">
Медицина Офтальмология
Информация о работе

Тема: Офтальмология в педиатрии

Описание: Становление офтальмологии. Начальные проявления врожденной глаукомы у новорожденных. Микрохирургия содружественного горизонтального косоглазия. Неотложная помощь при ожогах. Структура офтальмологической службы. Диспансерное наблюдение больных глаукомой.
Предмет: Медицина.
Дисциплина: Офтальмология.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 13.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 22
Поднять уникальность

Похожие работы:

1 вопрос

Эмбриональное развитие зрительного анализатора начинается сравнительно рано (на 3 неделе) и к моменту рождения ребенка зрительный анализатор морфологически сформирован. Однако совершенствование его структуры происходит и после рождения, заканчиваясь уже в школьные годы.

Органом зрения является глаз. Форма глаза шаровидная, у взрослых его диаметр составляет около 24 мм, у нворожденных 16 мм, причем форма глазного яблока более шаровидная, чем у взрослых. В результате этого новорожденные дети от 80 до 94% случаев обладают дальнозоркой реакцией. Рост глазного яблока продолжается и после рождения, но интенсивнее всего в первые 5 лет жизни и менее интенсивно до 10-12 лет.

Роговица у детей (новорожденных) толще и более выпуклая. К 5 годам толщина роговицы уменьшается, за счет чего уменьшается и ее преломляющая сила (за счет уплотнения). Хрусталик у новорожденных и детей дошкольного возраста более выпуклой формы, прозрачен и обладает большей эластичностью.

Зрачок у новорожденных узкий. В 6-8 лет зрачки широкие вследствие преобладания тонуса симпатических нервов, иннервирующих мышцы радужной оболочки (радиальные и кольцевые). В 8-10 лет зрачок вновь становится узким и очень быстро реагирует на свет. К 12-13 годам быстрота и интенсивность зрачкового рефлекса на свет такая же, как у взрослых. У новорожденных детей рецепторы в сетчатке дифференцированы, а число колбочек в желтом пятне начинает возрастать после рождения и к концу первого полугодия морфологическое развитие центральной части сетчатки заканчивается. Обобщая изложенное выше, нужно отметить, что в основном морфогенез периферической части зрительного анализатора заканчивается к моменту рождения.

Дифференцировка центрального отдела коркового представительства зрительного анализатора у человека не оканчивается и к моменту рождения. Хотя область коры имеет у новорожденного все признаки коры взрослого, она обладает меньшей толщиной (1,3 мм вместо 2 мм у взрослого) и более густым расположением клеток и заканчивается к 7 летнему возрасту. Наиболее рано в онтогенезе развивается светопринимающая функция. О наличии светоощущения у очень маленьких детей можно судить по рефлекторным реакциям, возникающим при засвете глаз (зрачковый рефлекс, смыкание век и отведение глаз). Измерение чувствительности к свету у детей с помощью адаптометров становится возможным с 4-5-летнего возраста. Исследования показали, что чувствительность к свету в первые два десятилетия резко нарастает, а затем постепенно падает.

Острота зрения является очень важной характеристикой зрительного анализатора, измеряемая способностью не только колбочкового аппарата, но и прозрачностью роговицы и стекловидного тела, фокусирующей способностью хрусталика, его астигматических свойств. Доставляет трудность определение этого показателя у детей, особенно в периоды 1 и 2 детства. Для детей до 1 года в поле зрения ребенка на разном расстоянии от глаз вводится шарик на тонкой нити. Расстояние, на котором ребенок перестает следить за шариком, характеризует остроту его зрения. Измерение разных авторов показали (рис.36), что острота зрения в первые месяцы и даже годы жизни ниже, чем у взрослого. В период с 18 до 60 лет острота зрения практически не изменяется, а затем снижается. Причем с возрастом изменяется и распределение людей, обладающих различной остротой зрения. Процент людей с нормальным зрением с возрастом уменьшается.

Стадии развития. К моменту рождения глаз имеет все оболочки в том случае, если эмбриогенез (табл. 3) протекал нормально. Глаз новорожденного существенно отличается по размерам, массе, гистологической структуре, физиологии и функциям от глаза взрослого.

Этапы развития. После рождения ребенка зрительный анализатор проходит определенные этапы развития, среди которых можно выделить пять:

формирование области желтого пятна и центральной ямки сетчатки в течение первого полугодия жизни; из 10 слоев сетчатки «остаются в основном четыре — это зрительные клетки, их ядра и бесструктурные пограничные мембраны; увеличение функциональной мобильности зрительных путей-и формирование их в течение первого полугодия жизни; совершенствование зрительных клеточных элементов коры и корковых зрительных центров в течение первых 2 лет жизни; формирование и укрепление связей зрительного анализатора с другими анализаторами в течение первых лет жизни; морфологическое и функциональное развитие черепных нервов в первые (2—4) месяцы жизни. Становление зрительных функций ребенка происходит соответственно этим пяти этапам развития.Острота зрения у детей различного возраста по Ковалевскому, 1970.

Цветоощущение, как и острота зрения, является функцией колбочкового аппарата. Психологические опыты с названием цветных объектов выявили очень поздние сроки появления цветоощущения: 2-3 года (Метод исследования - фиксация взора на цветном пятне, движущемся на фоне другого цвета). Это, по-видимому, связано с незаконченностью к моменту рождения морфологического строения колбочкового аппарата. В старческом возрасте повышаются пороги цветоощущения и цветоразличения. Частично это зависит от общего снижения остроты зрения. Больше всего при этом снижается восприятие голубого цвета, что определяется пожелтением хрусталика.

Аккомодация - это способность глаза к четкому видению разноудаленных предметов за счет изменения кривизны хрусталика. Как видно из рис.37, понижение величины аккомодации начинается с 10-летнего возраста, хотя практически это не сказывается на зрении в течение многих лет. Основной причиной снижения аккомодации является уплотнение хрусталика, утрата эластических свойств - теряет изменять свою кривизну.Возрастные изменения величины аккомодации нормального глаза.

Поле зрения - формируется в онтогенезе на довольно поздних стадиях. У детей периферическое зрение появляется только к 5 месяцам жизни. До этого времени у них не удается вызвать оборонительного мигательного рефлекса при введении объекта с периферии. С возрастом поле зрения растет. Особенно сильное расширение границ поля зрения наблюдается в период от 6,5 до 7,5 лет, когда величина поля зрения возрастает примерно в 10 раз. На рис. 38 первая кривая: от 6 до 6 лет 4 мес; вторая: 6 лет 5 мес. - 6 лет 8 мес., третья - 6 лет 9 мес. - 7 лет 7 мес. Расширение продолжается до 20-30-летнего возраста. В старости величина этого показателя несколько уменьшается. Старческие изменения зависят от целого ряда факторов, в том числе и от профессии.

2 вопрос

Орган зрения является важнейшим органом для человека. Именно через это анализатор поступает около 95 % всей информации об окружающем нас мире. Благодаря глазам мы ощущаем все краски жизни: наслаждаемся красотой цветка, любуемся синевой океана, радуемся каждому лучику солнца по утрам. Но зрение приносит не только радость, но и является незаменимым помощником в стрессовой ситуации или когда нам угрожает опасность. Мгновенный взгляд даже спасает нам жизнь. Но, как и любой другой орган, всяческие болезни поражают глаза. И только тогда люди начинают задумываться обо всей значимости зрения. И наука об органе зрения и его заболеваниях называется офтальмология.Эта чудесная наука зародилась еще в глубокой древности. До наших дней дошли высеченные на надгробном камне имя и изображение Пени Анк Ири — одного из целителей, лечивших глазные болезни, который жил в Египте еще в середине II тысячелетия до пашей эры. Медикам и жрецам уже тогда были известны такие болезни глаз, как катаракта и фистула слезного мешка, и способы их лечения. Доказательством чему могут служить письменные памятники древних цивилизаций Египта, Вавилона, Индии, Китая, Греции и Рима.

На рубеже нашей эры величайшие врачи античности Гиппократ и Гален определили развитие европейской медицины на несколько столетий вперед. Именно их рекомендации по лечению заболеваний глаз пользовались огромным спросом во многих странах вплоть до VIII—IX вв.В IX—XIV веках появляются первые фундаментальные руководства, в которых был обобщен опыт выдающихся арабских врачей времен античной медицины в области офтальмологии: "Сокровище оптики" Ибн Аль-Хайсама и "Книга о глазе в 10 беседах" Хунаины бен Исхака.

Необходимо упомянуть выдающегося таджикского философа, ученого, поэта и медика Ибн Сину. Его "Медицинский канон", написанный в начале 11 тысячелетия нашей эры, сыграл большую роль в развитии офтальмологии. Ему удалось изложить офтальмологию той эпохи в наиболее полном и систематизированном виде. В течение пяти веков "Канон" являлся важнейшим руководством для медиков. Он был переведен на латинский язык, а с появлением книгопечатания выдержал более 30 изданий.

Если говорить о средневековье, то авторитет выдающихся ученых древности оставался непререкаемым, поэтому вплоть до XVIII в. медицина в Европе развивалась крайне медленно. В этот период выдающийся астроном Иоганн Кеплер внес огромный вклад в развитии офтальмологической науки. Ученый впервые стал рассматривать глаз как оптическую систему, которая позволяет получать на сетчатке обратное уменьшенное изображение объектов внешнего мира. И. Кеплер определил сущность близорукости и дальнозоркости, объяснил действие положительных и отрицательных линз.

Спустя 40 лет соотечественник Кеплера Бриссо Жак Давиэль впервые доказал возможность восстановления зрения после удаления из глаза больного помутневшего хрусталика (катаракты). Следует заметить, что до этого на протяжении многих веков помутневший хрусталик не извлекали из глаз, а проталкивали в стекловидное тело.

В 1851 г. Герман Гельмгольц изобрел офтальмоскоп и разработал основы новой науки — физиологической оптики. Этот ученый, прошедший яркий жизненный путь от эскадронного хирурга до руководителя кафедры физиологии в Гейдельберге, которая была крупнейшей в мире кафедры физики в Берлине, сделал очень много для развития офтальмологии. Гельмгольц- создатель первого офтальмоскопа и офтальмометра, а также ставших классическими теорий аккомодации и световосприятия. А. Н. Маклаков очень точно сказал про этого ученого: изобретением офтальмоскопа Г. Гельмгольц "...если не создал, то возродил офтальмологию". В наши дни имя Г. Гельмгольца носят клиники и институты в разных странах мира.

Становление офтальмологии также справедливо связывают с именем Альбрехта Грефе. В возрасте 26 лет он основал первый в мире офтальмологический журнал, до сих пор носящий его имя и являющийся одним из лучших журналов по офтальмологии. Многие работы А. Грефе имели огромное значение для офтальмологии. Так, он сформулировал кардинальную симптоматику глаукомы, ввел в клиническую практику периметрию, создал учение о глазных мышцах и их патологии, дал описание множества изменений на глазном дне, характерных для различных заболеваний, в том числе обтюрации центральной артерии сетчатки. К разработкам и изобретениям А. Грефе относят ряд новых глазных операций и инструменты для их выполнения. Он впервые произвел успешную операцию по избавлению больного от острого приступа глаукомы. В честь А. Грефе в Берлине установлен оригинальный памятник. Он до сих пор бережно охраняется: по правую руку от фигуры ученого из гранита высечена символическая группа страждущих.

А по левую руку — ликующая толпа прозревших и благодарных своему исцелителю людей.

Значительный вклад в развитие мировой офтальмологии в XIX столетии был сделан нашими соотечественниками, учениками А. Грефе, основавшими собственные офтальмологические школы в Санкт-Петербурге (Э. А. Юнге) и Москве (Г. И. Браун).

В то время в отсталой России свирепствовали инфекционные заболевания, вызывающие слепоту (оспа, трахома). Положение слепых было поистине ужасным, что нашло яркое отражение в произведениях искусства и литературы того времени (например, картина "Слепцы" художника Н. Л. Ярошенко, повесть "Слепой музыкант" В. Г. Короленко и др.). Благодаря пожертвованиям ряда прогрессивных деятелей того времени, некоторых членов царской семьи, а также представителей русской медицины, были открыты первые благотворительные специализированные глазные больницы. 11 февраля 1805 г. газеты сообщили об открытии "особой больницы для лечения страждущих глазами при клиническом институте Московского университета под смотрением доктора и профессора Ф. А. Гильтебранта". Рождением отечественной офтальмологии по существу можно считать именно этот год. Это была первая в мире специализированная глазная больница Но, к сожалению, она сгорела во время пожара в 1812 г. К 1917 г. насчитывалось около 300 врачей и имелось примерно 2 тыс. коек в общих больницах для взрослых. Детской офтальмологической службы не было. Офтальмологическая помощь получила невиданно широкий размах после Великой Октябрьской социалистической революции. Особенно крупные успехи достигнуты в последние 2—3 десятилетия. Восстановленную больницу возглавил профессор Г. Н. Браун. Аналогичная глазная лечебница была создана в Санкт-Петербурге в 1806 г.

К настоящему времени офтальмологическая служба страны насчитывает тысячи высококвалифицированных офтальмологов, в том числе детских офтальмологов, работающих в глазных кабинетах большинства детских поликлиник, а также в сотнях глазных отделений общих и детских больниц, насчитывающих около 2,5 тыс. коек. В СССР создана стройная система офтальмологических учреждений, которая обеспечивает безотказную своевременную и высококвалифицированную помощь детям и взрослым с любой патологией органа зрения. Начиная с 1974 г. деятельность детской офтальмологической службы регламентируется Приказом министра здравоохранения СССР. В соответствии с этим приказом офтальмологическая сеть включает в себя такие учреждения здравоохранения, как глазные кабинеты районных детских поликлиник, межрайонные кабинеты охраны зрения детей, глазные отделения в детских многопрофильных и специализированных офтальмологических больницах, специализированные глазные консультативные поликлинические отделения (поликлиники) и специализированные глазные санатории.

Важное место в дальнейшем развитии детской офтальмологии сыграло создание профилированной кафедры по глазным болезням для педиатрического факультета II МОЛГМИ (Московский ордена Ленина Государственный Медицинский Институт) им. Н. И. Пирогова. Коллектив этой кафедры впервые в стране и в мире разработал и внедрил в практику подготовки студентов — будущих педиатров, а также специализации и усовершенствования педиатров стройную систему изучения основ детской офтальмологии. Был подготовлен и издан полный набор учебных, методических и наглядных материалов (учебник, руководство к практикуму, учебные программы для студентов и клинических ординаторов, диафильмы, кинофильмы, слайды, таблицы, буклеты, брошюры и др.), которые рекомендованы Министерством здравоохранения СССР для использования в подготовке студентов педиатрических факультетов медицинских вузов страны. Изучение детской офтальмологии стало осуществляться преимущественно на базе детских амбулаторно-поликлинических учреждений и многопрофильных детских больниц. Широкий размах изучения детской офтальмологии в плане выявления возрастных особенностей органа зрения в норме и при патологии у детей привел к тому, что Министерство здравоохранения СССР ввело в штатное расписание новую специальность — «детский офтальмолог» .

Дальнейший прогресс в области охраны зрения, оказания медицинской помощи детям требует решения многих вопросов профилактики, раннего выявления, быстрого и эффективного лечения, правильной организации этапного лечения и диспансеризации детей с глазной патологией.

Велика и незаменима роль педиатра в охране зрения детей. Только каждодневная активная работа всей педиатрической службы, где руководителем должен быть детский офтальмолог, совместно с широкой медицинской общественностью, работниками дошкольных учреждений и школ страны может дать желаемые результаты и обеспечить хорошее функционирование оптико-вегетативной системы организма — этой постоянной движущей силы жизнедеятельности.

Развитию офтальмологии в России в огромной мере содействовала и организация самостоятельных кафедр офтальмологии в высших медицинских учебных заведениях. Первая такая кафедра в России и вторая в мире была создана в 1818 г. в Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга (сейчас Военно-медицинская академия). Кафедру возглавил воспитанник венской школы Иосиф Груби. При его активном участии санкт-петербургскими оптиками был создан первый в стране набор пробных очковых стекол. Вслед за петербургской были открыты кафедры офтальмологии на медицинских факультетах Московского, Харьковского, Казанского, Киевского и других университетов. Лекции по глазным болезням читали хирурги и физиологи.

Важным поводом для создания в России первой самостоятельной кафедры глазных болезней именно в Медико-хирургической академии послужило массовое распространение в войсках после окончания войны с Наполеоном эпидемических конъюнктивитов и трахомы, названных тогда египетскими болезнями глаз. В конце XIX — начале XX в. по инициативе профессора Медико-хирургической академии Л. Г. Беллярминова для борьбы со слепотой от трахомы создавались "летучие глазные отряды". Действуя в рамках программы Общества попечительства о слепых, созданного в 1881 г. под покровительством императрицы Марии Александровны врачи из этих отрядов выезжали в районы с трахомой страны, оказывали больным непосредственную помощь и, что особенно важно, обучали медицинских работников, способствовали открытию глазных стационаров на местах. За 20 лет своей профессиональной деятельности врачи 527 "летучих отрядов" приняли более 1 миллиона больных и сделали более 300 тысяч операций на глазах. Первым председателем Общества попечительства о слепых был К. К. Грот - выпускник Царскосельского лицея. Его бюст, установленный в петербургской школе для слабовидящих детей, сохранился до настоящего времени. У подножья памятника скульптор изваял слепую девочку, читающую книгу пальцами рук по азбуке Брайля.

В начале XX в. в дореволюционной России насчитывались сотни тысяч слепых, более 1 миллиона больных трахомой. При этом число глазных врачей и количество специализированных коек было ничтожно малым для такой массы больных. В 1913 г. во всей России было только 209 специалистов-офтальмологов, а к 1980 г. в Советском Союзе — более 15 тысяч.

С 1920 г. Наркомздрав РСФСР (а затем СССР) развернул плановую работу по борьбе со слепотой вследствие трахомы. В стране были созданы шесть самостоятельных научно-исследовательских институтов глазных болезней и сеть государственных трахоматозных диспансеров. Во всех медицинских институтах страны в обязательном порядке стали открывать кафедры глазных болезней, число которых вместе с различными глазными лабораториями приблизилось к 100.

В 30-е и последующие годы XX столетия на смену Е. В. Адамюку, Л. Г. Беллярминову, С. С. Головину, Л. Л. Гиршману и другим известным ученым-офтальмологам пришло новое поколение профессоров. Так, в Ленинградской военно-медицинской академии Л. Г. Беллярминова сменил его ученик В. Н. Долганов, а в 1-й Ленинградский медицинский институт из Казани прибыл В. В. Чирковский — ученик Е. В. Адамюка. Другой его ученик К. X. Орлов возглавил кафедру в Ростове-на-Дону. В Москве руководителем кафедры 1-го Московского медицинского института стал В. П. Одинцов — воспитанник А. Н. Маклакова и А. А.Крюкова, а другие их ученики — М. И. Авербах и В. П. Филатов — возглавили вновь созданные глазные институты соответственно в Москве и Одессе.

Нельзя не упомянуть вклад Авербаха и Филатова в развитие отечественной офтальмологии.

В области хирургии глаза М.И. Авербах был пионером и первым в нашей стране произвел операцию при отслойке сетчатки. Операция была проведена в 1928 году. М.И. Авербах был создателем и первым директором Института офтальмологии имени Гельмгольца. Он создал многочисленную школу, из которой вышли крупные ученые - М.Л. Краснов, М.Е. Розенблюм, П.И. Тихомиров.

Первым вкладом В.П. Филатова в науку был новый метод пластической операции - "круглый стебель" , применяемый не только в офтальмологии, но и в хирургии для восстановления утраченных и деформированных органов. Много лет своей жизни В.П. Филатов посвятил проблеме пересадки роговицы. Первую пересадку роговицы В.П. Филатов произвел в 1912 году, но широкая разработка этой проблемы началась в 1924 году. Применение для кератопластики трупной роговицы, консервированной на холоде, решило сложный вопрос о материале. В настоящее время украинские и русские окулисты занимают ведущее место в мире по изучению этой проблемы.

В.П. Филатов разработал также метод тканевой терапии, предложенный им для лечения глазных и других заболеваний. И еще многое другое было сделано этим незаурядным человеком.

Усилиями большой армии советских офтальмологов и организаторов здравоохранения под научно-методическим руководством директора Московского научно-исследовательского института глазных болезней им. Гельмгольца А. В. Рославцева и группы сотрудников, работавших под руководством академика М. П. Чумакова, трахома как массовое заболевание была ликвидирована в нашей стране уже в 50-е годы.

В начале 70-х годов перед отечественной офтальмологией встала задача разработки эффективных способов борьбы с травмами глаз — важнейшими причинами слепоты. Новое поколение советских офтальмологов, прежде всего, должно было использовать опыт оказания помощи раненым в годы Великой Отечественной войны. Особенно значимыми для практической офтальмологии того времени стали труды Б. Л. Поляка ("Военно-полевая офтальмология" и "Повреждения органа зрения"), М. Б. Чутко ("Осколки стекла и камня в глазу"). В VII томе «Опыта советской медицины в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» получили отражение и старания других ученых. В связи с появлением ядерного оружия и наличием угрозы поражений глаз актуальность приобрели в то время работы П. И. Лебехова, П. В. Преображенского и других авторов, посвященные профилактике и лечению этих повреждений, выполненные под руководством Б. Л. Поляка. Параллельно велись исследования, касающиеся ожогов глаз, под руководством Н. А. Пучковской в Украинском научно-исследовательском институте глазных болезней и тканевой терапии. В Москве разрабатывались методы диагностики и лечения отслойки сетчатки .

В 70-е годы на первый план среди офтальмологических проблем наряду с травматическими поражениями глаз выхолит глаукома как одна из главных причин слепоты. В этот период ученые-офтальмологи проводят массовую диспансеризацию населения, инициатором которой был Б. В. Протопопов, осуществляют исследования по изучению патогенеза и созданию методов диагностики глаукомы, разрабатывают новые операции, в частности на микрохирургическом уровне, готовят профессиональные кадры.

За проведение работ в этой области офтальмологии профессорам Т. И. Брошевскому, М. М. Краснову и А. П. Нестерову была присуждена Государственная премия СССР. В союзных и автономных республиках СССР создаются национальные офтальмологические школы. В стране была создана сеть противотуберкулезных офтальмологических учреждений и санаториев, сформирована нейроофтальмологическая служба, идет подготовка детских офтальмологов, развивается и совершенствуется ультразвуковая диагностика и офтальмоиммунология. Как самостоятельные разделы науки выделены офтальморентгенология охрана зрения детей, офтальмотрансплантология, офтальмогеронтология, лазерная офтальмология, офтальмоонкология.

Развиваются офтальмохирургические отделения и центры в отдаленных регионах России, а именно во Владивостоке, в Новосибирске, в Красноярске, в Иркутске, в Свердловске, в Перми, в Новокузнецке, в Челябинске, в Краснодаре, в Астрахани и других крупных городах нашей страны.

В этих преобразованиях заметную роль сыграл Герой Социалистического Труда, профессор Т. И. Ерошевский. Он создал представительную школу офтальмологов под стать школе Л. Г. Беллярминова. Ученики Т. И. Брошевского возглавили кафедры глазных болезней во многих городах страны.

Продолжая исследования, которые проводили его учителя К. А. Юдин и В. П. Филатов, Т. И. Ерошевский много внимания уделял изучению проблем кератопластики и консервирования роговицы. Вместе с учениками ему удалось создать системы для длительного хранения роговицы с использованием глицерина и гамма-глобулина. Т. И. Ерошевский был первым офтальмологом в СССР, успешно проводившим хирургическое лечение врожденной глаукомы у детей. При научных консультациях Т. И. Ерошевского защищено более 20 докторских диссертаций.

Ученые-офтальмологи продолжают начатые еще в XIX в. А.В.Ивановым фундаментальные исследования в области офтальмоморфологии и офтальмофизиологии, в том числе физиологической оптики. Широкое распространение получает контактная коррекция зрения, завоевывают популярность рефракционные операции. В этой области достиг больших высот С.Н.Федоров (его портрет представлен ниже).

Академик РАМН и РАЕН, член-корреспондент РАН, профессор, Герой Социалистического Труда С. Н. Федоров занимает особое место в истории не только советской, но и мировой офтальмологии. В 1968 г. на базе курса глазных болезней он организовал кафедру офтальмологии в Московском медицинском стоматологическом институте (в настоящее время — Московский государственный медико-стоматологический университет), которую возглавлял до последних дней своей жизни. С. Н. Федоров дал импульс развитию сразу нескольких основополагающих направлений, без которых немыслима современная офтальмология. Он способствовал широкому распространению в нашей стране и за рубежом операций по имплантации искусственного хрусталика после удаления катаракты, усовершенствовал эту операцию и сделал ее массовой. Фундаментальные труды С. Н. Федорова по проблемам глаукомы, атрофий зрительного нерва, витреоретинальной хирургии стали классикой мировой офтальмологии. Он основоположник рефракционной и лазерной хирургии в офтальмологии. Святослав Николаевич ввел в практику здравоохранения новые формы работы: бригадный метод, арендный подряд, оплату по труду вместо единой для всех "тарифной ставки", передвижные диагностические и хирургические клиники (автобус, корабль, филиалы за рубежом). В советский период при бесплатной медицинской помощи в клинике, которую возглавлял Федоров, производили около 600 операций в день. Разработанные С. Н. Федоровым конвейерные диагностические и операционные линии позволяли четко выполнять работу такого объема с одинаково высоким качеством.

Растущая слава искусного офтальмохирурга, изобретателя и организатора привлекли к нему внимание правительства страны. В конце 1985 г. в СССР для быстрого и эффективного внедрения передовых технологий были созданы межотраслевые научно-технические комплексы в разных областях науки и отраслях промышленности. С. Н. Федоров возглавил Межотраслевой научно-технический комплекс (МНТК) "Микрохирургия глаза", который в настоящее время носит его имя, организовал в 12 городах России хорошо оснащенные современным оборудованием филиалы, ставшие центрами микрохирургии в регионах и показавшие свою жизнеспособность в самые трудные кризисные периоды. В последние годы жизни С. Н. Федоров активно проявил себя также как общественный деятель: был депутатом Государственной Думы России, баллотировался на пост президента России, создал политическую "Партию самоуправления трудящихся".

Следует отметить, что постсоветский период в истории российской офтальмологии характеризуется ослаблением связей с коллегами из республик бывшего Советского Союза. В Россию начали развиваться мощные зарубежные фирмы, заполонив фармацевтический рынок малодоступными для многих по цене лекарственными препаратами, контактными линзами, очками. Наряду с сохранившейся системой государственных глазных клиник, в том числе МНТК "Микрохирургия глаза" с его филиалами, возникла обширная сеть мелких частных клиник. Широкое распространение получили рефракционные операции с использованием лазерной энергии. В новой системе организации здравоохранения значительный ущерб был нанесен профилактической направленности медицины, в том числе в офтальмологии.

Развитие научных исследований и создание новых хирургических технологий продолжаются: совершенствуется методика ультразвука, создана технология лазерного удаления катаракты с введением в полость глаза эластичных хрусталиков через небольшие разрезы, благодаря чему не требуется герметизации их швами; приоткрывается завеса над механизмом развития глаукомы без явных признаков основного симптома заболевания — глазной гипертензии. Ранняя диагностика глаукомы становится реальностью благодаря использованию современных технологий исследования глазного дна при сканирующей лазерной офтальмоскопии, возможностям оценки тончайших зрительных нарушений и, наконец, применению адекватных глаукоме нагрузочных проб.

Возрастание проблемы аутотканевых конфликтов, возникающих внутри глаза при некоторых врожденных и приобретенных нарушениях мембранных барьерных функций, ведущих к отслойке сетчатки или к росту сосудов в ответ на ишемию сетчатки при диабете, у недоношенных детей, а также по другим причинам, заставляет всех ученых и врачей-исследователей проводить исследования с целью изучения. Появляется возможность пересадки сетчатки, вживления электродов в затылочные доли коры головного мозга безнадежно слепым (это создает особое электронное зрение). Эти все термины и операции ранее казались нам просто фантастикой.

Офтальмология - одна из наиболее быстро и эффективно развивающихся наук в мире. Изобретены невообразимые методы лечения и восстановления зрения у людей. Благодаря постоянному совершенствованию и новейшему оборудованию офтальмологам не составляет труда, выявить заболевания на ранних стадиях, справиться с катарактой, восстановить зрение до единицы.

18 вопрос

Различные расстройства З. могут наблюдаться при органических поражениях различных отделов нервной системы (кровоизлияниях, новообразованиях, травме, инфекциях, интоксикациях и др.), а также при ее функциональных нарушениях.

Характер зрительных изменений зависит от локализации патологического процесса. При поражении зрительного нерва наступает слепота соответствующего глаза при сохранении содружественной реакции зрачков на свет. Повреждение отдельных волокон зрительного нерва вызывает выпадение отдельных участков поля зрения и возникновение скотом. При поражении зрительного перекреста наступает двусторонняя слепота. При повреждении внутренних волокон зрительного перекреста, например при опухоли гипофиза, расширении III желудочка, отмечается выпадение височных (наружных) половин полей зрения (битемпоральная гемианопсия). При поражении наружных волокон зрительного перекреста с двух сторон (двусторонние аневризмы сонных артерий по бокам турецкого седла) выпадают носовые (внутренние) половины полей зрения (биназальная гемианопсия). Гемианопсия возможна и при поражении зрительного тракта, латерального коленчатого тела, задней ножки внутренней капсулы, зрительной лучистости или области шпорной борозды. В этом случае выпадают обе левые или обе правые половины полей зрения.

При повреждении зрительных путей, расположенных до зрительной лучистости, больные осознают свой дефект в поле зрения (положительная скотома). При поражении области зрительной лучистости и других структур до коры большого мозга больные своего дефекта в поле зрения не замечают (отрицательная скотома). Поражение небольших участков зрительной лучистости, а также опухоли или абсцессы височной и затылочной долей коры большого мозга вызывают выпадение четвертых частей поля зрения (квадрантов), возникает квадрантная гемианопсия. При поражении зрительной области коры большого мозга сохраняются центральные участки полей зрения. Помимо выпадения полей зрения могут наблюдаться и другие его расстройства. Так, при нарушении мозгового кровообращения, опухолях, воспалительных процессах, мигрени в результате раздражения корковых центров зрительного анализатора может возникать фотопсия — ощущение светящихся точек, искр, огненных поверхностей. Поражение более обширных участков коры большого мозга вызывает искаженное восприятие зрительных образов (метаморфопсия), возможны также зрительные галлюцинации. При поражении наружной поверхности затылочной доли левого полушария (сосудистые заболевания головного мозга, опухоли, проникающие ранения) может возникнуть зрительная агнозия (неузнавание предметов при сохраненном зрительном восприятии их).

Компьютерная периметрия

Компьютерная периметрия – точная и достоверная методика, при этом абсолютно безболезненная. Она определяет место, размеры и глубину зрительного дефекта. Периметрия способна диагностировать ранние стадии нарушения чувствительности сетчатки, зрительного нерва, проводящих путей. Офтальмологам удается выявлять такие серьезные заболевания и нарушения, как:

глаукома;

отслойка сетчатки;

патология зрительного нерва (воспалительная и сосудистая);

патология сетчатки;

новообразования

и многое другое.

Данная методика представляет собой компьютерное исследование полей зрения. Поле зрения – это пространство, которое воспринимается глазом одномоментно. Задача пациента - неподвижно смотреть на статическую точку в центре темной полусферы. Когда по периферии возникают светящиеся огоньки, нужно их фиксировать. Если есть какие-либо заболевания, то наблюдается сужение границ поля зрения, и возникают так называемые «провалы» в просматриваемом пространстве. Длительность процедуры – несколько минут. Она может показаться утомительной для людей пожилого возраста.

20 вопрос

Теория цветоощущения

Для объяснения цветового зрения, истинная природа которого экспериментально изучена плохо, имеется несколько теорий. Основными из них являются теория Юнга-Гельмгольца и теория Э.Геринга.

Согласно теории Юнга-Гельмгольца, зрительное ощущение возникает вследствие некоторого фотохимического процесса, выражающегося в распаде трех гипотетических светочувствительных веществ, каждое из которых обладает своим спектром поглощения. Распад молекул освобождает ионы, которые при известных условиях стимулируют нервное возбуждение.

Гельмгольц допускает существование в зрительном аппарате трех типов нервных волокон. Отдельные возбуждения этих волокон дают ощущения максимально насыщенных красного, зеленого и фиолетового цветов. Обычно свет действует не на одно, а на все три нервных волокна. Различию нервных волокон соответствует различие в мозговых центрах и различие в воспринимающих аппаратах. В случае палочкового зрения возникает фотохимический процесс выцветания зрительного пурпура. В случае колбочкового зрения предполагается, что возникает аналогичный процесс, хотя экспериментально существование трех светочувствительных веществ еще не установлено. Каждый монохроматический цвет возбуждает два или большей частью три цветочувствительных вещества.

Ощущение красного цвета вызывается возбуждением красного и отчасти зеленого вещества и т.д. <Чем сильнее возбуждение одного из цветочувствительных веществ по отношению к возбуждению двух других цветочувствительных веществ, тем сильнее насыщенность цвета. Чем слабее различие по интенсивности между всеми тремя возбуждениями, тем менее насыщенным является цвет. При уменьшении интенсивности всех трех возбуждений уменьшается светлота цвета. При каждом изменении в соотношениях интенсивности возбуждения цветочувствительных веществ возникает новое качество ощущения. Благодаря этому при наличии всего трех основных возбуждений человеческий глаз различает несколько сот тысяч цветов, отличающихся по цветному тону, светлоте и насыщенности. Ощущение черного цвета возникает, когда ни одно из цветоощущающих веществ не возбуждается вовсе

Дополнительными являются цвета, которые при своем смешении вызывают равное возбуждение всех трех веществ, т.е. вызывают ощущение белого цвета.

При утомлении глаза каким-либо цветом изменяются соответствия в силе каждого из трех процессов, вызывающих ощущение цвета. Благодаря этому изменяется чувствительность глаза к световым волнам различной длины. Этим, по теории Юнга-Гельмгольца, объясняется явление адаптации и последовательного контраста.

Э.Геринг предложил другую теорию цветоощущения. Он считает, что в глазу имеются три цветочувствительных вещества – бело-черное, красно-зеленое и желто-синее. Диссоциация веществ вызывает ощущения белого, красного и желтого, а ассимиляция вызывает ощущения черного, зеленого и синего.

Помимо теорий Юнга-Гельмгольца и Геринга существуют еще и другие многоступенные теории зрения, построенные на учете не только периферических, но и центральных процессов. По Г.Э.Мюллеру, существуют первичные процессы Р1, Р2 и Р3. Первичные процессы соответствуют трем основным возбуждениям теории Гельмгольца. Вторичные хроматические процессы имеют промежуточный характер и протекают также в сетчатой оболочке глаза, причем эти вторичные процессы, в соответствии с теорией Геринга, попарно связаны между собой. Центральных возбуждений, по Мюллеру, шесть: красное, желтое, зеленое, синее, белое и черное. Аналогичную схему предлагает также и Т.Шьелдерупп-Эббе.

Согласно теории X.Лэдд-Франклин, на первой стадии филогенетического развития зрение было ахроматическим, затем произошла дифференциация и зрение стало дихроматическим, т.е. наш глаз стал различать синие и желтые цвета. На последней, третьей, стадии развития дихроматическое зрение сделалось трихроматическим, т.е. глаз стал различать вместо желтого два цвета – красный и зеленый. С этой точки зрения, явление цветослепоты есть возврат ко второй стадии развития глаза, когда орган зрения был дихроматическим.

Как показали опыты Л.А.Шварц, предварительное слабое раздражение глаза тем или иным цветом может повлечь за собой повышение чувствительности к другому цвету в 2-3 раза на срок до получаса. Ею было установлено, что подобная сенсибилизация имеет место только для дополнительных цветов: красный – зеленый и желтый – синий, причем красный и желтый цвета оказывают значительно более сильное сенсибилизирующее действие, чем зеленый и синий. Сенсибилизация имеет место и при воздействии красным и желтым цветом на другой глаз и при мысленном воспроизведении этих цветов, в то время как зеленый и синий такого эффекта не дают. Это, по-видимому, связано с различной локализацией цветов и филогенетическим возрастом соответствующих участков мозга.

Исследование цветоощущения

Согласно трёхкомпонентной теории цветового зрения М. Ломоносова в зрительном анализаторе допускается существование трёх видов цветоощущающих компонентов, различно реагирующих на свет разной длины волны.

Цветоощущающие компоненты I типа сильнее всего возбуждаются длинными световыми волнами, слабее средними и ещё слабее короткими. Компоненты II и III типа соответственно наиболее сильно возбуждаются средними и короткими волнами.

При равномерном возбуждении всех трёх компонентов создаётся ощущение белого цвета. Отсутствие раздражения даёт ощущение чёрного цвета. В зависимости от степени возбуждения каждого из трёх компонентов суммарно получается всё многообразие цветов и их оттенков.Расстройства цветоощущения бывают врождёнными и приобретёнными.

Расстройства цветоощущения могут проявляться либо аномальным восприятием цветов, которое называется цветоаномалией, или аномальной трихромазией, либо полным выпадением одного из трёх компонентов — дихромазией. В редких случаях наблюдается только чёрно-белое восприятие — монохромазия.

Каждый из трёх цветорецепторов в зависимости от порядка их расположения в спектре принято обозначать порядковыми греческими цифрами: красный — первый, зелёный — второй и синий — третий. Таким образом, аномальное восприятие красного цвета называется протаномалией, зелёного — дейтероаномалией, синего — тританомалией, а людей с таким расстройством соответственно протаномалами, дейтероаномалами и тританомалами.Дихромазия наблюдается также в трёх формах: протанопии, дейтероанопии, тританопии. Лиц с данной патологией называют протанопами, дейтероанопами и тританопами.Врождённые расстройства цветоощущения всегда двусторонние, не сопровождаются нарушением других зрительных функций и обнаруживаются только при специальном исследовании.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10