">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Билеты по социальной педагогике

Описание: Социальная педагогика в системе педагогических наук. Ее цели и задачи. Взаимосвязь с другими науками. Объект и предмет исследования. Взаимосвязь профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности. Средовая обусловленность.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Билеты к экзамену
Дата: 30.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 1161
Поднять уникальность

Похожие работы:

Страна – понятие географическое, это территория выделяемая по географическому положению, природным усвиям, имеющая определенные границы.

Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические условия влияют на плотность населения, рождаемость, трудовой вид деятельности, состояние здоровья людей. Климат влияет на активность людей. Геофизические условия тоже влияют на жизнь общества. В каждой стране регионы в большей или меньшей степени отличаются друг от друга, не только природно-климатическими условиями, но и состоянием экономики, культурными особенностями. Не редко отличается речь жителей, обычаи, традиции, архитектура и фальклер. Это естественно накладывает свой отпечаток на социализацию детей.

Этнос (или нация) - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальными самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (понятия «этнос» и «нация» не идентичны, но мы будем употреблять их как синонимы).

Особенности психики и поведения, связанные с этнической принадлежностью людей, складываются из двух составляющих: биологической и социально-культурной. В современных модернизированных странах национальная принадлежность человека в большой мере, а нередко и главным образом определяется, с одной стороны, языком, который он считает родным, иными словами, культурой, стоящей за этим языком. С другой - она осознается самим человеком в связи с тем, что его семья относит себя к определенной нации и соответственно ближайшее окружение считает его принадлежащим к ней.

Менталитет - это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.

Общество – политико-социологическое понятие, характеризующее совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, классы, сословия, профессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.

Общество может являться целостным организмом со своей экономической и социальной структурами, идеологией, культурой обладающим определенными способностями регуляции жизнедеятельности людей.

В зависимости от исторического пути, достигнутого уровня и перспектив развития в обществе складывается идеал человека, формируется определенный тип личности. Они, с одной стороны, обусловливают содержание, формы, стиль социализации подрастающих поколений, а с другой - являются ее результатом.

Государство- понятие политико-юридическое, которое характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом, является звеном политической системы общества, обладающим властными функциями.

В качестве фактора социализации гос-во можно рассматривать в двух аспектах.

С одной стороны, оно является таковым поскольку, поскольку политика, идеология, социальная практика, для него характерные, создают для граждан определенные условия жизни, в которых и происходит социализация. Дети, подростки, юноши, более или менее успешно функционируют в этих условиях, вольно или невольно усваивают ценности и нормы как декларируемые государством.

С другой стороны государство гос-во осуществляет целенаправленную социализацию подрастающего поколения, создавая для этого систему социальных институтов.

9. Общество и государство как макрофакторы социализации. Общество – понятие политико-социологическое. Половая структура, возрастная стратификация общества. Социальная структура и социальная стратификация общества. Уровень экономического развития общества. Общество и государство. Государство – понятие политико-юридическое.

Понятие об обществе. Общество - понятие в основном политолого-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.

Общество представляет собой целостный организм со своими половозрастной и социальной структурами, экономикой, идеологией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.

Полоролевая структура общества. Полоролевая структура общества с точки зрения его характеристики как фактора социализации имеет значение не столько своими количественными (соотношением мужчин и женщин разных возрастов и т.п.), сколько качественными показателями.

Полоролевая структура общества качественно характеризуется: социальным статусом полов (матриархат в некоторых арха¬ичных культурах, патриархат в ряде обществ Азии и Афри¬ки, декларируемый биархат - равенство полов - в Европе); различиями в уровне образования (так, в России женщины в среднем имеют более высокий уровень образования, чем мужчины); занятостью внедомашним трудом представителей того и другого пола, мерой его квалифицированности (доля жен¬щин, занятых неквалифицированным трудом и малопре¬стижной работой, как правило, выше); участием в руководстве организациями, в органах местного управления, в управлении страной (в России в Думе, избран¬ной в 1995 г., женщин было 10%, в 1999 г. - 5%, а в парла¬ментах Норвегии и Дании - треть депутатов).

Возрастная структура общества. Возрастная стратификация (распределение) присуща любому обществу, любой культуре. Во всех языках понятия «младший», «стар-ший», «ребенок», «юноша», «старик» указывают не только на воз¬раст человека, но и на его положение в статусной структуре обще¬ства, обозначая некоторое неравенство (асимметрию) прав и обя¬занностей, предполагая определенный набор ожиданий и норм поведения. Возрастная стратификация, будучи стабильной в общих чертах, имеет определенные исторические особенности с точки зрения статуса того или иного возраста.

Дети, подростки, юношество, молодежь образуют своеобразные общества сверстников, играющие в процессе их социализации довольно автономную роль, с одной стороны, сходную во всех обществах, а с другой - специфическую в зависимости от уровня развития и культурно-исторических традиций общества.

Наиболее последовательно значение возрастной структуры общества в социализации (и в стихийной, и в социально контро¬лируемой) подрастающих поколений показано в концепции Маргарет Мид. Она выделила три типа обществ в зависимости от темпов их развития и меры модернизированности - традиционности, которые, по ее мнению, определяют характер межпоколенных отношений в процессе социализации человека.

В обществах постфигуративного типа (доиндустриальных, а ныне в архаичных и в крайне идеологически закрытых) люди, старшие по возрасту, служат моделью поведения для молодых, а традиции предков сохраняются и передаются от поколения к поко¬лению.

В обществах кофигуративного типа (индустриальных и модернизирующихся) моделью для людей оказывается поведение их современников. И дети, и взрослые в них учатся преимущественно у сверстников, т.е. в межпоколенной трансмиссии культуры центр тяжести переносится с прошлого на настоящее.

В обществах префигуративного типа не только младшие учатся у старших, не только поведение сверстников становится моделью для людей, но и старшие учатся у младших. Этот тип характерен для современных развитых стран, ибо в наши дни прошлый опыт не только недостаточен, но и, порой, может быть вреден, мешая поискам смелых подходов к решению проблем, которых не возникало ранее.

Социальная структура общества. Социальная структура общества - более или менее устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев и групп, имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и социального поведения. Для социальной дифференциации современного российского общества характерно образование многочисленных и часто нестабильных по составу профессиональных групп. Условно их можно объединить в несколько социальных слоев (в зависимости от их имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах различного уровня) - верхний, включающий в себя политические и экономические элиты; верхний средний - собственники и менеджеры крупных предприятий; средний - мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы социальной сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий; базовый - массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший - неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно (Т.И. Заславская).

В процессе социальной дифференциации в России наблюдаются, как минимум, четыре тенденции - обнищание (пауперизация) специалистов, криминализация и люмпенизация многих социальных слоев, а также образование среднего класса.

Горизонтальная социальная мобильность - это изменение видов занятий, групп членства, социальных позиций в рамках одного социального слоя. Вертикальная социальная мобильность - переход членов общества из одного социального слоя в другой (как в более высокий, так и в более низкий).

Экономика и социализация. Уровень экономического развития общества влияет на социализацию подрастающих поколений постольку, поскольку определяет уровень жизни его членов.

Уровень жизни - понятие, характеризующее степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, что выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов длительного пользования, средств передвижения, вплоть до самых сложных, «возвышенных потребностей», связанных с удовлетворением духовных, эстетических и иных подобных запросов.

Идеология и социализация. Социализация в современной России содер¬жательно существенно изменилась в связи с политико-идеологическими и социально-по-литическими процессами, происходящими в обществе, в котором на смену идеологии тоталитаризма пришел неустойчивый и весьма подвижный плюрализм (многообразие).

Идеологический плюрализм создал во многом новую ситуацию стихийной социализации и самоизменения человека. Плюрализм предполагает сознательный и ответственный выбор человеком своих нравственных и идеологических ориентиров. Трудность вы¬бора, неудовлетворенность социальной практикой, исторически сформировавшееся у широких слоев населения неумение делать выбор приводят к нежеланию его делать, к отказу от выбора.

Воспитание как социальный институт. В современных модернизированных общест-вах существует целая система социальных ин¬ститутов - исторически сложившихся устой¬чивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетво¬рения тех или иных социальных потребностей (экономические, по¬литические, культурные, религиозные и др.).

Воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности - осмысленного взращивания членов общества.

Воспитание как социальный институт представляет собой раз¬вивающийся феномен, который возникает на определенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каж¬дого конкретного общества приводит к тому, что на определен¬ных этапах его исторического развития:

- воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;

- воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

- в процессе социального воспитания выделяются как его со¬ставляющие сначала обучение, а затем образование;

- появляется коррекционное воспитание;

- складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;

- меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства вос¬питания;

- растет значение воспитания, оно становится особой функци¬ей общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя:

совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;

набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-про¬фессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муници¬пального уровней, администрация воспитательных органи¬заций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;

воспитательные организации различных видов и типов;

системы воспитания и органы управления ими на государ¬ственном, региональном, муниципальном уровнях;

набор позитивных и негативных санкций, как регламенти¬рованных документами, так и неформальных;

ресурсы: личностные (качественные характеристики субъ¬ектов воспитания - детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, матери¬альные (инфраструктура, оборудование, учебно-методиче¬ская литература и пр.).

Воспитание как социальный институт имеет определенные функ¬ции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспитания следующие:

- создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;

- подготовка необходимого для функционирования и устойчиво¬го развития общества «человеческого капитала», способного и гото¬вого к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

- обеспечение стабильности общественной жизни через транс¬ляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению;

- способствование интеграции стремлений, действий и отно¬шений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внут¬ренней сплоченности общества);

- социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;

- адаптация членов общества к меняющейся социальной си¬туации.

О понятии «государство». Государство - понятие политолого-юридическое. Государство -звено политической системы общества, которое обладает власт¬ными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и пр.), осуществ¬ляющих управление обществом.

Государство и стихийная социализация. Государство можно рассматривать как фактор стихийной со¬циализации постольку, поскольку характерные для него полити¬ка, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан, их развития и самореа¬лизации. Дети, подростки, юноши, взрослые, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так и (в еще большей мере) реализуемые в социаль¬ной практике. Как известно, они полностью никогда не совпада¬ют, а в определенные периоды истории государства могут быть противоположными. (Все это определенным образом может вли¬ять и на самоизменение человека в процессе социализации.)

Государство и относительно направляемая социализация. Государство осуществляет относительно на¬правляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозра¬стным, социально-профессиональным, нацио¬нально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объек¬тивно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций.

Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения (и его продолжительность), совершеннолетия, вступле¬ния в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур. Ограничимся лишь этими примерами.

Таким образом, относительно направляемая социализация, осу¬ществляемая государством, будучи адресованной большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации.

Государство и воспитание. Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую со¬циализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и создавая условия, кото¬рые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием.

Государственная политика в сфере воспитания - определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законода¬тельства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных ини¬циатив, что в совокупности должно создать необходимые и доста-точно благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитив¬ными интересами человека и запросами общества.

Государственная система воспитания - совокупность государ¬ственных организаций, деятельность которых направлена на реа¬лизацию воспитательной политики государства. Она включает в себя три уровня - федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный (города, районы).

Государственная система воспитания. Государственная система воспитания вклю-чает в себя несколько элементов:

1. Соответствующие законодательные и иные акты, являющиеся основой системы и определяющие состав входя¬щих в нее организаций и порядок ее функционирования.

Государственная система воспитания включает в себя большой спектр различных воспитательных организаций:

учебно-воспитательные учреждения различного типа (дет¬сады, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи, курсы и т. д.);

учреждения для детей, подростков, юношей с существенно ослабленным здоровьем;

учреждения для одаренных в тех или иных сферах познания и видах деятельности, а также имеющих устойчивые интере¬сы, ярко выраженные способности;

организации, занимающиеся социально-культурным и дру¬гими видами оздоровления микросреды; индивидуальной и групповой опекой детей, подростков, юношей;

учреждения для детей, подростков, юношей с психосома¬тическими и (или) социальными отклонениями и (или) де¬фектами;

организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилита¬цией.

С течением времени увеличивается многообразие воспитатель¬ных организаций в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества, меняются их роль и значе¬ние в системе воспитания.

2. Определенные средства, выделяемые и привлекаемые госу¬дарством для успешного функционирования системы воспита¬ния. Эти средства подразделяются: на материальные (инфраструк¬тура, оборудование, учебные пособия и т.п.), финансовые (бюд¬жетные, внебюджетные, частные инвестиции), личностные ресурсы его субъектов и пр.).

3. Набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания: организаторы воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкрет¬ной воспитательной организации) уровнях; воспитатели-профес¬сионалы различной специализации (учителя, воспитатели, тренеры, социальные работники и пр.); воспитатели-волонтеры (доброволь¬цы, общественники); воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности.

4. Набор определенных санкций, применяемых в отношении организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, нака¬зывающие).

5. Определенные ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны типу социально-поли¬тической, экономической и идеологической систем общества.

6. Органы управления воспитанием на федеральном, регио¬нальном и муниципальном уровнях, благодаря которым государ¬ственная система воспитания функционирует и развивается.

Органы управления реализуют ряд функций, в результате че¬го воспитание становится системным образованием. Они разра¬батывают стратегию воспитания в пределах своей компетенции (на федеральном, региональном или муниципальном уровне) и создают необходимую для ее реализации инфраструктуру (сово¬купность организаций, обеспечивающих организационно, мате¬риально, содержательно и методически процесс социального и коррекционного воспитания). Другой функцией органов управ¬ления является обеспечение системы воспитания необходимыми средствами и кадрами (их подготовка и переподготовка; при¬влечение, отбор и работа с кадрами). Третьей функцией органов управления можно считать определение в пределах их компе¬тенции состояния системы воспитания; изучение тенденций и выявление проблем ее развития.

Эффективность государственной системы воспитания во мно¬гом зависит от того, насколько в содержании, формах, методах и стиле воспитания реализуется принцип культуросообразности воспитания.

10. Субкультура и средства массовой информации как мезофакторы социализации. Понятие «субкультура» Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения и взаимодействия, статусная структура, источники информации, увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, фольклор, жаргон, мода. Понятие «средства массовой информации». Функции СМИ. Негативное влияние средств массовой информации.

Субкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность спе-цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номи¬нальных и реальных групп людей и позволяю¬щих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура - это автономное относительно целостное обра¬зование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен¬ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источ¬ников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои на¬селения, а также контактные группы внутри них, религиозные сек¬ты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформаль¬ные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картеж¬ники, филателисты, компьютерщики и т. д.).

Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстре¬мальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сек¬суальных меньшинств условия жизни экстремальнее, чем у учите¬лей, рабочих).

Признаки субкультуры. Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интер¬претированными и трансформированными в соответствии с ха¬рактером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, ан-тисоциальностью), возрастными и иными специфическими по¬требностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно бо¬лее простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает, что то, что значимо для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как «бездели¬ца» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом). Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференцированы. Нередко они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них - те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами - «металлистов», «скейтистов», «брейкистов», кото¬рые далеко не всегда имеют позитивную социальную направлен¬ность, а порой прямо антисоциальны.

В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкуль¬туры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрас¬судков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой - сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.

Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, прису¬щие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния.

Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основ¬ном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциаль¬ных субкультурах нормы прямо противопоставлены обществен¬ным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност¬ных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен¬ные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»).

В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкуль¬турах нормативная регуляция - жесткая и охватывает практиче¬ски всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.

В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае - положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия¬нием.

Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом.

Имеющие антисоциальную направленность неформальные груп¬пы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выра¬женного автократического склада, стремящиеся подавить всех ос¬тальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жиз¬недеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих чле¬нов в абсолютных марионеток, лишая их права на выбор, на ина¬комыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы.

Предпочитаемые носителями субкультуры источники информа¬ции обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты («страницы») в Internete, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, отобран¬ная, трансформированная и воспринятая в соответствии с харак¬терными для субкультуры ценностными ориентациями, определя¬ет во многом содержание общения ее носителей.

Эстетические пристрастия. В каждой субкультуре можно об-наружить более или менее ярко выраженные общие для ее носите¬лей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными осо¬бенностями, условиями их жизни и имеющимися у них возможно¬стями, а также модой.

Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой, претерпевая при этом более или менее значительные транс¬формации, которые зависят от характера той среды, в которой мо¬да функционирует (половозрастного и социокультурного состава, ценностных ориентации, условий жизни и пр.). В связи с этим мож¬но говорить об особенностях моды тех или иных субкультур.

Следование моде - важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Наиболее явно это проявля¬ется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, та¬туировка, пирсинг и т.п.), танцах, манере поведения, речи, музы¬кальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.

Так, например, мода в одежде и в оформлении внешности в общих чертах имеет, условно говоря, всеобщий характер. Но в подростково-юношеской субкультуре принято следовать ей осо¬бенно скрупулезно. Она имеет почти равную значимость для обо¬их полов. В то же время мода может более или менее трансфор¬мироваться в зависимости от возраста, социально-культурной принадлежности подростков и юношей, а также иметь некоторые региональные различия. Кроме того, в автономных подростково-юношеских субкультурах - панки, металлисты, хиппи и др. - мода в одежде и в оформлении внешности довольно существенно (у металлистов), а порой и кардинально (у хиппи) отличается от об-щепринятой.

Мода определяет и другую характерную черту подростково-юношеской субкультуры - музыкальные пристрастия. Увлечения теми или иными направлениями или группами имеют возрастные, социально-культурные, групповые и региональные особенности. Одно из условий престижа в обществе сверстников - компетент¬ность в современной музыке (знание музыкальных групп, их солис¬тов и лидеров, их биографии и дискографии), обладание современ¬ной аппаратурой и музыкальными записями.

Одним из наиболее очевидных признаков субкультуры являет¬ся жаргон - своеобразный диалект, отличающий ее носителей.

Жаргон - явление многослойное, включающее в себя ряд групп слов и выражений. Так, в подростково-юношеском жаргоне можно выделить четыре группы. Первая - общеупотребительные слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержательное значение (капуста, зелень - доллары, предки, шнурки - родители, упакован выше крыши - очень модно одет). Вторая - общеупотребительные слова и выражения, которым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет употреблять их в значитель¬но большем количестве случаев, чем это принято речевыми нор¬мами (железно, крутой). Третья - слова, бытующие только в жар¬гоне (баксы, салага, клевый, прикид - одежда, англицизмы, слова из блатной лексики). Четвертая - слова и выражения, употребляе¬мые лишь в отдельных регионах, в том числе и имеющие корни в областных диалектах.

В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор - комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.

Словесный вид творчества включает в себя различные предания из истории сообщества носителей субкультуры, о жизни и «деяни¬ях» ее легендарных представителей, специфические по содержанию, стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской субкультуре - считалки, дразнилки, страшилки и пр.

Музыкальный фольклор - это, как правило, песни, выражаю¬щие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, от¬ражающие и пропагандирующие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о каких-либо реальных или мифических событи¬ях в жизни ее носителей.

Игры могут быть как созданные в рамках субкультуры, так и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифи¬цированные), которые стали значимыми как признак принадлеж¬ности играющих к той или иной субкультуре.

Среди изобразительных видов фольклорного творчества следует выделить граффити. Термин «граффити» происходит от итальян¬ского «graffito» и означает «проводить линии», «писать караку¬лями», «выцарапывать». Он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом (мелом, ручками и ка¬рандашами, маркерами, краской, выцарапанные или выбитые) на объектах общественной и частной собственности (на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, в туалетах, лифтах, на лестницах, на партах и столах и даже на памятниках культуры). Граффити со¬держат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисун¬ки, символы. Граффити - средство утверждения групповой иден¬тичности носителей субкультуры (написание имен рок-идолов, на¬званий спорткоманд и т.д.), протест против социальных и культур¬ных норм (изображение табуируемых слов и символов, соответст-вующие сентенции и призывы и т.д.), отражение злобных реакций на конкретных людей и этнические группы (А.А. Скороходова). Существует особая субкультура немногочисленных «граффитчиков», в которой разрисовка стен является конституирующей дея¬тельностью.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем боль¬ше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации чело¬века, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоува¬жение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизо¬ванного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Субкультура и воспитание. Педагоги в своей работе так или иначе стал¬киваются с детской и (или) подростково-юношеской субкультурами. Хотя им прихо¬дится иметь в виду и особенности субкультур, которые склады¬ваются в ближайшем социальном окружении воспитательных ор-ганизаций.

Детская субкультура, присущая ученикам одной школы, детям микрорайона, поселка, села, обычно довольно однородна и вклю¬чает в себя, по мнению М.В. Осориной, совокупность своеобраз¬ных форм активности детей, детских групп, имеющих тенденцию повторяться из поколения в поколение и тесно связанных с поло¬возрастными особенностями психического развития и характером социализации детей.

Значительно сложнее выглядит подростково-юношеская субкуль¬тура. Здесь педагоги сталкиваются наряду с общей для всех подрост¬ков и юношей субкультурой с целым рядом ее разновидностей. Именно в подростковом и раннем юношеском возрастах происходит дифференциация субкультур в рамках общей субкультуры на просоциальные, асоциальные и антисоциальные, ибо в этом возрасте часть ребят входят в криминальные группировки, вовлекаются в тоталитарные секты, в различные неформальные движения и т.д.

Осуществляя социальное воспитание, педагогам необходимо, как минимум, иметь представление об особенностях тех субкуль¬тур, с которыми сталкиваются их воспитанники, и характерных чертах подростково-юношеской субкультуры.

Знать это необходимо для того, чтобы, организуя жизнедеятель¬ность воспитательных организаций, принимать в расчет позитив¬ные и негативные особенности субкультур. Так, веяния моды могут отражаться, например, в быту, в оформлении интерьера поме¬щений, а также в содержании и формах организации различных сфер жизнедеятельности (различные виды шоу, конкурсов, игр и пр., ставшие популярными благодаря телевидению).

Знание особенностей подростково-юношеской субкультуры и тех субкультур, с которыми сталкиваются воспитанники, создает предпосылки для осознанных усилий педагогов по минимизации и коррекции негативных влияний. В этих целях они могут исполь¬зовать возможности, заложенные в жизнедеятельности воспита¬тельных организаций, и оказывать индивидуальную помощь вос¬питанникам.

Знание и принятие в расчет субкультурных особенностей пред¬полагают необходимость для педагогов вновь и вновь осваивать «марсианский язык нового поколения» для того, чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками.

11. Микрофакторы социализации. Семья и домашний очаг. Соседство и микросоиум. Соседи в городе и сельской местности. Классификация и характеристики групп сверстников.

Микрофакторы социализации - факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, раз-личные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Домашний очаг. Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной социализации человека и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супру¬гам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг.

Жилище семьи становится домашним очагом в том случае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, т.е. когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его, безусловно, признают и любят.

О понятии «соседство». Семью, домашний очаг, условно говоря, можно рассматри¬вать как первичную территорию социализации человека. Чисто «географически» следующей за ними терри¬торией социализации можно считать бли¬жайшее соседское окружение и группы сверстников. Соседство представляет собой некую близко терри¬ториально проживающую группу людей (в одном подъезде, в од¬ном доме, в рядом стоящих индивидуальных домах). Эту общ¬ность характеризуют межличностные связи, определенное отно¬шение к месту своего проживания (как к «своей» или «ничьей» территории), порой некоторые общие цели и совместная деятель¬ность (забота о порядке и т.п.).

Для взрослых соседство играет ту или иную роль в их жизни в зависимости от типа и размера поселения, социально-культурного статуса и возраста человека.

Для детей соседство - не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор социализации.

Соседство и стихийная социализация. Дети-дошкольники, младшие школьники и, как правило, младшие подростки довольно интенсивно общаются с соседями-сверстни¬ками. Для них это общение - выход за рамки семьи, освоение новых социальных ролей, приобретение нового социального опыта, ступень адаптации к социуму.

В отношениях с соседями-сверстниками они узнают и усваива¬ют новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семейны¬ми нормы, стереотипы и предрассудки. В этом общении они по¬лучают представление о жизненных ценностях, стилях жизни, от¬личных от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль полоролевого поведения. Они приобщаются к определенному пласту культуры, а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским (и не только детским) фольклором.

Общаясь с соседями-сверстниками, дети усваивают новые виды позитивных и негативных социальных санкций, познавая в соци¬альной практике, за какие личностные и поведенческие проявле¬ния эти санкции применяются обществом сверстников.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его со¬циализации играют межличностные отношения со сверстниками. Так, пятилетний малыш на предложение матери заменить ему в игре отсутствующих сверстников, решительно ответил: «Мне надо ребенков, а ты не ребенок».

Для детей соседское общение имеет большой объективный и субъективный смысл, ибо дает им чувство принадлежности к обще¬ству сверстников, ощущение своей принятости социумом (кото¬рый для них в основном ограничен местом непосредственного проживания). Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодействии с ними могут отрицательно сказаться на социа¬лизации человека в этом возрасте или дать отсроченный отрица¬тельный эффект.

1 2 3 4 5