">
Литература Зарубежная литература
Информация о работе

Тема: История зарубежной литературы

Описание: Феномен мировой литературы. Родожанровый синтетизм. Эпос и драма. Соотношение социальных и физиологических аспектов в описании действительности. Специфика психологизма. Особенности философской прозы. Романтические тенденции. Цивилизация и природа.
Предмет: Литература.
Дисциплина: Зарубежная литература.
Тип: Билеты к экзамену
Дата: 13.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 428
Поднять уникальность

Похожие работы:

Будденброки - Томас Манн приступил к написанию своего большого детища, задуманного им в духе скандинавских романов о гибели детства, семьи и родного города. Причем в отличие от многих писателей, Томас написал сначала не только первое предложение «Что это? Что – же – это?», но и последнюю фразу «Вот и вся история». В течение двух последующих лет писатель копил материалы о своем родном городе Любеке и его обществе. Первоначально запланированные 250 страниц писатель написал в 1897 году, но потом роман стал жить своей собственной жизнью и незаметно по объему вырос к 1890 году в три раза. Почти год Манну пришлось бороться с издательством за сохранение этого объема и победить. Издатель же не только признал свое поражение, но предложил молому писателю редко встречающийся даже сегодня договор, согласно которому гонорар составил 20 процентов от реализации книги!

Вопрос №30. Тема искусства и художника в новеллистике Т. Манна. Образ писателя в новеллах «Тристан», «Тонио Крегер», «Смерть в Венеции».

Новеллы Томаса Манна посвящены теме искусства и художника. Это своеобразный цикл, объединенный образом писателя. В каждой новелле героем является писатель.

Рассматривая общую культурную ситуацию можно сказать, что особое воздействие оказывает Шопенгауэр, Ницше, Вагнер.

Шопенгауэр «Мир как воля и представление» (высшая форма искусства – музыка – отражение идей и воли).

Влияние Шопенгауэра на Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки». Трагедия родилась из духа музыки, о противопоставлении 2 начал, заключенных в человеческом сознании и искусстве. Аполоническое (светлое)и дионисийское (темное, но воплощение свободы) начала. Он дает романтическую форму искусству.

Основная проблема – проблема соотношения искусства и действительности.

«Тристан»

Посвящена теме искусства, его воздействию на человека. Ведущий лейтмотив – внутреннее родство искусства и смерти. Писатель-декадент – главный герой. Он презирает мир обывателей, пишет роман, к вещам он более внимателен, чем к людям. Живет в санатории, не для лечения, а ради стиля ампир.

Образ санатория – интересна сама нездоровая атмосфера, царящая в санатории.

Намек на произведение Вагнера «Тристан и Изольда» - столкновение двух областей: любви и смерти. Это как нечто неразделимое друг от друга. Обольщение красотой смерти и приводит его самого к смерти.

Смерть возлюбленной Шпигеля символична: смерть бюргерской системы неизбежна.

«Тонио Крегер»

Раскрывает проблему бытия художника, поницшевски противопоставляя «дух» и «жизнь». Читатель ожидает сюжетного разрешения взаимоотношений Тонио с другом детства Гансом Гансеном и Ингеборг Хольм, девочкой, в которую герой был некогда влюблен. Однако то, что должно было бы объединять, разъединяет. В повествовании о взрослом Крёгере Ганс и Ингеборг соединены, а Тонио существует в другом измерении — он живет творчеством.

О своем призвании герой рассказывает художнице Лизавете Ивановне. Встреча Тонио с Гансом и Ингеборг знаменательна. Он их видит на одном из приемов и узнает, они его — нет. Воплощение «жизни», белокурые и голубоглазые Ганс и Ингеборг не способны заметить, узнать художника, жертвующего всем ради творчества.

Эта любимая автором лирическая новелла раскрывает самые интимные переживания писателя: «Литература не призвание, а проклятие. Когда ты начинаешь чувствовать его на себе? Рано, очень рано. В пору, когда еще нетрудно жить в согласии с Богом и человеком, ты уже видишь на себе клеймо, ощущаешь свою загадочную несхожесть с другими, обычными положительными людьми; пропасть, зияющая между тобой и окружающими, пропасть неверия, иронии, протеста, познания, бесчувствия становится все глубже и глубже; ты одинок — и ни в какое согласие с людьми прийти уже не можешь». В «Тонио Крёгере» дух и влюблен в жизнь, и ощущает невозможность слияния с ней.

«Смерть в Венеции»

Еще более эта коллизия заострена в новелле «Смерть в Венеции». В письме к литературоведу К. М. Веберу 4 июля 1920 г. Т. Манн, комментируя свое довоенное творчество, подчеркивает: «Отношения духа и жизни — это крайне деликатные, трудные, волнующие, болезненные, заряженные иронией и эротикой отношения. ...Страсть исходит и от духа, и от жизни. Жизнь тоже желает духа. Два мира, взаимоотношения которых эротичны, без явственной полярности полов, без того, чтобы один мир представлял мужское начало, а другой — женское — вот что такое жизнь и дух. Поэтому у них не бывает слияния и согласия, и между ними царит вечное напряжение без разрешения... Проблема красоты заключена в том, что дух воспринимает как "красоту" жизнь, а жизнь — дух».

Сформулированная Манном проблема рассматривается им на примере любви стареющего писателя Густава Ашенбаха к юному польскому аристократу Тадзио, приехавшему с матерью на отдых в Венецию.

Пятидесятилетний прозаик пользуется широкой известностью, получил от императора личное дворянство за роман о Фридрихе Великом, вместе с тем он исписался, перестал получать от творчества радость. И вот испытание, которое стоит ему жизни. Ашенбах умирает от холеры, вспыхнувшей в Венеции. Когда начинается эпидемия, писатель не стремится покинуть город. Никогда он не чувствовал себя столь раскрепощенным, столь радостно творящим, как в минуты созерцания «божественно прекрасного» Тадзио на берегу моря.

Эта страсть выглядит если не аморальной, то эгоистической, — когда Ашенбах не сообщает матери юноши об эпидемии; она жалка и смешна — когда он, чтобы соответствовать объекту своей любви, всячески омолаживается.

Но осуждение Ашенбаха, встретившего, подобно Р. Вагнеру, смерть в Венеции, не входило в намерения Манна. Ашенбах умирает не только из-за того, что в дальнейшем не увидит Тадзио, этого нового бога Эрота, вышедшего из моря, но и потому, что ему не суждено пережить более высокие мгновения встреч с Красотой, чудо которой, в трактовке новеллы, выше границ пола.

Знаменательно, что место действия у Манна — Венеция. Ирония этого обстоятельства в том, что подлинная слава Венецианской республики — в далеком прошлом. Теперь — это «музей», воплощение цивилизации, — словом, город мертвых, из которого ушла жизнь. Но манновская Венеция и «царица морей», средоточие маскарада, переодевания, авантюры, где все возможно. Любовь к Тадзио ассоциируется у Ашенбаха прежде всего с образом моря, мотив «юноша на берегу моря» обыгрывается неоднократно. Именно на берегу, на пляже умирает Густав Ашенбах, увидев в последний раз «дитя Юга» - Тадзио. Новелла Манна не только сводит вместе самые разные реминисценции (Платон, Гёте, Шопенгауэр, Вагнер), не только дает современную трактовку знаменитым образам («классическая Вальпургиева ночь», тристанизольдовское тождество любви-смерти), но и загадывает читателям загадку на тему соотношения искусства и жизни.

Вопрос №31. Сатирический роман Г. Манна «Верноподданный». Геслинг как социально-психологический тип.

Роман «Верноподданный» считается вершиной сатирического мастерства Манна. Это первый роман из трилогии «Империя». Эту трилогию можно сравнить с «Человеческой комедией» или серией романов Золя «Ругон-Маккары», где отражается в различных аспектах частная и общественная жизнь Франции. Манн поставил перед собой задачу отразить обобщающую картину вильгельмовской империи.

Первый роман «Верноподданный», по замыслу автора, отражает буржуазию. «Бедные» - пролетариат. «Голова» - интеллигенцию.

Дидерих Геслинг (центральный персонаж) – обобщающее воплощение национальных черт немецкой буржуазии. Манн показывает своего героя в различных общественных связях, тем самым рамки произведения расширяются до широких пределов кайзеровской империи. С одной стороны, это персонаж из прошлого. Но с другой, разве не подобные люди стали опорой гитлеровской диктатуры?

Действие романа отнесено к 90-м гг. XIX века, но, по сути, это Германия накануне первой мировой войны.

Роман состоит из шести глав. Первые две написаны как роман воспитание, точнее пародируют эти традиции. Манн показывает как в условиях бюргерской немецкой семьи, школы, студенчества, службы в армии и всей атмосферы Германии формируется такой тип как Геслинг. От отца он понимает, что надо преклоняться перед властью, от матери (типичной сентиментальной мещанки) он учится лжи и лицемерию, подлости. В студенческой корпорации «Новотевтония», в армии он выдает себя за рыцаря, за героя, на самом же деле безмерно трусливый и лживый.

Манн часто ставит его в гротескные ситуации, которые были бы остро комичными, если бы не выявлялось нравственное омерзение и социальная опасность этого героя. (Напр., когда он говорит, что витрина колбасного магазина – лучший вид эстетического наслаждения для него.)

Роман – произведение политическое, но в первых двух главах это не так видно, потому что Манн раскрывает своего героя в морально-эстетическом плане. В других же главах герой предстает перед нами в других аспектах – социальных и политических. Теперь все его поступки и действия определяются тем, что он предприниматель (владелец фабрики по производству бумаги, которая досталась ему от отца) и политический деятель (ультрареакционной монархической ориентации).

Первые его шаги в этом направлении были неуверенные, но потом он становится главой монархической партии в Нетциге (его родном городе), владельцем огромного предприятия (благодаря политическому шантажу против конкурентов).

Несмотря на то, что действие происходит в маленьком городке, Манн подразумевал всю Германию. В маленьком Нетциге, где, как и во всяком маленьком городке, красноречиво обнажаются политические страсти, социальные конфликты. Но они несравненно меньше столичных. Данное в таком преуменьшении, лишенное ореола грандиозности, они приобретают оттенок комического фарса. Благодаря этому приему развенчивается ореол императора Вильгельма, трансформируясь в своем двойнике (Геслинге) он предстает в ничтожной своей сути.

Отношение Манна к рабочим.

Во всех конфликтах м/у рабочими и Геслингом, автор на стороне рабочих. Геслинг их ненавидит, но очень боится их. Сам же Манн полагал, что справедливое общественное устройство может быть достигнуто силами «аристократии духа». Рабочий класс, по Манну, сам лишен политической силы, он лишь достойный всяческой поддержки и сострадания объект социального угнетения. В романе рабочие представлены как общая масса, а отдельные их представители – мало индивидуализированные фигуры. Наполеон Фишер, при внешнем антагонизме, все-таки союзник Геслинга. Он – предатель своего класса, помогает эксплуатировать рабочих.

Оппозицию геслинговской партии в романе составляет партия либеральная (партия народа). Но Манн показывает их бесхребетность, беспомощность в разрешении конфликтов (Бук), беспринципность (бургомистр), трусливость и готовность пойти на компромисс с реакционерами (Лауэр, редактор местной газеты, доктор).

Ну и партия кайзера: Ядассон – еврей, который при каждой возможности демонстрирует свой национализм и антисемитизм. Как карикатурные маски нарисованы и другие члены этой партии (майор Кунце, лейтенант Кюнхен, пастор Циллих). Это мракобесы, проповедующие войну и шовинизм. Ну и фон Вулков – старый юнкер.

Финальная сцена романа – уверенность Манна в крахе вильгельмовской империи. На открытии памятника Вильгельму I собрались все: чиновники, офицеры, бюргеры, проститутки… Началась гроза и вся эта разодетая толпа разбежалась. Но гроза эта только слегка потрепала Геслинга. Это предупреждение Манна о грозной социальной опасности, которая таится в этом типе верноподданного. На смертном одре старого Бука появляется торжествующий Геслинг, который уже давно стал владельцем всего имущества Буков.

Вопрос №32. Развитие американской литературы на рубеже XIX - XX вв. Новеллистика ОГенри.

В истории США достаточно легко выделить период между 1865 г. (окончание Гражданской войны) и 1900гг. Он отмечен значительными социальными переменами. Символичны в этом плане окончание строительства в Нью-Йорке Бруклинского моста (1883), открытие в нью-йоркской гавани статуи Свободы (1886). Под влиянием индустриализации падала неграмотность.

Литературная ситуация в США стала медленно приобретать новые очертания к середине 1880-х годов, вплоть до которых главным событием американской словесности XIX в. оставался романтизм. С него литературное столетие началось (Ч.Б.Браун, В.Ирвинг) и на нем, в известном смысле, закончилось (Г. Мелвилл, У.Уитмен). Послевоенное поколение прозаиков — к нему относились столь разные авторы, как Марк Твен, Уильям Дин Хоуэллс, Генри Джеймс — осознанно или неосознанно противопоставило себя англоамериканскому романтизму и викторианской литературе (Ч.Диккенс, У. М.Теккерей).

В отличии от других европейских стран где реализм сложился как лит. направление еще в сер.19 в. формирование американского реализма приходится на конец 19в. Амер.лит. наследует европейский опыт, но помимо этого она очень самобытна.

Важной особенностью амер.реал. яв-ся злободневность. Также для амер.лит хар-но публицмистическоен и сатирическое начало. Если европейская лит.проходит под знаком романа, то в Амер. Под знаком новеллы. Например, Эдгарт По считал новеллу идеальным жанром, т.к. при ее прочтении не нарушается целостность восприятия. Новелла переняла традицию устного американского рассказа: динамичное развитие сюжета, неожиданная концовка и близкий к разговорному язык.

О’Генри (псевдоним Уильяма Сиднея Портера) (1862-1910) его тв-во приходится на конец 90-х годов XIX века — начало 900-х гг. О’Генри блестящего юмориста и сатирика, большого мастера короткого рассказа. Работал и журналистом, художником и параллельно подрабатывал в банке. Однажды на него свешали недостачу и завели уголовное дело. Ему пришлось скрываться от американской полиции в Гондурасе. Известность ему принесли новеллы о Латинской Америке, где автор пребывал во время своих скитаний.

Условно новеллы О’Генри можно разделить на два тематических блока:

1.рассказы о жизни в большом городе и о жизни в этом городе маленького человека. «Четыре миллиона» - сборник новелл о судьбе маленького человека, которого никто не замечает в этом большом городе. Большой город равнодушен и жесток к судьбе маленького человека. О’Генри рисует впечатляющую картину неустроенности, бедности простых людей, их несбывшиеся надежды, разбитые иллюзии. Тяжелое впечатление оставляет новелла «Меблированная комната», герои которой ищут свое счастье, не находят его и кончают жизнь самоубийством. Безработица подстерегает симпатичную мисс Лисон, чуть не погибшую от голодной смерти («Комната на чердаке»). Больно и обидно за молодых супругов, напрасно жертвующих своим последним достоянием, чтобы подарить друг другу рождественский подарок («Дары волхвов»).

2. действие разворачивается в провинции, герой – благородный жулик. Такой герой зачастую попадает в комическую ситуацию. Героем многих его новелл выступает Джефф Питере, авторское отношение к которому характеризуется двойственностью. С одной стороны, Джефф жуликоват, нахален. С другой стороны, он по лишен добрых порывов, любит приключения, иронически относится к себе. Образ Джеффа, как и других, подобных ему персонажей, рисуете» в комически сочувственном плане. Комизм ситуации заключается в том, что жулики, авантюристы, искатели легкой наживы нередко сами попадают в затруднительное положении и вместо того, чтобы торжествовать победу, вынуждены расплачиваться за свои проступки. Именно такая ситуация возникает в знаменитой новелле «Вождь краснокожих», где похитители платят выкуп отцу украденного «вождя краснокожих», дикие выходки которого делают их существование невыносимым. «Благородный жулик» у О’Генри — порождение буржуазной среды. Он стремится к наживе и вместе с этим не лишен человечности и даже известного благородства.

Писателъ создавал также сентиментальные новеллы и рассказы, написанные в духе «нежного реализма». Немало было у него новелл с традиционным «счастливым концом», чисто развлекательных.

В американской литературе конца XIX — начала XX века О’Генри занимал промежуточное положение между критико-реалистическим направлением, школой «нежного реализма» и позднеромантическим течением, которое продолжало свое существование. Художественный метод ОГенри и представляет собой сочетание реалистических, сентиментальных и «джентильных» элементов, часто сложно переплетенных в его новеллах. Писатель не только продолжил, но и внес много нового в развитие жанра американской новеллы. Несомненная заслуга О’Генри — реалистическое описание большого города, жизни и быта маленького человека.

Очень многообразны жанровые разновидности в его новеллистике: новелла-сатира, новелла-анекдот, новелла-гротеск, приключенческая романтическая новелла, новелла-пародия и т.д. Наиболее характерными особенностями художественной манеры писателя являются юмор и сатира, ирония, комический гротеск. Рассказы динамичны, написаны разговорным яликом с использованием жаргона, пародийных приемов, неожиданных сравнений.

О’Генри в большей степени, чем кто-либо из его предшественников или современников, использовал форму остросюжетной новеллы с неожиданной концовкой. Это способствовало не только ее занимательности, но и выполняло определенную художественную функцию: неожиданный финал выявлял несоответствие между реальным и желаемым, обнаруживал противоречия действительности.

Вопрос №33. Художественное своеобразие рассказов М. Твена. Связь с фольклором, образ "простака".

Марк Твен (1835-1910). Его первая книга – «О простаке за границей» (1867). Это впечатления о поездке в Европу.

Герой-простак – герой многих произведений Твена. Это герой рассказчик. У него есть своя логика. Комический эффект возникает при столкновении его логики с логикой жизни. Простак с умным видом повествует о какой-то комической ситуации.

Вопрос №34. Творческая эволюция М.Твена. Сочетание реализма и условности в романе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

Настоящее имя писателя Сэмюэль Клеменс.

«О простаке за границей» (1867) – первая книга Твена, впечатления о поездке в Европу.

Герой-простак – герой многих его рассказов. Это рассказчик. Он с умным видом рассказывает о какой-то комической ситуации. Комический эффект в столкновении взглядов простака и обычных людей.

«Рассказ о дурном мальчике» и «Рассказ о хорошем мальчике». В них все наоборот. Плохой мальчик делает добрые дела, но они вызывают проблемы. Даже смерть героя «не по законам жанра».

«Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий».

«Янки при дворе короля Артура» (1889) - историко-фантастический роман.

Герой романа мастер-оружейник, американец XIX в., в драке получает удар по голове и теряет сознание, а очнувшись, находит себя в Англии VI в. и попадает ко двору короля Артура. VI в. предстает в его романе как век господства невежества, жестоких феодалов. Янки честен и бескорыстен. Вооруженный знаниями человека XIX столетия, он вызывает феодализм и церковь на страшный бой. Все силы и знания он отдает техническому и культурному прогрессу страны. Он издает газеты, строит фабрики, проводит телефон, он заставляет странствующих рыцарей, без дела слоняющихся по белому свету, рекламировать мыло и велосипеды. По сравнению с грубыми и невежественными рыцарями янки выглядит подлинным рыцарем без страха и упрека. Накопив силы, собрав вокруг себя молодежь, янки уничтожает власть феодалов, но в борьбе с церковью он оказывается побежденным: волшебник Мерлин погружает его в сон на тринадцать веков.

Итак, в романе «Янки при дворе короля Артура» Марк Твен вновь выдвигает проблему положительного героя, и на этот раз, хотя и в фантастической форме, решает ее более успешно.

Интересно также то, что в романе протянута нить от Англии VI в. к Америке XIX в., хотя американская действительность, естественно, получает лишь косвенное отражение. Твен намекает в своем романе на то, что американская буржуазная республика устарела, американскую конституцию он уподобляет лохмотьям на теле бедняка, которые уже не защищают его от холода. Писатель говорит, что «народ — единственный законный источник власти».

Вопрос №35. Проблематика рассказов Дж. Лондона. Романтические тенденции. Цивилизация и природа. (так как до консультации далеко, а билеты уже требуете, поэтому каждый сам доделывает)

Герой в произведениях Джека Лондона – это ярко выраженные индивидуалисты, которые испытывают сопротивление среды, «законов жизни». Иногда они терпят безжалостное поражение, но иногда за счет сильной воли и пренебрежения общепринятой моралью выигрывают поединок с судьбой (но при этом не делаются счастливее).

Вопрос №36. Роман Дж. Лондона «Мартин Иден»: тема художника и его судьбы в современном мире.

«Мартин Идеен» — произведение в известной степени автобиографическое. Писал его Лондон во время своего путешествия по южным морям.

С одной стороны, Мартин Иден необыкновенно талантлив – вопреки социальному происхождению он становится известным писателем. С другой стороны, то, что позволяет ему вырваться из низов (честолюбие, спенсеровское представление о борьбе за свое место под солнцем, любовь к девушке из богатой семьи), его же и губит. Оторвавшись от корней и вместе с тем глубоко презирая мир богатых, к которому он примкнул как именитый автор, Мартин как романтик новой формации кончает с собой.

Действие романа развивается в двух взаимосвязанных планах: личном -- любовь Мартина к Руфи, их отношения, упорные занятия Мартина самообразованием — и социальном — борьба Мартина Идена за место в буржуазном обществе, за то, чтобы это общество признало его талант писателя. Но сразу следует отметить, что борьба эта велась во имя «бледной, как лилия, девушки», то есть цели сугубо личной, индивидуальной. Глубокая, впечатлительная, тянущаяся к красоте натура Мартина именно в образе благовоспитанной, красивой и образованной Руфи увидела «то, для чего стоит жить, чего стоит добиваться, из-за чего стоит бороться и ради чего стоит умереть...».

Исключительный ум Мартина Идена жаждал равных себе собеседников, и ему не приходило в голову, что «истинных и глубоких мыслителей нужно искать не в гостиных Морзов...». Мартин упрямо добивался своего места в жизни, «он странствовал по жизни, не зная покоя, пока не нашел, наконец, книги, искусство и любовь». Вдохновленный ими он долгие месяцы упорно работал, перебиваясь с хлеба на воду, голодал, поддерживая себя редкими обедами в доме Морзов.

Разрыв Руфи с Мартином, как он изображен в романе, перерастает рамки собственно личных отношений героев и становится отражением тех общественных отношений, которые господствуют в буржуазном мире. Ведь дело не просто в том, что Руфь оказывается послушной дочерью, не осмеливается пойти наперекор родителям и порывает всяческие отношения с Мартином. Проблема здесь гораздо глубже. Путы буржуазной морали узкого мирка Морзов оказываются сильнее возвышенного чувства любви — вот в чем общественное звучание разрыва Руфи с Мартином. Любовь в буржуазном мире возможна только в рамках буржуазной морали.

Мартин упорно бомбардирует редакции и издательства своими произведениями. И, наконец, наступает тот долгожданный день, когда из полученного от издателя письма он достал не возвращенную ему рукопись, а чек. Однако «он уже не способен был замирать от восторга при виде издательских чеков. Прежде чеки казались ему залогом будущих великих успехов, а сейчас перед ним лежали просто двадцать два доллара, на которые можно было купить чего-нибудь поесть. Вот и все».

Казалось бы, Мартин Иден достиг всего, о чем только мог мечтать: его книги охотно печатались издателями и нарасхват раскупались читателями; все, что когда-либо было им написано, нашло свое место на страницах журналов и газет; критики на все лады обсуждали его произведения; газетные репортеры одолевали его, чтобы получить интервью; на его текущем счету в банке лежали сто тысяч долларов. Но мятущаяся душа Мартина не находила никакого удовлетворения. Теперь, когда журналы и издательства готовы были печатать все, что ни выходило из-под его пера, он вдруг потерял всякое желание писать. Его мысли были заняты одним — как понять все то, что произошло с ним, что вообще происходит в человеческой жизни.

Мартин мучительно раздумывает о смысле человеческого бытия, о своей собственной роли во всем происходящем. Это были размышления человека, прошедшего жестокую школу жизни, сумевшего своим собственным трудом и умом выбиться с низов на вершину капиталистического общества и вдруг обнаружившего на этой вершине все то же «зловонное болото» капиталистической действительности.

Мартину кажется, что он сумеет найти свое счастье, убежав от буржуазной цивилизации на острова южных морей, живя в тростниковой хижине, занимаясь ловлей акул и охотой на диких коз, торгуя жемчугом и копрой. Он заказывает билет на отправляющийся на остров Таити пароход «Марипоза» и готовится к отъезду — покупает ружья, патроны, рыболовную снасть. И вот он — на пароходе. Но и здесь все глядят на него, как на путешествующую знаменитость. Он замыкается в себе. «Жизнь стала мучительна, как яркий свет для человека с больными глазами. Она сверкала перед ним и переливалась всеми цветами радуги, и ему было больно. Нестерпимо больно». Где-то на так любимом им океанском просторе Мартин выбрасывается из иллюминатора каюты в океанскую пучину и кончает все счеты с жизнью.

Первые читатели романа и его первые критики так и не сумели понять подлинного смысла рассказанной писателем истории, не извлекли должного урока из печальной судьбы Мартина Идена. В своей статье «О писательской философии жизни» Д. Лондон говорил о труде писателя (!): «Вы должны научиться с пониманием всматриваться в лицо жизни. Чтобы постичь характер и фазы того или иного движения, вы должны познать мотивы, которые движут личностью и массой, которые порождают и приводят в действие великие идеи, ведут на виселицу Джона Брауна... Писатель должен держать руку на пульсе жизни, и жизнь даст ему его собственную рабочую философию, при помощи которой он в свою очередь станет оценивать, взвешивать, сопоставлять и объяснять миру жизнь».

В романе показано, что Мартин был «прирожденным борцом, смелым и выносливым», однако бороться ему было суждено «во мраке, без света, без поощрения». Единственной путеводной звездой в этой нелегкой борьбе долгое время была любовь к Руфи, стремление стать вровень с ней и соединить свою судьбу с судьбой своей избранницы.

Принципиальную разницу во взглядах на окружающую жизнь Мартин понял слишком поздно. И он прямо говорит Руфи об этом во время последнего свидания: «... Вы чуть не погубили меня желая мне добра. Да, да! Чуть не погубили мое творчество, мое будущее! Я по натуре реалист, а буржуазная культура не выносит реализма. Буржуазия труслива. Она боится жизни. И вы хотели и меня заставить бояться жизни... Пошлость есть основа буржуазной культуры, буржуазной утонченной цивилизации. А вы хотели вытравить из меня живую душу, сделать меня одним из своих...»

В этом признании Мартина — ключ к пониманию истоков его личной трагедии. Моряк Мартин Иден был плоть от плоти, кровь от крови человеком своего класса. И его жизнь, и его помыслы — сродни жизни и помыслам тысяч его собратьев по труду. Но вот моряк превратился в писателя, притом в писателя модного, преуспевающего, зарабатывающего большие деньги. Причем его популярность, его заработки зиждились на его реалистическом видении мира, на высказывании идей, которые буржуазное общество не принимало, но которое щекотали его нервы, знакомство с которыми позволяло считать себя либералом. Поэтому книги Идена раскупались обеспеченной публикой, становились модными, приносили их автору немалый доход.

В результате Мартин Иден, сам того не желая, попал в положение человека, сидящего на двух стульях. По своим идеям, по своему мышлению он был и остался реалистом, ему были чужды мораль и предрассудки буржуазии. Но по своим доходам, по своему новому образу жизни он теперь принадлежал к классу буржуазии. И это противоречие требовало разрешения. Таким образом, природа таланта не играет никакой роли в определении судьбы талантливого человека в буржуазном обществе. Мартин Иден был писателем, но он мог быть талантливым музыкантом или скульптором, художником или медиком. Трагизм судьбы и жизненный путь писателя Мартина Идена типичен для капиталистической действительности.

Дж. Лондон искренне недоумевал, почему ряд критиков видели в образе Мартина Идена социалиста, борца за идеалы рабочего класса. Ведь в романе прямо сказано, что Мартин верит не в социализм, а в теорию английского философа Спенсера – выживают сильнейшие. По своему мышлению Мартин был ярым индивидуалистом, в этом заключалась его трагедия, и именно это привело его к гибели. Его короткое знакомство с Бриссенденом лишь подчёркивает его индивидуалистическое мировоззрение. Поэт как бы противостоит образу Идена и оттеняет в нём те черты характера и мышления, которые отсутствуют у самого поэта. Бриссенден не верит в объективность буржуазной публики и печати и поэтому никак не стремиться публиковать свои произведения. Мартин же мечтает об одном – увидеть свои произведения напечатанными. Бриссенден верит в социализм и неизбежность социальной справедливости. Мартин исповедует индивидуализм.

В романе роковой прыжок Мартина описан как совершенно естественный, простой и даже обыденный шаг. А ведь на этот шаг идет внешне здоровый, в расцвете своего таланта писатель, добившийся славы и успеха. И та обыденность, с которой уходит из жизни Бриссенден и Иден, - это тоже неотъемлемая часть «трагической национальной истории успеха» талантливого художника в США.

Мартин Иден не был социалистом, являясь индивидуалистом, не имея ни малейшего представления о нуждах других, он жил только для себя, боролся лишь ради себя и умер – то из-за самого себя. Он пробился в буржуазные круги и был потрясён отталкивающей посредственностью буржуазии.

Д. Лондон понимал что человек творческого труда не должен замыкаться в собственном узком мирке, отгородившись своими притязаниями на исключительность от внешнего мира, от кипучего биения повседневной жизни.

Вопрос №37. Тема «американской мечты», жизненного успеха в романе Т. Драйзера «Сестра Керри».

Теодору Драйзеру суждено было стать ключевой фигурой именно американского натурализма. К моменту публикации в 1900г «Сестры Керри», первого значительного произведения Драйзера, уже опубликованы книга рассказов о Среднем Западе «Проезжие дорого» и роман о девушке с фермы, ищущей свое счастье в большом городе «Роза с Датчес Кули» Х. Гарленда; «Мэгги: девушка улиц» С. Крейна и многие другие.

Первый роман Драйзера – «Сестра Керри». Он посвящен траектории жизненных перемещений Каролины Мибер – провинциальной девушки, отправляющейся в Чикаго на поиски своего места в жизни. Любовный треугольник (Керри, Друэ, Герствуд) призван также иллюстрировать натуралистическую тему приспособления организма к среде. Успех, «святость», возвышение одного персонажа должны компенсироваться поражением, «порочностью», падением другого. Процесс социального равновесия (нарушаемый волей к самоутверждению незаурядных личностей, к которым по-разному относятся Керри и Герствуд) регулирует случай.

Центральный образ романа — дочь фермера Каролина Мибер. Она хороша собой и наделена природной сметливостью, но натура ее эгоистична. У Керри были и хорошие задатки — отзывчивость и доброта, — но совершенно неразвитый Керри не интересуется чтением, она «упорно тянулась к материальным благам». Неудовлетворенная монотонной жизнью в доме отца, Керри устремляется в Чикаго, где живет ее замужняя сестра, в поисках счастья, и Чикаго, этот огромный капиталистический город, ломает ее патриархальную мораль, губит ее чистоту, развивает ее эгоистические задатки. Как личность, Керри терпит поражение. Драйзер подчеркивает это на последних страницах романа, заставляя свою героиню признать, что, завоевав материальный успех, она не нашла счастья.

Американская буржуазная критика объявила роман Драйзера «безнравственным», а самого автора — «совратителем молодежи». На самом деле писатель вынес приговор тем социальным условиям, которые порождают деградацию личности — условиями социального неравенства, чудовищным контрастам капиталистического города.

В романе четко показаны социальные причины падения Керри: героиня оказалась побежденной, потому, что потеряла работу на обувной фабрике, потому что ее из-за нужды выставила за двери сестра, жена рабочего скотобойни.

Трагизм бытия капиталистической Америки оттеняется описанием массовой безработицы, разразившейся в Нью-Йорке и поднимающей трудящихся на отчаянную борьбу за хлеб. Большое место в романе занимает описание забастовки трамвайных рабочих Нью-Йорка, которую наблюдает Герствуд, ставший штрейкбрехером. Не оправдывая свою героиню, автор в то же время обвиняет капиталистическую Америку, развращающую человека религией доллара, заставляющей топтать других людей, чтобы самому подняться вверх.

Большим завоеванием творческого метода Драйзера является интерес к психологическому анализу, к внутренним движениям души. Глубина психологического анализа особенно ярко раскрывается в эпизоде похищения денег Герствудом. Писатель прослеживает все душевные движения Герствуда, все его сомнения и колебания, борьбу голоса чести и голоса искушения, победу последнего.

Вопрос№38. Своеобразие художественного метода Т. Драйзера в романе «Финансист».

В «Трилогии желаний» («Финансист» (1912), «Титан» (1913), «Стоик» (1946)) автор показывает судьбу всей нации, оказавшейся под пятой монополий в конце 19 века. Главным героем романов выступает крупный капиталист- хищник Каупервуд, чья карьера прослеживается на широком социальном фоне американской жизни.

Действие «Финансиста» происходит в 60—70-х гг. XIX в. в Филадельфии. В «Ф» первые шаги Каупервуда прослеживаются на фоне начавшейся Гражданской войны. В «Финансисте» мы знакомимся с детскими и юношескими годами Каупервуда в Филадельфии, с формированием его вкусов, взглядов, интересов, с началом его финансовой деятельности. Каупервуд быстро усваивает волчьи законы капиталистического мира. Он никогда не рискует собственным капиталом и в любой момент готов поставить на карту чужие деньги. Для своих операций он незаконно использует средства, принадлежащие городу, и зарабатывает крупные суммы. Только благодаря случайности Каупервуд попадает в тюрьму. Но даже в тюрьме он оказывается на особом положении : через подставных лиц он продолжает играть на бирже.

Творческий метод Драйзера в «Трилогии желания» приобретает полную зрелость. В «Ф» писатель раскрывает частную и общественную жизнь дельцов Филадельфии, распутывает сложный клубок взаимоотношений между «демократическими» институтами города, — формальными представителями власти, — и шайкой крупных дельцов. Мы узнаем, что фактическими хозяевами города являются члены «триумвирата». Симпсон - крупный финансист и сенатор, заправила республиканской партии в законодательной палате штата. От имени этой партии Симпсон мог диктовать свою волю городскому само управлению, изменять правила выборов. К услугам Симпсона был целый ряд влиятельных газет, акционерных обществ и банков».

Ниже этого могущественного «триумвирата» стоит другая клика — мэр города, председатель городского муниципалитета и один-два олдермена. Эти официальные представители власти и закона на деле являются агентами и подставными лицами Молленхауэра и его шайки. Еще ниже в этой иерархии идут руководители городских учреждений — суда, тюрьмы, городской казны и др. Все они — ставленники правящей республиканской партии. Драйзер подчеркивает типичность созданной им картины, характерной для любого крупного капиталистического города в США.

В «Финансисте» Каупервуд не является еще крупной фигурой. Он выступает пока еще как маклер, как биржевой игрок, использующий городские средства. Вступив в единоборство с «триумвиратом» Филадельфии, он пытается захватить контроль над конками. Вероятно, он бы преуспел, но чикагский пожар 1871 г. и последовавшая вслед за ним финансовая паника разоряют его.

Шайка Молленхауэра обнаруживает, что в городе появился новый плут, который пытается урвать свою долю из общего грабежа. Воспользовавшись тем, что Каупервуд не может возвратить тайно взятые деньги в городскую казну, «триумвират» посылает Каупервуда на скамью подсудимых, и судебная машина, пущенная в ход нажатием кнопки Молленхауэром, отправляет Каупервуда в тюрьму. Драйзер тут же бросает замечание о том, что на скамье подсудимых должна была очутиться и шайка Молленхауэра, ибо все они уголовные преступники, но правосудие молчит, ибо оно — в их руках. По выходе из тюрьмы Каупервуд возвращается к мошенническим махинациям. Новая биржевая паника, связанная с крахом «финансового пирата» Джея Кука, на этот раз обогащает его. Скомпрометировав себя в Филадельфии, он решает переехать в Чикаго. На этом заканчивается первая часть трилогии.

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.

1 2 3 4 5