">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Ответы на госы по истории педагогики

Описание: Развитие и становление системы пед.образования в России ХХ века. Научно-педагогическая концепция. Инновационная деятельность как составная часть профессионализма специалиста. Совокупность социально-гуманитарных, естественно-научных знаний, умений и навыков.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Экзаменационные вопросы
Дата: 08.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 35
Поднять уникальность

Похожие работы:

Билет 1.

Развитие и становление системы пед.образования в России ХХ века

В послереволюционной России с развитием общества все больше и больше государству требовалось умных людей. Советская идеология, провозгласившая крестьян и рабочих правящим классом, столкнулась с безграмотностью этих слоев. Поэтому все больше стало создаваться школ и институтов.

В декабре 1917 года специальным постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. В его деятельности большую роль сыграли А. В. Луначарский и Н. К. Крупская. Школа стала бесплатной, общедоступной независимо от национальности, пола, социального и имущественного положения. Она была провозглашена светской, то есть независимо от церкви.В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России:

•разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки;

• большое количество учебных часов на язык и литературу, математику и естественные науки;

• значительное количество часов на физическое воспитание.

В дальнейшем учебные планы советской школы многократно перерабатывались, однако эти характерные черты оставались неизменными. В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить разрыв между различными школьными предметами и соединить обучение с жизнью и практикой. Школа имела две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность.

В 1930 году было объявлено о всеобщем обязательном начальном обучении. Ряд постановлений ЦК ВКП(б) в 30-е годы четко определил требования к общеобразовательной школе: обеспечить высокий уровень знаний, политехническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным усвоением основ наук.

С помощью образования решались острые социальные проблемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем — повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы.

Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идеологизация воспитательной и учебной работы.

Педагогическая теория 1920—30-х годов в России имела ряд характерных особенностей: основная педагогическая идея того времени — идея трудовой школы, основанной на принципах политехничности и индустриализации.

Политехнический принцип заключается в том, что трудовые занятия любого специального вида являются средством изучения общих основ производства.

Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так называемых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества ставили своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. Трудовое воспитание считалось важнейшей частью педагогической практики.

Другой важной проблемой педагогической теории была организация и воспитание детского коллектива. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеустремленной личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых — педагогов того времени.

В частности, большое влияние на педагогов 20-х годов оказал Блонский П.П. Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов; разностороннее развитие личности ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Блонский — автор первого учебного пособия по педагогике в советской России.

В начале XX века один из виднейших отечественных педагогов – Макаренко А.С. связывал свою научную деятельность с воспитательной практикой (практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в коммуну, — этот педагогический опыт Макаренко описал в литературных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях»). Макаренко смог разработать систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики, исправительно-трудовой педагогики. Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.

Крупнейшим педагогом нашего столетия является Сухомлинский В. А. Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию гражданственности у подрастающего поколения. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе.

В середине 20 века подлинным триумфом советской системы образования были успехи в атомной и ракетно-космической областях.

В конце 70-х — начале 80-х годов на арену общественно-педагогической жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. Издательство «Педагогика» с 1979 года стало выпускать серию «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки».

В числе первых вышли книги, рассказывающие о педагогическом опыте В. Ф. Шаталова, Е. И. Ильина, С. И. Лысенковой, Ш. Амонашвили.

Педагогика сотрудничества, которую развивают педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам.

Индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, созидающий, творящий коллектив характерно для многих педагогов-новаторов. Учитель труда и черчения И. П. Волков считал, что для развития склонностей и способностей, учащихся необходимы возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности.

В своем творчестве педагоги-новаторы стремились преодолеть замкнутость школьного классного мира, отрыв обучения от жизни. Е. И. Ильин, например, убежден, что уроки литературы должны стать уроками человековедения, стать средством глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни.

Наработки теоретиков педагогики нашли свое отражение уже в современных трудах педагогов конца 20 века.

На протяжении всего 20 века вплоть до 90-х годов существовала «пионерская» система. Она способствовала в большей степени воздействовать на каждого отдельного человека, то есть действовал партийный диктат. В Советском Союзе развитие науки шло вперед, но одновременно делало шаг назад. Очень большая масса людей, в особенности ученых, было сослано в ссылки или уезжали за рубеж, оттуда и пошло понятие «утечка мозгов».

Понятие о научно-педагогической концепции ее структурные особенности. Совр.концеп.СП и их общая характеристика

Целью социальной педагогики как науки является научно-педагогическое обоснование взаимодействия человека и социума.

По своей сущности социальная педагогика - теория и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды и его подготовки к этому взаимодействию.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

1.Теории социализации

2.Социально-педагогическая виктимология (теория социального развития жертв неблагоприятных условий социализации)

3.Теория семьи как важнейшего института социализации ребенка

4.Теории социально-педагогической деятельности

5.Теории социального воспитания

6.Девиантология (теории социальных отклонений)

Содержательные признаки научной теории

-сложившийся понятийный аппарат;

-разработанные и обоснованные закономерности, принципы подходы, классификации и др.;

-устоявшиеся модели и схемы процессов.

Билет 2.

1) Инновационная деятельность как составная часть профессионализма специалиста в области СП

Инновация – это нововведении в области техники, технологии организации труда, управления, образования, основанная на использование достижений науки и передового опыта, обеспеч. Качественное повышение эффективности производительности системы или качества продукции.

Инновационная соц.-пед. деятельность – процессуальная структурир.совокупность приемомов и методов, направленных на изучении активизацию и оптимизацию спд, в результате которой создаются и материализуются нововведения вызывающ.качественные измеения в с-п деятельности ориентир.на рациональное использование матер.,эконом., и соц.ресурсов.

СП инновация – это нововведение в области СП, изменения вносящие в пед.среду элементв (новшества) улучшающие как отдельные компоненты СП системы, так и всю систему в целом.

СП инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов СП системы (Интенсивный путь) так и с привлечением дополнительных мощностей, новых средств, технологий (экстенсивный путь). Соед-е интенсивного и экстенсивных путей развития СП сис-м позволяет осуществлять так называем.интегративн.инновации, к-ые строятся на стыке разноплановых разноуровневых подсисем и их компонентов. Основные направл.сп инноваций: 1).обновление содерания СП деятельности,2)изменение и разработка новых СП технологий 3) совершенствование пр-са управ-я СП деятельностью 4)улучшение подготовки СП кадров и повышения их квалификации 5)разработка учебно-методических пособий новых поколений.

Пр-ры: технология инклюзивного образования и воспитания, технология уличной работы, здоровьесберег.технологии, технологии сопровождения защиты семьи, технология постинтернат.сопроводения воспит.интернат.учреждений, технология работы с детьми мигрантов, технологии волонтерской деятельности.

2. классификация высшего образования зарубежом на примере 1ой страны

???

Выделяются 2 модели высшего образования — «атлантической» и «континентальной».

Отличительные черты «атлантической модели» (США, Великобритания, Ирландия) — институциональная и финансовая автономия вузов, их тесная связь с бизнес-сообществом, сильное самоуправление, непрямой контроль со стороны государства, наличие специализированных агентств-посредников, которым делегированы управленческие функции. Атлантическая модель исторически выстраивается на базе двухуровневой системы «бакалавриат + магистратура», это модель «поздней профессиональной дифференциации» (выбор специальности в вузе не предопределяется автоматически типом оконченной школы), соответственно, образовательные траектории учащихся в данной модели не столь жестко детерминированы самим институциональным устройством системы.

Напротив, образовательные системы «континентальной модели» (Нидерланды, Германия, Швейцария) отличает иерархичность учебных заведений, их тесная связь с государственными структурами, прямое министерское регулирование и отсутствие непосредственных связей «университет — бизнес». Континентальная модель опирается на одноуровневую схему вузовского обучения (аналогичную российскому высшему образованию дореформенного периода) и раннюю специализацию учащихся.

Несколько упрощая, можно сказать, что университет атлантической модели исконно развивается в логике экономической целесообразности, тогда как в континентальной модели доминирует логика государственного заказа и функция воспроизводства социальной структуры. (Впрочем, в последние десятилетия это различие стирается — традиционно либеральная атлантическая модель переживает «огосударствление», государствоцентричная континентальная модель — либерализацию.)

АТЛАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ: СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В систему высших учебных заведений Великобритании входят классические университеты, университетские колледжи (University Colleges), политехнические институты (Polytechnics) и колледжи высшего образования (Colleges of Higher Education). Всего их 180, причем (102) университеты - государственные. Оставляя на усмотрение вуза формирование образовательной политики, государство берет на себя контроль над качеством преподавания. Одним из его инструментов является регулярное изучение его соответствия высоким стандартам образования, проводимое в рамках исследования (RAE). Кроме того, британские вузы работают под надзором Управления по обеспечению качества в образовательной сфере (QAA), которое следит за выполнением всех предъявляемых требований и стимулирует вузы к постоянному совершенствованию предлагаемых ими программ.

Как и в других странах (американская Лига плюща, австралийская "Группа восьми"), в Великобритании существует объединение университетов, в которое входят вузы, особенно заметно проявившие себя в области научных исследований. Оно называется Russell Group и включает 20 университетов. При этом на долю объединения приходится свыше 55% присваиваемых докторских степеней и более 65% грантов на научные исследования. В этом почетном списке - все те же Оксфорд и Кембридж и др.

Особенности системы высшего образования

Согласно многоступенчатой модели, высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратуру. В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии типичны трехгодичные программы бакалавриата, для Шотландии более характерны четырехгодичные. По окончании курса выпускнику присваивается степень Bachelors Degree (она же First Degree). Продолжительность обучения в магистратуре обычно составляет 1 год - в отличие от двугодичных программ других англоязычных стран. Венчает пирамиду высшего образования система докторантуры. Для того чтобы удостоиться степени PhD (Philosophy Doctor) в той или иной области знания, необходимо пройти обучение на трехгодичной программе и защитить диссертацию. Поступление в вузы Великобритании на программу бакалавриата строго централизовано. Процедуру приема осуществляет специальная служба (UCAS). Каждый абитуриент имеет право направить анкету-заявлениесразу в шесть учебных заведений. Начиная с 2006 г. UCAS полностью перешел на электронную форму подачи заявлений. Если сразу несколько университетов ответят согласием, студенту следует решить, на каком из них он остановит выбор и до июля сообщить о своем решении. Наконец, в августе приходит окончательное подтверждение о зачислении на первый курс. Заявления на зачисление на вечернюю/заочную/смешанную форму обучения по программам университетского цикла службой UCAS не принимаются, поэтому для подачи заявления Вам необходимо будет связаться с соответствующим учебным заведением. Основанием для зачисления на первый курс британского университета является сертификат о полном среднем образовании A-level или международный сертификат International Baccalaureate (IB). Система высшего образования в Германии объединяет 326 учебных заведений, подавляющее большинство которых является государственными (негосударственные вузы обязаны иметь государственную лицензию на преподавание).
Все немецкие вузы можно разделить на несколько типов:
• Университеты и приравненные к ним вузы (общее число – 78)
• Профессиональные высшие школы, или институты (бизнеса, экономики, сервиса, сельского хозяйства и прикладного искусства)
• Педагогические институты
• Философско-теологические и церковные колледжи
• Музыкальные колледжи и колледжи искусств
• Профессиональные Академии
• Частные вузы (обучение платное).
Академический год в Германии состоит из двух семестров. Летний семестр продолжается с 1 апреля по 30 сентября, зимний – с 1 октября по 30 марта. В некоторых высших специальных учебных заведениях семестр начинается и заканчивается на месяц раньше.
Академический год почти на треть состоит из студенческих каникул Однако каникулы не стоит путать с отпуском. Свободное от лекций время предназначено для выполнения письменных домашних работ, а на некоторых факультетах в это время студенты пишут контрольные и сдают экзамены. Зачисление в вузы происходит два раза в год: весной, перед летним семестром, и осенью, перед зимним.
Максимальная продолжительность полного курса высшего образования в Германии составляет 10 лет, однако ограничений по общему времени пребывания в стране в качестве студента нет. Неограниченное время обучения в вузах Германии стало своего рода проблемой для руководства страны, которое, в конце концов, стало бороться с вечными студентами. Теперь, если человек учится больше нормированного времени – обычно это 5-7 лет, ему приходится выплачивать за учебу небольшие суммы.
По окончании различных этапов обучения в вузах можно получить следующие степени и дипломы:
• Диплом
• Степень бакалавра
• Степень магистра
• Степень доктора.
Учебные программы по естественно-научным техническим специальностям и большинство учебных программ по социологии и экономики предполагают получение диплома. Диплом предусматривает написание дипломной работы и несколько устных и письменных экзаменов. Учебные программы по гуманитарным наукам предполагают присуждение академической степени магистра. Для получения степени магистра необходимо предоставить письменную научную работу и сдать несколько экзаменов. Государственный экзамен сдается по тем специальностям, успешное изучение которых дает право работать в качестве государственных служащих (учителя, судьи) или по профессиям, которые находятся под контролем государства (врачи, юристы, фармацевты).

Билет 3.

1.Педагогическая наука в системе научного знания о человеке. Актуальные проблемы пед.науки

Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. В буквальном переводе с греческого слово «педагогика» означает «детовождение» Педагогика является наукой о человеке. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательной деятельности и отношений. Для изучения своего объекта педагогика привлекает данные других наук: философии, психологии, социологии, медицины и др. Полученные результаты помогают составить целостную картину особенностей человеческой личности.

Личность человека в педагогике рассматривается с различных позиций: социологической (личность в социуме), психологической (особенности психологии возраста), биологической (особенности физического развития).

У каждой науки о человеке и обществе – одинаковые объекты исследования, но каждая наука имеет свой предмет исследований. Педагогика исследует воспитательные действия и отношения, обеспечивающие развитие индивида. Под развитием индивида следует понимать процесс внутреннего последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, которые обеспечивают реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становление его личности. Развитие индивида происходит под влиянием внешних и внутренних, природных и социальных, управляемых и неуправляемых факторов.

Личность – это системное свойство каждого человека, его качественные характеристики. Проблема личности находится в центре внимания многих наук, в педагогике же она рассматривается с точки зрения изменения и проявления ее педагогических свойств: воспитанности, образованности и развитости. Кроме того, педагогика изучает социализацию личности: процесс и результат возникновения у человека с момента рождения социально детерминируемых и важных педагогических новообразований.

Педагогика подходит к личности не как к пассивному объекту, наполняемому социальным опытом, а как к субъекту общественных отношений и педагогических систем, проявляющему активность и самостоятельность в усвоении опыта и формирующему самого себя, несущему личную ответственность за свою жизнь.

Задача педагогики – помочь человеку стать мыслящей личностью, гражданином своей страны и мира, понимающей свое место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей.

Всестороннее и гармоничное развитие личности в педагогике – это взаимосвязанное формирование ее педагогических свойств и их совершенствование до цивилизованного уровня

Проблематика большинства защищаемых в настоящее время диссертаций по педагогике связана с вопросами управления и организации деятельности образовательных учреждений в новых социально-экономических условиях, организации методической работы в них и вопросами перестройки содержания обучения. В то же время весьма мало диссертаций по проблемам воспитания, качества образования, форм, методов и средств обучения. Практически нет исследований по проблемам трудовой подготовки в школе и практического (производственного) обучения студентов профессиональных училищ и техникумов.
Обозначим примерную проблематику возможных исследований по педагогике. Забегая вперед, обратим внимание на то, что в основе любой проблемы лежит какое-то противоречие, рассогласование, требующее поиска решения, чаще всего гармоничного, а сама проблема должна быть актуальной и истинной (т.е. действительно еще не решенной).
По мнению В.И. Загвязинского, к числу методологических и теоретических исследовательских проблем могут быть отнесены следующие:

соотношение философских, социальных, психологических и педагогических закономерностей и подходов при определении теоретических основ (концепции) и решении ведущих проблем педагогической деятельности, выборе направлений и принципов развития образовательных учреждений;

способы отбора и интеграции в психолого-педагогическом исследовании подходов и методов конкретных наук (социологии, этики, валеологии и др.);

специфика психолого-педагогических систем: образовательных, воспитательных, коррекционных, профилактических, лечебно-оздоровительных и т.д.;

соотношение глобальных, общероссийских, региональных, местных (локальных) интересов и условий при конструировании психолого-педагогических систем и проектировании их развития;

учение о гармонии и мере в педагогическом процессе и практические способы их достижения;

соотношение и взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации, новаторства и традиций в образовании;

критерии успешности воспитательной работы, развития личности воспитанников в определенных типах образовательных учреждений;

методология и технология педагогического проектирования (на уровне предмета, образовательного учреждения, педагогической системы города, района, региона и др.);

способы корректного конструирования и эффективного осуществления всех этапов исследовательского поиска.

Среди прикладных (практических) проблем можно назвать следующие:

развивающие возможности современных методических систем;

гуманитарное образование и духовный мир учителя;

пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-научного образования в средней школе;

здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;

развивающие возможности новых информационных технологий;

сравнительная эффективность современных систем обучения для различных категорий учащихся;

традиции обучения и воспитания в России и других государствах бывшего СССР и их использования в современных условиях;

формирование воспитательной системы школы (или иного образовательного учреждения);

школа в системе социального воспитания и обучения;

педагогические возможности «открытой» школы;

семья в системе социального воспитания;

подростковый (молодежный) клуб как база развития внеучебных интересов и способностей;

традиции народной педагогики в воспитании;

роль неформальных структур в социализации молодежи, способы взаимодействия педагогов с неформальными структурами.

2. понятие об инновационной деятельности . ?технология СП сопровождения замещ.семьи как 1из инновац.технологий спд

Инновация – это нововведении в области техники, технологии организации труда, управления, образования, основанная на использование достижений науки и передового опыта, обеспеч. Качественное повышение эффективности производительности системы или качества продукции.

Инновационная соц.-пед. деятельность – процессуальная структурир.совокупность приемомов и методов, направленных на изучении активизацию и оптимизацию спд, в результате которой создаются и материализуются нововведения вызывающ.качественные измеения в с-п деятельности ориентир.на рациональное использование матер.,эконом., и соц.ресурсов.

СП инновация – это нововведение в области СП, изменения вносящие в пед.среду элементв (новшества) улучшающие как отдельные компоненты СП системы, так и всю систему в целом.

СП инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов СП системы (Интенсивный путь) так и с привлечением дополнительных мощностей, новых средств, технологий (экстенсивный путь). Соед-е интенсивного и экстенсивных путей развития СП сис-м позволяет осуществлять так называем.интегративн.инновации, к-ые строятся на стыке разноплановых разноуровневых подсисем и их компонентов. Основные направл.сп инноваций: 1).обновление содерания СП деятельности,2)изменение и разработка новых СП технологий 3) совершенствование пр-са управ-я СП деятельностью 4)улучшение подготовки СП кадров и повышения их квалификации 5)разработка учебно-методических пособий новых поколений.

Билет4. Системный подход в пед.науке и образовании

системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач.

Основные принципы системного подхода

Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

В педагогике исследователь имеет дело со сложными объектами исследования Сложный объект – это иерархическое, полиструктурное, многоуровневое образование, которое изучается с разных сторон различными науками. При этом возникает необходимость «синтезирования» всех представлений в единой системной модели объекта, которая призвана выполнить методологическую функцию. Модель должна увязать между собой различные представления об объекте и дать обоснование каждому его «срезу», каждой особой плоскости его рассмотрения.

Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.

2.ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Сущность соц-ии состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общ-ва.

Мудрик выделяет 3 гр.задач к-ые человек призван решать на каждом возрастном этапе социализации : 1.естественно-культур. – достиж-е опр.уровня физ.и секс.развития 2)соц.культур. – дост-е опр. Уровня нравств.и общекультур.развития 3)соц-псих. – дост-е опр.уровня развития самосозн-я личности,самореализации.

Проблемы соц-ии реб._опр.трудность возник-я в ходе освоения общественных норм поведения,нравств.ценности,и соц.одобр.моделей поведения.

Типология проблем: 1).психологич. :взаимоотношении с родителями и друг.взрослыми, со сверстниками ,самоотношении, самопонимании, самооценка, внутр.одиночество, переживание собств.неудачливости,отсутс.чув-ва безопасности,чув-во вины или стыда за родителей. 2)пед.проблемы: школьная дезадаптация, неуспеваемость и трудности в учебе,отустсвие наыков дисциплинар.поведения. 3)соц.проблемы: потеря родителей,отчудение от семьишколы, уход в асоциальные группы ,соц.сиротство.

Пути решения: псих: оказание профилакт.психи пед.помощи;коррекц.работас смьей и педагогами,повыш.самооценки реб.восстанов.его соц.статуса,обуч-е навыкам общения и самоанализа ,псих-пед поддержка/сопровождение. ПЕД.: пед.помощь,созд-е сит-ии успеха,работа с родителями,индив.помощь в ечебе,воспит.работа,повыш.пед.грамотности родителей. СОЦ.: защита интересов ребенка,профилактич.работа,реабилитация кровной семьи,соц-пед поддержка.

1. Худшее, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях, здоровье детей, как физиологическое, так и психологическое, высокий уровень заболеваемости;

2.Существует проблема интеллектуального развития воспитанников. Основная причина снижения интеллектуального развития воспитанников являются анатомо-физиологические нарушения работы Ц.Н.системы, влияние среды, педагогическая запущенность, одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми;

Существуют нарушения в эмоционально-волевой сфере – нарушение социального взаимодействия, неуверенность в себе, снижение самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватная самооценка (чаще сниженная), неспособность выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, неготовность преодолевать трудности, повышенная агрессивность, недоверчивость, эмоциональная холодность;

У многих детей в условиях детского дома появляется стихийно складывается феномен «мы». Это совершенно особенное психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению к «чужим» и своим детдомовским. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. Они живут по своим групповым нравственным правилам.

Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, неприятие моральных норм, правил и ограничений, отсутствие угрызений совести, как внутреннего индикатора отклонений от нравственных норм;

Существует проблема половой идентификации. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего поля. В детском доме изолированы от этих ориентаций. Дети идентифицируют себя не со взрослыми людьми, а со старшими мальчиками и девочками. А они, как и все подростки, часто демонстрируют агрессивное поведение, неадекватные формы решения возникающих проблем;

Проблемы совместной деятельности и общения детей-сирот со сверстниками и взрослыми. Обычно их контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. Дети, находясь рядом, играют порознь, не замечают обид, просьб и даже слез сверстников, у них нет постоянной привязанности к сверстникам, У детей формируется жестокость, равнодушие, конфликтность. В школе они отрицательно относятся к детям, живущим в семьях. Постоянное общение с одной и той же группой сверстников препятствует развитию навыков общения с незнакомыми людьми.

Чрезмерная опека, забота и контроль взрослых лишает детей самостоятельности и способствуют формированию иждивенческой позиции. Они напряжены со взрослыми, демонстрируют потребительское отношение, требуют решения своих проблем.

Трудности, связанные с социализацией – затруднения в овладении социальными ролями из-за отсутствия нормальных контактов с социумом (семья, друзья, соседи).

Также существуют психологические особенности детей в зависимости от возраста: дошкольников характеризует: эмоциональная глухота, задержка делового общения со взрослыми, неадекватное отношение к оценке взрослого, сниженная эмоциональная активность, пассивность во всех видах деятельности, отсутствие способности к сопереживанию, неосознанность поведения, потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых;

Особенности младших школьников: дисгармоничность интеллектуальной сферы, недоразвитие наглядно-образных форм мышления, ситуативность мышления и поведения;

Подростки: несформированность внутренней позиции. Слабая ориентация на будущее, размытость и неясность образа «Я». Слабость интимно-личностных контактов со взрослыми, трудности в утверждении в среде сверстников.

В целом, мы можем сказать, что у многих детей – сирот существуют:

-проблемы социального характера, которые проистекают из социального статуса ребенка – он «ничей» ребенок. Проблемы могут возникать из-за неприязненного отношения к ним детей из семей и родителей этих детей.

- проблемы медицинского характера. почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, а у части – выраженного невроза, обусловленного психическими травмами, связанными с неблагополучием в семье и утратой родителей.

- проблемы психологического характера часто определяются недостатком ласки и любви. Этот факт откладывает отпечаток на весь дельнейший период формирования личности.

- проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот.

НЕДОСТАТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПОПЕЧЕНИЮ ДЕТЕЙ-СИРОТ

массовый, коллективный характер воспитания, высокая степень регламентации жизни воспитанников, отсутствия свободы выбора ребенка, монотонность жизни;

непостоянство (частая сменяемость) взрослых,

объединение детей по принципу социально-психологического неблагополучия (практически все воспитанники перенесли психологическую травму, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка);

«закрытая» среда учреждения, суженность развивающей среды, порождающая бедность эмоционально-чувственного опыта детей, малое число и однообразие объектов (начиная с игрушек и заканчивая бытовыми приборами);

отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего невозможна успешная социализация воспитанников;

недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей детских домов.

недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения.

Билет 5. Цель задачи и принципы высшего проф. образования. характеристика и перспективы развития высшего проф.образования в россии

Содержание высшего профессионального образования представляет собой специально отобранную систему элементов социального опыта, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной трудовой сфере.

Содержание высшего профессионального образования - это совокупность социально-гуманитарных, естественно-научных, общепрофессиональных, специальных знаний, умений и навыков, общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, опыта учебно-производственной и научно-исследовательской деятельности, способов решения производственных задач, профессиональных ценностей и норм, которой будущий специалист призван овладеть в процессе профессиональной подготовки. В русле компетентностного подхода к профессиональной подготовке кадров в содержание высшего профессионального образования включены новые конструкты, подлежащие освоению – компетентность и компетенции. Целью профессионального образования является формирование профессиональной компетентности выпускника, под которой понимается интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать профессиональные проблемы и задачи с использованием знаний, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Студенты овладевают содержанием профессионального образования в процессе изучения и усвоения учебных дисциплин, самостоятельной работы, производственной практики, учебно-исследовательской работы и самообразования.

Содержание высшего профессионального образования отражено в следующих нормативных документах: ФГОС ВПО, учебные планы, учебные программы, учебники и др.

Цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить кон-курентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у учащихся потребность в самоизменении, заинтересованность в психоло-гических знаниях. При этом ключевыми задачами выступают ценностные ориентации, аправленные е только на мотивы кономичскоо (дохо- ды, прибыль, уровень собственного благополучия и т.д.), но и гумани-стического характера (человеческая личность, духовные ценности, твор-ческая самореализация и т. д.).

Все более актуальной становится проблема целепо-лагания образования в условиях реформирования общества и как следст-вие этого – реформирования системы высшего образования.

Вузовская подготовка является лишь одним из этапов профессиональ-ного становления личности. Для дальнейшего становления выпускника, как профессионала после окончания вуза, необходимы навыки в реализа-ции потребностей его личности в интеллектуальном, культурном и нрав-ственном развитии, создании вокруг себя благоприятствующих условий для профессионального роста и самосовершенствания. Основной целью профессионального образования в этой связи становится формирование у выпускника постоянного стремления к самосовершенствованию и, как следствие, развитие у него качеств конкурентоспособной личности. Это, в свою очередь, остро ставит проблему организации учебно-воспита-тельной деятельности на основе системного, комплексного подхода к обучению специалистов

2.Категориальный понятийный аппарат СП исследования. ведущие понятие СП, их сущность и содержание.

Социально-педагогическое исследование направлено на получение нового знания об обучении и воспитании на основе установления новых связей между характеристиками обучения и воспитания и социальными процессами и явлениями (например, какие социальные институты, ведущей функцией которых не является обучение и воспитание, и как влияют на качество обучения и воспитания, как они вовлекаются в эти процессы - это могут быть общественные организации, родительская общественность, совокупность социального окружения, выступающая в качестве социальной среды), а также средств и способов реализации этих связей. (Липский)

Социальная пед-ка – теория и практика гармонизации взаимодействия человека и соц.среды и его подготовки к этому взаимодействию.

1 2 3 4 5