">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Билеты по социальной педагогике

Описание: Социальная педагогика в системе педагогических наук. Ее цели и задачи. Взаимосвязь с другими науками. Объект и предмет исследования. Взаимосвязь профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности. Средовая обусловленность.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Билеты к экзамену
Дата: 30.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 1162
Поднять уникальность

Похожие работы:

Таким образом, интенсивные соседские связи играют важную социализирующую роль в детстве и отрочестве как позитивного, так, естественно, и гативного характера. Но это - объективный фактор, влияние которого зависит во многом от соотношения с семейным влиянием, а также с влиянием иных жизненных обстоя¬тельств и факторов, социализирующих растущего человека. В част¬ности, большое значение имеет то, в какие группы сверстников входит ребенок, подросток, юноша. В детстве они обычно состоят из соседей, но уже в отрочестве, а в юности тем более, эти группы могут весьма слабо или совсем никак не «пересекаться» с сосед¬скими связями.

Соседство и воспитание. Осуществляя социальное воспитание, педа-гогам весьма важно знать характер сосед¬ского окружения своих воспитанников, осо¬бенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках.

Знание особенностей соседских отношений воспитанников по¬зволяет педагогам иметь в виду и учитывать позитивные и нега¬тивные влияния, которые оказывают на ребят как соседи-сверст¬ники и старшие по возрасту ребята, так и соседи-взрослые.

Принятие в расчет влияния соседства может оказаться полез¬ным для определения необходимости и направления индивиду¬альной помощи детям и подросткам. Кроме того, учитывая осо¬бенности соседства, педагоги определяют необходимость и воз¬можность использовать его позитивные потенции и хотя бы час¬тично нивелировать и компенсировать влияние негативных по¬тенций.

Характеристика группы сверстников. Группа сверстников - это объединение не обязательно одно¬годков. В нее могут входить ребята, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными общи¬ми ценностями или ситуативными интереса¬ми и отделяющие себя от других сверстников какими-либо при-знаками обособления, т.е. обладающие «Мы»-чувством.

Количественные границы группы сверстников - от двух-трех до пяти членов - в дружеских группах, в приятельских - до семи-девяти, в асоциальных и антисоциальных - до двух десятков, а в формальных (в классе, в кружке и т.д.) - до тридцати-сорока членов.

Группы сверстников образуются чаще всего на основании про-странственной близости их членов; совпадения индивидуальных интересов; наличия ситуации, угрожающей личному благополу¬чию (в том числе в новом коллективе); наличия формальной орга¬низации (класс, отряд скаутов и др.).

В группе складываются межличностные отношения - субъек¬тивно переживаемые отношения между ее членами. Они объек¬тивно проявляются в характере и способах взаимодействия чле¬нов группы, а также в распределении ролей в группе.

Во-первых, выделяется лидер. Может быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуаль¬ный. Другие роли - фаворит лидера, шестерка и др. В группе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех. Воз¬никает вопрос: почему он остается в группе? Человеку без группы бывает туго, а потом он, как правило, - «внутригрупповой козел», другим группам его трогать не позволяют.

Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «пар¬шивой овцы». Такого человека никто всерьез не принимает, и его могут даже не защитить, он просто ходит за группой, а его не просто терпят, но и третируют как угодно. Однако неоднократно фиксировалось, что когда такая «паршивая овца» вдруг уходила из группы, последняя распадалась. Аналогичные ситуации фикси¬ровались и с «козлом отпущения», потому что, как это ни странно, но цементировали группу именно эти «козел отпущения» и «пар¬шивая овца» (речь идет о неформальных группах).

Характеристика состава групп сверстников включает такие признаки, как возраст (школьный класс - одновозрастный, сти¬хийные группы - часто разновозрастные), пол (группы младших подростков чаще однополые, а юношей - смешанные), социальный состав (только школьники, только учащиеся ПТУ, те и дру¬гие плюс кто-то еще).

Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И.С. Кон).

По юридическому статусу и месту в социальной системе груп¬пы сверстников делятся на официальные, т. е. признанные обще¬ством, связанные с какими-либо государственными или общест¬венными организациями, имеющие некоторую организационную структуру и членство (о них подробнее речь пойдет в дальнейших разделах), и неофициальные, существующие как бы сами по себе.

По социально-психологическому статусу они делятся на груп¬пы принадлежности, в которых человек состоит реально (школь¬ный класс, спортивная секция, клуб или дружеская компания), и референтные группы, к которым человек не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.

По степени стабильности, длительности своего существования группы могут быть постоянными, временными, ситуативными.

По пространственной локализации они могут быть дворовы¬ми, квартальными, функционировать в рамках какого-либо учре¬ждения (школа, клуб, бар).

По типу лидерства и (или) руководства они могут быть демо-кратическими или авторитарными.

По ценностной направленности группы могут быть просоциальными (социально положительными), асоциальными (социаль¬но нейтральными) и антисоциальными.

12. Семья как социальный институт. Социальный статус семьи. Понятия семья и брак. Признаки семьи как социальной группы, этапы ее развития. Состав, структура и функции семьи. Социальная адаптация семьи, ее материальный, психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой компоненты.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих по¬колений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется ря¬дом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический - структура семьи (большая, включая дру¬гих родственников, или нуклеарная, включающая лишь ро¬дителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень родите¬лей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и - что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоцио¬нально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь услож¬няет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родите¬ли не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообра¬зие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «муж¬ского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в до¬машнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определя¬ются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения де¬тей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного време¬ни вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской вла¬сти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен прихо¬дить авторитет личности родителей.

Социализирующие функции: Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином воз¬растном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типиза¬ции, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписы¬ваемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенче¬ские образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами).

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социали¬зации образовательный уровень семьи, интересы ее членов ска¬зываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится карди¬нальным. В частности, исследования показывают, что выбор супру¬га и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не уда¬лось успешно решить в семье свои детские конфликты или пробле¬мы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтниче¬ских отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, усто¬ять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой само¬развития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализа¬цию, характер и результаты которой определяются ее объективны¬ми характеристиками (составом, уровнем образования, социаль¬ным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Что же касается воспитания в семье как относительно соци¬ально контролируемой социализации, то его в состоянии осуще¬ствлять относительно небольшой процент российских семей (по различным данным разброс очень велик - от 20 до 60%)

13. Социально-педагогическая деятельность с семьей. Формы социально-педагогической помощи семье. Функции социального педагога в работе с семьей. Алгоритм изучения семьи. Деятельность социального педагога по работе с семьей.

Социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)

Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно – психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально – педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок – продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

АЛГОРИТМ изучения семьи:

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий) семьи;

3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

7-й этап: составление карты семьи;

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.),

9-й этап: составление программы работы с семьей;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с семьёй.

Формы социально – педагогической помощи семье:

1.Социальный патронаж (посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно – реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь)

2.Консультационные беседы(оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач)

3.Социально-психологический тренинг (Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе)

4.Социально – педагогический мониторинг семьи – (это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений

14. Воспитательные, религиозные организации как микрофактор социализации. Назначение, роль, задачи воспитательных организаций. Назначение, функции религиозного воспитания. Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности.

Социализирующие функции религиозных организаций. Религия как один из социальных институтов традиционно игра¬ла большую роль в жизни различных обществ. В социализации че¬ловека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных цент-рах) были важнейшим - после семьи - фак¬тором.

В процессе секуляризации, т.е. освобождения общества от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Все эти процессы хорошо видны на примере России, где пред¬ставлены все четыре великие мировые религии - христианство, му¬сульманство, буддизм, иудаизм - и многие их разновидности (всего - более шестидесяти вероисповеданий различного направления).

Социализирующее влияние религиозных организаций испыты¬вают на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих.

Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. Другое дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та или иная организация, роль механизмов и их соотношение раз¬личны. Так, в приходах русской православной церкви ведущими механизмами можно считать традиционный и институциональный. В ряде сектантских организаций - институциональный и стилизо¬ванный, а в организациях ряда восточных конфессий - институ¬циональный и рефлексивный.

В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций.

Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бо¬га, бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культо¬вых действий (богослужения в храме, молитвы и др.), так и в раз¬личных формах религиозного просвещения.

Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные ор¬ганизации культивируют среди своих членов поведение, соответ¬ствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности ор¬ганизаций, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более, в других - менее жесткого) за соответствием жизни верующих религиозным нормам.

Коммуникативная функция реализуется в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным принципам конкретной религии.

Милосердная функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и бла-готворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают спе¬цифический опыт.

Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармо¬низации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и не¬приятностей.

И наконец, воспитательная функция - религиозное воспитание человека.

Религиозное воспитание. В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и плано¬мерно внушаются (индоктринируются) миро¬воззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответст¬вующие вероучителъным принципам определенной конфессии (веро¬исповедания).

Религиозное воспитание осуществляется священослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами кон-фессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, круж¬ков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светских учеб¬ных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организа¬ций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, на¬ходящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.).

В основе религиозного воспитания лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священный), т. е. на¬деления явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смы¬сла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освя¬щение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональ¬ный и мистический (Т.В. Склярова).

Рациональный уровень включает в себя три основных компо¬нента - информационный, нравственный и деятельностный, содер¬жание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в пра¬вославии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богосло¬вию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его мож¬но охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем прояв¬ляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфику в различных конфессиях. На¬пример, мистический уровень православного воспитания опреде¬ляют следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христи¬анских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения веро¬учения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвра¬тимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуз¬дать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; епитимья - наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения.

В процессе и в результате религиозного воспитания у верую¬щих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и по¬ведения, стиль жизни, а в целом - стратегии адаптации и обо¬собления в социуме.

15.Социально-педагогическая виктимология. Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики. Человек как жертва социализации. Реальные, потенциальные, латентные жертвы. Понятия виктимность, виктимогенность и виктимизация. Предпосылки и факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

ВИКТИМОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - отрасль знания, составная часть соц. педагогики, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание. В. с.-п. разрабатывает общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие к-рых человек становится жертвой.

Более конкретно социально-педагогическую виктимологию можно определить как отрасль знания, в которой:

Hа междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально- экономический, правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для "жизненного старта" и (или) физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации;

Pазрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Таким образом, социально-педагогическая виктимология, будучи составной частью социальной педагогики, решает определенный круг задач:

во-первых, исследуя развитие людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений;

во-вторых, изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализции, определяет возможности общества, государства, организаций и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;

в-третьих, выявляя типы виктимных людей различного возраста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации;

в-четвертых, изучая самоотношение человека, выявляет причины восприятия им себя жертвой социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.

Виктимогенность – наличие условий, которые способствуют процессу превращения человека в жертву социализации, сам процесс и результат такого превращения – виктимизация.

Среди условий, способствующих виктимизации человека, можно выделить социальные и феноменологические условия (факторы).

Социальные факторы виктимизации связаны с внешними воздействиями, феноменологические условия – с теми внутренними изменениями в человеке, которые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспитания и социализации.

Важным социальным фактором является влияние особенностей социального контроля в том обществе, в котором проживает человек.

Низкий уровень жизни, безработица, загрязнение окружающей среды, слабая социальная поддержка со стороны государства – все это факторы виктимизации населения.

Ученые демографы выделяют три преобладающих фактора виктимизации в современной жизни: усилившееся повсеместное загрязнение окружающей среды, снижение адаптации людей в связи с быстро меняющимися условиями жизни, значительные психологические стрессы.

Особым фактором виктимизации населения выступают катастрофы, поскольку они ведут к нарушению нормальной социализации очень больших групп населения.

Специфические виктимогенные факторы обусловлены нестабильностью социальной, экономической и политической жизни общества и государства.

Японский ученый С. Мураяма отмечает резкое огрубление детей, их нечувствительность по отношению к другим людям.

Не все дети могут адаптироваться к социуму, не прилагая чрезмерных усилий, которые могут вести к эмоциональным расстройствам, агрессии и антисоциальному поведению.

Антисоциальное поведение проявляется в ущемлении или игнорировании прав других людей, преобладании гедонистической мотивации, капризах, демонстративном поведении, отсутствии чувства ответственности и долга.

К факторам виктимизации человека можно отнести все факторы социализации: микрофакторы – семья, группы сверстников и субкультура, микросоциум, религиозные организации; мезофакторы – этнокультурные условия, региональные условия, средства массовой коммуникации; макрофакторы – космос, планета, мир, страна, общество, государство (классификация А. В. Мудрика).

16. Общая характеристика социального воспитания. Сущность и задачи социального воспитания. Объект социального воспитания. Личность как индивидуальный субъект социального воспитания. Коллектив как групповой субъект социального воспитания. Социальные субъекты системы воспитания. Ценности и воспитание.

Социальное воспитание. Социальное воспитание можно рассматри¬вать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществ¬ляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отноше-ния, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.

аким образом, объект социального воспитания - процесс относительно целенаправленного и планомерного развития человека в воспитательных организациях

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации соци-ального опыта детей, подростков, юношей, их образования и ин¬дивидуальной помощи им.

Взаимодействие в процессе социального воспитания представ¬ляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет из¬бирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно, индивидуализировано и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь чле¬нами определенных этнических, социальных и социально-психо¬логических групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социаль¬ного поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику.

Личность— это объект и субъект общественных отношений, сплав социально-значимых индивидуальных особенностей и социальных функций. Являясь частью общества, личность подвергается постоянному его воздействию и сама воздействует на общество, изменяя его. Сила и особенности, специфика воздействия личности на общество во многом обусловлены ее природным потенциалом. Обладая высокой энергетикой, личность проявляет незаурядную активность, определяет свое содержание, физическое и психическое совершенствование. Отсутствие же достаточных природных данных делает личность даже “ущербной”.

Понятие “индивидуальность”, по определению И.Ф. Харламова, “включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, и что придает им своеобразную красоту и неповторимость”‘. Под индивидуальностью понимают главенствующую особенность личности, проявляющуюся в чертах темперамента, характера, специфике восприятия (художественное восприятие, музыкальный слух), интеллекте, потребностях и способностях. Основой индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки. Индивидуален каждый человек, но в разной степени. В зависимости от степени выраженности биологических задатков и способностей, внутренней активности, среды и воспитания индивидуальность проявляется ярко, образно, контрастно, вариативно или, наоборот, малозаметно.

Усвоение общественного опыта изменяет социальные свойства и качества личности, ее социальный статус и функции, поднимает ее на качественно новый уровень развития, обеспечивая успех в деятельности. Богатство, яркость, выразительность, оригинальность социальных свойств и качеств делают личность созидателем общественного бытия.

Под социальными субъектами в системе воспитания принято понимать любые социальные институты, которые несут идеологическую нагрузку в формирование личности – или содержат в своих функциях воспитательную или мировоззренческую. В зависимости от классификации социальных иститутов можно выделить много видов и групп субъектов воспитательной деятельности , в предельно общем случае социальными институтами являются: общество, государство, церковь, семья и т.п. В принципе, каждый социальный институт в том или ином виде «настроен» на выполнение определнного воспитательного процесса – те. На «прививание» личнсоти определенных социальный ролей или навыков, характерных для этого института. Так, образовательные институты отвечают за профессиональную социализацию, воспитание в семье призвано приучить к выполнению каких-либо «семейных» социальных функций и тп.

Коллектив. Организационно социальное воспитание осу¬ществляется в воспитательной организации через коллективы.

В наиболее общем виде коллектив можно определить как фор¬мализованную контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации.

В воспитательной организации создаются первичные коллек¬тивы (классы, кружки, секции, клубы и т.п.), совокупность кото¬рых образует вторичный коллектив, охватывающий всех членов организации.

Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаимодействии с другими объединениями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружаю¬щей действительности.

Ценности и воспитание. Под ценностями принято понимать устоявшуюся для определенного социума (или личности) систему взглядов на свойства тех или иных социальных объектов (субъектов), их проявления, действия и тп. Так, в процессе воспитания ребенок с детства начинает получать понятия «хорошо» и «плохо», которые, безусловно, являются следствием воспитания, и, одновременно, своеобразной базой или зачаточным вариантом системы ценностей личности. Можно утверждать, что целью воспитания в т.ч является формирование у личности устойчивой системы ценностей; и наоборот – наличие системы ценностей как один из признаков социализации личности.

17. Принципы социального воспитания. Сущность принципов социального воспитания. Принцип гуманистической направленности. Принцип культуросообразности. Принцип природосообразности. Принцип вариативности социального воспитания. Принцип коллективности. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Принцип диалогичности. Принцип незавершенности социального воспитания.

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ - основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П.в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема П.в. не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями. Понимание воспитания как составной части развития и социализации человека, как взаимодействия воспитателя и воспитанника позволяет выделить ряд П.в., которые могут рассматриваться как принципы и организации социального опыта человека, и образования, и индивидуальной помощи воспитуемым.

Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Именно воспитание определяет то, что человек успешно осваивает позитивные (а не асоциальные или антисоциальные) нормы и ценности, создаёт условия для эффективной реализации себя как субъекта социализации; помогает ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нём, т.е. в той или иной мере минимизировать степень становления его жертвой социализации (см. Виктимология). Реализация принципа в практике эффективно влияет на развитие у воспитуемых рефлексии и саморегуляции, на формирование их отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности; на формирование демократического и гуманистического взглядов.

Принцип природосообразности воспитания.

Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы. У человека необходимо культивировать определённые этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.

1 2 3 4 5