">
Лингвистика и языки ![]() | |||||||||||
Похожие работы:
| |||||||||||
№2 Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли. Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Речь – использование средств языка для общения и обмена информацией с другими членами языкового коллектива. Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь. Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени. Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица. Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой. Речевая деятельность имеет несколько разных видов. Представим ситуацию: преподаватель читает лекцию, а студенты слушают и конспектируют. Здесь можно увидеть сразу три разных вида речевой деятельности. Во-первых, преподаватель использует язык, чтобы высказать то, что он считает необходимым сообщить студентам. Такой вид речевой деятельности называется говорением. Во-вторых, студенты, зная тот язык, на котором говорит преподаватель, воспринимают содержание его звучащей речи. Этот вид речевой деятельности называется слушанием. В-третьих, с помощью графических знаков студенты фиксируют в своих тетрадях основное содержание лекции. Такой вид речевой деятельности называется письмом. А также можно представить себе, как впоследствии студенты обратятся к своим записям и почерпнут зафиксированную там информацию. Этот, четвертый, вид речевой деятельности называется чтением. 3) функциональные стили речи и их особенности Стили – это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка. В лингвистике изучением стилей занимается такой особый раздел, как стилистика. Характеристика стилей речи Разговорный стиль служит прежде всего для непосредственного общения с окружающими нас людьми. Он характеризуется непринужденностью и неподготовленностью речи. В нем часто употребляются разговорные слова (молодые вместо молодожены, затеять вместо начать, нынче вместо теперь и т. п.), слова в переносном значении (окно – в значении ‘перерыв’). Слова в разговорном стиле нередко не только называют предметы, действия, признаки, но и содержат их оценку: молодчина, ловкач, безалаберный, приголубить, умничать, развеселый. Для синтаксиса разговорного стиля характерно употребление простых предложений. Широко в нем представлены предложения неполные, поскольку разговорная речь – это чаще всего диалог. Научный стиль – это стиль научных работ, статей, учебников, лекций, рецензий. В них содержится информация о разнообразных явлениях окружающего нас мира. В области лексики научный стиль характеризуется прежде всего наличием специальной лексики, терминов (склонение, спряжение, теорема, биссектриса, логарифм и др.). Слова употребляются, как правило, в прямых своих значениях, так как научная речь не допускает двусмысленности и должна быть предельно точна. Официально-деловой стиль обслуживает широкую область юридических, административных, дипломатических отношений. Его основное назначение – информация, сообщение. Этот стиль употребляется при написании различных документов, инструкций, уставов и т. п. Слова в нем употребляются в прямом значении, чтобы избежать их неправильного толкования. В лексике этого стиля много слов и устойчивых сочетаний, закрепленных именно за этим стилем: ходатайство, заявление, резолюция, приказ, протокол, апелляция, предъявить иск, возбудить дело; мы, нижеподписавшиеся. Частотны в синтаксисе данного стиля безличные предложения со значением необходимости, приказа (необходимо срочно подготовить, следует принять меры и т. п.). Публицистический стиль – это стиль газет, выступлений на актуальные общественно-политические темы. К наиболее распространенным жанрам публицистики относятся передовая статья, корреспонденция, очерк, выступление на митинге, собрании и т. д. В произведениях публицистики обычно ставятся две задачи: во-первых, сообщение, информация об определенных социальных явлениях или актах и, во-вторых – открытая оценка излагаемых вопросов, чтобы активно воздействовать на слушающего или читающего, чтобы привлечь собеседника к поддержке той позиции, которую занимает и отстаивает автор. 4)Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля:доклад,статья,сообщение ,реферат Нау?чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее. Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья) Основные жанры Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра. Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые. К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста. К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности. 5)Деловой стиль речи и его особенности: Официально-деловой стиль — это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д. Особенности 1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств; 2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише; 3) широкое использование терминологии, наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур; 4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что и др.), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если …; на том основании, что …; по той причине, что …; с тем условием, что …; таким образом, что …; то обстоятельство, что …; тот факт, что … и т. п.); 5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением; 6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования; 7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим; 8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств; 9) слабая индивидуализация стиля. 6)Текст как произведение речи:В точки зрения лингвистики текст – это группа предложений, объединенных в единое целое одной темой с помощью языковых средств. Текст имеет следующие основные признаки: В научной грамматике текст рассматривается как результат употребления языка. При этом выделяются следующие его признаки: • выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); Так же признаки текста: упорядоченность(Все языковые единицы определенным образом упорядочены, организованы) и цельность(Текст представляет собой единое целое) 7. Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный. Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.( историзмы, архаизмы и неологизмы) 11) Орфоэпия —наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Орфоэпия —дно из проявлений унификации литературного языка со стороны произношения. Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить. 1. Сильная позиция для гласных - позиция под ударением. В безударном положении гласные подвергаются изменению (качественному или количественному), т.е. редуцируются. Следует обратить внимание на трудные случаи редукции. После шипящих [ж] и [ш] и звука [ц] безударный гласный [а] произноситься как короткий [а]: жаргон, цари. Но перед мягкими согласными - как звук [ыэ]: жалеть, тридцати. В редких случаях [ыэ] произноситься и перед твердыми согласными: ржаной, жасмин. 2. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук [иэ]: часы. Это так называется "иканье". Оно встречается в нейтральном и разговорном стилях. "Эканье" (произнесение в данной фонетической позиции звука [эи] характеризует сценическую речь: в[эи]нец, т[эи]рновый. Произношение ч[и]сы - устаревшее, ч[а]сы - диалектное. 3. Согласные ц, ж, ш - твердые звуки, после них на месте буквы и произноситься [ы]: революц[ы]я, ж[ы]знь, ш[ы]рь. 4. В немногих словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, на месте буквы о, в отличие от русской орфоэпической норма, в безударном положении произноситься ослабленное [о], т.е. без редукции: ради[о]. Слишком отчетливое [о] воспринимается как манерное, с другой стороны, отчетливое произнесение [о] в "обрусевших" книжных словах (соната, новелла) тоже не желательно, т.к. придает произношению просторечный оттенок. 5. Букву ё предложил использовать русский историк Н. М. Карамзин, упростив сложный рисунок, существующий ранее в алфавите буквы. Однако букву ё сейчас мы можем встретить лишь в букварях и учебниках для изучающих русский язык иностранцев. Отсутствие этой буквы в книгах и периодике приводит к неправильному произношению слов. Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о], обозначенный буквой ё, иногда ошибочно заменяют ударным [э], белёсый, манёвры произносят как белесый, маневры. Иногда, наоборот, ударный [э] ошибочно подменяют на [о] ё: гренадер, афера произносят как гренадёр, афёра. Такое произношение не является нормативным Ударение в именах прилагательных У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные – на окончании. Ударение в глаголах Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаголах — это формы прошедшего времени. Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть — сидЕла, стонАть — стонАла. прЯтать — прЯтала, начинАть — начинАла. Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать. быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить — жил — жИло — жИли — жилА; ждать — ждал — ждАло— ждАли — ждалА; лить — лил — лИло — лИли— лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.). Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить — вЫжила, вЫлить — вЫлила, вЫзвать — вЫзвала. У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла. 12) Правописание безударных гласных 1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. Громоздиться – громо?здкий, воображать, образ – обра?зчик, раздражать – дра?знит, умолять – мо?лит, умалять – ма?лый. 2. Если под ударением пишется ё, то без ударения в том же слоге пишется е. Чёркать – черкнуть, пёстрый – испещрить, твёрдый – затвердеть. 3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло. Бразды – борозда, облако – оболочка, охлаждение – холод, возглас – голос, ограда – огородить, глава – голова, сокращать – короткий. 4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). Возражать, наваждение, аромат, панорама, лабиринт, лотерея, бетон, кастрюля, привилегия, этикет. Правописание звонких и глухих согласных Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р: молотьба - молотить. Сравните: Луга шли вперемежку с полями (перемежаться) - Черные карандаши были разбросаны вперемешку с цветными (перемешаться); Изморозь рисует замысловатые узоры на стеклах окон (морозить) - Как сквозь сито сеялась мелкая изморось (моросить). В слове свадьба пишется д (свадебный), хотя в однокоренных словах сват, сватать пишется т. В слове лестница пишется с (хотя лезу); в слове отверстие тоже пишется с (хотя отверзать). Для проверки написания сомнительной согласной иногда используется чередование звуков: коврижка, пичужка (от коврига, пичуга, с чередованием г - ж) - деревяшка, копчушка (в современном языке соответствующего чередования нет); скворечник (от скворец, с чередованием ц - ч) - набалдашник (без чередования). Не связано с явлением чередования наличие двух вариантов произношения и соответственно написания слов с одним и тем же значением: галоша - калоша, дискутировать - дискуссировать. В некоторых словах иноязычного происхождения написание сомнительной согласной нельзя проверять однокоренным словом: абстракция (хотя абстрагировать). Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по орфографическому словарю 13. Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемика - раздел языкознания, изучающий морфемы (значимые части слова (корень, суффикс, приставка, окончание, основа). Морфема - мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова (то есть несамостоятельная) и выполняющая функции словообразования и формообразования (словоизменения). Разделяются на 2 основных типа - корни и аффиксы(приставка, суффикс, окончание). 1)Корень - общая значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных родственных слов (нос, носик, носище, поднос, занос, носок). Омонимия - совпадение написания и произношения, но различия в лексическом произношении (нос (часть тела) - нос (нести)). 2)Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Образовывать слово может только вместе с корнем. а) Приставка - значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов: -пишутся всегда одинаково: по-, на-, до-, про-, от-, ото-, вы-, в-, над-, с-. (пошел, выход, отплыть). -без-//бес-, из-//ис-, через-//черес-, З - когда после приставки гласная (безопасность, изъяснять), С - когда согласная (использовать, бессовестный). -при- : 1. приближение/близость; 2. неполнота действия; 3. присоединение; 4. прислониться (метафоричное); 5. действие доведенное до конца (придумал); 6. при- = до- (припысывать = дописывать); 7. усиление действия (приналечь); 8. действие в собственных интересах (принарядиться). -пре- : 1. =пере-; 2. =очень (прекрасно). б) Суффикс - значимая часть слова, стоящая после корня, служащая для словообразования, передающая лексическое и грамматическое значение, а также переводящая слово из одной части речи в другую: -ся/-сь (смеялась), -те (скажите), -то, -либо, -нибудь (что-нибудь, кто-то). в) Окончание - значимая часть слова, указывающая на связь с другими членами предложения. Являются словоизменяющими. Частными случаями словоизменения является склонение по падежам (рука-руки-руке…), спряжение по лицам (иду-идёшь-идёт…), изменение по родам, временам. г) Основа - неизменяемая часть слова, которая выражает его лексическое значение. В изменяемых словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующего аффикса: сосн-а, пустын-я, восьм-ой, наш-а, занимательн-ый, чита-л. В неизменяемых словах основа равна слову: высоко, мечтая. В некоторых случаях основа может быть прерывистой: глагольные формы, содержащие постфикс -ся/ -сь (учащ-ие-ся) основы неопределённых местоимений, содержащих постфиксы -то/ -либо/ -нибудь (как-ой-то) основы некоторых сложно-составных существительных (шкаф-а-купе) основы сложных числительных ( сем-и-десят-и) В зависимости от структуры, основы бывают производные и непроизводные. Непроизводными являются основы, которые состоят из одной морфемы — корня: город, стол, жёлт-ый. Производными являются основы, в составе которых выделяются два или более словообразовательных аффикса. Обычно это корень в сочетании с одним или несколькими суффиксами: хлеб-н-ый; с одной или несколькими приставками: пере-лет; с суффиксом и приставкой одновременно: без-дом-н-ый). Новые слова могут образовываться как от непроизводной, так и от производной основы. От производных и непроизводных основ следует отличать производящие основы — основы, от которых образуются новые слова. Например, непроизводная основа слова сил-а является производящей для слова сильный. 14. Способы словообразования. 1. Неморфологический - переход одной части речи в другую: столовая(прил) ложка, столовая(сущ) новая. 2. Морфологический - образование новой части речи с помощью морфем. Морфемные способы образования: а) Приставочный: ходить -> приходить б) Суффиксальный: барабан -> барабанщик в) Приставочно-суффиксальный: новый -> снова (в-, на-, за- -> суффикс О, из-, до-, с- -> суффикс А). г) Бессуффиксный: новый -> новь д) Сложение: 1. Сложение основ: пар + ход -> пароход 2. Сложение части основы и слова: стенная + газета -> стенгазета 3. Сложение целых слов: вагон + ресторан -> вагон-ресторан 4. Сложение корней: лесное хозяйство -> лесхоз 5. Сложение частей основ: заведующий учебной частью -> завуч 6. Сложение начальных звуков: высшее учебное заведение -> вуз 7. Аббревиатура: цех холодного проката - ЦХП. Словообразовательная цепочка - процесс образования слова с помощью морфем. Примеры: Словообразовательное гнездо - множество цепочек от одного слова. Примеры: 15. Самостоятельные и служебные части речи и их роль в построении текста. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?»/«что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого. Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «како?й», «кака?я»,«какое»,«каки?е», В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определение , но может быть и сказуемым Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? Местоимение - самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, имени числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них (на их отношение к иным предметам, явлениям и т. д.). Глагол - обозначают действие или состояние предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а, и, о)?. Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого. Причастие - самостоятельная часть речи, либо (в зависимости от точки зрения) особая форма глагола, которая обладает свойствами как глагола, так и имени прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой?,каков?, что делающий?, что делавший?, что сделавший? Деепричастие - самостоятельная часть речи или особая форма глагола в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав? Наречие - часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?» СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: Предлог - служебная часть речи, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Союзы- служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения, или однородные члены предложения Частицы Междометия- часть речи, включающая неизменяемые слова и словосочетания, обычно морфологически не членимые и выступающие в речи как односоставные предложения, служащие для выражения эмоций (радость, удивление, возмущение, раздражение, злость, боль, отвращение, недоумение и др.) Все части речи делятся на две группы — самостоятельные и служебные. Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных слов не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения. Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом: идти из леса, ехать в метро, море и горы. Служебные слова могут соединять и предложения: Дует ветер, и идёт дождь. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а к служебным словам и междометию — нельзя. Слова каждой самостоятельной части речи отвечают на свои, свойственные этой части речи вопросы. Поэтому по вопросам можно определить часть речи. 16. Имя существительное суффиксы имен существительных их правописание. Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?»/«что?». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого. Имя существительное обладает рядом атрибутов (именных классов), число которых в разных языках различно. Такими атрибутами могут являться: род (мужской род, женский род, средний род, также бывают существительные общего и обоюдного родов); падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный); число (единственное, множественное); одушевлённость. Набор этих характеристик определяет парадигму словоизменения, называемого склонением. Все существительные имеют одно из 3 склонений: Существительные 1 склонения — существительные мужского и женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа -а, -я, например, папа, мама, семья. Существительные 2 склонения — существительные мужского и среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа: нулевое окончание для мужского рода инулевое или -о, -е для среднего рода, например, окно, голубь, стол. Существительные 3 склонения — существительные женского рода, имеющие в форме именительного падежа единственного числа нулевое окончание, например, мышь, шаль, ложь. Слова, оканчивающиеся на «-ия» (например, акватория), изменяются по 3 склонению. Также есть существительные разносклоняемые, не подчиняются общим правилам ни одного из склонений: например, существительные, оканчивающиеся на -мя (время, семя, племя, бремя, стремя, темя, знамя, пламя, вымя, имя) и существительные путь, дитя. Ещё одним грамматическим признаком существительного является одушевлённость/неодушевлённость. В русском языке слова мертвец, покойник, кукла, неваляшка, матрешка и некоторые другие являются одушевлёнными. Притом слово труп относится к числу неодушевлённых. Существуют также окказионально-одушевлённые существительные. Например: В реке не было раков, но Он ел раки. Постоянные признаки имени существительного: Нарицательность (Имя нарицательное или имя собственное) Одушевлённость Разряд (конкретное, вещественное, абстрактное, собирательное) Склонение Род Суффиксы -ик-, -чик- пишутся в том случае, если гласная и при склонении существительных сохраняется во всех формах: кристаллик(кристаллика), шалашик (шалашика); если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс -ек: горошек (горошка), дождичек(дождичка), дружочек (дружочка), звоночек, кулечек, мешочек, ножичек, подарочек, рожочек, сучочек. Суффикс -ец пишется у существительных мужского рода (гласная е в суффиксе при склонении исчезает), а суффикс -иц- - у существительныхженского рода (гласная и всегда сохраняется): владелец (владельца), капиталец (капитальца), морозец, рассказец, полководец; книжица (книжицы), красавица, владелица. Суффикс -ичк- пишется у существительных женского рода, образованных от основ на иц: лестничка (лестниц-а), луковичка (луковиц-а), пуговичка (пуговиц-а), умничка (умниц-а). В остальных случаях пишется суффикс -ечк-: пешечка (пешка), ситечко (сито), утречко (утро); а также в образованиях от слов на мя: времечко, племечко, стремечко, темечко; в именах собственных: Валечка, Зоечка, Иечка, Колечка, Фенечка, Юлечка (у этих слов основа не оканчивается на иц). Суффикс -оньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный: берез-онька, голов-онька, дев-онька, кос-онька, Лиз-онька, лис-онька, полос-онька; но: Марфа - Марф-енька. Суффикс -еньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный или на шипящий: Вал-енька, дорож-енька, доч-енька, ноч-енька, подруж-енька, Саш-енька. В уменьшительно-ласкательных формах, образованных от существительных на ня с помощью суффикса -к-, ь пишется в том случае, если он имеется в родительном падеже множественного числа: барышень-к-а (барышень), деревенька (деревень), дынька (дынь), кухонька (кухонь), милостынька (милостынь), нянька (нянь), пустынька (пустынь), яблонька (яблонь). Сочетание инк (суффиксы -ин- и -к- ) пишется в словах, которые образованы от существительных женского рода на ин(а): бисеринка (бисерина), бусинка (бусина), горошинка (горошина), жемчужинка ( жемчужина), изюминка, миндалинка, прогалинка, ссадинка; по аналогии образованы слова снежинка (здесь суффикс -инк-, так как нет слова снежина) , горлинка, пушинка. В немногочисленных словах пишется суффикс -енк-: беженка, монашенка, неженка, нищенка, француженка, черкешенка. Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж: вклад-чик, автомат-чик, буфет-чик, воз-чик, смаз-чик, подпис-чик, перебеж-чик. У существительных, образованных от основ прилагательных, пишутся суффиксы: У существительных, образованных от основ глаголов, пишутся суффиксы: 17) Имя прилага?тельное, суффиксы прилагательных, их правописание Имя прилага?тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая свойство предмета и отвечающая на вопрос «како?й», «кака?я», «каки?е», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым, предикатом, подлежащим. НН пишется: у прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -енн-, -онн-: искусственный (искусство), клюквенный, соломенный, торжественный; дискуссионный, канализационный, операционный, сессионный; у прилагательных, образованных от прилагательных с помощью суффикса -енн-, указывающего на большую меру признака: высоченный, здоровенный, широченный; у прилагательных, образованных от существительных с основой на н (вторая н - суффикс прилагательного): длинный, истинный, миллионный , старинный, холстинный, ценный, фельетонный; у прилагательных, образованных от существительных на мя (время, пламя, семя и др.): временный, пламенный, семенной, именной; такие у прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-, -ян-: воробьиный (воробей), голубиный (голубь), журавлиный (журавль), соловьиный(соловей), кожаный (кожа), песчаный (песок), вощаной (воск), полотняный (полотно), серебряный (серебро), дровяной (дрова), глиняный (глина). 18) Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ слитно: 1) слово образовано на базе подчинительной связи (железнодорожный < железная дорога (согласование),машиноремонтный < ремонт машин(управление), быстрорастворимый < быстро растворимый (примыкание)); 2) одна из частей самостоятельно не употребляется (длинноволосый, скоротечный, позднеспелый); 3) части являются неоднородными определениями (древнецерковнославянский, первобытнообщинный); 4) слово образовано от существительного со слитным написанием (шарикоподшипниковый < шари-коподшипник, лесостепной < лесостепь); 5) сложные обозначения химических веществ (дибензилэтилендиаминовый, железистосинеродистый); 6) терминологизмы и книжные выражения (мелкооптовый, тонкомолотый, глубокоуважаемый, нижеподписавшийся); 7) слово образовано на базе числительных (двадцатитрёхлетний, семисотидвадцатитрёхрублёвый) через дефис: 1) слово образовано на базе сочинительной связи (желудочно-кишечный < желудочный и кишечный,фарфорово-фаянсовый < фарфоровыйи фаянсовый); 2) слово образовано от существительного с дефисным написанием (дизель-моторный < дизель-мотор, контр-адмиральский < контр-адмирал, нью-йоркский < Нью-Йорк); 3) слово обозначает оттенок цвета, вкуса (ярко-синий, сине-красно-белый, кисло-сладко-горький); 4) первая часть оканчивается на -ико(историко-архитектурный, химико-технический); 5) слово начинается с военно-, массово-, народно-, научно-, учебно-; 6) слово образовано от сочетаний имён и/или фамилий (лев-толстовский, жюль-верновский, бойль-мариоттовский); 7) слово образовано на базе сочетания «прилагательное + существительное» с перестановкой частей местами(литературно-художественный < художественная литература) 1 2 |
© 2010–2021 Эссе.рф: Библиотека учебных материалов |