">
Лингвистика и языки Русский язык
Информация о работе

Тема: Риторика

Описание: Этапы подготовки к выступлению. Общие понятия. Возможные способы изложения материала. Правила написания вступления и заключения речи. Правила написания лаконичных речей. Трудоустройство на работу. Почтовый агент, перепродающий товар через собственную сеть покупателей.
Предмет: Лингвистика и языки.
Дисциплина: Русский язык.
Тип: Контрольная работа
Дата: 18.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 141
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра русского языка

Контрольная работа по дисциплине:

Риторика

Выполнила:

Проверил:

Шадринск 2012

ТЕМА 1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Существует несколько классификаций видов красноречия:

монологическое и диалогическое;

эмоциональное и рациональное;

социально-политическое, академическое, социально-бытовое, судебное, богословско-церковное;

информативное и убеждающее.

 

Последовательность подготовки к выступлению

Задание 1. Изучите этапы подготовки к выступлению и сравните их с этапами, которые выделяет немецкий специалист по риторике X. Леммерман. Соедините линией сходные этапы. Какие этапы отсутствуют в схеме Леммермана? Какие дополнительные этапы он выделяет?

Этапы подготовки к выступлению Этапы подготовки к выступлению

(по Х. Леммерману)  Выбор темы и формулирование «рабочего» названия выступления Сбор материала  Сбор материала Отбора материала и его организация  Составление рабочего плана Обдумывание материала (связка деталей, комментирование материала)  Написание основной части текста с одновременным уточнением рабочего плана Первая редакция ключевых слов (предварительная редакция)  Написание вступления и заключения Стилистическое оформление главной части (словесное оформление)  Редактирование текста выступления Формулирование вступления и заключения  Запоминание основного плана выступления Общий контроль  Подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом, запись на аудионоситель и т.п.) Вторая редакция ключевых слов (окончательная редакция)   Мысленное освоение   Риторическое освоение (проба речи)  

Внимание! Чтение вслух одной страницы печатного текста занимает в среднем 2 мин.  У Х. Леммермана Отсутствуют следующие этапы: Выбор темы и формулирование «рабочего» названия выступления, запоминание основного плана выступления.

Дополнительные этапы: Отбор материала и его организация, стилистическое оформление главной части (словесное оформление), общий контроль, первая редакция ключевых слов (предварительная редакция), вторая редакция ключевых слов (окончательная редакция).

Выбор темы и названия информативной и убеждающей речи

Таблица 1

Название речи должно не должно  быть ясным, четким, кратким;

отражать содержание выступления (по названию можно предположить, о чем пойдет речь);

привлекать внимание слушателей содержать общих формулировок;

быть длинным и излишне наукообразным  

Задание 2. Прочитайте названия лекций. Используя материал таблицы 1, оцените эти названия. Объясните, почему одни из них являются удачными, а другие неудачными.

Участие российской команды в европейском и мировом чемпионатах по футболу роботов: проблемы и перспективы.

Мы снова вместе.

Современное православие и интеллигенция.

Аналитическое проектирование (конструирование) пространственных объектов на базе алгебраических уравнений высших порядков.

Участие российской команды в европейском и мировом чемпионатах по футболу роботов: проблемы и перспективы – является неудачной, т.к. тема лекции излишне длинная.

Мы снова вместе – является неудачной т.к. тема не отражает содержание выступления и не является понятной для слушателей.

Современное православие и интеллигенция – удачная тема лекции. В данной теме отражается содержание выступления и она является понятной, четкой и краткой.

Аналитическое проектирование (конструирование) пространственных объектов на базе алгебраических уравнений высших порядков – является неудачной темой, поскольку является длинным.

Задание 3. Перечислите, какие вопросы могут рассматриваться в вашем сообщении, если оно называется (одна из двух тем по выбору студента):

Преимущества и недостатки использования материалов Интернета для написания рефератов.

Платное обучение – прогресс или регресс российского образования?

Вопросы к сообщению «Преимущества и недостатки использования материалов Интернета для написания рефератов»:

- Использование Интернета для написания рефератов.

- Преимущества использования Интернета для написания рефератов.

- Недостатки использования Интернета для написания рефератов.

Задание 4. Озаглавьте тексты (один текст по выбору студента). Объясните свой выбор.

Как известно, старая единица мощности «лошадиная сила» (735, 5 ватта в общепринятых единицах) на самом деле значительно больше той величины, которую средняя лошадь способна развивать сколько-нибудь долгое время. А все же, когда лошадь создает такую мощность? На этот вопрос отвечает один из авторов журнала «Америкен сайентист»: мощность в одну лошадиную силу развивает лошадь массой 750 килограммов, перепрыгивающая через препятствие шириной и высотой по 183 сантиметра. (Наука и жизнь. 1987. № 12)

Тысяче ученых, общественных деятелей, писателей было предложено ответить на вопрос, каковы 100 наиболее важных открытий в человеческой истории. На первом месте оказался ватерклозет, за ним идет компьютер, печатный станок, огонь, колесо, радио. Интернет вышел на 8-е место, пластмассы – на 14-е, затем следуют самолет (15), мяч (20), рентгеновские лучи (22), автомобиль (23), микроскоп (24), спутник (26), деньги (29), ядерное оружие (32), телефон (34), радар (44), взрывчатые вещества (48), кино (49), компас (52), почтовая служба (57), мыло (59), нож (71), градусник (73), телевидение (75), стекло (79), бюстгальтер (88), лифт (93), одноразовые подгузники (95). Замыкают «почетную сотню» вращающаяся дверь (99) и растворимый кофе (100).

Текст №2. Название текста: 100 самых важных открытий по мнению ученых.

Пояснение: в данном тексте большую часть занимает перечисление самых важных открытий в человеческой истории по мнению ученых.

ТЕМА 2. РАБОТА НАД ОСНОВНОЙ ЧАСТЬЮ ВЫСТУПЛЕНИЯ

2.1. Общие понятия

Композиция текста – структура текста (строение, расположение и соотношение его составных частей).

План текста краткое письменное отображение композиции: текста.

Способ изложения – метод построения текста заданной композиции.

2.2. Возможные способы изложения материала

Индуктивный способ – изложение материала от частного к общему.

Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам).

Метод аналогии – изложение от частного к частному (переход от известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов, рассуждение или описание по аналогии с известным).

Ступенчатый способ – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей.

Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности (разновидность ступенчатого).

Концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению.

Задание 1. Прочитайте тексты и определите способ изложения материала в каждом из текстов (метод аналогии, ступенчатый, исторический, концентрический).

В Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были две книги: Библия и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схоластикой, и к XV в. она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников – привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т. е. человеческая, а не божественная) наука – филология, отличающаяся от схоластики критическим подходом к текстам.

Почему южный конец магнитной стрелки красный, а северный – черный? Не исключено, что здесь мы следуем древнекитайской традиции. Китайцы всегда окрашивали южный конец стрелки в красный цвет. А может быть, красный цвет южного конца стрелки – дань древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре времен Александра Македонского север называется черной страной, юг – красной, восток – зеленой и запад – белой. Городские ворота в Китае окрашивались также в соответствии с этим правилом: в красный, черный, зеленый и белый цвет. Вероятно, что такое обозначение стран света (красным, черным, зеленым и белым) было в то время общепринятым и отголоском этого являются названия Черного и Красного морей, лежащих на юг и север от центрального – Средиземного.

По внешнему виду, а также по физическим и химическим свойствам калий похож на натрий, но обладает еще большей активностью. Подобно натрию, он имеет серебристо-белый цвет, быстро окисляется на воздухе и бурно реагирует с водой с выделением водорода. Соли калия очень сходны с солями натрия, но обычно выделяются из растворов без кристаллизации воды.

Ростовщичество как основа для рождения банков появилось в VIII–VII вв. до н. э. Первые ссуды давались натурой (зерном, скотом) и возвращались в большем количестве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля) или под доверие личности, Интересно, что авторитеты древности (Платон, Сенека, Цицерон, Аристотель) осуждали ростовщичество.

Первый банк как кредитное учреждение появился в Венеции в XII веке. Его функциями были прием вкладов на хранение и производство трансфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме, Гамбурге. Первые банки с учетом их функций называли депозитными. Стокгольмский банк (1657) первым стал заниматься выдачей ссуд под залог ценностей или имущества. Английский банк в Лондоне (1694) первым стал выпускать банковские билеты.

1. Метод аналогии

2. Дедуктивный способ

3. Метод аналогии

4. Исторический способ

Задание 2. Прочитайте варианты текста лекции и определите способ изложения материала в каждом из них (индуктивный или дедуктивный). Для этого найдите предложение, содержащее общее высказывание, и предложения, конкретизирующие это высказывание.

Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда члены одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, – это нормы отношений, принятые в другом этносе. Примеров этому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д.

Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а вовремя своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. Причину этого Л. Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения.

Индуктивный способ

Дедуктивный способ

Задание 3. Трансформируйте тексты из задания 2, расположив материал а) ступенчатым способом, б) концентрическим способом, в) методом аналогии (один из способов по выбору студента).

Метод аналогии

Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а вовремя своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. Причину этого Л. Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения.

2.3. Средства выражения логических связей в тексте

1. Лексические средства связи.

1.1. Специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие:

а) на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем...);

б)на противоречивые отношения (однако, между тем, тем не менее);

в)на причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, кроме того);

г)на переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к, рассмотрим, необходимо остановиться на);

д) на итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод).

1.2. Местоимения, прилагательные и причастия, используемые в качестве средств связи (данный, этот, указанный, названный, такой, подобный).

2. Синтаксические средства связи: особенности построения предложений внутри фрагмента текста, обладающего смысловой законченностью.

Задание 4. Найдите в одном из текстов задания 1 лексические средства связи. Подчеркните их.

В Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были две книги: Библия и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схоластикой, и к XV в. она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников – привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т. е. человеческая, а не божественная) наука – филология, отличающаяся от схоластики критическим подходом к текстам.

Задание 5. Подчеркните фрагменты предложений, с помощью которых осуществляется связь предложений в тексте. Восстановите исходный порядок слов в микротексте.

Закон Паскаля

Передача давления происходит вследствие возможности молекул жидкости или газа свободно перемещаться относительно друг друга.

Это движение полностью хаотично, и, следовательно, в отсутствие силы тяжести или в состоянии невесомости давление во всех точках жидкости согласно закону Паскаля будет одинаковым.

Давление, производимое внешними силами на поверхность жидкости или газа, передается по всем направлениям без изменений.

2.4. Составление различных видов планов

Назывной план (в виде назывных предложений). Содержание каждой смысловой части текста обозначается опорным словом или словосочетанием, которого достаточно для последующего развертывания всей информации данной смысловой части.

Вопросный план (в виде вопросов). Содержание каждой смысловой части текста является ответом на вопрос плана.

Тезисный план (в виде тезисов). Содержание каждой смысловой части текста кратко формулируется в одном-двух предложениях (тезисах). Можно сказать, что тезис – это краткий ответ на вопрос, который мог быть представлен в вопросном плане.

Цитатный план (в виде цитат, то есть предложений, выписанных из текста).

Задание 6. Прочитайте текст и впишите в таблицу пропущенные пункты плана.

Брось сигарету!

Принято говорить, что капля никотина убивает лошадь. Недаром издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем. Царь Михаил Федорович наказывал курильщиков плетьми и батогами. Сын же его, Алексей Михайлович, запретил курение законодательно.

Японские ученые установили, что экстракт смолы хвойных деревьев с добавкой 0,1 % определенного германийорганического соединения и витаминов вызывает отвращение к никотину. Как сообщил в 1995 году журнал «Clinical Farmacology and Therapy», специалисты из Лос-Анджелеса обнаружили, что аналогичный эффект проявляет 3%-ный раствор... самого никотина. Через полтора часа после нанесения малого количества такого раствора на кожу заядлых курильщиков концентрация никотина в крови возрастала более чем в полтора раза. Это в свою очередь притупляло желание выкурить очередную сигарету. Когда же ее наконец закуривали, первые затяжки оказывали существенно более слабое действие, чем обычно. Прав был Парацельс: все есть лекарство, и все есть яд — все дело в дозе! Ученые из Мичиганского университета (США) установили, что никотин содержат некоторые овощи, в частности картофель, томаты, баклажаны. Так, 1 г баклажанов содержит такое же количество никотина, какое получает некурящий, проведя 20 минут в прокуренной комнате.

(Воронков М. Г., Рулев А. Ю. О химии с улыбкой,

или Основы пегниохимии. Назывной план Вопросный план Тезисный план Цитатный план  1. Отношение к никотину как к яду 1. Как обычно относятся к никотину? 1. Царь Алексей Михайлович, запретил курение законодательно. 1. ...Издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем  2. Вещества, вызывающие отвращение к никотину 2. Какие вещества вызывают отвращение к никотину? 2. Японские ученые установили, какой экстракт вызывает отвращение к никотину. 2. …экстракт смолы хвойных деревьев с добавкой 0,1 % определенного германийорганического соединения и витаминов вызывает отвращение к никотину.  3. Присутствие никотина в привычных пищевых продуктах. 3. Всегда ли никотин является ядом? 3. Никотин не всегда является ядом 3. …никотин содержат некоторые овощи, в частности картофель, томаты, баклажаны.  

ТЕМА 3. АРГУМЕНТАЦИЯ В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ

УБЕЖДАЮЩЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Если выступление убеждающее (т. е. направлено на защиту вашей точки зрения), то следует продумать систему аргументации в основной части.

Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется оказать.

Успех доказательства зависит от выполнения ряда правил:

Тезис должен быть суждением ясным и точно определенным.

Тезис должен оставаться тождественным, т. е. одним и тем же на протяжении всего доказательства.

Тезис не должен содержать в себе логическое противоречие.

Тезис не должен находиться в логическом противоречии с суждениями по данному вопросу, высказанными ранее.

Тезис должен быть обоснован фактами.

Тезисом не должно быть суждение очевидное, так как то, что достоверно само по себе, не требует доказательств.

Тезис должен определить собою весь ход доказательства так, чтобы то, что в результате будет доказано, было именно тем, что требовалось доказать.

Аргументы бывают сильные, слабые и несостоятельные. Сильные аргументы не вызывают критики, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание. Слабые аргументы могут вызвать сомнения оппонентов. Несостоятельные аргументы позволяют разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их.

Сила и слабость аргументов должна определяться не с точки зрения выступающего, а с точки зрения слушателя (оппонента).

Задание 1. Заполните таблицу, разделив следующие виды аргументов на сильные, слабые и несостоятельные.

1. а) Суждения на основе подтасованных фактов;

б)точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, вытекающие из них;

в)умозаключения, основанные на двух или более отдельных фактах, связь между которыми неясна без третьего; доводы личного характера.

2. а)Ссылки на законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни;

б)ссылки на потерявшие силу решения;

в)ссылки на непроверенные источники, на малоизвестные или неизвестные слушателям авторитеты.

3. а)Аналогии и непоказательные примеры; доводы, версии или обобщения, сделанные на основе догадок, предположений, ощущений;

б)экспериментально-проверенные выводы; заключения экспертов;

в)доводы, рассчитанные на предрассудки, невежество; выдаваемые авансом посулы и обещания.

4. а)Показания свидетелей и очевидцев событий;

б)подлог и фальсификация того, о чем говорится;

в)ложные заявления и показания. Сильные аргументы Слабые аргументы Несостоятельные аргументы  1. б) 1. в) 1. а)  2. а) 2. в) 2. б)  3. б) 3. а) 3. в)  4. а) 4. б) 4. в)  

Задание 2. Найдите в приведенных ниже текстах аргументы. Сформулируйте аргументы и дайте их характеристику (слабые, сильные и т.д.)

1. Если бы марсианские поля представляли собой покровы обычной растительности, то они не отличались бы такой же гладкостью, как и светлые пространства пустыни, а имели бы характерную для растительности изрезанную поверхность. Согласно многим наблюдениям, марсианские моря отличаются такой же гладкостью, как и светлые пространства пустыни. Следовательно, они не представляют собой покровов обычной растительности.

2. «Как хорошо, что я не люблю спаржу, — сказала Алиса своему заботливому Другу. — Ведь если бы я любила спаржу, мне пришлось бы её есть, а я её терпеть не могу» (Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»).

3. «Какой-то человек сказал: ”Тогда-то я солгал”. Если это правда, то данный человек является лгуном, но если он сознался в своей лжи, то он сказал правду и его нельзя назвать лгуном. Следовательно, человек, который солгал, не является лгуном».

В тексте 1 слабый аргумент т.к. данный текст может вызвать сомнения сказанного в нём.

В тексте 2 сильный аргумент т.к. это утверждение от первого лица: «Ведь если бы я любила спаржу, мне пришлось бы её есть, а я её терпеть не могу».

В тексте 3 несостоятельный аргумент т.к. он сказал правду что однажды солгал. «Следовательно, человек, который солгал, не является лгуном».

ТЕМА 4. СОСТАВЛЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Правила написания вступления и заключения речи

Запомните, что:

существует эффект края: люди запоминают первое и последнее из того, что вы сказали (т. е. вступление и заключение вашей речи);

вступление и заключение пишут и шлифуют тогда, когда основная часть закончена и все свои идеи оратор отчетливо понимает и ясно изложил в основной части.

Вступление и заключение следует писать полностью.

Во вступлении оратор может ставить перед собой следующие цели:

установить контакт с аудиторией, вызвав расположение и доверие к себе;

заинтересовать слушателей;

подготовить слушателей к восприятию выступления;

обосновать постановку вопроса.

Как это сделать?

Начало должно быть коротким (не более 1/8 всего объема речи) и динамичным. Первые слова – это обращение к слушателям: Многоуважаемый председатель, уважаемые члены комиссии, дорогие друзья и т. п. Если вы разговариваете с одним человеком, обращайтесь к нему по имени чаще. Помните, что одно из самых любимых слов для человека – это его имя.

Можно использовать ряд специальных приемов началa выступления.

Задание 1. Определите цель каждого из перечисленных в таблице 2 приемов начала выступления и заполните таблицу.

Таблица 2

Приемы начала выступления Во вступлении (после обращения) можно использовать следующие приемы Цель Нельзя  Перейти сразу к изложению дела

Прямо выразить свои чувства по поводу излагаемого вопроса

Задать вопрос слушателям

Сделать замечание, затрагивающее интересы слушателей

Сделать комплимент слушателям

Рассказать историю, сообщить потрясающий факт

Рассказать случай из своей жизни

Процитировать яркое высказывание знаменитого человека, пословицу и т. п. Показать какую-либо вещь Начать образом, символом, аллегорией Сэкономить время

Высказывание своего мнения

Обратная связь

Для обращения внимания слушателей на выступающего

Положительная

оценка их внимания

Разнообразить слушателей

Привести пример

Заинтересовать слушателей

Извиняться и говорить, что вы недостаточно подготовились.

Начинать с шутки или анекдота, если аудитория вам плохо знакома или вы не очень уверены в себе  

Задание 2. Прочитайте начала речей некоторых известных людей и определите, какой прием они использовали. С какой целью?

Из речи Фридриха Энгельса в Эльберфельде 8 февраля 1845 г. в период организации демократического и социалистического движения в Рейнской провинции Германии

Господа!

Как вы только что слышали, – впрочем, я позволю себе считать это и без того общеизвестным, – мы живем в мире свободной конкуренции. Рассмотрим же несколько подробнее эту свободную конкуренцию и созданный ею общественный порядок. В нашем свободном обществе каждый работает на свой собственный страх и риск, каждый стремится к своему собственному обогащению и ему совершенно нет дела до того, чем занимаются другие. О разумной организации, о распределении работ нет и речи; наоборот, каждый старается опередить другого, старается использовать для своей частной выгоды благоприятный случай и не имеет ни времени, ни охоты подумать о том, что его собственные интересы в сущности ведь совпадают и с интересами всех остальных людей.

Из речи знаменитого дореволюционного адвоката H. П. Карабчевского в защиту Мироновича

Господа присяжные заседатели!

Страшная и многоголовая гидра – предубеждение, и с нею-то прежде всего приходится столкнуться в этом злополучном деле. Злополучном с первого судебного шага, злополучном на всем дальнейшем протяжении процесса. Преступление зверское, кровавое, совершенное почти над ребенком, в центре столицы на фешенебельном Невском, всех, разумеется, потрясло, всех взволновало. Этого было уже достаточно, чтобы заставить намного потерять голову даже тех, кому в подобных случаях именно следовало бы призвать все свое хладнокровие. Ухватились за первую пришедшую в голову мысль, на слово поверили проницательности первого полицейского чина, проникшего в помещение гласной кассы ссуд и увидевшего жертву...

Из речи писателя Константина Симонова на митинге в Сан-Франциско в 1948 г.

Дорогие друзья!

Я не был в этой стране слишком долго, целых тридцать, это ровно столько лет, сколько мне лет от роду. А когда говоришь с людьми раз в тридцать лет, то всегда хочется сказать слишком много и не знаешь, с чего начать.

1.Переход сразу к изложению дела. ( С целью сэкономить время).

2.Прямое выражение чувств по поводу излагаемого вопроса. (С целью обосновать постановку вопроса).

3.Рассказать историю, случай из своей жизни. (С целью заинтересовать слушателей).

Заключение

В заключении оратор может ставить перед собой следующие цели:

суммировать сказанное, обобщить информацию;

способствовать запоминанию основных положений, выдвинутых в выступлении, и др.;

сделать выступление менее официальным и тем самым повысить благожелательное отношение аудитории к себе как оратору и к тексту своего выступления;

повысить убедительность речи, используя дополнительные сильные аргументы;

вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь;

повысить значимость своего выступления (перевести выступление в более высокий стиль);

призвать слушателей к выполнению тех или иных задач.

Как и начало речи, концовку нужно тщательно продумать, обязательно записать и отрепетировать. Концовка должна быть короткой.

Задание 3. Определите цель каждого из перечисленных в таблице 3 приемов, используемых в заключительной части выступления, и дополните таблицу.

Таблица 3

Приемы, используемые в заключительной части выступления

В конце речи можно использовать следующие приемы Цель Нельзя  Дать резюме, т. е. очень коротко повторить основные положения.

Закончить призывом к действию, пожеланием

Сделать слушателям комплимент

Завершить шуткой

Прочесть наизусть стихи

Использовать цитату

Закончить на высшей точке напряжения – на кульминации

Завершить образом, символом, аллегорией

Сообщить потрясающий факт Суммировать

сказанное, обобщить информацию.

Призвать слушателей к выполнению тех или иных задач.

Сделать выступление менее официальным и тем самым повысить благожелательное отношение аудитории к себе как оратору и к тексту своего выступления.

Повысить убедительность речи, используя дополнительные сильные аргументы;

Вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь.

Повысить значимость своего выступления (перевести выступление в более высокий стиль).

Говорить фразы типа это все, что я хотел сказать; вот и все.

Произносить лишние, «не работающие» на реализацию вашей цели слова  

Задание 4. Прочитайте заключительные части речей некоторых известных людей и определите, какой прием они использовали.

1) …Именно по состоянию здоровья населения принято судить о степени цивилизованности страны, динамичности развития общества. Физическое, психическое и нравственное здоровье нации является главным капиталом общества. Несостоятельны утверждения, будто нам нужно сначала поднять экономику, а затем - думать об охране здоровья россиян. Мы не выйдем из кризиса, если у нас не будет нормальных, физически и умственно полноценных людей! Здоровье нации не может быть ценой политики реформ, а должно стать высшим государственным приоритетом.

Нашему обществу очень не хватает мира и согласия. А может быть, сохранение народа, о чем недавно говорил Александр Исаевич Солженицын, и есть та национальная идея, которая способна объединить всех – и белых, и красных. Ведь все мы – россияне, живем в одной стране, дышим одним воздухом. У нас есть все, чтобы обеспечить человеку достойную жизнь. Нужна лишь политическая воля. Здесь, наверное, будут высказаны разные точки зрения, но цель у нас одна – улучшить здоровье нации и российское здравоохранение. И я желаю успехов всем участникам слушаний в реализации этой благородной цели!

(Герасименко Н. Ф. Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России)

2) Вскоре Прокофьев скончался – судьбе было угодно, чтобы это случилось именно 5 марта, в день смерти Сталина. Сегодня уже вряд ли можно сказать, как все на самом деле происходило в день погребения, – каждый, кто присутствовал при этом, запечатлел в памяти собственную картину и имеет полное право отстаивать ее подлинность. Бесспорно лишь одно: по почти пустой улице, параллельной бурлящему потоку трагически-истеричной массы, что оплакивала Сталина, двигалась в противоположном направлении небольшая группа людей, неся на плечах гроб величайшего русского композитора того времени... Так и остался в истории образ лишь этой маленькой, особой группы людей, двинувшейся в путь – с иным намерением и к иной цели. Этот образ кажется мне символичным. Ибо подобное движение против течения в то время было абсолютно бесперспективным. И все-таки даже тогда существовала – как в любую из прежних эпох – возможность выбора между двумя решениями, из которых истинным оказалось лишь одно. А потому однажды начавшееся противодвижение постепенно расширялось, сливалось с родственными ручейками из других областей, чтобы превратиться в нынешний поток – роковой по своему размаху, чреватый бурей, часто угрожающий, но неминуемый на пути к смутно предощущавшемуся уже тогда повороту. К повороту на новую, исполненную надежд стезю в истории этой великой и беспокойной страны.

Октябрь 1990 г.

(Шнитке А. Слово о Прокофьеве.

Литературная запись с немецкой фонограммы)

3) Шалер читал самый популярный на факультете курс, который был обозначен в каталоге NH-4... Один из образцов фантастического красноречия Шалера так удивил Вуда, что сейчас, через пятьдесят лет, он все еще помнит его наизусть. Речь эта никогда не была напечатана, и он умолял меня включить ее в книгу.

Однажды геолог рассказывал о постепенном развитии жизни на земле, о предусмотрительности природы, давшей некоторым видам ужасающую плодовитость, спасающую их от исчезновения, о необходимости массового уничтожения некоторых низших форм жизни, чтобы этим дополнить естественный ход борьбы за существование. Он закончил свою речь так: «Самка aphis, т.е. обыкновенная травяная вошь, джентльмены, кладет за одно лето три тысячи яиц, джентльмены, и я подсчитал, что, если бы все потомство было живо, с того дня, как эти вши впервые появились на земле, мы имели бы цилиндр, состоящий из них, основанием со всю орбиту Земли вокруг Солнца, и растущий в высоту, устремляясь в пространство со скоростью, большей, чем скорость света!»

(Сибрук В., Вуд Р.

Современный чародей физической лаборатории.)

Используемые приемы:

1. Закончить пожеланием, использовать цитату

2. Завершить образом, символом, аллегорией

3. Закончить на высшей точке напряжения – на кульминации.

Задание 5. Прочитайте начало и конец выступлений на защите выпускных работ бакалавра; обратите внимание на обращение к слушателям. Определите, какие приемы использовали бакалавры при защите своих выпускных работ (первый или второй фрагмент – по выбору студента).

№1.

Уважаемый председатель комиссии!

Уважаемые члены комиссии!

Автоматизированное устройство консистентной смазки предназначено для смазки узлов трения большегрузных автомобилей при их обслуживании и ремонте. Проблема существует с тех пор, как возникли крупные автомобильные хозяйства. Малые зазоры в узлах трения трансмиссий ходовой части, а также загрязнение старой смазки создают большие противодавления для замены ее свежим смазочным материалом...

***

...Это устройство спроектировано с учетом требований мелкосерийного производства с целью изготовления единичного пробного образца. Если на изделие возникнет спрос, то имеет смысл доработать образец с учетом серийного производства. При этом, естественно, изменится и его конструктивное решение. Спасибо за внимание.

№2

Уважаемый председатель комиссии! Уважаемые члены комиссии! Целью моей работы была разработка комплексного дизайн-проекта станка и внесение соответствующих изменений в техническую документацию. В соответствии с заданием был произведен анализ собираемости компонентов, изучены возможные принципы построения машин данного класса...

***

…Оборудование смонтировано на единой платформе. Этапы графического анализа отображены на плакатах. Благодарю за внимание.

В начале первого текста используется прием переход сразу к изложению дела. Заключение же заканчивается на высшей точке напряжения – на кульминации.

ТЕМА 5. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

РАБОТА НАД ЛАКОНИЧНОСТЬЮ, ТОЧНОСТЬЮ, ПОНЯТНОСТЬЮ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ

5.1. Правила написания лаконичных речей

Для того чтобы привлечь и удержать внимание аудитории, необходимо работать над выразительностью, точностью, понятностью и лаконичностью текста выступления.

Чтобы речь была лаконичной (немногословной), необходимо избегать необоснованных повторов.

Работа над лаконичностью речи – первый этап редактирования готового текста. Как только текст написан полностью (вступление, основная часть, заключение), следует просмотреть его в целом, чтобы выявить и ликвидировать: 1) несоответствия рабочему плану; 2) случайные смысловые повторы; 3) лексические повторы (тавтологию и плеоназм).

Тавтология (греч. tautologia из tauto — то же самое + logos — слово) – 1) тождесловие, повторение сказанного другими словами, не вносящее ничего нового (Авторский стиль — это стиль автора);

2) повторение в предложении однокоренных слов. (Крайне важным условием для удачного заключения является удачный выбор момента, когда надо закончить речь).

Плеоназм (греч. pleonasmos – излишество). Многословие, выражение, содержащее одинаковые по значению и тем самым излишние слова (если только это не связано со стилистическим заданием), неоправданная избыточность выражения. Каждая секунда времени (секунда всегда связана с понятием времени); своя автобиография (в слове автобиография уже содержится понятие «своя»).

Задание 1. Прочитайте предложения. Найдите словосочетания, в которых встречается тавтология и плеоназм. Отредактируйте предложения.

1. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу.

2. Вчера состоялся очередной российско-американский саммит на высшем уровне.

3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир – несколько брелоков с символами Петербурга.

4. Самое первейшее в работе исследователя – определение главных приоритетов.

5. Одновременно можно наблюдать несколько одновременных процессов.

6. Безусловно, этот вариант решения имеет несколько безусловных преимуществ.

1. Трудоустройство на работу (Плеоназм). После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство.

2.

3. Памятный сувенир – несколько брелоков с символами Петербурга. (Тавтология). Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне несколько брелоков с символами Петербурга.

4. словосочетание - главных приоритетов (Плеоназм). Самое первейшее в работе исследователя – определение приоритетов.

5. Одновременно можно наблюдать несколько одновременных процессов (Тавтология). Одновременно можно наблюдать несколько процессов.

6. Безусловно, этот вариант решения имеет несколько безусловных преимуществ (Тавтология). Безусловно, этот вариант решения имеет несколько преимуществ.

5.2. Правила написания точных речей

Для того чтобы речь была точной, необходимо соблюдать несколько основных правил при написании и редактировании текста.

Нужно избегать двусмысленности:

а)многозначные слова в контексте должны прочитываться однозначно; б)слова (фразеологизмы) должны быть употреблены в присущих им языковых значениях.

Необходимо уточнять по словарям значения заимствованных слов, неологизмов, паронимов.

Следует избегать необоснованного употребления неологизмов и заимствованных слов (или пояснять их).

При редактировании текста также нужно обращать внимание на сочетаемость слов и фразеологизмов.

В научной речи также: 1) следует четко определять базовые и новые термины; 2) общие для ряда наук термины необходимо использовать только в значении, принятом для данной науки.

Каждое слово в тексте должно быть понятно прежде всего самому говорящему (пишущему)!

Задание 2. Проиллюстрируйте каждое значение слова своим примером (предложением). Значения слова «область» Примеры  1. Часть какой-л. территории (страны, государства, материка и т. п.) Полуостров

(какой либо)  2. Крупная административно-территориальная единица в России Уральский Федеральный округ  3. Чего или какая. Район, пространство, в котором распространено ка- кое-л. явление, которое характеризуется чем-л. Гольфстрим  4. Обычно чего или какая. Отдельная отрасль знаний, деятельности и т. п.; сфера, круг каких-л. представлений, занятий и т. п. Нефте-газовая отрасль  

Задание 3. Прочитайте предложения и подчеркните слова, которые могут быть поняты неоднозначно. Отредактируйте предложения.

1) Успешность выступления во многом зависит от аудитории.

2) Итак, сегодня вы прослушали лекцию о методике подготовки к выступлению.

1 2