">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Общая и профессиональная педагогика

Описание: Теоретические и методические основы, содержаниепрофессионального обучения. Педагогический процесс как система. Связь дидактики с другими науками. Традиционная классификация методов обучения. Формы организации производственного обу-чения.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Курсовая работа
Дата: 13.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 98
Поднять уникальность

Похожие работы:

Содержание С.  Введение…………………………………………………… 4  Логическая структура…………………………………….. 6  МБ №3. Теоретические и методические основы профессионального обучения……………………………………. 

7  УЭ №7. Педагогический процесс………………………... 7  УЭ №8. Процесс обучения……………………………..… 15  УЭ №9. Содержание профессионального обучения...….. 28  УЭ №10. Принципы профессионального обучения….…. 38  УЭ №11. Методы теоретического обучения……..……… 56  УЭ №12. Методы производственного обучения…...…… 70  УЭ №13. Средства обучения………………………...…… 77  УЭ №14. Формы организации теоретического обучения…………………………………………………. 

81  УЭ №15. Урок теоретического обучения………………… 88  УЭ №16. Формы организации производственного обучения………………………………….…………… 

102  УЭ №17. Контроль занятий, умений навыков учащихся……………………………………………...…… 

108  УЭ №18. Педагогические технологии в обучении…….… 122  Эталоны ответов…………………………………………… 138  Литература……………………………………………...….. 145  

Введение

Учебное пособие по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» разработано на основе требований государственного образовательного стандарта и рабочей учебной программы для специальности 0308 «Профессиональное обучение».

Базовой дисциплиной для изучения «Общей профессиональной педагогики» является «Общая и профессиональная психология». Миссия данной учебной дисциплины в общей системе подготовки мастера производственного обучения: формирование знаний о целях, принципах, содержании, методах, формах учебно-воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении.

Алгоритм работы с учебным пособием:

– знакомство со структурой МБ и целью его изучения;

– выполнение входного теста;

– знакомство со структурой УЭ и целью его изучения;

– выполнение входного теста к УЭ;

– изучение УЭ;

– выполнение практических работ;

– выполнение тестовых заданий к УЭ;

– выполнение тестовых заданий к МБ.

Учебное пособие может использоваться на лекционных, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы студентов.

Учебный элемент заканчивается выполнением теста для самопроверки. Ответы на вопросы тестов должны удовлетворять коэффициенту усвоения К ? 0,7, которое определяется по формуле:

К = количество правильно выполненных операций

количество заданных операций

Если К < 0,7, необходимо вернуться к ранее изучаемому материалу ещё раз.

При составлении данного учебного пособия учитывались следующие параметры:

1. ( – уровень усвоения содержания. Первый уровень ((1) – ученический (узнавание). Второй уровень ((2) – алгоритмический (воспроизведение).

2. ( – ступень абстракции – научный уровень описания содержания обучения. Первая ступень ((1) – феноменологическая (естественный язык изложения). Вторая ступень ((2) – предсказательная (предусматривающая объяснение природы и свойств явления, причин и следствий на языке науки).

3. ( – степень осознанности. Первая ступень ((1) – предметная (аргументация выбора способа действия в конкретной ситуации опирается на узкий круг понятий и правил). Вторая ступень ((2) – межпредметная (аргументация выбора способа действия опирается на смежные области знания).

4. ( – объем информации теоретического обучения (одна страница машинописного текста в расчете на 2 академических часа).

5. ( – автоматизм деятельности (выражается через коэффициент автоматизма К( = , где tстуд – время, затраченное на выполнение деятельности студентом; tспец – время, затраченное на выполнение деятельности специалистом).

1 ( К( ( 0,5

МБ №3 Теоретические и методические основы

профессионального обучения

   К v  2 2 2 0,5 91  Цель: Сформировать знания о содержании, принципах, методах, средствах, формах организации обучения и методах контроля.

Выполните текстовые задания №1, 2, 3, 4, 5, 6, 10 входного теста к учебному пособию;

№2, 3, 4 УЭ №1 МБ №1;

№1, 4 УЭ №3 Мб №1.

УЭ №7. Педагогический процесс.

   К v  1 2 2 0,5 6  Форма организации учебного занятия: лекция.

Изучив данный УЭ, Вы будете иметь представление:

– об общей характеристике, структуре, направленности педагогического процесса.

Выполните текстовые задания №2, 4 УЭ №1 МБ №1;

№2, 3 УЭ №2 МБ №1;

№1, 4 УЭ №3 МБ №1.

Педагогический процесс как система

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития, на основе целостности и общности, составляет главную сущность педагогического процесса.

Каждая из систем функционирует в определённых внешних условиях:

– природно-географических;

– общественных;

– производственных;

– культурных.

Внутренних условиях:

– материально-технических, санитарно-гигиенических;

– морально-психологических;

– эстетических.

Компоненты педагогической системы

Целевой – компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от основной цели – всестороннего и гармоничного развития личности – до конкретных задач формирования качеств или их элементов.

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.

Деятельный – компонент взаимодействия педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент называется ещё организационным или организационно-управленческим.

Результативный – компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Структура педагогического процесса

Закономерности педагогического процесса

Закономерности:

– динамики педагогического процесса;

– развития личности в педагогическом процессе;

– управления учебно-воспитательным процессом;

– стимулирования;

– единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;

– обусловленности педагогического процесса;

– единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.

Противоречия – движущая сила педагогического процесса. Противоречия бывают внешние и внутренние.

Специфика педагогического процесса

Педагогический процесс – это процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс, осуществляется для достижения общественно-значимых целей.

Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливается воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие.

В педагогическом процессе выделяются объекты, средства, продукты труда (как и в других трудовых процессах).

Объекты деятельности педагога – развивающая личность, коллектив воспитанников.

Предмет педагогического труда – формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом, своеобразием.

Объект педагогической деятельности состоит в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера.

Средства (орудия) труда – это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. Орудия труда в педагогическом процессе – это знание педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, виды деятельности учащихся, способы сотрудничества с ними, методика педагогического влияния.

Продукт педагогического труда – это воспитанный, подготовленный к жизни, общественный человек.

Педагогический процесс характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности.

Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчёркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:

– в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;

– в целостности и самоподчинённости входящих в него обособленных систем;

– в наличии общего и сохранении специфического.

Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, проявляется в выделении доминирующих функций:

– процесса обучения – обучающая;

– воспитания – воспитывающая;

– развития – развивающая.

Сопутствующих функций:

воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

Специфика процессов проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании – более свободная форма различного характера, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд.

Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающейся деятельности учащихся и взрослых на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности. Гуманизация демократической системы означает, что целью педагогического процесса становится всё более полное удовлетворение познавательных и духовных потребностей учащихся, что гуманизируются характер и содержание учебного труда учащихся, создаются благоприятные условия для гармонического развития личности.

Этапы педагогического процесса

Подготовительный этап

Задачи Сущность задачи  Целеполагание Обоснование и постановка цели состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой образования в конкретные задачи, достигаемые на заданном этапе педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.  Педагогическая диагностика Это исследовательская процедура, направленная на «пояснение» условия обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Её главная цель – получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов.  Прогнозирование хода и результатов педагогического процесса Приставка «про» указывает на «опережение». Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, предварительно, ещё до начала процесса, оценить его возможную результативность в имеющихся условиях.  Результаты диагностики + прогнозирование = проект организации процесса – план План привязан к конкретной системе. Планы бывают: руководства учебно-воспитательным процессом, воспитательной работой, уроками и т.д. План – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.  

Основной этап

Элементы:

– постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

– взаимодействие педагогов и учеников;

– использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

– создание благоприятных условий;

– осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учащихся;

– обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Заключительный этап

Анализ достигнутых результатов – это необходимо для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом даже хорошо организованном процессе. Анализируя – обучаемся.

Тестовые задания МБ №3 УЭ №7

Определите элементы педагогического процесса:

а) педагогические принципы, методы, средства, формы;

б) педагогическая цель;

в) педагогическое содержание;

г) педагогические способности.

Р=4

Среди перечисленных определите закономерности педагогического процесса:

а) учебно-воспитательная деятельность;

б) динамика педагогического процесса;

в) стимулирование;

г) развитие личности.

Р=4

Что такое педагогическое сотрудничество?

а) взаимная активность;

б) любая деятельность.

Р=2

Какие из указанных вариантов относятся к компонентам педагогического процесса?

а) системный;

б) целевой;

в) деятельный;

г) содержательный.

Р=4

Определите задачи подготовительного этапа:

а) целеполагание;

б) сотрудничество;

в) диагностика;

г) прогнозирование.

Р=4

Выберите этапы педагогического процесса:

а) целевой;

б) подготовительный;

в) основной;

г) анализ достигнутых результатов. Р=4

Литература

Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

Безрукова В. С. Педагогика профессионально-технического образования. – Свердловск, 1990.

Подласый И. П. Педагогика. – М., 1999.

Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 1999

УЭ №8. Процесс обучения.

   К v  1 2 2 0,5 10  

Форма организации учебного занятия: лекция.

Изучив данный УЭ, Вы будете иметь представление:

– о сущности процесса обучения, структуре, функциях и организации учебной деятельности учащихся.

Выполните тестовые задания №2, 4 УЭ №1 МБ №1;

№2, 3 УЭ №2 МБ №1;

№1, 2, 3, 4 УЭ №8 МБ №3.

Понятие о дидактике

Термин «дидактика» происходит от греческих слов – поучающий и изучающий. Считается, что термин ввёл в педагогику немецкий педагог В. Ратке (1571–1635).

Теорию обучения как систему научных знаний, как педагогическую науку разработал Я. А. Коменский. В 1632 году он завершил свой знаменитый труд «Великая дидактика», под которой понимал «всеобщее искусство учить всему».

Дидактика – это один из разделов педагогики, разрабатывающий теорию образования.

Предмет дидактики – обучение, как средство образования и воспитания личности.

Взаимосвязь между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса.

Связь дидактики с другими науками

Сущность процесса обучения

Сущность обучения. Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, результатов развития общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.

Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.

Раскрыть сущность категории «обучение» – это значит:

а) дать определение категории, назвав основные признаки;

б) раскрыть содержание признаков обучения.

Признаки категории «обучение»:

Целенаправленность.

Системность.

Двусторонность.

Содержание признаков может быть раскрыто через компоненты процесса обучения.

Целенаправленность обучения

Обучение является целенаправленным процессом, так как начинается с формулировки и осознания цели. Выполнение всех компонентов подчинено поставленной цели.

Общей целью обучения является усвоение учащимися социального опыта, отражённого в содержании образования.

Цель реализуется через задачи:

– вооружить учащегося системой знаний о природе и обществе;

– сформировать умения и навыки;

– раскрыть и развить способности, творческое мышление;

– раскрыть психические свойства личности (интерес, мотивы, память, волю т.п.) и др.

Системность процесса обучения

Двусторонний характер обучения

Обучение является двусторонним процессом, так как в реализации каждого компонента в целом участвуют две стороны – учитель (преподавание) и ученик (учение).

Процесс обучения содержит главные звенья взаимодействия:

№ Деятельность педагога Деятельность обучающихся  1 Разъяснение учащимся целей и задач обучения. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации обучения.  2 Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами). Восприятие новых знаний, умений.  3 Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений. Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация.  4 Управление процессом понимания научных закономерностей и законов. Познание закономерностей и понимание причинно-следственных связей.  5 Управление процессом перехода от теории к практике Приобретение умений, навыков и их систематизация.  6 Организация эвристической и исследовательской деятельности. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем.  7 Проверка, оценка изменений в обучении и развитии учащихся. Самоконтроль, самодиагностика достижений.   Вывод: Вывод:  9 Преподавание – деятельность по руководству усвоением содержания образования и формированием качеств личности. Учение – система познавательных и практических действий ученика, обеспечивающих усвоение им содержания образования.  

Закономерности процесса обучения:

– закономерность цели обучения;

– закономерность содержания обучения;

– закономерность качества обучения;

– закономерность методов обучения;

– закономерность управления обучения;

– закономерность стимулирования обучения.

Факторы, влияющие на продукт процесса обучения

Функции обучения

Функция – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе.

Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Стимулирование учения

Организация учебной деятельности учащихся

Основу учебной деятельности учащихся составляет процесс усвоения знаний, овладение навыками, структурно включающий следующие компоненты.

Стимул Восприятие Осознание (осмысление) Закрепление Применение Анализ,

контроль  Мотивы, побуждающие к обучению. Это, значит, разобраться в сущности изучаемого, связать его с тем, что уже известно. Понимание изучаемого (обобщённое установление связей между явлениями, процессами и т.д.). Запоминание изученного, сохранение в памяти, готовность воспроизвести. Применение знаний в учебных целях; в процессе производственного обучения, производительного труда учащихся Коррекция З.У.  

Системы производственного обучения

Под системой производственного обучения понимаются исходные положения, определяющие порядок расчленения содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащихся.

Предметная система – отражает индивидуальную форму обучения. В процессе ученичества учащийся делал те же изделия, что и рабочий-инструктор.

Операционная система – ученики осваивали операции, составляющие содержание профессии.

Моторно-тренировочная система – обучение строилось на применении специальных упражнений, тренировочных приспособлений и устройств, имитирующих реальные трудовые процессы (тренажёры). Разработана ЦИТ.

Операционно-комплексная система – учащийся осваивает в начале 2–3 операции, а затем выполняет комплексные работы, которые включают эти операции и т.д.

Тестовые задания к УЭ №8

Выберите определение дидактики:

наука об обучении, воспитании, образовании;

научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических основ обучения;

наука о воспитании человека.Р=3

Укажите категории дидактики:

цель обучения;

учение;

содержание образования;

содержание воспитания.Р=4

Укажите признаки процесса обучения:

целенаправленность;

доступность;

двусторонность;

системность.Р=4

Из перечисленных выберите компоненты процесса обучения:

целевой;

мотивационный;

содержательный;

организаторский.Р=4

Установите соответствие функций обучения и их содержания:

а) образовательная;

б) воспитательная;

г) развивающая.Р=3

обозначает то, что в процессе обучения усвоение знаний происходит через развитие обучаемого (память, способности и т.д.);

состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности;

состоит в том, что в процессе обучения формируются качества и свойства личности.

Установите логическую последовательность этапов усвоения знаний, умений и навыков учащихся:

а) стимул;

б) анализ, контроль;

в) осмысление;

г) восприятие;

д) применение;

е) закрепление.Р=6

Найдите соответствие:

а) знания;

б) умение;

в) навыки;

г) способности.

применение усвоенных знаний на практике;

автоматизированные действия, доведённые до совершенства;

понятия, правила, законы, выводы;

условия успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности.Р=4

Укажите системы производственного обучения:

а) операционно-комплексная;

б) предметная;

в) операционная;

г) учебная.Р=4

Литература

Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 1988.

Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. 1995.

Беликов В. А. Савва Л. И. Опорные сигналы в изучении педагогики. – Магнитогорск., 1995.

Подласый И. П. Педагогика. – М., 1999.

Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 1999.

УЭ №9. Содержание профессионального образования.    К v  1 2 2 0,5 9  Форма организации учебного занятия: лекция.

Изучив данный УЭ, Вы будете иметь представление о содержании профессионального образования.

Выполните тестовые задания

№2 УЭ №1 МБ №1;

№2, 3 УЭ №2 МБ №1;

№1,4 УЭ №3 МБ №1.

Понятие содержания образования

Знания Умения и навыки Эмоционально-ценностные отношения Опыт творческой деятельности       о природе интеллектуальные к людям перенос знаний и умений в новую ситуацию  об обществе практические к своим обязанностям   о способах деятельности 

к общественной собственности видение проблемы  о способах познания  к самому себе комбинирование нового из элементов известного    к изучаемому учебному материалу нахождение принципиально новых способов решения  Общими основами развития содержания профессионального образования являются:

Интеграция содержания образования (объединение разрозненных знаний и укрупнение учебных дисциплин).

Дифференциация и индивидуализация.

Факторы формирования содержания

профессионального образования

Потребности общества в образованных людях Цели, которые общество ставит перед учебным заведением Реальные возможности процесса обучения Потребность личности в образовании Оптимальные возможности учащихся  Уровни образования

Требования к содержанию образования

С.О. должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания - формирование личности. С.О. должно строиться на строго научной основе. С.О. по каждому учебному предмету должен соответствовать логике и системе, свойственным той или иной науке. С.О. должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами. В С.О. должны находить отражение связь теории с практикой, необходимость соединения обучения с производительным трудом. С.О. должно соответствовать возрастным возможностям учащихся. Общее образование в ПУ должно осуществляться в единстве с политехническим и трудовым обучением и способствовать профессиональной ориентации учащихся  Личностно ориентированное профессиональное

образование

Цель: Профессиональное развитие обучаемого, приобретение профессионального опыта, становление специалиста, способного к самоопределению, самоорганизации и самообразованию.

Принципы:

признаётся приоритет индивидуальности, самоценности обучаемого как активного носителя субъектного опыта;

при конструировании профессионально-образовательного процесса следует учитывать субъектный опыт каждого обучаемого;

развитие обучаемого как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормальной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития.

Стимулирование и мотивирование профессионального роста педагогов:

личностно-ориентированная аттестация педагогов;

дифференцированный подход в повышении квалификации;

диагностика профессионально-психологического потенциала личности.

Личностно ориентированное содержание образования учащихся:

вариативное, блочно-модульное построение учебных планов;

личностно развивающие интегративные образовательные программы;

дополнительные, факультативные профессионально-образовательные курсы по перспективным технологиям.

Личностно ориентированные педагогические технологии:

технологии кооперативного обучения в условиях имитационно-игровой ситуации при разработке интегративных проектов выполнения комплексных заданий;

саморегулируемое обучение при помощи метода проектов, направляющих тестов, когнитивного инструктирования;

диалогичность в обучении как фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной и критической функции личности.

Личностно ориентированная организация учебно-пространственной среды:

контроль и оценка обучаемости и способов учебно-познавательной деятельности учащихся;

интегративные, много функциональные учебно-производственные мастерские, лаборатории;

групповая организация ученических мест.

Мониторинг профессионального развития субъектов образования:

стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости;

экспресс диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых;

финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников.

Коррекция профессионального становления личности:

коррекция социального и профессионального становления;

коррекция профессионально важных характеристик учащихся.

Документы, определяющие содержание образования

Государственный образовательный стандарт

Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроль.

Учебный план

Учебный план – это основной нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в области образования. Учебный план разрабатывается Министерством общего и профессионального образования России – это Базисный учебный план.

Он представляет собой государственную норму профессионального образования, устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся. Он служит основой для разработки региональных и рабочих учебных планов в учебном заведении.

В структуру Базисного учебного плана входит:

инвариантная часть;

вариативная часть.

содержит

продолжительность учебного года, длительность семестров и каникул. полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении. распределение предметов по годам обучения. количество часов по каждому предмету за всё время обучения и на изучение предмета в каждом классе (группе). количество часов в неделю на изучение каждого предмета.  

Профессиональная характеристика

Учебная программа

Пояснительная записка определяет цели изучения дисциплины, основные требования к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемые формы и методы обучения. Тематический план – указывает последовательность и продолжительность изучения разделов и тем. Содержание учебной программы излагает содержание через обозначение тем, межпредметные связи, литературу по теме. Контрольные предметы по вопросу. Литература по предмету.  Составление учебных программ основывается на определённой теории.

Традиционно содержание излагается в форме тем, расположенных в хронологическом порядке.

Модульный подход: обучение, основанное на модульно построенном содержании.

Модуль – это законченный блок информации, в который входят чётко обозначенные цели обучения, банк информации и методические руководства по достижению поставленных целей. Модуль помогает выделить из содержания обучения особо значимые элементы. Он представляет собой достаточно самостоятельную, логически завершённую часть знания, выделяемую в соответствии со спецификой дисциплины или комплекса дисциплин, относительно автономную порцию учебного материала.

Модульное построение содержания учебных программ основывается на следующих принципах:

целенаправленного набора учебного материала и составление его в целевые блоки;

полнота учебного материала в блоке, его разносторонности и интегративности;

обеспечения относительной самостоятельности модуля, его логической завершённости;

методического обеспечения усвоения материала учащимся и обратной связи с учителем.

Сводно-тематический план

Сводно-тематический план составляется вместе с программами. Указанное в нём количество часов, отводимое на изучение отдельных программ, может изменяться, но при непременном условии, что программы будут выполнены полностью, учащиеся получат прочные знания и навыки и не будет нарушена связь между производственным обучением и спецтехнологией. Изучение тем по специальной технологии, как правило, предшествует или в отдельных случаях проводится параллельно с изучением аналогичных или близких по содержанию тем производственного обучения. Благодаря этому производственное обучение опирается на знания по спецтехнологии, что способствует сознательному и прочному усвоению учащимися производственных умений и навыков.  Учебник

Понятия, теории, законы, научные факты соответс-твующих дисцип-лин. Содержат-ся указания, относящиеся к организа-ции учебной работы учащихся. опыт профес-сиональ-ной деятель-ности , способы её осуществления. основы знаний, способствующих развитию творчества учащихся, направлен-ного на преобразо-вание способов работы. обобщённое научное знание о социальном опыте, общественно-экономичес-ких и производст-венных отношениях.  

Тестовые задания к УЭ №9

Что вы понимаете под содержанием образования?

а) потребность личности в образовании;

б) знания;

в) умения и навыки;

г) эмоционально-ценностные отношения.

Р=4

Найдите соответствие:

учебная программа;

учебный план;

сводно-тематический;

образовательный стандарт.

а) порядок изучения учебных предметов;

б) содержание учебного материала по предмету;

в) порядок изучения тем по предметам;

г) обязательный уровень требований к подготовке выпускников.

Укажите, от каких факторов зависит содержание образования?

а) оптимальных возможностей учащихся;

б) потребности личности в образовании;

в) потребности общества в образованных людях;

г) индивидуализация образования.

Р=4

Укажите принципы личностно-ориентированного образования:

а) внутренняя активность личности, обусловленная потребностью в реализации своего опыта, способностей;

б) гуманизация;

в) профессиональное самоопределение;

г) общественная направленность.

Р=4

Укажите особенности личностно-ориентированного содержания образования:

а) вариативное;

б) блочно-модульное построение учебных планов;

в) личностно развивающие интегративные образовательные программы;

г) личностно-ориентированная аттестация педагогов.

Р=4

Литература

Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 1988.

Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.,1995.

Беликов В.А. Опорные сигналы в изучении педагогики. – М., 1995.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 1996.

Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999.

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных заведениях. – М., 1990.

УЭ №10. Принципы профессионального обучения.

   К v  2 2 1 0,5 13  

Форма организации учебного занятия: лекция, практическая работа.

Изучив данный УЭ, Вы будете:

знать:

– принципы профессионального обучения.

уметь:

– анализировать урок (фрагмент урока) с позиций реализации принципов профессионального обучения.

Выполните тестовые задания №1 УЭ №8 МБ №3.

Система дидактических принципов

Дидактика стремится открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают педагогу понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако он не содержит непосредственно указания для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования её технологии.

Практические указания по осуществлению обучения закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название дидактических принципов и правил. Место принципов в структуре педагогического процесса:

Осуществление каждого компонента процесса обучения подчиняется определённым закономерностям. На основе этих закономерностей формируются положения, играющие роль требований, предъявляемых к каждому компоненту. Это и есть принцип обучения.

Принципы – основные, исходные положения какой-либо теории, учения, науки, деятельности, отношений.

Принципы – убеждения, взгляд на вещи.

Принципы – требования, предъявленные ко всем компонентам педагогического

Дидактические принципы (принципы дидактики) – это исходные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии его общими целями и закономерностями.

Функции принципов – они служат механизмом построения педагогического процесса и оценки его конечного результата.

Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Они являются как бы переходным звеном от теории к практики.

В еще более популярном толковании дидактические правила – это конкретные указания педагогу в том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации.

Принципы профессионального обучения

Политехнический принцип.

Политехническое образование предусматривает овладение системой знаний о научных основах современного производства. На базе этих знаний формируются общепрофессиональные политехнические и специальные знания.

Принцип модульности профессионального обучения

Использование данного принципа на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были зависимы друг от друга, а это позволяет изменять, дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания.

Принцип моделирования профессиональной

деятельности в учебном процессе

Под моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе понимают выявления типовых задач, трансформацию их в учебно-производственные задачи, выбор форм организации учебного процесса и методов обучения.

Принцип компьютеризации

педагогического процесса

Этот принцип приобретает особую актуальность в связи с внедрением электронно - вычислительных средств во все сферы жизни.

С использованием компьютеров в учебном процессе решаются задачи:

индивидуализация и дифференциация обучения;

осуществление самоконтроля и самокоррекции;

моделирование и имитация изучаемых объектов, процессов, явлений;

осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок;

развитие познавательных интересов учащихся;

формирование умения применять решения.

Принцип соединения обучения с производительным трудом учащихся, связь теории и практики

Связь обучения и труда, теории и практики – процесс двусторонний. Учебная и трудовая деятельность органически связанны одна с другой.

Принцип создания окружающей среды

Создание обучающей среды предполагает создание в учебном заведении учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологическим, эргономическим, экономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям, а также требованиям безопасности труда и охраны здоровья учащихся.

Принцип экономической целесообразности

Данный принцип определяет необходимость планирования, подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов с учетом их востребования на рынке труда. В связи с этим возникает проблема организационно-правового регулирования отношений меду участниками образовательного процесса предприятиями заказчиками на основе заключения договоров о подготовке специалистов.

Практическая работа № 5

Принципы обучения

Выполнив эту работу Вы сможете анализировать дидактические принципы в процессе обучения.

сопутствующие элементы;

УЭ №8 Педагогический процесс;

УЭ № 9 Процесс обучения.

Практическое задание

Выпишите различные определения принципов обучения, используя следующую литературу:

И. П. Подласый, Педагогика, М., 1996, стр. 287.

И. Ф. Харламов, Педагогика, М., 1997, стр. 165.

С. П. Баранов, .Л. Г. Болотина, В. А. Сластенин, Педагогика, М., 1987, стр. 81.

Ю. К. Бабанский, Педагогика, М., 1988, стр. 43

Педагогика: теории, системы, педагогические технологии; под редакцией С. А. Смирнова, М., 1998, стр.

Проанализируйте определения дидактических принципов, определите общие признаки в формулировке

Синтезируйте собственное определение, не допуская терминологических ошибок

Дайте характеристику дидактическому принципу:

научности

наглядности

систематичность и последовательности

Решите задачи:

К какому принципу обучения вы относите правило: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному? Докажите.

К какому принципу вы относите правило: «В методах преподавания отражайте методы познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поисковому, творческому, познавательному труду»? Докажите.

Посетите урок (фрагмент) теоретического обучения с целью анализа реализации дидактических принципов.

7.1. Запишите в тетрадь все то, что вам удастся увидеть и услышать на уроке. Это позволит вам в дальнейшем полностью восстановить ход урока и осуществить детальный анализ реализации принципов обучения на уроке.

7.2. Сформулируйте ряд вопросов к педагогу по тем моментам урока, которые из наблюдения не совсем ясны.

Проанализируйте и оцените посещенный урок (фрагмент) по схеме:

Схема наблюдения и анализа урока:

Дата

Учебное заведение

Группа

Предмет

ФИО преподавателя

Тема занятия (МБ, УЭ)

Проанализируйте деятельность преподавателя на уроке по реализации принципов обучения.

Определите принципы, реализуемые на уроке:

2.1. принцип научности;

2.2. принцип доступности и посильности;

2.3. принцип наглядности;

2.4. принцип сознательности и активности в обучении;

2.5. принцип индивидуальности в обучении;

2.6. принцип системности и последовательности;

2.7. принцип прочности.

Докажите реализацию принципов обучения на уроке на основе выполнения определенных правил по алгоритму:

3.1. назовите принцип учения;

3.2. назовите принцип его реализации;

3.3. дайте оценку деятельности преподавателя по эффективности применения дидактических принципов на уроке.

Литература

Подласый Н. П. Педагогика. М., 1996, стр. 293-316

Тесовые задания

Дидактические принципы – это…

а) исходные положения;

б) теория обучения;

в) методы исследования.Р=3

Назовите дидактические принципы. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Р=8

Дополните принципы профессионального обучения:

принцип профессиональной мобильности;

принцип модульности профессионального обучения;

принцип экономической целесообразности;

принцип создания окружающей среды;

…;

…;

принцип моделирования профессиональной деятельности;

…;

принцип компьютеризации педагогического процесса.

Р=3

К какому принципу профессионального обучения относится данное правило: «ориентация субъекта на перспективу повышения уровня профессиональной подготовки по обучающим модулям».Р=1

1 2