">
Лингвистика и языки Русский язык
Информация о работе

Тема: Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

Описание: Основные уровни языка. Фонетика.Фонетические единицы. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Гласные и согласные. звуки. Орфоэпические нормы. Прямое и переносное значение слова. Полные и частичные омонимы. Отличие многозначных слов от омонимии.
Предмет: Лингвистика и языки.
Дисциплина: Русский язык.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 25.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 897
Поднять уникальность

Похожие работы:

Так, например, слово читать своими лексикосемантическими и грамматическими свойствами (принадлежность к глаголу как части речи, переходность, лексическое значение) предопределяет возможность своей связи с формой вин. п. имени в объектном значении, подчиняет себе эту форму и на основе этой связи образует сочетание (читать книгу, письмо, стихи...), которое входит в единицу сообщения как ее компонентОн читает книгу; Читать книгу интересно; Сел читать книгу; Читая книгу, уснул; Человек, читающий книгу, поднял голову. Слово город своими категориальными свойствами предопределяет связи типа новый город, город у моря, город ночью, подчиняет себе формы других слов и образует сочетания, которые входят в качестве компонентов в такие конструкции, как Построен новый город; Я хорошо знаю этот город у моря; Город ночью - это совсем не то, что город днем. В этих же соединениях формы слова читать и город могут оказаться подчиненными другим словам: читающий человек, сел читать, знаю город.

Грамматический характер таких связей различен; они объединяются в типы связей, которые называются присловными подчинительными связями. Свойства знаменательного слова подчинять себе другие слова в тех или других формах, весь потенциал связей, принадлежащих слову, составляет область синтаксиса слова (о связях, возникающих на основе подчинения форм слов, см. ниже).

Конструкция, образующаяся на основе реализации подчинительных связей, предопределенных лексикограмматическими свойствами слова, называется словосочетанием. Словосочетание - это то синтаксическое объединение, которое образуется сочетанием знаменательного слова и формы другого знаменательного слова на основе подчинительной связи. Словосочетание состоит из знаменательного слова и формы другого знаменательного слова (или форм других знаменательных слов). Главным (стержневым) компонентом в нем является слово (см. выше), подчиненным (зависимым) - форма (формы) слова. Значение словосочетания - это то отношение между его компонентами, которое лежит в основе его образования.

Словосочетание входит в единицу сообщения как ее компонент, - необходимо в ней присутствующий или распространяющий, расширяющий ее. В условиях языковой или внеязыковой ситуации словосочетание может функционировать и вне сообщения как самостоятельная и законченная называющая (номинативная, именующая) единица - в названиях, подписях. Это сближает словосочетание со словом. Свойства словосочетания входить в единицу сообщения, участвовать в формировании простого и сложного предложения, функционировать в качестве называющей единицы, все его языковые характеристики относятся к области синтаксиса словосочетания.

Форма слова (и словоформа, т. е. форма отдельного конкретного слова) участвует в образовании словосочетаний, простых и сложных предложений, всех видов сообщающих единиц. Форма слова обладает богатыми конструктивными возможностями. Правила ее функционирования в тех или других синтаксических позициях тесно связаны с лексической семантикой: с лексическим значением слова, выступающего в данной форме, и с его лексикосемантическим окружением. В составе словосочетания и предложения синтаксические правила употребления тех или иных форм слов часто ограничены лексикосемантически.

Форма слова имеет свои синтаксические функции, которые или целиком опираются на ее морфологическое значение (такова, например, функция объекта у формы вин. п. при переходном глаголе или функция подлежащего у называющей формы имени - им. п.), или - во многих случаях - выходят за рамки этого значения. В синтаксических конструкциях вступают в сложное взаимодействие морфологическое значение самой формы слова и ее значение как члена такой конструкции. Так, в предложениях Больного бьет дрожь; Ребенка охватил озноб; Юношу обуяло сомнение при формировании значения члена предложения - имени в форме вин. п. взаимодействуют следующие языковые факторы:

1) морфологическое значение самой формы - объектное;

2) лексическая семантика существительного (одушевленность, личность);

3) значение сказуемого (непроизвольное состояние);

4) открывающая (начальная) позиция формы вин. п., в предложениях с подобным лексическим составом предназначенная для формы с субъектным значением (ср.: Больной дрожит; Ребенок в ознобе; Юноша в сомнении, сомневается);

5) регулярная соотносительность такого вин. п. с формой им. п. (см. примеры в п. 4). В результате взаимодействия всех этих факторов такой вин. п. в предложении приобретает значение субъекта непроизвольного состояния. В построениях типа Дай закурить; Принеси поесть (разг.) вступают во взаимодействие грамматическая семантика инфинитива, лексическое значение глагола, позиция, в которой инфинитив оказывается при переходном глаголе со знач. конкретного действия, направленного на объект; в результате взаимодействия всех этих факторов инфинитив приобретает объектное значение, равное значению вин. п. в таких случаях, как Принеси еду; Дай папиросу. Все явления, связанные с синтаксическими возможностями форм слов, с правилами их употребления и функционирования, относятся к синтаксису формы слова.

34.Осложнённое простое предложение. Предложение с однородными членами и знаки препинание при них. Однородные и неоднородные определения.

Одноро?дные чле?ны предложе?ния — главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления, как правило, располагаются контактно (непосредственно один за другим) и часто допускают перестановку. Однако перестановка возможна не всегда, поскольку первым в ряду однородных членов обычно называется то, что является первичным с логической или хронологической точки зрения или важнее для говорящего[1].

Присутствие однородных членов осложняет простое предложение. Отмечается также, что значительная часть предложений, осложнённых однородными членами, может быть представлена как результат «сочинительного сокращения» ряда самостоятельных предложений или сложносочинённого предложения: рус. Миша вышел погулять, и Маша вышла погулять — Миша и Машавышли погулять[1].

Словосочета?ние — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают такжесочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.

Словосочетаниями в общем случае не являются:

грамматическая основа

однородные члены предложения

служебная часть речи + существительное

фразеологизм

Типы связи слов в словосочетании

Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоимением.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием.

Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа.

Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к Родине.

Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, мальчик постарше.

Другое определение связи «Примыкание»: связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола .

[править]Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

Глагольные
Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.

Именные

Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике.

Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.

Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

Наречные
Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

[править]Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, седоволосый человек.

Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания.[1]

[править]Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

синтаксически свободные

Примеры: высокий дом.

синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Предложе?ние (в языке) — это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационнойзаконченностью.[1] С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием.

Сложное синтаксическое целое обнаруживается в связном тексте. Это сочетание нескольких предложений, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов.

Отдельные предложения в составе сложного синтаксического целого объединяются межфразовыми связями, которые осуществляются при помощи лексической преемственности, а также специальных синтаксических средств.

От сложного предложения (в том числе и многочленного) сложное синтаксическое целое отличается менее тесной связью между частями, их формально-синтаксической самостоятельностью. Однако эти качества не мешают компонентам сложного синтаксического целого объединяться в смысловое и даже структурное единство, что и позволяет выделять эту единицу в синтаксисе.

35. Предложения с обособленными уточняющими членами. Второстепенные члены предложения.

второстепенные члены предложения, выделенные по смыслу и интонационно, для того чтобы придать им им в предложении некоторую самостоятельность; на письме они выделяются запятыми. Обособленные члены предложения в сравнении с необособленными обладают большим синтаксическим весом, большей стилистической выразительностью и логической выд елейностью.

Разряды обособленных членов предложения:

обособпенныа определения- могут быть согласованными и несогласованными, распространенными и одиночными; согласованные обособленные определения выра>кактя одиночными прилагательными и причастиями или прилагательными с зависимыми словами и причастными оборотами, стоящими после определяемого слова, несогласованные - существительными в косвенных падежах! прилагательными в сравнительной степени. (Книга, стоящая на верхней полке, очень интересная. Потом пришла весна, тихая, яркая. Какая-то женщина, с засученными рукавами, с поднятым фартуком, стояла среди двора.)

обособленные обстоятельства - выражаются деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными или наречиями (редко). (Приехав на вокзал, он пошел в кассу покупать билет. Несмотря на поздний час, на улице было многолюдно. Музыка, по-прежнему, долетала до нас.)

обособленные дополнения - выражаются существительными в косвенных падежах с предлогами или без них или предложными сочетаниями вместо, кроив, помимо, за исключением, исключая, сверх и т.п.

В некоторых случаях обособление обязательно (например, обособление распространенных определений, выраженных причастным оборотом, стоящим после определяемого слова), в других - обособление необязательно и зависит от смысловой нагрузки, которой говорящий вкладывает в предложение.

О знаках препинания при обособленных членах смотрите в разделе «Пунктуация».

Уточнение и пояснение как обособленные члены предложения.

Кроме обособления существует интонационно-смысловое выделение, причём выделяться могут не только второстепенные, но и главные члены предложения. Выделяют два типа такого выделения:

уточнение (сужение понятия, его ограничение, чаще всего уточняющими членами предложения являются обстоятельства места и времени): Я пошёл вправо, через кусты.

пояснения (обозначение одного и того же понятия разными словами): Мы беседовали хорошо, по-дружески.

Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов. Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени. Например:  
        В предместье, около боен, выли собаки; Даже сюда, через озеро, за километр, вместе с горячим воздухом, доносился гул и треск;  
        В полдень, в ясную, солнечную погоду, ничего нельзя вообразить печальнее этой развалины, Он встал по хозяйству рано, в третьем часу утра, и теперь у него слипались глаза.  
        В зависимости от смысла одни и те же слова могут рассматриваться как уточняющие или не как уточняющие: Далеко, в лесу, раздавались удары топора (слушатель находится вне леса) - Далеко в лесу раздавались удары топора (слушатель тоже находится в лесу).  
        Реже встречаются уточняющие обстоятельства с другими значениями, например обстоятельства образа действия: Он встряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом, глянул вверх; Бабы зашумели все сразу, в один голос, не давая Давыдову и слова молвить.  
        Обособляются уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и так далее: Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи; Она со страхом смотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках.  
        Уточняющие определения могут конкретизировать общее значение местоимений этот, тот, такой и другие (в том числе субстантивированных):Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением; Каждому, приехавшему и пришедшему, они должны были найти и указать место для ночлега.  
        Уточняющий характер придают высказыванию слова вернее, точнее, скорее и тому подобное, однако следующиеза ними члены предложения не обособляются, так как указанные слова, имеющие значение вводных (точнее по смыслу равно «точнее говоря»), сами выделяются запятыми: Его доброта, вернее, его великодушие тронуло меня; Совсем недавно, точнее, в прошлую пятницу была опубликована заметка аналогичного содержания (но: Его не испугал этот вопрос, а скорее обрадовал -без запятой после слова скорее, которое здесь не уточняет предыдущее высказывание, а усиливает противопоставление; Мальчика нужно вовремя остановить, иначе он такое натворит - без запятой после слова иначе, выступающего здесь в функции противительного союза со значением «а то», «в противном случае»; Песец, иначе полярная лисица, ценится своим мехом -выделяется весь оборот со словом иначе в значении «то есть»).

36. Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении.

Вводные слова — это слова, входящие в состав предложения, но не вступающие с его членами в грамматическую связь. Как правило, вводные слова выражают отношение говорящего квысказыванию, его оценку, дают сведения об источнике сообщения или связи с контекстом.

Несмотря на то, что вводные слова синтаксически не связаны с членами предложения, они могут являться частью его структуры. При этом они выражают противительные (впрочем), уступительные (правда), разделительные (может) и другие виды отношений.

Как правило, но не всегда, вводные слова выделяются знаками препинания с обеих сторон. Например: «Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать» — запятая перед и после вводного слова следовательно ставится, поскольку его невозможно убрать из предложения.

вводные предложения

Предложения, выполняющие те же функции и имеющие те же значения (модальное, эмоциональное, экспрессивное и др.), что и вводные слова. Вводные предложения выделяются паузами, произносятся более низким тоном и более быстрым темпом, чем основное предложение. Вводные предложения по своей структуре бывают двусоставные (я знаю, вы помните, как сообщают гязет-ы и т. п.), односоставные неопределенно-личные (говорили о нем, как мне пишут и т. п.), безличные (можно полагать, как мне казалось и т. д.). Вводные предложения могут присоединяться к основному предложению без союзов или при помощи союзов. А вы, я вижу, шелковый (Тургенев). Как выражаются моряки, ветер крепчал

Знаки препинания при обращении.

Обращение - это слова, называющие того, к кому обращена речь. Обращение употребляется для того, чтобы привлечь внимание к сообщению.

В качестве обращения часто используются названия лиц (имена, прозвища, фамилии), которые выражаются одушевленными существительными, например: Ты, отец, прямей держи карандаш.

Но в художественной речи в роли обращений могут выступать существительные и неодушевлённые: И пусть твое счастье будет в учении, звёздочка ты моя ясная!

Предложения, в которых употребляются обращения, часто бывают побудительными и вопросительными: Как нежишь ты, серебряная ночь, в душе расцвет немой и тайной силы!

Чтобы правильно расставить знаки препинания, надо помнить, что обращение совпадает по форме с подлежащим (стоит в именительном падеже), но оно не связано грамматически со сказуемым и не является членом предложения. Сравните: Жизнь моя, по-прежнему теки! – обращение. Жизнь моя ничуть не стала тише – подлежащее.

Обращения могут быть одиночными и распространенными. Например: Старик, о прежнем позабудь (нераспространенное обращение). Дорогие гости, милости просим за стол (распространенное обращение). Они могут находиться в начале, в середине и в конце предложения.

Обращения могут быть повторяющимися, например: Нина, а Нин, поди сюда. Если перед повторяющимся обращением стоит частица А, то перед ней ставится запятая, а после неё никакого знака не ставится. При неповторяющемся обращении А выступает в роли междометия и отделяется запятой, например: - А, Васька! – сказал он.

Личные местоимения ТЫ и Вы, как правило, не являются обращениями, а выступают в роли подлежащего. Однако они могут входить в состав распространенного обращения, пунктуационно выделяясь вместе с ним, например: Ну, полноте, полноте, балагур, шутник вы этакий!

Обращение выделяется:

запятой или восклицательным знаком, если стоит в начале предложения, например: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

с двух сторон запятыми, если стоит в середине предложения, например: Сыпь ты, черёмуха, снегом.

запятой перед обращением, если стоит в конце предложения, а после обращения ставится тот знак, который нужен по смыслу предложения: Начинай серенаду, скворец!

Между двумя обращениями, связанными неповторяющимся союзом. Запятая не ставится, например: Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком, например: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Но если О выступает в роли междометия (со значением «ах»), то после него ставится запятая, например: О, дети, зачем вы так шумите!

38.Сложные предложение. Сложносочиненное предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Сложносочинённое предложение (ССП) — сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.

В отличие от сложноподчинённого предложения, в сложносочинённом союзы не входят ни в одну из частей, и используется абсолютное время глаголов сказуемых.

Неполными могут быть лишь последующие части, например: Мне восемнадцать лет, а моей сестре — семнадцать.

На основании грамматического значения

Сочинительная связь может оформляться следующими отношениями в предложении:

Соединительными. Для них характерно значение логической однородности. Во временном плане — одновременность двух действий или их следование друг за другом. Средства связи: союзыи, да (в значении и) и др.; частицы и… и, ни… ни, тоже, также.

Разделительными. Включают в себя значения последовательности, смены, чередования, сопоставления или перечисления взаимосвязанных событий. Средства связи: союзы или, что,повторяющиеся союзы или… или, повторяющиеся частицы ли.. ли, то ли… то ли, не то… не то, а то… а не то, наречие иначе в роли союза.

Сопоставительными. Указывают на равнозначность, тождественность ситуации. Средства связи: союзы то есть, а именно.

Пояснительными. Включают в себя собственно сопоставительные, противительные отношения и отношения несоответствия. Средства связи: союзы а, но, да (в значении но), частицаже, конкретизаторы а значит, а потому, а однако, а также, а зато, а кроме того.

Градационными. Это дальнейшее развитие сопоставительных отношений. Градация может быть по степени значимости (средства связи: союзы не только… но и, не то что… но, даже не… тем более не, даже… не то что, мало того что… ещё и), по степени интенсивности (средства связи: союзы если не… то по крайней мере, если не… то в таком случае, не то чтобы… но, не сказать чтобы… но), по степени соответствия обозначаемому (средства связи: союзы вернее, точнее, конструкцией точнее сказать).

Отношения объединяют грамматические значения, которые могут передаваться с помощью союзов (и частиц в роли союзов) и с помощью конкретизаторов, уточняющих значение средств, а также связи (и тогда, и от этого, а потому).

[править]По характеру связи

В зависимости от вида сочинительных союзов:

с соединительным союзом.

с разделительным союзом.

с противительным союзом.

Наступила ночь, и Буратино направился на Поле чудес.

[править]Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Запятая ставится между частями сложного предложения, соединенными союзами:

и, да (=и), ни…ни;

а, но, да (=но), однако, …;

или, либо, ли…ли, …;

да, да и, тоже, также;

то есть, а именно.

Сверкнула молния, и послышался удар грома.

Запятая не ставится:

Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член:

Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.

Если есть общее придаточное предложение:

Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились на прогулку.

Знаки препинания.

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая НЕ ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды. Звёзды бледнели и небо светлело, когда мы подошли к деревне.

Запятая ставится:

между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.

при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.

между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения (см. Однородные члены предложения, Запятая между однородными членами предложения, Двоеточие или тире при однородных членах предложения): Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Запятая НЕ ставится:

между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так: Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть. НО: Он сказал, что, если пойдёт дождь, рыбалки не будет.

если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.

если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.

перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.

перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.
 

 

Бессоюзное предложение

Запятая ставится между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.
Если предложения распространены и почти не связаны по смыслу, между ними ставится точка с запятой: Время раннее, седьмой час; туман рассеивается, пропуская солнце; роса высохла.
Двоеточие 
между частями сложного бессоюзного предложения ставится, если:

второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что): Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни.

второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно): Картина переменилась: снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.

второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что...”): Вдруг чувствую, кто-то тянет меня в сторону.

второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится:

при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – Петя умён.

если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): Лес рубят – щепки летят.

при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово – соловей поёт.

если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
 

39.Сложноподченённое предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в различных типах и речи.

Сложноподчинё?нное предложе?ние — это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли. Например: Я не тот, ктотебе нужен. Обе части сложноподчинённого предложения связываются союзами и союзными словами. В данном примере имеет место изъяснительный союз кто.

Придаточные предложения классифицируются на изъяснительные, определительные и обстоятельственные. Первые чаще отвечают на вопрос кто? или что?, для них характерны союзы кто, что, как, когда, зачем и так далее. Вторые чаще отвечают на вопрос какой? и имеют союзы который, которая, которое, которые, что.

Обстоятельственные придаточные предложения подразделяются на предложения по цели (зачем?, с какой целью?), места (откуда?, куда?, где?), времени (когда?, во сколько?), причины (почему?, зачем?), условия (при каком условии?, в каком случае?), образа действия (как?, каким образом?), сравнения, уступки. Также существуют придаточные предложения следствия и соединительные предложения.

Запятая ставится

Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми:

Мы тронулись, когда взошло солнце.

Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами:

Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним.

При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как:

Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.

Запятая не ставится

отрицание + союз:

Он стал выяснять не что произошло, а кто это сделал.

Придаточное предложение = одно союзное слово:

Он обещал вернуться, но не сказал когда.

Перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно:

Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.

Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало, ...

40.Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях предложениях. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Бессою?зное сло?жное предложе?ние — сложное предложение, предикативные части которого взаимосвязаны по смыслу и строению, а также соединены без помощи союзов или относительных слов ритмомелодическими средствами, порядком следования частей.

Составные части такого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны. Например:

Была без радости любовь,
Разлука будет без печали.

— М. Ю. Лермонтов

Ножи стучат, посуда звенит, масло шипит.

— А. П. Чехов

Делу — время, потехе — час.

— пословица

Она спит — разбудить невозможно.

Чувствую, устала.

Между частями бессоюзного сложного предложения может ставиться запятая, точка с запятой, двоеточие или тире. Бессоюзное предложение — особый класс сложных предложений, разнообразных по семантике и структуре, иногда сопоставимых с союзными сложными предложениями. Для сравнения: «Она спит так, что разбудить невозможно»; «Чувствую, что устала»; «Делу — время, а потехе — час». В некоторых случаях, например в предложениях присоединительного типа («Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь» — А. С. Пушкин), подстановка союза невозможна.

В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в сложных бессоюзных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения сложного бессоюзного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.

Запятая в сложном бессоюзном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и.

Ср.: Метель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин). – Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышношума (Чехов). – Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.

Точка с запятой в сложном бессоюзном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:

Налево чернело глубокое ущелье; /1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари/2 (Лермонтов).

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении ставится в следующих случаях:

1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть.

Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). – Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.

42.Язык и речь. Речевая ситуация и её ко

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Язы?к — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).

Различают [источник не указан 976 дней]:

человеческие языки (предмет изучения лингвистики):

естественные человеческие языки,

искусственные языки для общения людей (например, эсперанто),

жестовые языки глухих,

формальные языки

компьютерные языки (например, Алгол, SQL),

языки животныхeng

Языки изучает лингвистика (языкознание). Знаковые системы вообще — предмет изучения семиотики. Влияние структуры языка на человеческое мышление и поведение изучаетсяпсихолингвистикой.

Функции языка

Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка[источник не указан 575 дней]:

коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации;

конструктивная (или мыслительная) — формирование мышления индивида и общества;

познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение;

эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций;

волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия;

метаязыковая (металингвистическая)  — разъяснения средствами языка самого языка; По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.

фатическая (или контактноустанавливающая);

идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу — как модернизаторство.

омадативная[источник не указан 575 дней] (или формирующая реальности) — создание реальностей и их контроль;

номинативная — вера человека в название

денотативная, репрезентативная — передача информации, представление

конативная — ориентация на адресата;

эстетическая — сфера творчества;

аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо).

референтная (или отражательная) - функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ. СТИЛИ РЕЧИ И СФЕРА ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ

Проанализируйте приведённые тексты, выполняя задания и отвечая на вопросы.

I. Прочитайте тексты.

Определите  тему  анализируемого  текста,   перескажите  и  озаглавьте  его. Докажите, что это текст.
Сформулируйте вопросы, которые возникли у вас после прочтения текста. Найдите в тексте слова (существительные, местоимения), которые соединяют соседние предложения; назовите слова и обороты, которые связывают смысловые части текста.
1.

Умение ясно выражать свои мысли, слушать собеседника — всё это, как мы знаем, важные признаки того, что человек обладает культурой речи. Умение говорить просто, без лишних слов, эмоционально и образно достигается не сразу. Следует учиться правильному литературному произношению, выразительной интонации, владению мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску речи.
Стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай пустословия, повторения одного и того же. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно ясно. Избегай ненужных слов: «знаете», «понимаете», «так вот», «так сказать», «значит».
Не употребляй вульгарных слов и выражений. Не думай, что, пересыпая речь грубыми словами, ты кажешься взрослее и мужественнее. Напротив, этим ты вызовешь лишь брезгливое отношение к себе.
Будь в словах так же вежлив, как и во всём. Словом можно порадовать человека, а можно и глубоко обидеть.
Никогда не давай прозвища и клички товарищам. Это унижает человеческое достоинство, иных больно ранит, заставляет замкнуться в себе.
Уважай своего собеседника; смотри на того, с кем говоришь,— недопустимо во время разговора оглядываться по сторонам, отворачиваться, выражать своё нетерпение поглядыванием на часы.
Не разговаривай с товарищами и взрослыми свысока, тоном, не терпящим возражений и сомнений.
Невежливо полностью завладеть разговором, говорить только о себе (где был, что видел, что переживал).
Не говори быстро и с излишней горячностью. Не старайся перекричать собеседника. Если он говорит громко, ты говори тихо, тогда собеседник тоже перестанет кричать.
Приветливый, доброжелательный тон создаёт возможности для взаимопонимания; грубый тон порождает ответную грубость.
Особенно следи за собой, когда говоришь с младшими, они копируют тебя: подражают как в хорошем, так и в дурном. 
(Из книги «Мир детства».) 

2.   

Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет,— это поступок. И только от нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым. Недаром в народе сложено множество мудрых пословиц и поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях: «От одного слова — да на век ссора», «Бритва скребёт, а слово режет», «Слово пуще стрелы разит», «Ласковое слово — что вешний день».
Бережно относиться к родной речи — обязанность не только специалистов, филологов, лингвистов и литераторов. Это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа. 
(Ю. Ороховацкий.) 

3.   

У ботаников есть термин  — разнотравье. Он обычно относится к цветущим лугам. Разнотравье — это сплетение разнообразных цветов, раскинувшихся сплошными озёрами, по поймам рек.
Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд... то, наконец, ложатся в нашей памяти медленным строем, подобно течению звёзд. 
(К. Паустовский.) 

II. Составьте диалоги (монологи). 
1. Составьте четыре варианта начала разговора по телефону (с учителем, с другом, со своими родителями, с родителями друга).
2. Передайте вашему младшему брату (сестре) в доступной для него форме содержание первого текста.
3. Обменяйтесь впечатлениями о прогулке в осеннем (весеннем) лесу (рассказы у костра, рыбалка, сбор грибов).
4. Вы знакомите друга со своей компанией.  Представьте его,  используя устойчивые формулы общения. 

III. Подготовьте небольшие рассказы. 
1. Составьте памятку «Что такое культура речи» (текст 1).
2. Подготовьте монолог-рассуждение на тему: «Человеческие недостатки и как с ними бороться».
3. Рядом с дорогой, по которой вы идёте в школу, растут деревья. Осенью они особенно красивы. Опишите одно из них. 

1 2 3 4 5