">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Программа самостоятельной работы студентов по дисциплине Теория и методика воспитания

Описание: Учебная дисциплина Теория и методика воспитания решает проблему фундаментализации и гуманитаризации образования, формирует у специалиста системное гуманитарное мышление, опирающееся на общечеловеческие ценности. Система работы классного руководителя.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 31
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИИ И РЕСУРСОВ»

И.З.Хабибуллина

Программа самостоятельной работы студентов по дисциплине

«Теория и методика воспитания»

(013 ГРУППА)

Набережные Челны

2012

Введение

Место самостоятельной работы студентов в их профессиональной подготовке трудно переоценить. Особенно это важно с точки зрения реализации задач высшего образования. Овладение навыками самостоятельной работы активизирует познавательную деятельность будущего социального педагога, облегчает поиск научно-методической информации, делает более осознанным усвоение учебного материала. Все это оказывает положительное влияние на формирование творческой личности педагога, на стремление к самореализации, саморазвитию, самообразованию.

Острая потребность в разнообразной по содержанию и форме самостоятельной работе особенно важна при обучении в ВУЗе, когда на самостоятельную работу выделяется половина учебного времени. Все это требует смещения акцентов в сторону самостоятельного освоения студентами программного материала.

Подготовка специалиста в ВУЗе предполагает фундаментализацию образования, повышение его общего теоретического уровня, овладение гуманитарными знаниями.

Учебная дисциплина «Теория и методика воспитания» решает проблему фундаментализации и гуманитаризации образования, формирует у специалиста системное гуманитарное мышление, опирающееся на общечеловеческие ценности.

В процесс воспитания вовлекаются люди и целые организации. Они вступают между собой в специфические взаимоотношения, используя при этом определенные средства воспитания и определенные методы воспитательной работы. Чем профессиональнее в педагогическом отношении будет работа по воспитанию детей, тем скорее и прочнее войдут в жизнь общества подлинно гуманные отношения между людьми, тем лучше будет детям, родителям, всему человечеству.

При этом следует учитывать, что проблемы воспитания многоаспектны, сама методика воспитания находится в постоянном развитии. А это означает, что содержание, формы организации и методы воспитания учащихся интенсивно меняются и совершенствуются. В связи с этим руководители социальных и образовательных учреждений, а также педагоги должны быть готовы, опираясь на фундаментальные положения воспитания, самостоятельно осмысливать происходящее и адекватно на него реагировать.

Дидактика высшей школы определила понятие «самостоятельная работа студентов». Оно включает:

- наличие самостоятельной познавательной деятельности, главный мотив которой - самостоятельное овладение новым содержанием;

- опора на имеющиеся знания, умения и навыки;

- систематичность и планомерность организации самостоятельной работы с учетом подготовленности студентов и их психологических особенностей;

- выполнение под руководством преподавателя или на основе методических разработок системы заданий (учебных, исследовательских), способствующих усвоению различных знаний, приобретению умений, навыков, опыта творческой деятельности и выработке самостоятельности в поведении.

Итак, понятие «самостоятельная работа» имеет интегративное содержание, оно включает и готовность самого студента к самостоятельной деятельности, и умение преподавателя развивать эту деятельность у воспитуемых. При этом – не оптимизация её отдельных видов, а развитие у студентов активности, самостоятельности, желания проявить себя.

Успешность в самостоятельной работе во многом зависит от психологической готовности самого студента к самостоятельному обучению и познанию. На первой ступени обучения в ВУЗе студентов следует обучить работать с первоисточниками: внимательно читать, составлять план, составлять тезисы, аннотации. Важной составной частью самостоятельной работы студентов является конспектирование. Это достаточно сложный вид изучения литературы, так как требует творческого осмысления прочитанного, переработки информации, краткой записи изложенного в книге.

При изучении курса «Теория и методика воспитания» используются и другие формы самостоятельной работы:

- составление аннотации на учебные пособия и учебники;

- работа со словарями;

- подготовка к докладам по обозначенной теме;

- написание рефератов и защита их;

- составление конспекта воспитательного мероприятия и его анализ;

- подготовка к семинарам и участие в обсуждении вопросов семинара;

- конспектирование статьей;

- организация круглых столов, дискуссий, диспутов, деловых игр, консультаций и т.п.

Содержание самостоятельной работы

Тема №1. Cущность, особенности воспитания как составной части образовательного процесса.

Задания к теме. Выписать из трех учебников разных авторов определение «воспитания» и сопоставить их. Выявить общие и отличительные характеристики.

Предполагаемая литература:

Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. - Казань, 1996. С.3-5.

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: 2000. С.15-19.

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996. С 27-30.

Законспектировать статью Щурковой Н. «Что же такое воспитание?». Литература. Щуркова Н. Что же такое воспитание? //Воспитание школьников. 1989. №6. С.33-45.

Тема №2. Воспитание как целостный процесс. Закономерности и принципы воспитания.

Задание к теме. Изучить закономерности и принципы воспитания. Определить традиционный и инновационный подход к раскрытию закономерностей и принципов воспитания.

Предполагаемая литература:

Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. - Казань, 1996. С.6-12.

Педагогика /Под ред. И.П.Пидкасистого. - М.:1996. С.34-44.

Тема №3. Личность как предмет воспитания. Связь психического и физического развития личности.

Задания к теме. Выписать разные определения понятия «личность», рассмотреть с разных позиций: с позиции педагогики, общественных наук, гуманистической концепции.

Найти примеры, подтверждающие роль разных факторов развития и формирования личности.

Предполагаемая Литература:

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М.: Совершенство, 1998.

Харламов И.Ф.Педагогика. - М.: Высшая школа, 1990.

Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С.А.Смирнова. - М.: Академия, 2000.

Тема №4. Методы и приемы воспитания. Формы воспитательной работы в школе.

Задание к теме. Изучение учащегося по предложенной схеме:

- общие сведения о ребенке (состояние здоровья, бытовые условия и др.);

- воспитание в семье (атмосфера, отношения, традиции, организация жизни ребенка в семье и т.п.);

- успехи в учебе (отношение к учебе, интересы, склонности);

- положение в коллективе (общителен, инициативен, характер отношений с одноклассниками и др.);

- нравственные качества и свойства;

- доминанта в облике ребенка;

- выводы по дальнейшей работе с этим школьником.

Задание к теме. Составить конспект этической беседы (тема по выбору студента) и подготовиться к проведению фрагмента этой беседы.

Задание к теме. Подготовить тему диспута, подобрать вопросы к нему.

Рекомендуемая литература:

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М.: Совершенство, 1998. С. 322-330.

Тема №5. Формы воспитательной работы в школе.

Методика проведения деловых игр на разные темы.

При подготовке к деловой игре необходимо придерживаться следующих этапов подготовки и проведения:

Этапы подготовки и проведения.

1 Подготовительный этап:

- определение цели, задач игры;

- выбор содержания (программы) игры;

- подбор необходимого фактического материала;

- техническая подготовка к игре;

- оформление игры.

2. Проведение игры:

- психологический настрой (цель, суть, программа);

- создание микрогрупп, распределение обязанностей;

- назначение экспертов и их инструктаж;

- работа в микрогруппах;

- выступление каждой микрогруппы или отдельного участника игры;

- анализ экспертов.

3. Подведение итогов игры.

Рекомендуемая литература:

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. - М.: Совершенство, 1998. С. 328-334.

Тема №6. Эстетическое воспитание и самовоспитание школьников.

Задание к теме. Продумать и зафиксировать в тетради для практических работ тематику лекций, бесед, диспутов для эстетического воспитания (младший, средний и старший школьный возраст).

Рекомендуемая литература:

Марьенко И.С. Примерное содержание воспитания школьников.

Богданова А. Азбука нравственного воспитания.

Верб М.А. Эстетическое воспитание старшеклассников.

Тема №7. Трудовое воспитание школьников.

Задание к теме. Составить опорный конспект по видам труда школьников, показать воспитательное значение каждого вида труда.

Рекомендуемая литература:

1. НигматовЗ.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. - Казань, 1996. С.70-72.

Тема №8. Физическое воспитание школьников.

Задания к теме. Подобрать серию подвижных игр для организованного проведения перемен.

Приготовиться к проведению физкультурных минуток для детей начальных классов.

Составить конспект физкультурного досуга.

Рекомендуемая литература:

Детские народные подвижные игры /Сост. А.В.Кенеман, Г.И.Осокина. - М.: 1995.

Адашкявичене Э.И.Спортивные игры и упражнения. - М.: 1992.

Литвинова М.Ф. Народные игры. - М.: 1986.

Тема №9 Гражданское воспитание школьников.

Задания к теме. Выписать из словаря (любого) определения понятий «гражданское воспитание», «патриотическое воспитание», «правовое воспитание» и показать различие и сходство этих понятий.

Прочитать и составить аннотацию на произведение В.А.Сухомлинского.

Литература: Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: 1971.

Тема №10. Система работы классного руководителя.

Задания к теме. Изучить «Примерное положение о классном руководителе» и ответить на следующие вопросы:

- структура данного положения;

- какие модели классного руководителя существуют?

- каковы цель и задачи классного руководителя?

- раскройте функции и содержание работы классного руководителя;

- какие формы работы классного руководителя можно выделить по организации жизнедеятельности учащихся?

- какие требования предъявляются к подготовке классного руководителя?

- каковы критерии оценки деятельности классного руководителя?

Составить вариант плана работы классного руководителя и подготовиться к защите этого плана.

Тема №11. Воспитательная система школы.

Задания к теме. Подготовиться к проведению конференции на тему «Воспитательные системы школ в России: история и практика». Выступления студентов по темам рефератов с последующим анализом.

Темы рефератов:

Воспитательная система А.С.Макаренко.

Воспитательная система В.А.Сухомлинского.

3. КТД И.П. Иванова: сущность, содержание.

4. Воспитательная система В.А. Караковского.

Рекомендуемая литература:

1. Теория и практика воспитательных систем /Под ред. Л.И.Новиковой: В 2 кн. - М.: 1993.

2. Караковский В.А. и др. Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: 1996.

3. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно – воспитательного процесса. - М.: 1993.

4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инн.курс. Казань, 1996. С. 214-237.

Тема №12. Формирование культуры межнационального общения.

Задания к теме. Разработать проект по организации межнационального общения детей одной возрастной группы школьников (по выбору студентов). В проекте показать этапы и формы работы.

Рекомендуемая литература:

1. Педагогика межнационального общения /Под ред. Д.И.Латышиной. - М.: 2004. С.292-294.

Составить конспект по ознакомлению учащихся с национальной культурой народа, проживающего в Республике Татарстан. В конспекте отразить следующие моменты:

- тема;

- цель и задачи воспитательного мероприятия;

- материал и оборудование;

- индивидуальная работа;

- структура мероприятия;

- ход мероприятия;

- использованная литература.

Тема №13. Педагогическая диагностика.

Задания к теме. Изучите научно-обоснованные рекомендации по изучению воспитанности учащихся. Покажите разные подходы авторов к определению критериев, показателей воспитанности школьников.

Рекомендуемая литература:

Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. - М.: 1980.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М.: 1991.

3. НигматовЗ.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. - Казань, 1996. С.123-139.

Примерная тематика семинарских и практических занятий

Тема 1. Характеристика принципов воспитания.

План.

1. Понятие о принципах воспитания. Понятия «Принципы воспитания», «Правила воспитания».

2. Охарактеризовать сущность и содержание принципов воспитания:

- общественная направленность воспитания;

- связь воспитания с трудом, жизнью;

- опора на положительное в воспитании;

- гуманизация воспитания;

- личностный подход;

- единство воспитательных воздействий.

3. Требования, предъявляемые к принципам воспитания.

Рекомендуемая литература:

Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: 2006, С. 149-154.

Подласый П.И. Педагогика. - М.: 1996. С. 429-484.

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - М.: 2000, С. 107-126.

Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. – Казань, 1996, С.23-26.

Тема 2. Характеристика возрастных особенностей детей.

Осуществление индивидуального подхода.

План.

1. Понятие о возрастных особенностях. Современная возрастная классификация.

2. Понятие об акселерации. Закон неравномерности развития, сензитивный период.

3. Особенности учебно-воспитательной работы с учащимися младшего школьного возраста.

4. Особенности учебно-воспитательной работы с учащимися среднего школьного возраста.

5. Особенности учебно-воспитательной работы с учащимися старшего школьного возраста.

6. Индивидуальные различия в развитии детей. Осуществление индивидуального подхода.

Рекомендуемая литература:

1.Подласый П.И. Педагогика. - М.: 1996, С. 114-139.

2.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 2003, 1 инн. кн. С.152-165.

3.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - М.: 2000, С. 44-53.

4. Харламов В.Н. Педагогика. - М.: 2000, С.100-120.

Тема 3. Нравственное воспитание и самовоспитание учащихся.

План.

Понятие нравственности. Система нравственных отношений. Природа, сущность и функции нравственных норм.

Нравственное воспитание и самовоспитание в становлении и поведении личности.

Классики педагогики о нравственном воспитании учащихся.

Содержание нравственного воспитания и самовоспитания на современном этапе развития нашего общества.

Пути, методы и формы нравственного воспитания.

Рекомендуемая литература

Лихачев А.К. Педагогика. - М.: 2000. С.263-274.

Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. - Казань, 1996, С.35-60.

Тема 4. Экономическое и экологическое воспитание школьников.

План.

1.Задачи, содержание и формы экономического воспитания школьников.

2. Задачи, содержание и формы экологического воспитания школьников

3. Условия реализации экономического и экологического воспитания.

Рекомендуемая литература

Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. –Казань, 1996. С.139-144.

Лихачев А.К. Педагогика. - М.: 2000. С.296-303.

Тема 5. Формирование детского коллектива и его влияние на личность школьника.

План.

1.Понятие о коллективе. Основные его признаки.

2.Стадии (этапы) развития ученического коллектива. Его динамика.

3.Основные пути формирования коллектива.

4.Основные типы ученических коллективов. Структура школьного коллектива.

5.Педагогическое руководство коллективом учащихся.

Рекомендуемая литература:

1. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Теория и методика воспитания. - Казань, 1996. С.26-35.

2. Подласый П.И. Педагогика. - М.: 1996. С. 480-512.

3. Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. В.В.Давыдова. - М.: 1993, 1 том - С.450-451.

4. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: 2006. С. 155-160.

Тема 6. Новаторские системы воспитательной работы.

План.

1.Система воспитательной работы В.А.Караковского.

2.Методика КТД И.П. Иванова. Основные принципы руководства.

3.Система В.П. Щетинина.

4.Технология деятельностного подхода В. Казыйханова.

Рекомендуемая литература:

1.Селиванов В. Теория и практика воспитательных систем. - М.: 1998. С.55-71.

2. Караковский В. Стать человеком. - М.: 2001.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 2003. 1 инн. кн. С.256-260, 260-266.

4. Система Тубельского /Учительская газета. 1995. №16 (апрель).

5. Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. - М.: 1998. С.202-213.

Тема 7. Работа с «трудными» детьми.

План.

1.Понятие о педагогически запущенных и «трудных» детях.

2.Категория «трудных» детей. Характеристика.

3.Формы и методы работы с «трудными» детьми.

Рекомендуемая литература

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 2003, 2 инн. кн. С. 180-186.

Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. В.В.Давыдова. - М.: 1999. 2 том.- С. 361.

Пидкасистый П.И., Портнов А. Искусство преподавания. - М.:1998. С.147-160.

Тема 8. Формирование научного мировоззрения

в процессе учебно-воспитательной работы.

План.

1.Понятие о мировоззрении. Сущность и компоненты мировоззрения.

2.Возрастные возможности овладения мировоззрением.

3. Основные пути и средства формирования мировоззрения учащихся.

Рекомендуемая литература:

1.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - М.: 2000. С. 67-69.

2.Ильина Т.А. Педагогика. - М.: 1984. С. 169-180.

3.Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: 1993. I том. С. 575-578.

4. Лихачев Б. Педагогика. - М.: 1998. С. 217-224.

Тематика рефератов

1. Гуманизация воспитания в современных условиях.

2. Детская и молодежная субкультура.

3. Социализация ребенка как педагогическая проблема.

4. Формирование системы ценностей современной молодежи как педагогическая проблема.

5. Традиции и новаторство в воспитании детей.

6.Авторитарные и гуманистические воспитательные системы.

7. Средовый подход в воспитании.

8. Школьник в коллективе класса, его идентификация с коллективом и обособление в нем.

9. Деятельностный подход в воспитании.

10. Парадигма трудового воспитания в современных условиях.

11. Общение и его роль в процессе развития личности.

12. Идея социального заказа в воспитании в современных условиях.

13. Формирование деловитости и социальной ответственности в школе и семье.

14. Проблемы воспитания одаренных детей.

15. Особенности личностного развития трудных детей.

16. Гуманизация межличностных отношений в детском коллективе.

17. Воспитательная деятельность классного руководителя в условиях личностно-ориентированного образования.

18. Диалог педагога и ребенка как сущность личностно-ориентированного воспитания.

19. Гражданское воспитание современной молодежи.

20. КТД (коллективное творческое дело) И.П.Иванова: сущность, содержание.

21. Воспитательная система В.А. Караковского.

Задания в тестовой форме

1. Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет … и …

2. Целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта собственной жизни – это …

3. Особенности воспитания: …

Целенаправленность

Многофакторность

Длительность

Динамичность

Непрерывность

Комплексность

Односторонность

Вариативность и неопределенность результатов

Двусторонность

4. Сущность воспитания определяли: …

П.П. Блонский

С.Т. Шацкий

Л.С. Выготский

А.С.Макаренко

В.И. Загвязинский

5. Принципами воспитания являются: …

Научность

Целенаправленность

Воспитание личности в коллективе и через коллектив

Наглядность

Учет возрастных особенностей детей

6. … личности – это закономерный рост, необратимое по времени количественное и качественное изменение, направленное на продвижение биологических, психологических и социальных структур и свойств человеческого индивида и индивидуальности.

7. Форма воспитания – это внешнее выражение процесса …

8. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на …

Индивидуальные

Дифференцированные

Микрогрупповые

Одновозрастные

Коллективные

9. Отличительные важные признаки коллектива: …

Общая социально значимая цель

Общая совместная деятельность

Единоначалие

Отношения ответственной зависимости

Общий выборный руководящий орган

Подчинение руководящему органу

10. Автором книги «Флаги на башнях» является …

А.С. Макаренко

В.А. Сухомлинский

Ш.А. Амонашвили

Я. Корчак

В.А. Караковский

11. Методы этой группы важны для формирования взглядов, понятий, убеждений, чувств, эмоционального переживания, требуемого поведения – это методы …

12. В структуре метода выделяют … и … воспитания.

13. Для этического рассказа характерны следующие требования…

Соответствие опыту ученика

Обстановка

Переживание слушателями

Внушение

Авторитет воспитателя

14. К группе методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся …

Этическая беседа

Упражнение

Педагогическое требование

Дискуссия

Воспитывающие ситуации

15. Правильный порядок ступеней развития воспитательной ситуации:

Актуализация ситуации непосредственной природной ориентировки ребенка

Познание своих сил и возможностей рефлексией, самосознанием, актуализацией сил саморазвития

Целостная ориентировка в мире природы, общества и человека, выработка собственной мировоззренческой концепции

Актуализация оценочной деятельности ребенка

Ориентировка в мире человеческих отношений, поиск и апробация различных способов самоутверждения

16. Главными факторами воспитания являются …

Сложившийся образ жизни школьника

Материальные условия жизни

Средства массовой информации и пропаганды

Тип семьи

Традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения

17. Воспитательная деятельность должна учитывать … закономерности

социологические

психологические

физические

социально-этические

математические

18. Методику коллективных творческих дел разработал …

И.П. Иванов

В.И. Караковский

В. Казыйханов

А.Н. Тубельский

В.П.Щетинин

19. Правильная последовательность этапов организации внеклассной воспитательной работы:

Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы

Изучение и постановка воспитательных задач

Практическая реализация модели

Анализ проведенной работы.

20. Правильная последовательность переходов эпохи детства, детерминантами которых являются социальные факторы:

Индивидуализация

Адаптация

Интеграция

Правильные ответы

1вопрос - воспитание и обучение

2 вопрос – воспитание

3 вопрос – целенаправленность, многофакторность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, двусторонность.

4 вопрос – П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко.

5 вопрос – целенаправленность, воспитание личности в коллективе и через коллектив, учет возрастных особенностей.

6 вопрос – развитие

7 вопрос – воспитания

8 вопрос – индивидуальные, микрогрупповые, коллективные.

9 вопрос – социально значимая цель, общая совместная деятельность, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган.

10 вопрос – А.С.Макаренко.

11 вопрос – Методы формирования сознания учащихся.

12 вопрос - приемы и средства

13 вопрос – соответствие опыту ученика, обстановка, переживание слушателями.

14 вопрос – упражнение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации.

15 вопрос - Актуализация ситуации непосредственной природной ориентировки ребенка

Познание своих сил и возможностей рефлексией, самосознанием, актуализацией сил саморазвития

Целостная ориентировка в мире природы, общества и человека, выработка собственной мировоззренческой концепции

Актуализация оценочной деятельности ребенка

Ориентировка в мире человеческих отношений, поиск и апробация различных способов самоутверждения

16 вопрос - Сложившийся образ жизни школьника, материальные условия жизни, средства массовой информации и пропаганды, традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения.

17 вопрос – психологические, социально-этические

18 вопрос – И.П.Иванов

19 вопрос - Изучение и постановка воспитательных задач, моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы, практическая реализация модели, анализ проведенной работы.

20 вопрос – Адаптация, интеграция, индивидуализация.

Педагогические задачи на практических занятиях по курсу

«Теория и методика воспитания»

Задача 1.

Нияз М. очень любит художественную литературу, хорошо в ней разбирается и сам пишет стихи, которые свидетельствуют о наличии у него литературных способностей. В 8-ом классе склонность мальчика к литературе определилась очень отчетливо. У Нияза становится все более прочным желание избрать своей профессией деятельность литератора или преподавателя литературы.

Все данные говорили о том, что следовало обратить особое внимание на развитие литературных способностей этого ученика. Поэтому казалось совершенно естественным, что преподаватель литературы часто поручает ему делать доклады, поощряет его собственное творчество, выделяет его на занятиях литературного кружка и т.д. Однако дальнейшие наблюдения выявили, что в индивидуальном подходе к Ниязу была допущена ошибка.

Как вы думаете, в чем заключалась эта ошибка и к чему она привела?

Задача 2.

Эдик Д. – ученик 2-го класса. Улыбается редко. Мечтательный. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. С ребятами редко делится своими интересами. Под влиянием воспитательного воздействия стал более общительным. Очень не любит всяких нововведений и смены порядков. Часто обнаруживает неверие в свои силы, но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других. Плохие отметки переживает очень болезненно, как-то внутренне замыкается.

Какие задачи в воспитании Эдика стоят перед учителем?

Задача 3.

В военной игре маленького мальчика поставили часовым в саду и забыли о нем.

Зная положение о том, что часовой не имеет права самовольно уйти с поста и, честно выполняя правила игры, мальчик несколько часов простоял на карауле. Он очень устал, но не ушел, пока его не «снял» с поста один офицер.

Автор Л. Пантелеев считает поведение мальчика очень правильным.

Но есть и другая точка зрения, оценивающая это поведение отрицательно, как неумение быть инициативным, учесть условия.

Кто прав?

Задача 4.

В 7-ом классе два ученика, К. и Н., во время большой перемены испортили выключатель. На уроке нельзя было зажечь свет, и поэтому пришлось отменить последний урок.

После уроков, вместе с воспитателем класса, стали разбирать поступок. Дежурный не видел. Кто это сделал, а сами виновники не признавались.

Один из учеников встал и сказал, что это сделали К. и Н. (К. был товарищем сказавшего ученика).

Как вы оцениваете поступок ученика?

Задача 5.

Учительница 5-го класса пришла на урок через несколько минут после звонка. Мальчики в классе затеяли игру мячом. В игре участвовали не все, но никто не остановил игравших. Мяч попал в окно, и стекло разбилось.

Пришедшая учительница спросила, кто разбил стекло. Никто не ответил. Не могла узнать имя виновника и классная руководительница.

Можно ли считать, что в классе дружный коллектив?

Следует ли учителю настойчиво добиваться того, чтобы учащиеся назвали имя виновника?

Задача 6.

Ученик 3-го класса Нияз пришел в школу после тяжелого заболевания. Учительница старалась создать ему наиболее благоприятные условия (посадила подальше от окна, следила за тем, чтобы он не оставался в классе, когда открыта форточка, в раздевалке обеспечила получение пальто без очереди).

У детей проснулось чувство ревности и зависти к Ниязу-«любимчику».

1. Почему у детей возникли такие чувства?

2. Как следовало поступить учительнице?

Задача 7.

В этической беседе учительница ставит перед учащимися задачу: «Ваша соседка по квартире, пожилая женщина, заболела. Она жила со своим отцом инвалидом, который сам, нуждаясь в помощи, не мог за ней ухаживать. Для оказания помощи к больной ежедневно стала приходить ее родственница, многодетная женщина. Она вызывала врача, покупала лекарства, продукты, кормила больную и т.д.».

1. Что вы должны сделать, узнав о таком положении?

2. В чем ценность постановки таких задач перед учащимися?

3. В беседе на какую тему и в каких классах можно ставить эту задачу?

Задача 8.

В беседе о вежливости классная руководительница ставила перед учащимися задачи.

«Представьте себе, что к вам пришел товарищ, который живет далеко от вас. Пришел он потому, что ему понадобилась книга, о которой вы рассказывали в классе. Книга эта оказалась на чердаке, заложена другими старыми книгами. Ее надо долго искать.

Как вы будете действовать? Что вы предложите товарищу?

Ответьте на поставленные вопросы».

Как вы полагаете, следует ли такие задачи ставить перед учащимися?

Задача 9.

Учительница 4-го класса пришла в семью своей ученицы Тони. Безупречная чистота в квартире, ласковая бабушка, приветливые молодые родители – все это ей очень понравилось. Беседа продолжалась недолго, так как отец собирался с Тоней в кукольный театр.

Тоня надела пальто, а бабушка предложила ей теплый пуховой платок.

- Сегодня на дворе прохладно, - сказала она.

- Ну что ты? Теплынь необыкновенная, чудесная погода! – возразила мать Тони. – Надень-ка, Тонечка, синюю шелковую шапочку.

- Ничего не надо! – категорически заявил отец и потянул девочку за руку. – Физкультурники говорят: «Держи ноги в тепле, голову в холоде». Надо ребенка закалять. Пошли с непокрытой головой.

Какие выводы могла сделать учительница?

Задача 10.

Мать обратилась к учительнице 4-го класса с просьбой обсудить поведение ее сына на собрании учащихся.

Дело было так: в день рождения мальчика собрались гости, сели за стол. Мальчик, перед тем как сесть за стол, не помыл руки. Отец ему громко об этом сказал. Мальчик смутился, покраснел, спрятал руки, но из-за стола не вышел. Отец еще раз потребовал, чтобы он пошел мыть руки. В ответ на молчание сына отец вывел его из-за стола.

Как бы вы поступили, будучи на месте учительницы?

Задача 11.

- Ребята, - обращается классная руководительница к учащимся 9-го класса, - завтра моем внутренние окна класса, двери, натираем полы – это распоряжение директора школы. План работы следующий…

- Клавдия Никитична, ведь месяц тому назад натирали! Почему так часто?

- Клавдия Никитична, а по-моему, уборщицам нечего будет делать, разве окна мыть – наше дело? – шумят некоторые ученики.

Клавдия Никитична пожимает плечами, тяжко вздыхает, смотрит куда-то поверх ребят и ледяным тоном «разъясняет»: «По-вто-ряю, это распоряжение директора, приказ есть приказ, наше дело маленькое – выполнять! Ясно? Итак, план работы следующий…

Проанализируйте данный отрывок и дайте оценку объяснению учительницы.

Задача 12.

Учительница беседу на тему «Вежливость» (в начальной школе) начала с такого вступления: «Сегодня я наблюдала, как некоторые учащиеся, придя в школу, не здоровались с учителями, а некоторые мальчики, хотя и здоровались, но не снимали шапки. Мне не понравилось это. Как вы думаете, почему?»

Как вы оцениваете такой прием в проведении беседы?

Задача 13.

В 5-ом классе была проведена беседа о подготовке к летнему туристическому походу. На следующий день к директору школы обратилась мать ученика Айрата со следующей просьбой:

«Н.П., помогите. Сегодня ночью встаю, зажигаю свет и вижу: мой-то лежит на полу у кровати, под головой полено, съежился весь, сверху пальто накрылся. Растолкала его. Пытаюсь заставить перейти на кровать, ничего не получается. Одно твердит: «Нам в классе говорили, что надо закалять свое тело, не бояться ни дождя, ни холода». Так ведь и пролежал до утра на полу. Что мне с ним делать? Уж больно он упрям у меня».

Как следовало директору реагировать на заявление матери?

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.