">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Комплекс педагогических способностей педагога

Описание: Требования к подготовке педагога. Формирование личности. Комплекс педагогических способностей.Школа родного языка непрерывного образования. Развитие опытно-экспериментальной педагогики в работах Песталоцци, Гербарта. Формирование новых педагогических идей.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Билеты к экзамену
Дата: 08.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 74
Поднять уникальность

Похожие работы:

№1 Требования к подготовке педагога ПО.

Педагогическое мастерство – высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей, добивающемуся с помощью системы педагогических средств наилучших результатов в обучении, развитии и воспитании учащихся.- изучение и использование в работе передового педагогического опыта (работ коллег-преподавателей, посещение открытых уроков);

- анализ и обобщение собственного педагогического опыта;

- активное учас- педагогическое самообразование: изучение лит-ры, пособий, рекомендаций;

тие в методических мероприятиях: работа педагогических советов, комиссий, педагогические чтения, научно-практические семинары и т.д.

Личность – человек, как сознательный член общества с индивидуальным складом особенностей характера и интересов, темперамента и способностей, а также других черт личности.

Формирование личности – это особая форма развития человека в процессе его жизнедеятельности под влиянием специальных воспитательных воздействий, это становление человека как социального существа, совершенствование его в процессе жизни.

Отвечать требованиям педагогической деятельности может только педагог- ценная личность. Результаты пед. деятельности зависят не только от сказанных педагогом слов, но и от того, кто говорит, кто поучает, советует и как он сам живет.

Ушинский говорил: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Одаренный ученик начинается с одаренного учителя. Педагог повторяет себя в своих учениках, которые перенимают от него не только знания, но и уроки жизни, труда, моральные и жизненные ценности, взгляды и убеждения, манеру поведения, способ мышления, отдельные качества и привычки и др.

Черты современного учителя, выполняющего благородную и важную функцию обучения и воспитания молодого поколения, формируются и развиваются в основном в практической работе, в процессе приобретения педагогического опыта. Вместе с этим необходима постоянная работа учителя по повышению квалификации, самовоспитанию тех качеств личности, которые максимально способствуют успеху его работы.

2).Комплекс педагогических способностей педагога ПО, состоящих из ряда личностных качеств (по Климову Е.А.).

Педагогические способности – качество личности, интегрировано выражающееся в склонности к работе с людьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними.

Человеческие качества: гуманизм, выдержка и самообладание, изобретательность, душевная чуткость, справедливость, требовательность, человечность, доброта, объективность, эмоциональная уравновешенность, самокритичность, чувство юмора и д.

Главные группы способностей:

- организаторские – умение учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги и

- дидактические – умение подобрать и подготовить материал, наглядно, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность;

- перцептивные – умение проникать в духовн. мир воспит-ых, объективно оценивать их эмоц-ое состояние, выявлять особенности психики;

- коммуникативные – умение устанавливать целесообразные отношения с учениками, родителями, коллегами и.д.;

- суггестивные – эмоционально-волевое влияние на обучаемых;

-исследовательские – умение познать и оценить педагогические ситуации и процессы;

-научно-познавательные – способность усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Не нужно забывать, конечно, педагогический такт, способность к распределению внимания, педагогическое воображение. Но самая главная способность – любовь к детям, расположенность к работе с ними и глубокое удовлетворение от педагогического общения с детьми.

Личностные качества педагога ПО:

Личностные качества в педагогической профессии неотъемлемы от профессиональных. Поэтому среди них:

- любовь к своему профессиональному труду – добросовестность и самоотверженность, радость при достижении результата;- научная увлеченность;- владение методикой преподавания предмета;- психологическая подготовка;- общая эрудиция и широкий культурный кругозор;- педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда;- организаторские умения и навыки;- педагогический такт и техника;- владение технологиями общения и ораторского искусства и др.

Основные требования к профессиональной подготовке специалистов отрасли.

Педагогическая профессия – вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшему накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.Профессия – педагог.

Профессионально-педагогическая деятельность – осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях : ПТУ, средних специальных учебных заведениях (колледжи, лицеи, техникумы), учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Профессионально-педагогическая специальность – вид деятельности, в рамках данной профессиональной группы, характеризующейся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соотв. с присваиваемой квалификацией.

Педагог профессионального обучения.

Педагогическая специализация – определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным видом труда и конкретной функцией специалиста.

Специализация «Экономика и управление».

Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Согласно Приложению №1 к Постановлению Минтруда РФ от 11.11.1992г. № 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования РФ» для работников образовательных учреждений установлены определенные тарифные (квалификационные) разряды.Присваивается по месту осуществления педагогической деятельности.

Требования к подготовке педагога ПО

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности надо быть компетентным.

Профессиональная компетентность педагога ПО выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей деятельности и характеризует его профессионализм.

Квалификационная характеристика - это свод обобщенных требований к педагогу ПО на уровне его теоретического и практического опыта.

Требования:1- общие – социально-педагогические- иметь объем знаний по педагогике, психологии.- владеть ЗУН по формированию методики обучения, технологии, средствам, формам обучения.- владеть ЗУН по технологии воспитания.2- особые – специально-педагогические- иметь объем знаний по профессиональному образованию, экономике.- владеть ЗУН по формированию методики профессионального обучения, технологии ПО, средствам и формам ПО.

6).Психолого-педагогическая готовность заключается в:

• Знании методологических основ и категорий педагогики, психологии, экономики и управления;

• Знании закономерностей социализации и развития личности;

• Знании целей и технологий воспитания, профессионального обучения;

Психолого-педагогическая готовность является основой гуманистически ориентированного мышления педагога ПО.

Педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Структура профессиональной компетентности может быть раскрыта через педагогические умения.

Модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практической готовности педагога ПО.

№2 Характ-ка воспит.работы педагога ПО.

Успех в воспитании достигается не отдельными методами и приемами, а их комплексом, методикой применения.

Современное представление об эффективной методике связаны с переходом от методов как единиц методики к более крупным методическим единицам – педагогическим технологиям.Термин «Технология» - пришло из производственной сферы

Педагогическая технология базируется на теории психодиагностики, социальной психологии, управления и менеджмента.

Первоначально технология понималась как применение в педагогическом процессе технических средств обучения.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (по Сластенину).

Это специально подобранные, обоснованные научно и скомпонованные в единую упорядоченную целостность элементы: педагогическая задача, отвечающие ей содержание и средства, соответствующая их организация, методы и специфика их применения, условия, текущий контроль, оценка достигнутых промежуточных результатов и коррекция. Таким образом, обеспечивается высокая вероятность достижения педагогического результата.

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

Процесс воспитания, развиваясь по технологичной схеме, приобретает следующие новые качества:

- воспитание, в отличие от производственного процесса, имеет целостный характер, его трудно разорвать на операции, осуществлять педагогическое воздействие в виде мелких шагов или последовательного формирования отдельных качеств личности. Воспитательное воздействие осуществляется комплексно.

- исходя из этого, воспитатель должен вести педагогический процесс от начала и до конца, а не употреблять в процессе воспитания разрозненных методик формирования отдельных качеств личности.

- за технологией в области воспитания остаются общие этапы, которые необходимо преодолеть на пути формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Принципы профессионального воспитания:

1- педагогическая целесообразность ( по Макаренко),2- воспитание в коллективе ( по Макаренко).3- связь с жизнью и практикой.4- принцип развития самодеятельности личности( по Ушинскому), т.е. самостоятельности..5- единство требований в сочетании с уважением к личности учащегося.Требования комплексного подхода в воспитании:

- воздействие на воспитанников по трем направлениям – на сознание, чувства и поведение.

- положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания и самовоспитания

- организация воспитывающей среды - единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений (семья, школа, литература, искусство коллективов и групп и т.д.)

- заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь комплексный характер, требующий одновременного решения задач умственного, физического, нравственного, трудового воспитания.

- комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управления им.

Структура воспитания, как педагогический процесс:

- целенаправленный,цикличный,целостный,динамичный,взаимодействие,непрерывный.

специфические особенности процесса воспитания, отличающиеся:

-длительностью (отдаленность результатов от процессов воспитательного воздействия – через какое-то время)

- комплексностью– воздействие разных педагогов)

Воспитательное дело

Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания заключается в понятии – воспитательное дело.

Воспитательное дело – вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Особенности воспитательного дела – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи воспитательных дел.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными (или творческими) делами.

Коллективные творческие дела – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. (И.П.Иванов)

2 подхода воспитательных дел:

-деятельный (организация различных видов Д учащихся: познавательной, трудовой, общественной и др.) – указывает направленность воспитания.

-комплексный (организация взаимосвязей всех видов Д, их влияние в едином процессе: нравственное влияние, эстетическое, политическое, интеллектуальное и др.) – определяет характер содержания воспитания.

Структура воспитательных дел:

1- целеполагание (анализ ситуации, формирование целей);2- планирование;3- организация и подготовка;4- непосредственное осуществление дела;5- анализ достигнутых результатов.

Воспитательные дела вызывают устойчивый интерес у воспитанников и оказывают большое влияние на профессиональное становление студентов.

Сущность воспитательных дел:- привл. и поддерж. вним. воспитанников на занятии;- установл. контакта с воспитанниками;- вызов интереса у воспитанников;-обеспечение полного и глубокого усв. Учебн.матер.;- организация активной деятельности на занятии;- формир. навыков;- поддерж.организованности и дисципл. на занятиях;- дифференц. подход в обуч. и воспит.- сочетание групповой и индивидуальной работы на занятиях;- активизация индивидуальной работы на занятии;- активизация самостоятельной работы на занятиях;

Виды воспитательных дел: фестивали, походы, экскурсии, выставки и др.)

2).Студент как объект воспитательного влияния и управление его профессиональным развитием в процессе воспитания.

Закономерности воспитания:

- ориентация на разв. личности- опора на общечеловеч. ценности- включение уч-ося в разнообр.е виды деят-сти- учащийся как субъект воспитания- индивидуальная и творческая направленность воспитательного процесса

Профессиональное развитие студента как объекта воспитания заключается в формировании и развитии личности, обладающей профессиональными и общечеловеческими качествами, которые необходимы для жизни в профессиональном обществе.Воспитательное влияние на студента как на объект воспитания оказывается на базовую культуру личности:

Методы воспитания БКЛ: ( по традиционной классификации)

1- методы формирования сознания( рассказ, объяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример).

2- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации).

3- методы стимулирования ( соревнование, поощрение, наказание).

Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.

3).Формирование основных сторон создания будущего специалиста в рамках воспитательной деятельности педагога ПО.

Когнитивная сфера сознания формируется и развивается посредством словесных форм воздействия (диспуты, дискуссии, конференции, викторины, беседы).

Развитие эмоциональной сферы осуществляется обычно через развитие образного восприятия мира, обогащение эмоциональной сферы личности (театр, кино, тематические вечера, фестивали).

Деятельно-практическая сфера требует применения социальной и профессиональной норм закрепления устойчивого стереотипа действия через многократное повторение, выработки профессиональной привычки (предметные олимпиады, конкурсы профессионального мастерства, научные работы студентов, спортивные состязания).

№3 Госстандарт РФ начю ПО

Государственный стандарт - система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованностей, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности личности и системы образования по достижении этого идеала.

Стандарт профессионального образования- совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.

ГОС могут устанавливаться по отдельным дополнит. Образоват. программам в порядке, определяемом федеральным законом.

При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены спец. ГОС.

Порядок разработки, утверждения и введения ГОС определяется Прав. РФ, за исключ. случаев, предусмотренных законом.

Основные положения ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливается федеральным законом.ГОС утверждаются не реже 1 раза в 10 лет.

ГОС явл. основой объект. оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Стандарт профессионального образования РФ (1994г.) – это совокупность требований к уровню содержания и качеству профессионального образования.

Теоретической основой стандартизации ПО являются разработанные академиком Батышевым С.Я. теория стадийного обучения и теория группировки рабочих профессий.

Государственный стандарт ПО служит примером сквозного, комплексного решения, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие ПО в России.

Закон «Об образовании» трактует ГОС как сумму трех составляющих: обязательный минимум содержания основных содержательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучаемых и требования к уровню подготовки выпускников.

Понятие ГОС ПО может быть раскрыт наиболее полно, если рассмотреть его внешние и внутренние связи-внешние– место в системе социально-экономических отношений.

Отсюда устанавливаются требования к ГОС, образующие неформальный заказ на его разработку.- внутренние – как самостоятельная подсистема, имеющая собственную элементную структуру и межэлементные взаимодействия.

Общие требования к ГОС ПО

- должен стать основным инструментом управления качеством ПО на государственном уровне и включать в себя все компоненты, связанные с понятием «качество ПО».

- должен служить социальной гарантией членам общества, их конкурентноспособности на рынке труда. Он должен быть приемлемым для всех регионов и субъектов РФ, посильным для обучающихся по содержанию и объему, должен опираться на общественные ресурсы и стыковаться с зарубежными ГОСами.

- создание условий для свободного функционирования в РФ системы непрерывного образования. Все звенья системы непрерывного образования должны быть преемственны, хорошо взаимодействовать в пограничных содержательных областях.

- должен служить основой для последующей разработки профессиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения учебного процесса, организации аттестации учебных заведений, разработки стандартов ПО более высокого уровня.Цели стандарта. Главной целью общее образование ставит формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Главная цель внедрения стандарта - не допустить снижения уровня образованности граждан, создать равные условия для получения образования во всех типах учебно-воспитательных учреждениях, установить одинаковые требования к знаниям, умениям учеников.

« Государственный стандарт образования» - является обязательным для всех образовательных учреждений: государственных, муниципальных, частных и прочее. Норма - обязательный уровень требований.

2).Характеристика федерального, национально-регионального компонентов государственного стандарта начального профессионального образования.

В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты (ГОС), включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

РФ в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты ГОС, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

3 компонента :1. Федеральный - обеспечивает единство педагогического пространства России.

2. Национально-региональный - норма в области родного языка, литературы, истории, искусства.

3. Учебного заведения - специфика отдельного образовательного учреждения.

Государство требует от человека достижения определенного стандартом уровня образования, но и гарантирует необходимый для этого уровень услуг.

Структура стандарта профессионального образования:

Федеральный компонент- отраж. требования, обеспеч. эквивалентность профессионального образования во всех регионах РФ.

Основные нормативные документы, разрабатываемые и утвержденные на федеральном уровне:

- федеральный перечень профессий;

- профессиональные характеристики;

- модель учебного плана учреждений профессионального образования (ПО);

- обязательные компоненты содержания ПО по конкретным профессиям и специальностям;

- примерные типовые учебные планы и программы;

- перечень и описание стандартных параметров качества ПО по профессии, специальности;

- общие требования к составлению контрольных заданий для проверки качества знаний и умений учащихся;

- описание и порядок проведения контрольной процедуры по проверке соответствия знаний и умений учащихся требованиям стандарта.

Региональный компонент- отражает национально-региональные требования к содержанию и качеству ПО,

Основные нормативные документы, разрабатываемые и утверждаемые на региональном уровне:

- перечень профессий, характерных и специфических для конкретного региона, не вошедших в федеральный перечень;

- рабочая учебно-программная документация (учебные планы и учебные программы по предметам), разрабатываемая на основе типовой (примерной), определяющая содержание ПО с учетом специфики региона; наряду с федеральным и региональным включает местный компонент содержания;

- контрольные задания для оценки уровня и качества подготовки учащихся по определенным профессиям, специальностям.

Региональный стандарт действует только на территории конкретного региона.

4).Организация деятельности образовательных учреждений и контроль за соблюдением стандарта.

Управление деятельностью общеобразовательных учреждений носит иерархичный характер: органами государственного управления системой образования, органами власти и Министерством образования и науки РФ, органами управления образованием субъектов РФ и части ведомств, органами местного самоуправления, руководством образовательных учреждений.

Образовательные учреждения свободны в технологии достижения подготовки специалистов, но ответственны за качество подготовки специалистов. Контроль за соблюдение стандарта в образовательном учреждении осуществляет Государственная аттестационная служба каждые 5 лет.

5).Требования к инженерно-педагогическим кадрам.

- теоретическое обучение во всех учреждениях технического образования ведут специалисты только с высшим образованием;

- профессиональное обучение ведут рабочие, уровень квалификации которых должен быть выше планируемого для выпускников и имеющих стаж работы не менее 3 лет;

- преподавательские кадры, не имеющие педагогическое образование должны в первые 2 года работы пройти педагогическую подготовку;

- повышение квалификации.

№4 Современные пед.технол.понятие,классификация,применение.

Термин «Технология» - пришло из производственной сферы Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано с внедрением достижений научно-технического прогресса в различной области теоретической и практической деятельности. Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х гг 20 века в Америке, затем Европе.

Зарубежные авторы педагогической технологии - Дж.Кэролл, Б.Блум, Д.Брунер Отечественные авторы педагогической технологии - П.Гальперин, Н.Галызина, Ю.БабанскийПедагогическая технология базируется на теории психодиагностики, социальной психологии, управления и менеджмента.Первоначально технология понималась как применение в педагогическом процессе технических средств обучения.

Сейчас Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (по Сластенину).

Пе технологии делятся на:- технологию обучения (дидактические технологии)- технологию воспитания- технологию общения

Педагогические технологии делятся на:- общие – касаются целого педагогического процесса (конструирование или проектирование педагогического процесса)- частные- обучение чему-то конкретному

Принципы педагогической технологии

1. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения.

2. Принцип субъектности (ориентация на ребенка как на субъект)

3. Принцип принятия ребенка как данность (как ценность)

Наиболее существенные признаки педагогических технологий:

- технология разрабатывается под конкретный замысел

- технология – цепочка педагогических действий, выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, направленными на достижение конкретного ожидаемого результата

- технология предусматривает взаимосвязь деятельности учителя и учащегося (диалогичность общения)

- элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем, с одной стороны, а с другой стороны – это гарантированность достижения планируемых результатов всеми учащимися

- обязательной частью педагогической технологии является диагностика, содержащая критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности

- педагогические технологии взаимосвязаны с педагогическим мастерством

Педагогическое мастерство – ценностные ориентации, профессиональные знания и умения, педагогическая техника.

Методика – понятие более широкое, нежели педтехнология.

Методика одна, а технологий – много

№5 Сущность,закономерности и принципы процесса проф.обуч.

1).Основные понятия: процесс обучения, профессиональное обучение, педагогические принципы, педагогические закономерности.

Процесс обучения- дидактический процесс, основанный на передаче социо-культурного опыта подрастающему поколению, в виде знаний, с целью усвоения этих знаний учащимися и формирования у них умений и навыков.

Обучение – это целенаправленный процесс и результат взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение ЗУН, развитие личности.Профессиональное обучение - это целенаправленный процесс и результат взаимодействия преподавателя (мастера п/о) и учащегося, в ходе которого происходит усвоение профессиональных ЗУН, профессиональное развитие личности.

Закономерности обучения – взаимосвязь педагогических целей, задач, содержания, организации, способов, условий с достигаемыми педагогическими результатами.Достигаемые педагогические результаты – это обученность учащихся, вклад в их воспитанность, образованность и развитость.Принципы обучения (общедидактические принципы) – отражение педагогических закономерностей, выступающих в роли научных норм их построения и обеспечивающих эффективность.

Общие принципы обучения:- природосообразности и научности; соответствия содержания, форм, методов и условий целям содержания;- плановости, систематичности и последовательности;- сознательности, интереса, активности и самостоятельности;- доступности, наглядности и посильности;- прочности;-сочетания групповой и индивидуальной работы;

- связи обучения с воспитанием, развитием и образованием.

2).Характеристика основных компонентов и этапов процесса обучения;

специфика процесса ПО.

Свойства учебного процесса:- целевой- потребностно-мотивационный- содержательный ( недостатки – научность, отрыв теории от практики)- операционно-деятельностный ( восприятие-осмысление-понятие-практика)- эмоционально-волевой- регулирующий ( корректировка и регулирование учителем методики собственной работы)-оценочно-результативный (сличение деятельности и результата)Функции: образовательная, воспитывающая, развивающая.

Компоненты процесса обучения:Все звенья и компоненты процесса обучения, составляющие его логику с встречных позиций учения и преподавания, взаимосвязаны, взаимообусловлены, зависят от содержания и целей обучения к конкретному предмету. Рассматривать и использовать их нужно в единстве.Этапы процесса профобучения:Профессию в РФ можно получить двумя способами:1- стихийный – научение происходит в результате совместной деятельности ученика и опытного работника;

Недостатки: этот путь – метод проб и ошибок, т.к. опытный работник – это не педагог, он не владеет методикой обучения и не дает теоретическое подготовки. В последующем, возникают трудности с повышением квалификации.

2 – целенаправленный – специально организованный процесс обучения с выделенными лицами, организующие и ведущие этот процесс (преподаватели, мастер п/о).

Специфика процесса профессионального обучения:- ориентированность учащихся на освоение профессии, ответственность, дисциплинированность;-наличие в образовательном учреждении профессии отдельной части профессионального образования со своими целями, задачами и содержанием.- руководящая роль мастера п/о – учителя профессии и воспитателя.

- процесс профобучения состоит из 2 относительно самостоятельных частей:-теоретическое обучение,-профессиональное обучение,

+ производственная практика.3).Система принципов ПО.

Система профобучения – исходное положения, принципы и подходы, которыми руководствуются при расчленении содержания профобучения, группировки его частей и последовательности овладения ими учащимися.

1- операционная – поэлементное расчленение содержания труда на составные части, входящие в состав трудовой деятельности при изготовлении изделий;

2- комбинированная (операционная-предметная) – подбор изделий, кот. обеспеч. изучение отд. операций (сложные операции);

3- система ЦИТ – моторно-тренировочная система – тщательный анализ процесса труда по разным предметам и разработка методов и форм обучения трудовым навыкам.

Основа обучение – многократное повторение упражнений.

4 – операционно-комплексная система – составление программ п/о учащихся.

5- предметно-технологическая система – полное изучение трудовых приемов, операций и процессов.

6- проблемно-аналитическая система – изучение отдельных ситуаций и выполнение соответствующих им приемов труда, изучение проблемы в целом, выполнение необходимых упражнений и операций регулирования.

7- конструкторско-техническая система – разработана для применения общеобразовательной школой для занятий по обработке в области технологии. Требует введения в образовательный процесс практической деятельности.

Принципы п/о – исходное положение, которым руководствуется педагог при организации занятий для определения наиболее эффективных форм, методов и средств обучения.

4).Логика развития процесса обучения в профессиональной подготовке.

Логическая последовательность развития обучения – это уровни изучения и усвоения содержания учебного материала учащимися.

Уровни изучения и усвоения содержания учебного материала учащимися:

1- ознакомительный – формирование у учащихся общих представлений об изучаемом предмете.

Посредством учебного материала: задачи предмета, классификация и описание, назначение и применение, сведения об общей структуре производственного процесса и др.

2- репродуктивный – прочное и осознанное усвоение учебного материала, четкое его воспроизведение.

Материал: общая технология производства, свойства и способы получения материалов, обоснование конструкций, процессов, функций и др.)

3- уровень умений – формирование умения применять полученные знания в типичных учебных и учебно-производственных ситуациях.

Материал: способы разработки, правила управления и обслуживания оборудования, способы выполнения элементов типовых технологических процессов и др.)

4- творческий – на основе полученных знаний учащиеся свободно самостоятельно применяют их в разнообразных учебных и учебно-производственных ситуациях. Их деятельность носит поисковый характер.

Материал: технические основы производственных процессов, принципы устройства и действия оборудования, управление оборудованием, принципы и общие правила, лежащие в основе построения технологических процессов выполнения конкретных работ и др.)

5).Противоречия как движущая сила процесса обучения.

Закономерности, отражающие взаимосвязь внешних и внутренних элементов.

Обучение – это познание. Процесс познания не сводится к заучиванию готовых знаний. Человек начинает мыслить только тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых ведет к познанию.Противоречия между личным опытом ученика и предлагаемыми научными знаниями, между необходимостью и возможностью решать познавательные задачи составляют основу познавательного процесса. Поэтому процесс обучения понимается как противоречивый, как процесс постоянного движения от незнания к знанию, от известному к неизвестному, от знакомого к совершенно новому. Противоречия в обучении носят объективный характер и определяют его диалектику и развитие. Только в таком случае ученик, напрягая свои интеллектуальные и волевые силы, активно ищет выход из создавшегося противоречия. А учитель внимательно следит за развитием интересов и фондом знаний учащихся, чтобы ставить им посильные для понимания и разрешения проблемы. Движущей силой такого обучения являются противоречия. Продвижение через цепь противоречий обеспечивает самодвижение учеников в учебном процессе.Принято подразделять противоречия на внутренние и внешние. Внешнее противоречие характеризует рассогласование между требованием общества и возможностями процесса обучения в данных условиях выполнить эти требования. Содержанием внутреннего противоречия, которое является движущей силой обучения, является противоречие между постоянно усложняющимися познавательными задачами, которые выдвигает учитель и возможностями ученика. Это противоречие является основным, т. к. оно неисчерпаемо на протяжении всего процесса обучения. На основе решения противоречий и умелого подбора учителем средств обучения осуществляется развитие учащихся, их познавательных возможностей. Противоречия возникают сразу, как только складывается процесс обучения. Внешние и внутренние противоречия – это необходимое и достаточное условие процесса познания, т. к. внешнее противоречие служит источником внутренних противоречий.

№6 Цели,задачи и содерж.теоретич.подгот. в сис-ме ПО.

№7 Основные этапы развития заруб.педагогики. Наука никогда не начинается с «чистого листа», определенной даты. Практика, которую мы сегодня называем педагогической, существует столько же, сколько существуют люди, ибо каждое поколение изначально заботилось о своих детях, подготовке их к жизни: учило их умениям и навыкам добывать пищу, защищаться от диких зверей и врагов, противостоять стихиям. Многие века дети усваивали опыт родителей, людей своего рода, осваивали приемы примитивного труда.

Далее начинал развиваться сельскохозяйственный труд, совершенствовалось изготовление оружия, охота, увеличивался объем знаний о мире и жизни. Поэтому потребовалось уделять больше внимания по передаче опыта старших поколений молодым, стали создаваться группы детей, которых обучали совместно под руководством вождя племени, лучших воинов и умельцев.

Следующим важным шагом в истории педагогики стало создание специальных учреждений – школ и выделение особого труда (педагогического – в современной терминологии) по передаче духовного, трудового и военного опыта молодым.

Это произошло за 3-5 тысячелетий до новой эры в Индии, Китае, Египте, Ближнего Востока и античной Греции.

1). Педагогические идеи Древней Греции и Рима. Основное содержание и воспитание детей.Античное время.Древняя Греция Спартанское воспитание. Афины

Цель: воспитание выносливогофизически развитого воина. всесторонн

гармонически развитый человек. (воин хорош, но невежественен: элементарные знания письма,чтения, счета) (дух, тело, ум)

Учителя: Государственная системаЧастные школы

Сократ: сократовский метод обучения Истина рождается в споре».беседа,дискуссия,

«полемика.Занятия велись на природе.Платон: ученик Сократа. Основал академию и вел занятия.Развивал: -дошкольное воспитание,- последовательную систему В,- В через положительный пример,- разностороннее В,- принципы всеобщности В,- учет личностных склонностей к обучению,- принцип воспитывающего обучения Аристотель: Развивал: - всестороннее развитие личности,- забота о В – дело Гос-ва,- природные задатки,- В – средство укрепления гос. строя,

- всем гражданам – одинаковое В.

Древний Рим.Обучение велось на греческом языке, латыни.

Характерные черты В:1- смешанная греко-римская культура,2- семейное воспитание,

3- позднее сложилась система школ:- элементарные (чтение, письмо, счет) – для простых граждан;- грамматические – для более зажиточных граждан;- риторские – для высоких слоев населения ( обучение ораторскому искусству, подготовка к госслужбе, 7 свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифм., геометрия, астрономия, музыка).Персоны: Цицерон, Сенека.

2). Развитие образования в средние века, его содержание и цели. Формирование различных образовательно-воспитательных моделей (рыцарское воспитание, духовенство, система ученичества).

Средние века.Цель: создание богобоязненного аскетичного человека

Содержание:1- отвержение античной культуры и античного идеала воспитания;

2- развитие церковной культуры и ее главенствующей роли в обществе;

3- развитие системы образования, носящей сословный характер( своя система обучения и воспитания отдельно для земледельцев, ремесленников, купцов, феодалов).

Характерные признаки: возникновение школ.

В городах: Гильдийские школы, Цеховые школы, Магистратские школы, Церковные.

В это время возникли «Университеты» и «Студенты (усердно занимающиеся)»

Открылось 3 факультета: богословный, медицинский и юридический.

Так же возникла система ученичества, ремесленные школы

Ярким примером возникновения профессионального образования – пример подмастерья, т.к. профессиональное образование – это соединение обучения с производительным трудом.

Образование духовенства:

Открытие: церковно-приходских школ - механическое запоминание содержания (чтение молитв, песнопение,письмо)

монастырских, кафедральных школ - + 7 свободных искусств.

Рыцарское воспитаниеСкладывалось из 7 добродетелей- езда верхом- владение копьем- фехтование- охота- плавание- игра в шахматы

- слагать стихи и играть на музыкальном инструменте.

3). Философские идеи эпохи Возрождения. Педагогические идеи Э.Роттердамского, Т.Мора, Ж.Ж.Руссо. появление принципов природосообразности, культуросообразности.

Эпоха возрождения.

Идеи:- возрождение идеи античности- всестороннее гармоничное развитие личности;

- признание ценности человека;- обращение к античной культуре как к сокровищнице человеческого опыта;В это время происходило развитие буржуазного строя, возникновение потребности в новых обученных развитых людях.

Деятели эпохи возрождения:1- гуманисты: Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский;

2- социалисты-утописты ( Утопия – нереальность воплощения идеи): Томас Мор, Компанелло, Фурье.

Э.Роттердамский.( 1467-1536гг. Эпоха возрождения) - гуманист

Христианский гуманист.

1 2 3 4 5 6 7