">
Лингвистика и языки Риторика
Информация о работе

Тема: Язык как средство общения

Описание: Речевая деятельность. Функциональные стили речи и их особенности. Характеристика. Основные жанры научного. Правописание безударных гласных. Способы словообразования. Самостоятельные и служебные части речи и их роль в построении текста. Морфологический разбор.
Предмет: Лингвистика и языки.
Дисциплина: Риторика.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 15
Поднять уникальность

Похожие работы:

№2

Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли. Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык.

Речь – использование средств языка для общения и обмена информацией с другими членами языкового коллектива.

Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь.

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой.

Речевая деятельность имеет несколько разных видов. Представим ситуацию: преподаватель читает лекцию, а студенты слушают и конспектируют. Здесь можно увидеть сразу три разных вида речевой деятельности.

Во-первых, преподаватель использует язык, чтобы высказать то, что он считает необходимым сообщить студентам. Такой вид речевой деятельности называется говорением.

Во-вторых, студенты, зная тот язык, на котором говорит преподаватель, воспринимают содержание его звучащей речи. Этот вид речевой деятельности называется слушанием.

В-третьих, с помощью графических знаков студенты фиксируют в своих тетрадях основное содержание лекции. Такой вид речевой деятельности называется письмом.

А также можно представить себе, как впоследствии студенты обратятся к своим записям и почерпнут зафиксированную там информацию. Этот, четвертый, вид речевой деятельности называется чтением.



3) функциональные стили речи и их особенности

Стили – это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка. В лингвистике изучением стилей занимается такой особый раздел, как стилистика.
Выделяется пять сфер общения (их также называют языковыми ситуациями): быт, наука, право, политика, искусство. Что касается основных функций языка, то их три: общение, сообщение, воздействие.
В зависимости от речевых ситуаций и функций языка выделяются следующие разновидности стилей:
• разговорный стиль (бытовая сфера, функция общения, реже – сообщения);
• научный (сфера науки, функция сообщения);
• официально-деловой (сфера права, функция сообщения);
• публицистический (сфера политики и искусства, функции сообщения и воздействия);
• художественный (сфера искусства, функция эмоционального воздействия).

Характеристика стилей речи

Разговорный стиль служит прежде всего для непосредственного общения с окружающими нас людьми. Он характеризуется непринужденностью и неподготовленностью речи. В нем часто употребляются разговорные слова (молодые вместо молодожены, затеять вместо начать, нынче вместо теперь и т. п.), слова в переносном значении (окно – в значении ‘перерыв’). Слова в разговорном стиле нередко не только называют предметы, действия, признаки, но и содержат их оценку: молодчина, ловкач, безалаберный, приголубить, умничать, развеселый. Для синтаксиса разговорного стиля характерно употребление простых предложений. Широко в нем представлены предложения неполные, поскольку разговорная речь – это чаще всего диалог.

Научный стиль – это стиль научных работ, статей, учебников, лекций, рецензий. В них содержится информация о разнообразных явлениях окружающего нас мира. В области лексики научный стиль характеризуется прежде всего наличием специальной лексики, терминов (склонение, спряжение, теорема, биссектриса, логарифм и др.). Слова употребляются, как правило, в прямых своих значениях, так как научная речь не допускает двусмысленности и должна быть предельно точна.

Официально-деловой стиль обслуживает широкую область юридических, административных, дипломатических отношений. Его основное назначение – информация, сообщение. Этот стиль употребляется при написании различных документов, инструкций, уставов и т. п. Слова в нем употребляются в прямом значении, чтобы избежать их неправильного толкования. В лексике этого стиля много слов и устойчивых сочетаний, закрепленных именно за этим стилем: ходатайство, заявление, резолюция, приказ, протокол, апелляция, предъявить иск, возбудить дело; мы, нижеподписавшиеся. Частотны в синтаксисе данного стиля безличные предложения со значением необходимости, приказа (необходимо срочно подготовить, следует принять меры и т. п.).

Публицистический стиль – это стиль газет, выступлений на актуальные общественно-политические темы. К наиболее распространенным жанрам публицистики относятся передовая статья, корреспонденция, очерк, выступление на митинге, собрании и т. д. В произведениях публицистики обычно ставятся две задачи: во-первых, сообщение, информация об определенных социальных явлениях или актах и, во-вторых – открытая оценка излагаемых вопросов, чтобы активно воздействовать на слушающего или читающего, чтобы привлечь собеседника к поддержке той позиции, которую занимает и отстаивает автор.

4)Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля:доклад,статья,сообщение ,реферат

Нау?чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее. Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья)

Основные жанры

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

5)Деловой стиль речи и его особенности: Официально-деловой стиль — это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д.

Особенности

1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

3) широкое использование терминологии, наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;

4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что и др.), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если …; на том основании, что …; по той причине, что …; с тем условием, что …; таким образом, что …; то обстоятельство, что …; тот факт, что … и т. п.);

5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;

6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;

7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим;

8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

9) слабая индивидуализация стиля.

6)Текст как произведение речи:В точки зрения лингвистики текст – это группа предложений, объединенных в единое целое одной темой с помощью языковых средств. Текст имеет следующие основные признаки:
• членимость. Текст состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение, текстом не является;
• смысловая цельность. Это качество текста проявляется, во-первых, в том, что любой текст – это высказывание на определенную тему (она часто бывает названа в заголовке); во-вторых – в том, что, сообщая что-либо о предмете речи, автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, что он сообщает, его оценку изображаемого (основная мысль текста);
• относительную законченность (автономность), в нем есть начало и конец;
• связность. Связанность текста проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, – «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения.

 В научной грамматике текст рассматривается как результат употребления языка. При этом выделяются следующие его признаки:

• выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме);
• отграниченность (автономность) – каждый текст, даже самый небольшой, имеет четкие границы – начало и конец;
• такая характеристика текста, как связность, предполагает, что языковые единицы, образующие текст, связаны между собой в определенном порядке.

Так же признаки текста: упорядоченность(Все языковые единицы определенным образом упорядочены, организованы) и цельность(Текст представляет собой единое целое)

7. Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный.

Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме.

Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.( историзмы, архаизмы и неологизмы)

11) Орфоэпия —наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Орфоэпия —дно из проявлений унификации литературного языка со стороны произношения.

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

1. Сильная позиция для гласных - позиция под ударением. В безударном положении гласные подвергаются изменению (качественному или количественному), т.е. редуцируются.

Следует обратить внимание на трудные случаи редукции. После шипящих [ж] и [ш] и звука [ц] безударный гласный [а] произноситься как короткий [а]: жаргон, цари. Но перед мягкими согласными - как звук [ыэ]: жалеть, тридцати. В редких случаях [ыэ] произноситься и перед твердыми согласными: ржаной, жасмин.

2. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук [иэ]: часы. Это так называется "иканье". Оно встречается в нейтральном и разговорном стилях. "Эканье" (произнесение в данной фонетической позиции звука [эи] характеризует сценическую речь: в[эи]нец, т[эи]рновый. Произношение ч[и]сы - устаревшее, ч[а]сы - диалектное.

3. Согласные ц, ж, ш - твердые звуки, после них на месте буквы и произноситься [ы]: революц[ы]я, ж[ы]знь, ш[ы]рь.

4. В немногих словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, на месте буквы о, в отличие от русской орфоэпической норма, в безударном положении произноситься ослабленное [о], т.е. без редукции: ради[о]. Слишком отчетливое [о] воспринимается как манерное, с другой стороны, отчетливое произнесение [о] в "обрусевших" книжных словах (соната, новелла) тоже не желательно, т.к. придает произношению просторечный оттенок.

5. Букву ё предложил использовать русский историк Н. М. Карамзин, упростив сложный рисунок, существующий ранее в алфавите буквы. Однако букву ё сейчас мы можем встретить лишь в букварях и учебниках для изучающих русский язык иностранцев. Отсутствие этой буквы в книгах и периодике приводит к неправильному произношению слов. Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о], обозначенный буквой ё, иногда ошибочно заменяют ударным [э], белёсый, манёвры произносят как белесый, маневры. Иногда, наоборот, ударный [э] ошибочно подменяют на [о] ё: гренадер, афера произносят как гренадёр, афёра. Такое произношение не является нормативным

Ударение в именах прилагательных

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные – на окончании.

Ударение в глаголах

Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаголах — это формы прошедшего времени.

Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть — сидЕла, стонАть — стонАла. прЯтать — прЯтала, начинАть — начинАла. Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать. быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить — жил — жИло — жИли — жилА; ждать — ждал — ждАло— ждАли — ждалА; лить — лил — лИло — лИли— лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить — вЫжила, вЫлить — вЫлила, вЫзвать — вЫзвала.

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла.

12) Правописание безударных гласных

1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением.

Громоздиться – громо?здкий, воображать, образ – обра?зчик, раздражать – дра?знит, умолять – мо?лит, умалять – ма?лый.

2. Если под ударением пишется ё, то без ударения в том же слоге пишется е.

Чёркать – черкнуть, пёстрый – испещрить, твёрдый – затвердеть.

3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло.

Бразды – борозда, облако – оболочка, охлаждение – холод, возглас – голос, ограда – огородить, глава – голова, сокращать – короткий.

4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).

Возражать, наваждение, аромат, панорама, лабиринт, лотерея, бетон, кастрюля, привилегия, этикет.

Правописание звонких и глухих согласных

Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р: молотьба - молотить. Сравните: Луга шли вперемежку с полями (перемежаться) - Черные карандаши были разбросаны вперемешку с цветными (перемешаться); Изморозь рисует замысловатые узоры на стеклах окон (морозить) - Как сквозь сито сеялась мелкая изморось (моросить).

В слове свадьба пишется д (свадебный), хотя в однокоренных словах сват, сватать пишется т. В слове лестница пишется с (хотя лезу); в слове отверстие тоже пишется с (хотя отверзать).

Для проверки написания сомнительной согласной иногда используется чередование звуков: коврижка, пичужка (от коврига, пичуга, с чередованием г - ж) - деревяшка, копчушка (в современном языке соответствующего чередования нет); скворечник (от скворец, с чередованием ц - ч) - набалдашник (без чередования).

Не связано с явлением чередования наличие двух вариантов произношения и соответственно написания слов с одним и тем же значением: галоша - калоша, дискутировать - дискуссировать.

В некоторых словах иноязычного происхождения написание сомнительной согласной нельзя проверять однокоренным словом: абстракция (хотя абстрагировать).

Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по орфографическому словарю

13. Понятие морфемы как значимой части слова.

Морфемика - раздел языкознания, изучающий морфемы (значимые части слова (корень, суффикс, приставка, окончание, основа).

Морфема - мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова (то есть несамостоятельная) и выполняющая функции словообразования и формообразования (словоизменения).

Разделяются на 2 основных типа - корни и аффиксы(приставка, суффикс, окончание).

1)Корень - общая значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных родственных слов (нос, носик, носище, поднос, занос, носок). Омонимия - совпадение написания и произношения, но различия в лексическом произношении (нос (часть тела) - нос (нести)).

2)Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Образовывать слово может только вместе с корнем.

а) Приставка - значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов:

-пишутся всегда одинаково: по-, на-, до-, про-, от-, ото-, вы-, в-, над-, с-. (пошел, выход, отплыть).

-без-//бес-, из-//ис-, через-//черес-, З - когда после приставки гласная (безопасность, изъяснять), С - когда согласная (использовать, бессовестный).

-при- : 1. приближение/близость; 2. неполнота действия; 3. присоединение; 4. прислониться (метафоричное); 5. действие доведенное до конца (придумал); 6. при- = до- (припысывать = дописывать); 7. усиление действия (приналечь); 8. действие в собственных интересах (принарядиться).

-пре- : 1. =пере-; 2. =очень (прекрасно).

б) Суффикс - значимая часть слова, стоящая после корня, служащая для словообразования, передающая лексическое и грамматическое значение, а также переводящая слово из одной части речи в другую:

-ся/-сь (смеялась), -те (скажите), -то, -либо, -нибудь (что-нибудь, кто-то).

в) Окончание - значимая часть слова, указывающая на связь с другими членами предложения. Являются словоизменяющими. Частными случаями словоизменения является склонение по падежам (рука-руки-руке…), спряжение по лицам (иду-идёшь-идёт…), изменение по родам, временам.

г) Основа - неизменяемая часть слова, которая выражает его лексическое значение.

В изменяемых словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующего аффикса: сосн-а, пустын-я, восьм-ой, наш-а, занимательн-ый, чита-л. В неизменяемых словах основа равна слову: высоко, мечтая. В некоторых случаях основа может быть прерывистой:

глагольные формы, содержащие постфикс -ся/ -сь (учащ-ие-ся)

основы неопределённых местоимений, содержащих постфиксы -то/ -либо/ -нибудь (как-ой-то)

основы некоторых сложно-составных существительных (шкаф-а-купе)

основы сложных числительных ( сем-и-десят-и)

В зависимости от структуры, основы бывают производные и непроизводные. Непроизводными являются основы, которые состоят из одной морфемы — корня: город, стол, жёлт-ый. Производными являются основы, в составе которых выделяются два или более словообразовательных аффикса. Обычно это корень в сочетании с одним или несколькими суффиксами: хлеб-н-ый; с одной или несколькими приставками: пере-лет; с суффиксом и приставкой одновременно: без-дом-н-ый). Новые слова могут образовываться как от непроизводной, так и от производной основы.

От производных и непроизводных основ следует отличать производящие основы — основы, от которых образуются новые слова. Например, непроизводная основа слова сил-а является производящей для слова сильный.

14. Способы словообразования.

1. Неморфологический - переход одной части речи в другую: столовая(прил) ложка, столовая(сущ) новая.

2. Морфологический - образование новой части речи с помощью морфем.

Морфемные способы образования:

а) Приставочный: ходить -> приходить

б) Суффиксальный: барабан -> барабанщик

в) Приставочно-суффиксальный: новый -> снова (в-, на-, за- -> суффикс О, из-, до-, с- -> суффикс А).

г) Бессуффиксный: новый -> новь

д) Сложение:

1. Сложение основ: пар + ход -> пароход

2. Сложение части основы и слова: стенная + газета -> стенгазета

3. Сложение целых слов: вагон + ресторан -> вагон-ресторан

4. Сложение корней: лесное хозяйство -> лесхоз

5. Сложение частей основ: заведующий учебной частью -> завуч

6. Сложение начальных звуков: высшее учебное заведение -> вуз

7. Аббревиатура: цех холодного проката - ЦХП.

Словообразовательная цепочка - процесс образования слова с помощью морфем.

Примеры: 



Словообразовательное гнездо - множество цепочек от одного слова.

Примеры:

15. Самостоятельные и служебные части речи и их роль в построении текста.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ:

Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?»/«что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого.

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «како?й», «кака?я»,«какое»,«каки?е», В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определение , но может быть и сказуемым

Имя числительное -  самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Местоимение - самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, имени числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них (на их отношение к иным предметам, явлениям и т. д.).

Глагол - обозначают действие или состояние предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а, и, о)?. Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого.

Причастие - самостоятельная часть речи, либо (в зависимости от точки зрения) особая форма глагола, которая обладает свойствами как глагола, так и имени прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой?,каков?, что делающий?, что делавший?, что сделавший?

Деепричастие - самостоятельная часть речи или особая форма глагола в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Наречие - часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?»

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ:

Предлог - служебная часть речи, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях.

Союзы- служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения, или однородные члены предложения

Частицы

Междометия- часть речи, включающая неизменяемые слова и словосочетания, обычно морфологически не членимые и выступающие в речи как односоставные предложения, служащие для выражения эмоций (радость, удивление, возмущение, раздражение, злость, боль, отвращение, недоумение и др.)

Все части речи делятся на две группы — самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных слов не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения. Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом: идти из леса, ехать в метро, море и горы.

Служебные слова могут соединять и предложения: Дует ветер, и идёт дождь.

К самостоятельным словам можно задать вопросы, а к служебным словам и междометию — нельзя. Слова каждой самостоятельной части речи отвечают на свои, свойственные этой части речи вопросы. Поэтому по вопросам можно определить часть речи.

16. Имя существительное суффиксы имен существительных их правописание.

Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?»/«что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого.

Имя существительное обладает рядом атрибутов (именных классов), число которых в разных языках различно. Такими атрибутами могут являться:

род (мужской род, женский род, средний род, также бывают существительные общего и обоюдного родов);

падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный);

число (единственное, множественное);

одушевлённость.

Набор этих характеристик определяет парадигму словоизменения, называемого склонением.

Все существительные имеют одно из 3 склонений:

Существительные 1 склонения — существительные мужского и женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа -а, -я, например, папа, мама, семья.

Существительные 2 склонения — существительные мужского и среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа: нулевое окончание для мужского рода инулевое или -о, -е для среднего рода, например, окно, голубь, стол.

Существительные 3 склонения — существительные женского рода, имеющие в форме именительного падежа единственного числа нулевое окончание, например, мышь, шаль, ложь.

Слова, оканчивающиеся на «-ия» (например, акватория), изменяются по 3 склонению.

Также есть существительные разносклоняемые, не подчиняются общим правилам ни одного из склонений: например, существительные, оканчивающиеся на -мя (время, семя, племя, бремя, стремя, темя, знамя, пламя, вымя, имя) и существительные путьдитя.

Ещё одним грамматическим признаком существительного является одушевлённость/неодушевлённость. В русском языке слова мертвец, покойник, кукла, неваляшка, матрешка и некоторые другие являются одушевлёнными. Притом слово труп относится к числу неодушевлённых. Существуют также окказионально-одушевлённые существительные. Например: В реке не было раков, но Он ел раки.

Постоянные признаки имени существительного:

Нарицательность (Имя нарицательное или имя собственное)

Одушевлённость

Разряд (конкретное, вещественное, абстрактное, собирательное)

Склонение

Род

Суффиксы -ик-, -чик- пишутся в том случае, если гласная и при склонении существительных сохраняется во всех формах: кристаллик(кристаллика), шалашик (шалашика); если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс -ек: горошек (горошка), дождичек(дождичка), дружочек (дружочка), звоночек, кулечек, мешочек, ножичек, подарочек, рожочек, сучочек.

Примечание. В корне существительных типа орешек, рожочек происходит чередование х - ш, к - ч, ц - ч, поэтому в них выделяется суффикс -ек, -ик, а не -чек - -чик (ср.: палец - пальч-ик).

Суффикс -ец пишется у существительных мужского рода (гласная е в суффиксе при склонении исчезает), а суффикс -иц- - у существительныхженского рода (гласная и всегда сохраняется): владелец (владельца), капиталец (капитальца), морозец, рассказец, полководец; книжица (книжицы), красавица, владелица.
У существительных среднего рода пишется суффикс -ец-, если ударение падает на окончание, а -иц- - если ударение предшествует суффиксу:пальтецо, письмецо, ружьецо; зданьице, здоровьице, креслице, платьице.

Суффикс -ичк- пишется у существительных женского рода, образованных от основ на иц: лестничка (лестниц-а), луковичка (луковиц-а), пуговичка (пуговиц-а), умничка (умниц-а). В остальных случаях пишется суффикс -ечк-: пешечка (пешка), ситечко (сито), утречко (утро); а также в образованиях от слов на мя: времечко, племечко, стремечко, темечко; в именах собственных: Валечка, Зоечка, Иечка, Колечка, Фенечка, Юлечка (у этих слов основа не оканчивается на иц). 
Примечания:
1. Это же правило можно применять и для сложного суффикса -ничк-: вафельничка (вафельниц-а), сахарничка (сахарниц-а).
2. Написание имен собственных с суффиксом -ичк- типа Соничка, Феничка в современном языке ненормативно.
3. В русском языке безударного суффикса -ячк- нет.

Суффикс -оньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный: берез-онька, голов-онька, дев-онька, кос-онька, Лиз-онька, лис-онька, полос-онька; но: Марфа - Марф-енька. Суффикс -еньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный или на шипящий: Вал-енька, дорож-енька, доч-енька, ноч-енька, подруж-енька, Саш-енька.
Исключение: баиньки, заинька, паинька.
Примечания:
1. От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк-: маменька, папенька. Формы маманька, папанька - просторечные,мамонька - диалектная
2. Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и под., встречающиеся в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном языке нет.

В уменьшительно-ласкательных формах, образованных от существительных на ня с помощью суффикса -к-ь пишется в том случае, если он имеется в родительном падеже множественного числа: барышень-к-а (барышень), деревенька (деревень), дынька (дынь), кухонька (кухонь), милостынька (милостынь), нянька (нянь), пустынька (пустынь), яблонька (яблонь).
Если в родительном падеже множественного числа ь не пишется, то он не употребляется и перед суффиксом -к-: басенка (басен), башенка (башен), колоколенка (колоколен), купаленка (купален), пашенка (пашен), песенка (песен), часовенка (часовен).

Сочетание инк (суффиксы -ин- и -к- ) пишется в словах, которые образованы от существительных женского рода на ин(а): бисеринка (бисерина), бусинка (бусина), горошинка (горошина), жемчужинка ( жемчужина), изюминка, миндалинка, прогалинка, ссадинка; по аналогии образованы слова снежинка (здесь суффикс -инк-, так как нет слова снежина) , горлинка, пушинка. В немногочисленных словах пишется суффикс -енк-: беженка, монашенка, неженка, нищенка, француженка, черкешенка.

Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж: вклад-чик, автомат-чик, буфет-чик, воз-чик, смаз-чик, подпис-чик, перебеж-чик.
Примечание. Согласные к и ч перед суффиксом -чик- чередуются с т: добытчик (добыча), кабатчик (кабак). Суффикс -щик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на другие согласные (кроме д, т, з, с, ж): атом-щик, гардероб-щик, дрессиров-щик, камен-щик, фонар-щик, халтур-щик.
Примечание. Перед суффиксом -щик- ь пишется только после л: кровель-щик, пильщик, прогульщик, текстильщик.

У существительных, образованных от основ прилагательных, пишутся суффиксы:
-изн-: белизна, голубизна, желтизна, кривизна, новизна;
-ин-: быстрина, вышина, глубина, старина, седина, толщина;
-от-: краснота, мелкота, нагота, пестрота, прямота, слепота;
-ость-: ветхость, дикость, деловитость, домовитость, убогость, угловатость; а также от основ причастий: возбужденность, воспитанность, изолированность.  
Возможны также образования от основ прилагательных с суффиксом -ность : будущность (будущий), всеобщность, горячность, готовность, общность, сущность (сущий).

У существительных, образованных от основ глаголов, пишутся суффиксы:
-енств-: нищенство, первенство (от нищенствовать, первенствовать);
-отн-: беготня (от бегать), пачкотня, руготня, стукотня, толкотня;
-ств- (-овств-): воровство, колдовство, мотовство, сватовство, хвастовство, шутовство, явство (устар. от явиться);
-еств-: жульничество (от жульничать), кустарничество, лодырничество, мошенничество, привередничество; также от основ прилагательных:излишество, могущество.
Примечание. Написание слов типа варево, месиво, образованных от глаголов с помощью суффиксов -ив-, -ев-, рекомендуется запомнить. Вот некоторые из них: жарево, кружево, курево, топливо.

17) Имя прилага?тельное, суффиксы прилагательных, их правописание

Имя прилага?тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая свойство предмета и отвечающая на вопрос «како?й», «кака?я», «каки?е», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым, предикатом, подлежащим.

НН пишется:

у прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -енн--онн-: искусственный (искусство), клюквенный, соломенный, торжественный; дискуссионный, канализационный, операционный, сессионный;

у прилагательных, образованных от прилагательных с помощью суффикса -енн-, указывающего на большую меру признака: высоченный, здоровенный, широченный;

у прилагательных, образованных от существительных с основой на н (вторая н - суффикс прилагательного): длинный, истинный, миллионный , старинный, холстинный, ценный, фельетонный;

у прилагательных, образованных от существительных на мя (время, пламя, семя и др.): временный, пламенный, семенной, именной; такие
Н пишется

у прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-, -ян-: воробьиный (воробей), голубиный (голубь), журавлиный (журавль), соловьиный(соловей), кожаный (кожа), песчаный (песок), вощаной (воск), полотняный (полотно), серебряный (серебро), дровяной (дрова), глиняный (глина).
Исключениястеклянный, оловянный, деревянный.
Примечания:
1. Суффиксы -ан-, -ян- придают прилагательным значение сделанный из какого-либо вещества, материала или предназначенный, служащий для чего-нибудь; ср.: глиняный, песчаный, серебряный - сделанный из глины, песка, серебра; платяной, дровяной - предназначенный для платьев, дров.
2. Необходимо различать прилагательные, орфография которых связана с их значением:
а) ветреный - с ветром (ветреная погода); легкомысленный - перен. (ветреная девушка); ветряной - приводимый в действие силой ветра (ветряной двигатель, насос, мельница); в словосочетании ветряная оспа у прилагательного пишется суффикс -ян- (ср.: ветрянка - разг.);
б) масленый - намазанный, пропитанный или запачканный маслом (масленый блин, каша, рука); льстивый, заискивающий - перен. (масленые глаза, масленый голос, также:масленая неделя - Масленица); масляный - разведенный на масле, действующий с помощью масла (масляное печенье, масляная краска, масляный двигатель); ср.: масленая бутыль (испачканная маслом) и масляная бутыль (предназначенная для масла);
в) серебрёный - подвергшийся серебрению, покрытый серебром (серебрёная ложка); серебряный - сделанный из серебра (серебряная чаша);
г) соленый - содержащий соль (соленая рыба); соляной - состоящий из соли (соляные копи, соляной столб).
В словосочетании соляная кислота у прилагательного пишется суффикс -ян-.

18) Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

слитно:

1) слово образовано на базе подчинительной связи (железнодорожный < железная дорога (согласование),машиноремонтный < ремонт машин(управление), быстрорастворимый < быстро растворимый (примыкание));

2) одна из частей самостоятельно не употребляется (длинноволосый, скоротечныйпозднеспелый);

3) части являются неоднородными определениями (древнецерковнославянский, первобытнообщинный);

4) слово образовано от существительного со слитным написанием (шарикоподшипниковый < шари-коподшипник, лесостепной < лесостепь);

5) сложные обозначения химических веществ (дибензилэтилендиаминовый, железистосинеродистый);

6) терминологизмы и книжные выражения (мелкооптовый, тонкомолотый, глубокоуважаемый, нижеподписавшийся);

7) слово образовано на базе числительных (двадцатитрёхлетний, семисотидвадцатитрёхрублёвый)

через дефис:

1) слово образовано на базе сочинительной связи (желудочно-кишечный < желудочный и кишечный,фарфорово-фаянсовый < фарфоровыйи фаянсовый);

2) слово образовано от существительного с дефисным написанием (дизель-моторный < дизель-мотор, контр-адмиральский < контр-адмирал, нью-йоркский < Нью-Йорк);

3) слово обозначает оттенок цвета, вкуса (ярко-синий, сине-красно-белый, кисло-сладко-горький);

4) первая часть оканчивается на -ико(историко-архитектурный, химико-технический);

5) слово начинается с военно-, массово-, народно-, научно-, учебно-;

6) слово образовано от сочетаний имён и/или фамилий (лев-толстовский, жюль-верновский, бойль-мариоттовский);

7) слово образовано на базе сочетания «прилагательное + существительное» с перестановкой частей местами(литературно-художественный < художественная литература)

1 2