">
Педагогика Общие основы педагогики
Информация о работе

Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного посредством малых форм фольклора

Описание: Психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста. Формирование механизмов речи. Малые формы фольклора как средство развития речи. Содержание и методика развития речи. Словарь ребенка-дошкольника. Коммуникативная функция речи.
Предмет: Педагогика.
Дисциплина: Общие основы педагогики.
Тип: Курсовая работа
Дата: 14.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 249
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

Государственное автономное образовательное учреждение

«Казанский педагогический колледж»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

Курсовая работа

Исполнитель: Власова Т. А.

студентка 5 курса

503П группы

заочная форма обучения

специальность

«Дошкольное образование»

Руководитель:

Судьярова Р. К.

Казань, 2011

Оглавление

Введение стр.3

Глава 1. Теоретические основы развития речи

детей старшего дошкольного возраста

1.1 Психолого — педагогические основы развития

речи детей старшего дошкольного возраста стр.5

1.2 Малые формы фольклора как средство развития

речи детей старшего дошкольного возраста стр.11

1.3 Содержание и методика развития речи детей

старшего дошкольного возраста с использованием

малых форм фольклора стр.14

Заключение стр.19

Список литературы стр.20

Приложения стр.22

3

Введение

Актуальность развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С.Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Ознакомление с малыми формами фольклора является средством осуществления развития речи ребенка и усвоение языка в его эстетической функции. В процессе ознакомления с малыми формами фольклора обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия.

Изучением развития речи дошкольников малыми формами фольклора занимались Ю.Г.Илларионова, Е.И.Тихеева, Ф.А.Сохин, А.М.Бородич, С.С.Бухвостова, О.С.Ушакова, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, М.К.Боголюбская, В.В.Шевченко и другие.

Объектом нашего исследования является процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.

4

Предмет исследования — малые формы фольклора как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования — выявление роли малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогические этапы развития речи детей старшего дошкольного возраста.

2.Уточнить функции малых форм фольклора в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста.

3.Определить требования к отбору малых форм фольклора, основные методы и формы их использования в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста.

5

Глава1.Теоретические основы развития речи детей

старшего дошкольного возраста

1.1Психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста

Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закоомерности и особенности психического и речевого развития на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными функциями и формами речи. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Р.Лури, А.Н.Леонтьева, Н.Х.Швачкина, Д.Б.Эльконина, М.И.Лисиной, Ф.А.Сохина и др.

Психологические исследования позволяют понять, как протекают у ребенка различные психические процесы, как происходят восприятие и порождение речевого высказывания, каковы особенности овладения разными сторонами речи, и определить степень доступности и целесообразности содержания, методов и приемов обучения.

Механизмы речи формируются у ребенка в сложном взаимодействии многих анализаторов, в результате воздействия языка взрослых. Словесный раздражитель является таким же реальным, как и все прочие, только гораздо более многообъемлющим. Роль и время включения каждого из анализаторов в процессе анализа сложного словесного раздражителя — различны. Основным и первоначально складывающимся звеном является совместная деятельность слухового и двигательного анализаторов. Произнесено должно быть то же самое слово, с точно таким же слуховым комплексом, какой и слышится. Этот звуковой состав слова точно определен историей языка и не зависит от воли каждого отдельного человека.

Однако весь речевой процесс не ограничивается пределами

6

функционирования двух анализаторов. Можно установить две фазы этого аналитико-синтетического процесса. В первой фазе услышанное слово разбивается в слуховом анализаторе на звуковые элементы и снова объединяется в сложное целое. Эта фаза может быть соотнесена с восприятием слова. Во второй, более сложной аналитико-синтетической фазе, возбуждение, возникающее в слуховом анализаторе, распространяется выборочно, по совершенно определенным путям в определенные клетки ряда других анализаторов, в которых уже сложились первичные связи от ранее непосредственно действовавших раздражителей. Эта вторая фаза может быть соотнесена с пониманием значения слов и вообще речи. Только в этот момент слово становится вторым сигналом действительности.

Так как ассоциированная со словом система временных связей от непосредственных раздражителей является общей как для слышимого слова, так и произносимого, то аналитико-синтетическая деятельность слухового анализатора в процессе речи находится в тесном взаимодействии с такой же деятельностью двигательного анализатора и контролирует его. Вместе с этим в процессе усвоения языка в самом двигательном анализаторе формируется еще одна важная ступень контроля. От множества мышц, участвующих в работе речевых органов, все время при произнесении слов поступают импульсы в корковую часть двигательного анализатора, где и происходит их анализ и ситез, необходимый для точного артикулирования речи. Эти возбуждения от органов речи И.П.Павлов назвал основным (базальным) компонентом второго сигнала (слова).

В период овладения ребенком грамотой — письмом и чтением — в совместную деятельность слухового и зрительного анализаторов включается также и зрительный. Это вызывает значительную перестройку всего механизма речи.

7

Так, например, значение слова не меняется от того, слышим ли мы его, произносим или видим в тексте книги. Физиологически же эти процессы совершенно различны. Каждый раз в этих случаях «запуск» возбуждения начинается с разных анализаторов.

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга: возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Формирование разных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно и в определенной степени несинхронно, на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка приобретает специфические тенденции.

Шестой и седьмой год жизни — этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, осоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъективности и инициативности в диалоге со взрослым.

Становясь более самостоятельными, дети старшего дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из

8

которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Словарь ребенка-дошкольника быстро увеличивается не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Старших дошкольников следует знакомить и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). В старшем дошкольном возрасте усваивается морфологическая система родного языка, ребенок практически осваивает в основных чертах типы склонений и спряжений.

Ребенка старшего дошкольного возраста следует приучать воспринимать, то есть слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки.

Наряду с ориентировкой на смысл слова, на обозначаемую словами действительность старшие дошкольники обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова, с интересом упражняются в сочинении рифм. Появление у детей ориентировки на звуковую форму слова способствует усвоению морфологической системы родного языка.

Одна из основных функций речи — коммуникативная. В раннем детстве ребенок пользуется ситуативной речью, понятной для собеседника, но обычно непонятной постороннему лицу, не знающему ситуации. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они». У старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция:

9

ребенок сначала вводит местоимение («он», «она»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «Она (девочка) пошла»; «Она (корова) забодала»; «Он (волк) напал»; «Он (шар) покатился» и т. д. Это существенный этап в развитии речи ребенка.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того, чтобы быть понятной без непосредственого восприятия этой ситуации. Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть понятны слушателям без вразумительного изложения. Ребенок сам к себе начинает предъявлять определенные требования и пытается следовать им при построении речи.

Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Ситуативная речь не является речью низшего ранга. В условиях непосредственного общения ею пользуется и взрослый. Со временем ребенок начинает все долее совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения на занятиях в детском саду.

Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 разнообразные чаще, чем младшие дошкольники.

10

Таким образом, к 7 годам ребенок отделяет слово от обозначаемого им предмета и понимает его как абстрактную единицу. У дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. В 5-7 лет она становится произвольным самостоятельным процессов. В старшем дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится полноценным средством общения и познания.

11

1.2 Малые формы фольклора как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Использование загадок, пословиц, поговорок, песенок, потешек, небылиц, перевертышей, прибауток, закличек, скороговорок, считалок как источников идей, художественных образов и языковых средств выразительности в словесном творчестве детей традиционно.

Загадывание и отгадывание загадок является своеобразной игрой со смыслами. В основе загадки лежит замысловатый вопрос, уподобление одного явления другому. Загадки содержат все типы синтаксических конструкций, имеющихся в языке.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слова, формируют представления о переносном значени слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Ю.Г.Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать — это не только умение правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в тонкую словесную форму.

Речь-доказательство особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для понимания и освоения речи-доказательства.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа. Воспитателю рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям,

что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возмозностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же.

12

Таким образом, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся подбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова; отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.

Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль: метким словом остановить хвастуна, насмешника; дать меткую характеристику человеку или его деятельности.

Таким образом, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь; развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Скороговорка — короткая фраза с искусственно усложненной артикуляцией, содержит близкие по звучанию, но различные фонемы (например, «с» и «ш») и сложные для произношения сочетания фонем. Скороговорки (чистоговорки, частоговорки) появились еще в глубокую старину и помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.

Анализ скороговорок, собранных В.Далем, показывает, что их диапазон необычайно широк. Скороговорки бывают длинные и короткие, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетании звуков [Приложение 3].

Считалки это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической

13

структурой. В древности люди использовали считалку для распределения работы. В наши дни дети применяют считалку при распределении ролей в игре. Считалки тренируют память, развивают у детей чувство ритма.[Приложение 1] Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи, произнося считалки на только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Л.Е.Стрельцова говорит, что «все эти смешные и веселые стишки помогают ребенку полноценно овладеть родным языком. И без них ему было бы сложнее стать достойным хозяином родного языка, а выражение собственных мыслей давалось бы с большим трудом».

С.С.Бухвостова считает пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки, считалки незаменимым материалом для дикционных упражнений. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению.

А.П.Усова, О.С.Ушакова считают, что малые формы фольклора являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

14

1.3 Содержание и методика развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора

Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале поговорок, загадок, пословиц, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и их образности и углубляют художественное восприятие литературных произведений.

Такое обучение способствует осознанному переносу сформированнных представлений в словесное творчество.

Развитие речи на основе формирования чуткости к слову и оттенкам его значений можно вести по разным направлениям. Прежде всего необходимо обращать внимание детей на обогащение жизненных впечатлений, а для этого постоянно организовывать целенаправленные наблюдения с использованием малых форм фольклора. Развитие речи осуществляется как на занятиях, так и вне их.

Первый этап обучения предусматривает расширение представлений детей о малых формах фольклора. В ходе трех занятий и тематических развлечений у старших дошкольников развивают познавательный интерес к различным формам фольклора: с эмоциональной направленностью (частушки, потешки, прибаутки), с его практической соотнесенностью с миром (заклички, считалки, приговорки, скороговорки) и с иносказательностью народной речи (загадки, ословицы, поговорки). Для этого используются сценарии фольклорных праздников: «Встреча с любимыми произведениями», «Год кончается, год начинается», «Посиделки», где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений.

Второй этап обучения может быть направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками,

15

какие свойственны пословицам и поговоркам.

В ходе работы с языковым материалом были выделены критерии отбора пословиц и поговорок:

1)семантическая доступность выражений, то есть возможность осмысления детьми слов и словосочетаний, а также понятий, которые они обозначают;

2)художественная емкость пословиц и поговорок, выразительность эмоционально-экспрессивной стороны, изобразительность текста;

3)частотность употребления выражений, то есть относительная регулярность воспроизведения фольклорной формы в речевой практике.

Пословицы и поговорки желательно систематизировать и представить в виде следующих групп: тематической, художественной, логико-тематической и инокультурной [Приложение 2].

Третий этап обучения посвящяется использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками: учебно-речевой, игровой, учебно-речевой, бытовой, досуговой. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц, поговорок как фразеологических единиц. С помощью приемов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется представление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний. На данном этапе происходит последовательное освоение новой речевой информации и одновременно развитие познавательных сил и лексических возможностей детей ориентироваться в этой информации.

Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц и поговорок в самостоятельной речи. Определяется соотношение знаний и точность воспроизведения паремических единиц как целостных сочетаний слов с переносным значением. На данном этапе знани детей нацеливаются на объединение, комплексирование задач (ознакомление, уточнение знаний и

16

активизация пословиц, поговорок в речи). Детям предлагается продолжить пословицу по заданному началу: «Как аукнется...» (так и откликнется); назвать пословицу по рифмующимся словам: руки-скуки (умелые руки не знают скуки); подобрать поговорку к заданному слову: белка (крутится как белка в колесе); составить рассказ по тексту пословицы. В упражнениях на определение полярных семантических отношений (антонимия: ум — глупость, правда — ложь, трудолюбие — лень), эквивалентных отношений слов (синонимия: лукавство — хитрость, смекалка — ловкость) дети одновременно осваивают ценностную ориентацию изречений.

Е.А.Флерина, А.П.Усова отмечали, что важнейшим условием использования пословиц и поговорок является уместность, когда на лицо есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства. Тогда скрытый смысл для ребенка ясен.

Весьма важно, чтобы пословицы и поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т. п.), а также сопровождались жестами, мимикой.

Чистоговорки, потешки, пословицы, поговорки используются в логопедии для выявления отклонений в звукопроизношении ребенка. Для этого ребенку предлагается произнести подряд несколько фраз, в которых бы возможно чаще повторялся используемый звук.

Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребенка, их надо применять как можно чаще. Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Здесь же развивается умение изменять интонацию, дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно). Чтобы речь развивалась, надо следить за четкостью произношения каждого звука.

17

Есть несколько способов работы со скороговорками:

1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.

2. Пусть ребенок проговорит скороговорку, пребрасывая мячик из одной руки в другую.

3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.

4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Таким образом, воспитатель использует различные потешки, скороговорки для развития фонематического слуха, речевого дыхания, для отработки дикции, силы голоса, темпа речи . Использование поговорок и пословиц на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Своеобразной игрой в литераторов может стать ведение альбомов детского словесного творчества. Альбомы могут иметь вид книг, созданных и иллюстрированных самими детьми. Они могут содержать придуманные совместно со взрослыми загадки, стихи, рифмовки. Темой сочинения может стать потешка, скороговорка. Ребенок диктует сочинение, а взрослый записывает. В этой ситуации «письменной речи» активизируются сложные синтаксические конструкции, преодолеваются некоторые конструкции разговорной речи (Ф.А.Сохин, М.С.Лаврик).

Загадка может служить вводной частью к рассказыванию сказок, рассматриванию предметов и картин, а может выступать, как развернутая деятельность — вечер загадок, игра в загадки. Чтобы дети сами стали загадывать загадки, такие вечера, игры надо проводить регулярно, неоднократно включая в них одни и те же загадки в разном сочетании. Поначалу дети просто отгадывают, в дальнейшем их просят доказать

18

правильность ответа (Почему ты думаешь, что это волк? лиса? и т. д.). Обосновывая отгадку, ребенок использует сложноподчиненные предложения.

Загадки можно широко использовать в повседневной жизни, в детской деятельности. На это указывают Ю.Г.Илларионова, М.М.Алексеева, А.М.Бородич и другие. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для детей привлекательным, можно загадать загадку о предметах туалета. Собираясь на прогулку, можно загадать детям загадку об игрушках и предметах, которые они возьмут с собой. Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершени с целью закрепления в сознании и речи детей признаков предметов. [Приложение 4]

На занятиях с детьми седьмого года жизни продолжается развитие звукового анализа слова (умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги и ударения). Составление детьми загадок о словах и звуках является показателем развития их лингвистического мышления.

А.М.Бородич, А.Я.Мацкевич, В.И.Яшина рекомендуют использовать малые формы фольклора в театрализованной деятельности (игры-драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.

Таким образом, малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми могут применяться как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

19

Заключение

Мы видим, что воспитательное, образовательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного язык; что с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи детей старшего дошкольного возраста (развитие фонематического слуха, звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи).

Таким образом, мы убедились, что можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Занятия должны проводиться систематически, а малые формы фольклора должны быть доступны и понятны ребенку. В результате, у детей повышается интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, самостоятельно организовывают игры с помощью считалок, придумывают загадки.

Не менее важен для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада, обеспечивающий непрерывность воспитания и обучения детей. Родители с удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы, поговорки, загадки, объясняют детям их смысл. К.Д.Ушинский считал, что формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающий сокровища человеческого опыта. Ни в одной из форм языкового творчества народа, указывал К.Д.Ушинский, не проявляется так ум народа, быт, мировоззрения, как в пословицах, поговорках, загадках.

20

Список литературы

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов.- М.: Академия, 1999.-672 с.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 1997.- 400 с.

3.Аникин В.П.Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. 240 с.

4.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.:Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.

5.Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. - М.: Просвещение, 1970. - 148 с.

6.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.- 255 с.

7.Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. - Курск: Академия Холдинг, 1976. - 178 с.

8.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.

9.Детская психология: Учебное пособие / под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Минск: Университетское, 1988. - 399 с.

10.Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Академия педагогических наук, 2001. - 370 с.

11.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с.

12.Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное воспитание. М.: Просвещение, 1989. - №5. - С. 10-23

13.Мухина В.С. Психология дошкольника: Учебное пособие для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ / под ред. Л.А.Венгера. - М.: Просвещение, 1975. - 239 с.

21

14.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. М.: Просвещение, 2005. - 205с.

15.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.

16.Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия: Книга для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1992. - 256 с.

17.Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. - Ярославль: Академия развития, 2005.- 192 с.

18.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.

19.Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1972. - 78 с.

20.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольно-образовательных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2004. - 288 с.

21.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232 с.

22.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М.:Издательство АПН РСФСР, 1961. -334 с.

23.Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 1960. - 348 с.

22

Приложение

Приложение 1

Считалки

1. - Заяц белый, куда бегал?

- В лес зеленый.

- Что там делал?

- Лыко драл.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Кто брал?

- Родион.

- Выйди вон!

2. Зайчишка-трусишка

По полю бежал.

В огород забежал,

Морковку нашел,

Капусту нашел,

Сидит, грызет.

Иди прочь -

Хозяин идет!

3. Шли большие корабли,

По пути они зашли:

В Африку, Австралию,

В Индию, Италию,

Аргентину, Уругвай.

Кто остался — вылетай!

23

4. Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку,

Красный, белый, синий цвет -

Замечательный букет!

Кто же, кто же, кто готов

Получить букет цветов?

И не ты, и не ты,

Вот кому мои цветы!

5. Чтобы дом построить новый,

Запасают тес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, а потом

Начинают строить дом!

24

Приложение 2

1. Тематическая группа пословиц и поговорок.

Природа

Апрель с водой, май с травой. Береги нос в большой мороз. В зимний холод всякий молод. Два друга — мороз да вьюга. Дыма без огня не бывает. Куда ветер, туда и тучи.

Животные

Волка кормят зубы, а зайца спасают ноги. Бежал от волка — попал на медведя. Кружится, как белка в колесе. Пустили козла в огород. Знает кошка, чье мясо съела. Лиса хитростью берет.

Смелость

За правое дело стой смело. Волков бояться — в лес не ходить. Кто смел, тот и цел. Смелость города берет. Смелый там найдет, где робкий потеряет. Где смелость, там и победа. Кто смел, тот наперед поспел.

Ложь

Врет — и глазом не моргнет. Вранье не ведет в добро. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. Лучше молчать, чем врать. Не верь словам, а верь делам. Шила в мешке не утаишь.

Еда

Запретный плод слаще. Голодной куме все хлеб на уме. Есть сало — да не про кота. Ешь калачи, пока горячи. Кашу маслом не испортишь. Ложки мимо рта не пронесешь. Сытый голодного не разумеет.

Безделье

В лесу живу, а без дров сижу. Под лежачий камень вода не течет. Лень до добра не доведет. Кто труд любит, долго спать не любит. Маленькое дело лучше большого безделья. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. От скуки бери дело в руки.

25

Добро

Добро того учит, кто слушает. Добро помни, а зло забывай. За добро плати добром. И собака помнит, кто ее кормит. Мир не без добрых людей. При солнышке тепло, при матери добро. Хорошо тому добро делать, кто помнит.

2. Художественная група пословиц и поговорок в стихотворной и прозаической формах.

Стихотворные

Всяк сверчок знай свой шесток. Без друга на сердце вьюга. За правое дело стой смело. Конец — всему делу венец. Из огня да в полымя. Доброе братство лучше богатства. Старый друг лучше новых двух. На хотенье есть терпенье. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Хлеб-соль кушай, а правду слушай. Когда я ем, я глух и нем. Рабочие руки не знают скуки. Терпенье и труд все перетрут. Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Прозаические

Лиха беда — начало. Два сапога — пара. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Бежать сломя голову. Друзья познаются в беде. Хвалилась синица море поджечь. На воре и шапка горит. Тихая вода берега подмывает. Пчела мала, а и то работает. У страха глаза велики. Глаза страшатся, а руки делают. Всяк кулик свое болото хвалит. Лисичка от своего хвостика плачет. Корень ученья горек, да плод его сладок. Под лежачий камень вода не течет.

3. Логико-тематическая группа (включает изречения, выражающие отношения между признаками и свойствами объекта (субъекта)):

- отрицательные или отношения противопоставления: не в свои сани не садись; ни кола, ни двора;

- утвердительные или с выделением, акцентированием свойства, признака: лучше молчать, чем врать; мал, да удал;

26

- проявляющие взаимосвязь, взаимозависимость «причина-следствие», «стимул-реакция»: что посеешь, то и пожнешь; как с гуся вода.

Отрицательные

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться. Мороз не велик, да стоять не велит. Не зная воду, не суйся в воду. На берегу плавать не научишься. После драки кулаками не машут. Не беда ошибиться, беда не справиться. Любишь есть калачи — не сиди на печи. Волков бояться — в лес не ходить. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. В тесноте, да не в обиде. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Утвердительные

Уговор дороже денег. Разум силу победит. Делай добро и жди добра. Один за всех и все за одного. Старый друг лучше новых двух. Лучше молчать, чем врать. За правое дело стой смело. Ум хорошо, а два лучше. Заставь козла огород стеречь. Совет дороже денег. Играй, играй, да и дело знай. Ученье — свет, а неученье — тьма. Долг платежем красен.

Каузальные (взаимосвязь «стимул-реакция», «причина-следствие»)

Какие труды — такие плоды. Будет терпенье — будет и уменье. Апрель с водой, май — с травой. Кто посеет ветер — пожнет бурю. Куда иголка, туда и нитка. Взялся за гуж — не говори, что не дюж. Как аукнется, так и откликнется. Делай другим добро — будеешь и сам без беды. Будешь книги читать — будешь все знать. Что посеешь, то и пожнешь. Любишь кататься, люби и саночки возить. Назвался груздем — полезай в кузов. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Куда ветер, туда и тучи.

4. Инокультурная группа (состоит из ограниченной подборки изречений разных языковых культур)

Пословицы и поговорки народов Европы

27

На солнце тепло, а возле матери хорошо. Веселая мысль — половина здоровья. Трусливый заяц пенька боятся. Нужно наклониться, чтобы из криницы воды напиться (укр.). Какая мать — такая и дочь, какой отец — такой и сын (нем.). Конец хороший — все хорошо (нем.). Из слов суп не сваришь (рум.). Добро сделаешь — добро найдешь (рум.). Нельзя есть пирог, не имея его (англ.). Можно привести коня к воде, но нельзя заставить его напиться (англ.).

Пословицы и поговорки народов Востока

На устах дыня, а на сердце — редька (кит.). Не смейся над стариком, сам им станешь (кит.). Если посеял просо — не жди бобов (кит.). Из песчинок гора вырастает (яп.). Лягушка для рыбы — лучший певец (араб.). Игла других одевает, а сама голая (араб.). Палку бросают в то дерево, которое приносит плоды (турец.).

28

Приложение 3

Скороговорки

Короткая

Добр бобер до своих бобрят.

Длинная

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Рифмованная

Ехал грека через реку, видит грека грека — в реке рак.

Сунул грека руку в реку, рак за руку греку — цап!

Нерифмованная

Пашка ел суп, а кошки слопали кашу.

Сюжетная

В огороде рос горох,

А за речкой гречка.

Старый наш козел Енох

В огороде рвал горох,

Гречку рвал за речкой.

Бессюжетная

Сыворотка из-под простокваши.

Логичная

На рассвете Евсей

Ловил овсянку в овсе.

29

Евсей в овсе

По колено в росе.

Абсурдная

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

С повторами

Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю». Отвечает ему попугай: «Попугай, попугай, попугай!»

Без повторов

От топота копыт пыль по полю летит.

На одном звуке

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

На сочетании звуков

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

30

Приложение 4

Загадки

Про вещи

1.Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)

2.Под крышей — четыре ножки,

Над крышей — суп да ложки. (Стол)

3.Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. (Антенна)

4.Одной ручкой всех встречает,

Другой ручкой провожает. (Дверь)

5.В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

Про людей

1. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

2. Тебе дано, а люди им пользуются. (Имя)

3. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

4. Что быстрее всех на свете? (Мысль)

5. Пять братьев — годами равные, ростом разные. (Пальцы)

Про явления природы

1.Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.(Лед)

2.Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)

3.Виден край, да не дойдешь. (Горизонт)

4.Ты кричал — оно молчало,

Ты молчал — оно кричало. (Эхо)

5.От кого, мои друзья,

31

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит... (Тень)

Про времена года

1.Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнула перинки — над миром пушинки. (Зима)

2.Тает снежок, ожил лужок.

День пребывает. Когда это бывает? (Весна)

3.Солнце печет, липа цветет,

Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)

4.Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (Осень)

Про овощи и фрукты

1.Красна девица

сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

2.Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я … (Капуста)

3.Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

4.Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

32

На вкус, как сахар сладок,

На вид — похож на мяч. (Арбуз)

5.Круглое, румяное с дерева достану я,

На тарелку положу, «Кушай, мамочка», - скажу. (Яблоко)

Про растения

1.Посадили зернышко - вырастили солнышко. (Подсолнух)

2.Не огонь, а жжется. (Крапива)

3.На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)

Про животных

1.Ежик вырос в десять раз,

Получился… (Дикобраз)

2.Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Кролик)

3.Кто на себе свой дом носит? (Черепаха)

Про орудия труда

1.Бьют Ермилку по затылку,

Он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь)

2.Сам худ — голова с пуд.

На работу вышел — каждый услышал. (Молоток)

3.В лесу родился, а дома хозяйничает. (Веник)

Про птиц

1.Что за кузнецы в лесу куют? (Дятел)

2.Пестрая крякуша ловит лягушек,

Ходит в развалочку, спотыкалочку. (Утка)

3.И петь не поет, и летать не летает...

За что же тогда его птицей считают? (Страус)

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.

1