">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Технологии работы педагога хореографической области

Описание: Перечень основных тем методики и технологии работы педагога дополнительного образования, хореографической и социально-педагогической областей деятельности. Темы программы отражают необходимый и достаточный уровень развития мыслительных способностей.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 100
Поднять уникальность

Похожие работы:

Департамент образования Вологодской области

БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж»

ПРОГРАММА ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА

ПО МЕТОДИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

С ВОПРОСАМИ МЕТОДИК ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ
И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОБЛАСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для специальности 050710 Педагогика дополнительного образования

Вологда

2011 Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Программа включает в себя перечень основных тем методики и технологии работы педагога дополнительного образования, методик хореографической и социально-педагогической областей деятельности. Темы программы отражают необходимый и достаточный уровень развития мыслительных способностей, знаний по дисциплинам, владения понятийным аппаратом, умения показать реализацию идей в практике дополнительного образования.

Программа предусматривает выполнение выпускником следующих требований государственного образовательного стандарта к знаниям и умениям:

выпускник должен

уметь:

проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня творческого развития детей; организовывать профессионально-ориентационную деятельность детей;

руководить развитием мотивации к творчеству в основных видах деятельности дополнительной образовательной области;

создавать развивающую педагогическую среду как средство личностного становления и самоутверждения детей;

обеспечивать педагогические условия для обучения и воспитания детей;

проводить консультационную работу с родителями по проблемам дополнительного образования детей;

квалифицированно владеть умениями и навыками в соответствующей области дополнительного образования детей;

применять в практической деятельности новые педагогические технологии;

формировать у детей социальную и коммуникативную культуру, основы культуры здоровья и межэтнических отношений.

знать:

основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

основные нормативно-правовые документы в области дополнительного образования детей; цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей в области дополнительного образования детей;

методики руководства основными видами деятельности детей в области дополнительного образования;

основы организации и управления деятельностью учреждений дополнительного образования детей и творческих объединений.

По методике и технологии работы педагога дополнительного образования
выпускник должен:

знать основные документы законодательного, нормативно-правового характера, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования детей;

знать концептуальные основы дополнительного образования детей с учетом специфики личностного развития детей всех возрастных категорий и своеобразия педагогического процесса в различных творческих объединениях;

знать принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в разных областях деятельности;

знать требования к составлению образовательных и досуговых программ видов и уровней;

знать сущность инновационной деятельности в дополнительном образовании;

знать педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в разных областях деятельности: хореографии, социально-педагогической;

знать программы дополнительного образования детей в разных областях деятельности, цели, задачи, принципы и методы их составления;

уметь использовать потенциал внешкольной, внеурочной, внеклассной клубно-кружковой, культурно-просветительской, досугово-игровой, практико-ориентированной, познавательной деятельности для развития творческих способностей детей;

уметь осуществлять дополнительное образование детей на общекультурном, углубленном, профессионально-ориентированном уровнях;

уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

уметь создавать детский творческий коллектив, способствовать его развитию;

уметь составлять образовательные и досуговые программы разных видов и уровней;

уметь вовлекать обучающихся в разнообразную творческую деятельность;

уметь обеспечивать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы, исходя из психофизических особенностей детей;

уметь выявлять, развивать и поддерживать творческие особенности детей (в том числе детей, имеющих отклонения в развитии), формировать устойчивые профессиональные интересы и склонности;

уметь участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы;

уметь осуществлять педагогическую деятельность по дополнительной подготовке.

В области хореографии выпускник должен

знать:

историю хореографического искусства;

основы различных видов танца: классического, народного, современного, бального;

методику исполнения различных движений;

технику разных видов танца;

средства музыкальной выразительности, характер влияния их на исполнение танцевальных движений;

методику сочинения малых и больших форм танцевальных композиций;

особенности структурного строения танцев разных жанров, драматургического развития в них танцевальных образов;

методику организации детского хореографического коллектива и обучения детей основам хореографии;

уметь:

исполнять движение на профессиональном уровне;

передавать в движениях характер музыкального произведения;

сочинять танцевальные композиции в соответствии с музыкально-ритмической формой и структурой музыкального произведения;

развивать творческие способности детей в хореографической деятельности.

В области социально-педагогической деятельности, по вопросам работы педагога-организатора групп развития детей дошкольного и младшего школьного возраста выпускник должен

ДОБАВИТЬ ИЗ СТАНДАРТА (стр. 31-32)

На итоговом государственном экзамене по дисциплинам дополнительной подготовки в области хореографии с методикой преподавания выпускники демонстрируют знания по методике преподавания и владеют практическими навыками по дисциплинам специальной подготовки, а именно: классический танец, народный танец, современная хореография, композиция и постановка танца, русский танец, бальный танец, история хореографического искусства.

Каждый билет для государственного экзамена включает три вопроса. Первые два вопроса по методике и практике классического танца даны по 1-му и 2-му классам хореографического училища. В третьем вопросе затрагиваются все важнейшие моменты, разделы, темы по другим дисциплинам специальной подготовки, где выпускник должен показать уровень своей эрудиции и профессиональной грамотности.

Студенты имеют право пользоваться программой ГИА по дисциплине, текстом Закона РФ «Об образовании».

Содержание программы по методике и технологии

работы педагога дополнительного образования

1.Профессия педагога дополнительного образования.

Профессия педагога дополнительного образования в системе педагогических профессий. Понятия «учитель», «педагог», «педагог дополнительного образования». Методика профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. Цели деятельности педагога дополнительного образования. Виды профессиональной деятельности педагога дополнительного образования (диагностическая, ориентационно-прогностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, информационно-объяснительная, коммуникативно-стимулирующая, аналитико-оценочная, исследовательско-творческая).

Функции профессиональнойдеятельностипедагогадополнительного образования (обучающая, воспитательная, организаторская, исследовательская, профилактическая, культурно-досуговая).

2.Квалификация: педагог дополнительного образования.

Профессиограмма педагога дополнительного образования. Профессионально значимые личностные качества педагога дополнительного образования. Профессиональные знания и умения педагога дополнительного образования. Профессиональная компетентность.

Профессиональная этика педагога дополнительного образования. Имидж педагога дополнительного образования.

Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

3.Методика и технология развития творческого потенциала педагога дополнительного образования.

Педагогическое творчество. Педагогическое искусство.

Уровни развития творческого потенциала педагога дополнительного образования. Художественные навыки в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Конкурсы профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога дополнительного образования детей.

4.Методика работы педагога дополнительного образования с детским объединением.

Детское объединение. Виды детских объединений в учреждениях дополнительного образования детей. Этапы проектирования жизнедеятельности детского объединения и собственной деятельности педагога по формированию группы. Задачи педагога на каждом этапе. Содержание педагогической деятельности на каждом этапе.

Методика групповой работы. Особенности, виды групповой работы. Методы групповой работы: групповой опрос, дискуссия, диспут. Уровни коллективной деятельности в группе: одновременная работа со всей группой; работа в парах; групповая работа на принципах дифференциации.

Организация досуга в детском объединении. Формы досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

5. Педагогические основы взаимодействия взрослых и детей в учреждении дополнительного образования детей.

Понятие «взаимодействие», «персонализация», «межличностные отношения». Потребность в персонализации, способность к персонализации. Взаимодействие педагога и ребенка.

Функции педагогического взаимодействия: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная.

6. Педагогическая деятельность как основа педагогического процесса.

Подходы к определению педагогической деятельности. Отличительные особенности педагогической деятельности (содержание, временные рамки, состав учащихся, объект деятельности, продукт деятельности, результат).

Структура педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Мотивация и центрация (по А.Б.Орлову).

Педагог как субъект педагогической деятельности. Структура педагогических способностей. Общий состав способностей по В.А. Крутецкому. Развитие педагогических способностей

Индивидуальные стили педагогической деятельности. Подходы к классификации стилей педагогической деятельности. Типология индивидуальных стилей, предложенная А.К.Марковой, А.Я.Никоновой (эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный), их характеристика.

7. Педагогическая поддержка как основной вид педагогической деятельности педагога дополнительного образования.

Понятие «педагогическая поддержка». Условия обеспечения педагогической поддержки. Этапы педагогической поддержки (диагностический, поисковый, договорной, деятельностный, рефлексивный). Этика поддержки. Педагогика ненасилия. Способы педагогической поддержки (помощь, содействие, защита, страховка, траектория, тактика, выбор, поиск).

Методы и приемы оказания индивидуальной помощи. Психолого-педагогическое консультирование.

8. Реализация личностно-ориентироваиного подхода в деятельности педагога дополнительного образования.

Личностно-ориентированное образование (личностный подход, личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированное воспитание).

Основные принципы личностно-ориентированного образования (вариативность, гибкость, ориентация на личность).

Дифференцированный подход. Индивидуальный подход. Индивидуальная работа. Дифференциация и индивидуализация обучения.

9.Методики творческого развития.

Творчество как вид деятельности. Роль творчества в развитии личности. Понятия «творчество», способности», «задатки», «творческие способности». Основные направления творчества. Признаки творческой личности. Методы развития воображения: игра, ТРИЗ и др.

Развитие творческих способностей. Виды творчества (музыкальное, сценическое, литературное и т.д.) как средства развития творческих способностей.

10.Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей.

Особенности содержания и организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. Планирование образовательного процесса в детском объединении. Учебно-тематическое планирование образовательного процесса.

Учебное занятие в детском объединении. Типы учебных занятий: изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.); закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, контрольные, лабораторные работы и др.); самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.). Учебное консультирование.

11.Методика организации учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей.

Цель и задачи учебного занятия: познавательные, развивающие, мотивационные, социально-педагогические, обучающие, эстетические, оздоровительные.

Модель учебного занятия. Основные этапы учебного занятия: подготовительный, основной, заключительный.

Методика подготовки учебного занятия педагогом. Подбор форм, методов, приёмов. Организация места проведения занятия. Изучение и подготовка средств обучения по теме занятия. Использование ТСО, компьютера на занятии.

Организация и проведение нетрадиционных форм занятий в УДОД. Формы нетрадиционных форм занятий в учреждениях дополнительного образования детей: деловая игра; занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины; репортаж, митинг, творческий портрет, суд, презентация и др.

12.Анализ учебного занятия педагогом дополнительного образования детей.

Сущность анализа учебного занятия. Цели анализа учебного занятия.

Типы анализа учебного занятия: комплексный (полный), аспектный, краткий. Виды аспектного анализа: психологический, дидактический, методический.

Методика самоанализа учебного занятия педагогом дополнительного образования детей.

13.Технология инновационной деятельности педагога дополнительного образования детей.

Основы инновационной деятельности. Принципы инновационной деятельности. Учебно-исследовательская деятельность воспитанников. Проектирование воспитанниками своей жизнедеятельности.

Метод проектов в учебном процессе: поисковые проекты, исследовательские, творческие, прикладные проекты, индивидуальные проекты, социально-образовательные проекты. Требования к проекту. Процедура защиты. Методика «Биржа идей и дел».

Технология педагогических мастерских: концептуальные основы, этапы организации занятия.

Организация учебных практик в детском объединении: ознакомительная практика, учебная, полевая, технологическая, производственная, конструктивно-технологическая, сбор.

14.Методика и технология разработки образовательной программы
педагога дополнительного образования.

Понятие образовательной программы педагога дополнительного образования детей. Функции образовательной программы педагога дополнительного образования (нормативная; целеполагания; функция фиксации; процессуальная функция; оценочная функция). Общие требования к образовательным программам педагога. Типы образовательных программ педагога дополнительного образования: примерная программа, экспериментальная программа, авторская программа. Виды программ педагога дополнительного образования: развивающие; программы допрофессиональной подготовки; программы научно-исследовательской ориентации; развивающие творческую одаренность; социально-адаптивные; культурно-досуговые; досугово-игровые.

Разработка образовательной программы. Этапы проектирования образовательной программы и её содержания.

Структура и оформление программы (титульный лист, введение, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы (формы и методы организации диагностики контроля), библиография, приложения.

15.Оценка качества результатов деятельности детей в учреждениях дополнительного образования.

Формы и методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностью: собеседование, зачет, зачетный лист, вопросник по программе, реферат, защита работы, выполнение нормативов, контрольное упражнение, участие в конкурсах, выставках, выступление на концертах, соревнованиях, КВН, викторина, открытое занятие. Варианты сертификации программы: свидетельство, диплом, удостоверение по окончании курса и т.д.

Показатели эффективности и критерии оценки результатов деятельности детей в дополнительном образовании. Качество реализации образовательного процесса: содержание образовательного процесса, преподавание, учение. Качество результатов образовательного процесса: знания, умения, навыки (ЗУН); развитие способностей; повышение престижа объединения; улучшение показателей адаптации в обществе; участие в выставках, концертах, публикациях и др.; владение процедурами творческой деятельности; воспитанность; развитие личности.

Учет личных достижений. Портфолио. Творческая книжка. Дневник впечатлений и др.

Формы организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в детском объединении. Протоколы результатов.

16. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога учреждения дополнительного образования детей. Нормативно-правовой инструментарий по реализации основных положений Закона РФ «Об образовании». Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка. Приоритетные направления социальной политики государства РФ по улучшению положения детей. Президентские федеральные программы «Дети России», «Молодежь России».

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Документация педагога дополнительного образования.

Содержание программы по вопросам методик

хореографической области деятельности

Классический танец

В каждом вопросе по предмету «Классический танец» определено одно движение или ряд вытекающих друг из друга движений. Необходимо рассказать и показать логическую цепочку изучения движения, музыкальную раскладку изначально и в законченном виде, а также методические особенности и возможные ошибки исполнения.

УПРАЖНЕНИЯ У ПАЛКИ:

1. Постановка корпуса, шеи, головы, рук

Позиции рук ( I , II, III, подготовительная ) Позиции ног ( I--VI )

2. Demi-plie et Grand plie по I, II, V, IV позициям.

3. Battement tendu, Battement tendu pour le pied

4. Passe par terre, Demi-rond de jambe par terre

5. Положение ноги на sur le cou-de-pied, Petit battement

6. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans, обводка.

7. Battement frappe, Battement double frappe

8. Battement tendu jete, jete pigue

9. Battement fondu

10. Battement releve lent на 90 о

11. Battement soutenu

12. Battement developpe

13. Grand battement jete , Grand battement jete pigue

14. Temps releve par terre, en l ,air

15. Rond de jambe en l ,air en dehors et en dedans

16. Маленькие позы, завершающие движения

17. Port de bras c rond de jambe par terre на plie

18.Упражнения в epaulement

УПРАЖНЕНИЯ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА:

1. Позы классического танца

2. arabesgue

3. I e port de bras

4. II e port de bras

5. III e port de bras

6. Temps lie

7. Pas de bourree по V позиции

8.Позы классического танца croise et efface на 90 о

9. Temps lie вперед с перегибом корпуса

10. Temps lie назад с перегибом корпуса

11. IV port de bras

12. Pas de bourree без перемены ног из стороны в сторону

13. Battement tendu epaulement croise, effacee

14. Battement tendu jete epaulement croise, effacee

15.Grand battement jete epaulement в большие позы

16.Grand battement jete pigue epaulement в большие позы

17. V е port de bras

18. Поворот в V й позиции на полупальцах

19. Элементарное adagio

20. Pas de bourree без перемены ног ballotte

21. Battement fondu в маленькие позы croise et effacee

ALLEGRO:

1. Temps leve saute

2. Pas echappe на II ю позицию

3. Pas assemble

4. Sissonne simple

5. Changement de pied

6. Pas balance

7. Pas jete

8. Grand changement de pied

9. Petit changement de pied

10. Pas glissade

11. Grand et petit echappe

12. Double assemble

13. Sissonne ouverte

14. Sissone fermee

15. Pas jete в маленьких позах

16. Pas echappe на одну ногу

17. Pas assemble в позах

18. Pas de basguе

19. Preporation

20. Sissone в I й arabesgue

Ритмика с методикой преподавания

В вопросах ритмике необходимо определить ряд основных особенностей в обучении детей, учитывая возрастные исполнительские возможности и определенные запреты на использование тех или иных движений.

1.Принципы обучения детей младшего возраста.

2. Принципы обучения детей среднего возраста.

3. Принципы обучения детей старшего возраста.

Народный танец

По дисциплине «Народный танец» вопросы носят практический характер. Необходимо показать базовые движения того или иного народного танца из числа пройденных за время обучения. Будет приветствоваться исполнение движений в комбинации, сочиненной на экзамене.

Основные движения украинского танца.

Основные движения молдавского танца.

Основные движения татарского танца.

Основные движения венгерского сценического танца.

Основные движения итальянского танца.

6 . Основные движения белорусского танца.

Русский танец

В первых двух вопросах по русскому танцу необходимо сочинить комбинацию движений на основе мужского или женского русского танца. Можно применять областные особенности из числа изученных. Третий вопрос теоретический, в котором необходимо рассказать о возникновении простейших форм русского танца и исторического развития сценических форм.

1. Комбинация на основе мужского русского танца.

2. Комбинация на основе женского русского танца.

3. Формы русского танца, история возникновения форм.

Бальный танец

По дисциплине «Бальный танец» вопросы носят практический характер. Необходимо показать базовые движения того или иного бального танца из числа пройденных за время обучения.

В латиноамериканской программе: румба, самба, ча-ча-ча, джайв и пасадобль; а в европейской: венский вальс, танго, квикстеп, фокстрот и медленный вальс. Будет приветствоваться исполнение движений в комбинации, сочиненной на экзамене.

1.Основные движения танцев латиноамериканской программы.

2.Основные движения танцев европейской программы.

Композиция и постановка танца

По «Композиции и постановке танца» включены вопросы, в которых необходимо дать теоретическое обоснование и по необходимости практический показ. В первом вопросе нужно рассказать, как минимум о четырех приемах, включая полифонию. Во втором, о театральных больших формах спектакля и о малых композициях. В третьем вопросе заложены три приема работы в постановке с предметом. На четвертый вопрос необходимо рассказать и показать отличия движений кукол, разного качества. В пятом вопросе необходимо описать схему классических балетных форм и перечислить их от наименьшей до самой крупной.

1. Хореографические приемы постановки.

2. Хореографические формы.

3. Предметная хореография.

4. Кукольная хореография.

5. Классические формы построения балета.

История хореографического искусства

Вопросы по истории хореографического искусства являются теоретическими. Каждый вопрос связан с творчеством того или иного выдающегося деятеля хореографического искусства и найти материал для подготовки к экзамену можно в разделах балетной литературы из перечня предлагаемых книг.

1. Балеты П.И.Чайковского, либретто, постановка.

2. Хореография Леонида Якобсона.

3. Хореография Михаила Фокина.

4. «Русские сезоны» Сергея Дягилева.

5. Балеты Мариуса Петипа.

6. Балет «Дон Кихот», либретто, постановка.

7. Современные балеты, («Братья Карамазовы» и т. д.).

8. Современные балетмейстеры (Джорж Баланчин и т. д.).

Содержание программы по вопросам методик

социально-педагогической области деятельности

Методика и технологии культурно-досуговой деятельности

1. Игра как основная форма организации досуга детей.

Понятие «игра». Характерные признаки игры. Досуговая функция игры.

Игрушка: педагогический потенциал, психолого-педагогические и гигиенические требования. Предназначение и организация детской игротеки.

Педагогические требования к организации игр. Позиции педагога в игре (наблюдатель, организатор, ведущий, участник).

Специфика игр детей школьного возраста (младшие школьники, подростки, старшеклассники).

2. Игровая деятельность дошкольника.

Педагогический потенциал и особенности игры детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Педагогическая диагностика развития игры дошкольников.

Классификация игр дошкольника.

Режиссерские игры дошкольника: психолого-педагогический потенциал, особенности, классификация, условия организации.

Сюжетно-ролевая игра дошкольника: психолого-педагогический потенциал, компоненты, развитие. Самодеятельные сюжетно-ролевые игры дошкольника, их стимулирование и педагогическая поддержка.

Игры-экспериментирования: понятие, классификация. Планирование развития игр-экспериментирований. Развивающая игровая среда для игр-экспериментирований.

3. Конструирование и методика организации конкурсно-игровой программы.

Понятие «конкурсно-игровая программа», ее составляющие.

Конкурс как элемент конкурсно-игровой программы: составляющие элементы, виды, педагогические требования. Способы и приемы конструирования конкурса.

Технологии конструирования и методика организации конкурсно-игровых программ. Особенности содержания и организации конкурсно-игровой программы на улице, специфика сезонных праздников (летние, зимние).

4. Конструирование и методика организации интеллектуальных игр.

Педагогический потенциал интеллектуальных игр.

Интеллектуальная игра как вид конкурсно-игровой программы: понятие, существенные признаки. Многообразие интеллектуальных игр.

Игровые задания для интеллектуальных игр: виды, педагогический потенциал, требования к составлению.

Особенности организации интеллектуальных игр.

5. Конструирование и методика организации игр по станциям.

Педагогический потенциал игры по станциям.

Игра по станциям как вид конкурсно-игровой программы: понятие, существенные признаки, составляющие элементы.

Игровые станции, игровые задания: виды, требования к организации. Игровые задания: виды, требования к составлению.

Особенности организации игр по станциям.

Практические задания

1. Составить игровую программу для дошкольников. Участники: 26 человек, 5-6 лет. Проводится на прогулке. Дать рекомендации по ее организации.

2. Разработать конкурсно-игровую программу для младших школьников.
Конкурсы с одним предметом (шишки, карандаши, головные уборы, фантики, конфеты, бананы, воздушные шарики – на выбор студента). Количество участников – 50 человек (2 класса). Дать рекомендации по проведению.

3. Разработать игровую программу для младших школьников к празднику «Масленица». Участники – 47 человек из 2-х классов, третьеклассники. Место проведения – парк. Дать рекомендации по ее организации.

4. Разработать игру по станциям для младших школьников к празднику «День космонавтики». Участники – 6 классов, четвероклассники и третьеклассники. Дать рекомендации по ее организации.

5. Разработать игровой час «Давайте познакомимся!» для отряда детского оздоровительного лагеря. Предусмотреть формы игровой диагностики. Возраст участников 8-10 лет. Дать рекомендации по проведению.

6. Разработать конкурсно-игровую программу для подростков. Включить в программу творческие конкурсы и интеллектуальные задания. Участники 13-14 лет, из трех классов одной параллели, количество – 76 человек. Место проведения – класс (кабинет). Дать рекомендации по ее проведению.

7. Разработать конкурсно-игровую программу для подростков «Морозные забавы». Количество участников – 28 человек, одноклассники, возраст – 13-14 лет. Проводится в парке. Дать рекомендации по организации.

8. Разработать игровой час «Давайте познакомимся!» для отряда детского оздоровительного лагеря. Предусмотреть формы игровой диагностики. Возраст участников 13-14 лет. Дать рекомендации по ее проведению.

9. Разработать игру по станциям «Будем знакомы!» направленную на знакомство с территорией лагеря и персоналом, сплочение отряда. Участники: 161 человек, 5 отрядов оздоровительного лагеря, возраст – 10-13 лет. Форма организации участников: 5 команд, каждый отряд – команда. Игра проводится в первый день смены. Дать рекомендации по ее организации.

10. Проанализировать разработку интеллектуальной игры. Дать рекомендации по ее проведению.

Методика математического развития

1. Методика формирования представлений и понятий детей дошкольного возраста о форме предметов и геометрических фигурах (плоских и объемных).

Задачи изучения темы. Методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры (предварительная работа, наглядность, методика). Методика ознакомления с признаками плоских геометрических фигур (предварительная работа, методика работы). Методика ознакомления с объемными геометрическими фигурами (предварительная работа, наглядность, методика). Методика обучения моделированию с помощью геометрических фигур (наглядность, примеры дидактических игр, упражнений).

2. Методика обучения детей младшего школьного возраста нумерации чисел в пределах десяти.

Задачи и порядок изучения темы. Основные этапы изучения одного из отрезков натурального ряда чисел. Построение занятия по ознакомлению с одним из отрезков натурального ряда чисел. Характеристика числа.

3. Методика обучения детей младшего школьного возраста сложению и вычитанию в пределах 20.

Задачи изучения темы. Знания и умения детей к началу изучения темы.

Этапы изучения темы: а) прибавление и вычитание числа 1 на основе знания натуральной последовательности чисел; б) прибавление и вычитание чисел 2, 3, 4 на основе присчитывания и отсчитывания по одному и группами; в) прибавление чисел 5, 6, 7, 8, 9 на основе переместительного свойства сложения; г) вычитание чисел 5, 6, 7, 8, 9 на основе знаний состава числа и взаимосвязи сложения и вычитания; д) сложение с переходом через десяток; е) вычитание с переходом через десяток.

4. Методика развития временных представлений детей дошкольного возраста.

Задачи изучения темы. Особенности наглядного материала.

Этапы изучения темы: а) ознакомление дошкольников с частями суток; б) ознакомление дошкольников с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра»; в) ознакомление дошкольников с названиями дней недели; г) ознакомление дошкольников с названиями месяцев и времен года; д) развитие «чувства времени» дошкольников.

5. Методика развития количественных представлений детей дошкольного возраста.

Дочисловая деятельность: а) обучение понятиями «один», «много», «ни одного»; б) обучение сравнению множеств по количеству способами наложения и приложения.

Счетная деятельность: а) обучение счету предметов; б) обучение счету предметов с помощью различных анализаторов (счет по образцу, по названному числу, по цифровому изображению, на слух, на ощупь, счет движений); в) ознакомление с построением натурального ряда чисел (образование и сравнение соседних чисел); г) ознакомление с порядковым счетом; д) ознакомление с цифрами.

Вычислительная деятельность: а) ознакомление с составом числа; б) формирование умения решать и составлять арифметические задачи.

Практические задания

Составить конспект дидактической игры для детей 3-4 лет на тему «Один, много, ни одного».

Составить фрагмент занятия с дошкольниками по теме: «Сравнение множеств путем наложения» (включая работу с демонстрационным и раздаточным материалом, а также дидактическую игру).

Предложите 2-3 задания для дошкольников на комбинированный счет и укажите, какие виды счета используются в них.

Предложите 2 различных задания дошкольникам для рисования геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

Предложите методику обучения старших дошкольников умению пользоваться часами.

Методика обучения русскому языку, развития детской речи

с практикумом по логопедии

1. Система работы по развитию речи в детском саду.

Цель и задачи развития речи детей. Программа развития речи детей. Современные программы по развитию речи детей: «Радуга» (ред. Дороновой Т.Н.); «Развитие» (научный руководитель Л.А. Венгер); «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В.И. Логинова и др.); «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова) – краткая характеристика программ.

Средства развития речи: общение взрослых и детей; культурная речевая среда; речь воспитателя; обучение речи на занятиях; художественная литература: различные виды искусств.

2. Методика развития словаря детей

Понятие словарной работы и её значение. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста. Количественный и качественный рост словаря детей Задачи и содержание словарной работы в детском саду (четыре основных задачи). Методы и приёмы словарной работы. Словарная работа в разных видах деятельности.

3. Методика воспитания звуковой культуры речи детей

Понятие звуковой культуры речи, её значение для развития личности ребёнка. Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения; воспитание орфоэпически правильно речи; формирование выразительности речи; воспитание культуры речевого общения и др. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками. Причины речевых нарушений. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи. Этапы обучения правильному звукопроизношению.

4. Подготовка детей к обучению грамоте

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте. Ознакомление со словом, предложением. Знакомство со словесным составом предложений. Ознакомление со слоговым составом слова. Ознакомление со звуковым составом слова. Использование наглядности и дидактического материала для успешного усвоения словесного состава предложения. Подготовка к обучению письму. Задачи подготовки руки и глаза ребёнка к письму. Виды упражнений по подготовке руки к письму.

Практические задания

Составить конспект занятия по звукопроизношению.

Тема: звук [ж]. Закрепление навыка правильного произношения звука [Ж] изолированно, в словах, связном тексте.

Составить конспект занятия развития речи.

Тема: обучение детей рассказыванию по игрушке (средняя группа).

Составить конспект занятия по развитию речи.

Тема: Заучивание наизусть стихотворения Ю. Кушака «Оленёнок».

Составить конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте.

Тема: знакомство со звуком [у] и буквой Уу.

Составить конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте.

Тема: знакомство с согласными звуками. Звук [м], Буква Мм.

Методика физического воспитания и развития

1. Средства и формы физического воспитания и развития дошкольников.

Физические упражнения, гимнастика (виды ходьбы, бега, прыжков, метания, ловли, лазания), подвижные игры, спортивные упражнения, психологические факторы, эколого-природные факторы.

Формы физического воспитания дошкольников: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, активный отдых, самостоятельная двигательная активность детей.

2. Средства и формы физического воспитания младших школьников.

Физические упражнения, гимнастика (виды ходьбы, бега, прыжков, метания, ловли, лазания), подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения как средства физического воспитания младших школьников; психологические факторы, эколого-природные факторы.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня младшего школьника: гимнастика до занятий, физкультминутки, динамические перемены, спортивный час в группе продлённого дня.

Практические вопросы

Составить комплекс упражнений для глаз (в стихах или сюжетном исполнении).

Проанализировать составленный комплекс общеобразовательных упражнений на осанку (наличие ошибок, последовательность, дозировка) и добавить 2-3 упражнения.

Составить комплекс физкультминутки для младших школьников.

Методика экологического образования

1. Наблюдение как основной метод экологического образования детей.

Сущность наблюдения. Требования к проведению наблюдений. Типы наблюдений. Наблюдения с использованием опытов в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе.

2. Занятие как форма работы по экологическому образованию детей.

Общая характеристика занятий. Типы занятий: научно-ознакомительное, обобщающее, учебно-познавательное, комплексное.

3. Эколого-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе.

Понятие эколого-развивающей среды. Принципы построения развивающей среды. Уголок природы в детском саду и начальной школе. Экологические пространства в помещении и на участке дошкольного образовательного учреждения и начальной школы.

Практические задания

1. Продумайте и опишите методику организации дежурств в уголке природы с детьми старшего дошкольного возраста (этапы организации дежурств; периоды организации дежурств с детьми в течение учебного года; опишите подробно, как будет проходить совместная деятельность педагога с дежурными).

2. Проанализируйте программу экологического образования дошкольников и младших школьников «Юный эколог».

3. Составьте и обоснуйте цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (безотносительно возраста дошкольников). Напишите название и цель каждого наблюдения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативный материал

Данилюк А.Я.   Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

Закон РФ «Об образовании» // Вестник образования. – 2004. - №12. – С. 2–62.

Конвенция о правах ребенка // Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями /Сост. Е. П. Педчак, – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – С. 15–44.

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей / Утверждено постановлениями Правительства РФ N233 от 7.03.1995 г. и N212 от 22.02.1997 г. // Вестник образования. – 1997. – №6. – С.12.

Учебная и научно-методическая литература

Литература по методике и технологии

работы педагога дополнительного образования

Буйлова Л.Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие / Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с. – (Воспитание и доп. образование детей).

Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М.: Академия, 2000.

Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Голованов. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с.

Дополнительное образование детей: словарь-справочник / автор-составитель Д. Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002. – 112 с.

Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О.Е.Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н.. Михайлова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –352 с.

Евладова Е.Б. Организация дополнительного образования детей. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред проф. Образования/ Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с.

Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности / А.В. Золотарёва. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Кузнецова Н.А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов / Н.А.Кузнецова, Д.Е.Яковлев; под общ. ред. Н.К.Беспятовой. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 96 с. – (Методика).

Кульневич С.В. Дополнительное образование детей: методическая служба: практич. пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко. – Ростов-н/Д: Учитель, 2005. – 324 с.

Словарь-справочник для работников учреждений дополнительного образования детей / сост. Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. – М.: ЦРДОД Минобразования РФ, 1999. – 44 с.

Литература по вопросам хореографической области деятельности

Базарова Н.П. Классический танец. – Л.: Искусство, 1975.

Базарова Н.П., Мей В. Азбука классического танца. – М.: Искусство,1964.

Балет: энциклопедия. – М.: Сов. энциклопедия, 1981.

Бачинская Н. Русские хороводы. – М.: Музгиз, 1951.

Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство,1980.

Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964.

ГРДНТ «Русские танцы». – М.: Петит, 1993.

Донченко Р.П. Народно-сценический танец. – СПб: Союз художников, 2002.

Захаров Р.В. Работа балетмейстера с исполнителями. – М.: Искусство, 1985.

Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981.

Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. – Л.: Искусство,1981.

Костровицкая В.С., Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1980.

Крейтнер Г.И. Сборник танцев. – М.: Музгиз, 1959.

Мессерер А. Уроки классического танца. – М.: Искусство,1967.

Методические пособия по урокам классического танца / кафедра хореографии СПб. ГАК. – С-Пб, 1996.

Методические пособия по урокам русского танца / кафедра хореографии СПб. ГАК. – СПб, 1996.

Надеждина Н. Русские танцы. – М.: Искусство, 1951.

Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. – М.: Просвещение, 1986.

Степанова Л.Г. Танцы народов мира. – М.: Искусство, 1972.

Степанова Л.Г. Танцы народов мира. – М.: Советская Россия, 1967.

Тарасов Н.И. Классический танец. – М.: Искусство,1971.

Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967.

Уральская В.И., Соколовский Ю.Е. «Народная хореография». – М.: Искусство, 1972.

Фокин М.М. Против течения. – Л.: Искусство, 1981.

Литература по методике и технологиям культурно-досуговой деятельности

Гороховская И. В. Игра: Воспитательный потенциал, педагогическое руководство и организация: учебно-методическое пособие / И. В. Гороховская; научный ред. М. А. Углицкая. – 3-е изд., испр. и доп. – Вологда: Изд-во «Легия», 2007. – 100 с.

Касаткина Е.И. Игра в педагогическом процессе современного детского сада / Е.И.Касаткина. – Вологда: ВИРО, 2007. – с.

Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателей дет. сада / Е.А. Коссаковская; под ред. С.Л. Новоселовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 64 с.

Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей: Приказ Министерства образования РФ № 1917 от 26.06.2000 // Вестник образования. – М., 2000. – №17. – С. 7-8.

Репринцева Е. А. Игра в образовании ребенка: От прошлого к настоящему: учеб. пособие / Е. А. Репринцева. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004. – 264 с.

Репринцева Е. А. Педагогика игры: Теория. История. Практика / Е. А. Репринцева. – Курск: Изд-во Курс. гос. ун-та, 2005. – 422 с.

Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры / С. А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с.

Литература по методике математического развития

Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. / Н.Б. Истомина. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2005, 2009.

Фрейлах Н.И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. – 208с.

Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е.И. Щербакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005, 2007. – 392с.

Литература по методике обучения русскому языку, развития детской речи
с практикумом по логопедии

Стародубова Н.А., Теория и методика развития речи дошкольников. – М., Академия, 2007.

Алексеева М.М, Яшина В.И., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., Академия, 2000.

Комплекты учебников по русскому языку для начальной школы, рекомендованные Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе по традиционной и развивающим системам.

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В., Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических заведений. М., Академия, 2000.

Литература по методике физического воспитания и развития

Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А.Г.Хрупковой, М.Б. Антроповой. – М.: Педагогика, 1982. – 168 с.

Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе/ В.М. Качашкин. – М.: Просвещение, 1978.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 542 с.

Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов В.С. – М.: Академия, 2002.

Литература по методике экологического образования

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособ. / С.Н. Николаева. – М., 2005.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособ. / С.Н. Николаева. – М., 2002.

Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду: кн. для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей, студентов пед. университетов и колледжей / Н.А.Рыжова. – М., 2001.

Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе / Л.П.Симонова. – М., 2002.

1