">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Наука как сфера деятельности, как форма сознания.

Описание: Классификация наук. Этапы развития. Науковедение, разделы, что изучает. Наукометрия. История. Ее философия. Социология, экономика, психология науки Познание, сущность. Эмпирический уровень. Механизмы, методы. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 25.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 36
Поднять уникальность

Похожие работы:

Наука как сфера деятельности, как форма сознания.

Нау?ка, сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16—17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

В самом общем виде науку можно определить как деятельность, имеющую своей целью познание природы и общества. Самостоятельным видом человеческой деятельности научное познание стало тогда, когда произошло разделение умственного и физического труда. Все конкретные науки делятся на две группы: науки о природе (естественные) и науки об обществе (общественные). Цель естественных наук состоит в открытии законов природы и в использовании этих законов для развития производительных сил общества. Предметом общественных наук служат различные стороны жизни общества и законы их развития.

Классификация наук.

В истории науки существовало несколько попыток классифицировать науки. В Античности Демокрит выделил 3 раздела науки: 1) каноника – учение об истине и ее критериях; 2) физика – наука о бытии; 3) этика – моральное содержание бытия. Первую попытку предпринял Аристотель, разделив науки по историческим условиям их возникновения, выделил три группы: философия , математика, физика; искусство; и которые не служат удовлетворению потребностей.

В средние века этой проблеме уделили внимание арабские мыслители: аль-Кинди выделил три ступени научного знания (первая – логика и математика, вторая – естественные науки, третья – метафизика, определив философию как «знание обо всём»); аль-Фараби классифицировал науки по четырём разделам (первый – наука о языке, второй – логика, третий – математика, наука о звёздах, физическая география и др., четвёртый – естественные науки и метафизика); Авиценна все знания подразделил на теоретические и практические.

В Новое время (XVI век) интерес к классификации наук проявил Ф. Бэкон (1561-1626) реформатор наук, взяв за основу несколько критериев: 1) объект изучения – природа, человек, Бог; 2) познавательные способности человека – память, разум, воображение и вера. Наличие памяти обеспечивает появление истории, разума – философии, воображения – поэзии, веры – теологии. Выделил науки которые изучают природу, и которые ее объясняют

В XIX в. О. Конт разделил все науки на теоретические и прикладные, а теоретические науки, в свою очередь, разделил на абстрактные и конкретные.

Современный подход, принятый в отечественной философии, основан на идее Ф. Энгельса классифицировать науки по формам движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная).

Этапы развития наук.

Для возникновения собственно науки нужны были соответствующие условия: определенный уровень развития производства и общественных отношений, разделение умственного и физического труда и наличие широких культурных традиций, обеспечивающих восприятие достижений других народов и культур.

Соответствующие условия раньше всего сложились в Древней Греции, где первые теоретические системы возникли в VI в. до н.э. Такие мыслители, как Фалес и Демокрит, уже объясняли действительность через естественные начала в противовес мифологии, Древнегреческий ученый Аристотель первым описал закономерности природы, общества и мышления, выдвигая на передний план объективность знания, логичность, убедительность. В момент познания была введена система абстрактных понятий, закладывались основы доказательного способа изложения материала; начали обособляться отдельные отрасли знания: геометрия (Евклид), механика (Архимед), астрономия (Птолемей).

Ряд областей знания был обогащен в эпоху средневековья учеными Арабского Востока и Средней Азии: Ибн Ста, или Авиценна, (980—1037), Ибн Рушд (1126—1198), Бируни (973—1050). В Западной Европе из-за господства религии родилась специфическая философская наука — схоластика, а также получили развитие алхимия и астрология.

Важнейшим этапом развития науки стало Новое время — XVI—XVII вв. Г.Галшей (1564—1642), (1571—1630), У.Гарвей (1578—1657), Р.Декарт (1596—1650), Х.Гюйгенс (1629—1695), И.Ньютон (1643—1727) и др.

Научная революция XVII в. связана с революцией в естествознании. Развитие производительных сил требовало создания новых машин, внедрения химических процессов, законов механики, конструирования точных приборов для астрономических наблюдений.

Научная революция прошла несколько этапов, и ее становление заняло полтора столетия. Ее начало положено Н.Коперником и его последователями Бруно, Галилеем, Кеплером. В 1543 г. польский ученый Н.Коперник (1473—1543) опубликовал книгу «Об обращениях небесных сфер», в которой утвердил представление о том, что Земля так же, как и другие планеты Солнечной системы, обращается вокруг Солнца, являющегося центральным телом Солнечной системы.

Современный мир характеризуется как период бурного развития научно-технических аспектов жизнедеятельности человека, которые естественно находят свое применение в экономической сфере, снижая физическую нагрузку на человека. Однако очевидные преимущества использования научно-технических достижений имеют и обратную сторону, которая в курсе культурологии фиксируется как проблема социокультурных последствий научно-технической революции.

Опора науки Нового времени на эксперимент, развитие механики заложили фундамент для установления связи науки с производством. В то же время к началу XIX в. накопленный наукой опыт, материал в отдельных областях уже не укладывался в рамки механистического объяснения природы и общества. Потребовался новый виток научных знаний и более глубокий и широкий синтез, объединяющий результаты отдельных наук. В этот исторический период науку прославили Ю.Р. Майер (1814—1878), Дж.Джоулъ (1818—1889), Г.Гелъмголъц (1821—1894), открывшие законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Огромное значение в познании мира имело создание Т.Шванном (1810—1882) и М.Шлейденом (1804—1881) клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов. Ч. Дарвин (1809—1882), создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознание. Благодаря периодической системе элементов, открытой гениальным русским ученым Д.И. Менделеевым (1834—1907), была доказана внутренняя связь между всеми известными видами вещества.

Наука в настоящее время — это чрезвычайно сложное общественное явление, имеющее многосторонние связи с миром.

В настоящее время научные дисциплины принято подразделять на три большие группы: естественные, общественные и технические.

Науковедение, разделы, что изучает.

Превращение науки в непосредственную производительную силу общества обусловило становление и развитие теории науки, ее истории.

Накопленные знания о науке позволили систематизировать их в виде новой науки – науковедения.

Науковедение – это учение об общих закономерностях развития и функционирования науки как системы знаний. В логическом, социологическом, политическом, экономическом, психологическом и других аспектах оно отражает общие связи, характерные для различных наук, а также отношения между наукой, с одной стороны, техникой, производством и обществом – с другой. Наука о науке.

Наукометрия — научная дисциплина, которая изучает эволюцию науки через многочисленные измерения научной информации, такие как количество научных статей, опубликованных в данный период времени, цитируемость и т. д.

История науки — это исследование феномена науки в его истории. Наука, в частности, представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и практических знаний о Мире, полученных научным сообществом.

Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия физики, философия химии, философия биологии.

Методология науки в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Социология науки — отраслевая социологическая дисциплина, выявляющая социальные условия научной деятельности.

Экономика науки — отрасль знаний, в рамках которой изучаются состояние и развитие науки, как части экономической системы. В рамках экономики науки также изучаются эффективность работы научных учреждений, отдельных научных работников и научных исследований.

Психология науки — отрасль, изучающая психологические факторы научной деятельности с целью повышения ее эффективности. Культурология науки —наука как часть культуры, развивающаяся по её общим законам.

Научное познание, сущность.

Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. “Познание – это, обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование.”

Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. (Во всяком случае, ответ на подобный вопрос является идеалом научного знания.) Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное — это прежде всего объяснительное знание.

К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, член академического сообщества, то для практического познания — инженер или промышленный управляющий. Цель ученого — открытие закономерности, общего принципа, «узнавание» новой идеи. Цель инженера — создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т.д.) на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов.

В структуре научного познания два уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень научного познания: механизмы, методы.

Эмпирическое знание – первичное научное знание, которое получается при контакте с изучаемым объектом. Эмпирия (лат.) – опыт.

Механизм работы эмпирического уровня обеспечивается рассудком. Рассудок — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.

Исследуя эмпирический уровень научного познания, не трудно выделить в нём три ступени.

Своеобразие первой ступени выражается в том, что исследователи непосредственно взаимодействуют с объектом познания. На второй ступени научного познания исследователь взаимодействует не с объектом познания, а с той информацией, которая получена на первой ступени. Основными методами этой ступени являются классификация и систематизация. Благодаря этим методам информация, полученная на первой ступени, приобретает обозримую форму.

На третей ступени эмпирического уровня, а это высшая ступень получаем эмпирические факты, открывая эмпирические законы.

Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение,

Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.

Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям. В социологии и психологии различают простое и соучаствующее (включенное) наблюдение. Психологи наряду с этим используют и метод интроспекции (самонаблюдения).

Эксперимент в отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться.

Различают несколько видов эксперимента. 1) Простейший вид эксперимента - качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений. 2) Вторым, более сложным видом является измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса. 3) Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент. 4) Наконец: специфическим видом эксперимента является социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.

Теоретический уровень н.п.: методы.

Теоретическое определяет сущность процесса, явления; оно относится к общему. Процесс познания идет от эмпирического (единичного) к теоретическому (общему). На теоретическом уровне познания превалирует рациональное. Теоретическое нельзя отрывать от эмпирического. Теоретическое направляет эмпирическое познание, способствует постановке задач, целей. Так, опираясь на теоретические выводы, используя познания о неисчезновании материи, была открыта частица нейтрино.

Методы, используемым на теоретическом уровне научного познания.

Абстрагирование - Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.

Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.

Моделирование, Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.

С моделированием органически связана идеализация - мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире.

Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход. Системный подход это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем. Основные понятия системного подхода: "элемент", "структура", "функция". В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта и места элементов в ней.

8.Научная деятельность: виды, особенности.

Наука – это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности.

Знание – главный продукт научной деятельности, но не единственный.

Включает в себя следующие виды деятельности:

- научно-исследовательскую (экспериментальную и теоретическую). Ее цель состоит в приращении нового знания;

- научно-организационную, направленную на осуществление руководства и управления наукой;

- научно-информационную, призванную обеспечить информационное обслуживание других видов деятельности;

- научно-вспомогательную, выполняющую все остальные функции обслуживания, помимо собственно информационного обеспечения;

- научно-педагогическую, обеспечивающее движение знаний из науки в другие сферы человеческой деятельности.

- научно-техническую

Все компоненты и виды научной деятельности взаимосвязаны и обуславливают друг друга.

Научно-исследовательская деятельность: цель, сущность.

Деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования.

Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Экспериментальные разработки - это деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Сущность науки познается через ее функции.

1. Познавательно-объяснительная заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития.

2. Мировоззренческая помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение

3. Прогностическая. Суть прогностической функции науки состоит в том, чтобы предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

4. Производственная (катализатор развития). Непосредственная производительная сила. Ускоряет процесс совершенствования производства.

5. Социальная сила. Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук (решением глобальных проблем, разработка ЕЭС)

Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.

Цель науки:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и

познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования

полученных знаний.

Научно-информационная деятельность.

Основная цель научно-информационной деятельности - опережающее отражение, обеспечение потенциальных информационных потребностей лаконичной, квалифицированной информацией о знаниях, опыте, перспективах человеческой деятельности. Эффективность научно-информационной деятельности зависит от уровня плановой, управленческой деятельности, эффективности хозяйственного механизма, степени интеграции науки и экономики.

В социальной практике научно-информационная деятельность выполняет общекультурную и познавательную функции. Первая проявляется во фронтальном проникновении информационных технологий в механизмы массовых коммуникаций, образование, воспитание, обучение, оказывая влияние на формирование личности, образ жизни, межличностное общение. Вторая становится одним из факторов социально-исторического и научно-технического прогресса, играет детерминирующую роль относительно социального управления, конструирования коммуникативного пространства. Научно-информационная деятельность, призванная обеспечить информационное обслуживание других видов научной деятельности, способствует циркуляции научной продукции в обществе, ускоряет продвижение научных результатов в самой науке, от науки к производству, в сферы образования, управления.

Научно-техническая деятельность.

Научно-техническая деятельность (НТД) представляет собой деятельность, направленную на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Сопутствующая исследованиям и разработкам деятельность представляет собой научно-технические услуги, способствующие получению, распространению и применению новых научных знаний. К научно – техническим услугам относятся услуги, осуществляемые организацией в целях освоения в производстве или иного практического применения результатов исследований и разработок, а также услуги по передаче прав на объекты интеллектуальной собственности или научно-технической информации. В состав научно-технических услуг включаются:

- Предоставление прав на научно-технические результаты;

- Авторский надзор и авторское сопровождение;

- Деятельность в области патентов, лицензий, стандартизации, метрологии и контроля качества;

- Обучение специалистов других организаций;

- Научно-техническое консультирование;

- Другие услуги в области научно-технической информации.

Результаты НТД. Продукт научно-технической деятельности, содержащий новые знания и решения, является результатом научно-технической деятельности

Если в результате осуществленной деятельности не получены новые знания, не созданы новые технологии, виды сырья, материалы или не произошло усовершенствование их свойств, данные работы носят промышленный характер и не относятся к научно-технической деятельности.

Организация государственного управления наукой

Организация научной деятельности в Украине (система).

Государство оказывает приоритетное содействие развитию науки как определяющего источника экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создавая необходимые условия для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научно- технической деятельности, обеспечивая использование достижений науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и других проблемПравовые основы государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности определены в Законе Украины от 13 декабря 1991 г. «О научной и научно-технической деятельности» (в редакции от 1 декабря 1998 г.). В соответствии с ним развитие науки и техники — определяющий фактор прогресса общества, повышения благосостояния его членов, их духовного и интеллектуального роста.

Государственное управление и регулирование научной деятельностью осуществляются согласно принципам органичного единства научно-технического, экономического, социального и духовного развития общества, объединения централизации и децентрализации управления научной деятельностью; соблюдения требований экологической безопасности; признания свободы творческой, научной и научно-технической деятельности; сбалансированного развития фундаментальных и прикладных исследований; использования достижений мировой науки, возможностей международного научного сотрудничества; свободы распространения научной и научно-технической информации; открытости для международного научно-технического сотрудничества, обеспечения интеграции украинской науки в мировую в сочетании с защитой интересов национальной безопасности.

Научную деятельность осуществляют ученые, научные работники, научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения III — IV уровней аккредитации, общественные организации в научной и научно-технической деятельности. С целью благоприятствования формированию государственной политики развития науки, определения приоритетных научно-технических направлений, выработки стратегии технологического развития, усовершенствования структуры управления наукой и системы подготовки и аттестации научных кадров при Президенте Украины создан консультативно-совещательный орган — Совет по вопросам науки и научно-технической политики. Основными задачами этого органа являются разработка государственной политики по вопросам развития науки и технологий, правовое и организационное обеспечение ее реализации, прогнозирование развития науки и технологий; рассмотрение и оценка проектов национальных и государственных научно-технических программ, определение приоритетных научно-технических направлений и др.

Основным способом реализации приоритетных направлений развития науки и техники являются государственные научные и научно-технические программы. Они подразделяются на общегосударственные (национальные), которые утверждаются Верховной Радой Украины; государственные (межведомственные); отраслевые (многоотраслевые); региональные (территориальные).

Для эффективного осуществления научной и научно-технической деятельности государство использует финансово-кредитные рычаги. Одним из основных таких рычагов является бюджетное финансирование. Поддержка фундаментальных исследований осуществляется также через Государственный фонд фундаментальных исследований.

Студенческая научная работа: виды, сущность.

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА - одна из форм самовыражения личности студента, его стремления к жизненному самоутверждению; развивает творческое мышление, инициативность, самостоятельность, умение разбираться в потоках информации и отбирать нужную. Важнейшими особенностями научной деятельности студента являются: 1) подчиненность ее целей учебным целям; 2) основными ее мотивами являются познавательные; 3) она осуществляется под руководством преподавателей; 4) в процессе научной работы у студента формируется профессиональная самостоятельность, способность к творческому решению практических задач с началом работы после окончания вуза; 5) научная деятельность студента способствует расширению сведений для успешного разрешения организаторских, воспитательных и других проблемных ситуаций, с которыми можно столкнуться в будущем. Участие студентов в научной работе способствует формированию у них профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач.

Цель научной работы студентов – подготовка системно и широко мыслящего интеллектуала, владеющего основами теории науки и творческой деятельности; имеющего практические навыки сбора, обработки и анализа данных, результатов научных экспериментов; способного к самостоятельной генерации идей; обладающего склонностями и способностями к научным сообщениям и прогнозам, в сочетании с фундаментальной профессионализацией по избранной специальности.

В настоящее время наблюдается рост привлечения студентов к научной деятельности, и стремление самих студентов к углублению и расширению своих знаний, в том числе через участие в научно-исследовательской работе.

В плане УИРС выполняется большинство курсовых работ по специальным дисциплинам и рефератов по дисциплинам гуманитарного цикла.

Научные исследования по сфере использования результатов подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные ставят целью решение принципиально новых теоретических проблем, открытие новых законов, создание новых теорий. На их основе решаются многие прикладные задачи применительно к потребностям конкретных отраслей науки, техники и производства.

Прикладные исследования представляют собой поиск и решение практических задач развития отдельных отраслей производства на основе результатов фундаментальных исследований.

Каждую научно-исследовательскую работу можно отнести к определенному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают техническое, биологическое, физико-техническое, историческое и другие направления с возможной их последующей детализацией.

Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов являются весьма ответственной задачей.

Научное исследование: структура, содержание.

24. Общие требования к структуре и содержанию исследований

Научное исследование – целенаправленное познание, результатом которого выступает система понятий, законов и теорий.

Содержание научного исследования.

1. Постановка проблемы. Этап состоит не только в поиске проблемы, которую необходимо исследовать, но и в точной, четкой формулировке задачи научного исследования. Важно правильно сформулировать задачу исследования, от этого значительно зависит его успешный исход.

2. Предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса.

3. Формулировка гипотезы.

4. Для уточнения гипотезы иногда проводят предварительные эксперименты с целью более глубокого изучения исследуемого объекта.

5. Теоретическое исследование состоит в анализе и обобщении полученных результатов.

6. Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов, следствием сопоставления результатов экспериментального и теоретического исследования.

7. Заключительные выводы. На этом этапе подводятся итоги исследования, т. е. формулируются полученные результаты и проверяется их соответствие поставленной задаче.

8. Освоение результатов – это этап подготовки к промышленной реализации полученных результатов.

Структура н. и.:

Введение, основная часть (главы, параграфы), выводы, список источников, приложения.

Структура введения:

Актуальность работы – обоснование проблемы, выбор темы.

Объект — порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения.

Предмет — это свойства, стороны, отношения, особенности, процессы данного объекта, которые выделяются для изучения. Таким образом, в одном и том же объекте может быть выделено множество предметов исследования.

Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. По существу, в цели формулируется общий замысел исследования.

Задачи – действия, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Важно выстроить такую последовательность задач, которая позволяла бы определить «маршрут» научного поиска, его логику и структуру.

Гипотеза - это высказывание истинность или ложность которого еще не установлены, тем более вероятное, чем более фактов согласны с ним.

Требования к гипотезе: учитывать законы уже установленные, предсказывать новые факты, проверяемость, должна быть дедуктивно развертываемой.

Научное новшество исследования — это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом

Практическая значимость - работы может состоять в разработке системы коррекционной работы, программы формирования какого-либо качества, методики диагностики отдельных качеств, свойств, состояний.

Апробация результатов исследования.

Методология научного исследования: уровни.

Метод- опрю система тренований кот.должны ориентировать субьекта познания на решение конкр.научн.практич.задачи,на достиг.опр.результата в той или иной челов.деят.

Под методом понимается совокупность операций и приемов, с помощью которых практически и теоретически можно изучить и освоить действительность. Владея тем или иным методом, человек может разобраться в том, в какой последовательности и каким образом совершать определенные действия для решения той или иной задачи.

Изучением методов уже длительное время занимается целая область знаний – методология научного исследования. В переводе с греческого понятие «методология» так и переводится – «учение о методах». Основы современной методологии были заложены еще в науке Нового времени. Так, в Древнем Египте геометрия являлась формой нормативных предписаний, с помощью которых определяли последовательность процедур по измерению земельных наделов. Изучением методологии занимались и такие ученые, как Платон, Сократ, Аристотель.

Методология научного исследования состоит из следующих уровней:

1. Конкретонаучная методология – делает упор на методики проведения исследования и технические приемы. Суть – научные подходы и методы (типологический, исторический).

2. Общенаучная методология – представляет собой учение о методах, принципах и формах знания, которые функционируют в различных науках. Здесь выделяются методы эмпирического исследования (эксперимент, наблюдение) и общелогические методы (анализ, индукция, синтез и т.д.).

3. Философская методология – включает философские положения, способы, идеи, которые можно использовать для познания во всех науках. Говоря о нашем времени, то этот уровень практически не используется.

4. Теоретические положения, идеи ученых.

Логика процесса научного исследования.

Можно условно выделить два основных этапа, два характерных уровня научного исследования: а) эмпирический и б) теоретический.

Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала.

Теоретический этап и уровень исследования

Этот этап связан с глубоким анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явлений. Затем осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях, вырабатываются принципы действия, рекомендаций о практическом воздействии на эти явления:

находить закон;

составлять гипотезы о связи между изучаемыми явлениями;

проверять гипотезы опытом;

составлять теорию изучаемого.

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапом является постановка проблемы.

Главная задача исследователя – выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования и развития изучаемых явлений.

Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.

Курсовая работа: цель, содержание.

Во время учебы в вузе студенты обязательно выполняют определенное количество курсовых работ (проектов). Курсовые работы выполняются по основным специальным дисциплинам по окончании их изучения. Смысл выполнения курсовых работ заключается в самостоятельном изучении научной проблемы, которая освещается в определенной сфере научного знания, объективированного в смысле конкретной учебной дисциплины (или круга учебных дисциплин).

Цель курсовой работы - как можно глубже разобраться в указанной проблеме, выяснить ее теоретические и практические аспектыСтруктура курсовой работы включает такие разделы, подразделы и компоненты:

- Обложку;

- Титульный лист;

- Реферат;

- Содержание;

- Вступление (3-5% от общего объема);

- Основную часть (разделы, подразделы, в которых освещаются теоретические и практические аспекты темы (проблемы), подлежащая исследованию (90-95%);

- Выводы (выводы и предложения) (2-5%);

- Список использованных источников;

- Приложения.

Во введении выясняется актуальность проблемы (на основе сопоставления "социального запроса" и состояния ее теоретической определенности и практической реализации) определяются цель, объект, предмет и задачи курсовой работы, методологические основы, на которых строится научное исследование, формулируется гипотеза, определяются методы исследования.

В основной части, состоящей из нескольких (двух - трех) разделов, каждый из которых, в свою очередь, - из нескольких подразделений, в соответствующей им последовательности, анализируется научно-теоретическая литература (отечественная и зарубежная), на основании которой выясняются теоретические аспекты изучаемой, сущность понятийного аппарата, выясняется история и современное состояние феномена, который изучается, организуется и осуществляется констатирующий эксперимент (анализ реального состояния явления, исследуется), определяются критерии сформированности его качества, разрабатывается модель его улучшения, которая, при возможности, приобретает апробации в определенных практических условиях.

Все разделы основной части курсовой работы должны быть логически связанными. Каждый раздел (кстати и каждое подразделение) завершаются выводами и умозаключениями.

В заключительной части курсовой работы следует выяснить, удалось ли достичь указанной цели, решить поставленные задачи. Далее необходимо навести выводы, изложить предложения, содержащие краткое обобщение теоретических и практических (если необходимо) произведения, конкретных рекомендаций по решению выдвинутых проблем.

В список литературы включаются только те источники, которые были использованы в курсовой работе (не менее 10-15 источников), в соответствии с установленными библиографических норм.

В приложениях приводятся всякого рода вспомогательные материалы, на которые есть ссылки в курсовой работе: документы, схемы, диаграммы, графики, планы, опросные листы, методики и т..

Таблицы, рисунки, содержащиеся в тексте курсовой работы, должны иметь название и сквозную нумерацию, а в тексте на них должна делаться ссылка.

В тексте работы не применяются сокращения слов, кроме общепринятых.

Бакалаврская работа.

Цель бакалаврской работы на 4 курсе – научить студента самостоятельно выполнять законченную научную работу по тому или иному вопросу инженерной или экологической геологии.

Структура бакалаврской работы. Структура бакалаврской работы, названия глав и т.п. обсуждается с научным руководителем. Однако каждая работа должна содержать:

1) Титульный лист.

2) Содержание (оглавление).

3) Введение с изложением актуальности рассматриваемой проблемы, цель и задачи данной бакалаврской работы, сроки и место ее выполнения и ф.и.о. научного руководителя.

4) Современные представления по изучаемой проблеме (литературный обзор).

5) Характеристику объекта исследования (описание района работ, территории, процессов или пород и т.п.).

6) Методику исследований.

7) Результаты исследования и их обсуждение.

8) Заключение с выводами по поставленным задачам.

9) Список использованной литературы

10) Список графических приложений (карты, разрезы, таблицы и т.п.)

Дипломная работа.

В дипломной работе студент должен показать: 1) прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала; 2) умение изучать и обобщать литературные источники, материалы предприятий и организаций, решать практические задачи, делать выводы и предложения; 3) навыки проведения анализа и расчетов, экспериментирования и владения современной вычислительной техникой; 4) умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых мероприятий.

Структура дипломной работы Структурными элементами дипломной работы являются: 1) титульный лист; 2) задание на выполнение дипломной работы; 3) реферат; 4) содержание; 5) введение; 6) основная часть; 7) заключение; 8) список использованных источников; 9) приложения.

Требования к структурным элементам дипломной работы

Реферат должен быть в кратком виде, в объеме до одной рукописной страницы,

Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формируются проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению, для раскрытия темы; указываются объект исследования, используемые методы анализа и литературные источники.

Основная часть

Дипломная работа содержит, как правило, три главы, каждая из которых в свою очередь делится на 2-3 параграфа. Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению,

Вторая глава носит аналитический характер. Эта глава должна служить технико-экономическим обоснованием последующих разработок.

Третья глава является проектной. В ней студент разрабатывает предложения по совершенствованию экономики, организации или управления производством, повышению результативности и качества работы данного предприятия (организации).

Обязательными для дипломной работы являются логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.

В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полое представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно

. Графический материал, выносимый на защиту дипломной работы, должен быть выполнен на 3–5 листах ватмана стандартного формата.

Объем дипломной работы должен быть в пределах 100 страниц рукописного или 70-80 печатного текста. Примерное соотношение между отдельными частями работы следующее: введение – 4-5 страниц, заключение – 7-8 страниц, список использованных источников – 3-4 страницы. Большую часть работы занимает основная часть. Здесь следует избегать больших диспропорций между главами.

Магистерская работа.

Магистерская диссертация является квалификационной работой, в которой студент должен показать профессиональное владение теорией и практикой предметной области, умение решать конкретные задачи в сфере своей профессиональной деятельности.

Магистерская диссертация должна состоять из следующих частей:

• Титульный лист

• Оглавление

• Аннотация

• Введение

• Постановка задачи

• Обзор существующих решений рассматриваемой задачи или ее модификаций

• Исследование и построение решения задачи

• Описание практической части

• Заключение

• Список цитируемой литературы

Требования к содержанию вышеперечисленных частей магистерской диссертации

• Аннотация (не более полстраницы) содержит формулировку задачи и основных результатов

• Введение должно описывать предметную область, к которой относится задача, решаемая в магистерской диссертации, содержать неформальное ее описание;

• Постановка задачи должна содержать формулировку задачи в рамках определенной модели предметной области, к которой относится решаемая задача, требования к искомому решению в терминах используемой модели предметной области

• Обзор должен содержать явно сформулированные цели и критерии сравнения

• Заключение (не более чем на 1 страницу) должно содержать краткую формулировку результатов работы, выносимых на защиту и согласованных с целью работы.

22. Информационное обеспечение н. исследования.

Информация – это сведения о значимых фактах (лицах, действиях, организациях, событиях), которые служат основой для принятия решений о проведении административных, организационных мероприятий, а также для подготовки предложений и рекомендаций. В философском понимании информация обеспечивает уменьшение или снятие неопределенности наших представлений об изучаемых явлениях (процессах) в результате получения сообщения (знака).

Средства информационной работы – это совокупность документальных, технических и иных устройств, предназначенных для накопления, обработки, систематизации, хранения и выдачи информации.

Качество информации – это степень развитости свойств информации, определяющая ее практическую пригодность для исследования. Качество информации зависит от следующих характеристик:

O достоверность;

O относимость;

O своевременность;

O полнота;

O важность.

Отбор информации – это результат просмотра материалов и документов, уточнения, дополнения и формализации информации.

Накопление информации – это результат интеграции, систематизации, уточнения и учета информации в определенных системах.

Хранение информации – это результат централизации, коррекции, обновления и сбережения банков данных.

Обработка информации – это результат преобразования (сортировка, группировка, обогащение, сравнение и т.д.) в формы, удобные для работы.

Документирование – это форма информационной работы, применяемая для закрепления результатов, получаемых в процессе управления деятельностью (справки, постановления, планы и т.п.).

Дела – форма информационной работы, предназначенная для систематизации документальных материалов.

23. Методика исследования.

Виды научного метода

Теоретический научный метод

Тео?рия (греч. ??????, «рассмотрение, исследование») — система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

Гипо?теза (от др.-греч. ???????? — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров) и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (см. теорема, теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Эмпирический научный метод

Экспериме?нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной возможность постановки эксперимента, прежде всего такого, который может дать опровергающий эту теорию результат.

Эксперимент делится на следующие этапы:

Сбор информации;

Наблюдение явления;

Анализ;

Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление;

Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

1