">
Литература Русская литература
Информация о работе

Тема: Ответы по литературе

Описание: Основные этапы жизни и творчества Достоевского.«Бедные люди». «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья». «Подросток». «Братья Карамазовы». Основные этапы жизни и творчества Лескова. «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Очарованный странник».
Предмет: Литература.
Дисциплина: Русская литература.
Тип: Билеты к экзамену
Дата: 10.07.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 11
Поднять уникальность

Похожие работы:

Основные этапы жизни и творчества Достоевского. 1821-1881. Род.в Мск. 1838-1843-учился в Петербургском военном училище,потом на слубжву,1844-отставка,чтобы заняться лит-рой.Первое пр-ие-«Бедные люди»,1846.С восторгом принята в кругу «натуральной школы». Потом отходит к романтическому психологизму. 1846-«Двойник»,герой Голядкин-раздвоение личности, причина-в его собственной психике, деформированной бюрократической машиной. 1847-сентиментальная повесть «Белые ночи». Писательская карьера прервана в 1849 арестом,повод-посещение кружка Буташевича-Петрашевского,во время к-ых беседы на философские,экономические,социальные темы. Заключен в Петропавловку,приговорен к казни,к-ая отменена в посл.минуту Николаем I.Приговорен к 4 годам каторги с последующим бессрочным определением рядовым в армию.1857-женился на Исаевой.1859-вернулся в Питер.Наблюдения и размышления этого периода-в «Записках из Мертвого дома»(61-62).1864-«Записки из подполья»,должна была быть решающим -сражением с социализмом,но из-за вмешательства цензуры-манифест нигилизма.Герой высмеивает разумный эгоизм, издевка над христианской моралью милосердия,вывод-попытки создания общественных программ абсурдны,т.к.апелируют к разуму,двигатель человеч.поведения-свободная воля и каприз.Большим потрясением стала смерть жены(1864),а затем брата Михаила.Растут финансовые трудности,мучает болезнь(эпилепсия).1865-в Висбаден лечиться.Там-первая редакция «ПиН».Вернулся-сжег,вторая.До завершения «ПиН» в кратчайший срок написал «Игрока»(1866).Автобиографческий характер.Женился на стенографистке Сниткиной,печатала ему «Игрока».За границу едут в 1867,там около 4х лет.1868-«Идиот»,должен был стать «подражанием Христу»,эта роль предназначена Мышкину.След.большой роман-«Бесы»(1872).Фабула довольно точно передает история террористической организации «Народная расправа»,орг.в 1869 в Мск Нечаевым.1875-«Подросток»,связанный с развернувшейся в России дискуссией о воспитании.Д.в зените славы.Благодаря Победоносцеву принмают при дворе.Лечение->улучшение.1878-смерть сына Алеши.1879-1880 «БК». Революционизировал традиционный жанр романа,соединив в нем элементы криминального, психолоического,философского романа,исповеди,исторического очерка.

«Бедные люди». 1846г. С восторгом принята в кругу «натуральной школы». Открытие Достоевским амбициозности «маленького человека», его борьбы за себя и желания скопировать сильных мира сего было своего рода сенсацией в литературе. В начале-сходство с «Шинелью». Девушкин переписывает бумаги,и это все,что он может.Главное отличие-Достоевский дает слово герою,а раньше бедный чиновник был просто объектом. У Девушкина есть голос, имеет мнение, может судить. Девушкин о «Шинели»: «Это злонамеренная книга».Считает такого героя фантастичным,таких не бывает.Как бы боится стать литературным типом.На «Ст.смотрителя» реакция диаметрально противоположная.Воспринял именно так,как вопсриняли критики.В несчастии Вырина виноваты другие люди,а Башмачкин виноват сам.Черта,х-ная для героев Д.-амбция.Желание героя,чтобы его не трогали,сохранение приватоности,у героя постепенно вырабатывается смехобоязнь.Его страх не беспочвенен-читают его письмо.Все гером обрисовываются по принципу мелодрамы,волк травит овцу.Счастливый финал-Быков женится на Вареньке,но женится,чтоы были дети,хочет лишить племянницу наследства.Задача-вызвать сострадание к невинным героям.Сентиментальная линия-только часть романа.Показана и человечность героя.Девушкин бедствут,потому что все отдает Вареньке.Максимализм-оба отдают все последнее.Заступается за нее.Взаимопомощь бедных.Варенька нарисована не столь художественно.Критики: «Она слово из камня сложена»,иногда кажется,что Девушкин втянул ее в переписку.Дома росла посреди раздоров.Сироство,Анна Федоровна,продавшая ее Быкову.Неожиданно-замужество,быстрый переход от нищеты к богатству.Проснулся инстинкт честолюбия,хочет поступать,как все.Девушкин брошен,унижен.

Творчество Д. 1846-1849. Можно разделить на три группы.1848»Слабое сердце», «Белые ночи»-утопически выразил веру в возможность осуществления самых лучших чаяний своих героев.Вторая-1849 «Неточка Незванова»-всевластие среды над человеком,который,желая вырваться,должен держатся скрытно,обманывать других,биться за существование.Третья-1846»Двойник».Двойник:Этот роман был полностью отвергнут современниками.Оценил только Майков.Амбиции и самосознание героя приобретает патологические формы.Роман написан в двойной перспективе.Не всегда можно сказать,что происходит на самом деле,а что герою кажется.Голядкин не бедствует,в отличие от Девушкина и Башмачкина,занимает квартиру на Шестилавочной,есть слуга Петруша.Собирается жениться на дочери своего начальника.Потом становится ясно,что Клара Алсуфьевна за него замуж не собирается.Читатель все время в сомнениях,что перед ним-реальность или фантазия.С помощью двойника здесь представлена реализация фантазий Голядкина.Его двойник оказывается ингриганом,его интриги направлены против Голядкина.Фантастика вводится за счет того,что люди друг другу неинтересны,им только кажется,что они все в центре внимания.Двойник строит пакости Голядкину как фольклорный Черт Гоголя.Все время сохраняется двойная перспектива.В финале его со званого вечера отправляют в дурку.Самое интересное в этом романе-стиль.Особая форма повествования.От третьего лица,но слово повествователя все время насыщается словом Голядкина,также,как не знаем,кто перед нами,не знаем,кто говорит.Белинский-неясность замысла,фантастика может быть интересна только сумасшедшим.С 1845г.интенсивно общается с Белинским,знакомится с Тургеневым,Одоевским,сотрудничает с Некрасовым.Конец 1846-конфликт со всеми этими из «Современника».С марта 1847-начинает посещать кружок Буташевича-Петрашевсего,вопросы освобождения крестьян,свободы печати,самый радикальный-Спешнев,его наз. «демоном Достоевского»,втянул его в кружок.апрель 1849-арест,при нем у Д.извлекли архив,он пропал.

«Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья». «УиО»-1861.Новое-в раскрытии сложной генеалогии центрального образа-князя Валковского,который,восходя к Быкову из «Бедных людей»,представлял собой уже новый образ хищника,интригана и тирана.Он учит циничному расчету своего сына от первого брака.Под его влиянием Алеша прерывает роман с дочерью управляющего имением Наташей Ихмененвой и женится на богатой наследнице.Валковский обвиняет своего управляющего в растратах и впутывает в судебные тяжбы.Дочь Нелли,прижитая от англичанки и брошенная Валковским на произвол судьбы,умирает.Трагедия Наташи усугублялась не только изменой Алеши,но и тем,что ее искренне любил Иван Петрович,скромный молодой человек,испытавший уже немало в жизни.С ним Наташа была бы счастлива.Добролюбов в статье «Забитые люди» отмечал,что образ князи Валковского,задуманный как значительный и зловещий,все же не вполне удался автору именно потому,что недостаточно прояснена тайна обогащения князя,в нем остаются некоторые черты мелодраматического злодея.Позже тип подобных людей получил у Д. более глубокую реалистическую разработку (Лужин,Тоцкий). В 1864 г. Д. публикует в журнале «Эпоха» повесть «ЗАПИСКИ ИЗ ПОДПОЛЬЯ» —книгу, непосредственно предваряющую цикл его философских романов. В «Записках...» сам герой, «подпольный парадоксалист», объявляет свою натуру пробным камнем человеч истории. Свои собственные ощущения, потребности, он осознает как закон человеч природы, кот может быть противопоставлен всем объективным законам мироздания. «Подпольный человек» Д.—первый экзистенциалист в мир. лит-ре: на осн безрадостного лич мироощущения он приходит к док-ву абсурдности мира. Он отвергает и гегелевский верховный Разум-Абсолют, и веру в добрую природу чел-ка, и учение Чернышевского о «разумном эгоизме». Вся 1 часть «Записок...» представл. излож. философско-этических взглядов «подпольного», и важнейший постулат его —отрицание решающей роли разума, рассудка в жизни чел-ка, объявление рационализма несостоятельной философией жизни. «Подпольный» утверждает, что чел руководствуется не выгодой, а «самовольным хотением»: «свое собственное, вольное и свободное хотение, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия, раздраженная иногда хоть бы даже до сумасшествия,—вот это-то и есть та самая пропущенная, самая выгодная выгода». Чел — сущ-во иррациональное, именно поэтому не состоятельна «теория обновления всего рода человеч посредством сис-мы его собственных выгод. Об этом свидетельствует и история чел-ва, период его цивилизации, породившей не только успехи науки, но и новые хищнич инстинкты людей. «От цивилизации чел стал если не более кровожаден, то уже наверно хуже, кровожаден, чем прежде».«Подпольный» со всей яростью выступает против всех теорий, выводящих идею поступательного развития чел-ва из объективных законов истории, какими бы они ни были: из развития ли Абсолютной идеи, или из экономического развития и удовлетворения материальных потребностей человека. «Да осыпьте его всеми земными благами, утопите в счастье совсем с головой, так, чтобы только пузырьки вскакивали на поверхности счастья, как на воде; дайте ему такое экономич довольство, чтобы ему совсем уж ничего больше не оставалось делать, кроме как спать, кушать пряники,так он вам и тут мерзость сделает. «Подпольного» страшат идеи историч детерминизма — теории якобы фатальности предопределенности человеч судьбы, но в противовес им он защищает лишь ничем не ограниченный личный произвол, хаос человеческих инстинктов и, как следствие его, крайнюю разобщенность чел-ка с миром.

Основанием для всех теоретич построений «подпольного» стала его собственная психология: свойственный ему крайний индивидуализм, врожденное недоверие к людям и злоба; душевная неустойчивость и вместе с тем аналитич ум и пылкое воображение. Концепция «подпольного» адекватна его психологии, вырастает из нее, но вместе с тем и опровергается ею. Психологич комплекс «подпольного» весьма сложен, но, по мнению Д., вовсе не уникален. Оригинальность Д. как писателя-психолога состоит в открытии целого ряда нац. псих. типов, еще никем не замеченных и не описанных. Писатель оценивает своего героя как лицо типич, даже характерное для большинства современных людей: «А подполье... Я горжусь, что впервые вывел настоящего чел-ка русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагич сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости... Только я, один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!» В психологич комплекс «подполья» входит постоянная готовность «расплеваться со всеми», забиться в свой «идейный угол» и в то же время вечная зависимость от взглядов, суждений, реакций другого; это также последовательная смена страданий от зависти, от неудачных попыток обратить на себя внимание, от сознания своего морального падения, от бесплодных раскаяний и угрызений совести — словом, это внутренняя каторга. Писатель ведет героя к тому, что тот сам не выдерживает «подполья». Развенчание его происходит во 2 сюжетной части произведения, в истории его отношений с падшей женщиной Лизой. Он не раз пытается оскорбить и унизить ее, но все эти попытки завершаются его же психологич поражением, так как обнажают его собственную уязвимость, показывают, что он сам несчастлив. Не он спасает Лизу, а она оказ-ся способной вызвать в душе его решающий перелом — потребность выйти из состояния «подполья». Героиня в нравственном отношении выше интеллигента, потому что она чел, верующий в Бога. Примечательны в «Записках...» реминисценции из Пушкина и Лермонтова, указывающие на связь «подпольного» с русским байроническим героем.

В этом произведении главный герой — идеолог, философ — отныне такая личность станет центр фигурой романов Д. причем важнейшей сюжетной коллизией его последующих произвед. будет, как и в «Записках...», эксперимент героя по проверке своей идеи, столкновение этой идеи с живой жизнью.

«Подросток».1875.Напечатана в «Отечественных записках» Некрасова и Салтыкова-Щедрина.В этом пр-ии Достоевского заинтересовал раскол стане хищников,приобретателей,накопителей,тех самых,к-ые всегда присутствуют в его романах(Валковский «УиО»),Свидригайлов и Лужин,Тоцкий и Епанчин.Герой «Подростка» Аркадий Долгорукий проходит несколько стадий своего развития.В романе три части:1-пассивность,искушение чистой души,тлетвореное влияние среды,искажение человеческой сущности.2-активная внешняя жизнь героя,протекающая всецело по «законам» общества хищников,разгула страстей и пороков,здесь крайняя степень его падения.3-потерявшись в жизни и испытав ее сполна,герой переживает стадию «восстановления» и осуждает общество, его аморазизм и свою прежнюю неправедную жизнь.А.Д.-незаконнорожденный сын помещика Версилова и служанки,выданной замуж за садовника Макара Долгорукого,бывшего намного старше ее.Юридически он считался и отцом Аркадия. Всеми средствами он хочет сколотить миллион.В мире корысти-принимает участие в шантаже Ахмаковой,вступает во взаимоотношения с авантюристом Ламбертом.Хотел бы приобрести власть над людьми,командовать ими.Устраивает испытание на порядочность и своему отцу.У Аркадия комплекс неполноценности,все врея чувствует свою незаконнорожденность.Его цель-могущество и уединение.Версилов:отчасти повторяет Ставрогина,но горадздо человечнее и мягче его.Д.заставляет Версилова промучиться «евпропейскими»идеями.В финале Аркадий сближается с Версиловым.В.хочет жизни без «брани и логики»,торопится осуществить братство по-своему,примириться с обиженными им людьми:женой Софьей,с Макаром Долгоруким.Примерно к этим выводам приходит и Аркадий. «Миллион»ему нужен в мечтах,только для подстраховки себя,чтобы снова не зависеть от людей,жаждет уединения,опирающегося на могущетсво.

«Братья Карамазовы».1879-1880.Последнее пр-ие.Синтез предшествующего творчества.Гуманная тема-Бедные люди,Униженные и оскорбленные.Иван Карамазов-тип подпольного человека(зап.из подп.).ПиН-детективный сюжет.В БК-настоящий дет.сюжет,есть тайна, «пробел» для читателя.Невыносимость совершенного преступления,Иван-«родств.»Раскольникова. «Идиот»-попытка изобразить идеального человека:Алеша Карамазов.Особ-ти построения романа из «Бесов»-хроника,оценивающая,пространственная позиция повествователя.Хроникер независим от предубежденй.Идея народа-богоносца в «Бесах»,идея Шатова.Из «Подростка»-тема случайного семейства.Семейная хроника.Автор предупреждает,что этот роман-только преамбула,главный герой-Алеша.В дальнейшем хотел писать именно о нем.Как и всегда,герой-соц.аллегория,а не индивидуальность.Отец-цельное явление,каждый из сыновей-кривое отражение одной из сторон отца.Федор Палыч-принадлежит к галерее шутов.Здесь черты шутовства доводятся до предела.Причина-в биографии.Начинает свою жизнь в качестве приживальщика-соц.причины.Оба его рака-случайные.Первый раз-аз-за денег,второй-по страчти,влечет невинность и забитость невесты,умирает.1-Митя,2-Иван,Алеша.Семьи как таковой нет, есть только генетическая связь.Лакей Смердяков-от Федора Палыча+городская сумасшедшая.Чем случайнее рождение,тем больше отриц.черт наследуется от отца.Смысл жизни Ф. в женщинах,его наследует Дмитрий,конфликт романа-столкновение отца и сына.У Дм.отсутствует накопительство.Нравственное безразличие,отсутствие привязанностей.Такой Смердяков,отчасти Иван.Неверие.Плоть торжествует над духом, и в идейном отношении.Ад-невозможность больше любить.Непособность мыслить отвлеченно,выйти за пределы материального мира-эти черты наследует Смердяков.Путь каждого из сыновей-борьба или подчинение карамазовщине.Дмитрий-сладострастие.Связей с Богом не порвал.Страдание без вины.Старец Зосима кланяется Дмитрию->всему человеческому страданию.Тема добровольного страдания-маляр Миколка из ПиН.Иван-нет сладострастия,честен,умен.Богоборец.Д.с ним не согласен.Мышление рациональное,логическое.Главное-дать всему объяснение.Нет идеи лучше,чем идея добра.Не верить в людей и любовь к ближнему.Не понимает,как Бог мог основать мир на зле. «Я не понимю не Бога,а мира Божьего».Зло в мире неискоренимо,не понимает,зачем Бог допускает страдания.Никакая гармония не стоит слезинки замученного ребенка.Иван на стороне В.И.Отказываясь от Бога,становится на сторону сатаны.Также как и в ПиН есть двойник,искажающий идеи-Смердяков,неверие в Бога-до примиивного уровня.Иван поначалу тянется к нему и становится его учителем.Искажение Смердяковм: «Если Бога нет, то все позволено». Бог лишь моральный ограничитель.С.мстит за свое рождение.И.-соучастник.У них молчаливый договор,как и у Раск.,у Ивана идея,что бесполезным людям жить не надо.И С., и И.не выдерживают убийства:С.-суицид,И-псих.Выход из карамазовщины доступен только Алеше,гл.образец для построения его образа-житие Алексея,человека Божьего.Старец-тот,кто полностью меняет душу человека.Зосима занимает место отца в душе Алеши.Невероятно огромное кол-во событий происходит за 2 недели.

Основные этапы жизни и творчества Толстого. 1828-1910. По происхождению принадлежал к аристократической фамилии,его предки получили графский титул еще во времена Петра I. 1844-1847-учится в Казанском универе.1851-с братом Николаем на Кавказ,где поступил волонтером на воинскую службу.Там написано «Детство»(1851-52),ставшее его лит-ным дебютом, «Отрочество»(52-54), «Юность»(55-57).Принимал участие в Крымской войне(53-56).Впечатления и наблюдения этого периода вошли в своеобразные репортажи с фронта-«Севаст.расск.(55-56).1857,1860-путешествует.Возвр.в Россию,работает в школе для крестьянских детей.После реформы 1861-посредник,разрешающий конфликтные ситуации в пользу крестьян.1852-1863-«Казаки».1862-женится на Софье Берс.1863-1869-пишет «Войну и мир».Создал новый вид романа-эпопеи,гармонично соединивиший в себе беллетристику,публицистику и философию.Отобразил жизнь России в переломный момент истории(1805-1820).По завершении ВиМ-просветительская деятельность в ЯП,составлял азбуку,грамматику и книги для чтения для сельских школ.1875-Азбука,Новая азбука,четыре Русские книги для чтения,в которые вошли более 200 небольших притч,преданий,сказок и рассказов.К более крупным произведениям этого цикла относится «Кавк.пленник»(1872).Максимальная выразительность,построение сюжета исключительно на одних событиях.1873-1877-работает над социально-психологическом романом «АК»,раскрывающим закоснелость кравов и обычаев высших слоев общества.Центральная проблема-право человека на счастье.1879-1880-Исповедь,выражает мировоззренческий криизис Т.Страстное обличение лицемерия и лжи в семейной жизни-Власть тьмы1886,Плоды просвещения86-90,Живой труп1900,изд.1011,Смерть Ивана Ильича(1886),Хаджи Мурат1896-1904,изд.1912),особенно-романВоскресение(1889-1899).Реальное событие,почерпнутое из судебной хроники.Публикация-причина отлучения Толстого святиейшим Синодом от РПЦ(1901).Особенно резко изобличал гос-венные учреждения в рассказе-памфлете «Николай Палкин»(1884-1887),в рассказе «После бала»(1903,изд.1911).1908-выступил с памфлетом «Не могу молчать»,направленным против смертной казни и кровавых репрессий царского правительства.Окт 1910-тайно покинкул ЯП,чтобы провести остаток жизни в одиночестве и спокойствии.Во время бегства в возрасте 82 лет скончался.

Творчество Толстого до ВиМ.1852-в Современнике опубликовано Детство,сразу обратило внимание литературной общественности.Трилогия Д,О(1854),Ю(1857)-заявил себя как психолог.Проблема становления характера.В сознании героя,Николеньки Иртеньева,отразился весь богатейши мир впечатлений:детских,отроческих,юношеских,семейных,сословных,внесословных.Постепенно происиходит их переработка,вследствие чего меняется сознание героя:он «движется»,как движется мир вокруг него.Ему свойственна самокритика,у него свой кодекс поведения-comme il faut,сословное заблуждение аристократа.Но в столконовениях с действительностью этот кодекс изживает себя.Развитие сознания героя,идущего одновременно по вертикали возрастного становления и по горизонтали расширяющегося круга впечатлений.Чувствует свой нравственный отрыв от родных и знакомых,сокрушается авторитет отца,герой детским умом понимает,что маменька обделена лаской со стороны мужа-ловеласа.Сокрушается идиллия детского равенства в играх и привязанностях:выясняется,что Катенька,подруга сестры,им неровня.О-московские впечатления,первые ощущения разницы полов и появление неожиданных осложнений в представлении о мире и людях,пора переоценки ценностей.Главное благоприобретение этого периода-первые отроческие порывы философствования.Зарождение скептицизма,близкого к сумасшествию.»О чем я думаю?Я думаю,о чем я думаю.А теперь о чем думаю?Я думаю,что думаю,о чем думаю».Ю-утрачивается связь с высшим светом.Терпит крушение теория comme il faut,завязывается дружба,основанная на принципах,убеждениях,дружеские отношения проверяются на искренность,верность.Провалы на экзаменах.Кризис барства и всей прежней философии жизни.В «Правилах жизни» ни один пункт не содержит прежних кастовых предрассудков и верований.Апрель 1855-отправил в «Современник»первый рассках-«Севастополь в декабре месяце»(т.е. в декабре 1854).Обещал журналу присылать ежемесячно статьи современного военного содержания.Речь шла о реальных событиях,но подробности сражения Т не интересовали,их почти нет,за искл эпилога в «Сев в авг 1855».Много о психологии участников обороны,много общечеловеческой философии.Обороняющийся Севастополь поражает автора мертвойц тишиной на улицах,бастионах.Но потом замечает:защитники соверашют свои будничные дела без излишней эмоциональности,это и есть настоящий героизм. «Сев в мае»-более пристально рисует типы офицеров.Штабс-капитан Михайлов жизнерадостен,честолюбив.Кружок аристократов:адъютанты Калугин, Гальцин,поручик Непшитшетский,подполковник Нефердов.Ценные психологические и худ-венные находки,к-ые пригодились в ВиМе. «Сев в авг 1855»-внимание на братьях Мих и Владимире Козельцевых.Мих уже всего навидался,охлаждает пылкий романтизм Вл,только что прибывшего под Сев.1863-Казаки,повесть.Начинается с противопоставления времяпрепровождения пирующих у Шевалье господ,для которых раннее утро все еще «вечер», а «утро»-это для народа,затемно поднимающегося на работу.Оленин->Кавказ,чтобы жить естественной жизнью казаков,стать как они, «опроститься».Жизнь гребенских казаков на Тереке изображается не только как нечто более высокое,чем столичная жизнь,но и как нечто недосягаемое для аристократа,в искренность стремления «опроститься» которого казаки не верят,да не верит и он сам.Вся история его отношений с казачкой Марьяной,невестой Лукашки,искуственна и не соотвествует обычаям казаков.Оленин привез в станину свое безволие и бесцельность жизни.

«Война и мир».Перед началом работы над ВиМ увлекся замыслом о декабристе,к-ый заключался не в апофеозе революционного движения,а в пересмотре его в свете поражения и необходимости борьбы против деспотического строя мирными путями.Герой предполагавшегося романа-вернувщийся из ссылки декабрист-должен был осудить свое прошлое и стать проповедником нравственного самоусовершенствования.Среди героев 1812г. были многие будущие декабристы.Интерес к военным событиям повлек Толстого к еще более ранней эпохе-1805г., Аустерлицу,к Тильзитскому унижению России.На первоначальных стадяих работы «мысль народная» далеко еще не была главенствующей в концепции автора.Мысль о роли народа в исторических событиях 1812 явилась в процессе работы над материалом.Роман писался в обстановке творческого подъема,в счастливый период яснополянской семейной жизни.В январе 1863 приступил к работе.Андрей.Сначала жаждет занять достойное место в армии.Обуреваем честолюбием,хочет личного успеха,прельщает слава Бонапарта.Под Аустерлицев-переворот:Наполеон померк,никчемный честолюбец.Затем служит у Сперанского,не ради славы,а на благо России..Потом хочет стать «отцом» крестьянам,но не нашел успокоения в Богучарове,общего языка с крестьянами.Лиза умирает от родов,сын Николенька.Депрессия->встретил Наташу,вернула интерес к жизни.Но снова в аримю,т.к. Нап.в пределах России.На Бор.поле пришел не с честолюбивыми настрояниями,а с мыслью послужить России. Сначала Болк.должен был быть эпизодическим героем-молодой удачливый офицер,к-ый должен был красиво умереть под Шенграбеном.Затем образ сильно усложнился.Пьер.Задуман как образ чел-ка,всецело опирающегося на чувства.Несмотря на смертельные опасности,должен выжить и соединиться с Наташей,которая сама живет чувствами,душевными порывами.Но все же наделен долей трезвого мышления.Опирается и на разум.Например,проявляет много расчетливости,спасая Наташу от Анатоля.Компанейская душа,его кутежи с офицерами показывают,что он не заботится о карьере,так же как и о наследстве,к-ое ему просто достается.Никогда не жаждал личной славы.Женившись на Элен,как и А.,пытается уладить свои деревенские дела,построить мужикам школы,больницы,и так же разочаровывается в этом,управляющие разворовали отпускаемые им деньги.Образ Пьера рано возник в замыслах Т,он вырос из образа того вернувшегося из ссылки декабриста.Масонство,бонапартизм-черты чисто декабристские.Потом переоценка Наполеона,стремится слиться с народом.Наташа.Одаренность,жизнелюбие,доброта,сострадание,подлинная народность ее миропонимания.В самом начале ей предназначалась роль той «русской женщины»,которая может пойти за мужем-декабристом в Сибирь.Она воплощение всех народных традиций,несмотря на барское воспитание-непосредственна в чувствах,всеми любима,правдива.Целиком растворилась в тревогах 1812г.Особенно душевные качества раскрываются в ухаживании за ранеными.Наполеон.Толстой его развенчивает,Н-агрессор.Нет величия там, где нет простоты,добра и правды.Человек холодного расчета,претенциозен.Выдающийся полководец,умеет принимать гениальные решения;проиграл,потому что вел несправедливую войну.Кутузов.Антипод Н.Руководствуется не разумом,а каким-то внутреним голосом.Принимал разумные решения,противопоставлял свою волю,стратегию и тактику воле,стратегии и тактике Нап.Т.хотел опровергнуть официальную историографию,слишком восхвалявшую царей,полководцев и забыбвавшую о народе.Все солдаты-истинные герои,они исполняли свой долг,от них зависела победа.

«Воскресение».1889-1899.Писал в годы «перелома» в своих взглядах. Роман написан в своеобразной социалистической манере.Т.хотел подчеркнуть перелом во взглядах,в творчестве.Отразились художественные,эстетические и философские взгляды писателя,основанные на идеях христианского универсализма.Использовал реальное событие,почерпнутое им из судебной хроники.Трагедию Катюши Масловой,сохраняющей достоинство,историю морального возрождения Нехлюдова и его стремление искупить вину использовал для резкого обличения царского деспотизма,несправедливости общественно-политического строя,разлагающего судей,продажной администрации,услужливой православной церкви и лицемерной официальной морали.Публикация-прична отлучения его святейшим Синодом от РПЦ(1901).Лаконизм.Портреты даются весьма скупо.Уже при замысле возникла политическая тема:Маслова нашла себе друзей среди ссыльных революционеров.Роман начинается,в отличие от предыдущих,с самой сути дела-просыпается,получает повестку в суд,в обвиняемой узнает Катюшу,жертву его обмана.Роман не имеет прежней живописной красочности,он суровее по тону.Написан по хроноглии рассмотрения уголовного дела,с поясняющими свидетельскими показаниями,ретроспективными дознаниями.Нехлюдов раскаивается не только в своем проступке,но и в грехах всего своего сословия,всех своих предков.Судьба ударила по Нехлюдову,стерта вся его прежняя жизнь,у него должно появиться достоинство,очищенное от порока.Маслова отвергла Нехлюдова-символ неискоренимой ненависти простого народа к господам.

Драматургия Толстого. Драма-самый объективный из литературных родов.Авторская мысль-либо через резонера,либо через действия,слова и поступки героев.Первые драмы в начале 60х.1862-Нигилист,Зараженное семейство.1886-Власть тьмы.Тема-воскресение человека,пробуждение совести.Выбирает уголовный сюжет из крестьянской жизни.Мать Никиты-власть денег,в противовем-его отец Никифор.Делает его косноязычным,неспособыным выразить свою мысль,чтобы не выглядел резонером.Золотарь чистит клозеты-прямая проекция на ев.сюжеты:последние в этом миру станут первыми.После смерти Петра-второй виток этой истории.Никита убивает новорожденного.На свадьбе Акулины кается в убийстве,кланяется отцу.Крестьяне эту пьесу не восприняли.Стремится уйти от условности в искусстве.Крестьянский быт здесь не конкретизируется.Эта история,к-аябыла когда угодно и где угодно,поэтому внимание крестьян сосредоточилось на сюжете,нет волнующей социальной проблематики.Финал-притча о блудном сыне.1891-Плоды просвещения.Тема спиртизма,очень распространен.Звездинцевы-противопоставлены мужикам с Курской земли.Сюжет старой комедии-слуга или субретка устравивает чьи-то дела.Здесь этот сюжет получает соц.направлени.Главная тема-пореформенные отношения между мужиками и помещкиками и предмет тяжбы между ними-земля.Саркастически изображает господскую жизнь:сытость,тунеядство,погружение в мистико-шарлатанские,пустопорожне-развлекательные занятия.1900-Живой труп.После того,как посмотрел «Дядю Ваню».В основе-подлинная история.Муж инсценирует самоубийство,чтобы дать свободу жене.Не осуждает здесь пьянство и безделие,это естественный путь человека «не-героя».Соц.условия изменить нельзя,можно только не причинать зла другим,не лгать.Вносит большие поправки в свое учение о «непротивлении злу насилием»,он-за расторжение браков,которые не приносят счастья.Федор Протасов порвал с женой,симулирует убийство.Но Т показал полную омертвелось законов,расхождение их с человеческими правилами.Не скрывает и безволия Протасова,его сделок с совестью.Сильнейшее место-речь Протасова на суде:казенный суд,чиновники на жаловании толкают его на действительное самоубийство.

Основные этапы жизни и творчества Щедрина.1826-1889.Род.в богатой помещичьей семье.В 10 лет-в Моск.дворянский институт,в 1838 его оттуда перевли в Царскосельский лицей,окончил в 1844.Написал ряд стихотворений,нек-ые,начиная с 1841,опубликовал,чем заслужил славу «преемника Пушкина».Потом-определен чиновником в канцелярию Военного министерства.Сближается в кружком петрашевцев.По приказу властей в 1848-1855-в Вятку.Наблюдения,почерпнутые там,-в «Губернских очерках»(56-57).Резкая критика провинциальной бюрократии, в то же время сочувствие к простому народу->широкое признание,слава первого сатирика России.1857-на службу,нек-ое время работает в Питере,1858-61-вице-губернатор в Рязани и Твери.1863-64-работает в «Современнике»,интенсивная публицистическо-критическая деятельность.1868-на фиг со службы,в лит-ную деятельность.Вместе с Некр.,а после его сметри единолично,редактировал Отеч.записки.Самый плодотворный период-1868-84,лучшие сатирические циклы:Помпадуры и помпадурши,Господа ташкентцы,Благонамеренные речи,За рубежом,Современная идиллия.Показана вся бюрократическая машина помещичьего гос-ва,наиболее важные проблема эпохи.Обличал и высмеивал умирающий феодальный мир,жадность и эгоизм привилегированных классов,продажность чиновников...Вершина сатиры того времени-ИОГ(1869-70) и ГГ(1875-80).ИОГ-пародийное изложение русской истории XVIIIв.,гротескный образ города Глупова и его правителей.ГГ-дегенерация и моральное разложение дворянской семьи,Иудушка-мрачный и трагический образ лицемера-ханжи.Своеобразное подведение итогов и одновременно вершина сатирического творчества-общественно политические сказки.Мастерские миниатюры,в которых сатира умело скрыта в различного рода аллегориях,затрагивали самые актуальные и злободневные события,просиходящие в России.Касались и нравственно-философской проблематики.Политический подтекст сказок оценили и царские власти.После закрытия Отеч.записок был вынжуден печатать свои пр-ия в разных,иноггда в идейно ему чуждых журналах,особенно в либеральном «Вестнике Европы».В нем-два своих последних крупных пр-ия:цикл «Мелочи жизни»(86-87) и наполовину автобиографический роман «Пошех.старина»(87-89).

Основные этапы жизни и творчества Лескова. 1831-1895. Род.в Ороловской губернии.1841-1846-учился в гимназии в Орле,не окончил из-за тяжелого материального положения.1860-впервые выступил в печати как публицист.Таланг Л-прозаика раскрыдся уже в первых его произвдениях о деревенской жизни («Житие одной бабы»,1863) и жизни купечества («Леди Макбет Мц.уезда»,1865).Под псевдонимом Н.Стебницкий выступил против русских революционных демократов в романах «Некуда»(64)и «На ножах»(70-71).Утверждал,что изменения общественных отношений можно достичь не путем революции,а путем морального самосовершенствования.Поэтому в последующие годы часто обращался к образу праведника,человека высоких нравственных качеств.Описал патриархальное духовенство в романе «Соброяне»(72) и старообрядцев в повести «Запечатленный ангел»(73).Находил героев среди простого народа.Отличаются не тольео внутренней красотой,но и талантом(«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»(81)).Середина 70х-перешел на позиции умеренного либерализма и начал обличать консервативную политику царизма.Наиболее острые пр-ия-«Административаня грация»,»Заячий ремизм»-конфискованы и сожжены.На протяжении 70х и до середины 80х в творчестве наступает новый период,стремление писателя найти положительные идеалы в русской жизни и противопоставить их всем формам подавления личности.Ставил себе в заслугу то,чточто сила его таланта-в изображении положительных типов русских людей.Задумал целый цикл рассказов и повестей на тему «праведники»,чтобы представить читателям отрадные явления русской жизни,как они сложились в народной массе.Понятие «народ» интерпретировал широко,у него «праведникам» оказывались и крестьяне,и чиновники,и купцы,и священники(«Кадетсвикй монастырь»,»Однодум»,»Соборяне»).

«Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница». «Леди»-1865.Происшествие с Катериной Львовной Измайловой-чисто российское.Такими случаями изобиловала дворянская,купеческая,мужицкая,старообрядческая жизнь.В ее хар-ре много положительных черт:жажда настоящей,захватывающей любви,борьба за право выбора суженого.Это ставит ее в ряд образов «праведниц» и роднит с Катериной Кабановой.Сближение с возлюбленными в отсутствие мужа,томление в одиночестве,плорывистость и решительность действий.Но К.И. не может претендовать на воплощение идеалов Лескова.И задумывается она в качестве примера тех особенных хар-ров,о которых через много лет вспоминаешь не без трепета.А хар-р этот,хотя и восстает против зла окружеюшего мира,сам несет в себе зло.Этим Катерина Измайлова отличается от «луча света в темном царстве»Катерины Кабановой.

«Очарованный странник»Напечатан в газете «Русский мир» в 1873.Рассказ остался незамеченным критикой.Герой простого проиххождения,с трагической судьбо,талантливый,одаренный.Свободолюбивый-бежал из татарского плена.Патриотичен-просит русских миссионеров забрать его из татарского плена.Чувство собстенного достоинства-бежит от первого хозяина,когда над ним начинают издеваться после того,как покалечил кошку.Лесков показывает превосходство человека из простого народа над иностранцами и вышестоящими по социальной лестнице.Иван Северьяныч-превосходство над князем,т.к.ое любит Груню,а князь говорит,что он неспособен на сильные чувства,она ему надоедает.Искренняя вера в Бога,церковники изображены не с лучшей стороны-миссионеры не помогли своему единоверцу.Вывод из его жизни-русский человек со всем справится.

Основные этапы жизни и творчества Короленко.1853-1921.Сын судьи,мать родом из польской дворянской семьи.По окончании гимназии в Ровно(1871) поступил в Питерский технологич.иниститут,затем перевелся в Петровскую земледельческую и лесную академию в Мск,откуда был исключен за участие в демонстрации против ограничения студенческих свобод(1876).1879-1884-в ссылке.Печататься начал в 1879,80е годы.Разочаровался в иделогии народничества,которые увлекался в молодости,и описал это в рассказе «Чудная»(1880,изд.за границей-1893,в России-1905).Верил в пробуждение народных масс-«Сон Макара»(1885).Воспевал стихийное стремление человека к счастью и полноте жизни: «Слепой музыкант».Носителями идеи свободы и протеста стали идеализированные персонажи бродяг в «Соколинце»(1885).Видел в крестьянстве единственную историческую силу.Анализировал его психику,напимер,в очерке «Река играет»(1892),отношение к государственным учреждениям и его роль в освободительном движении.Подведение итогов творчества-четырехтомный роман «История моего современника»(1906-1922),в к-ом на автобиографическом материале описал историю русской интеллигенции второй половины XIXв.Сформулировал новое понимание искусства,представляющее собой соединение реализма и романтизма.Часто выступал в зашиту оскорбленных,обладая большим авторитетом в обществе.Во времена гражданской войны сначала занял независимую позицию,а впоследствии решительно выступал против большевиков,критиковал политику репрессий.

Ранние рассказы Короленко(Чудная,Сон Макара,Соколинец).Чудная(1880,опубл.1905) Морозова-наиболее близкий писателю тип героя.В основу образа положены черты ссыльного врача Э.Л.Улановской.Рассказ написан в вышневолоцкой тюрьме перед ссылкой в Сибирь.Выводит образ «светлой личности»-человека неподдельной правдивости.Образ революционерки Морозовой,чахоточной,с узелком книг,сопровождаемой жандармами в Сибирь,написан любовно.Она с презрением отказывается от мелких услуг конвойного в дороге,не считает жандармов за людей,высмеивает упоминание ими на каждом шагу слова «закон». «Чудной» она и оказывается в восприятии конвоиров.Один из жандармов,сопровождающих паритю ссыльных,был пражен ее благородством,городостью,сознавал ее моральное превосходство над собой и своим напарником.Можно сказать, «чудная» Морозова оказало благотворное влияние на этого человека,начинавшего задумываться над окружаюим.Вскоре «чудаком» оказался и сам Гаврилов:на него донесли.Неподдельность тона этого расскза достигается тем,что рассказ ведет сам жандарм.Сила Морозовой не только в ее личной стойкости,а во всечеловечности исповедуемых ею идей.Обе волновавшие Короленко темы-вольномыслие и народ-объединялись в его творчестве,он все чаще исследовал рождение стойкости,противоборства в самом народе.Тюрьмы и ссылки свели его с простыми людьми.Герои рассказа «Соколинец»(1885) имеют реальных прототипов.Изображается группа беглецов с «окаянного»острова Соколиный(явный намек на Сахалин),которая имеет ближайшую цель-выбраться на волю.Сообща они преодолевают чудовищные трудности.Мысль-никогда бродяга не осядет на месте,не продаст своей воли.Внутренняя целостность рассказа.Чехов писал Короленко,что С-самое выдающееся пр-ие последнего времени,написан,как хорошая музыкальная композиция.След.шаг Короленко-познание народа в будничных условиях,в к-ых и формы протеса должны быть иным.Они могут быть не менее драматичными,но должны немпременно вырастать из сложных повседневных отношений.Важно было снять с народных героев ореол исключительности.Вся жизнь народе-укор неправде,и он верит в справделивость и оживает в борьбе за нее.На эту темы написаны «Сон Макара»(1885) и «Река играет»(1892).Сон Макара.Примитивная жизнь М вся тратилась на поиски пропитания.Зависит от подаяний природы.Он смирен и полон сознания невозможности каких-либо перемен в жизни.Только во сне он позволяет себе заспорить с большим Тойоном о справедливости.Готов покаяться в том,что много пил,обманывал.Но когда увидел,что чаша весов,на к-ой лежит сделанное им добро,тянет мало и ему не миновать ада,его терпение истощилось.Стал отстаивать свои права.Вдруг ощутил в себе дар слова,старый Тойон,сначала рассердившийся на такую дерзость,потом стал слушать с большим вниманием.М рассказал,как гоняли его старосты,заседатели,исправники,попы,томили нужда и голод,морозы.Заметил,что чаша добра потянула вниз,в пользу.Жаль,что торжество справедливости увидел лишь во сне..

1 2 3