">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Педагогика как наука

Описание: Развитие личности, общие закономерности, факторы, влияющие на него. Параметры и уровни. Возрастные особенности личности. Периодизация детства, педагогическая характеристика видов. Полный жизненный цикл по Э. Эриксону. Базовые потребности. Определение воспитания.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Курсовая работа
Дата: 29.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 37
Поднять уникальность

Похожие работы:

Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук

Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук

Тема 2. Методология и методы педагогических исследований

Тема 3. Педагогический процесс как целостная система

Тема 4. Личность как предмет воспитания

Тема 5. Процесс воспитания

Тема 6. Закономерности и механизмы воспитания

Тема 7. Содержание воспитания

Тема 8. Принципы, методы, формы воспитания

Тема 9. Введение в дидактику

Тема 10. Образование как система и процесс

Тема 11. Методы обучения

Тема 12. Формы организации обучения

Тема 13. Педагогические технологии

Тема 14. Инновации в образовании. Университетское образование

Тема 15. Философия и история образования, теоретико-методологические основы

Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Функции педагогической науки. Прежде всего, это:

Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:

описательном, объяснительном;

диагностическом;

прогностическом.

Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:

проективном;

преобразовательном;

рефлексивном.

Задачи педагогики:

Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.

Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

Прогнозирование образования - педагогическая футурология.

Внедрение результатов исследования в практику.

Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:

Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?

Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?

Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них.

Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей. Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.

Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).

Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).

Видовое и родовое понятие

Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем - внутринаучная дифференциация, и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем. Затем, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. И действительно, самые интересные открытия происходят на стыке наук. Педагогика постоянно развивается, идет накопление знаний, опыта, поэтому мы говорим о системе педагогических наук.

Современная педагогическая система наук о воспитании:

Фундамент - философия и история образования.

Общая педагогика:

теоретические основы;

дидактика;

теория воспитания;

школоведение;

Возрастная педагогика:

дошкольная;

школьная;

профессионально-техническая;

педагогика высшей школы;

Социальная педагогика:

семейная педагогика;

перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая);

музейная педагогика;

театральная педагогика и т.д.

Специальная педагогика:

сурдопедагогика;

тифлопедагогика;

олигофренопедагогика.

Методика преподавания предмета.

Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).

Военная педагогика.

Педагогика третьего возраста.

Межнаучные связи педагогики:

С психологией: общий объект изучения - это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами.

Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью.

Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола).

В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения.

История, география, литература, человек, сфера его обитания - все интересует педагогику.

Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы).

С медициной (например, лечебная педагогика - наука об обучении и воспитании хворающих школьников).

Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Ибо такое становление практически невозможно без воспитания как целенаправленного процесса взаимодействия с ребёнком, передачи ему социального опыта. Опираясь на достижения всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные пути становления человека, его воспитания и образования.

Тема 2. Методология и методы педагогических исследований

Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук

Тема 2. Методология и методы педагогических исследований

Тема 3. Педагогический процесс как целостная система

Тема 4. Личность как предмет воспитания

Тема 5. Процесс воспитания

Тема 6. Закономерности и механизмы воспитания

Тема 7. Содержание воспитания

Тема 8. Принципы, методы, формы воспитания

Тема 9. Введение в дидактику

Тема 10. Образование как система и процесс

Тема 11. Методы обучения

Тема 12. Формы организации обучения

Тема 13. Педагогические технологии

Тема 14. Инновации в образовании. Университетское образование

Тема 15. Философия и история образования, теоретико-методологические основы

Методологические и теоретические основы педагогики. Методы педагогических исследований. Системный подход к изучению педагогических процессов.

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методологические и теоретические основы педагогики

Общая методология педагогики предполагает учёт:

Основных положений и принципов материалистической диалектики;

Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;

Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;

Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;

Основных категорий материалистической диалектики;

Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;

Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях;

Положений идеалистической философии, где первичным считается сфера сознания и чувств человека, его отношений, а материальная деятельность вторична (например, экзистенциализм - философская основа личностно-ориентированного образования).

Специальная методология педагогики ориентирует на учёт:

Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;

Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;

Единства воспитания и самовоспитания личности.

Частная методология педагогики предполагает учёт:

Закономерностей;

Принципов;

Методов обучения и воспитания.

Основные методологические подходы в педагогике:

Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.

Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).

Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.

Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.

Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

Определить её действительные проблемы и способы их разрешения.

Проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию).

Реализовать гуманистическую парадигму образования.

Выявить свою личностную позицию.

Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие их особенности:

Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены; недопустимость риска для здоровья и развития);

Неповторимость;

Неоднозначность (т.к. влияют многие причины).

Конечная цель педагогических исследований - установление закономерностей в педагогических процессах.

Принципы выбора методов исследования:

Принцип адекватности метода существу изучаемого явления;

Принцип совокупности методов исследования.

Классификация методов исследования:

Теоретические методы.

Научно-прикладные методы:

Экспериментальные. Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Подразделяются:

По масштабу:

глобальный;

локальный;

микроэксперимент.

По цели:

констатирующий (изучаются существующие педагогические явления);

проверочный уточняющий (проверяется гипотеза);

формирующий - созидательный, преобразующий (в процессе создаются новые педагогические явления).

По месту проведения:

естественный;

лабораторный.

Эмпирические (проводятся в жизненных условиях) методы:

Традиционно-педагогические методы:

наблюдение - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Требования: длительность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость;

изучение педагогического опыта - организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах;

изучение первоисточников;

изучение школьной документации (классные журналы, книги протоколов собрании и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п.);

изучение ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, «продуктов свободного времени», «хобби-занятий» и т.п.);

беседа;

интервью - различаются по стандартизованности: стандартизованное, нестандартизованное.

Педагогическое тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Например: тесты успеваемости, тесты элементарных умений.

Методы изучения коллективных явлений (социологические):

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых, анкетами.

Различают:

по анонимности (именные анкеты, анонимные анкеты);

по открытости (самостоятельный ответ);

закрытые (выбор из готовых вариантов).

Виды:

полные;

урезанные.

Типы:

пропедевтические;

контрольные.

Метод групповой дифференциации. Позволяет анализировать внутриколлективные отношения, выделять лидеров и изгоев.

Статистические методы:

регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т.п.);

ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.);

шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.

Этапы педагогического исследования:

Определение проблемы и постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования.

Вычленение точно очерченного круга явлений, составляющих предмет и объект исследования.

Построение рабочих гипотез.

Выбор методов исследования.

Проведения исследования и оформление результатов.

Внедрение в практику.

Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того, что метод исследования каким бы лучшим и современным он не был, взятый отдельно, может быть лишь инструментом анализа одной стороны воспитательного процесса. Требования системного подхода таковы:

Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система.

Определяются стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике.

Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта.

Определяется структура и организация диагностируемого явления.

Только при многократном повторении в разных условиях и применении достаточно большого арсенала методов исследований, может быть вычленено то общее, что определяет сущность исследуемого процесса.

Этапы опытно-экспериментальной работы включают в себя зондирующий эксперимент или пилотажное исследование, т.е. предварительное выяснение актуальности проблемы; констатирующий эксперимент, представляющий собой первичную диагностику экспериментальной и контрольной групп; формирующий эксперимент, и итоговая диагностика после его проведения и диагностирующий - анализ результатов формирующего эксперимента.

Выводы:

Каждый педагог должен быть хорошим диагностом. Педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности учащегося, поиск причин этих результатов, характеристику целостного педагогического процесса. Из инструмента познания она превращается в инструмент формирования и развития личности.

Тема 3. Педагогический процесс как целостная система

Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук

Тема 2. Методология и методы педагогических исследований

Тема 3. Педагогический процесс как целостная система

Тема 4. Личность как предмет воспитания

Тема 5. Процесс воспитания

Тема 6. Закономерности и механизмы воспитания

Тема 7. Содержание воспитания

Тема 8. Принципы, методы, формы воспитания

Тема 9. Введение в дидактику

Тема 10. Образование как система и процесс

Тема 11. Методы обучения

Тема 12. Формы организации обучения

Тема 13. Педагогические технологии

Тема 14. Инновации в образовании. Университетское образование

Тема 15. Философия и история образования, теоретико-методологические основы

Характерные черты, структура, параметры, этапы, целостность педагогического процесса.

Педагогический процесс - это развивающееся системное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, т.е. преобразованию их качеств и поведения, развитию личности. Речь идет об особой системе деятельности и формирующихся в рамках этой системы отношениях: преобразовательно-активных, созерцательно-исполнительских или потребительско-иждивенческих.

Характерные черты педагогического процесса как системного взаимодействия:

Система динамична, т.е. находится в развитии: изменяется ее состав, структура в соответствии с функциями.

Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия и взаимоотношений педагога и ученика, их активности, особенно собственной активной позиции ученика.

Четко выделены составные компоненты системы, что позволяет анализировать связи между ними. Заслуга выделения компонентов системы, безусловно, принадлежит Кузьминой Н.В.(работы 1967, 1989 гг.) По ее теории каждая педагогическая система состоит из структурных и функциональных компонентов. Структурные:

субъект (педагог);

объект педагогического воздействия (ученик);

цели обучения и воспитания;

предмет их совместной деятельности;

средства педагогической коммуникации.

Системообразующим фактором является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Отсутствие любого компонента ведет к ликвидации системы и никакой из них не может быть выражен через другой. Функциональные компоненты:

гностический, включающий в себя анализ педагогической ситуации, личности воспитуемого, сопоставление искомого результата с реальным;

проектировочный, состоящий из действий, связанных с предвосхищением, предвидением возможных последствий от решения педагогической задачи;

конструктивный, проявляющийся в действиях, связанных с композиционным построением педагогического процесса, урока;

коммуникативный, заключающийся в действиях, связанных с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений;

организаторский, состоящий из действий, связанных с организацией, например, учебной информации в процессе ее предъявления.

Исходя из функциональных элементов определяются и функции педагогической деятельности и педагогические способности. Развивая взгляды Кузьминой Н.В., Якунин В.А. выделяет такие функциональные компоненты педагогической деятельности:

целеопределение;

информационный компонент;

прогнозирование;

принятие решений;

организация исполнения;

общение и коммуникация;

контроль;

коррекция.

В дальнейшем Митина Л.М., Маркова А.Н. и Сластенин В.А. определяют деятельность учителя через процесс решения психолого-педагогических задач поэтапно:

анализ;

реализация и регулирование;

учет и оценка результатов.

Педагогический процесс характеризуется следующими параметрами:

уровнем реализации всех функциональных компонентов;

уровнем технологичности;

временем.

Главные характеристики педагогического процесса - целостность, общность, единство входящих в него процессов обучения, воспитания, развития. Это не механическое их соединение, а качественно новое образование. Диалектика их отношений внутри педагогического процесса заключается:

в единстве и самостоятельности процессов обучения, воспитания, развития;

в наличии общего и сохранении специфического;

в целостности и соподчиненности их.

Так, эти процессы отличаются по функциям, области применения (обучение воздействует на интеллектуальную сферу, а воспитание - на мотивационную и эмоциональную), методам, средствам, формам, контролю. Однако, все они ведут к одной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

«Основа целостности педагогического процесса - есть развивающаяся в многообразных формах жизнь детей» (Ш.А. Амонашвилли). Целостность педагогического процесса состоит в:

Единстве обучения, воспитания, развития.

Целостности человека, его качеств, не воспитываемых по частям.

Единстве цели, средств и результата.

Единстве внешних воздействий педагога и внутренней активности воспитуемого.

Единстве всех воспитательных систем - семьи, школы, общества.

Этапы педагогического процесса - это последовательность его развития:

Первый этап - подготовительный: это организация процесса, имеющая следующие задачи - целеполагание, диагностика, прогнозирование, планирование, проектирование.

Второй этап - основной: это осуществление, его задачи - педагогическое взаимодействие, организация обратной связи, регулирование и коррекция деятельности, оперативный контроль.

Третий этап - заключительный: это анализ, его задачи - выявление плюсов и минусов, анализ ошибок и достижений, проектирование мер по устранению ошибок.

Эти этапы взаимосвязаны между собой, ни один из них не может быть исключен.

Таким образом, педагогический процесс есть целостная система со своими структурными и функциональными компонентами, характерными чертами, этапами. Системный подход заключается в учете и анализе всех компонентов системы, взаимосвязей между ними. Это не только система деятельности, но и система взаимоотношений, направленных на развитие личности. ема 4. Личность как предмет воспитания  Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук  Тема 2. Методология и методы педагогических исследований  Тема 3. Педагогический процесс как целостная система  Тема 4. Личность как предмет воспитания  Тема 5. Процесс воспитания  Тема 6. Закономерности и механизмы воспитания  Тема 7. Содержание воспитания  Тема 8. Принципы, методы, формы воспитания  Тема 9. Введение в дидактику  Тема 10. Образование как система и процесс  Тема 11. Методы обучения  Тема 12. Формы организации обучения  Тема 13. Педагогические технологии  Тема 14. Инновации в образовании. Университетское образование  Тема 15. Философия и история образования, теоретико-методологические основы   Развитие личности, общие закономерности, факторы, влияющие на него. Параметры и уровни развития. Возрастные особенности развития личности. Периодизация детства, педагогическая характеристика видов детства. Полный жизненный цикл по Э. Эриксону.

Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия «личность». В каком соотношении находится это понятие с понятием «человек»? Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом, становится носителем социальных отношений. Личность - социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, биологическое и социальное.

Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Г. Гегель. А в современной педагогике применяется следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил:

разумность;

ответственность;

свободу;

личное достоинство;

индивидуальность.

Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия «развитие». Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

Закономерности развития. Развитие происходит:

В единстве биологического и социального в человеке.

Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется. Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский). (Так, возраст от 10 до 12 лет - оптимальный для развития навыков решения проблем. Иностранный язык - 3-6 лет, чтение - от 2 до 5 лет, плавание - до года, развивающее обучение в 1-2 года - отличники в 1-2 классах.)

Посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.).

Через деятельность.

Основные виды деятельности - игра, учеба, труд. Деятельность надо организовать - это задача воспитателя. Значит, воспитание не есть процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры, это процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых. Не отрицая великую роль деятельности для формирования человека, Мясищев В.Н. неоднократно указывал, что сама по себе деятельность для формирования основных психических качеств может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам.

Анализ факторов развития начат еще античными учеными. Всем было интересно узнать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности?



Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Взаимодействие факторов хорошо прослеживается в схеме чешского ученого Шванцары Й.:



Нельзя абсолютизировать влияние одного какого-нибудь фактора, необходим комплексный, системный подход.

Параметры развития - способности ребенка, качества его личности, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития - фонды «могу» и «хочу» (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие:

Страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия.

Несправедливые обвинения, унижения.

Нервное напряжение, стрессы.

Одиночество.

Тотальную неуспешность.

Стимулирует процессы развития эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического взгляда на ребенка. Позитивная роль взрослого - это роль помощника-фасилитатора - помогать ребенку в процессе его развития (в России таких к 2000 г. было 10%).

Базовые потребности личности (по Асмолову):

Безопасность.

Знание себя самого.

Осознание смысла своей жизни (миссия).

Принадлежность к группе (семье).

Компетентность.

Способность человека устоять против любого тоталитарного воздействия.

Достоинство - ценность самого себя для себя и в глазах других и для других.

Имеет значение в процессе воспитания уровень реализации базовых потребностей, определяющий процессы развития личности. Вектор развития таков: потребности - возможности - сформированные способности. Воспитание как целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств, тут играет решающую роль.

Л.С. Выготский (1896-1934) выделил два уровня развития детей:

уровень актуального развития: отражает особенности психических функций ребенка, сложившихся на сегодняшний день;

зона ближайшего развития: отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Л.С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития»:



Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка (образно говоря) не просто переставляют со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, т.е. в саморазвитии. Воспитание направлено на развитие задатков личности, коррекцию влияния генотипа и среды.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и его особенностей (индивидуальный подход), сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества, выражающие направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств личности, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно-ориентированного воспитания. Необходим приоритет главных личностных характеристик: ценностных ориентаций, жизненных планов, направленности личности, мотивов ее поведения.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

Постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, привычки своих воспитанников.

Умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.

Привлекал воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.

Своевременно выявлял и устранял причины, мешающие достижению цели, или оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от сложившихся условий.

Максимально опирался на собственную активность личности.

Сочетал воспитание с самовоспитанием, помогая в выборе целей, методов и форм, развивал инициативу и самостоятельность, направлял ведущую к успеху деятельность.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю, сделайте его своим другом, сотрудником в его же собственном воспитании (Ш.А. Амонишвили).

Педагогическая поддержка - это технология, полностью основанная на обращенности к внутренним силам и способностям ребенка, естественный акт содействия каким-либо усилиям в условиях дефицита помощи. О.С. Газман связывал педагогическую поддержку непосредственно с процессами индивидуализации в образовании.

Существует множество подходов к объяснению развития личности, отметим наиболее значимые:

Описательный - Кречмер (1925 г.), Шелдон (1954 г.), где личностные качества и темперамент увязывались с физической конституцией.

Бихевиористский - Уотсон, Скиннер считали, что личность - это результат взаимодействия индивида и окружающей среды, поведение - управляемый процесс, зависит от раздражителя (стимула) и требует положительного подкрепления (поощрения) или наказания в случае неадекватной реакции.

Когнитивный - Роттер, утверждалось, что характер реакций индивида определяется его когнитивной интерпретацией, которую он сам дает внутренним и внешним причинам.

Психодинамические: психоаналитический - З. Фрейд, в котором развитие личности соответствует психосексуальному, каждый из этапов которого характеризуется определенным способом проявления либидо (половой энергии); индивидуальная психология А. Адлера, где определяющим фактором является воля к власти; аналитическая психология Юнга, в основе которой лежит коллективное бессознательное - архетипы культуры.

Психосоциальный - Эриксон, считающий социализацию как усвоение социальных навыков определяющим фактором развития личности, проживающей на протяжении жизни 8 психосоциальных кризисов.

Гуманистический - Роджерс, Маслоу, в основе которого лежит теория самоактуализации, предполагающая, что в каждом человеке есть ориентация, толкающая его на реализацию своих возможностей. Гуманистическая парадигма образования: изучение человека в его целостности и специфике, уважение его достоинства, принятие человека и соблюдение его прав. Создание условий, способствующих его развитию и исключение препятствующих развитию, т.е. оказание помощи со стороны педагога.

Периодизация детства:

Существуют возрастные особенности развития личности. В разное время свои периодизации предлагали Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и другие.

Периодизация детства по Давыдову (по ведущему типу деятельности):

от 0 до 1 года, 1-3 лет - предметно-манипуляторная;

3-6 лет - игровая;

6-10 лет - учебная;

1 2 3 4 5