">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Методика преподавания истории

Описание: Принципы структуры курса. Логическая (доказательная) функция слова. Формы изложения. Методика работы с историческим документом Задачи при использовании документов. Цели образования. Основные требования к организации. Пути введения слова. Типы уроков истории.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 159
Поднять уникальность

Похожие работы:

Методика преподавания истории

Лекция №1. Предмет МПИ

Задачи курса. Его структура.

Связь МПИ с психолого-педагогическими и историческими дисциплинами.

МПИ возникает гораздо позже того, как возникает сам процесс преподавания. Предмет сначала собирает материал, на основании которого делаются выводы, на базе которого и строится уже сама методика.

XVI в. – Впервые вводится курс истории в западноевропейских учебных заведениях. Но тогда история не существовала как самостоятельный предмет, а как материал для литературных чтений.

70-е годы XVII в. – В Росси начинается формирование истории («История» дьяка Грибоедова, «Синопсис»).

Начало XVIII в. – Петр I создаёт ряд учебных заведений (низших и среднеспециальных).

1703 год – Начало преподавания истории (Славяно-греко-латинская академия) – Пастер Глюк. Но это не самостоятельный курс, а изучение грамматики иностранного языка.

1796 год – Устав народных училищ. История введена как самостоятельный предмет (Отечественная история).

70-е годы XIX в. – МПИ начинает формироваться как отрасль научных знаний.

Начало XX в. – МПИ окончательно сформировалась.

П.Д. Черевин (декабрист, молодой). О преподавании истории детям // Вестник Европы. Декабрь 1825. – цели изучения истории: стать гражданином.

Язвинский. Методика преподавания хронологии, изъяснения самим преподавателям. СПб. 1837. Это практические рекомендации.

70-е годы – обобщающие работы (Покотило, Кареев).

Методика – отыскание, описание и оценка способов, которые ведут к преподаванию науки.

Конец XIX в. – много педагогических журналов. Предмет методики – как учить?

XIX в. – Рост числа средних учебных заведений, рост числа гимназий.

Гимназическое обучение

1726 год – Первая университетская гимназия

1755 год – Гимназия при Московском университете. всесословные

1758 год – 3 гимназии при Казанском университете + заведения

Губернские гимназии

1821 год – Устав гимназий – узкосословные (классно-урочная система, гимназии только мужские).

1864 год – Школьная реформа.

С 1877 года – 3 типа гимназий: 1. Классические с 2 языками.

2. Классические с латынью.

3. Реальные с изучением современных языков.

П.В. Гора: Предмет МПИ – процесс обучения истории

Процесс обучения истории

Задачи МПИ:1. Определить цели обучения истории.

2. Определить содержание школьных курсов истории и расположение их

по годам обучения.

Задачи определяющиеся уровнем развития истории и педагогики, школьного образования, обучения и воспитания

3. Определить уровень умений и навыков учащихся на каждой ступени развития,

благодаря которому можно усваивать материал.

4. Определение и изучение методов обучения.

5. Изучение результатов обучения.

Лекция №2. Содержание школьного курса истории

Учебный план. Сетка часов.

2. Школьная программа по истории. Принципы их построения. Структура.

3. Место и задачи учебника в учебном процессе.

4. Структура школьного учебника.

Учебный план. Сетка часов.

- Перечень учебных дисциплин всего периода обучения;

- Распределение этих дисциплин по годам обучения;

- Определяет недельное и годовое количество часов на каждый предмет;

- Определяет время каникул, экзаменов, практики;

- Определяет темы факультативов.

Сетка часов – перечень дисциплин, с определением недельных часов.

В 1980-е годы история преподавалась 17 часов в неделю Предмет Количество часов в неделю   I II III IV V VI VII VIII IX X  История    2 2 2 2 3 4 3  Основы государства и права    _ _ _ _ 1 _ _  Обществознание    - - - - - - 1  По сетке можно определить: 1) тип образования (соотношение гуманитарных и естественных дисциплин); 2) глубину образования (по названию предметов и кол-ву недельных часов).

Конец 80-х годов – новые тенденции в формировании учебных планов.

Базовые и авторские, т.е. опред. гос-вом и типом школы; вводятся новые дисциплины, но не трогается базовая программа.

Введение общей дисциплины – обществознание.

1997/1998 гг. – базовый учебный план с региональным компонентом (обязательная для исполнения часть учебного плана).

Предмет Количество часов в неделю   I II III V VI VII VIII IX X XI  История   1 2 2 2 3 3 4 3  Обществознание   1 1 1 1 1 1 1 1  

Школьная программа определяет:

Содержание школьного курса истории, проблематику и объём;

Структуру школьного курса (распределение материалов курса по годам обучения);

Время, которое направлено на изучение курса, раздела, темы.

Центральная проблема – расположение материала по годам обучения зависит от типа школы и ступеней обучения школы (4-летка, 7-летка, 11-летка)

Принципы структуры курса

Концентрический (с сер. XIX в. До 1914 г., с 1996/1997)

Линейный (1934 – 1958, 1965 – 19961997)

Линейно-ступенчатый (1959 – 1965)

Концентрический курс. Изучение идёт последовательно на отдельных этапах – концентрах – при чем охватывается курс истории с древнейших времён до современности и изучение материала на каждом последующем этапе проходит более глубоко, чем на предыдущем.

Условия осуществления концентризма (1945 – 60-е гг.):2 концентра(5 – 8 классы и 9 – 12 классы)

V ИДМ IX

VI ИСВ X

VII ИНВ XI

VIII Новейшая ист. XII

Первый концентр предполагает сюжетно-посествовательный курс, много фактом, мало социологических обобщений. Развивается принцип – учение истории должно начинаться с истории Отечества и сопереживания.

Преимущества концентрического курса: 1) молодёжь со среднем образованием имеет полное представление об истории человечества; 2) принцип обоснован педагогически и психологически и позволяет определить содержание сообразно с возрастными особенностями учащихся, что позволяет достичь высокого образно-воспитательного эффекта; 3) все разделы истории усваиваются с одинаковой степенью глубины; 4) неизбежное повторение.

Русская гимназия – развитие концентризма.

1913 г. – история изучалась на трёх концентрах.

Изучали одно и то же I – II класс – элементарный курс (2 часа)

IV – VI класс – основной курс (3 часа)

VII – VIII класс – дополнительный курс (2 часа)

НО! Элементарный курс изучался по систематическим учебникам старших классов  разрыв между теорией и практикой

Обязательные условия концентризма (не одно из них в русской истории не соблюдалось): 1) правильное определение объёма, специфики содержания и изложения материала на каждом этапе элементарный курс не должен быть уменьшенной копией, а образный сюжет соответственно должны строится и учебники; 2) между соответствующими разделами концентров должен быть разрыв во времени (не менее 3 – 4 лет); 3) достаточный промежуток времени (3 – 4 года) для развёртывания каждого из концентров обучение должно быть 12 лет.

Линейный курс. Материал располагается систематически и последовательно по донной линии – от класса к классу

XIX/XX вв. – два варианта линейности: хнонолочически-прогрессивный (от древнего мира до современности) и хронологически-регрессивный (от современности к древнему миру). Спор – какой материал доступнее младшим: древний (мало народов, легко понять историю) или современный (история вокруг самих детей). В ХХ веке этого спора нет, т.к. современность всё труднее понять.

Преимущества линейного курса:1) распределение материала наиболее естественно, соответствует ходу исторического процесса и структуре исторической науки; 2) учащиеся со среднем образованием получают дополнительное представление об истории человечества; 3) экономия учебного времени, т.к. избегаются повторения; 4) изучение в каждом классе нового курса механически поддерживает интерес учащихся к предмету.

Трудности линейного курса: 1) соблюдение психолого-педагогических требований при определении содержания курса, т.е. неравномерное изучение этапов развития человечества (ИДМ, ИСВ – элементарный курс); 2) последовательное изучение отдельных этапов развития человечества растягивается на 7-8 лет, что приводит к проблеме закрепления материала и прочности знаний; 3) невозможность его использования для ступенчатого образования.

Линейно-ступенчатый курс.

7 октября 1959 года – постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «о некоторых изменениях преподавания истории в школе»(установление в школе линейно-ступенчатого курса).

V класс – ИДМ элементарный

VI класс – ИСВ курс

VII-VIII класс – история СССР и введение – элементарный курс

в иностранную историю

IX, X, XI классы – систематические курсы истории СССР и Новой и Новейшей истории

Т.е. принципы линейности, но с прерывностью (5-6, 9-11 – иностранная история, 7-8, 9-11 – история Отечества). По линейному принципу строится курс зарубежной истории, а по концентрическому курс отечественной.

Преимущества линейно-ступенчатого курса: 1) соответствует 2-х ступенчатой системе образования; 2) полное историческое образование.

1965 год – возвращение к линейной структуре.

14 мая 1965 года – новый этап в развитии исторического образования – «Об изменении порядка преподавания в школе» – последовательное, однократное изучение исторического процесса. Восстанавливается линейный принцип (хронологически-прогрессивный).

Предмет Наличие предмета в программе   IV V VI VII VIII IX X  История отечества +   + + + +  Зарубежная история  + +  + + +  

1962 год – переход к обязательному среднему образованию, т.е. нет необходимости укладываться в 8-летку

НО! Реставрация линейного принципа была неполной: V, VI, VII классы – элементарные курсы, VIII, IX, X – системные курсы (отличие от программы 1934 года).

Трудности линейно-ступенчатого курса:1) нарушение принципа непрерывности в изучении зарубежной истории; 2) не соблюдается полностью принцип синхронности; 3) VIII, IX, X, классы перегружены.

28 декабря 1994 года – постановление «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях».

С 1996/97 года начинается переход к концентрическому образованию (в России вообще, и в самарском образовании в частности). Но ряд школ сохранили линейный принцип.

I этап – 3 класс – историческая пропедевтика (ИДМ, ИО + Введение в историю). Форма подачи – сюжетные рассказы.

II этап – 5 (ИДМ), 6 (ИСВ), 7 (ИО), 8 (ИО + ННИ), 9 (ИО + ННИ). Последовательное линейное обучение: курс всемирной истории + информация по истории отечества.

III этап - 10, 11 классы. Курсы могут быть по выбору.

На практике – нарушение принципов концентризма.

Недостатки: 1) неопределённость содержания курсов для первого и второго концентров; 2) неизбежность перегрузки на III концентре и высокий уровень перегрузки на II (в 7-9 классах); 3) нарушение психолого-педагогических требований к подбору содержания материала на II и III концентрах; 4) на II концентре нарушается синхронность и непрерывность; 5) необходимость перехода на концентры учебниками.

Предложения : 1) отказ от концентризма; 2) сохранение концентризма, но с условиями: 12-летние обучение, обеспечение учебниками, состыковка программы учебников для II и III концентров; 3) возвращение (временное) к линейности для подготовки концентризма.

Традиционный вариант программы

1 часть – объяснительная записка

2 часть – собственно программа

Объяснительная записка

Задачи изучения истории.

Структура курса: конкретизация задач каждого этапа исторического образования, принципы группировки материала, рекомендации ведущих методов обучения, обязательная литература для учащихся.

Собственно программа

Межпредметные и межкурсовые связи. Определённость в темах и разделах.

Опорные понятия и мировоззренческие идеи.

Умения и навыки учащихся для каждого года обучения.

Оборудование к урокам по истории (карты, атласы).

Список литературы для учителя и учащихся (обязательная и дополнительная литература для учащихся и учителя).

Норма оценок – 5-батьная система.

4.Структура школьного учебника

Основа для систематизации материала.

Логический стиль учебника.

Принципы группировки материала в учебники.

Методическая структура учебника.

Учебник – основное пособие для обучения, содержащие системное изложение материала по истории, подлежащие обязательному усвоению.

С середины XIX до начала XX века учебник был основным источником знаний, содержащим материал, обязательный для заучивания дома. Наряду с учебниками продавались конспекты учебником, написанные старшими гимназистами, студентами, профессорами.

В советской школе в 1923 – 1933 годах произошел отказ от учебников старого образца и началось распространение «рабочих книг по истории». Учебник в это время является инструментом для организации практических работ учащихся.

С конца 60-х годов XX века и до настоящего времени наблюдается тенденция определения двуединой функции учебника: учебник должен быть основным источником знаний и средством для организации обучения.

Требования к школьному учебнику: 1) научность (содержанием и способом изложения материала учебник должен соответствовать основам современной науки); 2) соблюдение психолого-педагогических требований (доступность, соответствие уровню познавательных возможностей учащихся); 3) преемственность; 4) материал должен распределятся систематически.

Основы систематизации исторического материала. В СССР это проходило по формационному принципу (общественно-экономических фармаций). Отсюда вытекала жесткая заданность учебников и предопределённость законов общественного развития. Помимо формационного принципа существуют цивилизационный и культурологический, но учебников по этим теориям практически нет (переиздание старых учебников).

Логический стиль учебника. С тачки зрения методологии происходит выбор одного из методов логики: индукции (много описаний фактов) или дедукции (конспектная форма изложения).

Индукция: факты >>> понятия >>> теория.

Дедукция: теория >>> понятия >>> факты.

За индуктивную основу (XIX век) выступали Виппер, Шульгин, Трочевский, Нечкина.

За дедуктивную основу (XIX век) выступали Кареев, Виноградов.

16 мая 1934 года – постановление ЦК ВКП(б) «О преподавании истории». По этому постановлению учебная литература показывать общее черты исторического процесса.

Индуктивная основа. Историю нельзя давать без конкретных примеров, т.к. для учащихся 5-8 класса свойственен интерес к факту.

С середины 80-х годов наблюдается тенденция развития дедуктивной основы.

70-е – 90-е годы – развитие способности учащихся к абстрактному мышлению.

Принципы группировки материала.

Принцип монографичности (ИО), т.е. изучение истории одной страны от начала и до конца. Это позволяет изучить приимущества истории отдельных стран, но при этом страдает закономерность.

ИСВ, ННВ – основана на принципе синхронности, т.е. история ряда стран изучается в рамках определённого периода (параллельно).

Тематический принцип, т.е. объединение фактов в однородные по содержанию комплексы.

Эпизодический принцип, т.е. изучение материала строится на образе, в котором явления описываются в статичном состоянии.

Критерий оценки – последовательность автора в проведении принципа.

Структура учебника.

Текстовые компоненты: основной (авторский) текст, дополнительный текст (фрагменты художественной и научной литературы, документа и др.), пояснительный текс (объяснение терминов, исторических названий).

Проблемы: 1) способ изложения авторского содержания учебника (индукция – дедукция); 2) соотношение между основным, дополнительным и пояснительным текстом (74-99% - основной, 2-14% - дополнительный, 0,2-3,2% - пояснительный).

Внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения (таблицы, вопросы и задания, специальные вставки к тексту, подписи к иллюстрациям), аппарат ориентировки (оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, библиография, колонтитулы), иллюстративный материал.

Таблицы: 1) систематизация материала (хронологические, синхронистические, тематические); 2) образец для работы.

Вопросы: 1) репродуктивные (оперирование материала); 2) творческие (продуктивные); 3) задания на проверку умений и навыков; 4) нравственная оценка.

Лекция №3. Методы и приёмы объяснительно-иилюствативного типа обучения

Понятие «метод обучения».

Классификация методов в исторической литературе.

Понятие «методические приёмы». Схема разбора.

1. Понятие «метод обучения»

Методы обучения – способу работы учителя и учащихся, при помощи которых учащиеся овладевают знаниями, формируется их мировоззрение, развиваются способности.

Недостатки определения: 1) обучение и учение не тождественны; 2) воспитание = обучению и развитию; 3) понятие «способ работы» обращает внимание на внешнюю сторону процесса обучения.

У Горы П.В.: понятие «метод» должно отражать внешнюю (действие) и внутреннюю (мыслительную) сторону обучения складывается определённый тип мышления.

2. Классификация методов в исторической литературе

Задачи: 1) создание логически-последовательной, научно-обоснованной классификации; 2) проявление взаимосвязи преподавания и учения.

1. Логическое основание – образавательно-воспитательные задачи преподавания истории (в практике школы не использовался). А.И. Стражев выделил 6 задач обучения истории >>> 6 групп методов: 1) методы изучения исторических фактов; 2) методы изучения хронологии; 3) методы изучения локальности исторических событий; 4) методы изучения формирования основный исторических понятий; 5) изучение причинно-следственных связей; 6) методы изучения раскрытия закономерностей исторического развития.

«+» - 1. Классификация логически последовательна. 2. Исходит из задач обучения истории >>> ориентирует на специализацию исторического знания.

«-» - Характеристика методов делится с т.з. преподавателя, т.е. учителя.

2. Основа – источник знаний учащихся. 3 источника знаний >>> группы методов: 1) живое слово учителя >>> словесные методы; 2) наглядность >>> наглядные методы; 3) печатное слово >>> методы работы с текстом.

«-» - Характеризует в основном методы как способы работы учителя (самостоятельное обучение не до конца разработано).

Гора П.В.: 4 источника знаний >>> 4 группы методов: 1) словесные; 2) наглядные; 3) работа с текстом; 4) методы практического обучения >>> новый источник знаний – самостоятельная работа учащегося. НО! Это делает классификацию непоследовательной, т.к. организация практического метода невозможна без одного из первых трёх источников, а также, словесные, текстовые и наглядные методы рассматриваются на 2-х уровнях: самостоятельном и учительском >>> 4-й метод входит в первые три.

3. Основание – уровень познавательной деятельности учащихся. Карцов В.Г.: 1) методы создания конкретных и образных исторических представлений; 2) методы формирования общих понятий; 3) методы раскрытия диалектики исторического развития во времени и пространстве; 4) методы установления связи истории с современностью, применение исторических знаний к современности.

«-» - Уравнивает процесс познания и процесс организации познания в школе, т.е. механическое применение логической теории к учебному процессу.

4. Лернер – Скаткин: 4 ступени образования учащихся >>> 4 группы методов.

1. Репродуктивный (воспроизводимый) метод. Учитель является для учащихся источником знаний, ученик должен понять то, что даёт учитель, выучить это и воспроизвести.

2. Проблемный метод. Учитель не только даёт учащимся сумму знаний, но и формулирует проблему, в связи с которой показывает, как эту проблему решить. В ходе такой работы с историческим знанием учитель показывает, а ученик воспринимает знания и метод работы и применение его на практике.

3. Частично-поисковый метод. Организация поиска при работе с материалом при определении доли самостоятельности учащихся в овладевании информацией.

4. Исследовательский. Учащиеся сами постигают проблемы работы с исторической литературой и сами её реализуют (овладевают знаниями).

Все эти классификации одинаковы, т.к. в их основе одно логическое обоснование.

70-е годы – тенденция в литературе к использованию не одномерной, а двух-трёх мерной классификации.

Двухмерная модель: 1) по источнику знаний – 4 группы методов и их соотношение на конкретном уровне; 2) по уровню познавательной деятельности учащихся – 4 группы.

Понятие «методические приёмы». Схема разбора.

Группы методов универсальны, т.е. используются в преподавании почти всех школьных предметов. Но в практике группы методов реализуются через совокупность приёмов (составных частей методов).

Приёмы обучения: 1) такие способы работы учителя с учащимися, которые могут быть выражены в перечня действий; 2) методические приёмы должны быть адекватны историческому материалу. >>> приёмы отличаются от методов по этим двум признакам.

Приём обучения определяется непроизвольно, т.к. каждый урок единичен и неповторим.

Для определения приёма необходим анализ исторического материала.

Схема выбора приёмов

Исторический материал >>> 2 компонента (факты и теория);

Из фактов выделяются две группы: главные факты (типично повторяющиеся явления и динамичные факты), неглавные факты (динамичные события и типичные явления).

Факты сами по себе обладают особой ценностью в истории и служат для анализа и построения теоретических схем и выводов. Неглавные факты выстраивают целостную картину, но не обязательны для запоминания учащимися.

Признаки главных фактов: 1. Методические критерии (воспитательно-развивающие возможности материала, уровень и особенности усвоения исторического материала (главные факты усваиваются в образной форме, второстепенные – в словесной, не образной форме, на эмпирическом уровне)). 2. Развитие теории – 4 компонента: понятия … широты обобщения, причинно-следственные связи, закономерности исторического развития, мировоззренческие выводы. Первые два компонента – через факты, вторые два компонента усваиваются самостоятельно. 3. Из главного факта выделяют отдельные элементы (природные условия, люди, эпизода события, оружие). Существуют три группы приёмов выделения элементов из факта: приёмы формирования образных представлений о главных исторических фактах (единичные события и типичные явления, о выдающихся исторических личностях), приёмы формирования не образного знания не главных исторических фактов (единичные и типичные), приёмы теоретического изучения исторического материала.

Понятия делятся на три группы по широте обобщения:

Частноисторические (конкретноисторические). Эти понятия усваиваются вместе с фактами. Они создают массив для словарной работы на уроке. Они обобщают конкретные явления, отражают конкретные хронологические события в узких рамках (Египет, терем, рыцарский турнир).

Общеисторические. Они обобщают и отражают явления конкретно по хронологическим рамкам явления (понятия формаций: раб – рабовладелец, крестьянин – феодал).

Социологические. Они имеют самый высокий уровень обобщения, отражают общие связи и закономерности исторического процесса: экономика, внутри-внешнеполитические события, культура, религия (класс, государство, производительные силы, цивилизация).

Лекция №4.Методы живого слова учителя на уроке

Функциональное значение слова учителя на уроке.

Приёмы изложения исторического материала.

Три типа изложения материала учителем.

Требования к слову учителя и ученика.

Функциональное значение слова учителя на уроке

XIX век – вербальный метод обучения, т.е. ученики запоминали материал со слов учителя.

1934 год – в университетах СССР восстанавливаются исторические факультеты.

Критерии выбора совестного метода: гуманитарный характер дисциплины, слово учителя на уроки истории многофункционально.

Функции слова: информационная, повествовательно-описательная (воссоздание исторического процесса в целостных, образных картинах >>> создаёт яркие образы людей и картины исторических событий; чаще всего у детей усваивается то, что затронуло воображение), логическая (подвести учащихся от восприятия конкретных образов прошло к выводам и оценкам; дать образцы анализа и обобщения), воспитательная (через эмоциональную окраску).

Приёмы изложения исторического материала.

Словестно-описательный приём. Рассказ = изложение: описательный рассказ, описательный переходящий в объяснительный, лекция. Рассказ – малая форма повествовательной литературы (3-7 минут), выполняет повествовательно-описательную функцию. Главным признаком рассказа является сюжет. >>> рассказ – это образное сюжетное повествование об исторических событиях, о действиях народных масс и исторических персонажей. Сюжет – развивающий компонент. Использование рассказа – главные факты – события, локализованные во времени и пространстве или типично повторяющиеся события. Условия эффективности рассказа: логическая структура, средства и приёмы конкретизации.

Элементы рассказа: 1. Экспозиция – изображение действующих лиц, обстоятельств, обстановки до начала повествования. 2. Завязка сюжета – начальный момент развития сюжета. 3. Развитие действия. 4. Кульминация – высшее напряжение повествования. 5. Развязка действия.

Средства конкретизации: 1. Конкретизация моментов, характеризующих место исторического события. 2. Конкретизация моментов, характеризующих время события. 3. Бытовой материал (описание). 4. Краеведческий материал. 5. Передача цифирного материала через образ. 6. Художественная литература, мемуары.

Приёмы конкретизации: 1. Картинное описание. 2. Образная характеристика. 3. Персонификация – изображение событий или явлений через показ характера деятельности, судьбы тех или иных лиц. 4. Прямая речь 5. Драматизация.

Описание. Описание – это повествовательная форма, последовательное изображение особенностей, существенных черт, состояний, устройства исторических объектов. В описании нет сюжета, идет простое последовательное изложение. Главными фактами в описании являются исторические объекты: природные условия, люди, материальные предметы, архитектурные памятники. Описание бывает картинным и аналитическим, они отличаются задачами, первое должно воссоздать картину, образ исторического события (описание объекта), второе – образ объекта воссоздаётся через анализ, элементы обобщения (анализ изучаемого объекта). Картинное описание – природные условия, внешний облик; аналитическое – взаимодействие отдельных отрядов, вооружение и т.д.

Т.о. существует 2 приёма для раскрытия образов главных фактов.

Неглавные факты. Существует два приёма изложения неглавных фактов: сообщение и конспективное изложение. Сообщение – это перечисление фактов, дат, цифр, картографических названий и т.д. Конспективное изложение – передаёт информацию в динамике (события до факта).

Логическая (доказательная) функция слова.

Формы изложения:

Характеристика. Это точно сформулированное перечисление существенных черт, особенностей объекта в их внутренниё связи. Все элементы при характеристике должны быть точно сформулированы и между ними должны быть раскрыты внутренние связи. Существуют образная (восстановление связей внутри объекта через образы) и обобщающая (включает в объяснение фактическую справку и итог).

Объяснение. Это самая сложная форма. Объяснение применяют в старших классах. С помощью него раскрывают внутренние связи, понятия и термины, показывают закономерности, смысл, сущность и значение исторических явлений. Объяснение – это суждение об историческом объекте и доказательство истинности этого суждения логическими связями и умозаключениями.

Виды объяснения: 1) генетическое объяснение, т.е. объяснение развития событий, явлений и процессов; 2) причинно-следственное объяснение; 3) структурное объяснение, т.е. суждение о структуре, составных частях и их взаимосвязях; 4)функциональное объяснение, т.е рассмотрение исторических признаков процесса и взаимосвязей между существующим и несуществующим; 5) мотивационное объяснение (мотивы); 6) объяснение через закон, т.е. показать как в событиях раскрываются признаки исторических законов и категорий.

3.Рассуждение. Это последовательное развитие положений и доказательств, которое подводит к выводам и умозаключениям. Помимо сущности исторического материала рассуждение раскрывает логические операции.

Типы изложения. (зависят от уровня и способностей учеников)

1. Догматическое (объяснение)

2. Рассуждающее (рассуждение)

3. Проблемное

Лекция №5.Использование исторической карты на уроке истории

Наглядное обучение – это такое обучение, при котором представления и понятия формируются на основе непосредственного восприятия явлений с помощью их изображения.

Группы источников знаний

Предметная наглядность Изображение исторических явлений





Приёмы изучения:1) главные факты создаются в образе через предметную и изобразительную наглядность; 2) изучение связей происходит с помощью условно-графической наглядности.

Классификация исторических карт (по назначению)

Справочно-исторические карты. Исторический процесс в них даётся в определённый хронологический период. Их цель – дать возможно больше конкретных исторических сведений.

Учебно-исторические карты. Они преследуют образовательные цели.

Агитационно-пропагандистские карты. Эти карты способствуют распространению определённых идей в массах.

Учебно-исторические карты – графическое, условное, созданное на географической основе, изображение исторических событий, явлений или исторического периода в пространстве.

Учебно-исторические карты отличаются от географических нагрузкой (легендой), т.е. массивом условных изображений, и ролью.

Задачи учебной карты: 1) карта позволяет локализовать историю в пространстве; 2) карты устанавливает связи между природными условиями и общественной жизнью; 3) карта позволяет осмысливать локальные исторические связи и закономерности общественного развития.

Карты делятся на настенные и настольные. По внешним признакам карты делятся на атласы, контурные карты, врезки к учебникам.

По нагрузке (содержанию) карты делятся на:

Группа общих карт. Они показывают состояние одной или нескольких стран в определённый момент развития. Такие карты имеют максимальную нагрузку(условныё обозначения внутри- и внешнеполитических событий, экономика, классовая борьба, культура – вертикальный срез всех этих линий >>> всё переплетено). Таких карт наибольшее количество.

Обзорные карты. Они посвящены ряду последовательных моментов в развитии определённой стороны общественной жизни или изучаемого явления (например: образование российского централизованного государства). В таких картах нагрузка меньше чем в общих картах.

Тематические карты. Эти карты посвящены отдельным событиями этапам в их развитии (например: войны Александра Македонского). У этих карт минимальная нагрузка (нет цвета, географии, мало условных обозначений), но эти карты дают дополнительные условные обозначения по военной истории. Эти карты делятся на: 1) карты-схемы (чертежи на доске); 2) мультипликационные карты в документальных фильмах; 3) транспаранты кодоскопа.

Требования к работе с картой

Главная задача – ученик под конец должен свободно владеть картой.

Карта – единственное средство наглядности, которое должно присутствовать на каждом уроке истории. Учитель должен подвести текст к моменту появления наглядности, что должно создать исторически правдивый образ >>> сочетание слуховой и зрительной памяти. Учащиеся должны быть подготовлены к работе с картой не словом учителя, а сомой картой.

Историческая карта должна соответствовать эпохе, изучаемой на уроке.

Показ по карте должен быть точным, оперативным, сопровождаться словесными пояснениями. Карта должна висеть справа от учителя и не на доске. Нужно точно указывать координаты и не говорить слов «справа», «сверху» и т.д.

Работа с картой должна вестись систематически.

Преемственность в работе с картой (постепенное усложнение и постоянство).

Обучение учащихся приёмам работы с картой.

Соответствие возрасту учащихся.

Направления работы учащихся с картой:1)выработка навыков показа по карте, т.е пространственно-ориентировачное направление; 2) аналитическое; 3) выработка навыков смыслового изложения по карте.

Существует две группы приёмов работы с картой: механические и логически-смысловые.

Механические приёмы.

Приём одновременного показа (настенные и настольные карты).

Приём повторных показов(учитель >>> ученик >>> учитель (исправляет); учитель >>> ученик >>> ученик (исправляет); ученик >>> учитель (исправляет) >>> ученик; ученик >>> ученик (исправляет) >>> ученик).

Вычерчивание карты (на доске учителем и в тетради учеником)

При работе с картой объединяется зрительное, слуховое и осязательное внимание. Эта работа имеет возрастные психологические особенности: все дети – страстные рисовальщики. Большое значение имеет иллюстрирование карт: раскрашивание, рисование и вырезание условных знаков.

В школе применяются такие карты, как настенные, шаблоны, блиц-карты и черные карты.

Направления работы с картой

Механические приёмы (иллюстрирование, оживление).

Карты-атласы и настенные карты (российское централизованное государство).

Черные карты (80 на 100 см) – планшеты из линолеума черного или коричневого цвета, в нём вырисовываются контур-схемы государств (с минимальными обозначениями) голубой или белой краской.

Меловые контуры на доске (блиц-карта).

Контуры-шаблоны.

Игровые упражнения – цветная мозаика.

Логически-смысловые приёмы – определение объекта по признакам связей и зависимостей, причин и следствий.

Нахождение объекта по словесному описанию.

Показ объекта сопровождающийся словесным описанием.

Упражнения на блиц карте: определи, покажи, обозначь.

Алгоритмизация (памятка).

«Соотнеси» (без карты).

Т.о. развивается приём мысленной увязки.

Аналитические приёмы. Карта – источник знания в момент урока, которая иллюстрирует слово учителя.

Сравнение и сопоставление карт

Аналитическая операция (анализ информации с карты).

Проследить развитие процесса.

Операции связанные с характеристикой изучаемого периода наиболее разностороннее.

Умение читать карты даёт ученикам разные типы знаний:

О системе условных обозначений.

О специфической особенности отражения исторических объектов.

Т.о. Чтение карты – передача информации ученикам.

Путешествия (игра).1) разработай маршрут; 2)путешествие (рассказ или путешествие персонажа); 3) доска с маршрутом, карточка с заданием на группу.

Иллюстративные приёмы. Использование – карта как основа словесного изложения (приём описания). Эти приёмы способствуют развитию свободной ориентации по карте, т.е знание условных символов и их свободное использование.

Лекция №6. Методика работы с историческим документом

Задачи при использовании документов:

Обучающая (использование документа как источника знаний о прошлом).

Ознакомление учащихся с материалом исторического исследования.

Развитие образности, конкретизации картины исторического процесса.

Использование документа, как основы для формирования у учащихся приёмов учебного исследования.

Виды документальных источников, которые должны использоваться на уроке:

Актовые документы: юридические, программно-политические, хозяйственные.

Повествовательно-описательные документы: летописи, мемуары, хроники.

Литературные произведения: мифы, драма, поэзия, проза.

Направления работы с документами

Иллюстративное. Главный источник знаний – живое слово учителя, а документы лишь иллюстрация. При иллюстративном направлении работы с документом выбор приёма работы с ним зависит от цели учителя. Если учитель хочет дать знание определённой точки зрения, то он должен придерживаться документативности и аргументированности своего выступления. Если учитель хочет оживить своё повествование с помощью документа или использует его для развития образности и конкретизации, то используется пересказ исторического документа (изложение самого факта или события) или использование определённой фразы из источника.

Аналитическое. Самостоятельная работа с источниками и их анализ. При аналитическом направлении работы с документом выделяются определённые этапы, продиктованные особенностями восприятия любого источника знаний : 1) подготовка к усвоению текста; 2) Первичное ознакомление с текстом документа; 3) анализ текста; 4) оценка, выводы работы с документом или обобщение проанализированного материала.

Виды раздаточного материала

Карточки с фрагментом текста и система заданий. Индивидуальная или групповая работа с документом.

Фрагмент или текст документа целиком баз вопросов и заданий.

Самый сложный приём работы с документом связан с чтением источника: язык архаичный >>> требует объяснений и комментируется учителе.

Методы работы с документом

Репродуктивный метод (комментирование учителя).

Вводное слово учителя: информация о документе, целесообразность и направленность работы.

Чтение документа (чтение вслух документа вместе с учителем + словарная работа).

Приём комментированного чтения.

Обобщающее слово учителя (оценка документа).

Проблемный метод. При изучении информации документа перед учащимися ставится проблема, и учитель должен указать пути разрешения данной проблемы.

Проблема (вводное слово учителя + задание).

Первичное ознакомление с приёмами учебного исследования.

Анализ документа (демонстрация использования того или иного приёма).

Заключение учителя (проверка значимости).

Частично-поисковый метод.

Вводное слово, постановка учебно-познавательных задач, вводная беседа.

Чтение документа вслух.

Аналитическая беседа.

Обобщающая беседа.

Исследовательский метод. Используется при наличии у учащихся опыта работы с документами.

Подготовка к восприятию.

Первичное ознакомление с текстом.

Анализ текста.

Оценка, выводы, обобщения.

Лекция №7.Урок истории и подготовка к нему учителя

Требования к уроку истории.

Типология уроков истории

Подготовка к уроку. Основные этапы и аспекты. Выбор типа урока. Определение цели урока. План, план-конспект и конспект к уроку.

Формы организации обучения: 1) экскурсия; 2) индивидуальные занятия; 3) семинар; 4) лекция; 5) зачёт, экзамен; 6) урок (основная форма обучения).

Урок – основная форма учебно-воспитательной работы.

Признаки урока: 1) постоянный состав учащихся в классе приблизительно на равной стадии развития; 2) определённая продолжительность занятий, твёрдое расписание; 3) непосредственное руководство учителя работой учащихся; 4) применение разнообразных методов обучения; 5) возможность сочетания коллективной, групповой и индивидуальной работы.

1 2