">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Инновационные процессы в педагогике

Описание: Понятие педагогической инноватики. Комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Признаки новизны. Микроуровень и макроуровень. Схема (этапы) недостатки инновационных процессов.Источники инноваций.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 08.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 315
Поднять уникальность

Похожие работы:

Лекция

Инновационные процессы в педагогике

Понятие педагогической инноватики.

Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях 19 в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии. В начале 20 в. оформилась новая область знания – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.

Педагогические инновационные процессы стали предметом изучения ученых с конца 50 гг. 20 в. на Западе, а в последние десятилетия в России.

Инновация (лат. in – в, novus - новый). Русское слово – нововведение. Инновация -целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Новшество – это средство (новый метод, методика, технология, программа). Инновация – это процесс освоения этого средства.

Нововведение связано с обновлением. Новый (словарь Ожегова) – впервые созданный, сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.

Но в этом определении ничего не говориться об эффективности нового. Далеко не все новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло. О прогрессивности нового можно судить только по результатам освоения. Нововведение считается успешным, если освоение положенного в его основу нового средства позволило решить задачи развития образовательного учреждения. Логика такова: образовательное учреждение переживает кризис – возникает необходимость что-то менять – возникает потребность в инновационных процессах. Так ДОУ в 90 гг. 20 в. оказались в ситуации изменения политики государства, в том числе в образовании, изменилось финансирование детских садов, появилась конкуренция за детей, т.к. снизился уровень рождаемости, и как следствие потребность в переменах, в инновационной деятельности.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Новизна любого средства относительна, как в личностном, так и во временном (историческом плане). То, что ново для одного, то не ново для другого. Классно-урочная система обучения создана в 16 веке Я.А Коменским. Идея, которая использовалась и будет еще использоваться. Нельзя рассматривать новое вне исторически. Иногда новое появляется раньше срока и бывает невостребованным, т.к. нет условий для инноваций. Новое очень часто пробивает себе дорогу с трудом. Гете: «Сначала говорят, что «это – чушь», потом «в этом что-то есть», и, наконец, когда идея становится понятной и освоенной – «а кто этого не знал?»».

Признаки новизны:

Новизна абсолютная (принципиально неизвестное – патент выдается).

Относительная новизна (местная, частная, условная).

Псевдоновизна (оригинальнеченье, прожектерство, стремление сделать не лучше, а просто иначе). Часто встречается в практике.

Изобретательские мелочи. Также часто в практике. Говорят: курица снесла яйцо, а кудахчет так, словно снесла целый мир.

Остро стоит проблема соотношения нормы и инновации. Необходимы и норма и инновация. Между ними существует подвижное взаимодействие. Оно дает возможность одновременного функционирования и развития. Нельзя допускать крайностей в этом соотношении, т.к. иногда норма воспринимается как предрассудок, либо новшество как паталогия. (Пример: резкий отказ от типовой программы как устаревшей программы был неверен, т.к. она построена была на серьезных научных исследованиях, а также имела функцию нормы для дошкольного образования).

Инновации необходимы в изменившихся условиях общественной жизни. Причины этих изменений:

попытка уйти от тоталитаризма в образовании и демократизировать систему образования;

стремление гуманизировать образование для учетов интересов отдельного человека;

необходимость приспособления к новым экономическим условиям существования общества и системы образования;

создание условий для формирования такой системы образования, которая бы обеспечила бы качественное развитие детей;

инновационные процессы могут стать важнейшим фактором самоорганизации и саморазвития общества.

Каждое нововведение имеет две стороны: технологическую (специфика использования) и личностную (умение педагога-мастера влиять на результаты внедрения). Яркая идея может не дать результата: так, программа «Радуга» предполагает в первую очередь личностно-ориентированную модель воспитания, и при авторитарном стиле педагога не будет ожидаемого результата. Теоретическая подготовленность педагога, его уровень знаний, психологическая подготовка в первую очередь окажут влияние на внедрение таких программ как «Развитие» и «Истоки». Индивидуально-ориентированное обучение невозможно реализовать, не зная сути гуманистической парадигмы, идей гуманистической психологии.

Новое средство рождается в конкретных условиях и иногда, в образовательных учреждениях не анализируют ситуацию и руководствуются личными вкусами, симпатиями – «нравится - не нравится».

Ученые заметили, что увеличение количества тех, кто использует какое-либо новшество, появление нового опыта его освоения, ужесточают набор условий, при которых новшество эффективно. (Есть существенные различия между реализацией программы «Развитие» в Москве под руководством авторов программы и ее же реализацией в районном центре Удмуртии или в сельском детском саду. Или программа «Детство», реализуемая в Санкт-Петербурге, где высокий уровень приобщения людей к искусству, в частности, изобразительному, будет отличаться от реализации в г.Глазове, например).

Исследователи инновационных процессов А.И.Пригожин, Н.И.Лапин, Б.В.Сазонов, В.С. Толстой, Н.И.Степанов, А.Г.Кругликов и др. выделяют два подхода к изучению структуры инновационных процессов:

Предметно-феноменологический или предметно-технологический – микроуровень индивидуального новшества.

Макроуровень – взаимодействие отдельных нововведений. (Так, на макроуровне становится особо актуальной проблема взаимодействия программ дошкольного образования и программ начальной школы).

Рассматривая микроструктуру инновационного процесса, ученые выдвигают концепцию «жизненного цикла» нововведения, которая исходит из того, что нововведение есть процесс протекаемый во времени. В нем вычленяются этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающие создание и исполнение новшества.

Схема (этапы)

Этап – рождение новой идеи или возникновение концепции новшества (открытие).

Этап – изобретение, т.е. создание новшества.

Этап – практическое применение новшества, доработка.

Этап – распространение новшества, заключающееся в его широком внедрении.

Этап – господства новшества, когда оно перестает быть таковым, теряя новизну.

Этап – сокращение масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

(Так программа под ред. Васильевой, наверное, быстрее других прошла все эти этапы: в 1985 г. создана, быстро внедрена, и через 6 лет по некоторым разделам устарела безвозвратно. Идеологическое содержание).

Педагогический инновационный процесс проходит не всегда гладко и зачастую встречаются серьезные проблемы. Так А.И.Кузнецов выделяет такие недостатки инновационных процессов как:

подстраивание новаций под прежние нормы, отжившие традиции;

формальная смена названий, «вывесок»; («развивающий центр» – учат чтению и письму).

коньюнктюрное «воспоминание» и воссоздание исторических форм учебных заведений (лицей, гимназия и т.п.).

заигрывание с научными структурами;

массовое создание «интеллектуализированных» служб (психологических, социальных, методологических, экспертных советов); («кафедры» в школах вместо «методобъединений»).

Универсализация некоторых приемов, методик. (Например ТРИЗ – «Кораблик»)

Такие имитационные подтасовки, мимикрия дают свои негативные «плоды»: апатия, разочарование родителей, детей, педагогов. Ждут много, но на деле моральный ущерб, дискредитация инновационных процессов.

Поэтому необходимо знать сущность процесса внедрения новшества, различать основные типы инноваций, разбираться в источниках, уметь оценить новшество и знать специфику его внедрения.

Типы новшеств

По объему (масштабу) преобразований:

- частные (локальные, единичные) – отдельные методы, не связанные между собой;

модульные (комплекс частных, связанных между собой задач, относящихся к одной группе) – например, парциальные программы;

системные (охватывающие все образовательное учреждение) – например, комплексные программы.

По инновационному потенциалу:

модификационные (связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением программы, методики) – например, приемы ТРИЗ можно применить в разных методиках.

Комбинаторные (новое конструктивное соединение элементов, ранее известных методик, которые в прошлом в таком сочетании не использовались) – например методика подготовки руки ребенка к письму Е.Н. Потаповой.

1 этап – тренировка мелкой мускулатуры рук путем творческого рисования произвольных фигурок с последующей штриховкой слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Давно известно в методике, н-р, Воскресенской.

2 этап – запоминание правописания буквы не только при помощи ее зрительного восприятия, но включение тактильной памяти. Многократное ощупывание буквы указательным пальцем. Буква из тонкой наждачной бумаги, наклеена на картон. Идея – шрифт де Брайля.

3 этап – запоминание правописания буквы сначала через буквенный трафарет (буквы выбиты сквозь медную пластинку), а затем без него. Идея – трафареты М.Монтессори.

Соединение трех элементов обеспечило каллиграфическое письмо, экономило 20-30 часов учебного времени.

- радикальные – абсолютно новые предметы. «Знак», «Знание», «Задача», «Проблема».

Классификация по отношению к своему предшественнику:

замещающие;

отменяющие;

открывающие (компьютеризация детского сада);

ретровведение (освоение когда-то используемого, но упраздненного по ошибке, забытого). Все новое – хорошо забытое старое. Идеи Л.С.Выготского, Е.И.Тихеевой, П.П.Блонского и т.д. М.Монтессорри.

Изменения могут происходить во всей структуре образовательного процесса:

-в содержании образования, т.е. в учебных планах и программах,

-во внутренней организации деятельности образовательного учреждения,

-в отношениях «воспитатель-ребенок»,

-в методах обучения, технологиях воспитания и обучения, средствах.

Кроме этого есть еще:

оперативные и стратегические нововведения,

планируемые и незапланированные,

своевременные и запоздавшие,

актуальные на сегодня и «опрокинутые» в будущее,

абсолютно новые и относительно новые,

легко внедряемые и трудноосваиваемые,

завершенные и незавершенные,

единичные и массовые.

Знание всех этих классификаций новшеств поможет практическим работникам в рефлексировании инновационного процесса, позволить определить степень сложности и глубины преобразований, осуществляемых в детском саду.

Структуры инновационных процессов

Инновационным процессам свойственна полиструктурность.

Выделяют:

Деятельностную структуру, котроая включает всю совокупность компонентов деятельности: мотивы, по которым ДОУ вступает в инновационный процесс, цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты инновационного процесса. Все эти компоненты реализуются в определенных условиях (материальных, финансовых, морально-психологических, временных).

Субъектная структура включает в себя инновационную деятельность всех субъектов развития детского сада: заведующую, педагога, воспитателей, детей, родителей, методистов, преподавателей ВУЗов, консультантов, работников органов образования. Необходим учет функциональных и ролевых соотношений всех участников на каждом из этапов инновационного процесса. Вклад каждого значим.

Уровневая структура отражает взаимодействие образовательных структур и органов на уровне региона, района, федерации, международном. Исследователи отмечают и позитивное и негативное влияние вышестоящих органов на инновационные процессы. Необходима деятельность по согласованию содержания, инновационной политики, финансирования и т.д.

Структура жизненного цикла. Особенностью инноваций является их циклический характер: возникновение, старт, рост, освоение, диффузия - распространение, насыщение, рутинизация и кризис (исчерпание возможностей).

Управленческая структура предполагает взаимодействие 4 видов управленческих действий: планирование, организация, руководство, контроль. Прежде чем внедрять что-либо детский сад должен выработать концепцию развития, программу развития детского сада и только затем деятельности по ее реализации. Проблема в том, что работники ДОУ порою не в состоянии написать качественную программу. Не видят перспектив, не знают точно чего хотят и т.д.

Организационная структура включает такие этапы: диагностический (необходимо выявить прежде всего потребности родителей, уровень детей, степень подготовки педагогических кадров, материальные возможности д/с. – это основа), затем этап прогностический (новшество как бы «примеряется» к возможностям данного ДОУ), организационный (подготавливаются и создаются все необходимые для преобразований условия – закупается литература, методические пособия, создается развивающая среда и п, переподготовка кадров и пр.), практический (само внедрение должно идти постепенно, экспериментально апробироваться), обобщающий (систематизация и обобщение результатов внедрения, сравнение с тем, что было с тем, что сделано по-другому, анализ результатов), внедренческий (новшество внедряется с учетом выявленных слабых мест, корректируется педагогический процесс).

Должна быть развитость всех структур, т.к. они все связаны между собой. Если инновационный процесс тормозит, то причина в недостаточном функционировании одной из структур. Инновационные процессы осуществить невозможно вдруг, с наскока, за вечер, за неделю и даже за год. Это серьезный, длительный процесс. Проблема в том, что привлекательность перспектив в сочетании с неумением оценивать результаты нововведений и как следствие неграмотный подход в выборе средств, идей, источников инноваций.

Источники инноваций

Потребности страны, региона – социальный заказ.

Директивные и нормативные документы.

Достижения, разработка всего комплекса наук о человеке (психология, педагогика, медицина, социология, нейрофизиология и пр.). Особенно важна связь с медициной, т.к. современное обучение чревато перегрузками ребенка, м.б. нанесен ущерб его здоровью. Невропатолог Уманский: «Из всех научных экспериментов – самый опасный это эксперимент над детьми. »

Педагогическая практика, передовой и массовый педагогический опыт. Есть свои плюсы и минусы. Необходима экспериментальная работа!

Печатные издания: пед.газеты, журналы.

Люди – научные работники, методисты и пр.

Информационные системы (телевидение, радио, интернет)

Необходимо подчеркнуть, что к последним трем источникам нужно относиться осторожно. Иногда готовы ради внешне привлекательной идеи впустить в ДОУ случайных людей, неспециалистов и т.д.

Поэтому важным умением является умение оценить новшество!

Оценка новшеств

Каждое из нововведений может иметь свои сильные и слабые стороны. На практике часто бывает так: одни стремятся без всякого выбора внедрить то, что предлагается, чего раньше не было, где-то услышали, увидели… Другие стремятся перепробовать все новое подряд, и путем проб и ошибок найти нужное для себя. Третьи стремятся конкурировать, развивают то, что соседи и пр. Четвертые стремятся не отстать от моды, чем сложнее, тем лучше… Пятые выполняют все, что им предлагают органы управления образованием. Все это чревато перегрузками педагогов, детей и родителей. Отнимает лишние силы и время у воспитателей, дестабилизирует педагогический процесс..

Выбирать идеи, новшества следует путем обсуждения, продумывания группой компетентных лиц, экспертов. Выбор включает в себя сравнительную оценку идей по ряду параметров, и по сути – творческий акт.

Оценка может осуществляться с помощью мысленного «примеривания» к ситуации, мысленного экспериментирования. А также с использованием метода имитационного моделирования – построения вероятностных моделей функционирования ДОУ в новых условиях.

Параметры, которые используются при этом следующие:

Актуальность оцениваемого нововведения. Определяется степенью его соответствия потребностям самого образовательного учреждения, социальному заказу, возможностям устранения каких-то существенных недостатков в работе.

Соответствие каждой предлагаемой для выбора частной идеи общей идее развития детского сада. Подходит или не вписывается в общие подходы, концепцию развития ДОУ. Не всякая новая идея может быть средством развития того или иного детского сада.

Результативность нововведения. М.Б. оценена экспертным путем на основе изучения потенциала идеи, изучения опыта внедрения в другом ДОУ.

Творческая новизна (инновационный потенциал) идеи. Радикальные преобразования не обязательны. Что-то м.б. не новым, но эффективным! Нельзя ради новизны отвергать эффективное! Независимо оттого, когда создано. Конечно энергия больше, если вводится что-либо новое, но не д.б. погони за этим.

Методическая разработанность новшества. Предполагается наличие конкретных описаний ее содержания, структуры, этапов, технологии его освоения. Если этого нет, то м.б. организован эксперимент.

Возможности потенциальных участников освоения новшества. Определяется сложностью, доступностью технологии, характером м силой мотвации участников, степенью заинтересованности педагогов и руководителей во внедрении новшества, подготовка и переподготовка кадров.

Баланс интересов разных групп педагогов по отношению к тому или иному новшеству. Кому-то нравится, кому-то нет. Возможно даже активное сопротивление нововведению – беспокойство, ленивое существование, уход из ДОУ и т.д.

Время необходимое для освоения. Планируя нововведение педагоги должны учитывать, что время необходимое для внедрения может быть различным, так же как и количество этапов в освоении.

Финансовые затраты на внедрение и его материально-техническое обеспечение: деньги на переоборудование, приобретение пособий, зарплата, оплата консультантам, литература.

Организационные условия. Сруктурная перестройка, появление новых должностей, объединение на микрогруппы и др.

Нормативно-правовая обеспеченность. Д.б. рекомендовано министерством. Если предполагается эксперимент, то требуется разрешение органа образования, согласование с другими учебными заведениями, заключение договоров, медицинская экпертиза.

Привлекательность идеи. Этот параметр очень субъективен. Вкусы различны. Но все же желательно, чтобы новшество нравилось, соответствовало интересам тем педагогов, которые будут его осваивать.

Соответствие уровню последних достижений науки и практики.

Кроме этого важно продумать организационный механизм: собрать предложения, провести анкетирование родителей, опираться при выборе на коллектив!, что не всегда происходит. Именно коллектив реализует инновационный процесс, и он должен быть активным участником.

(Курсовая работа и ВКР – школа внедрения и разработки новшеств)!

В инновационных процессах особое значение приобретает личность педагогов. Педагог должен быть готов к внедрению новшеств.

Готовность педагога к внедрению новшеств

По своему смыслу понятие инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям и изменениям в образе деятельности, стиле мышления педагога, который с этими новшествами связан.

Личность педагога должна быть готова к изменениям в обществе, готова к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также к сотрудничеству с другими людьми.

Личности педагога должно быть свойственно стремление к переоценке ценностей, к личностному росту, продвижению в профессиональном плане вперед. На сегодня существует глубинная потребность общества в новом типе личности педагога.

Инновационный процесс предполагает раскрепощение личностей педагога и ребенка, активный отклик на возникающие проблемные ситуации, диалогизм (М.Бахтин), готовность к конструктивному обсуждению проблем и общению, признание позиции другого – все это необходимые условия инновационной деятельности.

Инновационная деятельность призвана осуществляться в динамике столкновений различных «открытых», способных к самокритике и принятию на себя свободной ответственности систем.

М.Библер считает, что в сознании взрослого на правах самостоятельных диалогических голосов присутствует и сознание дошкольника и младшего школьника и подростка. Создается новый тип общения, в котором присутствует мышление в сотворчестве, развивается способность к внутреннему диалогу – основе самосознания и самопознания, способность к проблематизации общения, легкости смены позиций. Основная идея – максимальная осознанность всех процессов происходящих в личности педагога. Его психологическая зрелость.

Педагогу д.б. свойственны мотивы, стимулирующие познание, научную деятельность, мотивы самоактуализации, сотворчества, самопознания и преобразования – все это формирует общую креативность личности.

Самое важное новообразование, которое несет педагогу-инноватору новая ситуация общения – это способность к созданию новой позиции личности по отношению к миру, к педагогической науке и практике и к себе. Он освобождается от авторитарных претензий на единственную точку зрения, открывается всему богатству форм пед. опыта. Позиция продуктивной личности (не потребительской) формируется в атмосфере свободы независимости открытого общения.

Д.б. открытость педагога культуре, обществу, открытость своего «Я», собственного внутреннего мира. Д.б. изменения типа отношений. Это отношения сотрудничества, взаиморегуляции.

Но в то же время м.б. также и барьеры в инновационной деятельности педагога. Могут появиться боязнь, страх, неуверенность в себе, фрустрация. Все новое вызывает страх. Это свойственно и для индивидуального и для массового сознания., т.к. затрагивает образ жизни, интересы, привычки людей, блокируются жизненные потребности людей в безопасности и комфорте.

Это может проявляться в словесных формулировках типа : «это у нас уже есть», «У нас не получится», «Это не решает главных проблем», «Это все требует доработки», «Есть и другие варианты», «А надо ли вообще что-то менять» и пр.

Есть положительные и отрицательные моменты пессимистично настроенных педагогов. С одной стороны они препятствуют проведению в жизнь скоропалительных решений, заставляют обсудить все спорные моменты, непродуманные решения, показывают ярко недостатки, слабости, активизируют деятельность инициаторов процесса. С другой стороны они тормозят перемены, блокируют инновационную деятельность.

Причины фрустрации могут быть как внешнего плана – организационные, так и личностные, внутренние.

К внешним причинам относят следующие: чрезмерно быстро вводимые инновации, чрезмерно часто вводимые инновации, крупномасштабные системные, безальтернативные инновации.

Внутренние: когнитивные – страх перед новым, недостаточное знание о новом, регулятивные – недоверие к руководству, личностные – склонность к конформизму, боязнь оказаться белой вороной, боязнь показаться экстравагантной, возмездия со стороны коллег, личностная тревожность, ригидность мышления (вязкость).

Необходимо помнить, что инновационное поведение – это неприспособление, а максимальное развитие личности, индивидуальности. И оттого насколько педагоги сами нацелены на инновационный процесс, насколько они готовы отстаивать свои интересы и интересы детей и родителей, насколько компетентны в вопросах нововведений будет зависеть успешное развитие детского сада и рост профессионализма воспитателей.

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.