">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Использование анкетного опроса при изучении досуговых предпочтений студентов факультета управления и социологии

Описание: Анкетный опрос как метод сбора социологической информации. Проблемы разработки программы и инструментария социологического исследования при изучении досуговых предпочтений студентов факультета управления и социологии ТвГУ. В.А. Ядов. Г.В. Осипов. В. И. Добреньков.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Курсовая работа
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 145
Поднять уникальность

Похожие работы:

.

Курсовая работа

Использование анкетного опроса при изучении досуговых предпочтений студентов факультета управления и социологии

2012

Содержание

Стр.:

Введение……………………………………………………………...…………3

Глава 1. Использование анкетного опроса при изучении досуговых предпочтений студентов факультета управления и социологии ТвГУ………………………………………………………………….………….5

1.1.Анкетный опрос как метод сбора социологической информации……..5

1.2. Проблемы разработки программы и инструментария социологического исследования при изучении досуговых предпочтений студентов факультета управления и социологии ТвГУ….……………………………..10

Глава 2. Изучение досуговых предпочтений студентов факультета управления и социологии ТвГУ методом анкетного опроса…..…………..14

2.1. Досуговые предпочтения студентов факультета управления и социологии ТвГУ……………………………………………………………...14

2.2. Влияние семьи на характер досуга студентов факультета управления и социологии ТвГУ…………………...…………………………………………19

Заключение ………………………………………………………...………….21

Список литературы……………………………………………………...…….23

Приложение 1…………………………………………………………………25

Приложение 2…………………………………………………………………29

Введение

Наиболее распространенным видом социологического опроса является анкетирование, или анкетный опрос, при котором общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредствуется анкетой.

Актуальность анкетного опроса в современной исследовательской ситуации обусловлена его организационной простотой, оперативностью и экономичностью. Данный вид опроса позволяет в короткий срок и с небольшим числом анкетеров опрашивать значительные совокупности людей (групповое анкетирование по месту работы) или вообще обойтись без привлечения анкетеров (почтовое и прессовое анкетирование). Анкетный опрос позволяет снизить отрицательное влияние малоквалифицированных интервьюеров на результаты опроса.

Данный метод является эффективным способом получения универсальной информации объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей) и субъективного характера ( о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентациях). Достоинствами метода опроса являются массовость, репрезентативность и возможность использования при проведении оперативных социологических исследований.

В своих работах теоретические основы применения метода анкетирования описали В.А. Ядов , Г.В. Осипов , В. И. Добреньков и А.И. Кравченко. Главная ценность этих работ заключается в достаточно подробном описании, как процедуры разработки анкеты, так и ее структуры.

Объектом данной работы является опросная методика сбора информации ее применения к проведению конкретного социологического исследования.

Предмет данной работы – особенности разработки программы социологического исследования и специфика подготовки инструментария при изучении досуговых предпочтений студентов факультета управления и социологии.

Целью данной работы является выявление досуговых предпочтений студентов факультета управления и социологии ТвГУ.

Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть проблемы разработки инструментария программы социологического исследования по выявлению досуговых предпочтений студентов факультета управления и социологии;

2. Рассмотреть особенности подготовки инструментария для проведения исследования: «Досуговые предпочтения студентов факультета управления и социологии»;

3. Выявить досуговые предпочтения студентов факультета управления и социологии.

В первой главе рассматривается анкетный опрос, его использование при изучении досуговых предпочтений студентов. Во второй главе анализируются результаты исследования, полученные в ходе анкетного опроса.

Глава 1. Использование анкетного опроса при изучении досуговых предпочтений студентов факультета управления и социологии ТвГУ

1.1. Анкетный опрос как метод сбора социологической информации

Опрос, находим в словаре, - это «метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого. Опрос незаменим в тех ситуациях, когда изучаются содержательные характеристики массового или индивидуального сознания, социальных или межличностных отношений, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению».

Г.В. Осипов дает следующее определение понятия «опроса», «в основе метода опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и образуют необходимую исследователю информацию. В любом варианте вопрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения. Связь между главными его участниками – исследователем и респондентом – обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество полученных данных».5

В.А. Ядов пишет: «Опросы — незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях».6 В. И. Добреньков, А.И. Кравченко определяют опрос как «…социологический метод получения информации, при котором людям (их называют респондентами) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них».7

Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, и, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.6

Понятие опроса употребляется в науках и в различных сферах социальной практики для обозначения многообразных приемов получения необходимой информации, носителем и источником которой является человек. В настоящее время метод опроса является наиболее распространенным способом получения первичной социологической информации. В силу этого опрос отождествляется со всеми социологическими исследованиями в целом. Данный метод является эффективным способом получения универсальной информации объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей) и субъективного характера ( о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентациях).

Достоинствами метода опроса являются массовость, репрезентативность и возможность использования при проведении оперативных социологических исследований. Степень значимости метода связана с изучением сферы общественного сознания. Именно поэтому следует иметь в виду, что социолог постоянно получает информацию о социальных явлениях только в том виде, в каком она отражается в сознании людей и вербализуется респондентом в ситуации опроса.

«Виды опроса можно выделять по различным основаниям:

По способу получения информации и ее интерпретации – 1) анкетный опрос; 2) социологическое интервью (как наиболее гибкую форму работы с респондентом, основанной на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью) социолога и респондента по заданной проблеме); 3) экспертный опрос (когда в качестве респондентов выступают эксперты).

По степени охвата генеральной совокупности – 1) сплошные опросы (ситуация, когда опросом охвачена вся генеральная совокупность); 2) выборочные опросы (ситуация, когда опросом охвачена часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки).

По процедуре проведения опроса – 1) индивидуальные опросы (проходят в индивидуально-личной форме при непосредственном или опосредованном, но всегда конфиденциальном, один на один способе общения социолога и респондента); 2) групповые опросы (когда социолог работает не с одним, а сразу с несколькими респондентами, порой с целой группой.

По форме проведения опросы – 1) устные (разные виды интервью; 2) письменные (анкетный опрос).

По способу коммуникации социолога и респондента – 1) контактные (интервью и некоторые виды анкетных опросов, основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения опроса); 2) бесконтактные ( почтовые или прессовые опросы, основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения опроса).

По частоте проведения – 1) разовые опросы населения по определенным проблемам; 2) повторные (мониторинг)».7

Наиболее распространенным видом социологического опроса является анкетирование, или анкетный опрос, при котором общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредствуется анкетой. Анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.8

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).9

Анкета имеет некоторые особенности. Способ восприятия респондентом текста – это восприятие письменного текста. Также повышение самостоятельности респондента при заполнении анкеты. Процесс восприятия и понимания вопросов анкеты и техники ее заполнения, формирование ответов, аккуратность и полнота регистрации, отношение к опросу, искренность респондента становятся недоступными для внешнего наблюдения и неконтролируемыми в процессе опроса. Условием повышения эффективности анкетирования является тщательная экспериментальная проверка вопросника в пробном исследовании.

Популярность анкетного опроса в современной исследовательской ситуации обусловлена его организационной простотой, оперативностью и экономичностью. Данный вид опроса позволяет в короткий срок и с небольшим числом анкетеров опрашивать значительные совокупности людей (групповое анкетирование по месту работы) или вообще обойтись без привлечения анкетеров (почтовое и прессовое анкетирование). Анкетный опрос позволяет снизить отрицательное влияние малоквалифицированных интервьюеров на результаты опроса.

Таким образом, анкетный опрос – метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном, прямом или опосредованном, заочном способе взаимодействия социолога и респондента. Главным недостатком анкетного опроса является невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание опроса. Преимуществом анкетирования является то, что респондент свободен в выборе варианта ответа на вопрос, в выражении своего мнения.

1.2. Проблемы разработки программы и инструментария социологического исследования при изучении досуговых предпочтений студентов факультета управления и социологии ТвГУ

Социологическое исследование- один из основных способов развития социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя (или исследовательского коллектива) на ограниченных, заранее более или менее строго определенных задачах.9

Программа социологического исследования- документ, раскрывающий исследуемую (проблемную) ситуацию и процедуру ее изучения, в котором содержится теоретико- методологические предпосылки, гипотезы, основные задачи исследования, методика и техника сбора и обработки информации. Основные элементы программы социологического исследования: а) определение проблемы и темы исследования; б) формулирование основных и неосновных задач исследования; в) теоретический анализ проблемы; г) выдвижение гипотез; д) выбор принципиального плана исследования; е) определение объектов исследования и типа выборки; ж) разработка методики сбора материала; з) определение техники сбора данных; и) определение способа обработки материала; к) составление рабочего плана исследования.10

Инструментарий программы социологического исследования- совокупность методических и технических средств проведения исследования, включающая методики сбора первичных данных и различные способы анализа и представления данных.11

Инструментарием при проведении анкетного опроса является анкета. Познавательные возможности метода реализуются в вопрос-ответном общении социолога и респондента. Поэтому главным познавательным инструментом опроса выступает вопрос, так как именно при помощи вопросов социологи получают в виде ответов респондентов совокупность единиц эмпирической информации, которая позволяет установить социальные факты, служит основой для построения индексов и показателей. Поэтому самый сложный этап составления анкеты - формулировка вопросов, которому предшествует процедура эмпирического определения основных понятий исследования и отбора соответствующих эмпирических индикаторов, каждому из которых соответствует один или несколько вопросов анкеты.

Основную проблему при разработке инструментария вызвал вопрос одиннадцатый. Этот вопрос являлся самым главным в анкете, поэтому было сложно выделить категории, фиксирующие различные способы проведения досуга по критерию характера деятельности личности (студентов) в свободное время, влияющий на ее развитие. Важно было учесть все элементы проведения свободного времени, правильно их сгруппировать. Так же было необходимо четко и понятно сформулировать вопрос и варианты ответов. Учитывался и тот факт, что вопрос не должен вызвать никаких затруднений при ответах студентов.

В связи с одиннадцатым вопросом возникла проблема разделения досуговых предпочтений на активные и пассивные. Так как одной из основных задач исследования было выявление доли студентов, предпочитающих активный досуг.Важной задачей исследования было: выявить влияет ли образовательный статус семьи, материальное положение, воспитание, действующее на личные качества студентов, на выбор вида деятельности в досуговое время. В связи с этим возникла необходимость в составлении вопросов личного характера. Чтобы упростить задачу, я решила разделить вопросы, касающиеся материального положения на несколько подвопросов, разбросанных, но взаимосвязанных друг с другом, по всей анкете. Это вопросы:

8. Как бы Вы охарактеризовали свое нынешнее материальное положение?

Живете ли Вы:

1.в достатке

2.неплохо

3.с трудом

4.бедственно

Данного вопроса недостаточно для решения задачи, так как это не может означать тратит (или готов ли тратить) студент много денег на свой досуг, и связывает ли он свой досуг с материальным положением. Поэтому был придуман ряд вопросов:

14.Согласны ли Вы с тем, что для того, чтобы хорошо провести время, обязательно нужно потратить много денег?

1.Да, абсолютно согласен

2.Скорее согласен

3.Скорее не согласен

4.Нет, абсолютно не согласен;

15.Существуют ли у вас финансовые затруднения при выборе досуга?

1.Да, я вынужден(а) себя ограничивать

2.Нет, я могу позволить себе любой отдых;

16. Что мешает Вам провести свой досуг так, как Вы бы хотели?

1. отсутствие нужного количества денег

2. нехватка времени

3.отсутствие необходимых условий (например, кружков самодеятельности, спортивных секций, вечеров отдыха и т.д.)

4.недостаток в городе культурных учреждений

5.неумение организовать свое время.

6. усталость после учебы, работы.

7. другое _________________.

Таким образом, инструментарием при проведении анкетного опроса является анкета. Анкетные вопросы - все адресованные сообщения в вопросительной, утвердительно и (или) отрицательных формулировках, а также предполагаемых вариантов ответов. Основной проблемой при разработке инструментария социологического исследование является составление вопросов анкеты. Важна правильная формулировка вопроса (четкость , точность, доступность для понимания).

Глава 2. Изучение досуговых предпочтений студентов факультета управления и социологии ТвГУ методом анкетного опроса

2.1. Досуговые предпочтения студентов факультета управления и социологии ТвГУ

Социология досуга –«…отрасль социологии, изучающая структуру досуга как элемента образа жизни во взаимосвязи с социальными институтами, социальной структурой, культурой и т. д. ; поведение индивидов и социальных групп во время досуга».12

Досуг, находим в энциклопедии, – это «…совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время. Время, затраченное на них, досуговое – это часть свободного времени. Виды деятельности досуга служат отдыху и развитию личности, удовлетворению потребности в развлечениях и общении». 13

Досуг, считают Г. Е. Зборовский, Г. П. Орлов, – это «…часть свободного времени, которая в значительной степени выполняет восстановительную функцию, специфика данного процесса заключается в свободном выборе варианта, способа восстановления сил».14

Б. А Трегубов определяет досуг как «…совокупность видов деятельности, связанных главным образом с удовлетворением культурных потребностей восстанавливающего характера (различные виды отдыха и развлечений)». 15

Для характеристики досуга как важной сферы повседневной жизни населения необходимо понимать его содержательную направленность и насыщенность, видовое разнообразие. Трудно назвать полноценным досугом сведение свободного времени человека к одному-двум видам деятельности (посещение театров, участие в деятельности политической организации). Чем разнообразнее досуг, чем шире круг общения и интересов человека, тем эффективнее используется свободное время, поскольку позволяет восстановить силы, полноценно отдохнуть. «Узконаправленный досуг не несёт подобного рекреационного заряда, превращается в рутину, приобретает подобие обязанности»,– пишет Н. Н. Седова . 16

По мнению Н. Н. Седовой, «…наиболее распространенные, не требующие затрат, домашние формы проведения свободного времени (просмотр телевизора, прослушивание радио, хозяйственные заботы, ничегониделание) при отсутствии любой досуговой активности вне дома представляют собой самый “простой” тип досуговой активности. Добавление к домашним “развлечениям” других увлечений, включая чтение периодики, книг, слушание музыки, занятия компьютером и другие хобби, более активное общение, направленное на пребывание вне семьи, встречи с друзьями, походы в гости, общение с природой, посещение церкви, обогащает свободное время и несёт в себе развивающий компонент: оставаясь домашним по своей сути, такой тип досуга более разнообразен и интересен, чем простое сидение перед телевизором и домашние хлопоты, и в целом “традиционный” для России, поскольку именно его практикует большинство населения».17

Направленность досуговой активности, то есть содержательная сторона использования свободного времени, является важным типологизирующим фактором, определяющим специфику и качество свободного времени социальных групп. В отечественной литературе выделяются два типа досуга – активный и пассивный. 18

В ходе социологического исследования на тему: "Досуговые предпочтения студентов факультета управления и социологии" было опрошено 120 студентов, 69 студентов женского пола, 51 студентов мужского пола.

Целью исследования являлось выявление досуговых предпочтений студентов факультета управления и социологии. Одной из основных задач было определить зависимость досуговых предпочтений от пола студентов.

В ходе исследования удалось выявить, что у студентов женского пола (вне зависимости от возраста) больше всего времени уходит на бытовые нужды (53%). Из общего числа ответов студентов женского пола было выявлено, что большинство предпочитают в первую очередь самообразование, посещение лекций, занятия в университетах культуры и др.(35%) - активный досуг и посещение ресторанов, пивных баров, кафе (27%) - пассивный досуг. Предпочитают довольно часто чтение газет, журналов, книг (27%) - пассивный досуг, прослушивание радио (26%) - пассивный досуг. Предпочитают довольно редко участие в общественной работе (37%) - активный досуг, участие в художественной самодеятельности (26%) - активный досуг, посещение танцевальных вечеров (29%) - активный досуг, времяпрепровождение без всякой цели (29%) - пассивный досуг. Не предпочитают никогда занятия спортом (48 %) - активный досуг, коллективные игры (67%) - активный досуг. Для большинства опрошенных студентов женского пола наибольшее значение в досуге имеет встреча с друзьями , знакомыми (67%) - активный досуг.

Таким образом, у студентов женского пола преобладание имеют пассивные досуговые предпочтения. При этом на вопрос: "какой тип досуга вы предпочитаете?", практически все студенты женского пола ответитили,что активный.

Из общего числа ответов студентов мужского пола было выявлено, что большинство предпочитают в первую очередь самообразование, посещение лекций, занятия в университетах культуры и др.(57%) - активный досуг. Предпочитают довольно часто чтение журналов, газет, книг (46%) - пассивный досуг; любительские занятия (37%) - активный досуг; рационализаторская деятельность, изобретательство (44%) - активный досуг. Предпочитают довольно редко посещение кино, театра, симфонических и литературных концертов, эстрадных концертов, выставок, музеев, спортивных зрелищ (59%) - пассивный досуг; прослушивание радио (32%) - пассивный досуг; туристские походы, загородные прогулки (26%) - активный досуг. Не предпочитают никогда участие в общественной работе (70%) - активный досуг; посещение танцевальных вечеров (54%) - активный досуг. Для большинства опрошенных студентов мужского пола наибольшее значение в досуге имеет узнать что-то новое, побывать в интересных местах (65%) -активный досуг. Больше половины студентов считают самообразование важнее многих развлечений. Таким образом, у студентов мужского пола преобладание имеют активные досуговые предпочтения. На вопрос: "какой тип досуга вы предпочитаете",большинство студентов мужского пола ответили активный.

Следующей важной задачей исследования было выявление доли студентов, предпочитающих активный досуг. Данная задача вытекает из выше сказанной задачи. Таким образом, если сложить досуговые предпочтения студентов и женского и мужского пола, то можно выявить, что студенты факультета управления и социологии предпочитают пассивный досуг.

2.2. Влияние семьи на характер досуга студентов факультета управления и социологии ТвГУ

Семья - супружеская пара, живущая вместе или отдельно от неженатых детей, либо отдельный родитель, проживающий с сыном или дочерью; малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью.19

Досуг человека носит разносторонний характер. Он включает развлечение, общение, ничегониделание, которое относится обычно к пассивным формам отдыха. Оно необходимо для восстановления физических и психических сил, которых требуют от человека работа, быт и вообще вся внепроизводственная жизнь. Пассивность часто интерпретируется как явление негативного порядка. Активность в досуге означает, что человек должен что-то делать, приобретать, духовно обогащаться», - полагает С. А. Сидоров . Полноценный досуг даёт человеку широкие возможности для восстановления сил и отдыха, саморазвития, совершенствования, самореализации. 20

В ходе исследования было важно выявить влияет ли образовательный статус семьи, материальное положение, воспитание, действующее на личные качества студентов, на выбор вида деятельности в досуговое время.

Образование – понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект – субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека – быть включенным в социум и культуру.21

Воспитание представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Результаты воспитания проявляются в степени усвоения наперед заданных черт, норм поведения. Внешние нормы поведения, соблюдение которых пытаются от ребенка добиться родители, должны стать внутренними принципами его мировоззрения. В семье стихийное усвоение культурных норм идет через подражание образцам поведения родителей.22

Таким образом, в ходе опроса было выявлено, что образовательный статус семьи не влияет на выбор деятельности в досуговое время.

Студенты, охарактеризовавшие свое нынешнее материальное положение в достатке, посещают места развлечений и отдыха чаще, чем раз в неделю. Но ответы студентов практически поровну разделились на абсолютно согласен и абсолютно не согласен, что для того, чтобы хорошо провести время, обязательно нужно потратить много денег. 67% опрошенных студентов ответили, что у них существуют финансовые затруднения при выборе досуга, что они вынуждены себя ограничивать. Студенты ответили, что нехватка нужного количества денег (34%) и нехватка времени (26%) мешают им провести свой досуг так, как они бы хотели.

Таким образом, образовательный статус семьи и воспитание не играют важной роли, не имеют влияния на выбор деятельности в досуговое время студентов. Материальное положение играет главную роль при выборе досуга студентов, является важным аспектом в досуговых предпочтениях студентов.

Заключение

Анкетный опрос – метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном, прямом или опосредованном, заочном способе взаимодействия социолога и респондента. Главным недостатком анкетного опроса является невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание опроса. Преимуществом анкетирования является то, что респондент свободен в выборе варианта ответа на вопрос, в выражении своего мнения.

Инструментарием при проведении анкетного опроса является анкета. Анкетные вопросы - все адресованные сообщения в вопросительной, утвердительно и (или) отрицательных формулировках, а также предполагаемых вариантов ответов. Основной проблемой при разработке инструментария социологического исследование является составление вопросов анкеты. Важна правильная формулировка вопроса (четкость , точность, доступность для пониммания).

Целью исследования являлось выявление досуговых предпочтений студентов факультета управления и социологии. Одной из основных задач было определить зависимость досуговых предпочтений от пола студентов.

У студентов женского пола преобладание имеют пассивные досуговые предпочтения. При этом на вопрос: "какой тип досуга вы предпочитаете?", практически все студенты женского пола ответитили,что активный.

У студентов мужского пола преобладание имеют активные досуговые предпочтения. На вопрос: "какой тип досуга вы предпочитаете",большинство студентов мужского пола ответили активный.

Если сложить досуговые предпочтения студентов и женского и мужского пола, то можно выявить, что студенты факультета управления и социологии предпочитают пассивный досуг.

Студенты, охарактеризовавшие свое нынешнее материальное положение в достатке, посещают места развлечений и отдыха чаще, чем раз в неделю. Но ответы студентов практически поровну разделились на абсолютно согласен и абсолютно не согласен, что для того, чтобы хорошо провести время, обязательно нужно потратить много денег.

Образовательный статус семьи и воспитание не играют важной роли, не имеют влияния на выбор деятельности в досуговое время студентов. Материальное положение играет главную роль при выборе досуга студентов, является важным аспектом в досуговых предпочтениях студентов.

Список литературы

1.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М., 2009.С. 70-75,322-330.

2.Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.,2002.С. 112-115.

3.Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Досуг: действительность и иллюзии. Свердловск, 1970. С. 94-100.

4.Кравченко А.И. Краткий социологический словарь.М.,2009.С.188-215.

5.Патрушев В. Д. , Артемов В. А. Изучение бюджетов времени в России ХХ века // Социс. 2001. №6. С.112-120.

6.Пича В. М. Ваше свободное время.Киев.1988.С.23-30.

7.Рабочая книга социолога / Под. ред. Осипова Г.Н. М.,2003. C 340-390, 433-438.

8.Российская социологическая энциклопедия. Под ред. академика РАН Г. В. Осипова.М., 1998. С. 343-356.

9.Социология: Энциклопедия/Сост. А.А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.2003.С. 682-670.

10.Социологический энциклопедический словарь: На рус., англ., нем., фр., и чеш. языках / Ред.-координатор Г. В. Осипов. М., 1998.С. 260-270.

11.Седова Н.Н. Досуговая активность граждан // Социс. 2009. №12.C/ 55-79.

12.Сидоров С. А. Труд и досуг: и уму, и сердцу : социально-творческая деятельность личности как фактор преодоления отчуждения при социализме.Л.,1989.С. 90-101.

13.Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М.,1998.С. 43-58.

14.Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М., 1998.С. 173-184.

15.Трегубов Б. А. Свободное время молодёжи: сущность, типология, управление.СПб., 1991.С.15-25.

16.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.М., 2003. С.228-233.

Приложение 1

Программа социологического исследования

Тема исследования: "Досуговые предпочтения студентов факультета управления и социологии"

Проблемная ситуация - потребности общества состоят в формировании высокоразвитой, разносторонней личности, чему могут сопутствовать позитивные, активные досуговые предпочтения. Для характеристики досуга в жизни людей необходимо понимать его содержательную направленность и насыщенность. У каждого человека определенное количество свободного времени, важно рационально его использовать, ведь полноценный досуг дает человеку широкие возможности для восстановления сил и отдыха, саморазвитие, совершенствование. Свободная деятельность каждого связана с выбором варианта поведения, проявляется в процессе совершения действия. Рациональное использование свободного времени зависит от контроля и учета со стороны личности, умение правильно распорядиться свободным временем, посвятить его полезным занятиям. Это условие совершенствования личности. Такой выбор характерен для незначительной доли студентов. Основная масса молодежи предпочитает свой досуг посвящать развлечениям, чаще пассивным, реже активным. Лишь незначительная часть их посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.

Проблема - отсутствие информации о досуговых предпочтениях студентов. Ранее были проведены исследования, касающиеся способов использования и динамики свободного времени различными группами населения в работах Б. А. Трегубова, В. Д. Патрушева, В. А. Артемова.23,24

Объект - студенты факультета управления и социологии ТвГУ.

Предмет - досуговые предпочтения студентов.

Цель - выявить досуговые предпочтения студентов.

Задачи:

1.Выявить влияет ли образовательный статус семьи, материальное положение, воспитание, действующее на личные качества студентов, на выбор вида деятельности в досуговое время.

2.Определить зависимость досуговых предпочтений от пола студентов.

3. Выявить долю студентов, предпочитающих активный досуг.

Интерпретация понятий:

Свободное время - часть внерабочего времени, которой человек свободно располагает и которая используется им для свободной деятельности, для всестороннего развития духовных и физических сил. Имеется в виду не безделие, а деятельность, свободная от абсолютно необходимых дел. Такая деятельность свободно и сознательно избирается самим человеком для удовлетворения духовно-культурных запросов, физического развития, выполнения общественных обязанностей, осуществления поставленной в жизни цели. 25

Досуг - часть свободного времени, которая в значительной степени выполняет восстановительную функцию, специфика данного процесса заключается в свободном выборе варианта, способа восстановления сил. 26

Досуговые предпочтения - свободный выбор видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей.

Операционализация понятий:

Досуговые предпочтения характеризуются несколькими показателями - 1) доходами семьи; 2) воспитанием – целенаправленное воздействие институтов образования и других учреждений, обеспечивающее формирование личности представителей новых поколений27; 3) полом; 4) характером досуга. Досуг человека носит разносторонний характер. В социологии принято вычленять активные и пассивные формы проведения досуга. Пассивность часто интерпретируется как явление негативного порядка. Активность в досуге означает, что человек должен что-то делать, приобретать, духовно обогащаться. К активному досугу относятся виды деятельности, носящие созидательное начало, а к пассивному - потребительское. Узконаправленный досуг не несет рекреационного заряда, превращается в рутину, приобретает подобие обязанности. Активность в досуге заключается в разнообразии, чем шире круг общения интересов человека, тем эффективнее используется свободное время, поскольку позволяет восстановить силы, полноценно отдохнуть. Активный досуг необходим для всестороннего развития личности, свободного выбора способов удовлетворения духовных и физических потребностей, проявления социальной активности в соответствии с личным жизненным опытом, с совокупным опытом общества, класса, социальной группы и наличными общественными условиями.

Активные досуговые предпочтения – это деятельностные разновидности досуга: творческие и любительские занятия, занятия физкультурой, активные формы межличностного и межгруппового общения: игра, пение, конструирование, участие в общественной работе, самообразование, посещение лекций, занятия в университетах культуры, рационализаторская деятельность, изобретательство, участие в художественной самодеятельности, любительские занятия (фотографирование, коллекционирование, техническое конструирование, рыболовство), туристские походы, загородные прогулки, игры и занятия с детьми, посещение родных и знакомых, прием гостей, посещение танцевальных вечеров, игра в карты, прочие коллективные игры (шашки, шахматы, домино) и т. д.

Пассивные досуговые предпочтения – это пассивное потребление различных культурных мероприятий и потребление массовой коммуникации: радио, телевидение, интернет, чтение газет, журналов, книг, посещение кино, театра, симфонических и литературных концертов, эстрадных концертов, выставок, музеев, спортивных зрелищ, посещение ресторанов, пивных баров, кафе, лежание, ничегонеделание, отправление религиозных обрядов, посещение служб, времяпрепровождение без всякой цели и т. д.

Выдвижение гипотез:

1. На выбор деятельности студентов в досуговое время влияют: образовательный статус семьи, воспитание, материальное положение.

2. Студенты женского пола в большей мере предпочитают активный досуг, студенты мужского пола - пассивный.

3. Доля студентов, предпочитающих активный досуг минимальна.

Методы сбора социологической информации: для проведения исследования была составлена анкета из вопросов.

Приложение 2.

Анкета

Дорогие друзья!

Мы просим Вас уделить часть Вашего времени и ответить на несколько вопросов. Наша цель - выявить досуговые предпочтения студентов факультета управления и социологии. Результаты опроса будут учитываться при разработке программ по досуговым предпочтениям.

Опрос является анонимным. Вам не надо указывать свое имя. Ваши ответы будут учитываться только вместе с другими. Надеемся, что Вы не откажетесь сотрудничать с нами и ответите на все наши вопросы. Заранее благодарим Вас за помощь.

1. Ваш пол

1. м 2. ж

2. Сколько Вам полных лет ____

3. Чем Вы занимаетесь в настоящее время

1. учитесь

2. учитесь, работаете

3. только работаете

4. Проживаете ли Вы в общежитии ТвГУ?

1. Да

2. нет

5. Живете ли Вы с родителями?

1. Да

2. Нет

6. Укажите, пожалуйста, Ваше семейное положение

1. не замужем/не женат

2. замужем/женат/живем вместе

3. разведен(а)/вдовец/вдова

7. Есть ли у Вас дети?

1.да

2.нет

8. Как бы Вы охарактеризовали свое нынешнее материальное положение?

Живете ли Вы:

1.в достатке

2.неплохо

3.с трудом

4.бедственно

5.затрудняюсь ответить

9. Укажите образование Ваших родителей (определяется по тому, у кого выше)

1. незаконченное среднее

2. среднее

3. средне специальное

4. незаконченное высшее

5. высшее

6. ученая степень, звание

7. не знаю

10. На что из перечисленных элементов у Вас больше всего уходит времени? Время, идущее на:

1. основную работу (для студентов -учебу)

2. дополнительный труд с целью заработка

3. дорогу от дома до места работы и обратно

4. бытовые нужды

5. уход за детьми

6. питание, сон

11. В соответствии с приведенной выше классификацией выберите элементы проведения свободного времени (укажите степень предпочтения по каждому элементу отдельно):

Элементы проведения свободного времени Предпочитаю в первую очередь Предпочитаю довольно часто Предпочитаю довольно редко Не предпочитаю

никогда  1. участие в общественной работе (включая посещение собраний)

     2. самообразование, посещение лекций, занятия в университетах культуры и др.

     3. чтение газет, журналов, книг      4. прослушивание радио

     5. просмотр телепередач      6.посещение кино, театра, симфонических и литературных концертов, эстрадных концертов, выставок, музеев, спортивных зрелищ

     7. участие в художественной самодеятельности      8. занятия спортом      9. любительские занятия (фотографирование, коллекционирование, техническое конструирование, рыболовство и др.)      10. туристские походы, загородные прогулки      11. прогулки с целью отдыха      12. игры и занятия с детьми      13. посещение родных и знакомых, прием гостей      14. посещение танцевальных вечеров      15. игра в карты      16. прочие коллективные игры (шашки, шахматы, домино)

     17. посещение ресторанов, пивных баров, кафе

     18. пассивный отдых (лежание, ничегонеделание и др.)

     19. отправление религиозных обрядов, посещение служб      20.времяпрепровождение без всякой цели.      21.рационализаторская деятельность, изобретательство      

12. С каким из перечисленных ниже суждений Вы можете согласиться? (выберите по одному суждению в каждом пункте):

1. - Я предпочитаю проводить свободное время в интернете, чем заниматься спортом.

- Я предпочитаю заниматься спортом в свободное время, чем проводить время в интернете.

2. - Лучше лишний раз выспаться в свободную минуту.

- В свободную минуту я стараюсь сделать все необходимые дела.

3. - Я считаю, лучше проводить свой досуг в кафе, ресторанах, развлекательных заведениях, кино и т.д.

- Я считаю, лучший способ проведения досуга – игра.

4. - Лучше я посещу развлекательные заведения в свободное время, чем буду заниматься самообразованием.

- Самообразование для меня важнее многих развлечений.

13.Укажите,пожалуйста,то,что имеет для Вас наибольшее значение в Вашем досуге (не более 2-х вариантов)

1. Увидеться с друзьями, знакомыми

2. Восстановить силы и отдохнуть после учебы, работы

3. Узнать что-то новое, побывать в интересных местах

4. Получить эмоции, впечатления

5. Ничего из перечисленного

14.Как часто Вы посещаете места развлечений и отдыха?

1.Чаще, чем раз в неделю

2.Раз в месяц

3.Реже, чем раз в месяц

4.По праздникам

5.Очень редко

6.Другое

7.Затрудняюсь ответить

15. Согласны ли Вы с тем, что для того, чтобы хорошо провести время, обязательно нужно потратить много денег?

1.Да, абсолютно согласен

2.Скорее согласен

3.Скорее не согласен

4.Нет, абсолютно не согласен

16.Существуют ли у вас финансовые затруднения при выборе досуга?

1.Да, я вынужден(а) себя ограничивать

2.Нет, я могу позволить себе любой отдых

17. Что мешает Вам провести свой досуг так, как Вы бы хотели? (не более двух вариантов)

1. отсутствие нужного количества денег

2. нехватка времени

3.отсутствие необходимых условий (например, кружков самодеятельности, спортивных секций, вечеров отдыха и т.д.)

4.недостаток в городе культурных учреждений

5.неумение организовать свое время.

6. усталость после учебы, работы.

7. другое _________________

18. Оцените удовлетворенность своим досугом по десятибалльной шкале(поставьте галочку). Чем выше цифра, тем больше удовлетворенность.

|—————————————|————————————|

0 5 10

19. Какой тип досуга Вы предпочитаете?

1.активный

2.пассивный

3.затрудняюсь ответить

20. Потребности общества состоят в формировании высокоразвитой, разносторонней личности. Как Вы считаете, этому могут сопутствовать досуговые предпочтения?

1. могут

2. не могут

3. затрудняюсь ответить

Спасибо!

1