">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Ответы на госы по истории педагогики

Описание: Развитие и становление системы пед.образования в России ХХ века. Научно-педагогическая концепция. Инновационная деятельность как составная часть профессионализма специалиста. Совокупность социально-гуманитарных, естественно-научных знаний, умений и навыков.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Экзаменационные вопросы
Дата: 08.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 35
Поднять уникальность

Похожие работы:

Существует двасновных вида выводов; индуктивные (индукция) и дедуктивные (дедукция).

Индукция — это умозаключение от частных явлений к общему выводу, от отдельных факторов к обобщениям к закономерностям.

Дедукция — это умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.

Теоретические методы-действия: моделирование. Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. Моделирование как метод познания применяется тогда, когда непосредственное исследование оригинала невозможно или эстетически не рекомендуемо.

Под моделью надо понимать объект, который соответствует другому объекту (оригиналу), заменяет его при познании и дает о нем или о его частях информацию.

Модели обычно бывают в виде рисунков, чертежей, схем, таблиц, матриц, символов или описываются в виде текста. В модель включают важные с точки зрения познания черты и исключают несущественные. Моделирование является методом, при помощи которого можно обобщенно подходить к решению многих педагогических проблем. Таковы проектируемые модели новых типов образовательных учреждений (гимназий, социально-педагогических центров и т.д.) Теоретическое моделирование всегда включает абстрагирование.

2. К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные о психолого-педагогических процессах, можно отнести те, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания психолого-педагогической теории.

Один из эмпирических методов психолого-педагогического исследования, которому уделяется большое внимание, — наблюдение. Этот метод предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и процессов.

Особенностями наблюдения как научного метода являются:

направленность к ясной, конкретной цели;

планомерность и систематичность;

объективность в восприятии изучаемого и его фиксации;

сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.

Наблюдение может быть:

целенаправленным и случайным;

сплошным и выборочным;

непосредственным и опосредованным;

длительным и кратковременным;

открытым и скрытым («инкогнито»);

констатирующим и оценивающим;

неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре);

каузальным и экспериментальным;

полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации).

Беседа — один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.

Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию. Неформализованная беседа проводится по нежестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополни тельные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует Методы опроса психолого-педагогического исследования представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. получению наиболее полной и глубокой информации.

Анкетирование—метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений.

Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.

Различают следующие варианты анкетирования: личностное (при непосредственном контакте исследователя и респондента) или опосредованное (анкеты распространяются раздаточным способом, а респонденты отвечают на них в удобное время); индивидуальное или групповое; сплошное или выборочное.

^ Интервью— разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей.

В основе интервью лежит обычная беседа. Однако, в отличие от нее, роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.

экспертный опрос, предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц.

Под ними понимаются не обычные респонденты, а высококвалифицированные, опытные специалисты, которые дают заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Результаты опросов, основанные на суждении специалистов, называются экспертными оценками.

Метод экспертного опроса в психолого-педагогических исследованиях применяется для решения следующих задач:

* уточнения основных положений методики исследования, определения процедурных вопросов, выбора методов и приемов сбора и обработки информации;

* оценки достоверности и уточнения данных массовых опросов, особенно когда существует опасность их искажения;

* более глубокого анализа результатов исследования и прогнозирования характера изменений изучаемого психолого-педагогического явления;

* подтверждения и уточнения сведений, полученных с помощью других методов;

* анализа результатов исследования, особенно если они допускают различное толкование.

Метод тестирования — выполнение испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения.

Этот метод позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.

Тесты характеризуются следующими признаками: объективностъю (исключением влияния случайных факторов на испытуемого). моделъпостъю (выраженностью в задании какого-либо сложного, комплексного целого явления), стапдартизированностъю (установлением одинаковых требований и норм при анализе свойств испытуемых, или процессов и результатов),

По направленности тесты делятся на тесты достижения, тесты способностей и тесты личности.

Методизучения продуктов деятельности —это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности.

метод контент-анализа, позволяющий получить достоверную информацию путем ее специальной выборки. Контент-анализ (англ, content — содержание, analysis — разложение) — метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, интервью, ответов на открытые вопросы анкеты и т. д.). При его использовании на больших массивах информации (например, текстов) в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации (например, отдельные психологические характеристики, виды взаимодействия людей и т. д.). Далее для выявления существующих тенденций определяются частота и объем их употребления. Контент-анализ дает возможность выявлять в текстахI отдельные психолого-педагогические характеристики личности, коллектива и т. д. В отличие от содержательного анализа, этот научный метод используется для получения информации, отвечающей некоторым качественным критериям — объективности, надежности и валидности.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта.

Билет 14.

1. Понятие о СП исследовании его особ-ти стр-ра и общая логика

Социально-педагогическое исследование направлено на получение нового знания об обучении и воспитании на основе установления новых связей между характеристиками обучения и воспитания и социальными процессами и явлениями (например, какие социальные институты, ведущей функцией которых не является обучение и воспитание, и как влияют на качество обучения и воспитания, как они вовлекаются в эти процессы - это могут быть общественные организации, родительская общественность, совокупность социального окружения, выступающая в качестве социальной среды), а также средств и способов реализации этих связей. (Липский)

методологических категории выступающих в качестве основных компонентов любого социально-педагогического исследования в процессе его проведения — это проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, методы

Проблема исследования.

Проблема - это область неизвестного в научном знании — «белое пятно на карте науки». Выявить ее и сформулировать совсем не просто. Для этого нужно, во-первых, обладать обширными знаниями в своей области деятельности, а во-вторых, знать, каких знаний не хватает. «Знание о незнании» — в этом суть научной проблемы. Выдвигая проблему, исследователь констатирует недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знания.

В качестве одного из основных критериев существования проблемы следует рассматривать наличие объективно существующих противоречий, которые могут быть разрешены средствами науки. Если есть такое противоречие, значит, есть и проблема, подлежащая исследованию. Например, ( по своей работе).

Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. «Проблема социально-педагогического исследования отражает противоречия между знаниями о потребностях людей в области социального воспитания, профилактики отклоняющегося поведения, и незнанием путей, средств и методов их решения». Уточнение проблемы происходит в теме.

Тема исследования - предмет изложения, обсуждения. Лаконичная формулировка проблемы исследования, часть проблемы, которая требует решения.

Актуальность исследования – обоснование необходимости исследовать, познавать проблему в данное время, исходя из знаний, исходя из знаний, имеющихся в науке по решению этой проблемы.

Следует различать актуальность научного направления в целом и актуальность самой темы внутри данного направления. Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Иное дело — обоснование актуальности темы. Необходимо достаточно убедительно показать, что именно она среди тех, что уже исследовались, самая насущная. Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения. (Профилактика …., Семья…. Дети-сироты…, Дети с ОВЗ…)

Цель исследования – замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Таким образом, цель исследования — это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска.

По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована лаконично и предельно точно в смысловом отношении.

Объект исследования – то, что требует познания, исследования ( социально-педагогическая деятельность, наркомания как социально-педагогическое явление, процесс профилактики, деятельность соц. педагога по профессиональной ориентации…, процесс социализации ….).

В целом объект исследования — это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит источником необходимой для исследования информации, своеобразным полем научного поиска.

Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению.

Предмет – часть объекта (Объект – социально-педагогическая деятельность… Предмет – методы, и формы…Объект – процесс профилактики… Предмет – социально-педагогические условия эффективности данного процесса…).

В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Поэтому в предмет включаются только те элементы, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Следовательно, определение предмета исследования означает и установление границы поиска.

Гипотеза исследования. Одним из структурных элементов теории является гипотеза — предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

Научная гипотеза всегда требуется в тех случаях, когда социально-педагогическое исследование опирается на формирующий эксперимент.

О гипотезе можно говорить лишь как о корректной или некорректной по отношению к предмету исследования.

Задача – пошаговая реализация цели, выраженная в действиях исследователя. В задачах показывается, что делает исследователь.

По мнению В. И. Загвязинского, в психолого-педагогическом исследовании целесообразно выделять три группы задач. Как правило, первая группа — историко-диагностическая — связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; вторая — теоретико-моделирующая — с раскрытием структуры и сущности изучаемого, факторов, модели структур, функций и способов преобразования объекта исследования; третья — практически-преобразовательная группа задач — с разработкой и использованием методов, приемов и средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования, а также с разработкой практических рекомендаций. Те же группы задач можно выделить и в социально-педагогическом исследовании. Представленные группы задач не противоречат друг другу, а лишь подчеркивают, что определять научные задачи необходимо, строго исходя из логики предполагаемого исследования, его объекта, предмета и цели.

Логика исследования: 3. Как правило, процесс социально-педагогического исследования проходит следующие этапы.

1. Выбор, формулирование и обоснование темы исследования.

2. Разработка и составление рабочего плана исследования, выбор методов и разработка методики его проведения.

3. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы.

4. Анализ психолого-педагогической практики, а также как позитивного, так и негативного опыта прошлого и настоящего.

5. Сбор, обработка и систематизация собственных исследовательских материалов.

6. Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования.

7. Формулирование основных выводов по результатам исследования.

8. Составление плана-проспекта научного труда, определение его структуры.

9. Литературно-техническое оформление научного труда (язык, стиль. редактура, соблюдение требований ГОСТ).

Часто в практике исследовательской работы вычленяют лишь несколько крупных этапов. На первом этапе обычно выбираются проблема и тема, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, а также разрабатывается гипотеза исследования.

На втором этапе работы выбираются методы и разрабатывается методика исследования, проверяется гипотеза, формулируются и уточняются предварительные выводы, обосновываются заключительные выводы и формулируются практические рекомендации.

Логика третьего этапа строится на основе внедрения полученных результатов в практику и литературного оформления работы.

Вместе с эти следует указать, что логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.

2.Технология профилактики, коррекции и экстренной помощи ребенку, испытывающему жестокое обращение.

Жестокое обращение с детъми (насилие)- это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

2. Различают четыре основных формы жестокого обращения с детьми:

Эмоциональное (психологическое) насилие.

Физическое насилие.

Сексуальное насилие.

Пренебрежение (заброшенность, беспризорность).

Эмоциональное насилие – это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, как правило, не получают никаких позитивных ответов или подкреплений со стороны родителей или опекунов. В результате самооценка занижается, ребёнок не и состоянии понимать свои чувства, чувства других и не может выработать адекватное эмоциональное реагирование

Выделяют 6 форм поведения родителей, приводящих к эмоциональному насилию:

1. Отказ родителей от детей.

2. Изоляция детей:

а) эмоциональная,

б) физическая.

3. Запугивание.

4. Постоянные оскорбления.

5. Игнорирование.

6. Развращение детей.

Физическое насилие - это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинении телесных повреждений.

Сексуальное насилие — это использование ребёнка и подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

В целом в литературе не существует единого мнения по поводу определения сексуального насилия, так как оно может включать в себя такие понятия, как сексуальное оскорбление, сексуальное нападение, изнасилование, развращение, инцест, показ порнографии детям, использование детей для производства порнографической продукции и проституции.

Пренебрежение детьми - это форма жестокого обращения с детьми, при которой родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье.

В данном случае речь идёт о семьях, где детей недостаточно кормят или пищу готовят непригодным способом (например, грудным детям дают плохо обработанную, не протертую пищу), где детей одевают не по погоде, где ребёнка игнорируют и не проявляют к нему должного внимания, не заботятся о здоровье ребёнка, не выполняют медицинских рекомендаций, не отдают по возрасту ребёнка в школу, а если он всё-таки начал посещать школу, практически не интересуются его успеваемостью, не контролируют посещение школы.

Причины жестокого обращения с детьми:

-безработица или низкая материальная обеспеченность;

-алкоголизм одного или обоих родителей

- одиночество или распавшийся брак;

-слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность,

-физическое или психическое переутомление;

-незрелость родителей;

- эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;

-отсутствие привязанности к ребенку;

-чрезмерная требовательность;

-рождение другого ребенка;

В группу риска родителей входят:

люди, которые сами подвергались насилию в детстве;

люди, которые страдают психическими расстройствами (депрессия, шизофрения, эпилепсия);

люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;

испытывающие экономические и социальные трудности;

молодые матери (до 18 лет);

семьи со сложным психологическим климатом.

В группу риска детей входят:

1) дети младенческого и раннего возраста, отличающиеся беспокойностью и раздражительностью, что зачастую приводит к фрустрации матерей и проявлению жестокого физического обращения с их стороны;

2) дети с физическими и психическими отклонениями;

3) дети с гиперактивным и импульсивным поведением, что часто раздражает и утомляет родителей и довольно часто толкает их на путь физического наказания ребёнка.

Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в семье

Международно-правовой запрет на применение в отношении ребенка насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения закреплен в ряде международно-правовых документов:

Всеобщая декларация прав человека провозглашает в статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.) в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9).

Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.) – основной международный правовой документ, защищающий ребенка от жестокого обращения

В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный Кодекс РФ и другие.

Технологии (объектом являются дети и семья): (органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, уполномоченный по правам ребенка)

краткосрочные (реабилитация)

среднесрочные (коррекция): выявление и подтверждение этого факта, сигнал медицинским работникам, сообщить в органы, коррекционная работа «ребенок-родитель», ограничение или лишение родительских прав

долгосрочные (профилактика): раннее выявление и помощь, организационная, диагностическая, профилактическая работа с детьми, профилактическая работа с родителями (собрание, выявление, посещение), профилактическая работа с детьми ( просвещение, тренинговые занятия, проигрывание ситуаций)

билет 15. СП инновации.сущ-ть, направления.

Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различ. Соц-эк, организац-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей соц. Инноваций яв-ся СП инновации.

СП инновации – это нововведения в области соц.педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в соц-педагогическую среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой соц-пед системы в целом.

Соц-пед инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов соц-пед системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.п. (экстенсивный путь развития).

Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития соц-пед систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых соц-пед подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто «внешними» мероприятиями, но являются осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в соц. педагогике являются:

- разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

- обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

- совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

- улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

- проектирование новых моделей образовательного процесса;

- обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения;

- обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

- разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.

Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление – теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, напрвленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления.

Инновационные соц-пед технологии – процессуально стрктурированная совокупность приемов и методов, напрвленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.

2. Технология постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений.

Состояние воспитанников интернатных учреждений, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Перед ребенком-сиротой стоят 2 насущные задачи:

1. перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;

2. выстроить границы своего нового жизненного пространства.

Постинтернатная адаптация-процесс и результат вхождения выпускников интернатных учреждений в самостоятельную жизнь и приспособления к требованиям окр.среды.

Виды постинтадаптации:

1. соц.адаптация(соц.трудности связаны с трудоустройством, учебой, поиском и обустройством жилья, устройством семейной жизни);

2. соц.псих.адаптация (трудности в системах общения в новых для них микросоциумах и коллективах).

Причины проблем постинтадаптаци: малый возраст выпускника(15-17лет), результат полного гос.обеспечения, непонимание материальной сторны жизни и вопросов собственности, низкий уровень соц.компетенции, неадекватность уровня притязаний, перегруженность отрицательным опытом.

Проблемы социализации постинт.учреждений:

1. психологический: проблемы личностного самоопределния, установления межличностных отношений, чувства одиночества и т.д.;

2. педагогический: проблемы продолжения образования, проф.самоопределения, получения проф.образования, адаптации в ОУ.

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и их успешная адаптация-осн.задача дет.дома. В наст.время во многих учреждениях разрабатываются и и реализуются различные программы подготовки сирот и детей оставшихся без попеч.родителей, к самост.жизни. под уровнем готовности к самостоятельной жизни и деятельности выпускников дет.домов понимают соц.готовность, трудовую готовность, морально-волевую, физическую готовность.

Основная цель постинтернатного сопровождения – способствование созданию условий для становления образованного, разносторонне-развитого человека с позитивной жизненной позицией, умеющего ориентироваться в окружающем мире, принимать решения и отвечать за свои поступки.

Технология постинт сопровождения будет эффективной при выполнении след.этапов:

1. Подготовка воспитанника к самост.жизни в стенах дет.дома. Задачи: создание у детей определенного запаса жизненных умений и навыков и правовых знаний; формирование умений, позволяющих самост.реализовать свои жизненные планы.

2. Сопровождение выпускника в постинтернатный период. Задачи: установление с выпускником эмоционально-смысловых связей, направленное на повышение уровня самостоятельности; формирование адекватного понимания своих перспектив профессионального и личностного роста; анализ жизнедеятельности и разработка предложений по соц.-псих. Коррекции опыта выпускников.

Алгоритмы работы:

- адаптационный период: передача соц.карты в учебные заведения; составление плана взаимодействия дет.дома и учебного заведения; установление постоянного эмоционального контакта с шефствующим педагогом; оказание помощи в организации совместной деятельности куратора уч.заведения и выпускника.

- взаимодействие дет.дома и уч.заведения: реализация планов взаимодействия и отслеживание сформированности жизненных компетенций.

- взаимодействие дет.дома и выпускника, вступившего во взрослую жизнь: псих.пед.помощь, соц.-правовая помощь, поддержка в трудных жизненных ситуациях и мониторинг. Третий этап – итоговый.

Технология реализуется тока на основе межведомственного взаимодействия.

Важной частью обеспечения успешной С – это СП и псих.сопровождение начинающих самост.жизнь выпускников (1. служба сопровождения выпускников. Задачи:защита прав и интересов детей сирот и соц.гарантии, выявление проблем в становлении выпусников в постинтернатный период адаптации; 2. центры постинтернатной адаптации-оказывают систему комплексного сопровождения с применением новых форм и методов работы, позволяющих воспитанникам перейти из дет.дома в сложный мир и успешно адаптироваться).

Т.о.,в целях успешной постинтернатной адаптации выпускников дет.домов необходимо:развивать их соц.комепетентность, формировать у них навыки, необходимые для независимого проживания, развивать способность видеть жизненную перспективу и умение принимать ответственные решения.

Билет 16.

СП экспиремент, его стр-ра и способы орг-ии. Этапы эксперимент.исследованиякритерии эф-ти опытно-экспир.работы.

Психолого-педагогический эксперимент -- комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Он позволяет глубже, чем другие методы, проверить эффективность тех или иных нововведений в области обучения и воспитания, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать наилучшее (оптимальное) для соответствующих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия реализации определенных педагогических задач. Эксперимент позволяет обнаружить повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи между явлениями, т. е. изучать закономерности, характерные для педагогического процесса» (Ю. К. Бабанский)1.

В отличие от обычного изучения педагогических явлений в естественных условиях путем их непосредственного наблюдения эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых.

сущность эксперимента заключается в активном вмешательстве исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях. В эксперименте в совокупности используются методы наблюдения, беседы, опросов и т. д.

Эксперимент позволяет варьировать факторы, которые воздействуют на изучаемые процессы и явления, воспроизводить их неоднократно. Его сила я том, что он дает возможность создавать новый опыт в точно учитываемых условиях.

В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента. Прежде всего, различают естественный и лабораторный эксперименты. Естественный эксперимент проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, но при этом создается или воссоздается то явление, которое следует изучать. Этот вид эксперимента в силу того, что проводится в обычных условиях деятельности испытуемых, дает возможность замаскировать его содержание, цели и при этом сохранить суть, которая заключается в активности исследователя в изменении условий выполнения изучаемой деятельности

В. П. Давыдов1 выделяет два основных типа педагогического эксперимента — классический и многофакторный — с точки зрения логической структуры.

Классический эксперимент предполагает, во-первых, изолирование изучаемого явления от влияния побочных, несущественных и затемняющих его сущность факторов, т. е. изучение его в «чистом» виде; во-вторых, многократное воспроизведение процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях; в-третьих, планомерное изменение, варьирование, комбинирование различных условий в целях получения искомого результата.

Сущность классического эксперимента и его основные функции заключаются в проверке гипотезы о взаимозависимостях между отдельными факторами психолого-педагогического воздействия и его результатами, их причинно-следственных отношениях. Эксперимент, результаты которого обрабатываются с помощью методов математической статистики называется многофакторным.

Среди наиболее важных условий эффективности проведения педагогического эксперимента можно выделить:

# предварительный тщательный теоретический анализ исследуемого явления, его истории, изучение массовой педагогической практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач;

» конкретизация гипотезы с точки зрения ее новизны, необычности, противоречивости по сравнению с привычными установками, взглядами;

» четкое формулирование задач эксперимента, разработка признаков и критериев, по которым будут оцениваться результаты, явления, средства и пр.;

* корректное определение минимально необходимого, но достаточного числа экспериментальных объектов с учетом целей и задач эксперимента, а также минимально необходимой длительности его проведения;

Проведение психолого-педагогического эксперимента предполагает три основных этапа работы.

Первый этап — подготовительный, на котором решаются следующие задачи:

* формулирование гипотезы, т. е. того положения, выводы о правильности которого следует проверить;

* выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа испытуемых, учебных групп, учебных заведений и др.);

* определение необходимой длительности проведения эксперимента;

* разработка методики его проведения; выбор конкретных научных методов для изучения начального состояния экспериментального объекта: анкетный опрос, интервью, экспертная оценка и др.;

* проверка доступности и эффективности разработанной методики эксперимента на небольшом числе испытуемых; определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействии.

Второй этап — непосредственное проведение эксперимента. Этот этап должен дать ответ на вопросы об эффективности новых путей, средств и методов, вводимых экспериментатором в психолого-педагогическую практику. На этом этапе создается экспериментальная ситуация. Суть ее заключается в формировании таких внутренних и внешних условий эксперимента, в которых изучаемая зависимость, закономерность проявляется наиболее чисто, «без примеси» воздействия случайных, неконтролируемых факторов.

На данном этане необходимо последовательно решать такие задачи:

* изучить начальное состояние условий, в которых проводится эксперимент;

* оценить состояние самих участников педагогических воздействий;

* сформулировать критерии эффективности предложенной системы мер;

* проинструктировать участников эксперимента о порядке и условиях его эффективного проведения (если эксперимент проводит не один человек);

* осуществить предлагаемую автором систему мер по решению определенной экспериментальной задачи (формирование знании, умений или воспитание определенных качеств личности, коллектива и др.);

* зафиксировать полученные на основе промежуточных срезов данные о ходе эксперимента, которые характеризуют изменения, происходящие в объекте под влиянием экспериментальной системы мер;

* указать затруднения и возможные типичные недостатки, которые могут возникнуть в ходе проведения эксперимента;

* оценить текущие затраты времени, средств и усилий.

Третий этап — завершающий, когда подводятся итоги эксперимента:

* описываются результаты осуществления экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня знаний, умений, навыков, уровня воспитанности и др.);

* характеризуются условия, при которых эксперимент дает благоприятные результаты (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и др.);

* описываются особенности субъектов экспериментального воздействия (педагогов, воспитателей и др.);

* предоставляются данные о затратах времени, усилий и средств;

* указываются границы применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.

Образовательный критерий:

качество подготовки прежде всего по ведущим предметам и направлениям, определяемое по количеству медалистов, победителей олимпиад, конкурсов, числу поступивших в вузы на гос-бюджетные места, по успеваемости;

количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность;

глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение, алгоритмическая деятельность, творческий поиск и преобразование); уровень сложности решаемых задач.

Социологический критерий:

реальные возможности свободного выбора школьника в рамках школы (выбор учителя, уровня и профиля обучения, внеклассных занятий по интересам и т.д.);

адаптация школьника к микросреде (школьной, по месту жительства, семейной); его умение строить отношения в коллективе;

адаптация выпускников школы: успешность обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях; приспособление к условиям социальной среды (конкурентоспособность, социальная устойчивость, овладение профессией и успешность профессиональной деятельности и др.);

престиж школы в глазах родителей, руководителей производства, конкурс при поступлении в школу;

правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников;

уровень развития классных коллективов.

Критерий индивидуально-личностного развития:

широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;

характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;

адекватность самооценки;

степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать и «сорадоваться» (А. Г. Асмолов), понимать и принимать других людей, терпимость и лояльность;

степень самореализации (реализации индивидуальных возможностей);

выраженность индивидуального стиля деятельности и черт характера;

развитость восприятия, воображения, образной памяти, эстетического вкуса, художественной интуиции, творческих способностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии.

Критерий воспитанности:

сформированность гражданского правосознания, патриотизма, планетарного мышления, социальной ответственности и активности;

степень сформированности нравственных идеалов и нравственного поведения;

развитие экологической культуры личности;

развитие толерантности, стремления помогать другим людям;

наличие или отсутствие вредных привычек;

факты девиантного (отклоняющегося от норм) поведения и правонарушений;

степень сплоченности классных коллективов.

1 2 3 4 5