">
Литература Русская литература
Информация о работе

Тема: Программа дисциплины «Теория и история литературы»

Описание: Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и история литературы». Цели и задачи освоения дисциплины. Тематический план (с распределением общего бюджета времени). Содержание разделов. Жанровое многообразие русского фольклора. Образцы билетов.
Предмет: Литература.
Дисциплина: Русская литература.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 08.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 13
Поднять уникальность

Похожие работы:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

факультет филологии и медиакоммуникаций

кафедра русской и зарубежной литературы

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_______________Т.Ю. Стукен

«_____» ________________ 2011 г.

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Теория и история литературы»

цикл ФГОС ВПО профессиональный цикл (Б3), базовая часть

входит в число обязательных дисциплин

к следующим образовательным программам

по направлению подготовки бакалавра специальности

Направление подготовки /

специальность Шифр направления подготовки / специальности     «Издательское дело» 035000.62  

г. Омск – 2011г.

Программа дисциплины «Теория и история литературы»

Разработана:

А.В. Ляпиной, доцентом, к.п.н., доцентом кафедры русской и зарубежной литературы

Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы

(протокол № 10 от «22 марта» 2011 г.)

Программа разработана в соответствии с федеральным(и) государственным(и) образовательным(и) стандартом(амии) высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки/специальностям:

Декан факультета филологии и медиакоммуникаций Иссерс О.С.

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины Теория и история литературы является осмысление этапов и закономерностей развития русской литературы (от фольклора до литературы конца XIX века)

Задачи дисциплины:

дать представление о характере общекультурного и историко – литературного процесса в России (от фольклора до литературы конца XIX века);

познакомить с содержанием основных художественных методов и направлений;

Дать представление об эволюции жанровых форм в литературе XIX века;

рассмотреть этико-эстетические особенности творчества писателей, оказавших существенное влияние на формирование духовного облика определенной эпохи;

ознакомить с важнейшими научными и критическими работами по рассматриваемым историко-литературным проблемам;

углубить навыки самостоятельного анализа литературного произведения;

создать условия для повышения эмоционально-личностного отношения к русской литературе.

Место дисциплины в структуре ООП вуза

Курс рассчитан на один семестр, предназначен для студентов I года обучения по направлению «Издательское дело» и изучается во взаимодействии с курсами «История отечества», «История зарубежной литературы».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В рамках данной дисциплины должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению): ПК-10, ПК-13, ПК-16, ПК-57

Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы; 144 часа (направление подготовки «Издательское дело» 035000.62);

Курс Семестр Объем часов (по видам работы)    Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов    Всего В том числе Всего В том числе     Лекции Практические занятия семинары Лабораторные занятия Другие виды занятий  Курсовая работа (проект) реферат Индивидуальные задания Другие виды СРС

Подготовка к экзамену  1 1 52 18 34    90 20  34 36  

Знания характера общекультурного и историко – литературного процесса в России, содержания литературных произведений и фактов биографии писателя могут быть использованы в массмедийной и коммуникативной сферах, в работе над книгоиздательскими и междисциплинарными проектами, в сфере межкультурной коммуникации, в целях усиления аргументации доводов и суждений в ходе публичных выступлений, написания статей, подготовки репортажа, дискуссий, Круглых столов по профессиональным или общегуманитарным проблемам.

Тематический план ( с распределением общего бюджета времени в часах)

Курс 1, семестр 1

Раздел дисциплины, содержание Аудиторные

занятия

(часов) Методические указания студентам

Внеаудиторная СРС    Самостоятельная работа

студента (темы для самостоятельного изучения, домашние задания по подготовке к практическим занятиям) Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового)   Лекции Семинарские (практические) занятия

   1.Русское народное творчество как дописьменная форма культуры. Жанровое многообразие русского фольклора. 1  Изучение литературы по теме лекции, составление таблицы: Жанры русского фольклора   2.Учебно-практическая конференция «Национальное своеобразие и специфика древнерусской литературы».  4 Составление таблицы: жанры древнерусской литературы; изучение литературы по теме лекции; просмотр фильма А. Тарковского «Андрей Рублев». текущий контроль: проверка таблиц; написание рецензии  3. Формирование и развитие русского классицизма. Сентиментализм. Концепция личности в произведениях сентиментализма. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»  4 Оформление модели художественного метода   4. Национальное своеобразие русской литературы XIX в.

Национальное своеобразие басен И.А. Крылова. Реалистическая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2  Изучение литературы по теме лекции; оформление модели художественного метода. Изучение литературы к практическому занятию № 1, подготовка докладов-презентаций, составление хронологических таблиц (жизнь и творчество поэта)   5.Возникновение романтизма. Жанровое многообразие творчества поэтов-романтиков: В.А. Жуковского, Н.К. Батюшкова  2  Заучивание стихотворений. текущий контроль. Проверка знания текстов наизусть  6. Творчество поэтов пушкинского круга ( К. Батюшков, Д. Веневитинов, А. Дельвиг, Д. Давыдов).  4 Заучивание стихотворений А.С. Пушкина Проверка знания текстов наизусть, проверка конспектов  7. Этапы духовной и творческой эволюции А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы его лирики. 1  Изучение литературы по теме лекции, изучение литературы к практическому занятию № 2 Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина наизусть  8. Роман «Евгений Онегин»: замысел, творческая история, особенности жанра, образ автора, лирические отступления, характеры героев.  2 Подготовить конспект научных статей по теме лекции   9. Особенности прозы и поэм А.С. Пушкина 1  Индивидуальные рефераты: Нравственно-философская, национально-историческая проблематика драмы «Борис Годунов», Цикл «Маленькие трагедии» как художественное целое. Контрольная работа по творчеству и биографии А.С. Пушкина  10. М.Ю. Лермонтов как выразитель идей и настроений эпохи «безвременья». Темы, мотивы лирики поэта. 2  Изучение литературы по теме лекции   11. «Герой нашего времени». Своеобразие жанра и композиции. Проблема самопознания личности

 2 Конспектирование статей к практическому занятию   12. Мировоззрение Н.В. Гоголя. Проблема духовного развития личности в произведениях писателя. 1  

Изучение литературы по теме лекции

промежуточный контроль: проверка знания текстов Гоголя и Лермонтова  13. Поэма «Мертвые души»: замысел и воплощение.

 2 Конспектирование статей к практическому занятию   14. Общественно-историческое движение в России II половины XIX в. Пути развития русской литературы этого периода. Основные темы, проблемы, произведения .

1  Изучение литературы по теме лекции, подготовка ответов на вопросы практического занятия № 3, заучивание стихотворений А. Фета   15. Лирика А.Фета.

 2 Конспектирование статей к практическому занятию Выразительное чтение стихотворений А. Фета  16. Лирика Ф.И. Тютчева  2 Конспектирование статей к практическому занятию . Ииндивидуальное сообщение: «Некрасов-журналист»  Проверка знания поэтических текстов Ф.И. Тютчева наизусть  17. Лирика Н.А. Некрасова  2  Выразительное чтение стихотворений Н.А. Некрасова, викторина по творчеству и биографии Тютчева, Фета, Некрасова  18. Романное творчество И.А. Гончарова 1  Просмотр фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова». Сопоставительный анализ. Конспектирование статей к практическому занятию Письменный ответ на вопрос: Каким предстает Обломов в романе и в фильме?  19. Этапы творческой эволюции И.С. Тургенева. Этическое и эстетическое в произведениях писателя. 1  Изучение литературы по теме практического занятия № 6. Конспект статей Д.И. Писарева «Базаров», Н. Страхова «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», Антоновича «Асмодей нашего времени»   20. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» как портрет русского общества 1860-х годов  2 Эссе: Герой эпохи середины XIX века.; Как русские писатели отвечают на вопросы: «Кто виноват» и «Что делать»? Моя позиция в дискуссии времени; Литературные герои, которым я симпатизирую Проверка конспектов критических статей  21. А.Н. Островский как создатель национального театра. Анализ драматических произведений 1  Просмотр спектаклей по произведениям А.Н. Островского на Омской сцене Написание рецензии на спектакль  22. Творческий путь Л.Н. Толстого 1  Хронологическая таблица жизни и творчества писателя, изучение литературы по теме лекции, подготовка к практическому занятию текущий контроль (проверка конспектов статей)  23. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, жанр, духовные искания главных героев  2  текущий контроль (проверка знания текстов Гончарова, Толстого, Островского)  24. Романное творчество Ф.М. Достоевского в контексте нравственно-философских исканий эпохи. 2  Чтение произведений писателя, конспектирование статей по теме лекции; подготовка докладов к учебно-практической конференции текущий контроль(проверка знания текстов Ф.М. Достоевского)  25. Развитие литературы в 1880-1890-е годы. Творчество Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко (вариант)  2  текущий контроль(проверка знания текстов писателей конца XIX века)  26. Творчество А.П. Чехова. Основные темы и мотивы в прозе. 1  Конспект: Черты «новой драмы» в пьесах Чехова Консультация перед итоговым экзаменом  27.Драматургия Чехова 2  Конспектирование статей к практическому занятию   28. Русская литература и современность (защита проектов)  2 Защита индивидуальных проектов   Итого 18 34    

Содержание разделов дисциплины

5.1. Лекционный курс (18 часов)

Лекция № 1. Русское народное творчество как дописьменная форма культуры. Жанровое многообразие русского фольклора.

Лекция № 2. Национальное своеобразие русской литературы XIX в. Периодизация, особенности литературного процесса в России начала XIX в. Литературные кружки, общества, периодические издания. Основные литературные направления . Реалистическая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».: история создания, проблематика, образы героев. А.С. Пушкин и И.А. Гончаров о комедии Грибоедова. Национальное своеобразие басен И.А. Крылова.

Лекция № 3. Этапы духовной и творческой эволюции А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы его лирики.

Лекция № 4. Особенности прозы Пушкина, ее внутреннее многообразие. Социально-исторические, нравственно-философские проблемы. «Повести Белкина» как образец национальной эпической книги.

«Капитанская дочка» как духовное завещание поэта в прозе: история создания, проблематика, образы героев.

Лекция № 5. М.Ю. Лермонтов как выразитель идей и настроений эпохи «безвременья». Периоды творчества: темы, мотивы лирики , образ лирического героя., личностно-исповедальный характер стихов поэта. Цикл романтических поэм: «Мцыри», «Беглец», «Демон». Нравственный пафос «Песни про купца Калашникова..».

Лекция № 6. Особенности мировоззрения и творчества Н.В. Гоголя. Проблема духовного развития личности в произведениях писателя. Авторские циклы как способ создания художественной целостности. Новаторство писателя в драматургии. Нравственные и эстетические искания Гоголя в 1840-е годы. Книга «Выбранные места из переписки с друзьями».

Лекция № 7. Общественно-историческое движение в России II половины XIX в (1840-1860 гг.). Философская платформа славянофилов и западников. Возникновение революционно-демократических идей. Роль В.Г. Белинского и А.И. Герцена в формировании общественного сознания. Роль журналов «Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин» в общественно-литературной борьбе эпохи.

Пути развития русской литературы этого периода. Основные темы, проблемы, произведения.

Лекция № 8. Характеристика романного творчества И.А. Гончарова. Художественные особенности романа «Обломов». Обломов и Штольц: способы создания характеров героев. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына в судьбе главного героя. И.А. Гончаров – литературный критик.

Лекция № 9. И.С. Тургенев. Этапы творческой эволюции писателя. «Записки охотника» как художественное целое. Особенности жанра. Образ России в рассказах.

Романное творчество Тургенева. Принципы характеристики героев и развития сюжета.

Художественное своеобразие стихотворений в прозе.

Лекция № 10. А.Н. Островский как создатель национального театра. Периоды творчества драматурга. «Славянофильские» пьесы Островского (« Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется»). «Гроза» как «русская трагедия». Тема искусства и судьба актеров в пьесах «Лес», «Таланты и поклонники». Сказочно-символическая поэтика «Снегурочки».

Лекция № 11. Основные этапы творческого пути Л.Н. Толстого. Проблема нравственного самосовершенствования и её художественное воплощение в трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Внутреннее единство цикла «Севастопольские рассказы».

Философские размышления писателя о роли личности в истории.

Нравственные и художественные искания Толстого в 1870-е годы. «Исповедь». Роман «Анна Каренина». «Последние» произведения писателя («Смерть Ивана Ильича», «Хаджи-Мурат»).

Лекция № 12. Ф.М. Достоевский. Этапы становления писателя, общая характеристика его творчества. Роман «Бедные люди»: новый взгляд на проблему «маленького человека» в русской литературе. Нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание». Многоплановость художественной структуры романа «Братья Карамазовы». «Диалогичность и полифонизм» его романов. «Речь о Пушкине» как духовное завещание писателя .

Лекция № 13. Творчество А.П. Чехова. Основные мотивы и темы прозы А.П. Чехова. Сложное сочетание в системе повествования конкретности изображения и лиризма.

Пьесы Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Структура пьес, эмоциональная атмосфера, особенности действия.

5.2. ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (34 часа )

5.2.1. Национальное своеобразие древнерусской литературы (2 ч.)

Введение на Руси христианства и его влияние на культуру и искусство Киевской Руси.

«Слово о полку Игореве» как культурный памятник эпохи (XII в.): история открытия, историческая основа, идея памятника, композиция, жанр, стиль, образы героев.

Литература XIV-XVI вв. («Задонщина» как художественный отклик на Куликовскую битву, «Житие Сергия Радонежского», «Хожение за три моря Афанасия Никитина», «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским», «Повесть о Горе-Злочастии», «Житие протопопа Аввакума»). Общекультурное и художественное значение древней литературы.

5.2. 2. Русская литература эпохи классицизма (4 часа)

М.В. Ломоносов как ученый и поэт. Художественные особенности од Ломоносова: жанр, композиция, стиль, язык. Лирика Г.Р. Державина. Воспитательная роль журналов Н.И. Новикова («Трутень», «Живописец», «Детское чтение для сердца и разума»).

Д.И. Фонвизин – драматург-новатор. Комедия «Недоросль»: проблематика, образы героев, язык комедии.

5.2. 3. Жанровое многообразие творчества поэтов-романтиков (2 часа)

5.2.4. Пушкинская поэтическая эпоха (4 часа)

Жанрово-композиционное своеобразие романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (2 часа)

Сюжетно-композиционные особенности романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (2 часа)

5.2.7. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в творческой биографии писателя (2 часа)

5.2.8. Поэтический мир А. Фета(2)

Поэзия Ф.И. Тютчева(2 часа)

Поэтическая школа Н.А. Некрасова(2 часа)

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» как портрет русского общества 1860-х годов(2 часа)

Жанровое своеобразие романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (2 часа)

Развитие литературы в 1880 – 1890-е гг. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко (2 часа ч.)

Литература и современность (защита проектов) (2 часа)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Национальное своеобразие древнерусской литературы

Занятие проходит в форме учебно-практической конференции

Ключевые понятия: жанр, летописание как жанр, слово как жанр, поэтика

Летописание как оригинальный жанр. «Повесть временных лет»: история создания, редакции, композиция.

Торжественное и учительное красноречие. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.

«Слово о полку Игореве» как памятник литературы Древней Руси: история открытия, изучения, жанр, поэтика.

Куликовская битва 1380 года как рубеж в русской истории и в национальном самосознании. Подъем просвещения, расцвет архитектуры и изобразительного искусства. Образ эпохи в кинофильме А. Тарковского «Андрей Рублев».

Литература

Копреева Т. Н. К вопросу о жанровой природе «Поучения Владимира Мономаха» // Труды отдела древнерусской литературы, Т. 27. Л., 1972.

Алексеев А. А. О времени произнесения Слова о Законе и Благодати митрополита Илариона // Труды отдела древнерусской литературы, Т. 51. СПб., 1999.

Исследование русской литературы: В 3-х т. М., Л. 1958, Т. 1 (Литература X-XVIII вв.).

Орлов А. С. Владимир Мономах. – М., 1946.

Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963.

Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978.

Гаспаров Б. М. Поэтика «Слова о полку игореве». М., 2000.

Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Русская литература эпохи классицизма

Ключевые понятия: классицизм, просвещение, ода, драма как род литературы, комедия, анакреонтическая лирика.

Место М.В. Ломоносова в истории русской литературы:

– общественная, научная и просветительская деятельность;

– теория «штилей» в истории русской литературы и истории русского литературного языка;

– жанр оды в творчестве Ломоносова. Анализ «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747» (метафоризм и гиперболизм образов; тропы, мотивы, образы, стилистические обороты, строфическая организация).

Драматургия Д.И. Фонвизина. Комедия «Недоросль» : проблематика, конфликт, типизация и индивидуализация действующих лиц, речь героев.

Лирика Г.Р. Державина:

разрушение классицистической поэтики в одах «Ключ», «На смерть князя Мещерского». Новаторство оды «Фелица»;

героико-патриотические темы в одах «Снигирь», «На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор»;

философская лирика: «Бог», «Водопад»;

анакреонтические стихи (античные образы и национально-исторические картины): «К лире», «Желание», «Русские девушки».

Литература

Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года // Собрание сочинений: В 9 томах. – М., 1982. – Т.8. – С. 182-221.

Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Собрание сочинений: В 9 томах. – М., 1982. – Т.8. – С. 337-412.

Белинский В.Г. Литературные мечтания // Собрание сочинений: В 9 томах. – М., 1976. – Т. 1. – С. 47-127.

Лотман Ю.М. Очерки по русской культуре XVIII века // Из истории русской культуры. – М., 2000. – Т.IV (XVIII – нач. XIXв.). – С. 39-59, 84-94.

Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000.

Лебедева О.Б. Руская высокая комедия XVIII века: Генезис и поэтика жанра. – Томск, 1996. – С. 111-135, 184-225.

Овсянников Ю.М. Картины русского быта. – М., 2000. – С. 101-209.

Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6 частях. – М., 2001. – Ч. I, II. – С. 83-88.

Западов А.В. Поэты XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин). – М., 1979. – С. 161-310.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Пушкинская поэтическая эпоха

Практическое занятие проход в форме докладов-презентаций

Итог практического занятия: назвать художественные открытия и достижения поэтов пушкинского круга в области жанров, стиля и языка.

Ключевые понятия: «элегическая школа», послание, элегия, идиллия, романс, антологическая лирика

Индивидуальные сообщения:

Специфика «Элегической школы» русской поэзии (имена, причины возникновения «школы», литературные интересы, пристрастия поэтов пушкинского круга.

Д.В. Давыдов (1784-1839) – герой Отечественной войны, ученик А.В. Суворова, Н.Н. Раевского, А.П. Ермолова, П.И. Багратиона и глава большого семейства. Специфика гусарской лирики Давыдова (изображение быта, способы осмысления героического на фоне «военных од», образ героя-гусара). Показать на примере анализа стихотворений «Бурцову», «Гусарский пир», «Гусарская исповедь», «Песня старого гусара», «Ответ» («Я не поэт – я партизан»).

Русская песня как основной жанр творчества А.В. Кольцова (1809-1842). Освоение поэтом фольклорных традиций. Изображение крестьянской жизни, духовного мира крестьянина-пахаря, его религиозного мировоззрения; поэтизация земледельческого труда. Покажите на конкретных примерах (стихотворения «Урожай», «Песня пахаря», «Косарь»).

А.А. Дельвиг (1798-1831). Скорбная участь «полного восторга певца». Жанровое многообразие лирики Дельвига (элегии, романсы, идиллии, русская песня). Стихотворения «Идиллия», «Друзьям», «Романс», «Соловей», «Пела,пела пташечка».

Античный мир в поэзии А.Дельвига. Почему А. Дельвиг предпочел эллинистическую Грецию Феокрита политическим страстям республиканского Рима? («Диону», «Дориде», «К Лилете» и др.)

«Архивный юноша» Д.В. Веневитинов(1805-1827) и кружок «любомудров». Веневитинов в салоне З. Волконской. Философские стихи поэта («Поэт», «Поэт и друг», «К моей богине», «Завещание», «К моему перстню»).

* Каждому студенту знать наизусть 5 стихотворений поэтов пушкинского круга (по выбору)

ЛИТЕРАТУРА

Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. М., 1980.

Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб., 1994.

Кошелев В.А. «Анакреон под доломаном». О жизни и творчестве Д. Давыдова // Литература в школе. 1996. № 3. С. 21-37.

Кошелев В.А. «Блаженная страна» Н. Языкова //Литература в школе. 1992. № 3,4.

Скатов Н.Н. А.В. Кольцов. М., 1983.

Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М., 1976. С.23-51.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Жанровое многообразие творчества поэтов-романтиков

Ключевые понятия: романтизм, баллада, элегия, суггестивный стиль, романтическое двоемирие.

Лирика В.А. Жуковского

Становление нового стиля поэзии.

Романтический идеал в лирике Жуковского.

Основные жанры лирики Жуковского: элегия, послание, песня; их особенности.

Баллады в творчестве Жуковского, их место в русской поэзии XIX века. Проблемы национального колорита в балладах Жуковского.

Тексты

Элегии: «Сельское кладбище», «Вечер», «Море», «Таинственный посетитель».

Стихотворения: «Невыразимое», «Певец во стане русских воинов», «Теон и Эсхин».

Баллады: «Эолова арфа», «Людмила», «Светлана», «Лесной царь».

Лирика К.Н. Батюшкова

Интерес к античной литературе и культуре.

Традиции «легкой поэзии» в творчестве Батюшкова.

Эпикурейская лирика. Жанр дружеского послания.

Культ прекрасного в лирике поэта («Мои пенаты», «Веселый час», «Таврида»).

Патриотическая тема («К Дашкову», «Переход русских через Рейн»).

Образ Батюшкова в стихотворении О.Э. Мандельштама «Батюшков».

Лирика поэтов-декабристов

Внутреннее единство поэзии при многообразии творческих индивидуальностей авторов.

«Думы» К. Рылеева: специфика жанра, тематика, исторический и романтический колорит.

Литература

Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб., 1994.

Веселовский А.Н. Поэзия чувства и «сердечного воображения». М., 1999.

Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. С. 18-39.

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1995.

Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. М., 1987.

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. С. 142-159.

Семенко И.М. Поэты пушкинской поры (о Батюшкове и Жуковском). М., 1976.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Жанрово-композиционное своеобразие романа

А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Ключевые понятия: роман , роман в стихах, лирические отступления, «онегинская строфа»

Замысел, композиция, жанр романа («Это лучшее мое произведение»; «пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя»; «пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница»). В чем отличие романа от романа, написанного стихами? Как надо понимать авторское высказывание «свободный роман»? Образ автора в произведении, лирические отступления, структурные и содержательные особенности онегинской строфы.

Историзм и энциклопедизм романа. Картины жизни, нравов русского общества 1820-х годов, его ценности и идеалы. «Роман А.С. Пушкина есть идеальная формула русской жизни» (Н.Н. Скатов). Покажите на конкретных примерах.

Система образов: Онегин, Ленский, Татьяна.

Обдумайте вопросы:

Образ жизни, воспитание, система ценностей Евгения Онегина (на примере 1 главы романа).

В чем принципиальная разница между автором и героем (по 1 главе).

Общее и особенное в образе жизни и характере Онегина и Ленского?

Почему Онегин, не желая смерти Ленского, все же убивает его на дуэли? Роль этой сцены в судьбах героев и в авторском замысле произведения?

Какие условия способствовали формированию «русской души» Татьяны?

Сон Татьяны в общем замысле романа.

Какие «открытия» сделала для себя Татьяна, посетив дом Онегина (7 глава), и какая тайна души героини ускользает от Онегина при встрече с нею в светском обществе (8 глава)?

В чем сходство и различие между письмом Татьяны и письмом Онегина?

Почему Татьяна, любя Онегина, все же отвергает его чувства? Сравните высказывания В.Г. Белинского и Ф.М. Достоевского о сцене последней встречи героев. Выскажите свое мнение, опираясь на текст произведения.

Итоги занятия.

Каковы причины трагедии героев?

Когда, как и почему автор становится активным участником событий, высказывает свое отношение к происходящему?

Почему финал носит «открытый» характер?

Как стиль пушкинского повествования отражает общий замысел романа?

Как поэту удалось из «пестрых глав» создать целостное поэтическое произведение?

Индивидуальное сообщение: Роман А.С. Пушкина в критике В.Г. Белинского.

ЛИТЕРАТУРА

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (1843-1846). Ст. 8,9 (любое издание).

Достоевский Ф.М. О русской литературе. М., 1987. С.91-101, 301-315.

Кошелев В.А. «Онегина» воздушная громада. СПб., 1999.

Лотман Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. СПб., 1995.

Лотман Ю.М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина»// Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

Михайлова Н.И. «Собранье пестрых глав». О романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1994.

Турбин В.Н. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1996.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Сюжетно-композиционное своеобразие романа

М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Ключевые понятия: повествователь, рассказчик, психологизм, психологический роман.

Творческая история романа. «Проклятые» вопросы времени в романе Лермонтова.

Смысл хронологических смещений в сюжете романа

Приемы создания психологического портрета Печорина

Смысл главы «Фаталист» в структуре романа.

Сообщение: Печорин – «человек Востока» и «человек Запада».

ЛИТЕРАТУРА

Виноградов И. Философский роман Лермонтова //Русская классическая литература: анализы и разборы. М., 1989.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С.218-235.

Удодов Б.Т. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1989.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в творческой биографии писателя

Ключевые понятия: поэма как жанр, лирические отступления, композиция

Замысел сочинения, в котором должна явиться «вся Русь».

Смысл заглавия поэмы.

Композиционные особенности поэмы (роль в композиции авторского начала: возможности и ограниченности человека в разных проявлениях, осмысление характеров, изображение городского и сельского быта). Поместья – губернский город N – Петербург в изображении Гоголя.

«Один пошлее другого…». Образы помещиков. Способы построения характеров.

«Ловец душ», «рыцарь копейки» - Чичиков. Почему Н.В. Гоголь намеревался «возродить» душу героя?

Жанровое своеобразие поэмы (лирические отступления, исповедальное начало).

ЛИТЕРАТУРА

Вайскопф М. Сюжет Гоголя. М., 1993. С.363-435.

Золотусский И.П. Гоголь (ЖЗЛ). М., 2005. С.235-259.

Капитанова Л.А. Н.В. Гоголь в жизни и творчестве. М., 2008. С.109-151.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 235-251.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988. Гл. 6.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Поэтический мир А. Фета (1820-1892)

Ключевые понятия: поэзия «чистого искусства», импрессионистический стиль

Тайна и драма личной судьбы А. Фета.

Место А. Фета в новой – послепушкинской – поэтической генерации. Темы и мотивы лирики А. Фета, образы душевных состояний, поэтическая пластика и стилистическая гармония .

Разбившись на группы (2-3 человека) подготовьте выступление по следующим проблемам:

а) «Любовь-мелодия» в поэзии А. Фета («Я тебе ничего не скажу», «Сияла ночь…», «Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…» и другие).

б) Антологические стихотворения А. Фета («Вакханка», «Диана», «Муза»).

в) Человек и природа, мироздание в лирике А. Фета («Пчелы», «Первый ландыш», «Еще весны душистой нега…», «На стоге сена ночью южной…», «Учись у них, у дуба, у березы…» ).

г) Тема творчества, поэтического призвания и вдохновения в творчестве А. Фета («Музе», «Бабочка», «Я пришел к тебе с приветом…», «Одним толчком согнать ладью живую…» и другие).

д) Трагические мотивы поздних стихотворений А. Фета («Ты отстрадала, я еще страдаю..», «Смерти»).

Каждый студент готовит анализ одного стихотворения А.Фета, обращая внимание на близость описания природы и душевных состояний, особенности стиля, ритмической организации.

3. Индивидуальные сообщения:

- А. Фет и русский романс.

- Творчество А.Фета в критике 1860-1880-х годов (С. Щедрин, Н. Чернышевский, А. Григорьев, А. Дружинин). Выпишите цитаты и подумайте, какие стороны таланта Фета отмечают современники поэта, над чем иронизируют.

ЛИТЕРАТУРА

Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. М., 1980.

Дружинин А.В. Стихотворения А. Фета // Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. М., 1988.

Касаткина В.Н. Движение художественного мировидения А.Фета// Русская словесность. 1996. № 4. С. 10-18.

Муратов А.Б. Стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С.162-171.

Скатов Н.Н. Лирика А. Фета (история, метод, эволюция) //Скатов Н.Н. Далекое и близкое. М., 1981.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Поэзия Ф.И. Тютчева (1803-1873)

Ключевые понятия: романтизм, любомудры, натурфилософия

Ф.И. Тютчев и поколение «любомудров». Мировоззрение Ф.И. Тютчева. Влияние натурфилософии А. Шеллинга о единстве мира и об одухотворенности природы.

Человек и мироздание, человек и природа в поэтическом изображении Тютчева. День-ночь, космос-хаос как составляющие натурфилософии поэта. Место человека в тютчевской модели мира (показать на конкретных примерах).

Стихотворения: «Тени сизые смесились…», «День и ночь», «О чем ты воешь, ветр ночной..», «Не то, что мните вы, природа…», «Природа-Сфинкс», «Последний катаклизм», «Святая ночь на небосклон взошла» и другие.

- Выпишите из стихотворений А.Фета и Ф. Тютчева определения ночи и подумайте, как изображают ночь авторы. В чем разница и почему?

- Сравните стихотворение Тютчева «Что ты клонишь над водами…» (1836) и стихотворение Фета «Ива» (1854)и ответьте на вопрос: Отчего возникает горечь в стихотворении Тютчева и радость в стихотворении Фета?

Драматический психологизм любовной лирики поэта (показать на примере стихотворений из денисьевского цикла.

Стихотворения: «О, как убийственно мы любим..», «Она сидела на полу…» «Весь день она лежала в забытьи…»,»Последняя любовь», «Предопределение» и др.

Западная Европа и Россия в изображении Тютчева.

Стихотворения: »…, «Умом Россию не понять..», «Эти бедные селенья…», «Наш век» и другие.

ЛИТЕРАТУРА

Аксаков И. С. Биография Ф.И. Тютчева // Чагин Г. Федор Тютчев. Женщины в его жизни и творчестве. Урал, 1999. С. 197-284.

Аксаков И.С. Биография Ф.И. Тютчева // Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981. С.285-354.

Бухштаб Б.Я. Русские поэты. М., 1970.

Кожинов В. Тютчев. М., 1988 (ЖЗЛ)

Кузина Л.Н. Тютчев в жизни и творчестве. М., 2001.

Лотман Ю.М. Поэзия Ф.И. Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах. О поэзии. М., 2000.

Пумпянский Л.В. Поэзия Ф.И. Тютчева// Пумпянский Л.В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000. С. 220-256.

Тынянов Ю.Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1997.

Тютчев Ф.И. в документах, статьях и воспоминаниях современников/ Под ред.Г.В. Чагина. М., 1999.

Шайтанов И.Ю. Ф.И. Тютчев: поэтическое открытие природы. М., 2004.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Поэтическая школа Н.А. Некрасова (1821-1877)

Ключевые понятия: ролевая лирика, поэтическое многоголосье, трехсложные стихотворные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест)

1. «Русской земли человек замечательный». Дворянское происхождение и народные истоки мировоззрения писателя. Основные этапы творчества Н.А. Некрасова, поэтические сборники (общая характеристика).

2. Лирика Н.А. Некрасова. Обновление тематического материала, преобразование поэтики лирических жанров, повествовательность и многогеройность , многообразие поэтических приемов. Покажите на конкретных примерах:

1) Народ и народная жизнь в стихотворениях Некрасова. Религиозный смысл народных страданий, духовная мотивация крестьянского труда и богоугодность великого дела («Все претерпели мы, божии ратники, мирные дети труда»)

Стихотворения: «Тройка», В полном разгаре страда деревенская», «В дороге», «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»)«Что ты, сердце мое, расходилося», «Зеленый шум», «На Волге», «Забытая деревня», «Тишина», «Влас», «Крестьянские дети» и другие.

2) Сатирические стихотворения Н.А. Некрасова («Нравственный человек», «Современная ода», «Колыбельная песня»).

3) Любовная лирика Некрасова («Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей», «Горящие письма», «Застенчивость»).

4) Город в изображении Некрасова. Традиции Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского ( цикл «О погоде», цикл «На улице»).

5) Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова . Поэтические декларации «Поэт и гражданин», «Блажен незлобивый поэт…».

3. « Это большой и яркий талант. Он не пошел за Пушкиным и Лермонтовым, а создал свою собственную поэзию, свои ритмы, свои созвучия, свой тон» (И.А. Бунин). Традиции А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова в поэтическом творчестве Н.А. Некрасова (подготовить материал по группам: 2-3 человека)

1) Сопоставьте стихотворения А.С. Пушкина «Деревня», Н.А. Некрасова «Родина» и М.Ю. Лермонтова «Колыбельная песня». Как относятся поэты к своему дому, малой родине?

2) Как понимают назначение поэзии Пушкин («Разговор книгопродавца с поэтом»), Лермонтов «Журналист, читатель и писатель») и Некрасов («Поэт и гражданин»)

3) В чем смысл творчества для Некрасова и Пушкина ? Сравните стихотворение А.С. Пушкина «Муза» (1821) со стихотворениями Некрасова «О Муза! Я у двери гроба», «Замолкни, Муза мести и печали!», «Музе».

Итоги занятия. Что нового внес Некрасов в развитие русской поэзии?

Индивидуальное сообщение: Причины успеха журнала «Современник» в 1850-1860-гг.

ЛИТЕРАТУРА

1.Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова. Воронеж, 1964.

2.Лебедев Ю.В. «Страстный к страданию поэт» (в 175-летию со дня рождения Н.А. Некрасова) // Литература в школе. 1996. № 6. 1997. № 1.

3. Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991. С. 416-482.

4.Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему». М., 1985.

5. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1977

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» как портрет русского общества 1860-х годов

Ключевые понятия: демократическая критика, эстетическая критика, нигилизм

1. Общественная обстановка в России, отраженная в романе И.С. Тургенева

2. Творческая история романа И.С. Тургенева.

3. Нигилистическая программа Базарова (приведите примеры из текста). Авторская позиция.

4. Авторская оценка либеральной программы и ее сторонников.

5. Временное и вечное в романе.

6. Образ Евгения Базарова в оценке русской критики (Антонович М.А. «Асмодей нашего времени», Писарев Д.И. «Базаров», Страхов Н.Н. И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Чья позиция вам кажется наиболее убедительной? Аргументируйте свое мнение.

ЛИТЕРАТУРА

Лебедев Ю.В. Роман Тургенева «Отцы и дети». М., 1982.

Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л., 1982. С. 186-202.

Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий: Книга для учителя. М., 1991.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986.

Худошина Э.И. О богоборчестве Базарова // Концепция и смысл. СПб., 1996.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

Жанровое своеобразие романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

Из литературоведческих энциклопедических словарей выпишите определение термина «роман-эпопея» и подумайте, когда, при какой общественно-исторической ситуации возможно появление эпопейного произведения? Раскройте особенности эпохи 1860-х годов.

План работы

1. История создания романа.

2. Смысл заглавия книги. Принцип эпического обобщения.

3. Романное и эпопейное в книге Л.Н. Толстого, их взаимодействие. Показать, как каждая часть, глава выражает общий смысл жизни, ее закон:

1) Почему произведение начинается с описания салона А.П. Шерер? Определите авторское отношение к салону, какие художественные средства помогают понять авторскую позицию, отношение к героям (Элен, кн. Василию, кн. Андрею Болконскому, Пьеру Безухову).

2) Как раскрываются романные и эпопейные черты в сценах сражений?

Шенграбен и Аустерлиц в судьбах героев и армии (Почему русские выиграли Шенграбенское сражение, но проиграли Аустерлицкое? Какую роль сыграла батарея Тушина в Шенграбенском сражении? Победы и разочарования героев книги Л.Н. Толстого.

Подумайте, на какие две группы можно разделить участников событий первого тома по тому, как они относятся к родине, к народу, к войне, к себе? Приведите примеры из текста.

3) Духовные искания главных героев произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».

Чем близки и чем далеки друг от друга Андрей Болконский и Пьер Безухов?

Как и почему изменяется характер кн. Болконского от Шенграбена и Аустерлица до Бородинского сражения?

1 2