">
Литература ![]() | |||||||||||||||||||
Похожие работы:
| |||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского факультет филологии и медиакоммуникаций кафедра русской и зарубежной литературы «Утверждаю» Проректор по учебной работе _______________Т.Ю. Стукен «_____» ________________ 2011 г. Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и история литературы» цикл ФГОС ВПО профессиональный цикл (Б3), базовая часть входит в число обязательных дисциплин к следующим образовательным программам по направлению подготовки бакалавра специальности Направление подготовки / специальность Шифр направления подготовки / специальности «Издательское дело» 035000.62 г. Омск – 2011г. Программа дисциплины «Теория и история литературы» Разработана: А.В. Ляпиной, доцентом, к.п.н., доцентом кафедры русской и зарубежной литературы Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол № 10 от «22 марта» 2011 г.) Программа разработана в соответствии с федеральным(и) государственным(и) образовательным(и) стандартом(амии) высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки/специальностям: Декан факультета филологии и медиакоммуникаций Иссерс О.С. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины Теория и история литературы является осмысление этапов и закономерностей развития русской литературы (от фольклора до литературы конца XIX века) Задачи дисциплины: дать представление о характере общекультурного и историко – литературного процесса в России (от фольклора до литературы конца XIX века); познакомить с содержанием основных художественных методов и направлений; Дать представление об эволюции жанровых форм в литературе XIX века; рассмотреть этико-эстетические особенности творчества писателей, оказавших существенное влияние на формирование духовного облика определенной эпохи; ознакомить с важнейшими научными и критическими работами по рассматриваемым историко-литературным проблемам; углубить навыки самостоятельного анализа литературного произведения; создать условия для повышения эмоционально-личностного отношения к русской литературе. Место дисциплины в структуре ООП вуза Курс рассчитан на один семестр, предназначен для студентов I года обучения по направлению «Издательское дело» и изучается во взаимодействии с курсами «История отечества», «История зарубежной литературы». Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В рамках данной дисциплины должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению): ПК-10, ПК-13, ПК-16, ПК-57 Тематический план (с распределением общего бюджета времени) Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы; 144 часа (направление подготовки «Издательское дело» 035000.62); Курс Семестр Объем часов (по видам работы) Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов Всего В том числе Всего В том числе Лекции Практические занятия семинары Лабораторные занятия Другие виды занятий Курсовая работа (проект) реферат Индивидуальные задания Другие виды СРС Подготовка к экзамену 1 1 52 18 34 90 20 34 36 Знания характера общекультурного и историко – литературного процесса в России, содержания литературных произведений и фактов биографии писателя могут быть использованы в массмедийной и коммуникативной сферах, в работе над книгоиздательскими и междисциплинарными проектами, в сфере межкультурной коммуникации, в целях усиления аргументации доводов и суждений в ходе публичных выступлений, написания статей, подготовки репортажа, дискуссий, Круглых столов по профессиональным или общегуманитарным проблемам.
Тематический план ( с распределением общего бюджета времени в часах) Курс 1, семестр 1 Раздел дисциплины, содержание Аудиторные занятия (часов) Методические указания студентам Внеаудиторная СРС Самостоятельная работа студента (темы для самостоятельного изучения, домашние задания по подготовке к практическим занятиям) Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового) Лекции Семинарские (практические) занятия 1.Русское народное творчество как дописьменная форма культуры. Жанровое многообразие русского фольклора. 1 Изучение литературы по теме лекции, составление таблицы: Жанры русского фольклора 2.Учебно-практическая конференция «Национальное своеобразие и специфика древнерусской литературы». 4 Составление таблицы: жанры древнерусской литературы; изучение литературы по теме лекции; просмотр фильма А. Тарковского «Андрей Рублев». текущий контроль: проверка таблиц; написание рецензии 3. Формирование и развитие русского классицизма. Сентиментализм. Концепция личности в произведениях сентиментализма. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» 4 Оформление модели художественного метода 4. Национальное своеобразие русской литературы XIX в. Национальное своеобразие басен И.А. Крылова. Реалистическая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». 2 Изучение литературы по теме лекции; оформление модели художественного метода. Изучение литературы к практическому занятию № 1, подготовка докладов-презентаций, составление хронологических таблиц (жизнь и творчество поэта) 5.Возникновение романтизма. Жанровое многообразие творчества поэтов-романтиков: В.А. Жуковского, Н.К. Батюшкова 2 Заучивание стихотворений. текущий контроль. Проверка знания текстов наизусть 6. Творчество поэтов пушкинского круга ( К. Батюшков, Д. Веневитинов, А. Дельвиг, Д. Давыдов). 4 Заучивание стихотворений А.С. Пушкина Проверка знания текстов наизусть, проверка конспектов 7. Этапы духовной и творческой эволюции А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы его лирики. 1 Изучение литературы по теме лекции, изучение литературы к практическому занятию № 2 Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина наизусть 8. Роман «Евгений Онегин»: замысел, творческая история, особенности жанра, образ автора, лирические отступления, характеры героев. 2 Подготовить конспект научных статей по теме лекции 9. Особенности прозы и поэм А.С. Пушкина 1 Индивидуальные рефераты: Нравственно-философская, национально-историческая проблематика драмы «Борис Годунов», Цикл «Маленькие трагедии» как художественное целое. Контрольная работа по творчеству и биографии А.С. Пушкина 10. М.Ю. Лермонтов как выразитель идей и настроений эпохи «безвременья». Темы, мотивы лирики поэта. 2 Изучение литературы по теме лекции 11. «Герой нашего времени». Своеобразие жанра и композиции. Проблема самопознания личности 2 Конспектирование статей к практическому занятию 12. Мировоззрение Н.В. Гоголя. Проблема духовного развития личности в произведениях писателя. 1 Изучение литературы по теме лекции промежуточный контроль: проверка знания текстов Гоголя и Лермонтова 13. Поэма «Мертвые души»: замысел и воплощение. 2 Конспектирование статей к практическому занятию 14. Общественно-историческое движение в России II половины XIX в. Пути развития русской литературы этого периода. Основные темы, проблемы, произведения . 1 Изучение литературы по теме лекции, подготовка ответов на вопросы практического занятия № 3, заучивание стихотворений А. Фета 15. Лирика А.Фета. 2 Конспектирование статей к практическому занятию Выразительное чтение стихотворений А. Фета 16. Лирика Ф.И. Тютчева 2 Конспектирование статей к практическому занятию . Ииндивидуальное сообщение: «Некрасов-журналист» Проверка знания поэтических текстов Ф.И. Тютчева наизусть 17. Лирика Н.А. Некрасова 2 Выразительное чтение стихотворений Н.А. Некрасова, викторина по творчеству и биографии Тютчева, Фета, Некрасова 18. Романное творчество И.А. Гончарова 1 Просмотр фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова». Сопоставительный анализ. Конспектирование статей к практическому занятию Письменный ответ на вопрос: Каким предстает Обломов в романе и в фильме? 19. Этапы творческой эволюции И.С. Тургенева. Этическое и эстетическое в произведениях писателя. 1 Изучение литературы по теме практического занятия № 6. Конспект статей Д.И. Писарева «Базаров», Н. Страхова «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», Антоновича «Асмодей нашего времени» 20. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» как портрет русского общества 1860-х годов 2 Эссе: Герой эпохи середины XIX века.; Как русские писатели отвечают на вопросы: «Кто виноват» и «Что делать»? Моя позиция в дискуссии времени; Литературные герои, которым я симпатизирую Проверка конспектов критических статей 21. А.Н. Островский как создатель национального театра. Анализ драматических произведений 1 Просмотр спектаклей по произведениям А.Н. Островского на Омской сцене Написание рецензии на спектакль 22. Творческий путь Л.Н. Толстого 1 Хронологическая таблица жизни и творчества писателя, изучение литературы по теме лекции, подготовка к практическому занятию текущий контроль (проверка конспектов статей) 23. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, жанр, духовные искания главных героев 2 текущий контроль (проверка знания текстов Гончарова, Толстого, Островского) 24. Романное творчество Ф.М. Достоевского в контексте нравственно-философских исканий эпохи. 2 Чтение произведений писателя, конспектирование статей по теме лекции; подготовка докладов к учебно-практической конференции текущий контроль(проверка знания текстов Ф.М. Достоевского) 25. Развитие литературы в 1880-1890-е годы. Творчество Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко (вариант) 2 текущий контроль(проверка знания текстов писателей конца XIX века) 26. Творчество А.П. Чехова. Основные темы и мотивы в прозе. 1 Конспект: Черты «новой драмы» в пьесах Чехова Консультация перед итоговым экзаменом 27.Драматургия Чехова 2 Конспектирование статей к практическому занятию 28. Русская литература и современность (защита проектов) 2 Защита индивидуальных проектов Итого 18 34 Содержание разделов дисциплины 5.1. Лекционный курс (18 часов) Лекция № 1. Русское народное творчество как дописьменная форма культуры. Жанровое многообразие русского фольклора.
Лекция № 2. Национальное своеобразие русской литературы XIX в. Периодизация, особенности литературного процесса в России начала XIX в. Литературные кружки, общества, периодические издания. Основные литературные направления . Реалистическая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».: история создания, проблематика, образы героев. А.С. Пушкин и И.А. Гончаров о комедии Грибоедова. Национальное своеобразие басен И.А. Крылова. Лекция № 3. Этапы духовной и творческой эволюции А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы его лирики. Лекция № 4. Особенности прозы Пушкина, ее внутреннее многообразие. Социально-исторические, нравственно-философские проблемы. «Повести Белкина» как образец национальной эпической книги. «Капитанская дочка» как духовное завещание поэта в прозе: история создания, проблематика, образы героев. Лекция № 5. М.Ю. Лермонтов как выразитель идей и настроений эпохи «безвременья». Периоды творчества: темы, мотивы лирики , образ лирического героя., личностно-исповедальный характер стихов поэта. Цикл романтических поэм: «Мцыри», «Беглец», «Демон». Нравственный пафос «Песни про купца Калашникова..».
Лекция № 6. Особенности мировоззрения и творчества Н.В. Гоголя. Проблема духовного развития личности в произведениях писателя. Авторские циклы как способ создания художественной целостности. Новаторство писателя в драматургии. Нравственные и эстетические искания Гоголя в 1840-е годы. Книга «Выбранные места из переписки с друзьями». Лекция № 7. Общественно-историческое движение в России II половины XIX в (1840-1860 гг.). Философская платформа славянофилов и западников. Возникновение революционно-демократических идей. Роль В.Г. Белинского и А.И. Герцена в формировании общественного сознания. Роль журналов «Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин» в общественно-литературной борьбе эпохи. Пути развития русской литературы этого периода. Основные темы, проблемы, произведения. Лекция № 8. Характеристика романного творчества И.А. Гончарова. Художественные особенности романа «Обломов». Обломов и Штольц: способы создания характеров героев. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына в судьбе главного героя. И.А. Гончаров – литературный критик. Лекция № 9. И.С. Тургенев. Этапы творческой эволюции писателя. «Записки охотника» как художественное целое. Особенности жанра. Образ России в рассказах. Романное творчество Тургенева. Принципы характеристики героев и развития сюжета. Художественное своеобразие стихотворений в прозе.
Лекция № 10. А.Н. Островский как создатель национального театра. Периоды творчества драматурга. «Славянофильские» пьесы Островского (« Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется»). «Гроза» как «русская трагедия». Тема искусства и судьба актеров в пьесах «Лес», «Таланты и поклонники». Сказочно-символическая поэтика «Снегурочки». Лекция № 11. Основные этапы творческого пути Л.Н. Толстого. Проблема нравственного самосовершенствования и её художественное воплощение в трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Внутреннее единство цикла «Севастопольские рассказы». Философские размышления писателя о роли личности в истории. Нравственные и художественные искания Толстого в 1870-е годы. «Исповедь». Роман «Анна Каренина». «Последние» произведения писателя («Смерть Ивана Ильича», «Хаджи-Мурат»). Лекция № 12. Ф.М. Достоевский. Этапы становления писателя, общая характеристика его творчества. Роман «Бедные люди»: новый взгляд на проблему «маленького человека» в русской литературе. Нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание». Многоплановость художественной структуры романа «Братья Карамазовы». «Диалогичность и полифонизм» его романов. «Речь о Пушкине» как духовное завещание писателя . Лекция № 13. Творчество А.П. Чехова. Основные мотивы и темы прозы А.П. Чехова. Сложное сочетание в системе повествования конкретности изображения и лиризма. Пьесы Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Структура пьес, эмоциональная атмосфера, особенности действия.
5.2. ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (34 часа ) 5.2.1. Национальное своеобразие древнерусской литературы (2 ч.) Введение на Руси христианства и его влияние на культуру и искусство Киевской Руси. «Слово о полку Игореве» как культурный памятник эпохи (XII в.): история открытия, историческая основа, идея памятника, композиция, жанр, стиль, образы героев. Литература XIV-XVI вв. («Задонщина» как художественный отклик на Куликовскую битву, «Житие Сергия Радонежского», «Хожение за три моря Афанасия Никитина», «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским», «Повесть о Горе-Злочастии», «Житие протопопа Аввакума»). Общекультурное и художественное значение древней литературы. 5.2. 2. Русская литература эпохи классицизма (4 часа) М.В. Ломоносов как ученый и поэт. Художественные особенности од Ломоносова: жанр, композиция, стиль, язык. Лирика Г.Р. Державина. Воспитательная роль журналов Н.И. Новикова («Трутень», «Живописец», «Детское чтение для сердца и разума»). Д.И. Фонвизин – драматург-новатор. Комедия «Недоросль»: проблематика, образы героев, язык комедии. 5.2. 3. Жанровое многообразие творчества поэтов-романтиков (2 часа) 5.2.4. Пушкинская поэтическая эпоха (4 часа) Жанрово-композиционное своеобразие романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (2 часа) Сюжетно-композиционные особенности романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (2 часа) 5.2.7. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в творческой биографии писателя (2 часа) 5.2.8. Поэтический мир А. Фета(2) Поэзия Ф.И. Тютчева(2 часа) Поэтическая школа Н.А. Некрасова(2 часа) Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» как портрет русского общества 1860-х годов(2 часа) Жанровое своеобразие романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (2 часа) Развитие литературы в 1880 – 1890-е гг. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко (2 часа ч.) Литература и современность (защита проектов) (2 часа) ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Национальное своеобразие древнерусской литературы Занятие проходит в форме учебно-практической конференции Ключевые понятия: жанр, летописание как жанр, слово как жанр, поэтика Летописание как оригинальный жанр. «Повесть временных лет»: история создания, редакции, композиция. Торжественное и учительное красноречие. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. «Слово о полку Игореве» как памятник литературы Древней Руси: история открытия, изучения, жанр, поэтика. Куликовская битва 1380 года как рубеж в русской истории и в национальном самосознании. Подъем просвещения, расцвет архитектуры и изобразительного искусства. Образ эпохи в кинофильме А. Тарковского «Андрей Рублев». Литература Копреева Т. Н. К вопросу о жанровой природе «Поучения Владимира Мономаха» // Труды отдела древнерусской литературы, Т. 27. Л., 1972. Алексеев А. А. О времени произнесения Слова о Законе и Благодати митрополита Илариона // Труды отдела древнерусской литературы, Т. 51. СПб., 1999. Исследование русской литературы: В 3-х т. М., Л. 1958, Т. 1 (Литература X-XVIII вв.). Орлов А. С. Владимир Мономах. – М., 1946. Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978. Гаспаров Б. М. Поэтика «Слова о полку игореве». М., 2000. Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Русская литература эпохи классицизма Ключевые понятия: классицизм, просвещение, ода, драма как род литературы, комедия, анакреонтическая лирика. Место М.В. Ломоносова в истории русской литературы: – общественная, научная и просветительская деятельность; – теория «штилей» в истории русской литературы и истории русского литературного языка; – жанр оды в творчестве Ломоносова. Анализ «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747» (метафоризм и гиперболизм образов; тропы, мотивы, образы, стилистические обороты, строфическая организация). Драматургия Д.И. Фонвизина. Комедия «Недоросль» : проблематика, конфликт, типизация и индивидуализация действующих лиц, речь героев. Лирика Г.Р. Державина: – разрушение классицистической поэтики в одах «Ключ», «На смерть князя Мещерского». Новаторство оды «Фелица»; – героико-патриотические темы в одах «Снигирь», «На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор»; – философская лирика: «Бог», «Водопад»; – анакреонтические стихи (античные образы и национально-исторические картины): «К лире», «Желание», «Русские девушки». Литература Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года // Собрание сочинений: В 9 томах. – М., 1982. – Т.8. – С. 182-221. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Собрание сочинений: В 9 томах. – М., 1982. – Т.8. – С. 337-412. Белинский В.Г. Литературные мечтания // Собрание сочинений: В 9 томах. – М., 1976. – Т. 1. – С. 47-127. Лотман Ю.М. Очерки по русской культуре XVIII века // Из истории русской культуры. – М., 2000. – Т.IV (XVIII – нач. XIXв.). – С. 39-59, 84-94. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000. Лебедева О.Б. Руская высокая комедия XVIII века: Генезис и поэтика жанра. – Томск, 1996. – С. 111-135, 184-225. Овсянников Ю.М. Картины русского быта. – М., 2000. – С. 101-209. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6 частях. – М., 2001. – Ч. I, II. – С. 83-88. Западов А.В. Поэты XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин). – М., 1979. – С. 161-310. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Пушкинская поэтическая эпоха Практическое занятие проход в форме докладов-презентаций Итог практического занятия: назвать художественные открытия и достижения поэтов пушкинского круга в области жанров, стиля и языка. Ключевые понятия: «элегическая школа», послание, элегия, идиллия, романс, антологическая лирика Индивидуальные сообщения: Специфика «Элегической школы» русской поэзии (имена, причины возникновения «школы», литературные интересы, пристрастия поэтов пушкинского круга. Д.В. Давыдов (1784-1839) – герой Отечественной войны, ученик А.В. Суворова, Н.Н. Раевского, А.П. Ермолова, П.И. Багратиона и глава большого семейства. Специфика гусарской лирики Давыдова (изображение быта, способы осмысления героического на фоне «военных од», образ героя-гусара). Показать на примере анализа стихотворений «Бурцову», «Гусарский пир», «Гусарская исповедь», «Песня старого гусара», «Ответ» («Я не поэт – я партизан»). Русская песня как основной жанр творчества А.В. Кольцова (1809-1842). Освоение поэтом фольклорных традиций. Изображение крестьянской жизни, духовного мира крестьянина-пахаря, его религиозного мировоззрения; поэтизация земледельческого труда. Покажите на конкретных примерах (стихотворения «Урожай», «Песня пахаря», «Косарь»). А.А. Дельвиг (1798-1831). Скорбная участь «полного восторга певца». Жанровое многообразие лирики Дельвига (элегии, романсы, идиллии, русская песня). Стихотворения «Идиллия», «Друзьям», «Романс», «Соловей», «Пела,пела пташечка». Античный мир в поэзии А.Дельвига. Почему А. Дельвиг предпочел эллинистическую Грецию Феокрита политическим страстям республиканского Рима? («Диону», «Дориде», «К Лилете» и др.) «Архивный юноша» Д.В. Веневитинов(1805-1827) и кружок «любомудров». Веневитинов в салоне З. Волконской. Философские стихи поэта («Поэт», «Поэт и друг», «К моей богине», «Завещание», «К моему перстню»). * Каждому студенту знать наизусть 5 стихотворений поэтов пушкинского круга (по выбору) ЛИТЕРАТУРА Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. М., 1980. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб., 1994. Кошелев В.А. «Анакреон под доломаном». О жизни и творчестве Д. Давыдова // Литература в школе. 1996. № 3. С. 21-37. Кошелев В.А. «Блаженная страна» Н. Языкова //Литература в школе. 1992. № 3,4. Скатов Н.Н. А.В. Кольцов. М., 1983. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М., 1976. С.23-51. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Жанровое многообразие творчества поэтов-романтиков Ключевые понятия: романтизм, баллада, элегия, суггестивный стиль, романтическое двоемирие. Лирика В.А. Жуковского Становление нового стиля поэзии. Романтический идеал в лирике Жуковского. Основные жанры лирики Жуковского: элегия, послание, песня; их особенности. Баллады в творчестве Жуковского, их место в русской поэзии XIX века. Проблемы национального колорита в балладах Жуковского. Тексты Элегии: «Сельское кладбище», «Вечер», «Море», «Таинственный посетитель». Стихотворения: «Невыразимое», «Певец во стане русских воинов», «Теон и Эсхин». Баллады: «Эолова арфа», «Людмила», «Светлана», «Лесной царь». Лирика К.Н. Батюшкова Интерес к античной литературе и культуре. Традиции «легкой поэзии» в творчестве Батюшкова. Эпикурейская лирика. Жанр дружеского послания. Культ прекрасного в лирике поэта («Мои пенаты», «Веселый час», «Таврида»). Патриотическая тема («К Дашкову», «Переход русских через Рейн»). Образ Батюшкова в стихотворении О.Э. Мандельштама «Батюшков». Лирика поэтов-декабристов Внутреннее единство поэзии при многообразии творческих индивидуальностей авторов. «Думы» К. Рылеева: специфика жанра, тематика, исторический и романтический колорит. Литература Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб., 1994. Веселовский А.Н. Поэзия чувства и «сердечного воображения». М., 1999. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. С. 18-39. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1995. Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. М., 1987. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. С. 142-159. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры (о Батюшкове и Жуковском). М., 1976. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 Жанрово-композиционное своеобразие романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Ключевые понятия: роман , роман в стихах, лирические отступления, «онегинская строфа» Замысел, композиция, жанр романа («Это лучшее мое произведение»; «пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя»; «пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница»). В чем отличие романа от романа, написанного стихами? Как надо понимать авторское высказывание «свободный роман»? Образ автора в произведении, лирические отступления, структурные и содержательные особенности онегинской строфы. Историзм и энциклопедизм романа. Картины жизни, нравов русского общества 1820-х годов, его ценности и идеалы. «Роман А.С. Пушкина есть идеальная формула русской жизни» (Н.Н. Скатов). Покажите на конкретных примерах. Система образов: Онегин, Ленский, Татьяна. Обдумайте вопросы: Образ жизни, воспитание, система ценностей Евгения Онегина (на примере 1 главы романа). В чем принципиальная разница между автором и героем (по 1 главе). Общее и особенное в образе жизни и характере Онегина и Ленского? Почему Онегин, не желая смерти Ленского, все же убивает его на дуэли? Роль этой сцены в судьбах героев и в авторском замысле произведения? Какие условия способствовали формированию «русской души» Татьяны? Сон Татьяны в общем замысле романа. Какие «открытия» сделала для себя Татьяна, посетив дом Онегина (7 глава), и какая тайна души героини ускользает от Онегина при встрече с нею в светском обществе (8 глава)? В чем сходство и различие между письмом Татьяны и письмом Онегина? Почему Татьяна, любя Онегина, все же отвергает его чувства? Сравните высказывания В.Г. Белинского и Ф.М. Достоевского о сцене последней встречи героев. Выскажите свое мнение, опираясь на текст произведения. Итоги занятия. Каковы причины трагедии героев? Когда, как и почему автор становится активным участником событий, высказывает свое отношение к происходящему? Почему финал носит «открытый» характер? Как стиль пушкинского повествования отражает общий замысел романа? Как поэту удалось из «пестрых глав» создать целостное поэтическое произведение? Индивидуальное сообщение: Роман А.С. Пушкина в критике В.Г. Белинского. ЛИТЕРАТУРА Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (1843-1846). Ст. 8,9 (любое издание). Достоевский Ф.М. О русской литературе. М., 1987. С.91-101, 301-315. Кошелев В.А. «Онегина» воздушная громада. СПб., 1999. Лотман Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. СПб., 1995. Лотман Ю.М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина»// Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. Михайлова Н.И. «Собранье пестрых глав». О романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1994. Турбин В.Н. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1996. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 Сюжетно-композиционное своеобразие романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Ключевые понятия: повествователь, рассказчик, психологизм, психологический роман. Творческая история романа. «Проклятые» вопросы времени в романе Лермонтова. Смысл хронологических смещений в сюжете романа Приемы создания психологического портрета Печорина Смысл главы «Фаталист» в структуре романа. Сообщение: Печорин – «человек Востока» и «человек Запада». ЛИТЕРАТУРА Виноградов И. Философский роман Лермонтова //Русская классическая литература: анализы и разборы. М., 1989. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С.218-235. Удодов Б.Т. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1989. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в творческой биографии писателя Ключевые понятия: поэма как жанр, лирические отступления, композиция Замысел сочинения, в котором должна явиться «вся Русь». Смысл заглавия поэмы. Композиционные особенности поэмы (роль в композиции авторского начала: возможности и ограниченности человека в разных проявлениях, осмысление характеров, изображение городского и сельского быта). Поместья – губернский город N – Петербург в изображении Гоголя. «Один пошлее другого…». Образы помещиков. Способы построения характеров. «Ловец душ», «рыцарь копейки» - Чичиков. Почему Н.В. Гоголь намеревался «возродить» душу героя? Жанровое своеобразие поэмы (лирические отступления, исповедальное начало). ЛИТЕРАТУРА Вайскопф М. Сюжет Гоголя. М., 1993. С.363-435. Золотусский И.П. Гоголь (ЖЗЛ). М., 2005. С.235-259. Капитанова Л.А. Н.В. Гоголь в жизни и творчестве. М., 2008. С.109-151. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 235-251. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988. Гл. 6. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 Поэтический мир А. Фета (1820-1892) Ключевые понятия: поэзия «чистого искусства», импрессионистический стиль Тайна и драма личной судьбы А. Фета. Место А. Фета в новой – послепушкинской – поэтической генерации. Темы и мотивы лирики А. Фета, образы душевных состояний, поэтическая пластика и стилистическая гармония . Разбившись на группы (2-3 человека) подготовьте выступление по следующим проблемам: а) «Любовь-мелодия» в поэзии А. Фета («Я тебе ничего не скажу», «Сияла ночь…», «Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…» и другие). б) Антологические стихотворения А. Фета («Вакханка», «Диана», «Муза»). в) Человек и природа, мироздание в лирике А. Фета («Пчелы», «Первый ландыш», «Еще весны душистой нега…», «На стоге сена ночью южной…», «Учись у них, у дуба, у березы…» ). г) Тема творчества, поэтического призвания и вдохновения в творчестве А. Фета («Музе», «Бабочка», «Я пришел к тебе с приветом…», «Одним толчком согнать ладью живую…» и другие). д) Трагические мотивы поздних стихотворений А. Фета («Ты отстрадала, я еще страдаю..», «Смерти»). Каждый студент готовит анализ одного стихотворения А.Фета, обращая внимание на близость описания природы и душевных состояний, особенности стиля, ритмической организации. 3. Индивидуальные сообщения: - А. Фет и русский романс. - Творчество А.Фета в критике 1860-1880-х годов (С. Щедрин, Н. Чернышевский, А. Григорьев, А. Дружинин). Выпишите цитаты и подумайте, какие стороны таланта Фета отмечают современники поэта, над чем иронизируют. ЛИТЕРАТУРА Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. М., 1980. Дружинин А.В. Стихотворения А. Фета // Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. М., 1988. Касаткина В.Н. Движение художественного мировидения А.Фета// Русская словесность. 1996. № 4. С. 10-18. Муратов А.Б. Стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С.162-171. Скатов Н.Н. Лирика А. Фета (история, метод, эволюция) //Скатов Н.Н. Далекое и близкое. М., 1981. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9 Поэзия Ф.И. Тютчева (1803-1873) Ключевые понятия: романтизм, любомудры, натурфилософия Ф.И. Тютчев и поколение «любомудров». Мировоззрение Ф.И. Тютчева. Влияние натурфилософии А. Шеллинга о единстве мира и об одухотворенности природы. Человек и мироздание, человек и природа в поэтическом изображении Тютчева. День-ночь, космос-хаос как составляющие натурфилософии поэта. Место человека в тютчевской модели мира (показать на конкретных примерах). Стихотворения: «Тени сизые смесились…», «День и ночь», «О чем ты воешь, ветр ночной..», «Не то, что мните вы, природа…», «Природа-Сфинкс», «Последний катаклизм», «Святая ночь на небосклон взошла» и другие. - Выпишите из стихотворений А.Фета и Ф. Тютчева определения ночи и подумайте, как изображают ночь авторы. В чем разница и почему? - Сравните стихотворение Тютчева «Что ты клонишь над водами…» (1836) и стихотворение Фета «Ива» (1854)и ответьте на вопрос: Отчего возникает горечь в стихотворении Тютчева и радость в стихотворении Фета? Драматический психологизм любовной лирики поэта (показать на примере стихотворений из денисьевского цикла. Стихотворения: «О, как убийственно мы любим..», «Она сидела на полу…» «Весь день она лежала в забытьи…»,»Последняя любовь», «Предопределение» и др. Западная Европа и Россия в изображении Тютчева. Стихотворения: »…, «Умом Россию не понять..», «Эти бедные селенья…», «Наш век» и другие. ЛИТЕРАТУРА Аксаков И. С. Биография Ф.И. Тютчева // Чагин Г. Федор Тютчев. Женщины в его жизни и творчестве. Урал, 1999. С. 197-284. Аксаков И.С. Биография Ф.И. Тютчева // Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981. С.285-354. Бухштаб Б.Я. Русские поэты. М., 1970. Кожинов В. Тютчев. М., 1988 (ЖЗЛ) Кузина Л.Н. Тютчев в жизни и творчестве. М., 2001. Лотман Ю.М. Поэзия Ф.И. Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах. О поэзии. М., 2000. Пумпянский Л.В. Поэзия Ф.И. Тютчева// Пумпянский Л.В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000. С. 220-256. Тынянов Ю.Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1997. Тютчев Ф.И. в документах, статьях и воспоминаниях современников/ Под ред.Г.В. Чагина. М., 1999. Шайтанов И.Ю. Ф.И. Тютчев: поэтическое открытие природы. М., 2004. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10 Поэтическая школа Н.А. Некрасова (1821-1877) Ключевые понятия: ролевая лирика, поэтическое многоголосье, трехсложные стихотворные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест) 1. «Русской земли человек замечательный». Дворянское происхождение и народные истоки мировоззрения писателя. Основные этапы творчества Н.А. Некрасова, поэтические сборники (общая характеристика). 2. Лирика Н.А. Некрасова. Обновление тематического материала, преобразование поэтики лирических жанров, повествовательность и многогеройность , многообразие поэтических приемов. Покажите на конкретных примерах: 1) Народ и народная жизнь в стихотворениях Некрасова. Религиозный смысл народных страданий, духовная мотивация крестьянского труда и богоугодность великого дела («Все претерпели мы, божии ратники, мирные дети труда») Стихотворения: «Тройка», В полном разгаре страда деревенская», «В дороге», «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»)«Что ты, сердце мое, расходилося», «Зеленый шум», «На Волге», «Забытая деревня», «Тишина», «Влас», «Крестьянские дети» и другие. 2) Сатирические стихотворения Н.А. Некрасова («Нравственный человек», «Современная ода», «Колыбельная песня»). 3) Любовная лирика Некрасова («Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей», «Горящие письма», «Застенчивость»). 4) Город в изображении Некрасова. Традиции Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского ( цикл «О погоде», цикл «На улице»). 5) Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова . Поэтические декларации «Поэт и гражданин», «Блажен незлобивый поэт…». 3. « Это большой и яркий талант. Он не пошел за Пушкиным и Лермонтовым, а создал свою собственную поэзию, свои ритмы, свои созвучия, свой тон» (И.А. Бунин). Традиции А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова в поэтическом творчестве Н.А. Некрасова (подготовить материал по группам: 2-3 человека) 1) Сопоставьте стихотворения А.С. Пушкина «Деревня», Н.А. Некрасова «Родина» и М.Ю. Лермонтова «Колыбельная песня». Как относятся поэты к своему дому, малой родине? 2) Как понимают назначение поэзии Пушкин («Разговор книгопродавца с поэтом»), Лермонтов «Журналист, читатель и писатель») и Некрасов («Поэт и гражданин») 3) В чем смысл творчества для Некрасова и Пушкина ? Сравните стихотворение А.С. Пушкина «Муза» (1821) со стихотворениями Некрасова «О Муза! Я у двери гроба», «Замолкни, Муза мести и печали!», «Музе». Итоги занятия. Что нового внес Некрасов в развитие русской поэзии? Индивидуальное сообщение: Причины успеха журнала «Современник» в 1850-1860-гг. ЛИТЕРАТУРА 1.Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова. Воронеж, 1964. 2.Лебедев Ю.В. «Страстный к страданию поэт» (в 175-летию со дня рождения Н.А. Некрасова) // Литература в школе. 1996. № 6. 1997. № 1. 3. Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991. С. 416-482. 4.Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему». М., 1985. 5. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1977 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11 Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» как портрет русского общества 1860-х годов Ключевые понятия: демократическая критика, эстетическая критика, нигилизм 1. Общественная обстановка в России, отраженная в романе И.С. Тургенева 2. Творческая история романа И.С. Тургенева. 3. Нигилистическая программа Базарова (приведите примеры из текста). Авторская позиция. 4. Авторская оценка либеральной программы и ее сторонников. 5. Временное и вечное в романе. 6. Образ Евгения Базарова в оценке русской критики (Антонович М.А. «Асмодей нашего времени», Писарев Д.И. «Базаров», Страхов Н.Н. И.С. Тургенев «Отцы и дети») Чья позиция вам кажется наиболее убедительной? Аргументируйте свое мнение. ЛИТЕРАТУРА Лебедев Ю.В. Роман Тургенева «Отцы и дети». М., 1982. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л., 1982. С. 186-202. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий: Книга для учителя. М., 1991. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986. Худошина Э.И. О богоборчестве Базарова // Концепция и смысл. СПб., 1996. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12 Жанровое своеобразие романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Из литературоведческих энциклопедических словарей выпишите определение термина «роман-эпопея» и подумайте, когда, при какой общественно-исторической ситуации возможно появление эпопейного произведения? Раскройте особенности эпохи 1860-х годов. План работы 1. История создания романа. 2. Смысл заглавия книги. Принцип эпического обобщения. 3. Романное и эпопейное в книге Л.Н. Толстого, их взаимодействие. Показать, как каждая часть, глава выражает общий смысл жизни, ее закон: 1) Почему произведение начинается с описания салона А.П. Шерер? Определите авторское отношение к салону, какие художественные средства помогают понять авторскую позицию, отношение к героям (Элен, кн. Василию, кн. Андрею Болконскому, Пьеру Безухову). 2) Как раскрываются романные и эпопейные черты в сценах сражений? Шенграбен и Аустерлиц в судьбах героев и армии (Почему русские выиграли Шенграбенское сражение, но проиграли Аустерлицкое? Какую роль сыграла батарея Тушина в Шенграбенском сражении? Победы и разочарования героев книги Л.Н. Толстого. Подумайте, на какие две группы можно разделить участников событий первого тома по тому, как они относятся к родине, к народу, к войне, к себе? Приведите примеры из текста. 3) Духовные искания главных героев произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». Чем близки и чем далеки друг от друга Андрей Болконский и Пьер Безухов? Как и почему изменяется характер кн. Болконского от Шенграбена и Аустерлица до Бородинского сражения? 1 2 |
© 2010–2021 Эссе.рф: Библиотека учебных материалов |