но и речь, а речь – это психофизический процесс)

5. Медицина (ведь языковедение интересуется не только нормальной физиологией, но и патологией, т.е. нарушениями речи; в частности, изучение речи глухонемых и глупослепонемых очень много дает лингвистам для изучения структуры языка и его функционирования)

6. Акустика (ведь для правильного понимания того, что именно из звукового множества язык отбирает для организации своей знаковой системы, лингвисту нужны сведения из акустических характеристик)

7. Этнография – народоведение (ведь лингвисту важно изучать не только памятники письменности, но также изучать живые говоры и диалекты, изучать быт носителей того или иного языка или диалекта; таким образом, лингвистическая дисциплина диалектология и этнография представляют интерес для языковедов в своей взаимосвязанности)

8. Археология (с ней связывает лингвистику изучение вымерших древних языков и определение их носителей, области их распространения)

9. Антропология (эта наука играет важную роль при исследовании вопроса о происхождении речи у первобытных людей, а также и для решения того, как связаны и в чем не связаны признаки языка и расы)

10. Исторические науки (они тесно взаимодействуют с языковедением в тех случаях, когда лингвистические данные проливают свет на те или иные события для историка и когда данные истории помогают лингвисту точнее локализовать те или иные факты в истории языка).

11. География (ведь через историю географические факторы могут оказаться и факторами лингвистическими; так, широкие открытые территории содействуют разобщению диалектов, а ограниченные – их сближению).

12. Филология (ведь языкознание как отдельная наука вышла из недр филологии; филология – это буквально «словолюбие», т.е. изучение всего, что связано со словом и первоначально с письменным словом)

13. Математика (ведь точность математики – это идеал научного знания)

14. Теория информации (теория информации изучает процесс передачи информации по каналам связи; состоит в числе математических дисциплин)

Внутренняя и внешняя лингвистика по Соссюру:

К внешней лингвистике относятся элементы, которые влияют на развитие языка с внешней стороны.

Этнология, отношение между языком и политической историей (римскове завоевание; реформы Петра; после Революции в России появились аббревиатуры; после распада Сов.Союза (где была цензура) появились новые слова, заимствования, сокращения, сниженная лексика);

Отношения между языком и церковью, которые связаны с литературным развитием языка (кириллица, латиница – у католиков и православных)

География (языки на территории одной страны - диалекты). Как, где и почему появились языки

К внутренней лингвистике относится всё то, что в какой-либо степени видоизменяет систему

Заимствование иностранных слов (не явл. Постоянным элементом в жизни языка)

Изменение произношения слов, что входит потом в норму

2. Понятие словесности: роды и виды словесности.

Язык – совокупность членораздельных словесных высказываний, организованная правилами их построения и связанная исторической и культурной преемственностью. В узком смысле – организованная совокупность слов и правил построения высказываний. Речь –текущий обмен высказываниями.
Словесность – исторически сложившаяся система образцовых произведений слова и норм использования, хранения и создания новых произведений.
Фактуры языка (отношение инструмента создания высказывания к материалу):
1) Устная речь (естественный язык)
Орудие и материал устной речи – человеческий организм и окружающая человека воздушная среда. Мгновенное затухание и ограниченная досягаемость голоса. Усваивается по мере произнесения, требует быстрой сообразительности и длительного внимания даже при относительно простом построении.
2) Письменная (рукописный текст, несет на себе отпечаток человека). 
Система норм построения, чтения, хранения и воспроизведения письменных текстов и совокупность письменных произведений, принадлежащих конкретной культурной традиции.
3) Печатная (те, кто умеют и имеют право писать, управляют обществом с помощью речи; используют другой канал коммуникации: автор – издатель – публикация и т.п.)
С возникновением МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ фактуры размываются.
СМИ распространяют новости по определенному КАНАЛУ. Текст массовой коммуникации непрерывно создается и распространяется с помощью современных технических средств на неограниченные рассредоточенные аудитории.
1) Устная словесность
:

Диалог – обмен высказываниями, объединяющими людей в ходе подготовки действий и самих действий. 
Молва – сообщения значимой для общества текущей новой информации по цепочке, а также объединяет речевой коллектив, поскольку постоянно поддерживает осведомленность его членов о действиях других и о текущих событиях. 
Фольклор – высказывания, содержащие постоянно значимую информацию, которые сохраняются и используются по мере надобности. 
К культуре относится только фольклор, в его содержание входят обобщенный опыт, нормы поведения и правила создания и использования речи. Этнос (народ), как культурная общность, характеризуется единой системой фольклора.
Дописьменные литературные (ораторская проза, сценическая речь, литургическая речь).
2) Письменная словесность.
Письменные:
Надписи. Тексты, назначение которых зависит от носителя информации. Выполняются на предметах, которые не рассматриваются как специальные материалы письма. Содержание надписи указывает на предмет, на котором она сделана. Наука эпиграфика изучает надписи на различных предметах, нумизматика – на монетах, сфрагистика –на медалях.
Рукописи: тексты, назначение которых независимо от носителя информации. Выполняются специальными инструментами письма на писчем материале. Документами занимается дипломатика, сочинениями и письмами – палеография.
Документы – произведения слова, назначение и содержание которых состоит в фиксации правовых отношений. Необязательность создания, но обязательность прочтения, ограничение круга лиц.
Документооборот осуществляется посредством специального института речи – канцелярии, которая вырабатывает общие и специальные нормы и правила работы с документом. 
Письмо
Сочинения: произведения слова, назначение которых состоит в сообщении информации, предназначенной для любого заинтересованного лица без ограничения права доступа к тексту, поэтому создание и получение сочинений не рассматривается как обязательное.
Различаются характером содержания (в отличие от документов). В составе сочинений выделяются поэзия (в новое время развивается в художественную литературу) и проза. Поэзия характеризуется наличием подражания – художественного вымысла, проза же имеет реальное содержание. 
3) Печатная словесность, или литература (научная, художественная, журнальная).
Изобретение книгопечатания означало возникновение новой информационной технологии, которая совершила переворот во всей системе письменной культуры (широкое тиражирование книг, развитие образование, складывается литературное авторства, разделение труда в литературной деятельности, язык становится общенациональным, необходимость цензуры, связанная с претензиями к авторам). Произошло существенное изменение всей системы словесности, что привело к возникновению трех основных родов печатной литературы: 
1. Научной
2. Журнальной 
3. Художественной.
4) Массовая коммуникация (массовая информация в виде радио, телевидения, прессы, кино; реклама и информатика)
Периодический комплексный текст, назначение которого состоит в распространении новой текущей общественно значимой информации.
Подразделяется на две сферы:
1) Массовая информация. Удовлетворяет общие интересы
2) Информатика. Содержит полную систематизацию фактов культуры Удовлетворяет индивидуальные интересы. 
Термин словесность имеет четыре значения: 1. Совокупность словесных произведений (текстов) русской речевой культуры. 2. Дар слова, способность человека выражать свои мысли и чувства в слове. 3. Искусство слова, словесное творчество. 4. Наука о Слове, или совокупность “словесных наук”, аналог филологии

3.Предмет языкознания; языкознание в системе наук.

Т.к. язык – это прежде всего коммуникативная система знаков, то наиболее тесные связи у языка с наукой об общей теории знаков, с семиотикой. Для языковедения важны общие положения семиотики о знаках, об их различительных признаках, о группировке и классификации знаков, о возможностях комбинаций знаков и образования «знаковых цепей» и их членимости на звенья, об опознавании и распознавании знаков, о принципах дешифровки зашифрованных текстов или дешифровки текстов на неизвестных языках.

Т.к. язык – общественное явление, то наука о языке связана с рядом общественных наук, и прежде всего с социологией. На языке отражается разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов и т.д. Чрезвычайно важным для языковедения является понимание соотношения базисов, надстроек, классов, орудий труда.

Т.к. язык неразрывно связан с мышлением, то наука о языке связана с логикой, наукой о законах мышления и формах мысли. Такие логические определения, как определение понятия, его содержания и объема, его обязательных признаков, необходимы лингвисту для определения слова, его значения, видов многозначности слова, формула aRb в логике отношений, рассматривающая отношение каких-либо двух членов, важна лингвисту при определении синтагмы.

Т.к. языковедение имеет своим предметом не только язык, но и речь, а речь – это психофизический процесс, то естественно ставить вопрос о соотношении языковедения с психологией и физиологией. Лингвист, в основном имеющий дело с языком, получает нужные ему данные из наблюдаемой им речи и поэтому обязан считаться с данными психологии, хотя речь лингвист изучает не так, как психолог. Физиология призвана заниматься процессом речевого акта как со стороны артикуляции, так и со стороны восприятия речевого потока органом слуха, умом.

Т.к. речь связана с высшей нервной деятельностью, ее нормальной физиологией и патологией, то речью занимаются представители медицины.

Звуковые явления изучает раздел физики – акустика. Сведения об акустических характеристиках, связанных с высотой, силой, длительностью звука, с соотношением явлений тона и шума, с пониманием звукового спектра и явлений резонанса.

Связь диалектология-этнография. Этнографы классифицируют и интерпретируют данные археологических раскопок, что важно лингвистам при исследовании данных археологии.

Изучение вымерших языков связывает языковедение с археологией. Выработанная археологами датировка находок по слоям глубины раскопок может помочь для определения времени создания данного письменного памятника. Датированные письменные памятники помогают уточнять данные археологических раскопок.

При изучении вопроса о происхождении речи у первобытных людей важны данные исследований антропологии. Через антропологию лингвистика устанавливает связь с биологией.

Языковедение и филология. Связи очень древние и противоречивые, т.к. класс филологов составляют как лингвисты, так и литературоведы. Сейчас филология определяют как исследование письменных памятников для нелингвистических целей. Для литературоведов связь с лингвистикой особенно необходима, т.к. не может быть изучения текста вне языка.

Математическая лингвистика – применение к языковым явлениям математических методов (применение теории вероятностей и математической статики – для определения объема словника, частотности употребления звуков).

4.Филология; предмет филологии; языкознание как часть филологии. (см. 1)

5.Понятие словесности: роды и виды словесности. (см. 2)

6.Понятие языкового знака: означающее и означаемое, значение и значимость.

Знак – единство означаемого и означающего. Член определенной знаковой системы.

Языковой знак – двусторонняя, психическая сущность: комбинация понятия и акустического образа. Акустический образ – не материальный, физический звук, а психический отпечаток звука, чувственный образ.
Знак:
Понятия -> означаемое -> план содержания
Акустический образ -> означающее -> план выражения
1) Языковой знак произволен: связь между понятием и звуком условная, немотивированная, произвольная. Любое означаемое может быть выражено любым означающим.
Среди языковых знаков подавляющее большинство относится к символам. Это и позволило Ф. де Соссюру говорить о произвольности языкового знака. Между означающими русского, английского и немецкого языков стол, table и Tisch мало общего, хотя все они обозначают одно и то же: стол. Произвольность означает, однако, не свободу выбора формы знака вообще, так как в рамках одной знаковой системы этот выбор ограничен: например, по-английски соответствующий смысл выражается словом table и никаким другим. Произвольна сама связь между означаемым и означающим, устанавливаемая и определяемая языковой конвенцией, а не какими-то естественными причинами.
2) Означающее имеет линейный характер: графическое изображение на письме. Звуки и буквы выстраиваются в линию – в единицу, произносим один звук, а не говорим аккордами.

1) Знак должен быть материальным, т. е. должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.

2) Знак не имеет значения, он направлен на значение, для этого он и существует, поэтому знак – член второй сигнальной системы

3) Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается её материальной характеристикой

4) Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неращличительных.

5) Знак и его содержание определяется местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков.

Различительная функция.

Языковая значимость
Всё, что меньше морфемы не является знаком по Соссюру.
Морфема – знак (минимальная значимая часть слова), слог – не знак (минимальная произносительная единица.)
Язык – система чистых значимостей. Для установления значимостей необходим коллектив. Один человек не способен создать вообще ни одной значимости.
Когда говорят о значимости слова, обыкновенно и прежде всего думают о его свойстве репрезентировать понятие — это действительно один из аспектов языковой значимости. Но если это так, то возникает вопрос, чем же значимость отличается от того, что мы называем значением и являются ли эти два слова синонимами. Смешать их легко, тем более что этому способствует не столько сходство терминов, сколько тонкость обозначаемых ими различий.
Значимость, взятая в своем концептуальном аспекте, есть, конечно, элемент значения, и весьма трудно выяснить, чем это последнее отличается от значимости, находясь вместе с тем в зависимости от нее. 
Значением является то, что находится в отношении соответствия (contre-partie) с акустическим образом. Все происходит между акустическим образом и понятием в пределах слова, рассматриваемого как нечто самодовлеющее и замкнутое в себе. 
Раз язык есть система, все элементы которой образуют целое, а значимость одного элемента проистекает только от одновременного наличия прочих, согласно нижеследующей схеме, то спрашивается, как определенная таким образом значимость может быть спутана со значением, то есть с тем, что находится в соответствии с акустическим образом?
Чтобы говорить о ценности необходимо:
1) Наличие непохожей вещи, которую можно обменивать на то, ценность чего подлежит определению
2) Наличие сходных вещей, которые можно сравнивать с тем, о ценности чего идет речь.
Оба эти фактора необходимы для существования ценности. Т.е. слову может быть поставлено в соответствие нечто не похожее на него, например понятие, а с другой стороны, оно может быть сопоставлено с чем-то ему однородным, а именно с другими словами. Таким образом, для определения значимости слова недостаточно констатировать, что оно может быть сопоставлено с тем или иным понятием, то есть что оно имеет то или иное значение; его надо, кроме того, сравнить с подобными ему значимостями, то есть с другими словами, которые можно ему противопоставить. Его содержание определяется как следует лишь при поддержке того, что существует вне его. 
Значимость любого слова определяется всем тем, что с ним связано, его ролью в языке, местом в языковой системе. Значимость букв чисто отрицательная и дифференциальная. Значимости в письме имеют силу лишь в меру взаимного противопоставления в рамках определенной системы, состоящей из ограниченного количества букв. Ценность одного слова может не совпадать в разных языках, например mouton – и мясо и шерсть барана во французском, а в русском разные слова - баран, баранина

По Ч. Пирсу

Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название.

Классификация знаков:

Иконы (или подобия) - знаки, чьи означаемое и означающее содержание сходны качественно или структурно. (фотография, звукоподражательные слова, план сражения, если считать сражение означающим)

Индексы (или указатели) – отношения между означ. и означ. по смежности в пространстве или во времени. (Следы на песке, позволяющие предположить о том, что ранее в этом месте кто-то прошел, дым, предполагающий наличие огня, местоимения)

Символы – связь означаемого и означающего условная, по договору. Форма сама по себе, т.е. вне специального договора, не дает никакого представления о содержании. Ф. де Соссюр говорил в этом случае о немотивированности выбора означающего или отсутствии естественной связи между означаемым и означающим. Символы по Пирсу – знаки по Соссюру. Например, знак сложения «+»никак не связан с самой этой арифметической операцией: ни сходством, ни смежностью, ни причинно-следственными связями. Их связь произвольна в том смысле, что определяется особым соглашением, или конвенцией, обусловливающей использование соответствующего значка для передачи данного смысла. Символы – любые значки, придуманные человеком.

По К. Бюлеру

Делит знаки по функциям.

Симптомы выполняют функцию выражения (экспрессивная) – выражается состояние говорящего (междометия ай, ох)

Сигналы выполняют функцию призыва, обращение к слушателю (аппелятивную). Команды, вопросительные предложения

Символы выполняют функцию «представления», репрезентативная (экспликативная) функция, когда один другому передает сообщение. Самая существенная функция, благодаря ей осуществляется коммуникация.

Асимметрия языкового знака в лексике и грамматике.

Всякий знак языка тяготеет к омонимии, с одной стороны, и к синонимическому ряду – с другой. «Большинство слов предназначено не к тому, чтобы определять и называть, но к тому, чтобы описывать, взывать к нашему воображению, быть экспрессивными. Поэтому слова [не термины] имеют по нескольку значений <...>. Потенциально слово имеет n + 1 значений... И обратно: любое значение может быть выражено несколькими способами». Существенна в этой же работе и нетрадиционная для первой половины 20 в. мысль: «Мы понимаем и высказываемся „приблизительно"; лица говорящие этого не замечают». Тем самым языковой знак оказывается зыбким, а сам язык является «приблизительным» по своей семантике. Иначе, как пишет Карцевский, язык бы превратился в совокупность этикеток: «то, что „мертво" может быть опознано численно, и обратно: то, что можно пересчитать, уже непродуктивно. Напротив, все, что живо, неисчислимо».

Обозначающее (звучание) и обозначаемое (функция) постоянно скользят по «наклонной плоскости реальности». Каждое «выходит» из рамок, назначенных для него его партнером: обозначающее стремится обладать иными функциями, нежели его собственная; обозначаемое стремится к тому, чтобы выразить себя иными средствами, нежели его собственный знак. Они асимметричны; будучи парными (accouples), они оказываются в состоянии неустойчивого равновесия. Именно благодаря этому асимметричному дуализму структуры знаков лингвистическая система может эволюционировать: «адекватная» позиция знака постоянно перемещается вследствие приспособления к требованиям конкретной ситуации.

Один ПС, несколько ПВ. – синонимия

На уровне морфем. Уменьшительно-ласкательные суффиксы: -к-, -ик-, -ушк-; окончания при изменении по падежам и числам Им.пад, мн.ч. –ы, -и, -а. Окончания множественного числа в английском s, iz, z

Несколько ПС, один ПВ – омонимия, полисемия

Омонимия и полисемия на уровне морфем: А- окончание –а(мама, девица, им.пад., жен.р.ед.ч.), приставка а(алогичный), суффикс а (решать, несов. вид)

На уровне словосочетаний: фразеологизмы (могут употребляться в прямом и переносном знач.), Как удивили |его|| слова брата. Полисемия: портрет брата (субъект, объект, принадлежность, 3 в 1)

Один ПС – нет ПВ

Нулевые окончания, нулевой суффикс (со знач. прош. времени нес/несла), нулевой корень (вынуть, им, их)

Нет ПС – один ПВ.

Нет грамматич. и лексич. значения. Интерфиксы – соед. гл и согл. (ornant, legunt)

7. Единицы и ярусы системы языка: фонологический, морфологический, синтаксический; слово как основная единица языка.

Парадигматические и синтагматические отношения связаны единицами разной степени сложности. Противопоставление этих отношений отражает разноуровневый характер языка.

Язык представляет собой сложную семиотическую структуру, иерархически стратифицированную на ярусы. Каждый ярус языковой структуры образует систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц. В любом ярусе языковой структуры могут быть выделены свои уровни. Для каждого яруса может быть выделена его основная единица. Для морфологического яруса основной единицей является морфема, а для фонологического – фонема. Между фонологическим и морфологическим ярусами есть зона морфонологии, не образующая особого яруса. Никаких морфонем как особых единиц не существует.

Фонологический уровень — раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка. Фонема - это минимальная линейная абстрактная языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Морфологический уровень. Основной единицей морфологического уровня является морфема – минимальная значимая единица слова, которая является средством выражения грамматических значений. В отличие от слова и предложения, которые способные к самостоятельному употреблению, морфема выступает как составная часть слова и формы слова. Морфемы являются двусторонними единицами языка: у них две стороны - семантическая и фонетическая.

Лексический уровень. Основной языковой единицей является слово – это чисто семиотическая (знаковая) единица, воплощенная в членораздельных звуках (или их письменных заменителях) и имеющая самостоятельное, т.е. независимое от других таких же единиц конкретное или отвлеченное значение. Слова могут называть вещи и явления действительности, это номинативная функция. – Функция называния, есть слова, которые в чистом виде выполняют эту функцию – собственные имена, нарицательные имена совмещают её с семасиологической, так как они выражают понятия. Слово – вещь – понятие о вещи (семантический треугольник)Слова не материальны, но всегда выражены материальными речевыми единицами. Совокупность всех слов со всеми правилами их построения, соединения, их членения, изменения и звуковой передачи составляет язык.

Синтаксический уровень. является самым высшим из основных ярусов языковой системы, следовательно является самым сложным. Количество единиц на синтаксическом ярусе практически бесконечно, поскольку уровень связанной речи предполагает бесконечное число вариантов выражения мыслей. До настоящего времени в синтаксической науке нет единого мнения о том, что является основной синтаксической единицей: предложение или словосочетание. Из словосочетания строятся предложения, предложения служат для сообщения, это функция – коммуникативная, так как предложения состоят из слов, они в своих составных частях обладают и номинативной и семасиологической функцией.

ярус элемент функция  Синтаксический Предложение или словосочетание коммуникативная  Лексический Слово Номинативная (нарицательные совмещают ее с семасиологической)  Морфологический Морфема Семасиологическая (выражает понятия – корневые, т.е. вещественные и некорневые двух видов: значения признаков [-ость], [-без-], [пере-] и значения отношений [-у], [-ишь])  Фонетический Фонема Перцептивная (быть объектом восприятия) и сигнификативная (различать значимые элементы языка)  

8. Язык и речь; организация системы языка: единицы и варианты; контрастная, дополнительная дистрибуция, свободное варьирование; синтагматико-парадигматические отношения.

Впервые проблема разграничения языка и речи появилась в работах Гумбольдта. Он писал: «Язык как масса всего произведенного речью не одно и то же, что самая речь в устах народа». Развитию этого положения Гумбольдта посвящен целый раздел в «Курсе общей лингвистики» Ф. де Соссюра.

1) Соотношение языка и речи.

Основные положения Соссюра сводятся к следующему:

«Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т.е. нечто социальное по существу и независимое от индивида; другая – второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т.е. речь, включая говорение». И далее: «Оба эти предмета тесно связаны между собой и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку».

Итак, для Соссюра соотнесены три понятия: речевая деятельность, язык и речь. Общий для всех говорящих набор единиц Соссюр называл языком (la langue), а конкретные высказывания индивидуальных носителей языка – речью (la parole). Именно язык, а не речь является истинным объектом лингвистики, поскольку адекватное описание языка должно отражать систему элементов, известную всем его носителям.

По его мнению, «речь есть индивидуальный акт воли и понимания, в котором надлежит различать: 1) комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодом с целью выражения своей личной мысли; 2) психофизический механизм, позволяющий ему объективизировать эти комбинации». Мы различаем устную и письменную речь, прямую и косвенную, деловую и художественную, монологическую и диалогическую. Все это разные использования возможностей языка, разные формы применения языка в той или иной ситуации общения.

Язык же – это достояние коллектива и предмет истории. Язык – вносит единство в речевую деятельность, важнейшая её часть Социальный продукт речевой способности, совокупность необходимых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способности к речевой деятельности, существующей у каждого носителя языка. Он объединяет в срезе данного времени все разнообразие говоров и диалектов, разнообразия классовой, сословной и профессиональной речи. Для человека является естественной не речевая деятельность, а способность создавать язык.

Разделяя язык и речь, мы отделяем:

Социальное от индивидуального

Существенное от побочного и более или менее случайного

По мнению Реформатского:

1) Соссюр прав в том, что надо отличать язык от иных явлений.

2) Прав он и в том, что определяет язык прежде всего как систему знаков.

3) Не прав Соссюр в том, что язык – психичным; хотя явления языка проходят через психику людей, но сами слова, правила склонения и спряжения и т.д. – не психические факты. Для языка в целом и для языкового знака в частности необходима их материальность (звуки, буквы и их комбинации).

4) Не прав он также в том, что объединяет понятие речевого акта – всегда индивидуального и речи как системы навыков общения посредством языка, где главное тоже социально и речевые навыки тоже достояние известных частей коллектива.

5) Не прав Соссюр и в том, что понятия речи и речевого акта у него не расчленены. Речевой акт – это индивидуальное употребление языка как средства общения различных индивидов. Должен быть обязательно двусторонним: говорение – слушание. Это процесс, который изучается физиологами, акустиками, психологами и языковедами. Речевой акт может быть услышан (при устной речи) и записан (при письменной), или зафиксирован на магнитофонной пленке.

О разграничении речевой деятельности на язык и речь (вернее, речевой акт) говорит и Трубецкой в «Основах фонологии».

1)Речь всегда конкретна, приурочена к опр. месту и времени

2)Речь предполагает наличие «отправителя», «получателя» и предмета, о котором идет речь. Все эти три элемента меняются от одного речевого акта к другому.

3)Нужно, чтобы слушатель понимал собеседника => оба они должны владеть одним и тем же языком.

4)В отл. от речевого акта, язык – нечто общее и постоянное. Он существует в сознании всех членов данной языковой общности и лежит в основе бесконечного числа конкретных речевых актов.

5)С др. стороны, существование языка оправдано постольку, поскольку он способствует осуществлению речевых актов. Без конкретных речевых актов не было бы и языка.

6)Таким образом, речь и язык предполагают друг друга. Они могут рассматриваться как две взаимосвязанные стороны одного и того же явления — «речевой деятельности». Но они в то же время должны рассматриваться независимо друг от друга. речь язык  обозначаемое совершенно конкретное сообщение, которое имеет смысл только как целое;

представления и мысли (неогр.кол-во ед.) абстрактные правила: синтаксические, фразеологические, морфологические и лексические;

лексические значения (конечное кол-во единиц)  обозначающее звуковой поток как (на 1й взгляд) неупорядоченная последовательность звучаний, физическое явление, воспринимаемое на слух;

неогр.число артикуляторных движений и звучаний Систематизированные правила, согласно которым упорядочивается звуковая сторона речевого акта;

Эти звуковые нормы языка количественно ограничены  

2) Единицы языка — элементы системы языка, неразложимые в рамках определённого уровня членения текста и противопоставленные друг другу в подсистеме языка, соответствующей этому уровню. Могут быть разложимыми на единицы низшего уровня. В отношении разложимости различают простые и сложные единицы: простые абсолютно неделимы (морфема как значимая единица, фонема); сложные делимы, однако деление обязательно обнаруживает единицы низшего языкового уровня. Совокупности основных языковых единиц образуют уровни языковой системы.

По признаку наличия звуковой оболочки выделяются материальные единицы языка — т.е. те, которые имеют постоянную звуковую оболочку (фонема, морфема, слово, предложение). Среди материальных единиц по признаку наличия значения выделяются: односторонние — те, которые не имеют собственного значения (фонема, слог); двусторонние — помимо звучания, наделенные значением (морфема, слово, предложение), могут также называться высшими единицами языка.

Для материальных единиц языка характерно одновременно существование в виде множества вариантов — различных проявлений (модификации, реализации, манифестации) одной и той же единицы. Все единицы языка вариативны, реализуются в речи в виде множества экземпляров.

3)Под дистрибуцией данного элемента обычно понимают сумму всех окружений, в которых он встречается, то есть сумму всех (различных) позиций элемента относительно позиций других элементов. Понятие дистрибуция отражает тот факт, что каждая языковая единица (за исключением предложения) обладает ограниченной в большей или меньшей степени способностью сочетаться с другими подобными единицами. Дистрибуция – распределение элементов по позициям.

Типы дистрибуции:

Дополнительная (комплементарная) — два элемента никогда не встречаются в одинаковой позиции и при этом не различают смысла; этот тип характерен для вариантов одной и той же единицы (так, более открытый и более закрытый гласный в словах «дед» и «деть», первый из которых встречается в русской речи перед твёрдыми, а второй — перед мягкими согласными; являются вариантами фонемы [е]);

Контрастная — два элемента встречаются в одинаковых окружениях, при этом различают смыслы.

Функционально различные единицы (например, два звука, замена одного из которых другим влечёт за собой различие в значении), принадлежащие к одному классу

4) «Cвободное варьирование» - чередование факультативных вариантов одной и той же единицы (например, вибрирующее и грассированное r во французском языке, окончания «-ой» и «-ою» в творительном падеже единственного числа в русском языке – землей, землею).

5)Язык представляет собой систему синтагматико-парадигматических отношений. Парадигматические отношения являются прямым следствием системности языка, синтагматические же отношения связаны с линейностью речи.

Грамматические единицы языка находятся в определенных отношениях друг с другом. Эти отношения двойственны: во-первых, это отношения соседствующих единиц, которые выстраиваются в последовательно развертывающийся ряд, в цепочку, т.е. линейные отношения - синтагматические; во-вторых, это отношения единиц, тесно связанных друг с другом в границах данного грамматического класса и представляющих собой системные видоизменения (модификации) какой-то одной единицы, т.е. нелинейные отношения - парадигматические.

В синтагматические отношения вступают в слове его значимые части - корень и аффиксы, основа и окончание (при-ход-н-ый, у-мой-ся). Синтагматическими являются отношения между словами и словоформами в составе словосочетания (новая книга, дорога к дому, петь песню), в союзных соединениях слов (отец и мать, читать и писать), между членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного, в бессоюзных соединениях предложений. При синтагматической связи между сочетающимися единицами возникают разнообразные отношения, но это отношения между разными единицами: между разными частями слова, между разными словами или словоформами, между разными предложениями (исключение составляют все случаи повторов, где в синтагматические отношения вступают формы одного и того же слова). В синтагматические отношения могут вступать несколько единиц: две и более. На основе этих отношений строятся все мотивированные (производные) слова и все виды синтаксических соединений - от минимального сочетания слов до сложного предложения и развернутых текстовых последовательностей.

Парадигматические отношения - это отношения между разными выявлениями в языке одной и той же единицы: между морфемой и морфом, между формами одного и того же слова, между формами одного и того же предложения. В парадигматических отношениях форм слов или синтаксических конструкций выявляются разные грамматические значения одной и той же единицы. Так, например, в падежной парадигме имени существительного выявляются разные значения его форм (абстрактные падежные значения); в спряжении глагола в настоящем и будущем времени выявляются его разные личные и числовые значения, в прошедшем времени - разные родовые и числовые значения, а в парадигме форм наклонения - разные модальные значения (изъявительности, сослагательности, побудительности); в парадигме предложения выявляются его разные объективно-модальные значения

9. Органы речи

Все органы речи имеют прямые биологические функции. Применение этих органов для производства речи – всецело заслуга человечества, давшего им добавочную «культнагрузку».

1 2 3 4 5 6 7