">
Медицина Педиатрия
Информация о работе

Тема: Вопросы и ответы по педиатрии

Описание: Виды неправильной осанки у детей и ее влияние на организм ребенка. Нарушения опорно-двигательного аппарата. Воздействие большинства вредных факторов окружающей среды. Влияние солнца на здоровье. Гигиеническое воспитание детей. Классификация неврозов у детей.
Предмет: Медицина.
Дисциплина: Педиатрия.
Тип: Экзаменационные вопросы
Дата: 13.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 50
Поднять уникальность

Похожие работы:

физическое воспитание: укрепление костно-мышечной системы, формирование осанки

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорно-двигательный аппарат скелета, особенно на позвоночник. Поэтому плавание — эффективное средство укрепления скелета, активно

В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Их учат элементарным навыкам ухода за собой и оказанию первой медицинской помощи. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности.

Осанка, т. е. привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе, начинает формироваться с раннего детства. Нормальной, или правильной, считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма. Она характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично (без выпячивания нижнего края) лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Люди с правильной осанкой отличаются стройностью: голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие, уверенные. Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.

Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз - боковое искривление позвоночника.

Профилактические меры:
   1. Жесткая постель. 
   2. Подбор мебели по росту. 
   3. Удобная одежда. 
   4. Достаточное пребывание на свежем воздухе. 
   5. Ходьба босиком по песку, траве, гальке. 
   6. Обувь по размеру, на эластичной подошве, на небольшом каблуке, с фиксированной пяткой. 
   7. Полноценное питание. 

виды неправильной осанки у детей и ее влияние на организм ребенка

Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз - боковое искривление позвоночника.

Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен.

При кифотической осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается.

Для лордотпческой осанки характерна сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встречается довольно часто, так как у них еще слабо развиты мышцы живота.

Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так называемых треугольников талии (просветы, образующиеся между внутренней поверхностью опущенных рук и боковыми стдронами туловища).

Различают три степени нарушения осанки. При нарушении первой степени изменен лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Это нарушение легко исправляется при систематических занятиях корригирующей гимнастикой мышечной системы.

При второй степени нарушения осанки изменения появляются в связочном аппарате позвоночника. Эти изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корригирующей гимнастикой под руководством квалифицированных медицинских работников в специальных кабинетах лечебной физкультуры.

Третья степень нарушения осанки характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника; эти нарушения с помощью корригирующей гимнастики не восстанавливаются.


Влияние неправильной осанки на организм человека

На осанку ребенка родители должны обращать внимание с самого раннего возраста. Исправить осанку в старшем возрасте очень сложно, поэтому формирование правильной осанки у детей следует держать под контролем с первого года жизни ребенка.

Искривление позвоночника не является проблемой только эстетического характера, а приводит к негативным последствиям, которые оказывают влияние на состояние всего организма. Происходит деформация внутренних органов и нарушается их нормальное функционирование (затрудняется дыхание, нарушается кровоснабжение органов и.т.д.), что, в свою очередь влечет за собой обширный перечень заболеваний.

Неправильная осанка может спровоцировать образование грыжи на позвоночнике, мышечных спаек, повышенную утомляемость. Данное заболевание, как правило, сопровождается периодическими болями в спине, головными и мышечными болями.

Дети с неправильной осанкой, довольно часто сталкиваются и с психологическими проблемами, так как заметное физическое отклонение может вызывать неуверенность в себе и закомплексованность.

Посадка детей за столом (партой), виды и размеры столов и стульев. Расстановка мебели, рассаж детей

Поза ученика за партой не является единой, независимой от характера занятий учащегося; одну посадку он обязательно должен соблюдать при письме, другую он может занять при слушании учителя и товарищей. Однако каждая поза должна быть удобна для данного занятия и безусловно удовлетворять гигиеническим требованиям. 

Во время письма и чтения ученик должен выполнять следующие условия правильной посадки: 

а) Сидеть прямо. При этом туловище располагается отвесно, голова немного наклонена вперёд. В случае наклона туловища и головы центр тяжести их переносится вперёд по отношению к точке опоры, и мышцам шеи и спины приходится затрачивать всё больше и больше энергии, чтобы удержать их от опускания к парте. 

б) Использовать для опоры спинку сиденья. Соблюдение этого условия значительно отодвигает наступление утомления при сидении за партой. Выполнение этого требования возможно лишь при правильных размерах парты. 

в) Не опираться грудью на парту. Между туловищем и краем крышки должно быть расстояние примерно в толщину ладони. 

г) Туловище, голову и плечи следует держать ровно. Нельзя отклонять их вправо или влево. Плечи находятся на одном уровне. Корпус располагается параллельно краю парты. 

д) Ноги надо ставить прямо на пол или подножку. Ноги в коленях должны быть согнуты под прямым или несколько большим (100-110°) углом. 

В младших классах учителя путём показа и желательно при помощи наглядного пособия знакомят детей е правилами гигиенической посадки и в процессе занятий обучают соблюдению их. 

Плоскостопие, причины, виды, профилактика

Плоскостопие - это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций.

В норме стопа имеет два свода - продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). 
Плоскостопие может быть продольным (уплощение продольного свода стопы) и поперечным (распластанность переднего отдела стопы). Если имеется уплощение продольного и поперечного свода говорят о комбинированном плоскостопии.

Оба свода стопы предназначены для удержания равновесия и предохранения организма от тряски при ходьбе.

ВИДЫ ПЛОСКОСТОПИЯ

Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным.

Врожденное плоскостопие встречается довольно редко и является следствием внутриутробных пороков развития структурных элементов стопы.

Приобретенное плоскостопие встречается в ЛЮБОМ возрасте, бывает травматическим, паралитическим, рахитическим, статическим.

Травматическое плоскостопие развивается вследствие переломов костей стопы и голеностопного сустава или при поврежде-нии мягких тканей, укрепляющих свод стопы.

Паралитическое плоскостопие (паралитическая плоская стопа) возникает после перенесенного полиомиелита. Причиной в этом случае является паралич мышц стопы и большеберцовых мышц. 

Рахитическое плоскостопие развивается после перенесенного рахита. Рахит нарушает нормальное формирование костей стопы. Кости становятся менее прочными и под воздействием нагрузки, при ослаблении мышц и связок, стопа деформируется и образуется плоскостопие.

ЛЕЧЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

Лечить это с виду простое заболевание довольно сложно. Кроме того, необходимо знать, что никогда не наступит момент, когда человек сможет облегченно вздохнуть: ну вот, я и вылечился! Особенно при далеко зашедшей патологии. Плоскостопие – это болезнь всей жизни. Полное излечение плоскостопия возможно только в детстве. У взрослых с помощью специальных реабилитационных мероприятий развитие болезни можно лишь притормозить, не дать ей развиться в более тяжелые патологии.
Чем раньше выявлены признаки заболевания, чем меньше деформация стопы, тем более благоприятны условия для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции.

Лечение должно быть комплексным, направленным на снятие болевого синдрома, укрепление мышц и связок стопы, чтобы остановить прогрессирование деформации и предотвратить развитие осложнений.

Для снятия болевых ощущений используют лекарственные препараты и физиотерапевтические процедуры.

Основу лечения составляет специальная лечебная гимнастика, которую нужно проводить в домашних условиях ежедневно. 
Лечебная гимнастика применяется для достижения корригирующего эффекта (при первой степени плоскостопия), тренирует мышцы, укрепляет связочный аппарат, корригирует порочную установку костей стопы, формирует правильный стереотип ходьбы. 
Имеются различные специальные комплексы упражнений. При выборе упражнений учитываются: форма, положение стопы, жалобы, возраст. Выбрать конкретные упражнения, их интенсивность, Вам поможет врач-ортопед.

Для улучшения кровообращения и нормализации тонуса мышц полезен массаж стоп и голени, ванночки для ног.

Особая роль в лечении и профилактике прогрессирования плоскостопия отводится ортопедическим стелькам, которые назначаются уже при первой степени патологии. Они помогают разгрузить болезненные участки стопы и корректируют выявленные деформации при начальных признаках плоскостопия, возвращают стопе нормальное положение и берут на себя функции амортизатора.
Изготавливаются на заказ по индивидуальному слепку стопы после обследования, снятия размеров стопы и установления степени уплощения свода.

При запущенной форме плоскостопия изготавливается специальная ортопедическая обувь в виде ботинок со шнуровкой, сплошной подошвой и боковой поддержкой стопы.

Подобрать все эти несложные приспособления поможет врач-ортопед.

Не меньшее значение в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви.

Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата у дошкольников

Для правильного формирования костно-мышечной системы большое внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка. Причем с первых месяцев жизни, когда формируется позвоночник и его физиологические изгибы.

Для развития мышечного корсета ребенка старше трех лет следует приучить к регулярным физкультурным занятиям: научить плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, ходить на лыжах и кататься на коньках. Не рекомендуется рано отдавать ребенка в спортивные секции. Как правило, в спорт берут детей старше 5-6 лет, т. к. в этом возрасте уже можно оценить уровень физической подготовки ребенка и наличие патологий. Если у дошкольника есть нарушения осанки, развит сколиоз, то горнолыжный спорт или гимнастика ему не подойдут, а вот плавание или конный вид спорта принесут пользу.

В этом возрасте также рекомендуются прогулки на детских площадках, оборудованных специальными спортивными комплексами, адаптированными к росту ребенка. Родителям не стоит ограничивать малыша в движениях, желательно обеспечить ему активную физическую деятельность как на улице, так и дома (использовать детские спортивные комплексы: шведскую лестницу, перекладину, кольца).

Хорошо развитые мышцы спины и брюшного пресса позволят ребенку без напряжения сохранять правильную позу при сидении, стоянии и ходьбе.

Советы воспитателям ДОУ и родителям при нарушениях опорно-двигательного аппарата

Не держите во время прогулок ребенка за одну и ту же руку, не ограничивайте свободу его движений.

Следите, чтобы ребенок не разворачивал стопы внутрь или наружу.

Не стягивайте ноги тесными носками, ботинками.

Предоставляйте ребенку возможность ходить босиком по земле, траве, песку, гальке, по коврикам с рельефными поверхностями.http://медсестрадоу.рф/wp-content/uploads/2012/04/kartinka.jpeg1_.jpg

Объясняйте и показывайте, как нужно:

стоять – прямо, но свободно, тяжесть тела равномерно распределять на обе ноги;

ходить – ставить стопы параллельно, удерживать вертикальную ось тела;

-сидеть – прямо, не сгибая туловище, голову можно слегка наклонить вперед, ноги упереть в пол всей стопой и согнуть в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спину опирать на спинку стула. Нельзя сидеть, положив ногу на ногу, убирать ноги под сиденье, опираться на одну руку, поворачивая плечо.

Особое внимание нужно уделять позе ребенка во время сна: спина должна опираться во всех частях, лежать прямо, не провисая, сохраняя физиологические изгибы. Это возможно при положении лежа на боку или на спине. Матрац должен быть полужестким, упругим, с учетом массы тела ребенка. Чем легче ребенок, тем мягче может быть матрац. Подушка должна быть небольшой и упругой. При положении на спине – уголки подушки помещаются над плечами с обеих сторон, при положении на боку – нижний край подушки заполняет пространство между подбородком и плечом.

Лечебная физкультура – важнейшая часть профилактики и коррекции нарушения осанки, плоскостопия, искривления позвоночника и других дефектов опорно-двигательного аппарата. Вследствие регулярных занятий ЛФК у ребенка формируется правильная осанка, суставы становятся более подвижными, повышается выносливость и сила, развиваются волевые качества, организм укрепляется и закаливается. Независимо от того, на какую часть тела направлены упражнения ЛФК, обеспечивается стимуляция деятельности всего детского организма.

Закаливание, сущность закаливания, средства и цель закаливания, основные причины закаливания

Закаливание - одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни.

Процедуры закаливания -  это достаточно эффективное средство обретения здоровья и физической формы. Такое мнение высказывают практически все специалисты - практики физического воспитания.

Закаливание, между тем, это комплекс мероприятий, который должен находиться под жестким контролем специалиста, и даже в случае самостоятельного проведения закаливающих процедур контроль их обязателен.

Физиологическая сущность закаливания человека заключается в том, что под влиянием температурных воздействий, с помощью природных факторов организм постепенно становится невосприимчивым (конечно, до известных пределов) к простудном заболеваниям и перегреванию. Такой человек легче переносит физические и психические нагрузки, менее утомляется, сохраняет высокую работоспособность и активность.

Основными закаливающими факторами являются воздух, солнце и вода. Такое же действие оказывают душ, бани, сауны, кварцевые лампы. Закаливание к теплу и холоду проводится различными раздражителями.

Все методы закаливания и использования природных факторов в гигиенических целях являются одной из форм физической культуры, по самой своей природе многообразной и разносторонней. Поэтому все процедуры лучше сочетать с различными видами физических нагрузок. Например, игры, легкоатлетические упражнения на воздухе полезно проводить в облегченных спортивных костюмах, солнечные ванны сочетать с купанием в естественных водоемах, греблей, играми на пляже и т. д.

Основными принципами закаливания являются: постепенность возрастания закаливающих факторов, систематичность их применения, меняющаяся интенсивность, разнообразие средств при обязательном учете индивидуальных свойств организма. Как видим, эти же принципы положены и в основу правильной организации физической тренировки.

Влияние солнечной радиации на рост и развитие ребенка, вредные последствия ее

Дети находятся в состоянии роста и поэтому более чувствительны, чем взрослые, к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Многие жизненно важные системы такие как, например, иммунная, не полностью сформированы к моменту рождения, и вредные факторы окружающей среды могут вмешиваться в процесс их нормального развития. Воздействие большинства вредных факторов окружающей среды предотвратимо: их снижение – наиболее эффективный путь защиты здоровья детей.

Влияние солнца на здоровье: основные проблемы

УФ излучение вызывает ожог и рак кожи, ускоряет ее старение. Повышенное воздействие УФ излучения может приводить к воспалению роговицы и коньюктивы глаза, вызывать или ускорять развитие катаракты. Растущую озабоченность вызывает то, что УФ излучение может снижать активность иммунной системы человека, а, следовательно, повышать риск развития инфекций и снижать эффективность иммунизации против них. Это особенно существенно для таких бедных и уязвимых групп населения, как дети, живущие в развивающихся странах, которые в большинстве своем расположены близко к экватору и поэтому подвергаются воздействию очень высоких уровней УФ излучения.

Защита детей во время пребывания на солнце

Побуждая детей проявлять простую предосторожность, можно предотвратить как небольшой, так и серьезный ущерб здоровью, позволяя им при этом получать удовольствие от времяпрепровождения на открытом воздухе. Родители должны подавать пример такого поведения. Их обязанность – обеспечить адекватную защиту детей. Детей до года следует всегда держать в тени и быть уверенным в следующем:

От солнца дети защищены одеждой, головным убором и солнцезащитными очками.

Вы используете широкий ассортимент защитных кремов с солнцезащитным фактором на уровне 15 и выше.

Ограничиваете их пребывание на солнце в середине дня.

Предпочитаете тень.

Избегаете солнечных ламп и кабин для загара (солярии недопустимы для детей).

Тень, одежда и головные уборы обеспечивают лучшую защиту детей, применение солнцезащитных кремов необходимо для тех частей тела, которые остаются открытыми – лица и рук. Солнцезащитные кремы никогда не следует использовать для того, чтобы продлить пребывание на солнце.

использование искусственных источников ультрафиолетовой радиации

Все большее значение приобретают лампы с избирательным излучением в определенной части спектра, т.к. они обладают более избирательным действием. Это, например, эритемная увиолевая лампа (ЭУВ), бактерицидная увиолевая лампа (БУВ).

Кроме того, используются ксеноновые лампы, с большим спектром УФ-излучения.

Показания и противопоказания к проведению УФ-облучения у детей и подростков.

Показания к проведению УФ-облучения у детей и подростков обширны. Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны.Они делятся на местные и общие.

К общим показаниям относятся:

·        профилактика солнечной недостаточности, а вместе с тем и гиповитаминоза.

·        профилактика и лечение рахита.

·        профилактика понижения общей сопротивляемости организма в зимне- осенний период.

·        профилактика возникновения инфекций.

·        профилактика понижения умственной и физической работоспособности.

К местным показаниям относится эритемотерапия при воспалительных заболеваниях внутренних органов, как , например:

·        бронхит.

·        гастрит.

·        ревматизм.

·        тонзиллит.

·        ангина.

·        бронхиальная астма.

К противопоказаниям при применении УФ-радиации относятся:

·        злокачественные опухоли.

·        склонность к кровотечениям.

·        активный туберкулез легких.

·        заболевания крови.

·        кахексия.

·        гипертиреоз.

·        СКВ.

·        натуральная оспа.

·        недостаточность кровообращенияI,IIстепени.

Методы профилактики УФ-недостаточности

При профилактике УФ-недостаточности могут быть использованы различные методы. Использование солнечной радиации как  естественного источника УФ-лучей достаточно эффективно, если время пребывания на улице достаточное. В детской практике используются солнечно-воздушные ванны, как элемент не только закаливания, но и проведения профилактики УФ-недостаточности. Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн.

Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре воздуха 22°С и выше для грудных детей и при 20°С для детей 1 - 3 лет, лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. В средней полосе России ванны лучше начинать с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра.

Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин, у более старших - 5 мин с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более.

Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не более 15 - 20 мин, всего за лето не более 20 - 30 ванн. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30°С.

После солнечных ванн, а не до них, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма.

Кроме того используют прогулки, игры, экскурсии на свежем воздухе. Так для детей первого года жизни достаточно того, чтобы в зимнее время во время получасовых прогулок два раза в день, были открыты кисти рук и лицо, чтобы предупредить возникновение рахита. Но при использовании солнечной радиации необходимо соблюдать меры предосторожности, например, температура воздуха не должна быть слишком высокой, чтобы не было теплового удара, а также слишком низкой, чтобы не возникло переохлаждение и т.д.

Водные процедуры, кожные ванны, обтирание, значение закаливания

Водные процедуры

Лучше всего водные процедуры проводить по окончании утренней гимнастики, что способствует переходу организма в активное состояние и создаёт бодрое настроение на целый день. Закаливание водой нужно начинать с обтираний. Это наиболее щадящая водная процедура. Она проводится с помощью губки или полотенца, смоченных водой. После этого сначала нужно насухо вытереть верхнюю половину тела, растерев её до красноты сухим полотенцем. Затем таким же образом растереть и нижнюю половину тела.

Продолжительность процедуры составляет от трёх до пяти минут. Процедура обливания оказывает более сильное воздействие при усилении эффекта раздражения кожи давлением водной струи. В начале обливания температура воды не должна быть ниже 30 градусов. С каждой последующей процедурой её можно понижать на 3-4 градуса. Длительность процедуры с последующим обтиранием – 2-4 минуты.

Перед обливанием холодной водой нужно выполнить согревающие физические упражнения или принять тёплый душ, тогда автоматически повысится чувствительность кожных рецепторов, что вызовет позитивные изменения в организме. В плохо разогретом теле слабо циркулирует кровь, сосуды сжаты и воздействие холода извне не вызовет нужной оздоровительной реакции. После водных процедур некоторое время необходимо провести в тёплом помещении для восстановления теплообмена в организме и нормализации сердечной деятельности.

Одной из процедур местного закаливания является полоскание горла холодной водой. Первоначальная температура воды зависит от возраста и индивидуальной чувствительности к холоду и колеблется от 25 до 30 градусов. Рекомендую полоскать горло утром во время умывания и вечером перед сном. Каждую неделю температуру воды нужно понижать на один градус и довести, в конечном счёте, до 7-10 градусов. Полоскать горло лучше кипячёной водой, предварительно охлаждённой в холодильнике или на улице. В течение 2-3 недель полоскания проводят 1-2 раза в день, а затем их количество можно довести до 4-5 раз.

Обмывание стоп водой – одна из самых полезных закаливающих процедур. При частых простудах обтирание стоп нужно начинать полотенцем, смоченном водой, и только через неделю переходить к обмыванию ног, постепенно уменьшая температуру воды до 5-7 градусов.

После любой водной процедуры нужно тщательно вытираться полотенцем.

Причины близорукости у детей и ее проявления

Близорукость может быть наследственной, врождённой и приобретённой. Многочисленные исследования показали, что наследственность играет ключевую роль в развитии близорукости, причём наследуется не само заболевание, а предрасположенность к его возникновению. Установлено, что, если один из родителей страдает миопией, то риск её возникновения у ребёнка повышается; но он повышается ещё больше, если  миопией страдают оба родителя. Таким образом, необходимо предпринять все меры для предотвращения развития болезни у таких  детей.

Причиной развития врождённой близорукости может стать  врождённая патология роговицы или хрусталика, недоношенность, наследственная патология склеры, а также врождённая глаукома. Но одного повышенного внутриглазного давления недостаточно для развития близорукости. Для её возникновения повышенное давление должно сочетаться со слабостью склеры.

Но чаще близорукость развивается и прогрессирует  в школьном возрасте, что  связано с увеличением зрительной нагрузки, нарушением осанки, несбалансированным питанием (недостатком  кальция, магния, цинка и др.),  неправильной организацией рабочего места, чрезмерным использованием компьютера или телевизора, а также с  ускоренным  ростом ребёнка. Немаловажную роль  играют  сопутствующие заболевания (например, сахарный диабет) и инфекции, которые могут провоцировать развитие близорукости.

Таким образом, выделяют следующие факторы риска развития близорукости:

Наследственность.
2. Врождённые аномалии глазного яблока.
3. Недоношенность (миопия возникает в среднем у 40%).
4. Повышенная зрительная нагрузка.
5. Несбалансированное питание.
6. Несоблюдение гигиены зрения.
7. Инфекции и сопутствующие общие  заболевания (частые ОРЗ, сахарный диабет, синдром Дауна, синдром Марфана и др.).
8. Врождённая глаукома.

Бинокулярное зрение и проявление его нарушения у детей

Бинокулярным зрением называется способность формировать единый образ из изображений двух глаз. Одновременное зрение двумя глазами имеет ряд преимуществ: расширяется поле зрения; благодаря усилению сигнала в центральном отделе зрительного анализатора острота зрения при наличии бинокулярного зрения примерно на 40% выше, чем при монокулярном зрении; появляется способность оценивать относительную удаленность предметов в пространстве (стереоскопическое зрение).

Причинами косоглазия могут быть врожденные и приобретенные заболевания центральной нервной системы, аметропии, резкое понижение остроты зрения или слепота на один глаз.

Непосредственной причиной возникновения косоглазия является отсутствие точного совмещения зрительных осей глазных яблок с объектом фиксации и невозможность удержания их на объекте фиксации, так как основной регулятор (бинокулярное зрение) расстроен. Из-за нарушения бинокулярного зрения появляется двоение и чтобы избавиться от него, один глаз отклоняется к носу или к виску - возникает косоглазие. косоглазие обычно проявляется у детей в возрасте от 6 месяцев жизни до 1,5 лет, т.е. в период становления бинокулярного зрения, когда осуществляется наиболее активная совместная работа глаз.

Косоглазие характеризуется следующими признаками: сохранением полного объема движений глазных яблок; равенством первичного и вторичного углов отклонения; отсутствием двоения, несмотря на нарушенное бинокулярное зрение.

Профилактика нарушения зрения

У новорожденных зрение почти в 25 раз слабее, чем у взрослых, но этого вполне достаточно, чтобы наблюдать за лицами родных с близкого расстояния. К трем месяцам малыши уже способны следить за игрушками, а к шести видят предметы на различном расстоянии почти так же хорошо, как и взрослые.

Первый раз посетить офтальмолога необходимо еще с новорождённым. В этом возрасте врач сможет определить наличие глаукомы, катаракты, нистагма и врожденного косоглазия, оценить состояние сосудов глазного дна. В два-три года, как правило, впервые проверяют остроту зрения ребенка, диагностируют косоглазие и амблиопию. Затем зрение проверяют непосредственно перед поступлением в школу, а далее — в 11-12 и в 14-15 лет. При этом оцениваются бинокулярные функции, цветовое зрение, выявляется наличие близорукости или дальнозоркости.

Ранняя диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предотвратить возможные отклонения в развитии — ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, негативно влияет на формирование речи, память, воображение.

Правила чтения

Нельзя читать лежа.

Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.

Во время занятий рабочее место ребенка должно быть достаточно хорошо освещено. Свет должен падать на страницы сверху и слева.

Книжки для дошкольников и младших школьников должны быть с крупным шрифтом. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно велики, грозит близорукость.

Во время чтения следует делать перерывы от трех до пяти минут.

Чтобы разгрузить глазную мышцу рекомендуется выполнять несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя к окну, расслабьтесь, посмотрите вдаль.

Профилактика нарушения зрения не может обойтись без витамина С или всем известной «аскорбинке». Именно его дефицитом объясняются большинство случаев старческого снижения зрения. Витамин С содержится в плодах шиповника, цитрусовых, луке, помидорах, шпинате и яблоках.

Профилактика нарушения зрения помимо употребления витаминов предполагает и прием микроэлементов.

Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей персонала

Работа по гигиеническому воспитанию детей среднего и старшего школьного возраста должна быть направлена на закрепление приобретенных и получение новых знаний в области гигиены. Не закрепленные и не развиваемые у детей данной возрастной группы гигиенические умения и навыки, полученные в дошкольном учреждении и начальной школе, исчезают и на смену им нередко приходят антигигиенические навыки, дурные привычки.

Основные знания по гигиенической и медико-санитарной подготовке дети получают в школе при изучении таких предметов, как ботаника, зоология, анатомия. Почти в каждой теме программ по этим предметам имеется материал, тесно связанный с вопросами охраны и укрепления здоровья.

Ведущее место в гигиенической подготовке детей должна занимать профилактика детского транспортного травматизма. Вопросы безопасности уличного движения необходимо увязывать с учебным материалом по литературе, физике, математике, рисованию, физкультуре и другим дисциплинам.

Программа гигиенической подготовки старшеклассников предусматривает обучение их приемам оказания первой помощи при травмах, ожогах, отморожениях, отравлениях, тепловом ударе и т. п., наложения повязок или шин из подручного материала, переноски пострадавших и др. Большое внимание уделяется вопросам организации труда и профилактике производственного травматизма; школьников знакомят с правилами техники безопасности, личной гигиены при работе в мастерских, на участке, в живом уголке и т. д.

Перед воспитателем группы стоит большая задача — помочь родителям правильно воспитать детей. С этой целью проводится систематическая санитарно просветительная работа среди родителей. Ее задачи — разъяснение важности строгого выполнения в семье режима дня, установленного в детском учреждении; обучение приемам правильного ухода за ребенком; ознакомление с основами рационального питания детей, с мерами профилактики травматизма, детских инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также с методикой закрепления гигиенических навыков. Работа с родителями строится в форме бесед и инструктажей во время приема детей, посещения их дома, а также включает выступления на родительских собраниях.
Значительный объем работы по санитарному просвещению родителей возлагается и на медицинский персонал дошкольного учреждения. Медицинские работники принимают непосредственное участие в родительских собраниях, знакомят аудиторию с уровнем физического и нервно психического развития детей, наличием или отсутствием хронических заболеваний, уровнем основных функций организма. В отношении каждого ребенка должны быть даны конкретные рекомендации. Врач и медицинская сестра проводят индивидуальные и групповые обследования, консультации.
Для пропаганды гигиенических знаний широко используются средства наглядной агитации. В вестибюлях, около медицинского кабинета следует размещать уголки здоровья, вывешивать санитарные бюллетени, плакаты и выставки. Определенную помощь могут оказать школы и народные университеты для родителей, лекции и конференции, проводимые домами санитарного просвещения.

Гигиеническая подготовка технического персонала

Технические работники дошкольного учреждения, ежедневно выполняя свои обязанности, тесно соприкасаются с детьми, При несоблюдении ими правил личной гигиены и мер профилактики инфекционных заболеваний они могут сами оказаться источником их распространения. Санитарное просвещение технического персонала необходимо. Эти работники обеспечивают санитарный режим, уборку и проветривание помещений, правильное обслуживание детей. Своим примером и поведением они должны способствовать гигиеническому воспитанию детей.

Для повышения санитарного уровня технического персонала организуются специальные курсы, где рассматриваются вопросы профилактики инфекционных заболеваний, пути и источники их распространения, меры их предупреждения, вопросы личной гигиены, санитарные правила уборки помещения и участка дошкольного учреждения, правила гигиенического обслуживания детей.

Медицинские работники, заведующий дошкольным учреждением и воспитатели проводят беседы с техническим персоналом по всем вопросам жизни дошкольного учреждения, знакомят со специально подобранной медицинской литературой, памятками, брошюрами и другими материалами санитарного просвещения. Беседы могут проходить и индивидуально. Весь технический персонал должен постоянно повышать свой санитарно-культурный уровень, самостоятельно изучая 

Гигиена нервной системы ребенка. Виды неврозов у дошкольников

Гигиена нервной системы. Для нормального развития нервной системы детей и подростков, и особенно её высшего отдела - коры больших полушарий, огромное значение имеет правильная организация режима дня, нормирование умственной нагрузки, правильно поставленное физическое воспитание, включающее осмысленный, интересный и не чрезмерный физический труд. Если дети в одни и те же часы начинают учиться в школе, готовить уроки дома, если они в одни и те же часы получают очередную пищу, ложатся спать, встают, если их суточный режим отличается регулярностью, - все процессы в организме протекают нормально и ритмично. 

Гигиена нервной системы детей и подростков неразрывно связана с гигиенической организацией всей учебно-воспитательной работы. Чрезмерное умственное перенапряжение детей и подростков может повлечь за собой переутомление нервной системы, выражающееся в быстрой утомляемости, плохом сне и даже бессоннице, головных болях, повышенной возбудимости и раздражительности, понижении уровня психических функций - памяти, внимания, восприятия и усвоения. Переутомление нервной системы у детей и подростков является одной из основных причин понижения сопротивляемости организма в отношении инфекции и других неблагоприятных факторов. Поэтому вопросы гигиены учебно-воспитательной работы и, в частности, гигиена преподавания имеют очень важное значение для нормального развития нервной системы детей и подростков. 

Нормальное развитие нервной системы детей и подростков в значительной мере зависит от условий и влияний окружающей их среды. Эта среда должна быть такой, чтобы в ней были исключены моменты раздражающие и угнетающие нервную систему детей и подростков. Обстановка в школе и семье должна создавать у них бодрое состояние и жизнерадостное настроение, столь свойственные здоровым, нормально развивающимся детям. Чистота и порядок, всегда благожелательное и ровное обращение педагогов и родителей с детьми и подростками - всё это содействует бодрому состоянию нервной системы и нормальному её развитию. 

Нервная система детей и подростков, как и все остальные системы и органы, нуждается для своего всестороннего и полного развития в упражнении (игры, упражнения в речи, в счёте, письме, рассматривании, осмысливании и т.п.). Однако эти упражнения должны быть умеренными, так как излишне частые и тем более слишком настойчивые напряжения приводят к чрезмерному возбуждению нервной системы детей, а это последнее неизменно влечёт за собой нервное переутомление. Переутомление же является одним из главных факторов, тормозящих и нередко извращающих развитие у детей и подростков нервной системы, особенно коры больших полушарий. 

Для нормального развития нервной системы детей и подростков необходимо рациональное питание (потребление продуктов, содержащих фосфор, лецитины, витамины группы В и др.). Не менее существенно категорическое запрещение давать детям алкогольные напитки даже в умеренных дозах, так как алкоголь, действующий вредно на все органы, особенно вредное влияние оказывает на нервную ткань, вызывая вначале чрезмерное возбуждение нервной системы, а затем состояние упадка.

Не менее опасно также курение подростками табака. Никотин, содержащийся в нём, вредно влияет на нервную систему подростков, вызывает у них головную боль, тошноту, слюнотечение и т. д. Поэтому школа и семья должны общими силами не допускать курения табака подростками и употребления ими алкогольных напитков. Гигиена нервной системы - это основа, без которой немыслим процесс нормального всестороннего умственного и нравственного формирования молодого человека. 

Виды неврозов у детей, классификация детских неврозов

Неврологи выделяют несколько видов неврозов: 1) неврастению; 2) истерию; 3) невроз навязчивых состояний; 4) моносимптоматические неврозы.

Неврастения у детей, симптомы детской неврастении

Неврастения развивается при длительной психотравмирующей ситуации. Она заключается в появлении повышенной раздражительности, плаксивости, утомляемости, истощаемости активного внимания. Выявляются вегетососудистые расстройства, характеризующиеся головными болями, поверхностным сном, повышенной потливостью ладоней, обмороками, снижением аппетита. Неврастения у детей в отличие от взрослых часто сопровождается двигательной расторможенностью.

Невроз навязчивых состояний у детей, симптомы невроза навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний (навязчивый невроз у детей) развивается при действии хронических психотравмирующих ситуаций. Навязчивые состояния (навязчивость, ананказм) - это патологические мысли (обсессии), страхи (фобии), влечения (мании), действия (компульсии, импульсии), возникающие помимо и вопреки воле больного. Дети старшего возраста критически относятся к этим явлениям, переживают их и безуспешно с ними борются.

Навязчивые мысли у детей

Навязчивые мысли могут иметь характер опасений за свое здоровье или безопасность папы или мамы. Они могут возникать в виде представлений, мыслей, контрастных данной ситуации, навязчивых воспоминаний неприятных событий.

Навязчивые страхи у детей

Навязчивые страхи у детей очень разнообразны: 1) агорафобия - страх площадей, широких улиц, открытых пространств; 2) клаустрофобия - страх закрытых помещений; 3) акарофобия - страх острых предметов; 4) акрофобия - страх высоты; 5) гомилофобия - страх толпы; 6) мизофобия - страх загрязнения; 7) танатофобия - страх смерти; 8) дисморфофобия - страх уродства; 9) эрейтофобия - страх покраснеть перед публикой; 10) страх заболеть тяжелым заболеванием: сердца (кардиофобия); сифилисом (сифилофобия); СПИДом (СПИДофобия); онкологическим заболеванием (канцерофобия).

Виды страхов у детей

У детей также бывают специфические виды страхов: остаться дома в одиночестве; нападения; заболеть, заразиться; умереть; смерти родителей; чужих людей; потеряться; мамы и папы; наказания; Бабы-яги, Кощея, Бармалея; опоздать в школу; перед тем как заснуть; страшных снов; темноты; животных (волка, змей, пауков); транспорта (самолетов, машин); бури, наводнений, землетрясений; высоты; глубины; тесных маленьких помещений; воды; огня; пожара; войны; больших помещений, улиц; врачей; уколов; боли; резких громких звуков.

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.

1