">
Литература Зарубежная литература
Информация о работе

Тема: История зарубежной литературы

Описание: Феномен мировой литературы. Родожанровый синтетизм. Эпос и драма. Соотношение социальных и физиологических аспектов в описании действительности. Специфика психологизма. Особенности философской прозы. Романтические тенденции. Цивилизация и природа.
Предмет: Литература.
Дисциплина: Зарубежная литература.
Тип: Билеты к экзамену
Дата: 13.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 428
Поднять уникальность

Похожие работы:

ОТВЕТЫ ПО ИЗЛ

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА ВЕКОВ (К. XIX - Н. XX ВВ)

Вопрос №1. Пути развития зарубежной литературы к. XIX - н. XX вв. Характеристика основных литературных направлений. Феномен мировой литературы.

1871-1914 – это период времени литературы рубежа XIX - н. XX веков. 1870/1 – переломное вр., европейский континент становится мировым лидером во всех сферах. Начало нового передела мира. Продолжается процесс урбанизации, важна роль рабочего и общественного движения. Хар-но распространение социалистических идей. Меняются условия жизни: появ-ся кинематограф, различные тоннели и пр. на первый план выдвигается вопрос о природе человека, о его выборе. Ставится вопрос о том человек существо пассивное или активное?

1914-1918 – время первой мировой войны. Появ-ся ощущение кризисности => упадок западной цивилизации.

Хар-но развитие множества лит.шк, которые перетекают друг в друга. Тв-во какого-либо писателя связать с каким-нибудь кружком связать очень сложно. Имеет место быть эволюция творческого метода.

Очень сложный период связанный с катаклизмами и катастрофами в зевроп странах.

Образ человека, универсален, исключителен.

Тема человека, смысла его жизни.

- соц. Эконом. Потрясения и преобразования.

- движение идеи

- попытка обобщить и рассмотреть мир во всем его разнообразии.

- эволюция взглядов писателей

- переход от эстетики одной школы к эстетике другой школы.

Реализм.

Одно из направлений 19 века., ведущий литературный метод и направление, остается в этом периуде.

-взаимодействие с другими литер. Направлениями и методами

-смены направлений, линейности теперь не соблюдаются

-принцип типизации

-аналитизм

-объективность, историзм

-соц. Духовные проблемы человеч бытия

-стремление к обощению.

Изменение метода поэтики.

Но реализм претерпевает некоторые качественные изменения – соединение реализма с др. направлениями: декадентские течения – работа над словом и формой, опираются на теорию «чистого искусства»; с нат.шк. – расширение тематики или ее демократизация, большее внимание уделяется соц.низам.

Натурализм.

Человек часть природы = часть социума

Прежде всего натурализм предполагает связь человека с природой

Натуралисты стремились уйти от научности, стремление широко обобщить все сферы и тенденции.

-принцип фотографирования действительности

Считали, что дурная наследственность дает о себе знать в определенный момент.

Писатель натуралист призван показать среду и человека, который формируется и приобщается к условиям.

Писатель должен быть ученым и экспериментатором.

Идеи позитивистской философии.

Огюст Конт (подчинение вечным естественным законам).

Расцвет натурализма во Франции.

Неоромантизм.

Совокупность идейных и стилевых особенностей, присущих ряду писателей.

-развитие и возрождение романт тенденции

-образ главного героя

-тематика и проблематика текста

Но романтических определенных этапов эстетики здесь уже нет

-острый и напряженный сюжет

-детективные элементы с быстрой сменой событий

Расцвет в Англии и Франции.

Символизм.

Получил широкой распрострнение в запевр лит

-отрицание вечного материального обыденного мира

-идеализм как философская основа символизма.

Символ, как важнейшая категория символизма. В любом символе всегда есть две стороны – авторская идея и форма, в которую ее облекает автор, чтобы выразить и показать ее.

Символизм знак идеи и вещей, находящихся за пределами

-поэзия символистов во Франции

-творчество О. Уальда (Англия)

-поиск нового поэтического языка

Для данного периода был характерен Импрессионизм

-отсутствие четко заданной формы

-автор фиксирует объект в то виде, в каком он есть

-важен фон, освещение: многое зависит от ума

Декаданс. Отражает кризисные явления эпохи, выражение определенного взгляда на человека, но его место в мире. Связан с определенным этапом в психологии человека. Направление, связанное с упадническими настроениями с кризисным явлением, с фил-ией Шопенгауэра, Фрейда, Ницше и т.д. ощущение абсурдности чел. бытия => человек рождается, чтобы умереть. Человек в этом мире всегда одинок. Новое столетние воспринимается как нечто не поддающееся законам логики, разуму.

Декаденты близки к реалистам, но для них не важна конкретная ист.эпоха, они лишь пытаются уйти от этого мира, от всего пошлого. Эстетический культ красоты.

Развитие Норвежсткой и бельгийской литературы. Эпос, лирика и драма. Происходит синтез родов и жанровой системы.

Эпизация драмы. Есть описательные элементы, увеличение ремарок и измнение их функция = эпизация драмы.

Особую роли в литературе этого периода играет драма

Позитивизм – философская основа натурализма. По-мнению пози-ов, человек – существо неизменяемое. Наблюдение, эксперимент – это главное. Анализ и систематизация не так важны, потому что не дают объективной картины.

Первые писатели натуралисты не отделяли себя от реал-ов. Они пытались преодолеть некоторые их недостатки – заменить принцип типизации принципом фотографичности (документальности).

Принципа отбора материала – нет. И большое и малое изображается в одинаковом масштабе. Им важно устранить личность автора. Автор – это экспериментатор.

И.Тэн вывел некоторые законы, которые влияют на тв-во любого автора, независимо от его желания.

Таких закона три:

раса – это биологический фактор, принадлежность к нации. У реалистов этот фактор перерастает в

наследственность, ее воз-вие невозможно избежать.

среда историческая, соц.и физическая. Историческая среда связана с определенной истор. эпохой.

Также и соц. среда, которая формирует и влияет на чел. Физическая – климат, географич. положение

все это имеет значение.

момент – соединение расы и среды. Автор берет чел., помещает его в опред. среду => в определенный

момент он рассматривает, как эти факторы реализуются.

Из натуралистических романов исключена психология. Точнее основой психологии яв-ся физиология.

Натурализм – это лит.шк. во главе с Эмилем Золя. Натурализм как лит.направление не выходит за рамки 19века. Внутри каждой из стран натурализм приобретает свои нац.черты. но в основном как школа он был во фр.литературе.

.

Взаимодействие лит. и музыки: литература взаимствует традиционные музыкальные жанры, например, роман-симфония с четырехчастной структурой.

Взаимодействие лит. и живописи: многие направления возникают в живописи, а затем их перенимают в лит. Например, импрессионизм – это искусство опирающееся на впечатление, это отсутствие контуров, границ, образов и цветов. Автор показывает свои впечатления.

Психологический импрессионизм – использование импрессионистической техники в оценке чувств, описание внутр.мира. прием такой техники прослеживается в новеллистике Т.Манна.

Пленэрный импрессионизм – использование техники импр.в обрисовывании внешних условий, обстановки, пейзажей. Это прослеживается в тв-ве Золя, особенно в «Жерминале».

Футуризм.

Это искусство будущего. Футуристы упивались прогрессом. Классика 19 века ими воспринималась как нечто прошлое, отжившее. Выступали за механистическую, урбанистическую направленность в лит-ре.

. Феномен мировой литературы.

Это сближение разных нац. литератур ( в Европе по крайней мере) с сохранением нац. черт; это синхронизация периодов разных нац. литератур; это увеличение кол-ва и кач-ва контактов между разными нац. литературами.

Родожанровый синтетизм – это процесс взаимопроникновения разных видов, родов и жанров литератур. Границы становятся условными.

Особенно взаимодействует эпос и драма: драма заимствует хар-ые для эпоса черты. В драме конца 19 в. Основу составляет не конкретное драматич. событие из жизни человека, а повседневное течение жизни, в которой и кроются неразрешимые конфликты.

В драме есть диалог и ремарки. в новой драме удельный вес ремарок увеличился и они меняются. В ремарках автор обозначает свою позицию, вмешивается в ход событий. Эти ремарки обращены не к актерам и режиссерам, а к читателю.

В романе наоборот описательность сокращается. Это роман состоящий из диалогов. Важен подтекст.

Лирика также взаимодействует с эпосом и драмой (лирич.драма, белые стихи и др.). Но все-таки на первый план выдвигается роман и драма. Развитие романа-эпопеи (история того или иного семейства в конкретной истор. эпохе и с др.стороны, развитие малых жанров (новеллы, рассказы и др.))

Два основных повеств.-комп. типа романа:

роман центробежный – есть отправная точка, и действие развивается по спирали, охватывая все большее и

большее пространство и время. Это как правило соц.-псих. романы.

действие стремится к центру, которое являет внутр.мир человека, его психология. Это психологич. романы

как правило.

На рубеже 19-20вв возникает движение «Новой драмы». Оно не связано с определенной национальной традицией. Основоположник – Ибсен.

Драма нова и по своей тематики и по поэтике. Перенос акцента с внешнего мира на внутреннее состояние человека. Это связано с тем, что трагизм чел.сущ-ия заключен в повседневном течении жизни. Конфликт в драме социальный, основой перестает столкновение «+» и «–» героев. Это драма идей, драма дискуссий. Между героями может и не быть межличностных сторкновений. Это драма точек зрения.

Многогеройность не свойственна, исчезает строгая иерархия героев. По ходу действия пьесы на первый план выдвигается то одни, то др.герои.

Вопрос №2. Натурализм как литературное направление и художественный метод. Философские и эстетические предпосылки развития натурализма. Натурализм во Франции. Концепция «экспериментального романа» Э. Золя.

Из лекций: натурализм развивается на протяжении всей второй половины 19 века. Связан с возникновением нат. школы.Человек рассматривается как часть природы, только после этого как часть социума. Он руководствуется прежде всего инстинктами.

Позитивизм становится основой натурализма в Европе. Позитивисты считали, что поведение человека зависит от инстинктов. Задачей ученых считали наблюдение и эксперименты, но не анализ и систематизацию.

Первые писатели-натуралисты считали себя реалистами, но с другой стороны, пытались преодолеть недостатки реализма, прежде всего заменить принцип типизации принципом фотографичности (документальная основа). Принципа отбора материала у натуралистов нет. Научный метод эксперимента как основа.

Тэн выделил три великих фактора, которые проявляются в любом произведении: раса, среда и момент. Биологический фактор расы перерастает в наследственность 9чаще натуралисты говорят об отриц качествах, которые пробуждаются в определенной сложившейся ситуации). Среда историческая, социальная и физическая. Историческая среда связана с определенной исторической эпохой. Социальная – с состоянием современного общества, физическая – с географическим положением, климатом и т.п. Момент – это взаимодействие расы и среды, описание того момента, когда наследственность вступает во взаимодействие со сложившимися обстоятельствами.

Натуралистические романы лишены психологизма. Психологическое начало заменяется физиологическим. Расцвет натурализма всязан с именем Эмиля Золя. История натурализма заканчивается с завершением 19 века. Как направление он существовал только во Франции. Другие страны ориентировались на франц натурализм.

Как художественный язык и совокупность эстетико-мировоззрен-ческих принципов творчества натурализм (от лат — природа) — один из основных ненормативных стилей европейской и американской литературы XIX—XX вв.

У натурализма имеется несколько измерений. Первое из них связано с тем, что он заявил о себе через отрицание своего непосредственного предшественника, романтизма (который к середине XIX в. стал во Франции господствующей литературной тенденцией), а также разного рода постромантических образований.

Не принимая романтизм 1830— 1850-х годов за его якобы необузданное воображение, цветистость письма, дидактичность, различные языковые и образные штампы, натурализм представлял собой новое поколение авторов, желавшее выражаться «прямо», «без посредников», опираясь на языковые возможности личной природы (проявляющей себя как сознательно, так и бессознательно). Природа творчества, в представлении натуралистов, существует до всякого опыта, предопределена (расой, темпераментом, наследственностью, складом психики) и свободна, имеет длящийся характер — заново раскрывается в каждом художественном переживании, структурируя и опредмечивая его, сообщая личный тон.

В связи с этим натуралисты часто проводили аналогию между литературой и вошедшей в моду в 1860-х годах фотографией. Несмотря на кажущуюся идентичность процесса съемки одного и того же объекта, каждый снимок уникален, сфокусированный свет всегда по-новому преломляется через объектив и, пронизывая темноту камеры, преобразует химические элементы на фотопластине в образ.

Натуралисты исполнены трагического отношения к бытию, что позволяет отнести их творчество к эпохе декаданса, «конца века». В главном звене современной природы, человеке, они видят трещину, катастрофу в действии. Там, где природа величаво «плодится и размножается», безмятежно приходит и уходит, человечество преследует рок. У этого обстоятельства имеется социально-биологическая подоплека.

Насилие над землей, природой труда, «малыми мира сего», телом (брак по расчету, проституция), животными ради капитала и беззастенчивого приумножения богатства привело к общественной дисгармонии, к вырождению, а главное, к девальвации того, в чем человек, казалось бы, наиболее естественен — любви. Однако поруганная и загнанная в «подполье» природа мстит — опрокидывает буржуазный мир как кажимость: взрывается катастрофами, восстаниями рабочих, войной между мужчиной и женщиной. Самая страшная месть — месть любви. Главное обвинение натуралистов цивилизации в том, что та любовь, которая в природе, вопреки биологическому насилию слабого над сильным, оказывается источником продолжения жизни и мировой гармонии, в человеке преобразуется в инстинкт смерти. Отсюда и личностный аспект трагедии «нового Адама» — переживание как конечности человеческого существования, так и неискоренимого конфликта между бытием и сознанием.

Второе измерение натурализма — идеологическое. Борясь за новизну и «жизненность» слова, натуралисты пытались в эстетике творчества опереться на «громкие» открытия в точных науках (физика, химия, астрономия, биология, медицина) и их интерпретацию, предложенную в различных теориях прогресса, эволюции (О.Конт, И.Тэн, Э.Ренан во Франции, Дж.С.Милль, Ч.Дарвин, Г. Спенсер в Англии). Важны для некоторых из них и протестантская библейская критика (Д. Ф. Штраус), и учение о смене формаций К. Маркса.

Третье измерение литературного натурализма — структурное. На первый взгляд натурализм жестко отделяет себя от идеализма и всех видов воображения. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что в своих сочинениях натуралисты не столько преодолевают романтизм, сколько вписывают языки субъективности (главное открытие культуры XIX в.) в необычную систему творческих координат, воспроизводят на новых, подчеркнуто предметных и социальных основаниях. Натурализм привел романтизм в историческое движение, дифференцировал его, показал возможности эстетизации всего повседневного, поставив «красоту» материала в зависимость от концентрированности его восприятия и переживания. Иными словами, граница между натурализмом и романтизмом, натурализмом и пришедшим ему на смену символизмом не столь существенна, как это обычно считается.

Впервые натурализм программно заявил о себе во Франции в 1860-е годы в творчестве Э. и Ж. Гонкуров и Э. Золя (романы «Жер-мини Ласерте», 1864; «Тереза Ракен», 1867). Преддверием натурализма этих писателей можно считать роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» (1857). Натурализм и его эволюция представлены во Франции романами Э. и Ж.Гонкуров, Э.Золя, Г. де Мопассана, А.Доде,

Культурологический смысл натурализма проявился на фоне ускорения секуляризации, кризиса дворянской культуры, урбанизма и индустриализации, общественного резонанса научно-технических открытий, формирования позитивно-эмпирической системы ценностей. Были у него и литературные предпосылки: несколько поколений романтиков все больше и больше расшатывали классический тип литературной условности, а также языковые нормы риторической традиции. Творчество Бальзака и Стендаля, Лермонтова и Гоголя наглядно показывало, что романтизм весьма гибок, изменчив и в своем движении от «голубого цветка» и «неведомого шедевра» к «мертвым душам» и «героям нашего времени» способен освоить не только новый тип социума, но и поэзию социального романа.

Натурализм вместе с тем явился литературным откликом на позитивизм. Ипполит Тэн — историк, философ, искусствовед, один из основателей литературоведения как науки. Общая установка Тэна сводится к тому, что все в творчестве можно объяснить и что каждый литературный факт (как явление сознания) является следствием физиологического факта — непосредственных ощущений, переживаний, «нервов». В нравственном и физическом мире, по Тэну, все состоит только из ощущений и движений. Все остальное по Тэну — ложь, спиритуализм. Человек — подобие духовно-природного автомата, а писатель — регистратор его действий. Поэтому литература — подобие «реальной галлюцинации», «непрерывная череда метеоров, которые загораются с тем, чтобы погаснуть». Литература как бы вырастает из среды, а писатель становится своего рода Гомером, «грезящим наяву». У каждой нации свой способ переживания жизни, «идеала». Он реализуется и в творчестве конкретного автора, и в создаваемых им характерах.

Тэном предлагаются понятия «раса», «среда», «момент». «Раса» — врожденные, наследственные склонности, антропологическая структура индивидуума, позволяющая ему естественно для себя приспособиться к жизни. «Среда» — конкретные условия окружающего мира — физические (к примеру, климат) или социальные обстоятельства; наслаиваясь на расовую первооснову, они изменяют ее. Наконец, «момент» — синтез «расы» и «среды», внутреннего и внешнего: под давлением обстоятельств врожденные человеческие свойства («национальный гений») получают конкретную историческую форму.

Из суммы «моментов» складывается культурный организм конкретной национальной цивилизации, ее «скорость роста». В этом, считает Тэн, каждый народ подобен растению; на разных стадиях его развития доминирует та или иная «созидательная идея», «картина мира и его первоосновы», общая для всех сфер деятельности и мысли (религия, философия, искусство).

Натурализм утвердил особый тип психологизма. Автор не столько манипулирует персонажем в нужных ему целях или в любой момент осуществляет от своего лица вторжение в его внутренний мир, сколько создает иллюзию «безличности» рассказа. Речь идет об «овнешнении» сознания. Мысль персонажа равнозначна его зрению, перемещению в пространстве, физическим ощущениям. Эту поэтику экспозиции, показа сложного через простое и характера через среду его обитания имеет смысл назвать подтекстом.

НАТУРАЛИЗМ ВО ФРАНЦИИ

Натурализм во Франции сформировался в 1860-е годы. В это время наибольшей популярностью пользовались писатели-романтики, в первую очередь В.Гюго. Хотя натуралисты находились под большим или меньшим влиянием романтизма, именно романтизм как «школа» был избран ими в качестве литературного противника. Олицетворением антиромантизма, точнее требованием преодоления романтических «слабостей», стал роман Флобера «Госпожа Бовари».

Центральное место во французском натурализме принадлежит Эмилю Золя (1840—1902). Написанное им знает свои взлеты и падения, но в этой неровности творчества проявилось присущее Золя постоянное искание нового. Без Золя, чей стиль сложно сочетал элементы утвержденного им натурализма, постнатурализма («психологизм», «импрессионизм»), а также романтизма, невозможно представить движение французской прозы от XIX к XX веку. Помимо того, что Золя был знаком со старшими современниками — Г.Флобером, Гонкурами, И.Тэном, И.Тургеневым, от которых во время продолжительных разговоров на литературные темы многое воспринял, он обладал талантом к разработке того, что носилось в воздухе, ассоциировалось с анализом истории природы у Ж.Мишле, живописью Г.Курбе, Э.Мане, импрессионистов, вошедшей в моду фотографией, хирургией К. Бернара, философией творчества И.Тэна, теорией эволюции Ч.Дарвина, трудами по наследственности П.Люка, переводами из Л.Толстого и Ф.Достоевского (появившимися в 1879— 1885 гг.).

Золя был и писателем, попробовавшим себя во всех литературных жанрах (включая драму, политическую журналистику, блестящую художественную и литературную критику), и мыслителем.

Золя родился в Париже в 1840 г. Его отец — инженер-итальянец, обосновавшийся в Марселе в 1830 г., мать Э.-О.Обер — дочь небогатого парижского торговца. Золя интенсивно занимается журналистикой. Именно в многочисленных статьях 1860 —1870-х годов он утверждает эстетику своего «натурализма». В статье «Прудон и Курбе» (1865) Золя говорит о том, что «художественное произведение — это кусок жизни, увиденный через темперамент». Он настаивает «на свободном выражении ума и сердца художника». В 1870-е годы Золя не отступает от этих позиций, хотя и модифицирует их. Для него несомненно, что «метафизический человек умер». Соответственно экспериментальный, или натуралистический роман — это роман без всяких иррациональных и сверхъестественных объяснений, он опирается на фиксацию внешнего мира органами чувств.

В статье «Письмо к молодежи» (1879) Золя настаивает на обновлении непоследовательного натурализма романтиков 1830-х годов, все еще смотрящих в сторону XVIII века: «Романтизм предстал перед нами как естественное преддверие широкого движения натурализма».

Первым программным произведением Золя стал роман «Тереза Ракен», посвященный тому, как слепая плотская страсть толкает двух любовников, Терезу и Лорана, на убийство Камилла (мужа Терезы), а затем, когда убийцы женятся, приводит их к взаимной ненависти, желанию убить друг друга, самоубийству. При журнальной публикации роман назывался «Брак по любви». «Научная» аргументация автора в энергичном предисловии («Тереза и Лоран — животные в облике человека, вот и все...»; «изучить не характеры, а темпераменты») и скандальный эпиграф из Тэна (о купоросе и сахаре) имели характер саморекламы. Этот ход удался. Пресса обвинила автора в болезненном интересе ко всему патологическому, а Золя добился известности.

Тереза и невиновна, даже невинна, как биологическое существо (она мстит обществу за себя), и виновна как социально-биологическое. Страсть не только вызвала к жизни этого дремавшего «африканского» зверя; но и под влиянием убийства (пролития крови) фатально расщепилась. У Терезы наступает паралич воли, она как бы загипнотизирована своим двойником, в ней даже пробуждается воображение и желание читать романы. Не оправдывая и не обвиняя Терезу в этом натуралистическом «Преступлении и наказании», Золя показывает, как мещанство, в лице «лжемужчины» Лорана стремящееся только к покою и праздности, не только обманывает тоскующую по любви натуру, но и само обманывается в своей физиологической состоятельности. Убийство ненавистного мужа, поначалу казавшееся Терезе самым острым наслаждением, впоследствии приобретает облик зловещей галлюцинации. Сходная метаморфоза происходит и с Лораном. В результате оба «укушенных страстью» предпочитают покончить с собой, чем терпеть дальнейшие мучения от рокового «ангела-мстителя» уже не чужой, а своей крови. Символом «маски красной смерти» в романе становится вода — бурлящая, холодная и грязная, непроницаемо темная.

С 1868 г. Золя собирает материал для двадцатитомного цикла романов «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история семьи при Второй империи» (1871 —1893), действие в котором охватывает 1851 — 1870 гг. Первый из них, «Карьера Ругонов», начал печататься в газете летом 1870 г., но из-за событий франко-прусской войны и коммуны вышел отдельным изданием лишь в октябре 1871 г. К восьмому роману серии («Страница любви») был приложен рисунок генеалогического древа; при издании заключительного романа, «Доктора Паскаля», Золя эту схему уточнил и расширил. В основу систематизации материала положен естественный принцип — действие наследственности, для чего Золя специально изучает труды П. Люка («Трактат по естественной наследственности»), Ш. Летурно («Физиология страстей»), Ч.Дарвина.

Поскольку Ругон-Маккары поражены наследственной болезнью, то роковым образом заболевание передается и империи, от чего она гибнет. Этот биологический процесс — подобие неотвратимой катастрофы, от поколения к поколению ускоряющейся, но до поры скрытой за фасадом показного благополучия, блеска всемирных выставок и варьете. Золя не объясняет, отчего болезнь конкретной семьи становится проклятием всего общества, отчего уже на исходных позициях отклонение от биологической нормы у него становится своего рода героическим началом, «призраком революции».

«Ругон-Маккары» посвящены возмездию в действии и актам этой космогонической драмы. Золя настаивает на том, что он не политик, а «естествоиспытатель» и по преимуществу придерживается этой позиции, подчеркнув ее названием последнего романа («Доктор Паскаль»).

Социально-биологическое разложение Второй империи прослежено Золя на примере трех поколений одной семьи. Всего цикл насчитывает около 1200 персонажей. Эта масштабная панорама охватывает как парижскую, так и провинциальную жизнь. С одной стороны, «тело» этой жизни поражено болезнью и кровь переносит инфекцию от органа к органу. Так становится возможным бунт угнетенной природы, которая мстит за себя, взрываясь то половым — в романе «Нана», то военным — в романе «Разгром», то денежным — в романе «Деньги» и даже артистическим — в романе «Творчество» безумием, одни виды которого перетекают в другие. С другой стороны, не все во французском обществе подлежит распаду. Это прежде всего относится к гению новейшей цивилизации и той порожденной им рукотворной среде, которая как бы обособилась от «падшего человека» и жаждет независимого, более радостного существования. Таковы в изображении Золя магазины, железные дороги, рынки, биржи, шахты, прачечные, парижские улицы. Однако в общественном организме все неумолимо взаимосвязано. Поэтому от несколько гротескных на их фоне людей им передается не только энергия созидательного труда, но также и импульс насилия, в результате чего эти ожившие материальные сущности (паровоз с женским именем «Лизон» в романе «Человек-зверь»), моментами вырываются из-под контроля, по-человечески любят и ненавидят.

Название романа «Жерминаль» имеет немало оттенков, связанных с весной, зарождением новой жизни, социальным протестом (жерминаль, или март-апрель, — седьмой месяц по календарю революции 1789— 1794 гг.), с незримым трудом, который обеспечивает благосостояние тех, кто «наверху». В центре романа — страдания шахтеров. Они буквально приносят себя в жертву Молоху — шахте Воре, «злому хищному зверю». Это ненасытное божество обрекает семью Маэ быть вечными детьми голода. «Они» (Поселок двухсот сорока) довольствуются самым элементарным, как бы борются за огонь (кусок мяса по праздникам, можжевеловая водка, полуживотные радости). Шахтеров, правда, поддерживает внутреннее достоинство человека труда, но оно сродни покорности лошадей, годами в штольнях не видящих света. Тем не менее сокращение жалкой получки приводит к явлению «красного призрака революции». Хотя взрыв народного гнева (уподобляемый Золя первобытной силе природы, ветру) и укрощен, в перспективе он обещает гибель Империи и освобождение труда.

Взвешивая на фоне происходящего различные способы утверждения справедливости и связывая эту справедливость с коллективизмом, Золя, пожалуй, приходит к выводу, что эволюция, прогресс не терпят ускорения, любых форм насильственного воздействия на них. Да, Вторая империя биологически нежизнеспособна и должна пасть, как некогда пала «великая язычница», римская империя. Правда, христианство покорило Рим ненасильственно, его нравственная красота вызвала саморазрушение власти кесарей. По логике автора, сходным образом могла бы рухнуть Компания и стоящая за ней власть Наполеона Малого. Отсюда — изображение зари и всхода пшеницы в финале романа.

Что же это за будущее, которое должно, в интерпретации Золя, прийти на смену христианской Европе? В «Жерминале» оно, как и во всем позднем творчестве Золя, представлено утопической верой в труд.

Без творчества Золя, совместившего на основе утвержденного им натурализма всю палитру нериторических стилей (от романтизма до символизма), невозможно представить ни движение французской прозы от XIX к XX веку, ни становление поэтики современного социального романа.

Вопрос №3. «Ругон-Маккары» Э. Золя как эпический цикл, место в нем романа «Западня». Соотношение социальных и физиологических аспектов в описании действительности.

С 1868 г. Эмиль Золя собирает материал для двадцатитомного цикла романов «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история семьи при Второй империи», действие в котором охватывает 1851 — 1870 гг.

Это завершенный и цельный цикл, в котором есть начало и конец. Этот цикл находится в рамках семейной хроники. Семья Ругон-Маккаров – это главные действующие лица. В этом семействе Золя показывает наследственность, которая губительна, а поведение их объясняет не только наследственностью, но и социальной средой, в которой они живут. Детально воспроизводится среда.

Большую роль играет внутренняя борьба героев.

У Золя был четкий план написания романов. Биологическая (естественная, история семьи) и общественная (история второй империи) истории идут у него параллельно. Общество у него живой организм, а сам Золя выступает в роли ученого и социального врача.

Романы цикла: «Карьера Ругонов» (1871), «Добыча» (1872), «Чрево Парижа» (1873), «Завоевание Плассана» (1874), «Проступок аббата Муре» (1875), «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876), «Западня» (1877), «Страница любви» (1878), «Нана» (1880), «Накипь» (1882), «Дамское счастье» (1883), «Радость жизни» (1884), «Жерминаль» (1885), «Творчество» (1886), «Земля» (1887), «Мечта» (1888), «Человек-зверь» (1890), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892), «Доктор Паскаль» (1893).

Первый роман цикла «Карьера Ругонов», действие в романе происходит в 1851 году, начал печататься в газете летом в 1870 году, но из-за событий франко-прусской войны и коммуны вышел отдельным изданием лишь в октябре 1871 г. В первом романе идет речь об основании семейства Ругон-Маккары. Аделаида Фук выходит замуж за батрака Ругона, потом второй брак с Макаром. Обозначается разница: Ругоны – люди с сильной волей, способны сделать карьеру. Макары – наследуют алкоголизм, психоневрозы. Аделаида сходит с ума и заканчивает свою жизнь в сумасшедшем доме.

«Чрево Парижа» и другие романы повествуют о жизни внуков Аделаиды (дальнейшей истории семьи) и о развитии Второй империи.

Седьмым романом цикла является «Западня». Здесь анализ дурной наследственности, порока алкоголизма. Западня – это и есть пристрастие к алкоголизму, из нее нельзя вырваться. Происходящее рассматривается не только с физиологической точки зрения, но и с социальной точки зрения, то есть не только наследственность влияет на жизнь героев, но и социальное неблагополучие. «Закройте кабаки, откройте школы». Через весь роман проходит символический образ дядюшки Базужа.

К восьмому роману серии («Страница любви») был приложен рисунок генеалогического древа; при издании заключительного романа, «Доктора Паскаля», Золя эту схему уточнил и расширил.

Последующие романы о детях героини романа «Западня».

Все части цикла представляют собой динамично написанные социально-бытовые романы. Самый личный из них — «Творчество», где многие персонажи имеют реальные прототипы. Сезанн, узнав себя в Клоде Лантье, был настолько уязвлен, что навсегда разорвал отношения с Золя. Художник, пишущий в импрессионистической манере, пишет картину, которой посвящает все время, в своей жене перестает видеть живого человека – самоубийство. состояние психического невроза, которое воплощается в гениальности. «Нана». «Человек зверь» - Жак Лантье одержим манией убийства, он боится совершить убийство.

Авторский замысел помогают понять «Первоначальный план издания» (в 1869 г. предполагалась публикация 10 романов; в 1875 г. план расширился до 20 книг), предисловие к «Карьере Ругонов» и подзаголовок цикла.

В основу систематизации материала положен естественный принцип — действие наследственности, для чего Золя специально изучает труды П. Люка («Трактат по естественной наследственности»), Ш. Летурно («Физиология страстей»), Ч.Дарвина.

«Человеческая комедия» стала литературной моделью, но Золя специально оговорил различие между собой и Бальзаком («Моя история будет больше научной, чем социальной»), поскольку решил представить Вторую империю в виде общественного организма. Его основу составляет семья, единица не только родовой, но и общественной «телесности», что подчеркнуто множественным числом имени. Поскольку Ругон-Маккары поражены наследственной болезнью, то роковым образом заболевание передается и империи, от чего она гибнет. Этот биологический процесс — подобие неотвратимой катастрофы, от поколения к поколению ускоряющейся, но до поры скрытой за фасадом показного благополучия.

Золя считает, что у Бальзака слишком много героев. Здесь нет ярких персонажей, как у Бальзака. Бальзак для Золя «моралист, философ, политик», а он хочет быть только ученым. Эти размышления выражены в заметках «Различие между Бальзаком и мной».

Золя настаивает на том, что он не политик, а «естествоиспытатель» и по преимуществу придерживается этой позиции, подчеркнув ее названием последнего романа («Доктор Паскаль»).

Всего цикл насчитывает около 1200 персонажей. Эта масштабная панорама охватывает как парижскую, так и провинциальную жизнь. С одной стороны, «тело» этой жизни поражено болезнью, и кровь переносит инфекцию от органа к органу. Так становится возможным бунт угнетенной природы, которая мстит за себя, взрываясь то половым — в романе «Нана», то военным — в романе «Разгром», то денежным — в романе «Деньги» и даже артистическим — в романе «Творчество» безумием, одни виды которого перетекают в другие.

Вопрос №4. Проблема творческого метода Золя. Человек и среда в романе «Жерминаль».

«Не хочу быть моралистом, политиком и философом – только ученым». Эмиль Золя – центральная фигура во французском натурализме, но в своем творчестве он выходит за его пределы. Его тв-ий метод можно назвать синтетическим (художественность + натуралистичность). Сочетание неосознанного романтизма (вера в грядущее преображение общества и почти мистическое отношение к людям труда) с непоследовательным натурализмом (детальное отображение среды и все такое) + многие картины выполнены в импрессионистическом стиле + реалистические приемы + активно обращается в романах к символике (тот же Жерминаль, или шахта – пожирающее людей божество). От сравнительно частного физиологического этюда («Тереза Ракен») к социально-биологическому образу мира («Жерминаль»).

Гл.тема романа «Жерминаль»– борьба труда капитала. Название – весна и зарождение новой жизни, социальный протест (седьмой месяц по календарю революции). В центре романа «Жерминаль» - страдания шахтеров. Они приносят себя в жертву Молоху – шахте Ворё, «злому хищному зверю». Жители «Поселка двухсот сорока» подобны первобытным людям, довольствующимися самым элементарным (кусок мяса по праздникам, можжевеловая водка, животные радости) и при этом обречены быть вечными детьми голода, как семья Маэ. «Кто не работает, тот не ест» - слова апостола. Грегуары и Энбо постоянно едят, рабочие - нет – обвинение.

Те же Маэ – реализация идеи наследственности в реалистическом ключе. Каждое следующее поколение все менее жизнеспособно, все больше дичает. Внутреннее достоинство человека труда в них – как покорность лошадей, годами не видящих света в штольнях. Лошади очеловечены, а люди, напротив, руководствуются животными инстинктами.

Идея наследственности здесь показана в реалистической манере. Наследственность предопределяется условиями существования.

Освежение восприятия (отстранения) – прием, который использует Золя чтобы показать жизнь глазами чужого человека. Этьен появляется в Монсу темной беззвездной ночью, покидает его через год на заре, весною, когда всходят хлеба. Он противоречивая натура – мягкий и «сострадательный» по матери, «человек-зверь» по отцу (Этьен в итоге все же убивает человека - наследственность и обстоятельства побеждают). Мечтая о справедливости, берется за самообразование. Восстание (различные стадии): мирные переговоры, забастовка, разрушение шахты. Мятеж многие пытаются направить в нужную сторону, но и марксист-агитатор Плюшар, и реформист Раснёр, и анархист-террорист Суварин одинаково далеки от народной жизни. Сам пытается управлять восстанием, но, пробудив народные силы, в итоге сметен ими. Апофеоз восстания – кастрация уже мертвого Мегре (демонстрирует вину капитала перед трудом как общеродовую, по той же причине дед Маэ потом инстинктивно задушит дочку Грегуаров). Произошедший взрыв народного гнева, явление «призрака красной революции» укрощен, но в перспективе обещает гибель Империи и освобождение труда.

«Да, все рушится, как только кто-нибудь вздумает присвоить себе власть».

Взвешивая на фоне происходящего различные способы утверждения справедливости, Золя приходит к выводу – эволюция не терпит ускорения, насильственного воздействия. Империя биологически нежизнеспособна и должна пасть. Сквозь землю пробиваются ростки – кто будет их садовником? «Религия труда», Этьен «апостол новой веры». Будущее представлено утопической верой в труд. Оно требует эволюционного развития, искупления плоти, перерождения сознания.

Вопрос №6. Проблематика и поэтика новелл Г. де Мопассана. Связь с идеями натуральной школы. Специфика психологизма.

Его тв-во связано с идеями натурализма, хотя произведения Ги де Мопассана (1850—1893) появились тогда, когда наметился кризис натуралистической литературы и она начала отрицаться бывшими сторонниками. Вследствие чего натурализм стал как психологичнее, стилистически изощреннее, так и рациональнее, методологически более последовательным. Товарищ Мопассан был участником «Меданской школы».

С публикацией «Пышки» к Мопассану пришла известность. Эта новелла была напечатана в сборнике «Меданские вечера» (1880). М. достиг необычайной популярности благодаря своим новеллам, печатавшимся в газетах в виде своего рода «хроники». Всего им опубликовано около 300 новелл, собранных в 16 прижизненных сборников.

Его слава вышла за пределы Фр, и долгое время в Англии и США он оставался наиболее читаемым французским автором. В 1880-е годы, получая громадные гонорары, М. вел экстравагантную жизнь, путешествовал, блистал в арист-их салонах. Тяжелая наследственность (мать М. была подвержена острому неврозу, а родной брат умер безумным), беспорядочные любовные связи, прогрессирующий паралич привели к тому, что с 1891 г. он был не в состоянии писать и в январе 1892 г. предпринял попытку самоубийства. Помещенный в лечебницу, М. умер в полном психическом расстройстве.

В чем проявлялась его связь с натурализмом:

Стремление расширить тематику;

Детальное воспроизведение среды и материального существования (как и Флобер, хотел океан втиснуть в графин);

Спрятанность автора. Он не высказывает свою точку зрения;

1 2 3 4 5