">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Методы обучения детей младшего школьного возраста в педагогической деятельности хореографа

Описание: Сущность и задачи педагогического процесса в творческом развитии ребёнка, Особенности развития детей в младшем школьном возрасте. Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей. Практическая деятельности в творческом коллективе.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Курсовая работа
Дата: 11.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 546
Поднять уникальность

Похожие работы:

Формы можно условно разделить на основные, дополнительные и формы художественно-эстетического самообразования. К основным формам относятся: просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Такой работой можно охватить вь коллектив во время занятий, репетиций. Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей, фильмов, дискотек, но их проведение организуется в свободное и удобное для детей время. К формам художественно-эстетического самообразования относятся: самостоятельное изучение вопросов теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определенной целевой установкой на расширение своих знаний в области хореографии.

Метод воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Метод воспитания в педагогике рассматривается как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и ученика.
Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные.

Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.

Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство, которое испытывает ребенок в процессе овладения знаниями - это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять.

В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагог доверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями, прослушивать аудиокассеты с музыкой различных направлений, просматривать специальные видеокассеты и т.д. Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства.

Каждый педагог, в зависимости от степени владения теми или иными методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на детей. Чаще всего это метод убеждения. Этот метод используется не от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод убеждения требует от педагога огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Дети порой не сразу понимают педагога. Это бывает от неумения ребенка слушать и слышать, что от него требуется. Это качество характера воспитывается постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому педагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании этого метода.

Для повышения нравственного потенциала личности ребенка, развития его активности, важно постоянно обновлять и обогащать используемые формы и методы. Воспитательную функцию берут на себя и органы самоуправления - лидеры в группе, старосты. Наличие у детей в коллективе единой, нравственно-привлекательной цели сплачивает коллектив, настраивает на единый творческий ритм, ставит во главу общий, реально выполнимый интерес.

У начинающих детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. Целесообразно поступают педагоги, которые на начальном этапе работы применяют элементарные знания детей, делая для них небольшую постановочную работу на несложных танцевальных элементах. Это придает стимул детям в учебно-тренировочной работе, приучает их к сценическому поведению, к ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляют радость детям. И, наоборот, отсутствие радостной творческой работы делает ее бессистемной, бесперспективной. Не надо ставить перед детьми таких целей, достижение которых требует больших возможностей, чем те, которыми они обладают.

Это делается, как правило, для того, чтобы отличиться на смотре, фестивале, конкурсе, получить поощрение, выделиться. В связи с этим появляется повышенная притязательность детей, необоснованные планы, что наносит ущерб их нравственному развитию. В таких случаях дети либо покидают коллектив, либо молчаливо со всем соглашаются, либо выступают против руководителя. Чаще всего это бывает в скрытной форме: невыполнении его требований, формировании противоборствующих групп. Все это способствует нездоровой атмосфере в коллективе. То есть отсутствие или неверное определение творческих задач в коллективе могут стать весьма серьезным тормозом совершенствования учебно-творческой и воспитательной деятельности педагога.

Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога в классе, делает его содержательным, осмысленным и радостным. В.Л. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников - значит воодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление - благороднейшее идейное, моральное единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает вдумчивый воспитатель» [15, с. 49].

К одному из основных факторов, обеспечивающих активность детей на занятиях, относятся строгие морально-этические нормы, которые имеют большое воспитательное воздействие. Открытые отношения между детьми, педагогом и учениками, наличие здорового мнения в коллективе и активного творческого процесса побуждает детей соотносить интересы личные с групповыми, коллективными. У них воспитывается чувство ответственности за других, дисциплинированность, если у каждого есть определенная обязанность и они знают, что ее никто не выполнит. Это приносит детям большое удовлетворение и, естественно, их активная позиция в коллективе становится выразительнее.

В коллективе возникают неформальные объединения детей. В силу определенных обстоятельств они могут разделиться на группы.

Если это произошло, не надо пытаться разобщать эти группы, противопоставлять их друг другу. Нужно умело использовать эти неформальные объединения для улучшения художественного, нравственно-эстетического воспитания. Через группу можно воздействовать на каждого ребенка, формируя его интерес, вкус, поведение. Каждая группа - это часть коллектива, и от того, насколько правильно складываются отношения, зависит общая нравственная атмосфера.

Воспитательный процесс и активность детей обогащаются присутствием традиций в коллективе - посвящения в хореографы, празднования дня рождения, проведения выходных дней, оформления стенгазет, проведения вечеров 8 марта и 23 февраля, новогодних утренников и вечеров, выпускного вечера старших учеников в форме капустника или выпуска балетного спектакля, проведения торжественных концертов в честь коллектива, торжественного перехода из младшей группы в старшую, передачи лучших номеров программы следующему поколению. Эти традиции делают перспективной жизнь коллектива, помогают сплотить детей. У каждого ребенка появляется чувство причастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими. Организация, развитие и осуществление традиций - дело педагога-руководителя, всех детей и актива в коллективе. Если они поддерживаются и передаются из поколения в поколение, проводятся систематически - это позволяет оценить социальную значимость деятельности коллектива, важность той роли, которую он играет в городе, районе или области.

Для придания стабильности, общей значимости коллектива необходимо его включение в более широкий круг общения с другими коллективами, обращение к иным жанрам и направлениям в искусстве. Это поможет детям в творческом и человеческом общении. У них укрепляется сознание общественной роли своего творчества, своего авторитета, осознаннее становятся мотивы поведения. Этому поможет установление постоянных и прочных творческих связей между педагогами не только внутри учреждения, но и в городе.

У каждого преподавателя свой стиль работы, своя методика и система требований. От их характера, последовательности и содержания зависит развитие коллектива, его нравственных основ. Практика показывает, что чем выше и обоснованнее требования преподавателя, тем выше организация его работы, нравственный настрой детей. И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем ниже показатели в коллективе. Но в любом случае, если педагог правильно формирует свои требования и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения.

Одним из первых требований преподавателя является соблюдение дисциплины. Дисциплина - это фактор качества организации художественного и учебно-воспитательного процесса. Насколько умело руководитель использует весь комплекс своих профессиональных и педагогических знаний, настолько зависит организация всей воспитательной работы с детьми, их активность на занятиях и других мероприятиях. В коллективе должен быть порядок, которому подчиняются все дети. Отсутствие дисциплины, нарушающее развитие коллектива, - всегда препятствие для творчества. «...Существует одно средство - железная дисциплина. Она необходима при всяком коллективном творчестве» - писал К.С. Станиславский [14, с. 345]. Там, где обучение поставлено на профессиональную основу, дисциплина приносит большую пользу в нравственном и моральном воспитании. Педагогу необходимо проявить предельную строгость к самому себе, к своей дисциплинированности, к своей внешности, к своему душевному состоянию перед встречей с детьми в классе.

Для хорошей организации занятий педагог ведет журнал посещаемости. Это другая сторона воспитания, которая дисциплинирует и очень хорошо влияет на детей психологически. При возможных недоразумениях с родителями, кстати, ответом будет журнал посещаемости и успеваемости детей. Журнал поможет педагогу ничего не забыть и разрешить конфликтные ситуации, возникающие из-за пропусков занятий и оценок учеников. Существуют индивидуальные карты детей, в которых ежегодно оценивается успеваемость, дается характеристика профессиональных успехов ребенка, развитие его психофизических возможностей. Это трудоемкая работа преподавателя, но ее результаты в последствии представляют интерес. При анализе записей можно проследить успехи и недочеты детей на занятиях. Может оказаться, что леность и инертность ученика при начальном этапе обучения перерастает в профессиональный интерес, что происходит активное развитие профессиональных данных, изменение в характере ребенка в процессе занятий. Тщательный анализ этих записей поможет преподавателю совершенствовать методы своей работы, придать целенаправленность и определенную перспективу педагогическому воспитательному процессу в коллективе.

Анализ моей практической деятельности в творческом коллективе.

Проведение урока по хореографии в младших классах имеет свою специфику, которая учитывает особенности этого возраста. При проведении занятия под музыку педагог не должен считать, т.к. это отвлекает детей, а для развития музыкальности учащиеся должны внимательно вслушиваться в музыку. Иногда, если учащиеся исполняют движения неточно, не музыкально, педагог может просчитать нужный музыкальный размер или предоставить эту возможность самим ученикам.

Необходимым условием развития музыкальности учащихся является разнообразие музыкального сопровождения урока. Опытные педагоги советуют к каждому новому уроку, составленному педагогом, давать новый музыкальный материал. Это даст учащимся представление о существовании в танце, музыке определенной народности различных музыкальных размеров, интонаций, темпов. Думаю, что в младших классах музыкальные произведения могут быть из любимых детьми мультипликационных фильмов, сказок.

Музыкальное сопровождение урока должно быть высокопрофессиональным, т.к. оно дает эмоциональную основу танцу, представление о национальном колорите музыки разных народов, способствует образному ее восприятию.

Основными приемами, которыми педагог пользуется при пояснении правил выполнения, а также образной, эмоциональной стороны танца в начальных классах являются показ и рассказ.

Показ особенно важен при пояснении техники исполнения движений и порядка исполнения комбинации. Новые движения необходимо показывать замедленно несколько раз, пока учащиеся не усвоят правила исполнения, и обязательно сопровождать показ подробным устным объяснением. Комбинированные упражнения показываются в обычном темпе, характерном для определенного года обучения, один раз — под счет, и второй раз — под музыку. Многократные исполнения комбинации педагогом активизируют внимание и зрительную память учащихся, развитию которых должно уделяться большое внимание, т.к. обучение искусству танца происходит в большей мере через зрительное восприятие. Показ преподавателя должен помочь всем ученикам усвоить прежде всего единые технические приемы исполнения, поэтому он должен быть точным, музыкально правильным. Иногда показ преподавателя может быть примером исполнительской манеры. Но он не должен рождать подражателей в лице учеников, он должен способствовать развитию их творческой индивидуальности. Показ педагога часто играет решающую роль в усвоении учащимися особенностей исполнения танца определенной национальности.

Наряду с показом, рассказ, объяснение, вообще слово педагога, имеет важнейшее значение в процессе обучения младших школьников народно-сценическому танцу. Речь яркая, образная, эмоциональная незаменима, если она обращена к творческому воображению ребенка, к содержанию музыки и танца, к его образности, если она касается национального своеобразия хореографии, характера, быта определенного народа.

Для успешной работы преподавателя и его воспитанников исключительно важны методические замечания. Они могут быть обращены к одному человеку и всему классу одновременно, т.е. могут быть индивидуальные и общие. В зависимости от места методических замечаний в ходе урока их можно разделить на "профилактические", "попутные", "безотлагательные", "итоговые". "Профилактические" замечания предваряют те ошибки, которые может делать один исполнитель или весь класс. Педагог делает их, зная слабые стороны учеников. Таким образом он обращает их внимание на то, что необходимо сделать и чего избежать или исправить. Чаще всего такие замечания педагог делает перед началом упражнения или при выполнении его с другой ноги. "Попутные" замечания педагог делает во время исполнения заданий. Длительность комбинированных упражнений и повторяемость движений должны позволять это. "Безотлагательные" замечания предполагают прерывание хода упражнения и делаются тогда, когда ученик допускает грубые ошибки. "Итоговые" замечания даются после исполнения задания. В тех случаях, когда ошибок мало и они незначительны, педагог должен отметить это как определенный успех.

По своему содержанию замечания могут касаться техники исполнения, музыкальности, эмоционально-танцевальной выразительности, способности передавать национальный колорит танца и т.д. Замечание педагог может сделать сам, может предложить это сделать кому-либо из учащихся. Второй путь активизирует внимание класса, учит видеть ошибки товарищей и пути их исправления.

Педагог может сделать замечание и указать пути исправления ошибки в устной форме или использовать практический показ. Делая замечание, он может подчеркнуть, утрированно показать неправильное исполнение, представляя ошибку в более выпуклой, наглядной форме. А затем в контрасте дать показ правильного исполнения задания.

На первом году обучения при устном замечании допускается поправление учеников руками, установление корпуса или руки, головы или ноги в правильное положение. Это помогает им быстрее почувствовать правильность исполнения. В дальнейшем таким приемом нужно пользоваться в редких случаях, развивая у учеников способность к самостоятельному более точному исполнению.

Делая индивидуальное замечание ученику, педагог может попросить его выполнить задание перед всем классом, давая возможность каждому определить ошибку. Затем, сказав, как нужно правильно выполнить упражнение, может попросить кого-либо из класса повторить все в более совершенном виде.

Замечания по форме изложения должны быть краткими, ясными, логически последовательными. Пространные объяснения на практических занятиях приводят к недопустимой потере времени, расхолаживают учащихся. Образность, четкость, стремление отразить суть должны быть присущи замечаниям, поскольку от них в большей степени зависят успехи учеников. Кроме того, я думаю, можно не делать замечание явно, а попросить повторить какой-либо элемент, который плохо получается у большинства детей, именно того ребенка, у которого он выходит лучше всех, похвалить его. Объяснение через похвалу, обращение внимание на успехи, на лучшие образцы очень важно для детей 7-9 лет, т.к. в этом возрасте дети могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец.

Важным условием успешного хода урока является соблюдение правильного его темпа. Основной критерий хорошего темпа практических занятий — сохранение высокой работоспособности учащихся на протяжении всего урока.

При слишком медленном темпе у младших школьников нет возможности привести в рабочее состояние все мышцы, сохранить рабочее состояние до конца занятий и развить выносливость. При слишком быстром темпе учащиеся не успевают отдохнуть после упражнения, появляются признаки переутомления: слабость, невнимательность, медленная реакция на замечания педагога. Иногда быстрый темп отрицательно влияет на правильность, точность, выразительность исполнения, значит, он не соответствует уровню их исполнительской техники. Педагогу необходимо помнить, что к быстрым темпам учащихся нужно готовить постепенно.

Темп урока определяется темпом исполнения каждого упражнения и каждого этюда на середине зала, а также темпом их сменяемости. В начале обучения медленный темп используется как учебный прием, необходимый для правильного детального освоения каждого движения, всех его нюансов. В дальнейшем темп исполнения движений, темп урока ускоряется, но "проработка" новых упражнений всегда делается медленно. На 3-м, 4-м году обучения, когда темп урока значительно возрастает, для сохранения работоспособности учащихся педагог уже может использовать упражнения различные по характеру и темпу исполнения (например: резкий, острый по характеру исполнения battement tendu jete, более спокойный rond de jambe, медленный, мягкий battement fondu); упражнения, включающие различные группы мышц (например; упражнения на выстукивание и battement developpe.). В младших классах, это делать не рекомендуется.

Специфика работы с младшими классами такова, что следует чаще использовать игровой момент на уроке. Например, подскоки в I позиции ног с разворотом на 90-120° можно назвать представим воробышка. Чаще необходимо применять свободную импровизацию, без соблюдения правил. Игровой момент рекомендуется использовать при объяснении педагогом новых элементов. Например, можно посадить в зале игрушку, и объяснять задание ей, а детей попросить помочь показать непонятливой Матрешке, или Незнайке, или ленивому Буратино изучаемый элемент.

Используя эти основные рекомендации по методике подготовки и проведения урока, педагог должен учитывать и индивидуальные особенности класса. Знание и применение на практике методических рекомендаций, изложенных выше, а также опыт, творческая увлеченность помогут начинающим педагогам овладеть мастерством своей профессии.

Заключение

Младший школьный возраст занимает возрастной период от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют его развитие, а менее совершенные замедляют его. Поэтому так важно учитывать специфику возраста при обучении любым видам деятельности.

Занятия хореографией, проводимые с учетом возрастной специфики, располагают значительными резервами развития. Выявление и эффективное использование этих резервов – одна из главных задач педагога хореографии.

К особенностям младшего школьного возраста относятся повышенная эмоциональная возбудимость, непоседливость, быстрая утомляемость и т.д. В связи с этим можно выделить несколько методов для данного возраста: это метод соревнования, метод стимулирования, метод эстетической беседы, метод поощрения. Для урока необходимо правильно соблюдать темп, не давать больших нагрузок, чередовать быстрые движения и медленные. Для удержания внимания детей обязательно ввести элементы игры.

К сожалению, в современной школе музыка, песня, изобразительное искусство получили более широкое развитие, чем хореография. Дети не знают особенности различных видов танца, не знакомы с историей хореографического искусства, с танцевальным творчеством народов мира, самобытным русским народным хореографическим искусством, не владеют навыками исполнения танца. Все это отражается на уровне культуры подрастающего поколения. Специфика хореографии определяется ее многогранным действием на человека, что обусловлено самой природой танца, как синтетического вида искусства. Органично сочетая в себе различные виды искусства, в частности музыку, песню, элементы театрального изобразительного искусства, литературы и прежде всего фольклора, танец не только обладает способностью вызывать у детей эффект присутствия, сопереживания, сопричастности к тем или иным событиям, которые он разыгрывает, но и воздействуют на его личность, на нравственный, эстетический, духовный мир.

Список литературы

1. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев - Дубна, 1997г.

2. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994.

3. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.

4.Богданов А. Познание с исторической точки зрения. — СПб. 2006

5. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001.

6. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003.

7. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 20047.

8. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов - М.: Академия, 2004г.

9. Спинжар Н.Ф., Рябинкина Е.Л. Педагогика в профессиональной подготовке хореографа. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств — М.:2011

10. Халфина С. Воспоминания мастеров московского балета. - М.: Искусство. - 1990.

11. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. - 2005.

12. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2000. №2.

13.Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М. 2004.

14. Станиславский КС. Этика. М., 1981.

15.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: М, 1981.

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.

1 2