">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Практическое занятиеКак научить учиться?

Описание: Формы самостоятельной работы по дидактической цели. Обучение в сотрудничестве. Компьютерное, центрированное на ученике и дистанционное обучение. Интерактивные методы преподавания. Языковой портфель. Case study. Жесткое и эвристическое управление.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 6
Поднять уникальность

Похожие работы:

Практическое занятие

«Как научить учиться?»

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, одна из организационных форм обучения, протекающая вне непосредственного контакта с преподавателем (дома, в лаборатории ТСО) или управляемая преподавателем опосредованно через предназначенные для этой цели учебные материалы (например, при дистантном обучении). СР является важным звеном в обучении языку, так как недостаточное количество часов, отводимых на классные занятия под руководством преподавателя, требует значительного объема СР учащихся.

(Щукин «Методика обучения ИЯ», с.289-290)

Формы СР:

- индивидуально

- в парах

- в небольших группах

- целым классом

Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики.

Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

закрепление и уточнение знаний;

выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

формирование умений и навыков практического характера;

формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.
Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели.

Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.

Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.

Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.

Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

Термин «Технологии обучения» используется для обозначения совокупности приемов работы учителя (способов его научной организации труда), с помощью которых обеспечивается достижение поставленных на уроке целей обучения с наибольшей эффективностью за минимально возможный для их достижения период времени.

В методике преподавания ИЯ к современным технологиям принято относить:

- обучение в сотрудничестве;

- метод проектов (проектные технологии);

- центрированное на учащихся обучение;

- дистанционное обучение;

- использование языкового портфеля;

- тандем-метод;

- технология “case study”;

- компьютерные и аудиовизуальные технологии.

Обучение в сотрудничестве

Эта технология обучения базируется на идее взаимодействия учащихся в группе занятий, идее взаимного обучения, при котором учащиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу и несут коллективную ответственность за успехи каждого ученика. Создаются условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и происходит актуализация коллективного субъекта учебной деятельности.

Общая идея – объединить учащихся в небольшие группы (3-4 человека), дать им одно общее задание, оговорить роль каждого ученика в выполнении задания. Тогда возникнет такая ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Общими усилиями решается поставленная задача, а сильные ученики помогают слабым в успешности ее выполнения. Оценка ставится одна на группу.

Эта технология – обучение в процессе общения учащихся друг с другом, а целенаправленная работа в сотрудничестве позволяет повысить интерес к занятиям и значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке.

Компьютерное обучение

Это обучение ИЯ с использованием учебных программ, составленных для работы с компьютером. Возникло на идеях программированного обучения и в наши дни оказывает существенное воздействие на все стороны учебного процесса в связи с:

- массовой компьютеризацией средней и высшей школ,

- созданием компьютерных программ для разных учебных дисциплин, в том числе и для изучающих ИЯ,

- использованием возможностей Интернета как на занятиях, так и в самостоятельной работе учащихся.

В настоящее время получили распространение следующие виды компьютерных учебных программ:

- посвященные овладению отдельными разделами системы языка,

- формированию речевых умений,

- контрольные программы, оценивающие уровень владения языком,

- социокультурные программы, знакомящие с культурой страны изучаемого языка.

К сожалению, еще не существует достаточного количества программ, обучающих речевому общению.

Примеры компьютерных программ:

Reward InterN@tive. Издательство: YDP-Multimedia, Новый диск.

Английский путь к совершенству. Издательство: Медиа-Хауз.

English Platinum 2000. Издательство: Магнамедиа.

Bridge to English. Издательство: Intense Educational.

Центрированное на ученике обучение

Суть – максимальная передача инициативы в процессе занятий самому учащемуся.

Цель преподавания – автономность учащихся в обучении.

Наиболее полное раскрытие личностного потенциала учащегося в результате особой организации занятий, создание партнерских отношений между педагогом и учащимися.

Учитель передает учащемуся знания, формирует навыки и умения и контролирует их усвоение путем опроса.

Ученики сами выбирают стратегии овладения языком:

- прояви индивидуальность,

- организуй свое обучение,

- прояви творческие способности,

- научись справляться с неуверенностью,

- учись на своих ошибках,

- используй контекст.

Дистанционное обучение

Предусматривает обучение на расстоянии с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей. Учащиеся самостоятельно выполняют предлагаемые им задания, которые проверяются преподавателем либо при личной встрече с обучаемыми, что напоминает заочное обучение, либо контролирует работу учащихся с помощью электронной почты.

Главная особенность – опосредованный характер телекоммуникационного общения учитель – ученик.

Курсы дистанционного обучения рассчитаны на тщательное и длительное планирование деятельности обучаемого, доставку необходимы учебных материалов, высокоэффективную обратную связь, максимальную интерактивность между обучаемым и преподавателем.

Интерактивные методы преподавания

Это группа современных методов, базирующихся на интеракционизме – одной из популярных в современной социальной психологии концепции. В рамках этой концепции предлагается понимание социального взаимодействия людей как межличностной коммуникации, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», как его воспринимает партнер по общению и собственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Примеры: кластер, сравнительная диаграмма, пазл, целенаправленное чтение и т.д.

Языковой портфель

Это пакет документов, в котором его обладатель фиксирует свои достижения и опыт в овладении изучаемым языком, полученные квалификации, а также отдельные виды выполненных за время обучения работ, свидетельствующих о его успехах в изучаемом языке (языках).

Используя материалы языкового портфеля, учащийся имеет возможность сопоставить свой уровень владения ИЯ с уровнем других учащихся в группе, а также с европейскими нормами и определить наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений

«Case study»

Возникла в середине 20 века в Гарвардской школе бизнеса.

Суть – обучающимся выдается набор учебных материалов, заключенных в папку (кейс) и предлагается в результате знакомства с материалами осмыслить содержание заключенной в них проблемы, как правило, не имеющей однозначного решения предложить свое решение с использованием имеющихся профессиональных знаний и умений. На занятиях по языку – совершенствование речевых навыков и умений учащихся в результате участия в обсуждении проблемной ситуации.

II. Управление СР — целенаправленное проектирование методического обеспечения учебного процесса с целью оптимального усвоения материала учащимися и овладения ими приемами учебного труда.

Жесткое управление — это управление, характеризующееся точным анализом целей и четкой последовательностью действий учащихся, задаваемой извне управляющей системой (учителем, обучающей программой).

Эвристическое управление — это управление, предусматривающее творческую речемыслительную деятельность учащегося, в результате которой он приходит к самостоятельному открытию.

"Автономность" учащегося — внутренняя, личная независимость, основанная на способности самостоятельно управлять процессом усвоения знаний, овладения навыками и умениями иноязычного общения (Т. Ю. Тамбовкина).

Новые информационные технологии — способы обработки, хранения и передачи информации (текстовой, графической, звуковой, видеоизображений), основанные на широком использовании возможностей компьютерной техники.

Дистанционное обучение — форма обучения, при которой передача информации между обучающим и обучаемым происходит на расстоянии, в том числе с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей, радио, телевидения.

III. 1. Самостоятельная работа (СР) — вид учебно-познавательной деятельности, осуществляемый без непосредственного контакта с преподавателем с помощью специальных средств обучения, которые выполняют функцию управления самостоятельной деятельностью учащихся на всех ее этапах.

Управление СР — целенаправленное проектирование методического обеспечения учебного процесса с целью оптимального усвоения материала учащимися и овладения ими приемами учебного труда.

"Автономность" учащегося — внутренняя, личная независимость, основанная на способности самостоятельно управлять процессом усвоения знаний, овладения навыками и умениями иноязычного общения (Т. Ю. Тамбовкина).

Формы и виды СР:

От формы задания зависит не только характер умственной деятельности школьников, но и время,

отводимое для выполнения работ и на их проверку, интерес учащихся к предмету, организация

самопроверки.

Самостоятельная работа может быть: индивидуальной; в парах; групповой, фронтальной.

Выделяют такие формы самостоятельных работ, как: проведение эксперимента (опыты и лабораторные работы); работа с учебной литературой и наглядностью; использование рабочих тетрадей; работа со средствами ИКТ; самостоятельная работа на уроках обобщения и систематизации знаний; домашние задания, задания на лето и др.

Классифицировать самостоятельные работы по видам можно с разных точек зрения.

1) С точки зрения содержания и структуры курса можно выделить виды самостоятельных работ по

определенным разделам и темам.

2) По степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению творческой

активности:

а) задания, рассчитанные на воспроизводство готовых знаний,

б) задания на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации, в) задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности.

3) С точки зрения развития логического мышления, различают самостоятельные работы по преобладанию того или иного приема умственной деятельности:

а) на проведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного,

б) на проведение анализа с последующими выводами,

в) на раскрытие причинно-следственных связей,

г) на формирование приемов обобщений с последующими выводами учащимся по плану,

д) на формирование приемов классификации.

4) По компонентам знаний, направленных на формирование:

а) общих понятий,

б) знаний фактов,

в) закономерностей,

г) приемов учебной деятельности.

5) По дидактическим целям выделяют самостоятельные работы с целью:

а) воспроизведение опорных знаний и умений,

б) закрепления изученного материала,

в) приобретение новых знаний и умений,

г) повторения и обобщения знаний и умения,

д) проверки знаний, умений и навыков,

е) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

6) Поскольку любая самостоятельная работа учеников проводится на основе какого-либо учебного

пособия (карты, учебника, раздаточного учебного материала), необходимо иметь ввиду классификацию самостоятельных работ по источникам знаний.

7) По форме задания:

а) на узнавание,

б) на воспроизведение,

в) на преобразование,

г) на выбор и творческие.

8) По оформлению ответов:

а) устно,

б) письменно,

в) схематически,

г) практически.

9) По месту в процессе обучения:

а) на этапе изучения новых знаний,

б) их осмысления,

в) применения,

г) обобщения и систематизации,

д) контроля.

10) По месту выполнения:

а) на уроке,

б) вне урока.

11) По охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик).

12) По методу:

а) наблюдение;

б) упражнение;

в) работа с текстом учебника и т. д.

13. По звеньям учебного процесса:

а) задание на восприятие;

б) задание на систематизацию;

в) задание на закрепление учебного материала; задание на повторение учебного материала.

14. По характеру познавательной деятельности обучаемого:

а) репродуктивные задание;

б) творческие (продуктивные).

15. По характеру руководства:

а) подробные инструкции;

б) менее подробные инструкции.

16. А также: традиционные (обыкновенные задания) они требуют от учащихся связанных логических

ответов, учат письменно или устно излагать свои мысли. Они предоставляют полную свободу ученику для ответа.

Задания тестового характера: задания составлены таким образом, что каждый вид теста отражает лишь какой либо один аспект знаний.

Предлагается несколько видов:

а) тесты на нахождение соответствия,

б) тесты-альтернативы,

в) тесты с множественным выбором и др.

Конструктивные задания: это усовершенствованные традиционные задания, расчлененные на отдельные вопросы. Они как бы определяют ход рассуждения ученика, направляют его на определенную последовательность использования приемов учебной работы и наполняют собой алгоритмическое предписание.

2. Учитель, во-первых, способствует вызову мотивации самостоятельной работы, во-вторых, обеспечивает ее рациональный и результативный ход. Самостоятельная работа протекает тем успешнее, чем более добровольный характер она имеет. Поэтому учитель должен создавать лишь основания для зарождения у обучаемых потребности в ней. Имеет смысл создавать такое положение, при котором учащиеся ощутили бы дефицит усвоенного материала для общения, следует указать им на конкретный источник информации для восполнения этого дефицита. Покажем это на примерах:

а) При знакомстве с грамматическим материалом. Грамматика в силу своего обобщенного характера атематична, поэтому мотивировать ее усвоение непосредственно, исходя из речевых потребностей, не представляется возможным. Ощущение дефицита знаний можно вызвать путем сопоставления с родным языком или противопоставления ему.

б) При чтении. Задания, предваряющие текст, обнаруживают дефицит знаний конкретно каждого ученика, который восполняется чтением данного текста. Точно указывая результат, к которому должны прийти ученики, учитель создает предпосылки для их самостоятельной работы.

Вызвав мотив и заронив интерес к ней, учитель должен обеспечить ее проведение, оставаясь при этом «за занавесом». Управление ходом самостоятельной работы имеет две равноценные цели: прочное усвоение знаний, развитие навыков и умений, с одной стороны, и одновременно овладение приемами учебного труда, т. е. формирование «методики учащихся». Современные дидакты придают особое значение этой стороне самостоятельной работы, усматривая в развитии методики учащихся предпосылки непрерывного образования.

Помогает управлять самостоятельной работой и опора. Учитель только задает ситуацию. В ходе самостоятельной работы учащиеся осмысливают ее содержательно-смысловой план в единстве со средствами выражения, т. е. подбирают опоры из различных источников информации (это могут быть: текст, упражнения, специальным образом организованный словарь в виде функционально-смысловых или лексических таблиц, схемы). Этим опорам придается форма, определяемая речевой задачей. Интенсивная «инвентаризация» языкового материала, производимая в соответствии с индивидуальными возможностями, с ориентацией на конкретную речевую задачу, в значительной мере способствует его полному усвоению.

Пользоваться опорами школьников следует учить [11]. Учащиеся далеко не всегда их видят, а поэтому зачастую не могут ими оперировать. Непроизводительно в этом отношении используется связный текст, эта нерасчлененная опора, в которой, как правило, имеется все для построения собственного высказывания. Связный текст может подвергнуться одной из двух процедур: сокращению, т. е. вычленению из него необходимых опор; расширению, когда в него привносятся опоры.

Так, например, при подготовке к высказыванию ученики VІ класса используют в качестве опоры текст „My friends rest-day". Рассказ про выходной день друга является основой для составления рассказов по аналогии. Авторы УМК рекомендуют проводить подготовительную работу под руководством учителя. Представляется, однако, что наиболее эффективна в данном случае самостоятельная подготовительная работа; она будет способствовать индивидуализации речи, обеспечит ее развернутость, так как учащиеся получат возможность мобилизовать все свои речевые ресурсы. Желательно также предложить дополнительные ситуации, придать им более коммуникативный характер. Например:

1) Ты — учительница английского языка нашего класса, рассказываешь своему коллеге из Англии об этом классе.

2) Ты — классный руководитель, характеризуешь наш класс на родительском собрании.

3) Ты — новичок в этом классе и дома рассказываешь родителям о нем.

4) Ты — ученик класса 5а, а твой товарищ учится в классе 5б; вы сравниваете свои классы.

В настоящее время опоры находят широкое применение: они включены и в УМК; их разнообразные виды охарактеризованы в ряде статей [12]. Оперирование опорами позволяет школьникам решить две задачи: обогатить свою речь и расширить свой методический арсенал. Они овладевают способами построения высказывания, его планированием, подбором адекватных средств выражения мыслей, оформления их в соответствии с коммуникативным замыслом.

Таким образом, все рекомендуемые дидактические средства управления самостоятельной работой способствуют как более прочному усвоению языка, так и формированию методики учащихся, осуществляют вклад в развитие самоконтроля, который является высшим показателем владения иностранным языком, залогом его дальнейшего совершенствования.

Самоконтроль предполагает способность учащихся к критической оценке своих знаний и действий, проявляющуюся по его собственной инициативе. Как говорят психологи, он осуществляется «внутри системы ученика» [13]. Самоконтроль еще одна грань личности учащегося, ставящая его в положение субъекта учения.

Способность к самоконтролю не является данностью. Она развивается по мере овладения языком и проходит стадии от внешней, осознаваемой, формы к внутренней, автоматической. При внешнем самоконтроле происходит сличение эталона, заложенного в память, с источником информации, который существует объективно. В результате сличения при выявлении отклонений предпринимается самокоррекция.

К средствам внешнего самоконтроля относятся ключи и тесты для самопроверки, широко представленные в УМК по английскому языку и используемые в самостоятельной работе. Ключи выполняют роль эталона для сличения, тесты для самопроверки развивают сам механизм сличения.

Внешний самоконтроль — атрибут самостоятельной работы — выступает в учебном процессе в единстве с контролем учителя, который также является внешним. Умелое управление самостоятельной работой предполагает ее четкую организацию. В этой связи представляется важным выяснить, должна ли самостоятельная работа осуществляться на уроке или дома.

3. - умения работать с книгой (учебником, математическим текстом, справочниками, таблицами и.др.), работа по плану, алгоритму, предписанию. Навыки работы учащихся по плану особенно успешно развиваются на уроках геометрии. Так, умение работать по образцу не приходит само собой, а требует специальных приемов работы учителя, на уроках математики можно применять карточки с пропусками;

- классификация, систематизация учебного материала успех самостоятельной работы нередко зависит от умения систематизировать учебный материал;

- навыки самоконтроля и самоанализа.

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.