">
Педагогика Логопедия
Информация о работе

Тема: Теоретические и методологические основы логопедии

Описание: Характеристика логопедии и психологии как наука. Современная система образования людей с различными отклонениями в развитии. Здоровый образ жизни как социальная проблема. Формирование здорового образа жизни у детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Логопедия.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 274
Поднять уникальность

Похожие работы:

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ “ЛОГОПЕДИЯ”

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ

1. Характеристика логопедии как науки

Логопедия как отрасль специальной педагогики. Место логопедии в системе педагогических наук. Цель и задачи логопедии. Нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности как предмет логопедии. Понимание речевых нарушений, их отграничение от возрастных особенностей речи, от временных состояний у детей и взрослых, территориально-диалектных и социокультурных особенностей речи.

Понятийно-категориальный аппарат логопедии: понятие недоразвития и нарушения речи; понятие симптома речевого нарушения как признака какого-либо нарушения речевой деятельности, понятие структуры речевого дефекта как совокупности речевых и неречевых симптомов нарушения речи; понятие механизма и патогенеза нарушений речи.

Характеристика связей логопедии с другими науками: внутрисистемных (с педагогикой общей и специальной, психологией общей и специальной и т.д.) и межсистемных (с биологическими и медицинскими науками).

2. Специальная психология как наука

Специальная психология как отрасль психологической науки. Предмет и задачи специальной психологии.

Основные разделы специальной психологии: тифлопсихология, сурдопсихология, психология лиц с нарушениями умственного развития, логопсихология, психология лиц с нарушениями поведения и эмоционально-волевой сферы. Связь с другими науками: внутрисистемные (с общей, возрастной, клинической психологией и другими разделами психологии) и межсистемные (с биологическими и медицинскими науками). Основные принципы психологического изучения лиц с нарушениями речи: принципы комплексного подхода к изучению человека, единства диагностики и коррекции, целостного изучения всех психических характеристик отдельного индивидуума, личностного подхода, деятельностного подхода, динамического изучения ребенка, этиопатогенетический принцип и принцип количественно-качественого подхода при анализе данных. Принципы специальной психологии. Методы специальной психологии. Специфика применения традиционных методов научно-психологического изучения развития детей в специальной психологии.

3. Специальная педагогика как наука

Определение специальной педагогики. Основные понятия специальной педагогики (реабилитация, абилитация, лица с особыми образовательными потребностями). Объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Медико-клинический, психологический, педагогический и социологический аспекты специальной педагогики.

Предметные области специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, обучение и воспитание детей с нарушениями умственного развития и комплексными нарушениями в развитии и др. Стратегические задачи развития специальной педагогики на современном этапе (ранее выявление нарушений в развитии ребёнка, использование компьютерных технологий в специальном образовании, поддержка функционирующей системы специального образования, интегрированное (инклюзивное) обучение, оказание помощи семье, воспитывающей ребёнка с нарушением в развитии и др.).

4. Современная система специального образования людей с различными отклонениями в развитии (ограниченными возможностями здоровья)

Система специальных учреждений для лиц с нарушениями речи. Общедидактические принципы. Принципы коррекционной педагогики: принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, принцип единства диагностики и коррекции, учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, деятельностный принцип коррекции, принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности, принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

5. Логопсихология как раздел специальной психологии

Цель, задачи логопсихологии как науки. Этические принципы и правила психологической диагностики: принцип конфиденциальности, ненанесения ущерба, компетентности, беспристрастности и соблюдения интересов обследуемого. Структура дефекта лиц с нарушениями речи: речевая и неречевая симптоматика. Особенности изучения детей, подростков и взрослых с нарушениями речи. Учет ведущего вида деятельности, состояния речевого развития в процессе изучения психического развития лиц с нарушениями речи.

6. Понятие аномального развития (дизонтогенез)

Аномальное развитие как развитие ребенка, у которого нарушен нормальный ход психического развития в связи с дефектом. Понятие дефекта как физического или психического недостатка, вызывающего нарушение нормального развития ребенка. Виды дефектов (частичный, тотальный, врожденный, приобретенный). Учение Л.С.Выготского о структуре дефекта.

Современное представление о психическом дизонтогенезе как нарушении развития ребенка на каком-либо этапе онтогенеза. Характеристика типов психического дизонтогенеза (недоразвитие, задержанное, поврежденное, дефицитарное, искаженное, дисгармоничное развитие).

Компенсация как механизм приспособления ребенка к дефекту. Декомпенсация. Сверхкомпенсация.

7. Этапы речевого онтогенеза. Закономерности речевого развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Общая характеристика этапов нормального речевого онтогенеза. Вклад А.Н.Гвоздева в развитие представлений о развитии речи ребенка. Лингвистический подход к оценке речевого развития (А.Н.Гвоздев, С.Н.Цейтлин).

Психологическая периодизация речевого развития. Роль Д.Б.Эльконина и А.К.Марковой в разработке психологического подхода к оценке речевого развития. Взаимосвязь психического и речевого развития ребенка, влияние ведущей деятельности возраста и ведущих форм общения на дифференциацию функций речи и становление форм речи на разных этапах речевого развития.

Особенности довербального периода развития. Стадии развития ребенка от рождения до 18 месяцев: стадия рефлекторных криков и звуков, появление гуления и смеха, появление и расцвет лепета, появление лепетных слов и ситуативной речи.

Особенности речевого развития ребенка раннего возраста. Овладение ребенком фразовой речью, лингвистические особенности фразы. Освоение звукопроизношением, лексической и грамматической системой родного языка. Переход от вопросно-ответной речи к диалогической. Роль предметно-манипулятивной деятельности как ведущей деятельности возраста в становлении диалога как ведущей формы речи.

Развитие речи в дошкольном возрасте. Дифференциация форм и функций речи. Завершение формирования звукопроизношения и лексико-грамматической системы языка. Переход от диалогической речи к монологической. Роль игровой деятельности в становлении и развитии монолога.

Переход к овладению письменной речью в младшем школьном возрасте. Влияние учебной деятельности на совершенствование функций речи. Учебный диалог как основная форма речи.

8. Нейрофизиологические механизмы речевой деятельности

Нейрофизиологические механизмы восприятия речи (рецепторы, пути проведения и корковые отделы слухового и зрительного, кинестетического анализаторов);

Механизмы воспроизведения речи: центральный аппарат воспроизведения (корковые речевые зоны, нисходящие корково-ядерные пути, иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, роль стриопаллидарной системы, мозжечка);периферический аппарат воспроизведения речи (генераторная , резонаторная , энергетическая системы реализации речи). Особенности речевого дыхания. Физиологические механизмы фонации, артикуляции, шепота.

9. Строение и функции центральной нервной системы. Болезни нервной системы

Классификация нервной системы по топографическому принципу (центральная, периферическая), по анатомо-функциональному признаку (соматическая, вегетативная). Функции ЦНС.

Общие представления о болезнях нервной системы (понятие о симптоме и синдроме, органические поражения нервной системы, функциональные расстройства нервной деятельности).

Инфекционно-воспалительные, наследственно-дегенеративные, травматические, интоксикационные болезни нервной системы, нарушения внутриутробного развития нервной системы, опухоли нервной системы, хромосомные болезни.

10. Анатомо-физиологическая характеристика слухового и зрительного анализаторов. Влияние патологии органов слуха и зрения на формирование речи

Периферические органы слуха и зрения, строение и функции отделов слухового и зрительного анализаторов (рецепторы, проводящие пути, корковые концы).

Влияние нарушений функционирования периферических органов , проводящих путей слухового и зрительного анализаторов в восприятии устной и письменной речи; нарушения формирования речи при патологии зрительных и слуховых центров коры головного мозга.

11. Наследственные факторы в проявлении речевых нарушений

Наследственные факторы как основные параметры становления речи. Генетическая обусловленность речевой системы. Моногенное (менделевское) и мультифакторное наследование речевых расстройств. Особенности фенотипа ребенка с нарушением речи. Роль генетических факторов в происхождении речевых нарушений.

12. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Особенности формирования здорового образа жизни у детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи.

Понятие “здоровый образ жизни”. Взаимосвязь социальных и биологических факторов в структуре здорового образа жизни. Коррекционно-педагогические условия и особенности формирования здорового образа жизни у детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи.

13. Язык и речь. Речевая деятельность, ее структура и особенности.

Язык как система фонетических, лексических, грамматических и стилистических правил речи на данном языке. Речь как процесс, деятельность общения посредством языка. Язык как знаковая система. Свойства языкового знака: преднамеренность и целенаправленность, билатеральный характер, единство двух сторон языкового знака (означаемого и означающего); двусторонняя природа, консервативность и изменчивость. Понятие и общая характеристика единиц языка (звука, фонемы, морфемы, лексемы, предложения).

Представление о речи как об особом виде деятельности. Структура речевой деятельности. Единицы и элементы речевой деятельности. Речевые действия и операции. Понятие и общая характеристика слога и высказывания как единиц речи.

14. Характеристика видов и функций речи, форм речи. Закономерности их формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Характеристика основных видов речевой деятельности (жестовая и звуковая, устная и письменная, внешняя и внутренняя). Понятие импрессивной и экспрессивной речи.

Понятие функций речи как «функционального назначения» языковых средств, связанного с отношениями языковых систем и языковых проявлений во внеязыковой действительности. Общая характеристика функций речи: основные (коммуникативная, обобщающая) и факультативные (поэтическая, эмотивная, номинативная, фатическая, диакритическая, магическая). Лингвистические и паралингвистические средства речи.

Понятие форм речи как типовых способов способы организации языковых средств в зависимости от функциональной направленности данного высказывания. Диалог и монолог как основные формы речи. Закономерности формирования и смены диалога и монолога у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

15. Семья как субъект педагогического взаимодействия и особенности социокультурной среды воспитания и развития ребенка с нарушениями речи

Семья как общественный институт, который осуществляет функцию социализации ребенка. Семья как микросоциум. Адаптация ребенка в семье, образовательном учреждении, обществе. Отношение социума к детям с отклонениями в развитии. Изучение семьи, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, внутрисемейные отношения.

Цели, задачи, принципы (многоаспектность изучения проблем, гуманное и деликатное отношение, профессиональная этика, учет психологических особенностей) диагностики семьи. Семейные взаимодействия (функции и потребности). Социально-экономический и образовательный статус семьи. Типы детско-родительских отношений (гиперопека, гипоопека, опека, приятие, неприятие). Взаимодействие специалистов образовательных учреждений с родителями или лицами, их заменяющими. Ошибки родителей при воспитании ребенка с нарушениями речи (жертвы во имя ребенка, игнорирование проблем, снижение и завышение требований к ребенку, лечение или отсутствие лечения, незнание закономерностей развития речи). Система помощи детям с речевой патологией и их родителям.

16. Понятие педагогической технологии. Реализация педагогических технологий в логопедии

Педагогическая технология как совокупность, форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок, как один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Законы и закономерности образовательного процесса как основа построения педагогической технологи. Реализация педагогических технологий в логопедии. Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания школьников с патологией речи.

17. Этиология речевых нарушений

Критические периоды в развитии речевой функции. Причины и патогенез речевых нарушений. Классификация причин: органические и функциональные, врожденные и приобретенные, эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние), биологические и социально-психологические. Взаимодействие причин на разных этапах речевого развития.

Характеристика и систематизация причин речевого нарушения. Оценка факторов риска речевого нарушения, оценка анамнестических данных (неосложенный анамнез, незначительно осложненный, осложненный)

Понятие структуры речевого нарушения. Учение Л.С.Выготского о первичном и вторичном в структуре дефекта и его роль для развития представлений о речевом нарушении в отечественной логопедии.

18. Современные классификации нарушений речи. Принципы построения, структура, характеристика нарушений

Психолого-педагогическая классификация. Выделение типологических особенностей детей с различными нарушениями речи и объединение их в группы для организации обучения и воспитания. Критерии, лежащие в основе классификации: лингвистический (сформированность различных компонентов речевой системы) и психологический (состояние интеллекта, особенности психического развития, его соответствие возрастным нормам и взаимосвязь с уровнем развития речи). Клинико-педагогическая классификация. Разграничение различных речевых нарушений, предельная детализация видов и форм нарушений речи для разработки дифференцированной логопедической помощи детям и взрослым. Критерии, лежащие в основе классификации: психолого-лингвистические (нарушения формы речи (устной или письменной), нарушение вида речевой деятельности (говорения или слушания, чтения или письма), нарушения этапа восприятия или порождения речи, нарушение операций оформления высказывания, характер нарушенных средств оформления высказывания); клинические и этиопатогенетические критерии (факторы, обусловившие нарушение речи (социальные или биологические), фон развития болезненного процесса (органический или функциональный), локализация нарушения в речевой системе (центральная или периферическая), степень нарушения, время повреждения (пренатальный, натальный или постнатальный период).

19. Характеристика познавательной сферы психики. Особенности познавательных процессов у детей, подростков и взрослых с нарушениями с речи

Познавательные процессы как система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды.

Ощущение и восприятие как процессы отражения свойств предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. Свойства восприятия (целостность, предметность, Осмысленность, структурность, константность и др.), классификация восприятия по основанию (зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное, кинестетическое), по форме (восприятие пространства, восприятие движения, восприятие времени). Различие и сходство восприятия и ощущения.

Понятие и характеристика внимания, памяти и воображения,

Понятие мышления, его формы (суждение, умозаключение). Мыслительные операции (сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация,. систематизация, конкретизация), виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное; словесно-логическое.

Влияние тяжелых нарушений речи на формирование познавательных процессов детей.

20. Эмоционально-волевая и личностная сферы психики человека, ее особенности у лиц с нарушениями речи

Эмоционально-волевые процессы как психические явления, формирующие общее функциональное состояние психики человека и управляющие протекающими в ней познавательными и другими процессами, включающие эмоции, чувства и волю человека.

Понятие эмоции, основные характеристики эмоций (сила, длительность протекания, глубина воздействия на организм и скорость возникновения).

Понятие воли как процесса осознанного воздействия человека на свою психическую сферу с целью выполнения необходимого действия в соответствии с поставленной целью, преодолевая физиологические и (или) психологические трудности (препятствия). Виды волевых действий (воли): простые и сложные, преднамеренные и непреднамеренные.

Влияние эмоционально-волевых характеристик человека на формирование соответствующих качеств личности: решительность, дисциплинированность, мужество, смелость и др., которые находят свою реализацию уже в двух других структурных компонентах психики человека - психических образованиях и свойствах личности.

Особенности эмоционально-волевых и личностных характеристик у лиц с нарушениями речи.

21. Деятельность: структура, виды, характеристики. Деятельностный подход к изучению личности при онто- и дизонтогогенезе речевого развития

Деятельность как динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Структура деятельности, состоящая из нескольких уровней (психофизиологические функции, операции, действия, особые виды деятельности). Виды деятельности (предметная , игровая, учение, труд).

Деятельностный подход как рассмотрение любого психического явления и процесса в его становлении и функционировании сквозь призму категории деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Л. Леонтьев). Основы деятельностного подхода при онто- и дизонтогенезе речевого развития личности.

22. Общение и речь: функции, средства, структура, психологические характеристики. Особенности общения детей, подростков и взрослых с нарушениями речи

Общение как обмен информацией между людьми и их взаимодействие. Классификация общения по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам. Основные формы общения (непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное, межличностное). Три основных типа межличностного общения (императивное, манипулятивное, диалогическое).

Речь как исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Характеристика процесса речи как формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а также как восприятие языковых конструкций и их понимание.

Специфика общения детей, подростков и взрослых с нарушениями речи.

23. Основные принципы анализа и устранения речевой патологии

Принципы анализа речевых нарушений – основа для их классификации, разработки научно обоснованных путей и методов их предупреждения, преодоления и коррекции. Принцип развития. Принцип системного подхода при анализе речевых нарушений. Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с развитием ведущих форм деятельности и других сторон психического развития.

Анализ структуры речевых нарушений. Речевые и неречевые проявления, характер их связей. Первичные и вторичные нарушения. Симптом и синдром речевой недостаточности. Симптоматология нарушений речевой деятельности. Нарушения структурных компонентов речевой системы, видов речевой деятельности и функциональных аспектов речи. Динамика речевых нарушений.

24. Понятие и характеристика дислалии как речевого нарушения

История изучения дислалии по представлениям И.Франка (начало XIX века). Обобщенное значение термина как наименования всех видов произносительных расстройств различной этиологии. Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Этиология, симптоматика и классификации дислалии. Мономорфные и полиморфные нарушения звукопроизношения. Формы нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, искажения и смешения звуков). Функциональная (сенсорная, моторная, сенсомоторная) и механическая дислалии. Фонетические и фонематические нарушения (акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая и артикуляторно-фонетическая дислалии). Структура речевого нарушения при различных формах дислалии.

25. Понятие и характеристика дизартрии как речевого нарушения

Понятие дизартрии как нарушения произносительной стороны речи. Связь дизартрии с органическим поражением моторных структур центральной нервной системы. Этиология и патогенетическая классификация дизартрия. Основные причины органического поражения моторных структур мозга в различные периоды жизни (перинатальная, натальная, постнатальная патология). Характеристика ведущих синдромов нарушений речи при дизартрии: синдром артикуляционных расстройств; синдром нарушений речевого дыхания; синдром голосовых расстройств.

Классификация дизартрии в зависимости от различных критериев: локализации очага поражения (бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная (подкорковая), корковая, мозжечковая); синдромологического подхода применительно к детям с ДЦП (гиперкинетическая, спастикопаретическая, спастикоригидная, атактическая); степени понятности речи для окружающих (анартрия, собственно дизартрия, легкая или стертая). Механизмы нарушения и симптоматика при различных формах дизартрии.

Характеристика основных нарушений звукопроизношения и нарушений просодической организации звукового потока. Структура дефекта. Соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре дефекта при дизартрии. Степени выраженности нарушений с позиции психолого-педагогического аспекта рассмотрения проблемы.

26. Понятие и характеристика ринолалии как речевого нарушения

Определение ринолалии как речевого нарушения. Статистические сведения о распространенности. История изучения. Характер повреждения речевого аппарата при разных формах ринолалии (открытая, закрытая, смешанная). Этиология и механизмы разных форм ринолалии.

Классификация ринолалии с учетом различных критериев: характера повреждения речевого аппарата (органическая, функциональная); направленности воздушной струи во время фонации (открытая, закрытая, смешанная); времени возникновения дефекта речевого аппарата (врожденная, приобретенная). Симптоматика (речевые и неречевые симптомы) основных форм ринолалии. Врождённые расщелины как одна из наиболее распространенных причин ринолалии, их влияние на физическое и психическое развитие ребёнка. Особенности проявления ринолалии в разные возрастные периоды. Степени выраженности нарушений (психолого-педагогический аспект рассмотрения проблемы). Особенности развития языковой системы, форм и функций речи в дизонтогенезе, функциональные перестройки в процессе развития ринолалии; роль социальных факторов в развитии синдрома ринолалии и в проявлении вторичных речевых и неречевых нарушений.

27. Понятие и характеристика алалии как речевого нарушения

Определение алалии как речевого нарушения. Статистические сведения о распространенности. Этиология возникновения нарушения. Проблема понимания механизмов алалии с точки зрения различных научных концепций (сенсо-моторной, психологической, языковой, нейропсихологической).

Классификации алалии по различным принципам (этиологическому, патогенетическому, психологическому, лингвистическому, психолингвистическому и др.).

Симптоматика различных форм. Характеристика неречевых симптомов (неврологическая и психологическая симптоматика). Характеристика речевых симптомов нарушения (фонетико-фонематических, лексических, грамматических, паралингвистических; состояние функций речи). Соотношение речевых и неречевых симптомов. Влияние алалии на развитие и деятельность личности. Степени выраженности алалии (психолого-педагогический аспект рассмотрения проблемы).

Основные формы алалии (моторная, сенсорная). Общая характеристика.

28. Понятие и характеристика афазии как речевого нарушения

Определение афазии как речевого нарушения. Краткий исторический обзор учения. Статистические сведения о распространённости. Причины афазии. Классификации афазий (нейропсихологическая, психолингвистичекая, лингвистическая). Симптоматика (речевая, неврологическая, психологическая) основных форм афазии. Особенности афазии у детей.

Характеристика основных форм афазии: афферентной и эфферентной моторной, акустико-гностической (сенсорной), акустико-мнестической, семантической, динамической афазии (локализация очага поражения в коре головного мозга, центральный механизм и дефект, клиническая картина).

29. Понятие и общая характеристика нарушений голоса

Определение фонопедии, как раздела логопедии (определение, цель и задачи). Анатомо-физиологичские особенности голосового аппарата. Механизм образования голоса. Акустические основы голосообразования (основные параметры звука: высота, тембр, сила; понятие “резонанс”, “импеданс”; способ подачи звука: твёрдая, мягкая, придыхательная атака).

Этапы формирования голоса в норме: голос новорожденных; голос детей дошкольного возраста; голос детей школьного возраста; голос взрослых; старческий голос. Особенности голоса в период мутации.

Причины голосовых расстройств (органические; функциональные, вызывающие органические изменения гортани; функциональные; предрасполагающие). Классификация нарушений голосообразования органические и функциональные, центральные и периферические: (органические: афония, дисфония при хронических ларингитах, при периферических парезах и параличах гортани, состояния после удаления опухоли гортани); функциональные (фонастения, гипо- и гипертонусная дисфония (афония), психогенная афония). Влияние нарушений голоса на становление личности ребёнка.

30. Нарушения темпа и ритма речи несудорожного характера

Характеристика нормального темпа речи у детей и взрослых. Понятие и симптоматика нарушений темпа речи несудорожного характера.

Характеристика патологически ускоренного/замедленного темпа речи: брадилалия, тахилалия (чистые формы, бормотание, баттаризм, полтерн). Этиология, механизм возникновения различных форм, речевая и неречевая симптоматика в структуре нарушения. Степени выраженности расстройств.

Отграничение нарушений темпа речи несудорожного характера от физиологических запинок, итераций, нарушений темпа речи при заикании и дизартрии, от особенностей темпа речи у лиц с нарушениями психики.

31. Понятие заикания как речевого нарушения

Понятие заикания как специфического нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата Проблема распространённости заикания.

Речевая судорога как основной симптом заикания Классификация судорог: по характеру судорожной активности мышц (клоническая, тоническая, смешанная), по месту их преимущественной локализации (артикуляционные, голосовые, дыхательные), по степени проявления судорожной активности (легкая, средняя, тяжелая). Типы течения заикания: регредиентный, прогредиентный, рецидивирующий, стационарный, волнообразный.

Характеристика причин заикания (внутренние предрасполагающие, внешние предрасполагающие, внешние производящие). Факторы появления заикания: возраст, состояние центральной нервной системы, индивидуальные особенности речевого онтогенеза, состояние функциональной асимметрии мозга и др. Патогенетические механизмы клинических форм заикания (невротическая и неврозоподобная форма заикания).

Классификация причин заикания (внутренние предрасполагающие, внешние предрасполагающие, внешние производящие).

Заикание как устойчивое патологическое состояние. Степени выраженности заикания. Характеристика тяжести заикания по степени фиксированности на дефекте (нулевая, умеренная, выраженная). Рецидивы заикания.

32. Понятие и характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи

Понятие фонетико-фонематическое недоразвитие речи в отечественной логопедии. Значение трудов Р.Е.Левиной в развитии представлений о фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Причины и симптоматика фонетико-фонематического недоразвития. Характеристика структуры дефекта у дошкольников и младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи , Механизмы и оценка структуры речевого нарушения при фонетико-фонематическом недоразвитии речи, обусловленном различными формами речевой патологии (дислалией, ринолалией, дизартрией).

33. Понятие и характеристика общего недоразвития речи

Понимание и характеристика общего недоразвития речи в научной школе Р.Е.Левиной. Причины общего недоразвития речи. Клинические виды общего недоразвития речи. Механизмы речевого нарушения и специфика общего недоразвития речи у детей с различными формами речевой патологии (дизартрией, ринолалией, алалией).

Понятие уровня речевого развития. Критерии составления уровневой характеристики недоразвития речи. Состояние фонетических и фонематических операций, лексико-семантических представлений, словообразовательных умений, морфолого-синтаксических характеристик речи, состояния связной речи.

Взаимосвязь речевого, психического и умственного недоразвития ребенка. Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи. Необходимость разграничения общего недоразвития речи и сходных состояний (нарушений слуха, нарушений умственного развития, ранним детским аутизмом и т.д.).

Влияние общего недоразвития речи на состояние письма и чтения детей младшего школьного возраста.

34. Понятие и характеристика дисграфии

Психофизиологическая, психологическая и лингвистическая готовность к овладению письмом. Этиология дисграфии (конституциональные предпосылки, энцефалопатические нарушения, неблагоприятные социальные и средовые факторы). Механизмы и симптоматика языковых и оптических нарушений. Классификация дисграфий, разработанная на кафедре логопедии РГПУ им.А.И.Герцена. Артикуляторно-акустическая дисграфия как следствие нарушения произносительной стороны речи. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия как следствие несформированности морфологических и синтаксических обобщений. Оптическая дисграфия как следствие недоразвития зрительного гнозиса и мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.

35. Понятие и характеристика дислексии

Ступени формирования навыков чтения: ступень овладения звукобуквенными обозначениями, ступень слогового чтения, ступень становления целостных приемов чтения, ступень синтетического чтения. Дислексия как частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. Этиология, механизмы и симптоматика дислексии. Замены и смешения звуков при чтении, побуквенное чтение, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения понимания прочитанного, аграмматизмы при чтении. Классификация дислексий: оптические, мнестические, фонематические, семантические, аграмматические и тактильная.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИХ КОРРЕКЦИИ

1. Этапы и содержание формирования произносительных навыков при устранении дислалии

Подготовительный этап – включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – формирование у ребенка первоначальных умений правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – формирование у ребенка умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

2. Особенности логопедической работы при различных формах дислалии

Комплексная медико-педагогическая работа при механической (органической) дислалии. Особенности логопедической работы при фонетических и фонематических нарушениях. Специфика работы при сенсорной и моторной функциональных дислалиях.

3. Особенности логопедической работы по устранению различных форм дизартрии

Направления, методы и приемы коррекционной педагогической работы по устранению речевой и неречевой симптоматики при разных формах дизартрии. Понятие комплексного подхода к коррекционно-педагогической работе с детьми, подростками и взрослыми с разными формами дизартрии: сочетание логопедического воздействия с медико-коррекционным и психокоррекционным воздействием.

Методики коррекционной работы в различные возрастные периоды и при различной степени проявления дефектов речевой, двигательной и психической сферы детей с дизартрией.

Особенности обучения и воспитание детей и подростков с разными формами дизартрии. Возможность предупреждения тяжелых нарушений речи и отклонений в формировании личности у детей и подростков с дизартрией.

4. Этапы и содержание логопедической работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи при дизартрии у детей и взрослых.

Цель и основные положения логопедической работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи при дизартрии.

Необходимость коррекции нарушений звукопроизношения в сочетании с воздействием на просодические компоненты речи (темпо-ритмические и мелодико-интонационные, высоту и громкость).

Этапы и основное содержание логопедической работы. Подготовка артикуляционного аппарата и формирование артикуляционных укладов как основное содержание подготовительного этапа. Формирование произвольных форм деятельности, развитие высших психических функций; формирование восприятия звуков речи, речедвигательных умений и навыков. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Специфика работы по коррекции артикуляционных нарушений в зависимости от формы дизартрии. Постановка звуков – определение способов постановки, автоматизация умений – принципы отбора речевого материала, дифференциация звуков – виды работ, способствующие более эффективному формированию дифференцировочных умений. Этап формирования коммуникативных умений и навыков (подбор речевого материала, определение форм и видов речи, ситуаций общения. Специфика устранений дефектов звукопроизношения на каждом из этапов. Условия, определяющие эффективность логопедического воздействия.

5. Особенности логопедической работы при стертой дизартрии у детей

Понятие стертой дизартрии как наиболее легкой степени выраженности нарушения. Структура речевого дефекта при стертой дизартрии.

Необходимость дифференциальная диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии в соответствии с рядом критериев: анатомический компонент, неврологический фактор, состояние звукопроизношения и фонематических процессов, просодической организации речи; длительность логопедической работы, особенности психолого-педагогической характеристики детей.

Особенности формирования лексико-грамматической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии. Различия в методике коррекции звукопроизношения при дислалии и стертой дизартрии на каждом этапе логопедической работы.

6. Организация, направления и содержание коррекционно-логопедического воздействия при устранении открытой ринолалии

Комплексность воздействия при устранении ринолалии. Медицинский аспект оказания помощи ребёнку (возможные способы оперативной и ортопедической компенсации). Психолого-педагогический аспект (основные направления работы). Профилактика возникновения речевых нарушений при врождённых расщелинах нёба.

Характеристика авторских методик устранения нарушений речи при ринолалии (А.Г.Ипполитова, И.И.Ермакова).

Этапы, содержание и методы работы в доопераиионный период. Этапы, содержание и методы работы в послеоперационный период. Условия, определяющие прогноз.

7. Организация, направления и содержание коррекционно-логопедического воздействия при устранении закрытой и смешанной ринолалии

Комплексность воздействия при устранении ринолалии. Медицинский аспект оказания помощи ребёнку (возможные способы компенсации). Психолого-педагогический аспект (основные направления работы).

Этапы, содержание и методы логопедической работы. Методика работы по формированию правильного речевого дыхания, дифференциации ротового и носового выхода. Методика работы по развитию голосовой функции. Коррекция звукопроизношения. Методика работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи. Условия, определяющие эффективность логопедического воздействия.

8. Система обучения и воспитания детей с моторной алалией. (Речевая и неречевая симптоматика моторной алалии)

Система коррекционно-развивающего воздействия при моторной алалии. Роль медицинского и психолого-педагогического воздействия в речевом и психическом развитии детей с моторной алалией.

Методика работы по формированию неречевых психических процессов. Воспитание потребности в речевом общении. Методика работы по формированию импрессивной стороны речи. Значение единого речевого режима. Этапы, содержание и методы логопедической работы (“Однословное предложение”, “Первые формы слов”, “Двусоставное предложение”). Развитие предикативной функции речи, синтаксической стороны речи, её диалогической формы. Воспитание речи в деятельности. Структура логопедических занятий.

9. Система обучения и воспитания детей с сенсорной алалией

Система коррекционно-развивающего воздействия при сенсорной алалии. Роль медицинского и психолого-педагогического воздействия в речевом и психическом развитии детей с сенсорной алалией.

Этапы, содержание и методы логопедической работы (“Развитие восприятия неречевых звуков”, “Дифференциация неречевых и речевых звуков”, “Развитие восприятия речевых звуков” и т.д.). Развитие предикативной функции речи, синтаксической стороны речи, её диалогической формы. Методика работы по формированию неречевых психических процессов. Воспитание потребности в речевом общении. Методика работы по формированию экспрессивной стороны речи. Значение единого речевого режима. Структура логопедических занятий.

10. Методика восстановительного обучения при моторных формах афазии

Ведущие принципы восстановительного обучения при афазии: восстановление речи как целостной психической деятельности; выбор приёмов коррекционно-педагогической работы в зависимости от этапа восстановления речевой функции и компенсаторных возможностей больного; комплексность коррекционного воздействия при различных формах афазии.

Цель, задачи, основные этапы и содержание восстановительного обучения при устранении различных форм афазии. Афферентная моторная афазия (преодоление нарушений кинестетического артикуляционного праксиса). Эфферентная моторная афазия (преодоление нарушений кинетического артикуляционного праксиса, восстановление чувства языка, преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова). Динамическая афазия (преодоление дефектов внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования высказывания).

11. Методика восстановительного обучения при сенсорных формах афазии

Ведущие принципы восстановительного обучения при афазии: восстановление речи как целостной психической деятельности; выбор приёмов коррекционно-педагогической работы в зависимости от этапа восстановления речевой функции и компенсаторных возможностей больного; комплексность коррекционного воздействия при различных формах афазии.

1 2 3