">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Билеты по социальной педагогике

Описание: Социальная педагогика в системе педагогических наук. Ее цели и задачи. Взаимосвязь с другими науками. Объект и предмет исследования. Взаимосвязь профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности. Средовая обусловленность.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Билеты к экзамену
Дата: 30.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 1158
Поднять уникальность

Похожие работы:

Билеты по социальной педагогике:

1.Социальная педагогика в системе педагогических наук. Социальная педагогика как наука, ее цели и задачи. Взаимосвязь социальной педагогики с другими науками. Объект и предмет исследования социальной педагогики. Функции социальной педагогики.

Социальная педагогика выделяет в образовании те аспекты и явления, которые связаны с включением человека в совместную жизнь в обществе.

Социальная педагогика — это теория и практика социального становления и дальнейшего совершенствования личности, общественных групп в процессе социализации.

Термин социализация предложил Талкот Парсонс (американский ученый) для обозначения того процесса, который проходит человек в течении всей жизни, приобретение знаний об обществе и самом себе, развитие социальных навыков и умений, интерполизация всей его культуры.

Цель социальной педагогики — способствовать социальному формированию личности, группы с учетом ее своеобразия и социокультуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Своеобразие может проявляться в возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).

Задачи:

1.прикладная; воспитание в сознание ребенка понятия добра, любви справедливости, научить самостоятельно выходить из кризиса, научить общению с окружающими людьми, развивать чувство собственного достоинства, самостоятельности уверенности в себе.

2.социальное воспитание; исследование проблем социального воспитания личности, изучение опыта социального воспитания, исследование содержания и способов обеспечения оптимального социального воспитания различных социальных групп, изучение зарубежного опыта социального воспитания, его адаптация к отечественным условиям.

Взаимосвязь социальной педагогики с другими науками:

Философия: философия выработала обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; социальная педагогика – исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание (имеют сходство).

Этика: социальная педагогика использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определенные цели и разрабатывает методы воспитания.

Социология: социальная педагогика разрабатывает теории и методики социального воспитания, принимаются во внимание данные социологии.

Этнография, этнопсихология: разрабатывает теорию социального воспитания, необходимо учитывать данные этнографии этнопсихологии, определяют конкретные цели и содержания воспитания, учитывая этнические особенности при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспитания.

Социальная и возрастная психология: социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуются проблемы социализации и виктимологии, разрабатывают психологию и основные методики социального воспитания

Объект - Человек, нуждающийся в социально-педагогической помощи.

Предмет - Социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности (воспитания, коррекции или реабилитации и пр.) и условия его реализации.

Содержание социальной педагогики определяется ее функциями,каждая из которых представляет собой одно из ее направлений, отражающих ее содержание.

Функции:

1.теоретически: познавательная; накапливание знаний, их систематизация, стремление создать полную картину изучающих его процессов и явлений в современном обществе, их описание и объяснение, раскрытие ее глубины, основания.

2.прикладная: поиск путей и способов, выявление условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации.

3.гуманистическая: разработка целей совершения социально-педагогических процессов, создание благоприятных условий для развития личности и ее самореализации

4.социальная : диагностика изучения ребенка, оказание помощи, анализ состояния социальное воспитание, координация и объединение различных специалистов.

5.воспитательная : включение ребенка в окружающую его среду, в процессе социализации и адаптации в процессе воспитания и обучения.

6.социально-правовая забота государства о детях, их правовая защита

7.социально-реабилитационная: воспитание, образовательная работа с детьми и нуждающимися в помощи.

2.Принципы социальной педагогики. Понятие «принцип» в педагогике и социальной педагогике. Принцип целесообразности. Принцип культуросообразности. Принцип гуманизма. Принцип индивидуальной обусловленности. Принцип личностной обусловленности. Принцип средовой обусловленности. Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности.

Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления пли результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов.

Они подразделяются на:

• принципы социальной педагогики как науки. Они имеют общеметодологический характер и присущи научной дисциплине. Такие принципы включают: исходное положение науки, тождественное закону; наиболее общее положение, в основе которого лежат группы законов; частное проявление закона. К ним относят научность, объекивность, историзм, связь с практикой и др.;

• принципы социальной педагогики как практики (принципы, обусловливающие организацию и собственно социально-педагогическую деятельность). Они отражают исходные, базовые положения, выполнение которых способствует высокой организации и обеспечению эффективности социально-педагогической деятельности. Именно их чаще всего отождествляют с принципами социальной педагогики;

• принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы. Это принципы педагогики высшей школы.

Они имеют общий характер, отражают закономерности высшей школы, и их требования необходимо учитывать при подготовке специалистов высшей квалификации.

Принципы социальной педагогики как практики (краткий варинт):

2.Принцип культуросообразности.

Личность формируется через приспособление к культуре, а главное в каждой культуре – человек. Ушинский упоминал о важности воспитания на разном языке.

Правила: учет отклонения ребенка от нормы, развитие творчества детей.

3.Принцип гуманизма.

Гуманизм – система взглядов, признающих ценность человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей.

Правила: достойное отношение общества ко всем детям, признание права ребенка быть самим собой + уважительное отношение к нему, понимание милосердия как 1-ой ступеньки к гуманизму, помощь ребенку в формировании «Я».

4.Принцип индивидуальной обусловленности.

Принятие человека со всеми его возможностями, достоинствами и недостатками.

Правила: перед началом работы необходимо хорошо изучить объект (первичная диагностика), предусмотреть особенности начального этапа работы, при работе необходимо учитывать состояние объекта и динамику его изменения во время работы, создать комфортные условия.

5.Принцип личностной обусловленности.

Правила: учет особенностей личности, определение прогноза.

6.Принцип взаимосвязи эффективности СПД и профессионализма социального педагога.

Правила: изучение опыта, учет особенностей объекта, дифференцированный подход.

8.Принцип средовой обусловленности.

Зависимость индивидуального и социального развития.

Правила: создание благоприятной среды в любом направлении, изучение данной среды

2. Принцип культуросообразности. Необходимость этого принципа обусловлена самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому.

Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике А. Дистервегом, который считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить, одним словом всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова. Человек – продукт своего времени, хотя его развитие и зависит от природных задатков.

В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита в трудах К.Д. Ушинского. Он писал о том, что, если мы хотим воспитать образованного человека и гражданина, начинать нужно с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, своей родины, ее природы, географии, истории, культуры.

Реализация принципа культуросообразности требует выполнения ряда правил:

учет отклонений ребенка от нормы при формировании у них различных видов культур;

3. Принцип гуманизма. Гуманизм – это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность – желаемой нормой отношений в обществе.

Ведущим проявлением гуманизма является любовь к детям и воспитание любви в детях. Все произведения выдающихся классиков педагогики и социальной педагогики проникнуты любовью к детям.

Задача социального педагога вместе с другими специалистами (учителями, воспитателями, психологами и др.) не только любить детей, но и научить их любить людей: своих мать и отца, братьев и сестер друзей и всех тех, кто живет с ними. Любить, чтобы понимать и быть понятыми, любить, чтобы сотрудничать, любить, чтобы творить добро.

Итак, принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе. Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать – значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;

помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы;

понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для общества;

стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим под готовить детей-инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких детей со взрослы ми и детьми.

4. Принцип индивидуальной обусловленности(индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек — это особый индивидуальный мир со своим содержанием, возможностями развития, воспитания и взаимодействия со средой жизнедеятельности. Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.

6. Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Собственно социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле. В процессе ее происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта.

Одна и та же педагогическая деятельность, выполняемая одним и тем. же человеком, а тем более другими людьми отличается и воспринимается по-разному. Можно копировать деятельность, перенимать опыт, но нельзя стать таким же, как ее автор. Перенять опыт практической деятельности можно на уровне умения, но ее эффективность и результативность будут другими. Они могут быть лучше или хуже. Результативность во многом определяется не только педагогическим мастерством педагога, но и его творческим подходом, своеобразием личности. Опытом можно овладеть, но обаянием, отношением к делу, индивидуальным стилем невозможно.

Принцип личностной обусловленности педагога подразумевает учет следующих рекомендаций:

— объект социально-педагогической деятельности, среда, решае-

мые задачи требуют учета особенностей личности педагога, способно-

го обеспечить результативность;

— в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настра-

ивать себя на работу с ним (ней) и на прогнозируемый результат;

— в ситуации, когда педагог не обладает возможностями добиться

прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его

заменить;

— в педагогической деятельности важно оценивать особенности

индивидуального стиля воспитательной работы, его достоинства и не-

достатки, что является основой стимулирования самосовершенствования педагога;

— овладение педагогическим опытом другого лица предусматривает необходимость учета и своеобразия его личности, в какой степени

его можно усвоить.

7. Принцип взаимосвязи эффективности СПД и профессионализма социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию.

Основные требования принципа:

— в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогичес-кой деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяется субъект. На практике это требование далеко не всегда выполнимо (в этом случае специалист, не имеющий опыта работы, не должен допускаться к ней);

— следует дифференцированно подходить к определению субъекта

социально-педагогической деятельности;

— специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной

помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональной самореализации;

— в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педагогической деятельности, необходим индивидуальный подход, стимулирующий ответственное отношение к профессиональной деятельности.

9. Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость

индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности); либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (на пример, особо оборудованная комната в специализированном центре, домашняя обстановка, школа). Средовые факторы — это то, с чем взаимодействует человек. В этом случае они выступают средством его развития, воспитания. Необходимость управлять факторами социального окружения человека, чтобы стимулировать через них его целенаправленное индивидуальное развитие, и лежит в основе принципа средовой обусловленности.

Каждый фактор имеет собственное воспитательное воздействие (воспитательный потенциал), свои особенности, которые –должны учитываться специалистом. Средовый фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержанием, нейтрализовывать и даже противодействовать ему. Основные требования принципа:— для каждого воспитательного мероприятия (воздействия) существует наиболее благоприятная, благоприятная (недостаточно благоприятная), неблагоприятная среда; с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятельности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать наиболее полное их достижение; социальному работнику необходимо уметь прогнозировать влияние среды и стремиться наиболее полно использовать положительные возможности, одновременно максимально снижая или нейтрализуя влияние негативных; факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на растущего, впечатлительного, что требует более пристального внимания к ним в процессе профессиональной деятельности; факторы среды нередко являются средством воспитания ребенка, поэтому в работе с детьми необходимо умение прогнозировать характер ее влияния и целенаправленно использовать в процессе социально-педагогической работы.

3.Категории социальной педагогики. Категории педагогики и социальной педагогики. Социально-педагогическая деятельность. Социальное обучение. Воспитание и социальное воспитание.

Каждая наука имеет свою систему знаний, которая отражается в ее понятиях и категориях.

Понятие – одна из форм выражения реального мира в процессе его познания. Чтобы определить понятие, выделяют его признаки.

В процессе развития науки понятия объединяются, укрепляются и преобразуются в категории – наиболее общие, фундаментальные родовые понятия. Бывают заимствованными и собственными.

Категории педагогики — «воспитание», «обучение», «образование».

Вид профессиональной деятельности: Педагогическая.

Определение: Вид педагогической деятельности, направленный на передачу социокультурного опыта посредствам обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых.

Деятельность осуществляется: Педагогами: воспитателями, учителями, преподавателями.

Характер деятельности: Нормативная, планомерная, непрерывная.

Объект деятельности: Дети, взрослые.

Учреждения: ОУ различных типов.

Основные категории СП: социальное воспитание, социальное обучение, социальная работа, социализация.

Вид профессиональной деятельности: Социально-педагогическая.

Определение: Разновидность профессиональной деятельности направленная на оказание помощи в процессе социализации, освоение социокультурного опыта, создание условий для самореализации в обществе.

Деятельность осуществляется: Социальными педагогами.

Характер деятельности: Адресная, локальная.

Объект деятельности: Ребенок с проблемами социализации.

Учреждения: ОУ различных типов, учреждения социальной защиты.

Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.

Социальное воспитание. Изначально в основе социального воспитания лежала христианская мораль. 70-80 года 19 века в России действует единое министерство просвещения и духовных дел, закон божий является одним из основных предметов в ОУ.

Изменение целей и задач произошло после октябрьской революции 1917(разрыв с христианством). В начале 20 века особый интерес вызвало изучение взаимосвязи общества и школы, роль школы в воспитании подросткового поколения, влияние школы на социальную среду. Прочно утвердился термин социальное воспитание (соцвос). В 1917-1930-х годах термин употребляют в 2-х значениях:

1.государственный орган, функцией которого является управление детскими воспитательными и образовательными учреждениями.

2.передача общественного опыта от одного поколения другому.

Однако термин просуществовал не долго. В советский период вместо социального воспитания пришел термин коммунистическое воспитание.

В 90-е года этот термин получает второе рождение. Определение социального воспитания такие ученые как Мудрик и Бочаров по-разному определяют сущность социального воспитания:

воспитание подросткового поколения в социуме

высококачественное образование и воспитание детей

воспитание всех возрастных групп и социальных категорий

т.е. социальное воспитание рассматривают как социальный институт.

Социальное воспитание – целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых ему для успешной социализации.

Социальное обучение. Социальное развитие ребенка, формирование его социальных умений и навыков происходит во взаимодействии с окружающей средой и людьми, одним из важных видов деятельности является игра.

Социальное обучение – целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирование социальных умений и навыков, способствующий социализации ребенка.

Социальное образование. Термин появился в России в первой половине 90-х годов, различают 2 случая употребления этого термина: профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере, включающая все виды профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское, курсовая подготовка и переподготовка специалистов.

Процесс обучения, основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальных организаций.

4.Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Нормы и отклонение: понятия и характеристики. Функции и свойства социальной нормы. Виды социальных норм. Типы отклонений: физические, психические, социальные, педагогические.

Норма – некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характерный реальной действительности, но не существующий в ней.

В социальной педагогике выделяют понятие социальная норма.

Социальная норма – официально установленная или сложившаяся под воздействием социальной практики, правило общественного поведения и проявления человека в конкретно исторических условиях жизни общества.

Выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью.

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством.

Свойства социальных норм:

объективность, отражение действительности

однозначность

историчность

динамичность

обязательность воспроизводства

оптимальность

относительная устойчивость

превентивность

коррекционно-воспитательная способность

организующая и регулятивная способность

Функции социальных норм:

воспитательная

регулятивная

коррекционно-реабилитационная

санкционирующая

информационная

ориентирующая

Все что не соответствует норме – отклонение. Они могут носить не только негативный, но и положительный характер.

Признаки социальных отклонений:

негативные последствия

массовость

распространенность

устойчивость

Характеристики социальных отклонений:

1.уровень (коэффициент)

2.структура

3.динамика

Типы отклонений:

1.физические (связанны со здоровьем и определенными медицинскими показаниями: вес, рост, пол, возраст…) на начало 90-х годов в России каждый 5-ый ребенок рождается нездоровым, в т.ч. около 8% с наследственными патологиями и 2% с врожденными аномалиями развития. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в 1980-м приняла британский вариант 3-х-звенной школы ограничения возможностей:

недуг – любая утрата/аномалия психических/физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющей к.л. деятельность.

Ограниченная возможность – любое ограничение/потеря способности выполнять к.л. деятельность в пределах того, что считается нормой для человека

Недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта/ограничения возможность конкретного человека, ограничение выполнения им к.л. нормативной роли исходя из возраста, пола, социальных факторов.

Отклонения могут быть вызваны наследственностью или к.л. внешними обстоятельствами.

Относ: повреждение в установленном порядке временный ли постоянный недостатки развития и/или функционирования органов человека, либо хроническое, соматическое, инфекционное заболевание.

Психический недостаток – утвержденный в установленном порядке временный/постоянный недостаток в психическом развитии человека, включающий нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в т.ч. повреждение мозга, а так же нарушение умственного развития, ЗПР, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток – сочетание физического и психического недостатка.

Тяжелый недостаток – физический/психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование недоступно.

Физическое отклонение – болезнь, нарушение зрения, слуха, ОДА.

2. психические (связанно с умственным развитием и психическими недостатками)

относ: ЗПР, умственная отсталость (олигофрения)

нарушение эмоционально-волевой сферы (крайняя форма аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, попытки суицида, суицид) нарушение речи, одаренность.

3. педагогические (связанно с получением/не получением образования). Норма – государственный стандарт.

Виды:

не получение общего образования

не получение профессионального образования.

4. социальные (тесно связанны с социальной нормой)

2 вида социальных норм:

универсальная (на каждого человека)

частная (на определенных людей)

социальные нормы бывают: нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные, индивидуальные.

Относ: все проявления отклоняющегося поведения: алкоголизм, токсикомания, наркомания, беспризорность, проституция, бродяжничество, правонарушения, преступность, безнадзорность.

Сиротство ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» введено понятие дети находящиеся в трудной жизненной ситуации:

Без попечения родителей

Инвалиды

С недостатками физического/психического развития

Дети – вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий

Оказавшиеся в экстремальных ситуациях

Жертвы насилия

Отбывающее наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях.

В спец УВО

В малоимущих семьях

С отклоняющимся поведением

Жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи

Очень важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением.

5.Социализация как социально-педагогическое явление. Общее представление о социализации. Стадии социализации. Человек как объект и субъект социализации. Социализированность. Социализация как объект исследования в науках о человеке и обществе.

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.

Выделяют следующие стадии социализации:

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; изменение себя, "стать как все"; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализированность — владение социальными нормами.

Развитие человека – сложный процесс и многоплановый, непрерывный. Оно происходит под влиянием внешних и внутренних последствий. Внешний – окружающая среда, ближайшее окружение, деятельность целенаправленная и т.д. Внутренние – факторы развития.

В процессе развития ребенок увлекается в различных видах деятельности и вступает в общение.

Факторы развития.

1.Биологический: наследственность – передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенная в их генетическую программу. Она так же предполагает формирование определенных способностей, на основе природных задатков. Врожденным у человека считаются потенциальные возможности для развития способностей. Кроме того существуют болезни и патологии, передающие наследственность. Таким образом наследственность – внутренний фактор. Внешние: загрязненная вода, атмосфера, катаклизм.

2. Социальные:

окружающая среда

социум (факторы социализации)

Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе. Они бывают врожденными и приобретенными. В зависимости от статуса – различные социальные роли.

Процесс приспособления индивида к условиям среды – социальная адаптация.

Индивидуализация – те или иные социально-значимые качества и свойства личности, проявляющиеся в индивидуальности, присущей именно этому человеку форме.

Самовоспитание – высшая форма развития личности, которая предопределяет ведущими личностными качествами, обеспечивает позицию субъекта социализации.

Социальная дезадаптация – препятствие успешной адаптации, зависит от степени утраты/не сформированности социально-значимых качеств.

Социальная реабилитация – применение специальной системы мер, направленной на восстановление утраченных общественных связей и отношений, социальных статусов, обеспечение социальной адаптации ребенка.

Таким образом, в процессе развития ребенка в социуме должна осуществляться его социализация, которая включает в себя социальную адаптацию. В противном случае – дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка.

Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Сущность социализации в том, что в ее процессе человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Процесс социализации можно представить как совокупность 4-х ее составляющих:

1.стихийная

2.относительно направления

3.относительно социального контролирования

4.более/менее сознательное самоизменение человека, имеющего про- , а- или антисоциальный вектор, в соответствии с индивидуальными ресурсами и объективными условиями жизни.

Человек является объектом и субъектом социализации т. к. на него влияет общество, а он является частью общества и непосредственно влияет на других людей.

Человек как объект социализации – пассивный участник, ему помогают проходить социализацию агенты, институты.

Человека как жертву изучает виктимология; существует социально-педагогическая виктимология, которая рассматривает человека как жертву неблагоприятных условий социализации.

Социально педагогическая виктимология – отрасль знания, входящая как составная часть в соц. педагогику, изучающая различные категории людей – реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

6.Агенты социализации человека. Механизмы социализации человека. Окружение человека – родственники, учителя, группа сверстников. Первичные и вторичные агенты социализации. Традиционный механизм, институциональный механизм, стилизованный механизм, межличностный механизм, рефлексивный механизм.

Стадии социализации: Первичная, Вторичная.

Первичная – социализация младенца, главными агентами выступают родители, педагоги, ближайшее окружение.

Вторичная – период от зрелости до смерти, в неё входит социализация взрослого человека. Все те социальные роли, которые не может подготовить первичная социализация.

Агентами можно называть факторы, активно влияющие на процесс социализации. Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят агентов первичной социализации (родственники, друзья семьи, учителя) и агентов вторичной социализации (представителей администрации школы, предприятия, милиции, армии, церкви).

Механизмы социализации:

•Психологические механизмы социализации

Имитация,- осознание стремления Р. Копировать определенную модель поведения.

Индетификация,- Усвоение детьми родительского поведения как собственного.

Стыд,- переживание позора, связанное с реакцией других людей.

Чувство вины.- собственное переживания, не зависящие от реакции других людей за плохой поступок.

•Социально-психологические механизмы социализации

Индетефикация- отождествление индивида с некоторыми людьми позволяющие усваивать некоторые нормы и формы поведения.

Подражание - сознательное или бессознательное усваивание модели поведения других людей.

Внушение - процесс неосознанного воспроизведения мыслей людей с которыми общался индивид.

Социальная- фассилитация, стиулирующие влияние одних людей на деятельность других.

Конформность – осознание расхождений во мнении и внешнее согласие с ними.

•Социологические механизмы социализации

Традиции, - усвоение человеком норм, эталонов поведения, стериатипов характерных для его семьи, государства, сложившихся в определенный промежуток времени.

Институциональный, действует при взаимодействии человека с институтами

общества. (религиозным, военным, образовательным и т.д. )

Стилизованный, - действует в рамках определенной профессиональной, возрастной, социальной, субкультуры.

Межличностный. Действует при взаимодействии со значимым человеком.

7.Мегафакторы социализации. Космос (или вселенная) и проблема его влияния на жизнь людей. Чижевский А.Л., Лазарев П.П. о взаимосвязи общественных движений и судеб отдельных исторических личностей с периодами солнечной активности. Планета и мир. Глобальные мировые проблемы. Интернет как мегафактор социализации.

Космос (или Вселенная) и проблема его влияния на жизнь людей на планете Земля привлекали внимание уже мыслителей древности. Большинство ученых скептически относятся к идее влияния космоса на жизнь земли, но некоторые пытались доказать обратное.

Так, в первой трети XX в. выдающиеся русские ученые психиатр В. М. Бехтерев, геофизик П. П.Лазарев, биофизик А. Л. Чижевский отмечали зависимость отношений в социальной среде от количества притекающей к нам мировой энергии и предполагали, что «изучение явлений общественных в связи с явлениями геофизическими и космическими должно... дать возможность научного обоснования изучения законов человеческого общества» (Лазарев). А. Л. Чижевский выявил, что эпохи концентраций исторических событий (таких, как открытие Америки, революций в Англии, Франции и России и др.) совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности. Столь же явную зависимость он обнаружил и в жизни выдающихся исторических деятелей.

Планета - понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, по форме близкое к шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет - Земле -в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей. Мир - понятие в данном случае социолого-политологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете.

Планета и мир органично взаимосвязаны и взаимозависимы. Мир возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля от других планет. В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние планеты. Это влияние стало наиболее очевидным в XX столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические (загрязнение окружающей среды и др.), экономические (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность).

Все эти и другие проблемы и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений.

Так, осознание человечеством в 50-е гг. XX в. как глобальной проблемы атомной угрозы жизни на Земле - пример прямого влияния глобальных проблем на социализацию. Это осознание сыграло большую роль в том, что значительная часть подростков и юношей в развитых странах стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности, желания, стремления, на ценность жизни «здесь и теперь»

Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что планета и мир могут прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяют человеку «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым «раздвинулись» границы действительности. Естественно, что следствием этого явились изменения в восприятии жизни. Планы, мечты детей, подростков, юношей в модернизированных обществах стали формироваться, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными.

8.Страна и этнос - макрофакторы социализации. Страна – феномен географически культурный. Влияние природно-климатических условия стран. Этнокультура. Традиции, обычаи, язык. Этнические установки и регламентация.

В результате развития транспорта и средств коммуникаций наша планета значительно уменьшилась. Большое количество людей путешествуют с континента на континент, познавая традиции, жизненные устои других людей. Средства массовой коммуникации позволяют, не сходя с места видеть, как люди живут на другой части земного шара. Все это непосредственно влияет на жизнь каждого, у людей расширяются представления о мире, о многообразии культур и профессий. Мечты детей и подростков формируются ориентируясь не только на нормы, ценности характерные для непосредственного окружения, но и на образцы других культур, которые существенно обогащают потенциальные возможности человека, и расширяют его социально – культурные представления.

В наши дни судьба каждого зависит от общего состояния дел на нашей планете, от мировой политики и экономики, от состояния окружающей среды.

1 2 3 4 5