">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Методы обучения детей младшего школьного возраста в педагогической деятельности хореографа

Описание: Сущность и задачи педагогического процесса в творческом развитии ребёнка, Особенности развития детей в младшем школьном возрасте. Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей. Практическая деятельности в творческом коллективе.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Курсовая работа
Дата: 11.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 546
Поднять уникальность

Похожие работы:

Министерство Культуры Российской Федерации

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Московского Государственного Университета Культуры и Искусства

Хореографический факультет
Кафедра народного танца

Курсовая работа

по предмету педагогика

Методы обучения детей младшего школьного возраста в педагогической деятельности хореографа.




2012 г.

Содержание

Введение...................................................................................................................3-5

Глава 1. Сущность и задачи педагогического процесса в творческом развитии ребенка.
1.1. Основные направления и содержание воспитательного процесса............6-10

1.2. Особенности развития детей в младшем школьном возрасте...................11-16


Глава 2. Методика проведения хореографических занятий с детьми младшего школьного возраста.
2.1. Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей...................................................17-25

2.2. Организация деятельности по воспитательной работе с детьми..............26-33
2.3. Анализ моей практической деятельности в творческом коллективе........34-38

Заключение...........................................................................................................39-40

Список литературы....................................................................................................41

Введение

Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Хореографическое искусство таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания. Помимо этого оно сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю — танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Танец народный, бальный, классический, эстрадный, современный, спортивный – все они для ребенка чрезвычайно полезны, способствуют его физическому, нравственному, эстетическому развитию. Занимаясь хореографией, дети раскрывают для себя все традиционные особенности той или иной страны, знакомятся с обрядовой культурой, характером и нравом народов, а также непременно пытаются познать жизненный уклад. Эмоциональная выразительность занимает не менее важное место, чем техническое исполнение танцора. Как только звучит мелодия и хореографический коллектив появляется на сцене, зритель, в первую очередь, обращает внимание на то, с каким настроением исполняется номер, удается ли участникам продемонстрировать мастерство.


Хореография — искусство, обожаемое детьми. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в творческие коллективы, профессиональные ансамбли, студии. Многие детские танцевальные коллективы приобрели большую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Телевидение оказывает значительную поддержку для того чтобы народ не забывал о детских танцевальных коллективах и по-прежнему знал о существовании самодеятельности. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене, мы забываем, что за этим стоит каждодневный труд, как самих ребят, так и профессиональных педагогов-хореографов.

В связи с этим актуально исследование методов работы с детьми каждого возраста, особенно, на мой взгляд, с детьми младшего школьного возраста. Это связано с тем, что младшие школьники подвижны и импульсивны от природы, а потому особенно нуждаются в занятиях хореографией. Однако в силу своей неопытности, недостаточному количеству лет, они менее трудолюбивы, чем дети среднего и старшего возраста, менее собраны, сосредоточены и настойчивы, невнимательны и легко отвлекаются. Это приводит к тому, что воспитательный процесс теряет свою результативность и цель достигается за более длительный срок. Поэтому важно знать и учитывать специфику работы с детьми, чтобы не только получать максимальный результат от занятий, но и меньше утомлять участников, способствовать укреплению их здоровья. Педагог, учитывающий специфику младшего школьного возраста, поможет детям, занимающимся танцем, познать красоту и силу своего тела, развиться физически, овладеть профессиональными навыками танцовщика в соприкосновении с музыкой, с народным фольклором, с историей и развитием отечественного балетного театра.

В своей курсовой работе я хочу найти именно те методы обучения в хореографии, которые оптимальны для детей младшего школьного возраста, чтобы добиться наивысших результатов. Необходимо также выстроить правильно урок, рассчитать правильно нагрузки и отдых. Понять особенности развития детей младшего школьного возраста.

Цель курсовой работы – изучение методов обучения детей младшего школьного возраста в педагогической деятельности хореографа, а также выявление наиболее эффективной методики по проведению занятий. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1) Обратить внимание на возрастные особенности детей младшего школьного возраста, ознакомиться с выработанными к ним подходами; 2) Исследовать различные методы обучения детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе; 3) Проанализировать методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей. 4). Рассмотреть свою практическую деятельность в творческом коллективе и определить, какие методы могли бы усовершенствовать работу. Предмет исследования — методы обучения детей в хореографии. Объектом является личность ребенка в младшем дошкольном возрасте. В заключении курсовой работы хотелось бы выделить те метод воспитания, которые смогли бы с наибольшей вероятностью помочь младшим школьникам адаптироваться в современном обществе и усовершенствовать свои навыки и умения. Несмотря на представленное разнообразие современных подходов и методик по воспитательному процессу, всегда найдется то, что подойдет именно вам, главное уметь это впоследствии применить на практике и добиться положительных результатов.

Глава 1. Сущность и задачи педагогического процесса в творческом развитии ребёнка

1.1 Основные направления и содержание воспитательного процесса

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Понятие "воспитание" — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

В определении понятия "воспитание" заключены некоторые трудности, во-первых, в крайней сложности самого воспитательного процесса, во-вторых, в невозможности выделить процесс воспитания из комплекса жизнедеятельности (из процесса социализации, обучения и психологического формирования личности), в-третьих, в неопределенности самого, результата, воспитания — воспитанности (сложность структуры и неустойчивость). Процесс воспитания — многофакторное явление. Необычное определение воспитанию дано в "Педагогической энциклопедии" автором А. В. Мудриком1. "Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека". В определении отсутствует сам акт педагогического воздействия на воспитуемого и взаимодействия его с воспитателем.

Воспитание — суть формирование воспитанности в условиях всестороннего воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а не само воздействие, является решающим фактором воспитания.Важной категорией педагогической теории воспитания должна стать - "воспитанность".

Воспитанность — это результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Таким образом, процесс воспитания - это последовательная смена состояний воспитания, входе которой происходит изменение личности воспитанника.

В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя: – умственное; – нравственное; – трудовое; – физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях2. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и на всегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными. В настоящее время наше общество еще не является стабильным, поэтому сейчас однозначно и точно, надолго вперед определить цели воспитания не представляется возможным. Но существуют непреходящие ценности, которые не имеют исторических и государственных границ, к ним относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. К ним относятся и такие качества личности как духовность, свободолюбие, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстность и др.

Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. У развивающейся личности это выражается в ее постоянном стремлении к нравственному самосовершенствованию. Свобода есть стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от ее социального положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности. Ответственность - обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где свобода есть действительно благо для личности. Свобода без ответственности — это безответственность, ответственность без свободы — это рабство. Ответственность также можно рассматривать как внутреннюю готовность человека добровольно брать на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом. Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые мы в состоянии описать лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить новое поколение инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.

Таким образом, в структуре воспитательного процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система задач:

1) формирование нравственности (обретение знаний, моральных норм, правил поведения, моральных убеждений, формирование моральных чувств, эмоций, овладение навыками нравственного поведения);

2) формирование всесторонни и гармонично развитой нравственной личности, основным качеством которой стала бы традиционная российская интеллигентность;

3) формирование художественного ценностного мира личности;

4) формирование жизненной позиции личности, соответствующий традиционно просоциальной российской идеологии, осознание прав и обязанностей в контексте этой идеологии;

5) развитие социальных потребностей, интересов и ценностей личности вопреки укореняющемуся индивидуализму;

6) формирование психологических качеств (интеллекта воли, эмоций, способностей, характера и др.) в контексте гармонично и всесторонне развитой личности;
7).формирование устойчивой нравственной позиции в отношении социальных функций личности: общения, прав и обязанностей ее, экономической и политической системы, труда и вознаграждения за него, будущего общества.





1.2. Особенности развития детей в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу.

В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки лежит отчетливый эндокринный сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.

Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности . Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Их работоспособность обычно падает через 25 – 30 минут урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера.

Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. С вступлением в школьную жизнь у ребенка как бы открывается новая эпоха. Л.С. Выгодский говорил, что расставание с дошкольным возрастом – это расставание с детской непосредственностью. Ребенок, попадая в школьное детство, оказывается в менее снисходительном и более суровом мире. И от того, как он к этим условиям приспособится, зависит очень многое. Преподавателям и родителям необходимо владеть знаниями о данном периоде развития ребенка, поскольку неблагоприятное его протекание для многих детей становится началом разочарований, причиной конфликтов в школе и дома, слабого овладения школьным материалом. А отрицательный эмоциональный заряд, полученный в начальных классах, может явиться конфликтом в будущем.

Многим кажется, что танцевать так же легко, как ходить. Это мнение обманчиво. Для овладения искусством танца нужно обладать определенными способностями. При отборе детей для занятий в хореографическом коллективе или детской балетной школе обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а также проводят проверку его профессиональных физических данных, таких как выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок. Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.

Большое значение для танца, в особенности классического, имеет рост. Рост и развитие детей идут непрерывно, но темпы роста и развития не совпадают. Известно, что в некоторые возрастные периоды преобладает рост, а в другие — развитие. Периоды ускорения роста соответствуют определенным в жизни ребенка годам и достаточно четко отражают генетически детерминированный биологический ритм, который можно использовать с целью совершенствования процесса обучения в хореографии.

В эти годы дети обладают уже достаточным уровнем психического развития, но очень возбудимы. Для этого возраста характерны богатство воображения, эмоциональность и непосредственность реакций. Однако из-за относительно слабой устойчивости внимания дети на занятиях быстро теряют темп и ритм.

Дети в этом возрасте обладают в основном наглядно-образным характером запоминания, поэтому личный показ движений педагогом наиболее эффективен. Характер еще только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой определенные цели.

Наиболее благоприятный возраст для восприятия движения в хореографии— 10-11 лет. При этом нужно отметить, что у девочек процесс освоения движений более точный, чем у мальчиков в том же возрасте.

Не только правильное телосложение, но и соотношение веса, роста и окружности грудной клетки играют значительную роль при выполнении многих сложных движений.

Для занятий танцем важно иметь не только пропорциональное телосложение, но и правильную осанку. При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление линии позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы. В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела.

Серьезным недостатком считают плоскостопие, при котором противопоказаны занятия классическим танцем. Однако незначительные формы плоскостопия в процессе роста ребенка и постоянных целенаправленных упражнений могут быть исправлены.

Существуют специфические особенности и способности детей, учет которых необходим для планирования и проведения занятий с детьми младшего школьного возраста. Это выворотность ног, подъем стопы, амплитуда шага, гибкость тела, высота и полетность прыжка и др.

1). Выворотность ног — это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. Для определения выворотности ног ребенка подводят к станку и устанавливают его в I позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны (супинировались), то есть предлагают исполнить grand plie. Взяв руками за бедра чуть выше колен и помогая ребенку раскрыться, можно видеть, легко или с трудом он это делает. При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями. При недостаточной выворотности ног колени при приседании широко не раскрываются, а уходят вперед, и никакими усилиями их раскрыть нельзя.

2). Важным фактором для занятий хореографией является стопа. Подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочередно: сначала одна нога, затем другая. Из I позиции нога выдвигается в сторону (в положение II позиции), колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму.

Подъем стопы — это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема зависит от строения стопы и эластичности ее связок. Различают три формы подъема стопы: высокий подъем, средний и маленький.

3).Балетный шаг. Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трех направлениях: в сторону, вперед и назад. Сначала проверяется одна нога, затем другая. Для проверки балетного шага ребенок становится боком к станку, держась за него одной рукой, или выводится на середину зала. Из I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъемом поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро будущего артиста. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проверяется активный шаг (способность поднять ногу самому). Критерием в данном случае служит высота, на которую ребенок может поднять ноги: для мальчиков норма не ниже 90°, для девочек — выше 90°. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога. У детей младшего школьного возраста балетный шаг формируется легче, чем у детей более старшего возраста.

4). Гибкость тела - это одно из главных профессиональных требований к тем, кто занимается классическим и народным танцем. Она показатель пластичности тела артиста, придает танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.

5). Прыжок придает танцу необходимые для него качества: легкость, воздушность, полетность — и поэтому является его важной составной частью. На занятиях в младших классах важно обратить внимание на высоту прыжка. Проверяется высота прыжка, который выполняется при свободном положении ног с предварительным коротким приседанием. Прыжки выполняются несколько раз подряд. Обращается внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка от пола и мягкость приземления. В момент прыжка требуется оттянуть пальцы ног вниз. Для прыжка важно качество, обозначаемое в хореографии словом ballon, — умение высоко и эластично прыгнуть вверх и сохранить во время прыжка рисунок позы.

6). Координация движений. Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную. Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т. п. Они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память — одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов. В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях). Двигательная координация — это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).

Музыкально-ритмическая координация - это умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.










Глава 2. Методика проведения хореографических занятий с детьми младшего школьного возраста

2.1. Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Метод воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Метод воспитания в педагогике рассматривается как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и ученика.

В.А. Караковский предлагает классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания:

1. Воспитание словом.

2. Воспитание делом.

3. Воспитание ситуацией.

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

6. Воспитание отношениями.

В классификации С.А.Смирнова, где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка, выделены следующие группы методов:

- методы формирования социального опыта детей;

- методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;

- методы самоопределения личности ребенка;

- методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.

В классификации Г.И.Щукиной главным критерием является функция метода по отношению к деятельности, поэтому автор выделяет следующие группы методов:

- методы формирования сознания;

- методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности;

- методы стимулирования деятельности.

Рассмотрим некоторые методы воспитания:

Рассказ на этическую тему - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Данный метод используется преимущественно в младших и средних группах. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей.

При помощи рассказа на этическую тему может быть представлен идеальный образец, пример нравственного поведения, психологически достаточно близкий детям, чтобы взволновать их, вызвать стремление подражать этому примеру, равняться на него в своем поведении. Прекрасным материалом для рассказа на этическую тему являются сказки, рассказы, легенды и притчи. Они населены персонажами и событиями, привычными и понятными для детского разума; они несут в себе те ситуации нравственного выбора, которые должны быть разрешены детьми с помощью воспитателя.

Этическая беседа - вопросно-ответное обсуждение фактов, событий, поступков. Может проводиться индивидуально, в группе, в коллективе. Тема и план проведения беседы должны быть обдуманы заранее. Цель этической беседы - углубление, упрочнение нравственных понятий, обогащение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Эффективность беседы зависит от ее проблемного характера, эмоциональной атмосферы, способствующей самостоятельности выводов воспитанников. Правильное руководство этической беседы заключается в том, что воспитатель учитывает интересы детей, характер их взаимоотношений, их нения. Этические беседы строятся по определенному сценарию, включающему в себя сообщение и анализ фактов, обсуждение конкретных ситуаций, обобщение наиболее существенных признаков нравственных качеств личности, мотивацию и формулировку нравственного правила, применения воспитанниками усвоенных знаний при оценке своего поведения, поведения других людей (И.П. Подласый).

Диспут - разновидность спора, когда воспитанники активно высказывают свои мнения, обсуждают заинтересовавшую их проблему. Этот метод предназначен для учащихся средних и старших классов, поэтому диспут проводится в живой, яркой форме, учитывающей направленность юношеского возраста на проблемы мировоззренческого, ценностного, духовно-нравственного осмысления жизни. Диспут-это сложный метод, который требует высокого уровня профессиональной компетентности воспитателя. При организации и проведении диспута педагог должен учитывать право воспитанника на выбор собственного мнения, проявлять максимальную деликатность и уважение к высказываниям учащихся.

Пример всегда был одним из самых действенных методов воспитания. Как говорил римский философ Сенека, «долог путь наставлений - короток путь примера». Психологической основой примера служит подражательность. Уже в раннем возрасте человек приобретает многие качества, подражая кому-то. Подражают обычно тем, кто оказывает наибольшее впечатление. Поэтому, заботясь о развитии положительных качеств у ребенка, необходимо окружить его положительными, яркими примерами. Ведущую роль в нем играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации (И.П. Подласый). Воспитатель должен обращать внимание учащихся не только на положительные, но и на отрицательные примеры, совместно анализируя последствия дурных поступков, удерживая воспитанников от подражания «ложным кумирам» и сомнительным ценностям.

Упражнение - неоднократное повторение движения . Этот метод используется в младшем школьном возрасте. Эффективность метода зависит от систематичности выполнения, самоанализа, поощрения педагогом.

Приучение - побуждение к систематическому выполнению определенных действий. Применяется данный метод, начиная с раннего возраста, когда ребенок вовремя ложится спать, убирает свои игрушки, учится вести себя в обществе. Эффективность метода зависит от того, насколько выполняемое действие понятно и полезно воспитаннику, когда ему дается образец выполнения и если для этого созданы максимально благоприятные условия.

Воспитывающие ситуации - создание обстановки, системы отношений, которые вынуждают ребенка какой-либо поступок. Данный метод требует от воспитателя особого такта, постоянного контроля, разнообразия воспитательных средств, сотворчества сотрудничества. Ситуация пробуждает индивидуальную мысль, приводит в движение все находящиеся в бездействии способности и возможности личности, в ситуациях творческого поиска соединяются разнообразные виды деятельности (познавательная, художественная, этическая), активности, образуя некий сплав, многократно усиливающий каждый из них.

Соревнование - создание ситуации, в которой воспитанник стремится достичь более высоких результатов по сравнению с другими. Данный метод позволяет внести эмоциональный настрой в деятельность воспитанников, увлечь идеей соревнования, проявить активность, инициативу, способности.

Поощрение - положительна я оценка поведения ребенка. В качестве поощрения часто используются словесное одобрение, похвала, благодарность, награда. Применение данного метода требует от педагога учета следующих педагогических требований: поощрять нужно только за действительные успехи, поощрение должно быть своевременным и поддерживаться коллективом.

Наказание - отрицательная оценка поведения и действий воспитанника. В качестве наказания могут выступать замечание, выговор, отстранение от участия в коллективной деятельности, лишение почетных обязанностей. Основные требования к применению данного метода: наказание должно быть понятно воспитаннику; оно не должно унижать личность ребенка; недопустимо применение физических наказаний в воспитании; последствием наказания становится появление чувства вины и раскаяния.

Педагог в воспитательной деятельности опирается на лучшие качества личности школьника, развивать их, постоянно укрепляя уверенность воспитанника в себе, в своих возможностях.Каждый метод реализуется в зависимости от опыта педагога, индивидуального стиля его профессиональной деятельности, возникшей педагогической ситуации.

Правила выбора методов обусловлены целью и задачами воспитания, возрастными, индивидуальными и личностными особенностями учеников:

- гуманизм отношений педагога к воспитанникам;

-системный подход к выбору методов воспитания: каждый метод дополняет, развивает, поправляет или уточняет другой;

- выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия и средства его осуществления.

Метод воспитания зависит от социального окружения, уровня развития коллектива, в который входят воспитанники. Формы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива.

1. Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.

2. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.

3. Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, и т.д.

4. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.

5. Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.

6. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов.

7. Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.

8. Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу.

9.Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей.
10. Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.).

Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.
12. Большую пользу в художественном воспитании детей принесет изучение танцев других народов.
13. Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на детей. В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является автором постановки и кто подготовил номер в данном коллективе.Подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей.Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств для всестороннего их развития. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как: занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество - чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело. Приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством. Они определяют педагогические и организаторские способности детей. Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.






2.2. Организация деятельности по воспитательной работе с детьми.

В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром. Посещения спектаклей, концертов, художественных выставок, специальные беседы, лекции на этические темы формируют маленького человека, развивают в нем чувство прекрасного. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов и средств. Преподаватель использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно учебные занятия.

1 2