">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Требования к дипломной работе учителя географии

Описание: Квалификация - учитель географии. Общие требования к итоговой государственной аттестации. Требования к дипломной работе специалиста . Изложение результатов выпускной работы. Оформление, правила цитирования, библиографический список. Сноски и ссылки .
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 08.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 10
Поднять уникальность

Похожие работы:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

СОЧИНСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА

Социально-Педагогический институт

Кафедра рекреационных ресурсов, географии и краеведения  

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Методические рекомендации

по выполнению и защите

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

050103 - "География".

Степень (квалификация) -

учитель географии

для студентов специальности 050103: география

Сочи 2006

Дипломная работа: Методические рекомендации по выполнению и защите / Под ред. Н.А. Битюкова, В.И. Анисимова, С.Л. Сычева - Сочи.: СГУТиКД, 2006. - 50 с.

Авторы-составители:

БИТЮКОВ Николай Александрович, доктор биологических наук, профессор.

АНИСИМОВ Валерий Иванович, кандидат географических наук, доцент.

СЫЧЕВ Сергей Леонидович, старший преподаватель.

Рецензенты:

доктор биологических наук, профессор М.В. Придня

кандидат географических наук, доцент М.А. Стебенькова

Методические рекомендации адресованы студентам, выполняющим дипломные работы по образовательной программе подготовки учителей географии (специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.). Методические рекомендации предназначены также преподавателям, руководителям дипломных работ и организаторам учебного процесса.

Утверждено на заседании Ученого Совета СПИ СГУТиКД (протокол № ___от 19.12.2006 г.)

© СГУТиКД, 2006

© Битюков Н.А., Анисимов В.И., Сычёв С.Л.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ ………………….............................................. 5  1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………...................................

5  2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ...

8  3 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ ...



12  4 ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ …….

15  5 ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ................

17  6 ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ, СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ …………………………...............



18  7 ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ …………………..........................



24  7.1 Общие положения ……………...............................

24  7.2 Изложение результатов дипломной работы ......................

25  7.3 Оформление дипломной работы ……………………......

26  7.4 Правила цитирования …………………….............................

28  7.5 Библиографический список …………………..........................

29  7.6 Правила библиографического описания документов ….....

31  7.7 Сноски и ссылки ……………………….................................

35  7.8 Правила сокращения слов и словосочетаний ………..........

38  7.9 Правила написания числительных ………….................... 41   7.10 Правила написания имен и названий ………....................

42  7.11 Карты, графики, таблицы, формулы ……………………….. 46  7.12 Оформление приложений …………………........................

55  7.13 Оформление демонстрационного (раздаточного) материала

56  8 РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ......................

57  9 СПРАВКА О ВНЕДРЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ВЫПУСКНОЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ .................................



58  10 ПРОЦЕДУРА И РЕЗУЛЬТАТЫ ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЫ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ …………………………...............



59   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …........................

62   Приложение А. Примерный список тем дипломных

работ ……………………………….………… 

63   Приложение Б. Образец заявления на выполнение

темы дипломной работы ………………… 

68   Приложение В. Образец задания на выполнение темы

дипломной работы ………………................... 

69   Приложение Г. Образец титульного листа дипломной

работы ……………………………………….... 

70   Приложение Д. Образец печатной страницы текста

дипломной работы …………………....... 

71   Приложение Е. Образец составления рецензии на

дипломную работу …………................... 

72   Приложение Ж. Образец отзыва научного руководителя

на дипломную работу ………………......... 

73   Приложение К. Образец оформления оглавления ............ 74   Приложение Л. Образец оформления демонстрационного

материала …………………………………… 

75   Приложение М. Образец оформления нормоконтроля

дипломной работы студента СПИ СГУТиКД 

76  

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Методические рекомендации дополняют и развивают сложившийся в Социально-педагогическом институте Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (СПИ СГУТиКД) порядок подготовки и защиты дипломных работ.

В них сформулированы основные требования к дипломной работе учителя географии, определены цели, задачи и формы выполнения дипломной работы; приведены рекомендации по выбору темы работы, этапам ее выполнения, объему, структуре, оформлению, а также рецензированию и процедуре защиты дипломной работы с учетом положений Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, вступивших в действие в 2000 году, и других нормативных документов Минобразования России.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В Социально-педагогическом институте Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (СПИ СГУТиКД) выполнение и защита дипломной работы наряду с итоговыми экзаменами является обязательным завершающим этапом учебного процесса.

Итоговые экзамены позволяют выявить теоретическую подготовленность студентов к решению профессиональных задач.

Дипломная работа является самостоятельной работой студентов. Ее выполнение и защита демонстрируют практическую готовность студентов к решению конкретных задач в сфере будущей профессиональной деятельности.

1.2. В соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а также сложившейся в Социально-педагогическом институте Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (СПИ СГУТиКД) практикой подготовки дипломных работ студенты, оканчивающие Социально-педагогический институт Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (СПИ СГУТиКД) по направлению 050103 – «География», выполняют выпускную квалификационную работу в форме дипломной работы.

1.3. Научный руководитель консультирует студентов по отдельным аспектам выполнения выпускной квалификационной работы в пределах учебных часов, отводимых для этого в СПИ СГУТиКД, и определяет ее готовность к публичной защите.

1.4. Дипломы СПИ СГУТиКД получают студенты, успешно прошедшие итоговую аттестацию, включающую итоговые экзамены и защиту дипломной работы, на основании решения Аттестационной комиссии.

1.5. Настоящие Методические рекомендации по подготовке и защите студентами выпускных квалификационных работ базируются на требованиях Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки 050103 – «География», и других нормативных документов, регламентирующих процесс обучения студентов в высшей школе России и в Социально-педагогическом институте Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, в частности.

Одновременно Методические рекомендации дополняют и развивают сложившуюся в Социально-педагогическом институте Сочинского государственного университета туризма и курортного дела практику подготовки и защиты выпускных квалификационных работ с учетом особенностей технологии и организации учебного процесса, в котором участвовал студент СПИ в период обучения.

1.6. В Методических рекомендациях учитываются важнейшие требования, предъявляемые к курсовым работам, выполняемым студентами СПИ на всех этапах обучения, так как авторы исходят из того, что выпускная дипломная работа может представлять собой не только новое исследование, но и обобщение материалов курсовых работ, углубленное и дополненное в соответствии с новейшими достижениями в теоретическом и практическом решении исследуемой проблемы. Тем самым обеспечивается преемственность в разработке изначально выбранной темы, так как именно преемственность письменных работ, выполняемых студентами на всех этапах обучения, является одним из эффективных методов подготовки студентов в СПИ.

Различие между курсовыми работами студента и дипломной работой на звание учитель географии прежде всего в том, что каждая последующая работа постепенно насыщается новой дополнительной информацией предметного, теоретического или методологического характера. Подобное постепенное развитие избранной темы может быть как в «горизонтальном», так и в «вертикальном» направлениях.

Развитие дипломной работы по горизонтали предполагает:

- рассмотрение более широкого круга вопросов, касающихся разрабатываемой проблемы;

- больший охват и более полную характеристику объектов (элементов) рассматриваемой системы;

- написание более обстоятельного аналитического обзора предшествующих исследований, обобщающих теоретический и практический опыт решения данной проблемы, с охватом большего числа отечественных и зарубежных литературных источников и т.д.

В свою очередь, развитие дипломной работы в вертикальном направлении предполагает последовательное решение составных частей какой-либо сложной практической или исследовательской задачи на разных образовательных уровнях с появлением в работе элементов, имеющих научную новизну.

1.7. Методические рекомендации дополнены примерным перечнем тем дипломных работ по направлению 050103 «География» (Приложение А).

1.8. Не рекомендуется при выполнении дипломной работы использовать многочисленные методические пособия других вузов, встречающиеся на современном рынке учебной литературы. Несмотря на то, что ряд подобных разработок учитывает требования действующих стандартов, установившихся правил и иных условий, регламентирующих порядок написания и оформления выпускной квалификационной работы, и существенно облегчает труд студента, многие из них имеют либо общий характер, либо, наоборот, жестко привязаны к образовательным технологиям, используемым в этих высших учебных заведений.

2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ВЫПУСКНОЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

2.1. Выполнение дипломной работы имеет целью:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении научных и практических задач правового характера;

- развитие навыков самостоятельной научной работы и овладение методикой проведения исследований при решении образовательных вопросов;

- оценку уровня подготовленности студентов к работе в образовательных учреждениях.

2.2. Задачи, решаемые студентом в дипломной работе, должны быть направлены на достижение поставленных целей и соответствовать требованиям, предъявляемым к преподавателю географии в школе в соответствии с направлением его деятельности и задачами, решаемыми им в практической работе.

2.3. Выпускник, получивший квалификацию учитель географии, должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка; основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно - управленческих задач; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Специалист должен иметь опыт работы с детьми.

Выпускник, получивший квалификацию учитель географии, осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета; способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использует разнообразные приёмы, методы, и средства обучения; реализует образовательные программы; обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несёт ответственность за их реализацию в полном объёме; в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся (воспитанников), направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учётом специфики преподаваемого предмета.

Выпускник, получивший квалификацию учитель географии, соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами их заменяющими). Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности, и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Видами профессиональной деятельности специалиста являются: учебно-воспитательная, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительная, коррекционно-развивающая, управленческая.

2.4. Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, и должен знать: государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

2.5. Специалист должен уметь:

осуществлять процесс обучения учащихся средней школы с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников и с учетом специфики преподаваемого предмета;

стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений;

выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания.

Специалист:

владеет понятийно-категориальным аппаратом географических наук;

знает состояние и перспективы развития географических наук, их роль в современном научном знании о природе и обществе;

владеет современными методами географических исследований;

знает и умеет использовать прикладные аспекты географических наук;

владеет системой знаний о современных проблемах естествознания, многообразии и сохранении устойчивости географической оболочки, о ноосфере, месте человека в эволюции Земли;

знает физико-химические основы природных явлений и процессов, причины их определяющие;

знает основы геологии, ее значение для изучения географических наук;

знает основы почвоведения, географическое распространение почв;

владеет знаниями о глобальных и региональных закономерностях формирования, развития и дифференциации природных, социально-экономических и природно-антропогенных геосистем;

владеет системой знаний по физической географии материков, океанов и России;

знает основные закономерности социально-экономической географии мира, регионов и России;

знает геоэкологические основы рационального природопользования;

знает основы геодезии, топографии и картографии, виды, содержание и основные способы использования географических карт, аэро- и космических снимков;

владеет основными методами использования геоинформационных систем;

знает географию своего региона, его специфические особенности;

владеет методикой преподавания географии и современными технологиями обучения;

знает принципы организации географического краеведения, умеет проводить исследовательскую и эколого-природоохранную работу с детьми и молодежью в условиях школы и внешкольных образовательно-воспитательных учреждений;

умеет проектировать и создавать географический кабинет, выбирать объекты для полевых практик, организовывать на них работу.

2.6. В процессе выполнения дипломной работы на заданную тему необходима обязательная конкретизация задач, решаемых выпускником, применительно к избранной теме исследования.

2.7. При выполнении дипломной работы студент, причем независимо от направления подготовки и специализации, должен продемонстрировать навыки работы на персональном компьютере. Эти навыки могут быть подтверждены компьютерным сбором и обработкой статистической информации, выполнением графических построений, печатью дипломной работы и т.п.

3 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К

КВАЛИФИКАЦИИ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

3.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация учителя географии включает защиту дипломной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности учителя географии к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с существующим стандартом.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

3.2. Требования к дипломной работе специалиста

Дипломная работа должна быть представлена в форме рукописи.

Требования к объему, содержанию и структуре дипломной работы определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 050103 География и методических рекомендаций УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию.

Время, отводимое на подготовку и защиту квалификационной работы, составляет не менее восьми недель.

3.3. Требования к государственному экзамену учителя географии

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности 050103 География определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности 050103 «География».

3.4. Представляемая к защите выпускная квалификационная работа по направлению 050103 «География» должна отвечать следующим требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования:

3.4.1. Дипломная работа учителя географии представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области географии и педагогики, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

3.4.2. Дипломная работа учителя географии должна отражать уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

3.4.3. Дипломная работа учителя географии должна:

- соответствовать действующим нормативным актам;

- отражать творческий подход к использованию актуальных статистических данных;

- отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

- отражать умение студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с профессиональной литературой;

- соответствовать правилам оформления работы, установленным соответствующими государственными стандартами (четкая структура, логичность содержания, правильное оформление библиографических ссылок, библиографического описания, библиографического списка; аккуратность исполнения работы).

3.5. Дипломная работа учителя географии оформляется в виде текста с приложением иллюстраций, таблиц схем и других материалов, поясняющих содержание работы.

3.6. Оптимальный объем дипломной работы учителя географии 1,5-2 печатных листа (50-60 страниц машинописного текста).

3.7. Изложенные выше основные требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования обязательны для соблюдения студентами и руководителями выпускных квалификационных работ.

4 ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

4.1. В рамках избранной темы выпускная дипломная работа учителя географии должна быть посвящена решению, как правило, какой-либо одной актуальной, но сравнительно узкой теоретической или практической правовой проблемы.

Являясь заключительным этапом подготовки специалиста, выпускная дипломная работа призвана подтвердить готовность студента самостоятельно решать конкретные профессиональные практические и научные задачи с использованием современных методов исследования. В этой связи важная роль принадлежит правильному выбору темы выпускной квалификационной работы.

4.2. Темы дипломных работ утверждаются выпускающими кафедрами СПИ СГУТиКД и должны быть актуальны для современной науки и практики. В них должны отражаться основные сферы и направления будущей деятельности выпускников (Приложение А).

4.3. Тема дипломной работы выбирается студентом из утвержденного перечня выпускных дипломных работ. Однако это не исключает возможности утверждения инициативных тем, предлагаемых самими студентами (по согласованию с выпускающей кафедрой СПИ СГУТиКД), если такие темы в большей мере соответствуют их профессиональным интересам.

В этом случае студент должен обосновать целесообразность разработки предлагаемой темы и утвердить ее в установленном порядке.

4.4. При выборе темы студент должен:

- убедиться в наличии научных и прикладных исследований по данной теме и ознакомиться с ними;

- выявить наличие не исследованных или мало исследованных проблем теоретического и практического характера в данной области;

- определить для себя, позволит ли собственный потенциал (теоретические знания, практические умения и знание методологической базы) провести полноценное исследование в данной области с теоретическими выводами и практическими предложениями по совершенствованию законодательных документов, перспективному развитию отраслей права и т.д.

4.5. Если выпускная квалификационная работа имеет теоретический характер и посвящена решению научной задачи, ее основным содержанием может быть развитие положений, ранее выдвинутых той или иной научной школой. Цель подобных исследований заключается в решении и развитии частных теоретических вопросов обычно в рамках уже достаточно апробированной научной концепции. Информационной базой для таких работ могут служить монографии, публикации в научных журналах и других изданиях, включая справочные электронные системы.

4.6. При подготовке выпускной квалификационной работы каждому студенту в СПИ СГУТиКД назначается научный руководитель.

4.7. После выбора темы дипломной работы студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой разрешить проведение исследований по выбранной теме (Приложение Б).

5 ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Процесс выполнения выпускной дипломной работы так же, как и курсовой, включает в себя ряд взаимосвязанных этапов, типовой перечень которых (в порядке выполнения) представлен ниже:

- выбор темы, ее согласование с назначенным научным руководителем и утверждение в установленном порядке (в срок до 1 ноября);

- формирование структуры работы, ее согласование с научным руководителем (в срок до 25 декабря);

- составление календарного графика выполнения выпускной квалификационной работы;

- сбор, анализ и обобщение документальных материалов по выбранной теме;

- формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций по результатам анализа;

- подготовка письменного проекта выпускной дипломной работы и его представление руководителю (в срок до 1 мая);

- доработка первого варианта выпускной дипломной работы с учетом замечаний руководителя (в срок до 30 мая);

- чистовое оформление выпускной дипломной работы, библиографического списка использованных документальных источников и литературы, приложений;

- подготовка доклада для защиты выпускной дипломной работы на заседании аттестационной комиссии;

- подготовка демонстрационных плакатов или так называемого раздаточного материала, включающего в себя в сброшюрованном виде компьютерные распечатки схем, графиков, диаграмм, таблиц, рисунков и т.п. (формата А4);

- направление выпускной дипломной работы на рецензирование (если это необходимо);

- сдача выпускной дипломной работы на нормоконтроль и оперативное устранение выявленных недостатков (в срок до 15 июня);

- получение допуска к защите выпускной дипломной работы.

6 ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ, СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

6.1. Выпускная дипломная работа студента должна характеризоваться:

- четкой целевой направленностью;

- логической последовательностью изложения материала;

- краткостью и точностью формулировок;

- конкретностью изложения результатов работы;

- доказательностью выводов и обоснованностью рекомендаций;

- грамотным изложением и оформлением.

6.2. Объем выпускной дипломной работы (без приложений) для бакалавров составляет 50-60 страниц выровненного «по ширине» компьютерного текста.

6.3. Обязательными структурными элементами выпускной дипломной работы являются:

- титульный лист;

- задание на выполнение выпускной дипломной работы;

- отзыв научного руководителя;

- содержание (оглавление) работы;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- библиографический список;

- список сокращений;

- приложения.

6.4. Титульный лист и задание на выполнение выпускной работы оформляются на бланках типовых форм, разработанных СПИ СГУТиКД и выдаваемых студентам. Образцы форм приведены в Приложениях В и Г.

6.5. Отзыв руководителя должен содержать критическую оценку выполненной студентом выпускной дипломной работы, отмечать ее достоинства и недостатки. Отзыв руководителя также выполняется на бланке типовой формы (см. приложение Ж).

6.6. Содержание (оглавление) включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, приложений и т.д., содержащихся в выпускной дипломной работе, с указанием страниц начала каждой части.

Титульный лист выпускной дипломной работы и содержание (оглавление) входят в общий объем дипломной работы, но не нумеруются.

Заголовки содержания (оглавления) должны полностью соответствовать заголовкам разделов, глав и т.д., представленных в тексте работы, и приводиться в той же последовательности и соподчиненности.

Пример содержания (оглавления) дипломной работы географа приведен в приложении К.

6.7. В процессе работы над темой дипломной работы студент должен:

- всесторонне изучить определенную педагогическую и географическую проблему, ее теоретические и практические аспекты;

- проанализировать архивный материал и научную литературу по теме;

- собрать и обобщить в рамках темы методическую практику (педагогическую, краеведческую и т.д.);

- выработать собственное суждение по соответствующей проблеме, отношение к существующим научным позициям, точкам зрения, педагогической практике;

- по возможности сформулировать свои предложения по совершенствованию методической практики и педагогики.

6.8. При подготовке дипломной работы используются следующие источники:

- собственные экспедиционные или стационарные исследования и разработки по ним;

- материалы педагогической практики и другие источники, необходимые для изучения темы;

- научная литература (монографии, научные статьи в специализированных журналах, сборниках и иных изданиях);

- обзорная литература по теме.

6.9. Введение.

6.9.1. Во введении кратко характеризуется проблема, решению, которой посвящена выпускная дипломная работа. При этом, обосновывается актуальность выбранной темы дипломной работы со ссылками на специальную литературу, зарубежный и отечественный опыт; определяется цель работы и совокупность задач, которые следует решить для раскрытия выбранной темы; указывается объект исследования; анализируется состояние разработанности проблемы в географической литературе, положения, выносимые на защиту; приводится краткий обзор научной базы исследования, на материале которой выполнена дипломная работа; раскрывается структура работы с кратким изложением ее основных положений.

6.9.2. Обзор источников и литературы является обязательным атрибутом выпускной дипломной работы и должен охватывать достаточно широкий круг документов и исследований по рассматриваемой проблеме, в том числе и новейших, принятых и изданных в год защиты выпускной дипломной работы.

6.9.3. Объем введения для выпускных дипломных работ географов не более 2-4 страниц.

6.10. Основная часть.

6.10.1. Основная часть выпускной дипломной работы географов может содержать:

- теоретическое обоснование и описание экспериментальной, практической работы;

- обзор источников и литературы по исследуемой проблеме;

- нормативный, статистический и социологический материал с кратким изложением географических, геологических, геоморфологических и др. аспектов рассматриваемого вопроса;

- гипотезы;

- ход рассуждений и доказательства основных положений;

- анализ существующей педагогической практики.

6.10.2. Основная часть, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых в свою очередь делится на 2-4 параграфа. Разделы должны быть соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему.

6.10.3. Первая глава Основной части - теоретическая. Она содержит литературный обзор и посвящена раскрытию теоретических положений избранной темы выпускной дипломной работы. На основе изучения публикаций отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, а также дается их критическая оценка с позиций студента.

6.10.4. Вторая глава Основной части посвящается практическим аспектам решения избранной темы. Результаты анализа служат базой для разработки и обоснования в выпускной дипломной работе конкретных предложений по методике преподавания или краеведения.

6.10.5. Помимо теоретических и практических положений в Основной части желательно проанализировать уровень разработанности исследуемой проблемы в литературе и педагогической практике, аргументированно указать на «нерешенность» проблемы и по возможности сформулировать научно обоснованные предложения (рекомендации) по совершенствованию педагогики или краеведения в конкретных условиях физико-географических стран, необходимости принятия (изменения, дополнения, исключения, уточнения) конкретного методического решения.

6.10.6. Правомочность предлагаемых рекомендаций должна быть подкреплена убедительными фактами (цифры, примеры, таблицы, карты, диаграммы и т.п.), доказывающими, что данная проблема, по мнению студента, должна решаться именно так, а не иначе.

6.10.7. Параграфы посвящаются более узким вопросам темы - отдельным частям проблемы, отдельным методическим категориям и должны заканчиваться конкретными выводами и предложениями по проблеме. Структурное деление параграфов не допускается.

6.10.8. Суммарный объем Основной части выпускной дипломной работы географов составляет 40-50 страниц.

6.11. Заключение.

6.11.1. Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. Как правило, в заключении автор исследования суммирует и последовательно излагает результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, вытекающие из его работы, подчеркивает их практическую значимость в сфере совершенствования краеведения или педагогики и практики его применения, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знания.

6.11.2. Выводы и предложения могут формулироваться в виде кратких тезисов с нумерацией отдельных пунктов и давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности полученных студентом результатов, свидетельствовать об умении студента концентрировать внимание на главных направлениям исследования и его практической значимости.

6.11.3. Допускается нумерация выводов (предложений, рекомендаций) с указанием потенциальных адресатов для их реализации, а именно:

- органов федеральной власти и управления;

- муниципальных структур.

Допускаются также рекомендации в адрес педагогической науки.

6.11.4. Объем заключения примерно равен объему введения и составляет не более 3-5 страниц.

6.12. Список сокращений составляется при необходимости и включает в себя расшифровку наиболее часто упоминаемых в тексте работы сокращенных наименований организаций, документов, понятий, слов и т.д.

6.13. Библиографический список является обязательным атрибутом выпускной квалификационной работы и должен включать библиографические описания всех использованных, цитируемых или упоминаемых в работе документов и литературных источников.

В библиографический список не включаются учебники, учебные пособия, справочная литература (словари, энциклопедии), научно-популярные издания.

6.14. Для лучшего понимания и иллюстрации основного текста выпускной квалификационной работы в нее при необходимости включают приложения (но не более 4-6), которые носят вспомогательный характер и не включаются в общий объем выпускной дипломной работы.

Общий объем выпускной дипломной работы географа и объем структурных разделов работы приведен ниже:

Общий объем дипломной работы без приложений 50-60 с.  Титульный лист 1 с.  Содержание (оглавление) 1 с.  Введение 2-4 с.  Основная часть (главы, параграфы). 40-50 с.  Заключение 3-5 с.  Список сокращений 1 с.  Библиографический список 3-4 с.  Приложения 4-6 л. (формат А4)  

7 ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

7.1. Общие положения

В СПИ СГУТиКД правила изложения и оформления выпускных дипломных работ аналогичны правилам, относящимся к письменным курсовым работам студентов, так как и та и другая выполняются с элементами научного исследования в большей или меньшей степени. Эти правила подробно изложены в методическом пособии «Методические указания по курсовым работам», изданном СПИ СГУТиКД в 2005 г., и каждый студент-выпускник уже использовал это пособие в процессе подготовки курсовых работ.

Все положения данного методического пособия соответствуют требованиям действующих государственных стандартов по оформлению научно-исследовательских работ.

Однако анализ выпускных дипломных работ многих студентов свидетельствует о том, что вышеназванные требования очень часто не соблюдаются. Наиболее частыми ошибками во многих выпускных работах являются:

- бессистемность изложения материала;

- слабость доказательств и неубедительность выводов;

- злоупотребление цитатами и выдержками из книг в ущерб изложению самостоятельных рассуждений и взглядов самого автора;

- расплывчатость заключения;

- нарушение правил оформления, цитирования, составления библиографических описаний и библиографического списка.

В связи с этим в настоящих методических рекомендациях по выполнению выпускной дипломной работы еще раз повторим важнейшие оформительские требования. Прежде всего, это касается изложения результатов исследования, цитирования, ссылок, сносок, составления библиографического описания документов и библиографического списка.

7.2. Изложение результатов выпускной дипломной работы

7.2.1. Основными целями и задачами выпускной дипломной работы является формирование умения анализировать теоретический и практический материал и последовательно, логично, ясно, коротко и в то же время ёмко излагать свои мысли в письменном виде.

7.2.2. Выпускная дипломная работа не должна быть пересказом изученного материала или простой компиляцией, составленной из фрагментов используемых книг и статей.

7.2.3. В то же время выпускная дипломная работа не является сочинением на вольную тему или публицистической статьей, так как всегда основывается на научной или практической проблеме и опирается на экспериментальные источники и научную литературу.

7.2.4. Таким образом, выпускная дипломная работа должна представлять собой однородную и завершенную научную работу, в которой необходимо четко сформулировать проблему и исследовательские вопросы, обосновать их актуальность, изложить степень изученности проблемы и состояние ее исследования, конкретизировать практические рекомендации.

7.2.5. При написании дипломной работы необходимо следить за тем, чтобы не терялась основная мысль работы, и постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при изложении мысль отклонилась от темы, следует скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения. Конец каждой главы, параграфа или абзаца должен иметь логический переход к следующему.

7.2.6. Выпускная дипломная работа должна быть написана хорошим научным языком, т.е. с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики и с учетом особенностей научной речи - точности и однозначности терминологии и стиля. Современной научной литературе свойственна манера безличного изложения материала. Не употребляются личные местоимения «я» и «мы». Например, вместо фразы «я предполагаю...» лучше сказать «предполагается, что...».

7.3. Оформление дипломной работы

7.3.1. Текст выпускной дипломной работы набирается в Microsoft Word, печатается на одной стороне листа формата А4 и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания): шрифт Times New Roman - обычный; размер - 14 пунктов; междустрочный интервал - полуторный; верхнее и нижнее поля - 2,5 см; левое поле - 3,0 см и правое - 1,5 см; абзац должен быть равен 1,25 см.

Образец выполнения печатной страницы текста приведен в Приложении Д.

7.3.2. Каждая структурная часть выпускной квалификационной работы: содержание, введение, заключение, главы и параграфы основной части, библиографический список источников и литературы начинаются с новой страницы.

7.3.3. Главы и параграфы основной части работы должны иметь конкретные заголовки, отражающие их содержание. При этом слова «глава» и «параграф» в заголовке не приводятся.

7.3.4. Главы и параграфы выпускной квалификационной работы нумеруются арабскими цифрами. Например, первая глава нумеруется как «1», параграфы первой главы - соответственно 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.; вторая глава –«2», ее параграфы - соответственно 2.1, 2.2, 2.3 и т.д.

1 2 3