">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Методика профессионального обучения

Описание: Приведены варианты заданий к курсовой работе и даны методические рекомендации по ее выполнению. Предназначены студентам всех форм обучения специальности Профессиональное обучение, Художественное проектирование и конструирование швейных изделий.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 08.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 62
Поднять уникальность

Похожие работы:

Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный профессионально-

педагогический университет

Художественно-педагогический институт

Кафедра дизайна одежды и прически

3033

Задания к курсовой работе

и методические указания

к ее выполнению по дисциплине

«Методика профессионального обучения»

Для студентов всех форм обучения

специальности 030500.04 – Профессиональное обучение (дизайн),

специализаций 030503.04 – Художественное проектирование

и конструирование швейных изделий,

030504.04 – Парикмахерское искусство и дизайн прически

Екатеринбург 2002

Задания к курсовой работе и методические указания к ее выполнению по дисциплине «Методика профессионального обучения». Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2002. 16 с.

Составительасс. А. В. Брызгалова

Приведены варианты заданий к курсовой работе и даны методические рекомендации по ее выполнению. Предназначены студентам всех форм обучения специальности 030500.04 – Профессиональное обучение (дизайн), специализаций 030503.04 – Художественное проектирование и конструирование швейных изделий и 030504.04 – Парикмахерское искусство и дизайн прически.

Рекомендованы к печати методической комиссией Художественно-педагогического института. Протокол от 10.07.2002, № 14.

Председатель методической

комиссии ХПИ РГППУТ.В. Захарова

© Российский государственный

профессионально-педагогический

университет, 2002

Подписано в печать 25.02.2003. Формат 60?84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. 0,93. Уч.-изд. л. 0,8. Тираж 400 экз. Заказ № 117.

Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа по дисциплине «Методика профессионального обучения» является важным этапом процесса формирования психолого-педагогических знаний будущих педагогов профессионального обучения и предназначена для закрепления теоретических знаний курса и совершенствования навыков проектирования учебного процесса.

Курсовая работа является завершающим этапом в изучении дисциплины «Методика профессионального обучения» и представляет собой самостоятельную творческую работу студентов.

Основная цель курсовой работы заключается в формировании умения у студентов самостоятельно разрабатывать методики преподавания предметов, относящихся к общетехническим, отраслевым и профессиональным циклам в учреждениях начального профессионального образования.

Задачами курсовой работы являются:

закрепление и систематизация теоретических знаний о порядке и содержании подготовки педагогов профессионального обучения к занятиям;

формирование умения работать с учебно-программной документацией;

формирование умений самостоятельной работы с литературой;

совершенствование знаний и умений по разработке учебной документации для конкретного предмета.

При разработке курсовой работы студентам необходимы знания, полученные при изучении таких дисциплин как «Общая и профессиональная педагогика», «Общая психология», теоретических вопросов курса «Методика профессионального обучения», а также ряда общетехнических и специальных дисциплин учебного плана подготовки педагогов профессионального обучения по специализациям 030503.04 – Художественное проектирование и конструирование швейных изделий и 030504.04 – Парикмахерское искусство и дизайн прически. Большое значение для успешного выполнения курсовой работы имеет личный опыт студентов, приобретенный ими во время производственных практик. Начальные умения выполнения методических разработок приобретаются на лабораторно-практических занятиях по дисциплине «Методика профессионального обучения».

ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Пояснительная записка объемом 40–50 страниц рукописного текста, выполненная на листах формата А4 (210?297 мм) в соответствии с требованиями к текстовым документам по ГОСТ 2.105–95, должна состоять из следующих разделов:

титульный лист с указанием: название курсовой работы, группы, номера зачетной книжки, Ф.И.О.;

введение;

основная часть с разбивкой на разделы и подразделы;

заключение;

используемая литература (список использованных источников);

приложение.

Студенты выбирают задание в соответствии с порядковым номером из списка группы по журналу учета посещаемости студентов или экзаменационной ведомости (см. табл. 1).

Таблица 1

Варианты заданий на курсовую работу № по

жур-налу Профессия Уровень образования Срок обучения, год  1 2 3 4  Для студентов специализации 030503.04 – Художественное проектирование и конструирование швейных изделий  1, 12 Оператор швейного оборудования со средним образованием из выпускников основной школы 3  2, 13 Оператор швейного оборудования из выпускников основной школы без среднего образования 2  3, 14 Оператор швейного оборудования из выпускников средней школы 2  4, 15 Оператор вязально-швейного оборудования со средним образованием из выпускников основной школы 3  5, 16 Оператор вязально-швейного оборудования из выпускников средней школы 2  6, 17 Оператор вязально-швейного оборудования из выпускников средней школы 1  7, 18 Закройщик со средним образованием из выпускников основной школы 4  8, 19 Закройщик из выпускников средней школы 3  9, 20 Портной со средним образованием из выпускников основной школы 3  10, 21 Портной из выпускников основной школы без среднего образования 2       1 2 3 4  11, 22 Портной из выпускников средней школы 2  Для студентов специализации 030504.04 – Парикмахерское искусство

и дизайн прически  Нече-тные Парикмахер из выпускников средней школы 1  Чет-ные Парикмахер со средним образованием из выпускников основной школы 3  

В процессе работы студенты должны пользоваться комплектом учебной документации для подготовки квалифицированных рабочих по профессиям: портной, закройщик, оператор швейного оборудования, оператор вязально-швейного оборудования, парикмахер.

Основная часть пояснительной записки должна содержать следующие разделы:

Анализ профессиональной характеристики.

Анализ примерного учебного плана.

Анализ тематического плана и программы учебного предмета.

Анализ учебной литературы по предмету.

Разработка перспективно-тематического плана преподавания исследуемых тем учебного предмета.

Разработка плана-конспекта или плана и конспекта урока.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

РАЗДЕЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Последовательность изложения методических указаний соответствует последовательности разделов пояснительной записки.

В начале необходимо внимательно ознакомиться с комплектом учебной документации и привести данные о названии профессии, специальности, базовое школьное образование (основное или среднее), срок обучения, назначения и структуру комплекта, кем и когда разработан, пояснительную записку стандарта начального профессионального образования.

Анализ профессиональной характеристики

В процессе анализа необходимо сформулировать определение профессиональной характеристики, определить ее структуру:

изучить содержательные параметры и выделить сырье и материалы по экономике и управления производством, затем необходимо рассчитать соотношение блоков от общего объема характеристики (в %);

сравнить профессиональную характеристику с тарифно-квалификационной характеристикой ЕТКС, выявить различия;

внести рекомендации по дополнению профессиональных знаний и умений в профессиональную характеристику.

Анализ примерного учебного плана

Приступая к анализу учебного плана необходимо сформулировать определение учебного плана, определить содержание, отличительные особенности примерного и рабочего учебного планов:

изучить учебный план и изобразить структуру модели с указанием циклов, курсов, предметов и количеством часов, отведенных на их изучение;

определить соотношение (в %) общеобразовательной и профессиональной подготовки, теоретического и производственного обучения в профессиональном цикле;

определить способ включения учебных предметов в учебный план;

выявить межпредметные связи выбранного учебного предмета для дальнейшей разработки с другими предметами, уточняя их темы;

из курса «Общая и профессиональная педагогика» известны дидактические принципы обучения: необходимо проанализировать их использование в учебном плане (научность, вариативность, системность и доступность, единство и взаимосвязь общего политехнического и профессионального образования, преемственность, профессиональную мобильность, интеграцию, гуманизацию и демократизацию образования, индивидуализацию, гуманитаризацию и компьютеризацию);

учебный план содержит общеобразовательную и профессиональную подготовку; в профессиональную подготовку включен резерв времени, внести предложения как его использовать (дополнить предметы, внести новые).

Анализ тематического плана и программы учебного предмета

Учебная программа предмета определяет содержание обучения, т.е. те знания, умения, навыки, которыми должен овладеть учащийся; устанавливает последовательность усвоение учебного материала по годам обучения и время, отводимое на изучение каждой темы, раздела. Обычно учебная программа предмета сопровождается пояснительной запиской и тематическим планом.

Тематический план учебного предмета определяет перечень тем и разделов, последовательность их расположения в программе и количество часов, отводимых на каждую тему. Пояснительная записка раскрывает функции и цели учебного предмета, состав и структуру его содержания, формы организации учебной деятельности и аудиторные работы.

В начале изучения учебной программы необходимо ознакомиться с ее содержанием и определить: название предмета, период изучения, общее количество часов, количество часов в неделю, после этого сформулировать цели обучения по данному предмету:

установить логический способ построения учебного материала (индуктивный, дедуктивный, смешанный);

определить внутрипредметные связи между темами в учебном предмете;

произвести дидактический анализ содержания учебной программы. При этом необходимо выявить реализацию дидактических принципов.

Анализ учебной литературы по предмету

Наиболее важным видом учебной литературы является учебник, который излагает предметное содержание образования. Учебник характеризуется структурой, элементами которой являются части, разделы, главы и параграфы:

для осуществления анализа необходимо выбрать два учебника по предмету (указать автора и название);

изучить их содержание и определить соответствие учебников рабочей программы дисциплины, одновременно установить соблюдаются ли требования, которые предъявляются к учебной литературе;

для определения основного учебника воспользоваться органолептическим методом, выделить основные показатели качества учебников и коэффициенты значимости этих показателей;

произвести анализ и результаты занести в таблицу (см. табл. 2);

сформулировать вывод.

Таблица 2

Результаты анализа учебников органолептическим методом Наименование показателя качества Коэффи-циент значи-мости, К Оценка в баллах    Автор и название учебника Автор и название учебника    Оцен-ка, Р К?Р Оцен-ка, Р К?Р  1 2 3 4 5 6  Отбор самого существенного содержание из базовой науки или учебной дисциплины 5      Соответствие логики анализируемой в учебнике темы логике базовой науки 3      Представление рассматриваемого понятия во всей его многогранности и в развитии 4      Соответствие определений, терминов и символов в анализируемом учебнике и в базовой науке 4      Простота языка и доступность стиля изложения 5      Количество новых понятий вводимых на одном занятии 3      Число страниц, рисунков и формул, приходящихся на один час занятий 4      Выполнение правил: от простого к сложному, от легкого к трудному 5      Четкость структуры 3      1 2 3 4 5 6  Соответствие программы последовательности рубрик, учебника 5      Равномерность распределения материала по темам учебника 4      Наличие межпредметных связей с производственным обучением 5      Межпредметные и межтемные связи 4      Соответствие рубрик всего учебника и рубрик всей программы 4      Четкость структуры всего учебника 3      Наличие достаточного количества иллюстративного материала 4      Внешнее оформление 3      Всего:  Всего:   

Составление перспективно-тематического плана (ПТП)

Перспективно-тематический план позволяет создать стройную систему урока, избежать просчетов во времени, правильно использовать материально-техническую базу, повысить степень оснащенности учебного процесса средствами обучения, обеспечить дидактически обоснованное сочетание компонентов учебного процесса:

ПТП разрабатывается по одной из тем предмета продолжительностью 12–16 часов;

оформляется в виде таблицы (см. табл. 3);

при разработке ПТП необходимо использовать методические указания к выполнению контрольной работы.

Таблица 3

Перспективно-тематический план проведения занятий по предмету (название) учебного плана подготовки (название рабочей профессии). Название темы. № урока Название занятия (тема урока) Цели обучения

(образовательные, развивающие, воспитательные) Форма организации занятия (тип урока) Методы обучения Средства обучения Межпредметные и внутрипредметные связи Домашнее задание Примечание      По способу организации познавательной деятельности По источнику знания      1 2 3 4 5 6 7 8 9 10             

Разработка плана-конспекта урока

Разработка плана-конспекта учебного занятия является заключительной и решающей стадией всей подготовительной работы преподавателя. От ее полноты и тщательности зависят результаты обучения и воспитания учащихся.

План урока предлагается составить по следующей схеме:

Тема урока (отражает узловые вопросы учебного материала).

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

Тип урока (в зависимости от основных дидактических целей):

Урок усвоения новых знаний. Применяется при изучении нового, неизвестного учащимся учебного материала. Основной целью этого урока является восприятия и первичного осмысления учебного материала, фиксация в памяти основных понятий и закономерностей.

Урок закрепления и совершенствования знаний и умений. Применяется при вторичном осмыслении изучаемого материала, воспроизведение и применение знаний и умений для достижения их прочности.

Повторительно-обобщающий урок. Применяется при воспроизведении и систематизации знаний и умений, что способствует восполнению пробелов, более глубокому раскрытию основных положений и узловых вопросов.

Контрольно-проверочный урок. Применяется с целью изучения данных для обоснованной оценки успеваемости учащихся, выявления степени осознанности и глубины знаний, прочности приобретенных умений и навыков.

Комбинированный урок. Применяется при решении комплекса различных дидактических задач и является самым распространенным.

Методы обучения (по способу организации познавательной деятельности, по источнику знания).

Материально-техническое обеспечение (средства обучения).

Основные понятия.

План изложения нового материала.

Конспект урока представляет собой последовательную запись предполагаемого хода урока с изложением содержания и с подробной методической проработкой всех элементов урока.

Основные структурные элементы урока:

Организационный момент (предназначен для настроя группы на рабочий лад).

Подготовка учащихся к восприятию нового материала:

актуализация опорных знаний (беседа воспроизводящего характера с опорой на ранее полученные знания);

формирование мотивации (возбуждение интереса к знаниям и к процессу их приобретения).

Сообщение учебного материала: формирование новых понятий и способов действий.

Самостоятельное усвоение учащимися нового материала.

Первичное закрепление и текущее повторение.

Закрепление и усовершенствование знаний и умений (упражнение).

Самостоятельная работа по совершенствованию знаний и умений.

Обобщающее повторение (лекция, беседа).

Контроль и оценка знаний и умений учащихся.

Выдача домашнего задания (следует обратить внимание учащихся на выбор рациональных способов его выполнения).

При разработке структуры урока необходимо продумать, какая работа будет проводиться преподавателем и учащимися в процессе занятия, на каких этапах будут применяться те или иные формы и методы обучения, как они будут распределены во времени как перейти от одного этапа к другому, чтобы урок был логически законченным и организованным.

В этом подразделе также перечисляются основные вопросы рассмотрения нового материала, указываются формулировки целей и задач урока для учащихся.

Таблица 4

План хода урока Этапы урока, затраты времени Содержание учебного материала Описание методики, осуществления учебных действий  1 2 3      Также необходимо изготовить учебно-наглядные пособия и дидактический материал, применяемые на уроке (карточки-задания, плакаты, образцы).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. 192 с.

Жученко А.А., Смирнова Н.А. Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин. Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1992. 72 с.

Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Просвещение, 1984. 144 с.

Макиенко Н.Н. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. М.: Высш. шк., 1983. 344 с.

Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981. 191 с.

Никифоров В.И. Основы и содержания подготовки инженера-преподавателя к занятиям. Л.: Издательство ЛГУ, 1987. 141 с.

Панкратова В.А. Производственное обучение портных. М.: Высш. шк., 1979. 188 с.

Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в СПТУ. М.: Высш. шк., 1987. 271 с.

Стренковская А.Г. Преподавание предмета «Материаловедение» в среднем профессионально-техническом училище по подготовке парикмахеров. М.: ВНМ Центр, 1986. 166 с.

Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. 105 с.

Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 138 с.

ЗАДАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.